Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ - ПАТРИОТА'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ - ПАТРИОТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / АКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мангасарова Людмила Анатольевна

В статье проводится теоретический анализ особенностей патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел; рассматриваются основные качества личности сотрудника органов внутренних дел - патриота; обосновывается необходимость создания личностно-развивающей среды для формирования патриотизма сотрудников органов внутренних дел. В рамках создания модели личности сотрудника органов внутренних дел как патриота описываются отдельные признаки патриотического воспитания в контексте служебной деятельности, рассматриваются общие факторы, определяющие их выбор и составляющие основу реализации данного процесса в подразделениях органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мангасарова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATING AN EMPLOYEE’S PERSONALITY INTERNAL AFFAIRS BODIES - PATRIOT

The article provides a theoretical analysis of the features of patriotic education of employees of internal affairs bodies; examines the main personality qualities of an employee of internal affairs bodies - a patriot; substantiates the need to create a personal-developing environment for the formation of patriotism of employees of internal affairs bodies. Within the framework of creating a model of the personality of an employee of the internal affairs bodies as a patriot, individual signs of patriotic education in the context of official activity are described, general factors determining their choice and forming the basis for the implementation of this process in the divisions of the internal affairs bodies are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ - ПАТРИОТА»

Особенности воспитания личности сотрудника органов внутренних дел - патриота

МАНГАСАРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: Lumima@mail.ru

Features of Educating an Employee's Personality Internal Affairs Bodies - Patriot

MANGASAROVA LYUDMILA ANATOLYEVNA,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogkal Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: Lumima @mail.ru

УДК 37.035.6

Аннотация. В статье проводится теоретический анализ особенностей патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел; рассматриваются основные качества личности сотрудника органов внутренних дел - патриота; обосновывается необходимость создания личностно-развивающей среды для формирования патриотизма сотрудников органов внутренних дел. В рамках создания модели личности сотрудника органов внутренних дел как патриота описываются отдельные признаки патриотического воспитания в контексте служебной деятельности, рассматриваются общие факторы, определяющие их выбор и составляющие основу реализации данного процесса в подразделениях органов внутренних дел.

Ключевые слова и словосочетания: патриотизм; патриотическое воспитание; личность; активно-деятель-ностная самореализация; диалогическая среда.

Annotation. The article provides a theoretical analysis of the features of patriotic education of employees of internal affairs bodies; examines the main personality qualities of an employee of internal affairs bodies - a patriot; substantiates the need to create a personal-developing environment for the formation of patriotism of employees of internal affairs bodies. Within the framework of creating a model of the personality of an employee of the internal affairs bodies as a patriot, individual signs of patriotic education in the context of official activity are described, general factors determining their choice and forming the basis for the implementation of this process in the divisions of the internal affairs bodies are considered.

Keywords and phrases: patriotism; patriotic education; personality; active-activity self-realization; dialogic environment.

Рассматривая вопросы патриотического воспитания в органах внутренних дел, необходимо находить новые смыслы, особенно в понимании и раскрытии особенностей личности сотрудника органов внутренних дел. Проблеме воспитания патриотизма посвящено

немало исследований. Проблемы патриотического воспитания как основы для формирования основных качеств личности осмысливали такие ученые, как В. А. Сухомлинский [5],

A. С. Макаренко [1; 2], К. Д. Ушинский [7],

B. Я. Стоюнин [3]. Всем этим педагогам патрио-

тизм виделся как средство сохранения культурных традиций и исторического наследия России.

В. А. Сухомлинский в своих работах констатирует, что чувство любви к Родине является одним из самых глубоких и сложных чувств человека, его желанием расширить свои возможности во имя великого идеала [5]. Он связывает патриотизм с чувством общественного долга и личной ответственности. По его мнению, чувство долга — это голос совести, личное отношение человека к обществу [6].

Великий русский педагог А. С. Макаренко отмечал, что сфера проявлений патриотизма обширна и часто не связана с героизмом, воспитание навыков и умений патриота на благо народа имеет первостепенное значение. Он считал, что для становления личности настоящего патриота требуются не только «героические порывы», но долгая, мучительная, кропотливая работа, часто даже очень тяжелая и неинтересная деятельность. То есть главный критерий формирования патриотических убеждений — общественная работа. А. С. Макаренко говорил, что воспитание советских патриотов означает воспитание всесторонне развитой личности, активно и сознательно борющейся за укрепление Родины [1, с. 407-419].

По мнению К. Д. Ушинского, патриотизм, выраженный в любви к Родине, наравне с любовью к себе, содержит в себе мощную опору в борьбе с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями [8, с. 78]. В связи с тем, что утверждение социальных и культурных начал для личности сотрудника органов внутренних дел как патриота — единственный путь к самореализации, то она заинтересована не только в профессиональном становлении, но и в развитии общества и его ценностей. Социальность сотрудника органов внутренних дел определяется в той среде, где он живет. Таким образом, патриотизм функционирует как нравственная позиция, любовь к Родине, гордость за ее успехи и достижения, уважение к ее историческому прошлому и культурным традициям, защита национальных интересов даже ценой собственной жизни.

В. В. Сериков отмечает, что представления о патриотизме отличаются своим многообразием, их столько же, сколько и воспитателей. Патриотизм, по его мнению, формируется средой, учителем, пониманием Отечества, способом передачи патриотического опыта; выражается в критическом отношении к существующим социальным несправедливостям, а в его исключении и стремлении к власти во благо Родины. Патриотизм — это приверженность человека

к той или иной культуре, универсальная форма ответственности, а следовательно, критерий личностного роста [4]. Патриотизм как отражение духовности выступает продуктом индивидуального самоопределения личности, в связи с чем в меньшей степени формируется под воздействием контролирующего влияния и коллективных форм воспитания. Таким образом, становление сотрудника органов внутренних — патриота возможно в личностно-развивающей образовательной среде.

Зарождение чувства патриотизма у сотрудников органов внутренних дел так же, как и у любого другого субъекта, происходит на начальных стадиях социализации человека, когда формируется первоначальный образ мира — окружения, традиций, культуры. Со временем патриотическое чувство из смутного образа трансформируется в убеждение, в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудник полиции проявляет сознательность, формирует опыт, применяет разные варианты решения профессиональных задач. У сотрудника органов внутренних дел складывается патриотическое чувство, формирование которого является сложным многоаспектным процессом и представляет собой развитие от образа малой Родины к целостному субъективному собирательному образу, в котором собственное счастье неотделимо от добродетели к Отечеству [4]. По мнению В. В. Серикова, объективное историческое пространство и время Отечества трансформируются в субъективное время и пространство личности, в события ее собственной жизни. Патриотизм сотрудника проявляется в осознании незаменимости Родины и побуждает на выполнение профессионального долга, культурного и творческого развития личности.

Не менее важной чертой личности сотрудника органов внутренних дел как патриота выступает духовная воспитанность, выражающаяся в постоянном присутствии самообразующего начала, представленная в форме переживаний, ношения в себе «собственного эталона — Я-возможное, Я-должное» [4, с. 22—26]. В. В. Сериков отмечает, что патриотическое воспитание в целом направлено на то, чтобы стать гражданином своей страны, а не носителем идеологической программы, оно заложено в определенных жизненных принципах. Эта норма, вырабатывается самой личностью, становится ее собственной нормой жизни, внутренним уровнем нравственности. Для воспитания патриотизма необходимо создать для сотрудника органов внутренних дел диалогическую среду, насыщенную активной творческой деятельностью; обстоятельства

и ситуации, приводящие его к нравственным выводам, побуждающим принять культурную ценность Отечества. Личность сотрудника ОВД как патриота можно считать сформированной в случае, если он воплощает заложенные качества в своих поступках [4].

Обобщая результаты исследования, необходимо сделать следующий вывод: личность сотрудника органов внутренних дел как патриота формируется в ходе воспитания истинных ценностей, необходимых для функционирования социума и Отечества и являющихся наивысшим уровнем развития личности через ее активно-деятельностную самореализацию.

Основные качества личности сотрудника органов внутренних дел как патриота:

— ощущение любви к Родине;

— чуткое отношение к национальному языку, выполнение долга перед Родиной;

— гордость за отечественные социокультурные достижения;

— уважение к истории своей страны и символам, традициям и обычаям государства;

— желание посвятить свой труд укреплению могущества и расцвету Родины;

— гуманность, милосердие и нравственные ценности.

Список литературы:

1. Макаренко А. С. Доклад в педагогическом училище // Сочинения. Москва, 1951. Т. 5.

2. Макаренко А. С. Общие проблемы педагогики // Избранные произведения: в 3 т. Киев, 1984. Т. 3.

3. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. Санкт-Петербург, 1898.

4. Сериков В. В. Патриотическая позиция как вид личностного опыта: условия становления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. Филологические науки. Исторические науки. 2015. № 3 (98).

5. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избранные произведения: в 5 т. Киев, 1979. Т. 1.

6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избранные произведения: в 5 т. Киев, 1980. Т. 3.

7. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Москва, 1950. Т. 10.

8. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Собрание сочинений. Москва, 1998. Т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.