УДК 128
Л. А. Соколова, курсант Военного учебно-научного центра Военно-морской академии ВМФ РФ
ПАТРИОТИЗМ КАК ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ
В статье рассматривается патриотизм как научная философская категория, а также исторические тенденции становления патриотизма как духовной ценности в истории российской государственности и русского воинств. Особое внимание уделяется исследованию значения патриотизма в профессиональной деятельности военного.
патриотизм, национализм, космополитизм, профессиональный долг
Патриотизм как духовная ценность представляет собой одну из самых востребованных тем исследования духовной жизни современного российского общества. О необходимости научного исследования этого вопроса говорят уже такие события и особенности современной духовной ситуации в России, которые наглядно демонстрируют следующие противоречивые тенденции: за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных слоях населения и разных национальных группах колеблется от полного неприятия до безусловной поддержки. Важной проблемой научного исследования остается проблема изучения мотивов и причин такой тенденции духовного развития в обществе, а также того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственные начала общественной жизни и порядка. Не менее важным остается вопрос изучения генезиса патриотизма как духовного явления в профессиональной среде русской армии и воинства в целом.
Актуальность темы статьи определяется тем, что патриотизм является преданностью и любовью к своему Отечеству, к своему народу [1],что в настоящее время в условиях глобализации и усиления миграционных процессов необходимо для понимания своей принадлежности к национальной культуре, осознанию своей национальной и культурной идентичности. За всю историю нашего государства, пожалуй, ни одна идеологическая и духовная ценность не подвергалась таким испытаниям, как патриотизм. Духовные ценности в процессе развития общества модернизируются. Но эта модернизация проходит противоречиво. Патриотизм как духовная ценность также подвергается деформациям, так как при определенных условиях, а к таким мы относим процессы глобализации, может легко перерасти в национализм (идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим [2]), а затем, в шовинизм (крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть [3]). Также патриотизм может перерасти в другую крайность, такую как, космополитизм -идеология так называемого "мирового гражданства", ставящая интересы человечества выше интересов отдельной нации. Примеров мы можем привести массу, в том числе современные миграционные процессы демонстрируют нам данные процессы деформации патриотизма.
В качестве иллюстрации приведем следующий пример. Для решения национального вопроса во Франции была создана «Комиссия Стази». В результате работы Комиссии Стази, которой Правительство Франции поручило проанализировать состояние национального вопроса в стране (вопрос о так называемой "светскости"), пришла к выводу о том, что во многих районах Республики государственные законы больше не действуют, национальные традиции и обычаи ставятся определенными группами населения выше закона. В некоторых
пригородах или жилых районах сотрудники полиции не могут выполнять свои функции в полном объеме, пожарных не принимают как представителей властных структур, медицинских работников систематически подвергаются унижениям и побоям. От представителей женского пола требуют соблюдать традиции в одежде национальных меньшинств. Контролируют порядок на улицах и в целом ситуацию вооруженные нелегальным способом группы мужчин. Парадокс в том, что исламское покрывало, накладывающее на женщину непатриотическое, не европейское в целом по своей сути клеймо превращается в щит там, где государство не может защитить своих граждан [4]. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: толерантность, уважение и терпимость к иным духовным ценностям, превращается в свою противоположность - страх и боязнь демонстрации своего патриотизма. Результаты работы комиссии во Франции подводят нас к выводу, что одним из последствий деформации патриотизма является перестановка духовных ценностей в иерархии ценностей современной духовной европейской культуры. А именно, ценность национальной традиции и национальной сплоченности становится выше по рангу, чем ценность права и закона. Для европейского патриотизма исторически более характерно уважение к государству и праву как гаранту стабильности и сплоченности (это хорошо видно в лингвистической структуре слова «е1а1е» - буквально слово «государство» по-французски). Патриотизм европейский -это этатизм. «Дух нации» синоним «духа государства», и наоборот.
С другой стороны, в современной обществе наблюдаются противоположные изменения: уважение к представителям иной нации доходит до своей противоположности - неуважение к своей собственной национальной принадлежности. Другим примером могут послужить политические события на Украине. В феврале 2014 г. политическая власть украинского общества перестала контролировать политические процессы. Происходящие на Крымском полуострове. В марте 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым принял решение войти в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. Историческая смена государственности в Крыму решалась референдумом среди жителей Крыма. Сторонники этого процесса называют его воссоединением Крыма с Россией [5]. Референдум, который решал вопросы государственной принадлежности Крыма, является прекрасной иллюстрацией примера современных процессов становления и развития патриотизма, основанного на духовном родстве и исторических корнях, в том числе и языковых, корнях традиций и, самое главное, корнях русского военного ратного подвига. Это событие не только подняло уровень сплоченности народа, но ещё и возродило патриотический настрой всей страны, создало условия для формирования патриотизма как основы духовной деятельности в условиях современного многонационального и глобального мира.
Особое значение проблема сохранения и распространения патриотизма как духовной ценности имеет в военной службе. Военная служба - яркий пример совпадения профессиональной задачи и преданности Родине, пример тождества патриотизма как духовной ценности и исполнение профессионального долга. У военнослужащего патриотизм, в его высшей степени, проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами. Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Воинская присяга и клятва - принятие такой духовной ценности, как патриотизм, любовь к Родине и одновременно категорическое признание своим необходимость исполнения своего долга по ее вооруженной защите. Наш отечественный опыт показывает отношение к воинскому долгу в военные времена нашей истории. Например, в годы Великой Отечественной воины граждане нашей страны. В том числе и еще не достигшие призывного возраста, шли в военкоматы, стремясь стать защитниками Родины, тем самым показывая свою преданность духовным воинским идеалам, взращенным всей историей российского народа. В отличии от европейского патриотизма, отождествляющего государственность и духовность, русский патриотизм отождествляет Родину (родство) и духовность. Дух нации это дух Родины, единства рода и личности. Величие русского человека особенно проявляется в условиях войны.
В летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. Патриотизм как духовная ценность явился фундаментальным основанием, определяющим профессиональную деятельность военного. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам православных князей, и воинству Петра I, и суворовским армейцам, и бойцам Великой Отечественной войны. Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали «национальный дух» армии. Патриотизм как «дух нации» по мере накопления опыта в защите Отечества обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Основой военного патриотизма, его источником являются любовь к России и верность воинскому долгу как высшим духовным устремлением военной деятельности.
Историческая память народа сохраняет подвиги русских патриотов. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном патриотизма и высочайшего проявления воинского духа [6]. Сама историческая память народа утверждает патриотизм как высшую духовную ценность.
Россия за всю историю своего существования никогда не вела захватнические войны, все войны в России были оборонительные. Народ чувствовал истинный патриотизм, когда защищал свою Родину, боролся за свою семью, свой кров, свою историю. Именно это способствовало формированию и укреплению устойчивости этого высокого чувства нашего народа. Агрессивные войны не оправдывают патриотизм, потому что народ не знает, за что он борется, захватывая другие земли, почему он должен идти на эту войну, ради чего он рискует своей жизнью.
Воинский патриотизм дополняется народным патриотизмом. В качестве примера мы можем привести одно из величайших литературных произведений. Роман Толстого «Война и мир» является грандиозной эпопеей непобедимого патриотизма русского народа. Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен военных действий русской армии под Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех сословий в их любви к родине и в общем желании противостоять врагу и не дать поработить Россию. Только война освободительная, являющаяся не "игрой", не "забавой праздных людей", а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, может стать истоком подъема высших духовных сил народа.
Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Военнослужащие многих видов войск защищают Родину, где бы они ни находились. Именно в такой обстановке человек проходит, возможно, одно из тяжелейших испытаний в своей жизни - испытание любовью к Родине. Яркой формой патриотизма является деятельность разведчика, так как будучи оторванным от Родины, погруженным в другое общество и культуру, он не теряет духовной связи с Отечеством. В этой оторванности еще ярче проявляется патриотический дух, поскольку сплоченность и единство с народом и нацией становится настолько нематериальным, что, можно сказать, чисто духовным началом, питающим профессиональную верность своей Родине разведчика. Патриотизм здесь предстает как идеальный пример возвышенного и жертвенного его понимания. Именно в патриотизме черпается источник духовной силы. В произведении Пикуля «Честь имею» показана жизнь разведчика русского Генштаба. Вся жизнь его была посвящена служению на благо Отечества, где бы он ни был, он всегда думал о Родине, жертвуя своей непосредственной связью с народом в своей жизни [7].
Перелистывая страницы литературы и рассуждая над историей России, можно с уверенностью сказать, воинский патриотизм и воинская служба в целом являются наглядным доказательством духовности. Патриотизм в современных условиях, когда он толкуется неоднозначно, необходимо понимать как историческую ценность, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.
В заключении хотелось бы отметить следующее: формирование и развитие патриотизма в российском обществе должно основываться на бережном отношении к собственным воинским традициям. Нашу армию и флот в ближайшее время ожидают серьёзные изменения в оснащении вооружением и техникой, комплектовании личным составом, способах применения сил и средств вооружённой борьбы. Всё это ни в коем случае не должно проводиться без неустанного внимания к российским воинским традициям. И патриотизм в этих условиях должен стать основным ориентиром в поисках оптимального пути.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.
- С. 564.
2. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.
- С. 648.
3. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.
- С. 985.
4. La Stampa, [Электронный ресурс]. http://www.lastampa.it/italia/politica (дата обращения 15.05.2016)
5. «Интерфакс», [Электронный ресурс]. http://www.interfax.ru/russia/502035 (дата обращения 14.05.2016)
6. Armyrus.Ru: Военно-информационный портал [Электронный ресурс]. - М., 2016. -Режим доступа: http://armyrus.ru/index.php? opti on=com_content&task=view&id=73 -05.05.2016.
7. Мальгин А. С. Ратная слава Отечества (1242-1945) / А. С. Мальгин, М. А. Мальгин. - Москва: Изд-во «Экзамен», 2007. - 384 с.
8. Ратная слава Отечества.// Сб. научных трудов. [Электронный ресурс]. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/''Ratnaya_slava_otechestva''/_''Ratnaya_slava_otechestva''.html (дата обращения 15.05.2016)
9. Bar-Tal, D. (1993). Patriotism as fundamental beliefs of group members. Politics and the Individual, 3(2), 45-61.
PATRIOTISM HOW SPIRITUAL VALUE L. Sokolova, Military Training and Research Center Naval Academy of the Russian Navy
The article deals with patriotism as a scientific philosophical category , as well as historical trends of formation of patriotism as the spiritual value in the history of the Russian state and Russian armies . Particular attention is given to the importance of patriotism in professional work of military
patriotism, nationalism, cosmopolitanism, professional duty