Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангасарова Людмила Анатольевна

В статье рассматриваются основные принципы патриотического воспитания сотрудника органов внутренних дел. Обозначаются и классифицируются общепедагогические и специфические принципы патриотического воспитания, составляющие основу реализации данного процесса в подразделениях органов внутренних дел. Рассматриваются отдельные принципы патриотического воспитания в контексте служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел, общие факторы, определяющие их выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF PATRIOTIC EDUCATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article discusses the basic principles of patriotic education of an employee of the internal affairs bodies. The general pedagogical and specific principles of patriotic education, which form the basis for the implementation of this process in the divisions of the internal affairs bodies, are designated and classified. Separate principles of patriotic education in the context of the official activity of an employee of the internal affairs bodies, general factors determining their choice are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Принципы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел

ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА МАНГАСАРОВА,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: Lumima@mail.ru

Principles of Patriotic Education of Employees of Internal Affairs Bodies

LYUDMILA ANATOL'YEVNA MANGASAROVA,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: Lumima @mail.ru

УДК 37.035.6

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы патриотического воспитания сотрудника органов внутренних дел. Обозначаются и классифицируются общепедагогические и специфические принципы патриотического воспитания, составляющие основу реализации данного процесса в подразделениях органов внутренних дел. Рассматриваются отдельные принципы патриотического воспитания в контексте служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел, общие факторы, определяющие их выбор.

Ключевые слова и словосочетания: патриотическое воспитание; общепедагогический принцип; специфический принцип; субъектность; персонификация.

Annotation. The article discusses the basic principles of patriotic education of an employee of the internal affairs bodies. The general pedagogical and specific principles of patriotic education, which form the basis for the implementation of this process in the divisions of the internal affairs bodies, are designated and classified. Separate principles of patriotic education in the context of the official activity of an employee of the internal affairs bodies, general factors determining their choice are considered.

Keywords and phrases: patriotic education; general pedagogical principle; specific principle; subjectivity; personification.

Патриотическое воспитание осуществляется на основе единстве принципов, отражающих закономерности воспитательного процесса и особенности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД). Отметим взгляды на понимание принципов патриотического воспитания некоторых ученых-педагогов. По мнению В. Г. Крысько, существует индивидуальный и дифференцированный подход к по-

ниманию принципов патриотического воспитания. При характеристике принципов патриотического воспитания он рассматривает групповое патриотическое воспитание, например, через коллектив; воспитание в процессе деятельности; отмечает необходимость опоры воспитателя на положительные качества воспитанников; согласованность и преемственность в процессе патриотического воспитания [4]. В. С. Селиванов среди принципов патриоти-

ческого воспитания выделяет целенаправленность, научность, доступность, принцип индивидуальности, системность, активность, наглядность [8]. П. И. Пидкасистый относит к принципам патриотического воспитания цен-ностно-ориентированность, субъектность и целостность [7].

Анализ современных исследований по проблемам патриотического воспитания в целом (В. Г. Визер [1], Н. В. Ипполитова [2], Ш. Ш. Хайрулин [10]) и сотрудников ОВД в частности (Т. К. Кабденов [3], В. М. Кукушкин [5]) позволяет выделить общепедагогические и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД, составляющие основу реализации данного процесса в подразделениях органов внутренних дел. К общепедагогическим принципам относятся: воспитание в процессе деятельности, воспитание в коллективе и через коллектив, опора на положительное в личности и коллективе, принцип индивидуального подхода, принцип субъектности. Специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД включают принципы преемственности, народности, государственно-патриотической и профессиональной направленности воспитания, требовательности к подчиненным в сочетании с заботой о них.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных принципов. Деятельностный принцип патриотического воспитания лежит в основе указанного процесса и включает в себя разные виды деятельности: учебно-познавательную, игровую, художественно-эстетическую, общественно-трудовую, спортивную. В процессе воспитания А. С. Макаренко не закладывал в основу «чтение морали», а считал что педагог «должен уметь делать многое», владеть разнообразными средствами воспитания и увлекать воспитуе-мых [6]. К средствам патриотического воспитания можно отнести игру, искусство, общественную жизнь. Патриотическое воспитание в процессе деятельности основано на поощрении разумной инициативы и активности; чередовании деятельности с культурным, содержательным отдыхом; требовательном отношении к недостаткам деятельности воспитанников.

Принцип патриотического воспитания в коллективе и через коллектив основан на воспитании в разных типах коллективов и малых групп, что дает воспитаннику опыт адаптации и создает необходимые условия для формирования процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип ориентации на положительные качества в личности и коллективе подразумевает

создание необходимой воспитательной среды для развития личности с учетом ее приоритета перед коллективом и основан на помощи воспитаннику в становлении, обогащении и совершенствовании его социальной и гражданской сущности.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности патриотического воспитания позволяет алгоритмизировать частные ситуации в целостный воспитательный процесс. Этот принцип позволяет переходить от простых к сложным формам познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательный результат. Преемственность включает построение определенной системы процесса патриотического воспитания, что позволяет прогнозировать скорость усвоения воспитательного материала. По мнению К. Д. Ушинского, «только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями» [9].

Принцип субъектности (индивидуального подхода) основан на работе с воспитанником на основе его индивидуальных особенностей. Всем субъектам патриотического воспитания необходимо воспринимать каждого человека как наивысшую ценность. В рамках рассмотрения указанного принципа необходимо выделить такое понятие, как «персонификация» в процессе патриотического воспитания, что означает персонализацию педагогического взаимодействия (процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности), которая требует отказа от ролевых масок, включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Чтобы осуществить персонификацию в процессе патриотического воспитания, необходимо уделять особое внимание передаче нравственного опыты от старших поколений к младшим и между ровесниками, а также культуре общения, поведения, семейных отношений.

Принцип общественной и профессиональной направленности патриотического воспитания подразумевает применение средств воспитания в соответствии с социальной ситуацией. Ориентация процесса должна быть направлена на объективные социально-экономические условия, основываться на ценностных и нормативных особенностях национальной культуры и отдельных регионов. В результате воспитанник должен быть приобщен к культуре своего этноса и в целом социума, уметь адаптироваться к происходящим в нем самом и окружающем его мире изменениям.

Принцип сочетания уважения и требовательности в процессе патриотического воспитания подразумевает предъявление к воспитаннику гуманных требований, основанных не только на учете интересов общества, но самого воспитанника. Уровень требовательности определяется степенью форсированности общественного сознания и общественно-экономическими условиями. А. С. Макаренко отмечал, что необходимо предъявлять к воспитаннику как можно больше требований, но в условиях уважения к личности [6]. В процессе патриотического воспитания требовательность представляет собой последовательность призывов, основанных на защищенности и доверии, в сочетании с прогнозом результатов и незаметным контро-

лем. Последовательность заключается в основе на положительное: патриотическое воспитание должно представлять собой не противодействие недостаткам, а формирование положительных качеств с целью вытеснения и развития негативных проявлений.

Реализация вышеуказанных принципов патриотического воспитания, а также в целом воспитательной деятельности сотрудников ОВД способствует формированию таких качеств, как готовность к защите Отечества и развитие чувства гордости за Родину. Кроме того, на основе этих принципов руководители и воспитатели развивают у сотрудников интерес к служебной деятельности, непримиримость к преступности, формируют готовность выполнять служебные задачи.

Список литературы:

1. Визер В. Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся с учетом традиций сибирского казачества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005.

2. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: монография. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1997.

3. Кабденов Т. К. Особенности применения методов воспитания в органах внутренних дел / Т. К. Кабденов, Т. Н. Килъмашкина // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 2 (8).

4. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Вопросы — ответы. Структурные схемы: учебное пособие для студентов вузов. Москва: ЮНИТИ. 2004.

5. Кукушин В. М. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: учебное пособие / В. М. Кукушин, Г. П. Лебедев. Домодедово: ВИПК МВД России. 2003.

6. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Москва: АПН РСФСР, 1951. Т. 5.

7. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 05.01.00 «Педагогическое образование» / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус / под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд., пере-раб. и доп. Москва: Академия. 2014.

8. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика» / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд. Москва: Academia. 2004.

9. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные произведения. Москва — Ленинград: АПН РСФСР, 1946. Вып. 3.

10. Хайрулин Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.