Научная статья на тему 'Модель патриотического воспитания учащихся младших классов в образовательном учреждении'

Модель патриотического воспитания учащихся младших классов в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ТРАДИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PATRIOTIC EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTION / CONTRADICTIONS / TRADITION / PEDAGOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Ольга Сергеевна

В статье рассматривается модель патриотического воспитания младших подростков в образовательном учреждении. Автор поддерживает сложившийся в современной научной литературе тезис об основных уровнях формирования патриотизма: когнитивном, эмоционально мотивационном и деятельностном и, опираясь на констатирующее исследование, настаивает на недостаточной сформированности эмоционально мотивационном и деятельностном компоненте патриотизма у младших подростков. В связи с этим в статье последовательно выделяются противоречия, возникающие в процессе эффективного патриотического воспитания младших подростков в образовательном учреждении. Обосновывается необходимость реализации предложенной педагогической модели во внеучебной деятельности посредствам приобщения обучающихся к традициям семейным, школьным общественным. Автор, опираясь на философско-педагогическую основу воспитания, представляет патриотизма как нравственно-духовное чувство, формирующиеся в процессе патриотического воспитания, что представляет собой социальный механизм, так же как и приобщение к традициям, как явлению с духовным, телесным и деятельностным проявлением. Модель, предложенная в статье, предусматривает создание условий, при которых ребенком младшего подросткового возраста включается в традиционную деятельность совместно с родителями, одноклассниками, учителями, представителями общественных объединений, сам определяет цель деятельности, ее идейное, значимое содержание, организацию, контроль и оценку, что должно способствовать патриотическому воспитанию посредствам самовоспитания, через осознание себя частью целой культуры народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of patriotic education of primary school students in an educational institution

In the article is considered the model of Patriotic education of younger teenagers in an educational institution. The author supports the thesis which has developed in modern scientific literature on the main levels of formation of patriotism: cognitive, emotionally motivational and activity and, leaning on the stating research, insists on insufficient formation emotionally a motivational and activity component of patriotism at younger teenagers. In this regard in article the contradictions arising in the course of effective patriotic education of younger teenagers in educational institution are consistently allocated. Need of realization of the offered pedagogical model for extracurricular activities by means of familiarizing of students with traditions is proved by family, school public. The author, leaning on a philosophical and pedagogical basis of education, represents the content of patriotism as moral and spiritual feeling, formed in the course of patriotic education that represents the social mechanism as well as familiarizing with traditions with spiritual, corporal and activity manifestation. The model offered in article provides creation of conditions under which the child of younger teenage age joins in traditional activity together with parents, by schoolmates, teachers, representatives of public associations, itself defines the activity purpose, her ideological, significant contents, the organization, control and assessment that has to promote patriotic education by means of self-education, through understanding of a part of the whole culture of the people

Текст научной работы на тему «Модель патриотического воспитания учащихся младших классов в образовательном учреждении»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Модель патриотического воспитания учащихся младших классов в образовательном учреждении

Воробьева Ольга Сергеевна,

аспирант кафедры начального образования, общей и социальной педагогики, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия E-mail: rossoma@mail.ru

В статье рассматривается модель патриотического воспитания младших подростков в образовательном учреждении. Автор поддерживает сложившийся в современной научной литературе тезис об основных уровнях формирования патриотизма: когнитивном, эмоционально - мотивационном и деятельност-ном и, опираясь на констатирующее исследование, настаивает на недостаточной сформированности эмоционально - мотивационном и деятельностном компоненте патриотизма у младших подростков. В связи с этим в статье последовательно выделяются противоречия, возникающие в процессе эффективного патриотического воспитания младших подростков в образовательном учреждении. Обосновывается необходимость реализации предложенной педагогической модели во внеу-чебной деятельности посредствам приобщения обучающихся к традициям семейным, школьным общественным. Автор, опираясь на философско-педагогическую основу воспитания, представляет патриотизма как нравственно-духовное чувство, формирующиеся в процессе патриотического воспитания, что представляет собой социальный механизм, так же как и приобщение к традициям, как явлению с духовным, телесным и де-ятельностным проявлением. Модель, предложенная в статье, предусматривает создание условий, при которых ребенком младшего подросткового возраста включается в традиционную деятельность совместно с родителями, одноклассниками, учителями, представителями общественных объединений, сам определяет цель деятельности, ее идейное, значимое содержание, организацию, контроль и оценку, что должно способствовать патриотическому воспитанию посредствам самовоспитания, через осознание себя частью целой культуры народа.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, образовательное учреждение, противоречия, традиция, педагогическая модель.

Введение

Тема патриотического воспитания современного поколения не теряет свою актуальность, несмотря на большое количество научных работ, программ и методических разработок. С 2001 по 2015 годы в России были реализованы три госпрограммы патриотического воспитания, в настоящее время в нашей стране реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В программе отмечается потребность в повышении качества патриотического воспитания именно в образовательных организациях, которые постепенно должны превратиться в центры патриотического воспитания подрастающего поколения. Целенаправленная воспитательная работа в образовательных учреждениях по формированию патриотизма эффективна, если проводиться в зависимости от уровня развития функциональных особенностей, психоэмоциональной, интеллектуальной, нравственной сферы растущего организма ребенка.

Само понятие «патриотизма» и «патриотического воспитания» в научных исследованиях, посвященных этой теме, не имеет однозначного определения и зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период её развития, что является условием изменения подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в различные периоды развития страны [1].

В своей работе мы рассматриваем патриотическое воспитание как целенаправленный процесс взаимодействия участников педагогического воздействия с целью формирования патриотических знаний, взглядов, убеждений, патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины, стремления служить ее интересам.

В современных педагогических исследованиях все больше культивируется мнение о том, что патриотизм - это не застывшее качество, а развивающее и формирующее в социально-культурной и воспитательной среде свойство личности. На основе идеи А.Н. Леонтьева о том, что формирование личности человека происходит в трех наиболее важных сферах - сознании, отношении и деятельности [5], современные исследователи про-

сз о со "О

1=1 а

—i

о

сз т; о m о от

з

ы о со

цесса патриотического воспитания (работы О.А. Лотарева, Л.И. Манина, Т.М. Маслова, Л.А. Петрова и др.) выделяют основные внутренние элементы структуры патриотизма: когнитивный, эмоционально-мотивационный (ценностный) и деятельности (поведенческий). Определение данной структуры становится и критерием оценки уровня патриотизма, который требует более эффективных и социально обусловленных средств в процессе патриотического воспитания, а его моделирование становится социально-значимым для общества и государства. В своей работе мы предлага-

ем педагогическую модель патриотического воспитания младших подростков в образовательном учреждении.

Основная часть

Для решения задач воспитания патриотизма младших подростков мы предлагаем использовать педагогическую модель, которая представляет собой структуру патриотического воспитания младших подростков в образовательном учреждении во вне-учебной деятельности на основе традиций общественных, школьных, семейных (рис. 1).

Рис. 1. Модель патриотического воспитания младших подростков в образовательном учреждении

Педагогическая модель представляет собой идеальный или рабочий образец, который можно использовать в педагогическом взаимодействии образовательного учреждения, так как именно в образовательном учреждение возможно создать необходимые условия для реализации данной модели.

В ходе своей работы мы ориентировались на философско-педагогические основы воспитания, которые обуславливаются сложностью формирования внутренней структуры патриотизма как качества личности, когда духовная сфера человеческой жизни выходит за пределы индивидуального в социальное, становясь частью высшей ценности. В связи с изменениями в современном обществе, в сфере нравственности и духовности личности проблема ценностей в философско-педагогических исследованиях становится очень актуальной, особенно в контексте патриотического воспитания. В педагогическом процессе патриотическое воспитание мы рассматриваем как систему, ведущей идеей которой должна быть нравственная ценность, детерминирующая постановку цели, содержания, принципов, форм и методов воспитательно-образовательного процесса [6]. Само же понятие «патриотизм» в представленной

педагогической модели рассматривается и как цель и как результат патриотического воспитания: цель - формирование патриотизма; результат - личность, обладающая патриотическим сознанием.

Наиболее благоприятным, на наш взгляд, возрастом для формирования патриотизма, как духовного явления высшего порядка, является младший подростковый возраст, так как этот сенситивный период является важнейшим этапом формирования личности, связанный с самопознанием, самосознанием и самоопределением себя в социально-культурной и духовной сфере. Мы считаем, что именно воспитательная среда образовательного учреждения является значимым фактором для формирования личности, духовного развития и патриотического воспитания.

В ходе исследования мы столкнулись с противоречиями, возникающими на пути эффективного патриотического воспитания в образовательном учреждении, что повлияло на выбор необходимых элементов и уровней представленной педагогической модели.

Если патриотизм - это часть духовной культуры человека, то в основе духовного воспитания лежит опыт реализации своей свободы в единстве с самоограничением. Патриотизм как проявление

духовности является продуктом индивидуального самоопределения человека, потому он меньше всего «отзывчив» на массовые, тоталитарно-коллективные формы воспитания, на всякие попытки поставить под контроль желания воспитанника. Генезис патриотической позиции - это усвоение не предметно-теоретического, а «человеческого материала», смыслового, субъективного содержания реальности, проектирование собственной жизни, что по понятным причинам не совпадает с «планом воспитательной работы» [7, с. 25] Здесь мы видим основное противоречие между:

- возросшими требованиями государства и общества к личностным качествам подрастающего поколения и недостаточно эффективной организацией педагогического процесса образовательного учреждения по формированию патриотизма в виду его сложной структуры, включающей как социальное, так и индивидуальное.

В нашей модели патриотического воспитания мы используем потенциал традиций, которые понимаем как ценностный ориентир, заданный социальными детерминантами, содержательное наполнение которых зависит от конкретно-исторического состояния как общества и государства, так и самой личности, именно традиция, как форма приобщения к человеческой культуре примеряет «ограничения» и «свободу выбора» формирующейся личности.

Примечательно, что внутренняя структура и традиции и патриотизма как явления одного порядка представляет собой социальный механизм, имеющий духовное, телесное и деятельностное проявление [4]. Эта структура, на наш взгляд, должна быть сохранена и использована в процессе формирования патриотических чувств, взглядов и поступков младших подростков по аналогии с приобщением к традиции, когда освоение осуществляется с опорой на сочетание репродуктивной, продуктивной и перцептивной деятельности. Сама роль традиции заключена в том, что она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей [3]. Именно этот механизм делает ту или иную традицию «потребностью» для личности, какой в свою очередь должен стать и патриотизм.

В механизме взаимодействия внутренних внешних признаков традиции и патриотизма использует схожие элементы [4]:

- «идейное содержание», которое формирует духовно-нравственное социальное чувство;

- отношение субъектов педагогического взаимодействия предусматривающих потребность в общении и самосознании себя частью общества, преемственность поколений;

- ритуализация как деятельностное проявление формирующее явление, его внешнее выражение отношений и содержания, выбор деятельности, ее контроль и оценка.

К тому же в процессе патриотическое воспитание на основе традиций (семейных, школьных,

общественных) может быть использован потенциал других воспитательных направлений, так как, несмотря на выделение в относительно самостоятельное направление, необходимо отметить органическую взаимосвязь патриотического воспитания с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др.) [1].

Если говорить об истоках патриотического мировосприятия, то исследователи их видят в генетически наиболее ранних факторах социализации человека, т.е. привязанность к Родине у ребенка появляется до того, как он осознает социальный смысл этого чувства. Такой предпосылкой патриотического чувства, является первоначальный образ мира детства - окружения, ландшафта, традиционной культуры [7]. На наш взгляд, не смотря на активное включение растущего человека в социум, когда возрастает значимость людей из другого окружения, формирующаяся личность не теряет связи с семьей и образами детства. Исследование, проведенное в МБОУ «Центр образования № 12» г. Череповца, показывают, что, несмотря на достаточно сформированный когнитивный уровень патриотизма младших подростков, его эмоционально-мотивационный компонент ограничен патриотическими чувствами к семье и близким людям [3]. Здесь мы сталкиваемся со следующим противоречием между: - наличием значительного воспитательного потенциала семьи и недостаточной степенью его включения в воспитательную среду образовательного учреждения на уровне основного общего образования, когда роль семьи в жизни школы ограничивается контролирующими функциями.

На наш взгляд, именно взаимосвязь семьи и школы в процессе формирования патриотизма у младших подростков проявляется ситуация доверия между участниками педагогического взаимодействия и делает этот процесс наиболее значимым для ребенка и эффективным для воспитательного воздействия. Данные по оценки уровня патриотического воспитания младших подростков показывают, что большинство из тех, кто считают себя патриотами, связывают это понятие с семьей, родным домом, друзьями [3]. Само формирование гражданской позиции как одного из уровней патриотизма возможно только на основе возникающего в сознании личности чувств долга и ответственности за родных и близких людей.

Для продуктивного педагогического взаимодействия требуются и определенные условия. Специалисты считают, что образ, возникший в результате положительных эмоциональных контактов, обретает эмоциональную привлекательность и, в конечном счете, вызывает потребность в общении с отображаемым в этом образе предметом [7]. В условиях обеспечения положительного эмоционального контакта между участниками воспитательного взаимодействия в образовательном учреждении мы видим следующее противоречие между:

сз о со -а

I=i а

—i

о

сз т; о m о от

з

ы о со

о с

о

— потребностью в организации эффективного процесса патриотического воспитания младших подростков в образовательном учреждении и недостаточной эмоционально-мотивационных условий для положительной рефлексии, обеспечивающий этот процесс. На наш взгляд, важно в период формирования критического мышления младшего подросткового возраст, когда перед личностью встает ситуация выбора ценностных ориентиров, создать педагогическую ситуацию именно во внеучебной деятельности, в которой должна провялятся активная позиция, что способствует раскрытию внутренней мотивации ребенка и его самосознания. На сегодняшний день патриотическая деятельность младших подростков в образовательном учреждении сводится к участию в патриотических мероприятиях организованных и регулируемых педагогом [3].

Выводы

Таким образом, для преодоления выделенных противоречий на пути эффективного патриотического воспитания младших подростков в образовательном учреждении нами предложена педагогическая модель, в основе которой лежит приобщение обучающихся к традициям семейным, школьным, общественным во внеучебной деятельности. Модель предусматривает создания условий, при которых ребенком младшего подросткового возраста включается в традиционную деятельность совместно с родителями, одноклассниками, учителями, представителями школьной администрации и общественных объединений различной направленности, сам определяет цель деятельности, ее содержание, организацию, контроль и оценку. Единство воспитания и самовоспитания, осознание себя частью целой культуры — есть необходимое условие для реализации такого нравственного чувства как патриотизм.

Эффективность представленной модели будет оценена в результате педагогического эксперимента.

Примечание: работа выполнена под руководством кандидата педагогических наук, С.Е. Шив-ринской.

Литература

1. Ёлкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Вестник НГУ имени Ярослава Мудрого. 2017.— № 1 (99). — С. 14—16.

2. Болдычева В.А. К вопросу о культуре как социальной памяти человеческой общности // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. 2009. № 1. — С.148—151.

3. Воробьева О.С. Оценка уровня патриотического воспитания младших подростков// Перспективы развития современной науки: сборник материалов международной научно-практической конференции. Иркутск. 2017. — С. 95—99.

4. Воробьева О.С., Шивринская С.Е. ВФСК «ГТО» как культурная традиция и элемент со-

держания патриотического воспитания// Новая наука: современное состояние и пути развития: Международное научно-периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак. 2016. в 2 ч. Ч. I. - С. 69-71.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005. - С. 87.

6. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учеб.-метод. пособие. Белгород. 2013. - С. 156.

7. Сериков В.В. Патриотическая позиция как вид личностного опыта: условия становления // Известия ВГПУ. 2015. - С. 22-26.

model of patriotic education of primary school students in an educational institution

Vorobeva O.S.,

Cherepovets state University, Cherepovets, Russia

In the article is considered the model of Patriotic education of younger teenagers in an educational institution

The author supports the thesis which has developed in modern scientific literature on the main levels of formation of patriotism: cognitive, emotionally - motivational and activity and, leaning on the stating research, insists on insufficient formation emotionally - a motivational and activity component of patriotism at younger teenagers. In this regard in article the contradictions arising in the course of effective patriotic education of younger teenagers in educational institution are consistently allocated. Need of realization of the offered pedagogical model for extracurricular activities by means of familiarizing of students with traditions is proved by family, school public. The author, leaning on a philosophical and pedagogical basis of education, represents the content of patriotism as moral and spiritual feeling, formed in the course of patriotic education that represents the social mechanism as well as familiarizing with traditions with spiritual, corporal and activity manifestation. The model offered in article provides creation of conditions under which the child of younger teenage age joins in traditional activity together with parents, by schoolmates, teachers, representatives of public associations, itself defines the activity purpose, her ideological, significant contents, the organization, control and assessment that has to promote patriotic education by means of self-education, through understanding of a part of the whole culture of the people.

Keywords: patriotic education, educational institution, contradictions, tradition, pedagogical model.

References

1. Yolkin S.M., Kosova A.A. On the content of the concepts of «patriotism» and «patriotic education» // Bulletin of the NSU named after Yaroslav the Wise. 2017. - No1 (99). - P. 14-16.

2. Boldycheva V.A. To the question of culture as a social memory of the human community // Bulletin of KSU im. N.A. Nekrasova. 2009. - No1. - P. 148-151.

3. Vorobyeva OS Evaluation of the level of patriotic education of younger adolescents // Prospects for the development of modern science: a collection of materials of an international scientific and practical conference. Irkutsk 2017. - P. 95-99.

4. Vorobyova O.S., Shivrinskaya S.E. VFSK «GTO» as a cultural tradition and an element of the content of patriotic education // New Science: Current Status and Ways of Development: International Scientific and Periodical publication based on the results of the International Scientific and Practical Conference. Sterlitamak. 2016. At 2 p. - P. 69-71.

5. Leontiev A.N. Activity Consciousness. Personality. M., 2005. -P. 87.

6. Musina V.E. Patriotic education of schoolchildren: text-book.-method. allowance. Belgorod. 2013. - P. 156.

7. Serikov V.V. Patriotic position as a type of personal experience: conditions of formation // Izvestiya VGPU. 2015. - P. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.