Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В.В. РОЗАНОВА'

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В.В. РОЗАНОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОТЕЧЕСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ДУША / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чимаров Сергей Юрьевич, Алексеев Алексей Анатольевич, Паншина Светлана Васильевна

В статье представлен анализ отдельных воззрений отечественного философа и писателя В.В. Розанова на проблему формирования у человека личностных качеств патриота, корреспондирующую проблеме повышения гражданского самосознания. Выявляя сущностные аспекты назидательных наставлений русского мыслителя, авторы выдвигают гипотезу о важности целенаправленного обращения в процессе воспитания личного состава органов внутренних дел к теме патриотизма, способствующей формированию у сотрудников внутренней культуры осознанного отношения в проявлении любви к своей Родине и готовности защищать Отечество и его граждан при любых условиях окружающей обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL ASPECT OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION PERSONALITY OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE CONTEXT PHILOSOPHICAL VIEWS OF V.V. ROZANOVA

The article presents an analysis of individual views of the Russian philosopher and writer V.V. Rozanov on the problem of the formation of a person's personal qualities of a patriot, which corresponds to the problem of increasing civic consciousness. Revealing the essential aspects of the instructive instructions of the Russian thinker, the authors put forward a hypothesis about the importance of a purposeful appeal in the process of educating the personnel of the internal affairs bodies to the topic of patriotism, which contributes to the formation of an internal culture among employees of a conscious attitude in showing love for their Motherland and readiness to defend the Fatherland and its citizens under any circumstances. environmental conditions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В.В. РОЗАНОВА»

УДК 34

DOI 10.23672/s8613-8304-2134-o

Чимаров Сергей Юрьевич

доктор исторических наук, профессор,

профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России serg120756@gmail.com

Алексеев Алексей Анатольевич

кандидат социологических наук, доцент,

доцент кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России revers2010@rambler.ru

Паншина Светлана Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России

panshina.svetlana.2002@yandex.ru

Sergey Yu. Chimarov

Doctor of Historical Sciences, Professor,

Professor of the Department

of Personnel Management

and Educational Work,

St. Petersburg University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

serg120756@gmail.com

Alexey A. Alekseev

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of the Department

of Personnel Management

and Educational Work,

St. Petersburg University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

revers2010@rambler.ru

Svetlana V. Panshina

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department

of Personnel Management

and Educational Work,

St. Petersburg University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

panshina.svetlana.2002@yandex.ru

Социальный аспект

нравственно-патриотического воспитания личности сотрудника органов внутренних дел в контексте философских воззрений в.в. розанова

The social aspect of moral

and patriotic education personality of an employee of the internal affairs bodies in the context philosophical views of v.v. rozanova

Аннотация. В статье представлен анализ отдельных воззрений отечественного философа и писателя В.В. Розанова на проблему формирования у человека личностных качеств патриота, корреспондирующую проблеме повышения гражданского самосознания. Выявляя сущностные аспекты назидательных наставлений русского мыслителя, авторы выдвигают гипотезу о важности целенаправленного обращения в процессе воспитания личного состава органов внутренних дел к теме патриотизма, способствующей формированию у сотрудников внутренней культуры осознанного отношения в проявлении любви к своей Родине и готовности защищать Отечество и его граждан при любых условиях окружающей обстановки.

Ключевые слова: патриотизм, воспитательная работа, Отечество, нравственность, общество, душа, педагогический смысл, органы внутренних дел.

Annotation. The article presents an analysis of individual views of the Russian philosopher and writer V.V. Rozanov on the problem of the formation of a person's personal qualities of a patriot, which corresponds to the problem of increasing civic consciousness. Revealing the essential aspects of the instructive instructions of the Russian thinker, the authors put forward a hypothesis about the importance of a purposeful appeal in the process of educating the personnel of the internal affairs bodies to the topic of patriotism, which contributes to the formation of an internal culture among employees of a conscious attitude in showing love for their Motherland and readiness to defend the Fatherland and its citizens under any circumstances. environmental conditions.

Keywords: patriotism, educational work, Fatherland, morality, society, soul, pedagogical meaning, internal affairs bodies.

Дихотомия сущностного проявления категории «духовно-нравственное», в своей неотделимости от ее базовых компонентов «душа» и «нрав», демонстрирует прочное сопряжение с патриотическим восприятием гражданином окружающей его действительности национального масштаба, истории и традиций своего Отечества. В этой связи, нам представляется актуальным обращение к социальному измерению феномена «патриотизм», его нравственному обоснованию и соответствующим выводам социальной направленности, имеющим прямое отношение к предмету и теме представленного нами исследования, корреспондирующим ряду теоретических концептов, закрепленных в работах Василия Васильевича Розанова (1856-1919 гг.).

Личность В.В. Розанова, недостаточно известного широкому кругу представителей современного поколения, занимает видное место в плеяде русских мыслителей второй половины XIX-начала XX вв. В пользу очевидности данного утверждения свидетельствует факт безусловной принадлежности указанной персоны к когорте отечественных исследователей вопросов экзистенции, первенствующее положение в ряду которых принадлежит осознанию положения индивида в обществе, его отношения к обществу, включая ощущение своей социальной интеграции.

Презентуя общую характеристику личности В.В. Розанова, мы исходим из следующего его восприятия: русский философ и социальный аналитик, мастер публицистического жанра, автор многих литературно-критических зарисовок и создатель уникальных по стилю своего изложения текстов, контент и социальный смысл которых имеет несомненную актуальность и для настоящего времени. Как отметил философ в работе «Уединенное», подводя некоторый итог своего жизненного пути и «срывая с души своей восклицания» [8, с. 3], он уподобляет свои мысли опавшим листьям природы осеннего периода, которые необходимо собрать в корзину. Используя дар философского осмысления проблемного поля нравственного воспитания своих соотечественников, В.В. Розанов акцентирует внимание на продвижении в их сознание идеи гражданственности, выступающей в качестве предтечи патриотизма и основанной на восприятии нравственного смысла социальной миссии каждого российского гражданина. Уточняя систему координат своего патриотического пути, именуемого самим философом в качестве «ломоносовского пути», В.В. Розанов констатирует значимость продвижения индивида в трех проекциях, определяющих локацию патриотизма и нравственного отношения подлинного гражданина к своей Родине: любовь, вера и служение России [1, с. 412].

Вместе с тем, выступая приверженцем патриотического служения Родине, славянофил В.В. Розанов предостерегает об опасности словесной трескотни, в части увлеченности патриотическими лозунгами, не подкрепленными глубоким осознанием каждым гражданином своего персонального отношения к Отечеству, под сенью ко-

торого он пребывает. Безудержность патриотического официоза порождает социальную мимикрию под внешнюю оболочку привлекательной идеи патриотизма, внутри которой духовно-нравственная пустота и патриотический штамп в угоду времени. По нашему представлению, указанное коррелирует применяемому философом неологизму «заштампованность», согласно которому неосознанно применяемые слова и соответствующие им действия того же порядка соотносятся с ситуацией, которую можно оценить как отсутствие «скрупулы нравственности» [8, с. 54]. В данном случае под термином «скрупула» (от лат. «scrupulous» - малый камень) автор понимает минимальную долю нравственности. По мнению В.В. Розанова, указанное обстоятельство минимизации или отсутствия нравственности способствует формированию заштампованной личности, демонстрирующей свое показное расположение к «заштампованному Отечеству» [2, с. 393]. Как следует из размышлений на данную тему А.Д. Синявского, тиражирование подобного рода казенных штампов приводит к утрате индивидуальности личности, ее способности проявлять свою любовь к Отечеству и, как следствие, к подрыву самобытности государства [5, с. 248]. Осуждая принудительную форму патриотизма, В.В. Розанов предлагает в своей работе «Опавшие листья. Короб второй» наиболее приемлемый его вариант, содержание которого сводится к следующему: «Чувство Родины -должн о быть строго, сдержано в сло вах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться)» [8, p. 329].

Отдельного внимания заслуживает оценка В.В. Розановым нравственно-патриотического абриса процесса воспитания гражданина, основанного на привитии нашим соотечественникам культа, суть внутреннего и особого отношения в вопросе своей любви к Родине. По утверждению философа, понятие «культ» тождественно предпочтению чего-либо по отношению ко всему остальному. При этом идеология культа определяет уровень культуры индивида, у которого начало культуры совпадает с началом его любви и привязанности, предотвращающие его сенсорные блуждания в какую-либо сторону. Таким образом, «свой край, наконец, Родина, суть более обширные, но однородные с этими предметы культа, особой любви» - заключает В.В. Розанов [3, с. 25]. Указанные нами некоторые размышления русского философа вызывают неоднозначную реакцию в отдельных зарубежных научных источниках, в которых идеи В.В. Розанова о патриотизме возводятся к идеологическому разряду «русского национализма» [7].

И сследуя генезис состояния гражданственности в социуме, философ выявляет принципиальное отличие «темных народов» от «граждан», которое заключается в проявлении последними уважительного отношения к Отечеству, вере и святыням своей истории [3, с. 69]. В этом смысле, важным является вывод философа, согласно которому любая школа не должна превращаться в «лавку учебных пособий», в которой дело вос-

питания имеет второстепенное значение. Мы считаем, что данное замечание В.В. Розанова имеет непосредственное отношение к проблеме воспитания обучаемых в образовательных организациях системы МВД России, а воспитательной процесс указанной категории сотрудников органов внутренних дел неотделим от его наполнения глубиной педагогического смысла, предопределяющего формирование личности сотрудника как патриота своего Отечества, осознающего подлинное социальное и нравственное предназначение своей правоохранительной миссии. В данном случае, мы руководствуемся тем, что под педагогическим смыслом следует понимать сущность и предназначение феномена обучения и воспитания, обладающего признаком целеполагания, направленного на достижение конкретного результата [6, с. 238]. С учетом отмеченного, нам представляется, что начальствующему составу органов внутренних дел, руководителям служебных коллективов в системе МВД России, а также, преподавательскому составу образовательных организаций указанной государственной институции следует придерживаться нравственного поучения В.В. Розанова относительно того, что целеполагание патриотической идеи и патриотического поступка предполагает действие правила, в соответствии

Литература:

1. Розанов В.В. Мимолетное. 1915 год. М. : Республика, 1994. 544 с.

2. Розанов В.В. Опавшие листья (Афоризмы. Максимы. Мысли). М. : АСТ, 2001. 591 с.

3. Розанов В.В. Сумерки просвещения. Сборник статей по вопросам образования. СПб. : Типография М. Меркушева, 1889. 240 с.

4. Розанов В.В. 50-й (юбилейный) патриотический концерт М.И. Долиной; Официальный сайт «Литература и жизнь» / В.В. Розанов. URL : http:// dugward.ru/library/rozanov/rozanov_50_ubileyniy.ht ml (дата обращения 16.02.2022).

5. Синявский АД. «Опавшие листья В.В. Розова». Париж : «Синтаксис», 1982. 337 с.

6. Чимаров С.Ю. Педагогический смысл формирования профессионального мировоззрения личности руководителя по направлению формирования у него широты эрудиции / С.Ю.Чимаров // Вопросы педагогики. 2021. № 3-1. С. 328-241.

7. Kolsto P. New Russian Nationalism: Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism 2000-2015 / P. Kolsto, H. Blakkisrud. Edinburgh : University Press, 2016. 436 p.

8. Rosanow W.W. Ausgewählte Schriften. München : A. Neimanis. Buchvertrieb und Verlag, 1970. 568 p.

с которым «сердце сердцу весть подает» [4]. Резюмируя изложенное, мы считаем целесообразным сформулировать следующие выводы.

Во-первых, обращение в процессе организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел к творческому наследию отечественных мыслителей обогащает личность сотрудников россыпью нравственных назиданий, основанных на персональном убеждении данных авторов в неизменной актуальности темы патриотизма, способствующего поддержанию должного уровня нравственного состояния сотрудников как российских граждан, в плане их осознанного отношения к своему Отечеству и готовности к его защите.

Во-вторых, определяющим условием духовной готовности каждого сотрудника органов внутренних дел к качественной реализации своей правоохранительной миссии, корреспондирующей безусловному соблюдению принципа законности, выступают нравственно-духовная воспитанность личного состава, способствующая пониманию сотрудниками своего социального предназначения и мобилизации своих духовных сил на охрану в нашей стране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Literature:

1. Rozanov V.V. Fleeting. 1915. M. : Republic, 1994. 544 p.

2. Rozanov V.V. Fallen leaves (Aphorisms. Maxims. Thoughts). M. : AST, 2001. 591 p.

3. Rozanov V.V. Twilight of enlightenment. Collection of articles on education. SPb. : Printing house M. Merkushev, 1889. 240 p.

4. Rozanov V.V. 50th (anniversary) patriotic concert of M.I. Dolina; Official site «Literature and Life» Official website «Literature and life» / V.V. Rozanov. URL : http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_50_ubiley niy.html (date of application 16.02.2022).

5. Sinyavsky A.D. «Fallen leaves of V.V. Rozov». Paris : Syntax, 1982. 337 p.

6. Timer S.Yu. Educational meaning of the formation of a professional seawater personality of the head in the direction of the formation of his shirt Edition / S.Yu. Timer // educational Questions. 2021. № 3-1. P. 328-241.

7. Kolsto P. New Russian Nationalism: Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism 2000-2015 / P. Kol-sto, H. Blakkisrud. Edinburgh : University Press, 2016. 436 p.

8. Rosanow W.W. Ausgewählte Schriften. München : A. Neimanis. Buchvertrieb und Verlag, 1970. 568 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.