КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
DOI 10.17805^ри.2018.4.9
Патриотизм в русской культуре
Г. П. Хорина Московский гуманитарный университет
В статье анализируются причины особого отношения к патриотизму в России. Анализируются труды зарубежных и отечественных ученых о патриотизме, рассматривается история российского патриотизма. Отмечается, что в России понятие «патриот» входит в обиход с XVIII в. Со времени царствования Петра I патриотизм принимает форму государственной идеологии. В Екатерининскую эпоху и в XIX в. идеи патриотизма в связи с проводимой внутренней и внешней политикой получат новый импульс. События ХХ в. — революционные события, Гражданская война, строительство нового социалистического общества — внесли свои коррективы в содержание идей патриотизма. Разлом в русской культуре, произошедший после революции, проявился и в разном понимании патриотизма и его реализации. Важную роль в воспитании у молодежи любви к Родине сыграли литература и искусство, которые всеми доступными средствами способствовали этому. В период перестройки, а затем и распада Советского Союза стало меняться отношение к Родине, патриотизму, о них неприлично было писать, говорить. Из словарей, энциклопедий исчез и сам термин «патриотизм».
Сегодня для успешной реализации задач по патриотическому воспитанию потребуется решение многих внутренних проблем. Укреплению патриотизма в России мешает рост коррупции в высших эшелонах власти, отсутствие социальной справедливости, колоссальный разрыв в уровнях доходов населения, невозможность для большинства людей получать бесплатную высококвалифицированную медицинскую помощь, безработица, особенно среди молодежи и т. д.
Ключевые слова: патриотизм; культура; патриотическое воспитание; история; ценности; идеология; отечество; родина; Россия; духовность; героизм; космополитизм; национальное сознание; национальная идея
ВВЕДЕНИЕ
Российская история — это история постоянной борьбы за свое существование, сохранение самобытности, право действовать самостоятельно, реализацию своих ценностей начиная с Древней Руси и по сегодняшний день. Как правильно заметили В. Ливцов и А. Пожидаев, «История России — это история патриотизма» (Ливцов, Пожидаев, 2016: 154). История России вписала патриотизм в код русской культуры, потому что наша страна постоянно находилась в состоянии то холодной, то «горячей» войны, и дискурс темы отношения к Родине в условиях угроз (внешних, внутренних) в российском обществе был постоянным. Современная действительность не ис-
ключение: против нашей страны ведется санкционная, торговая, информационная, гибридная война. Современная «холодная война — это прежде всего война геополитическая» (Ильинский, 2015: 5).
Корни такого явления, как патриотизм, уходят в глубокую древность, в период зарождения государственности. Изначально каждым народом в это понятие вкладывалось свое специфическое содержание. Несмотря на то что в современном дискурсе патриотизму уделяется немалое внимание, единого мнения по вопросу его понимания не существует. Для одних патриотизм — это любовь к отечеству, для других — «прибежище негодяев». Как правильно замечает Б. Ф. Славин, в России, патриотизм может быть «прибежищем умных и честных людей» и «прибежищем негодяев» (Славин, 2017: 142). Президент России В. В. Путин считает, что злоупотребление понятиями патриотизма и всем, что с этим связано, для решения личных задач становится прибежищем для негодяев, истинный патриотизм — это любовь к Родине, которая не продается (Гунеев, 2018: Электронный ресурс).
На основе анализа понятий патриотизма, имеющихся в научной литературе, можно определить его в самом общем виде как нравственный, политический, социальный феномен, выражающийся в любви к своей Родине, своему Отечеству, своему народу, ответственности за их судьбу, готовности во имя их к самопожертвованию.
Цель данной статьи рассмотреть особенности патриотизма в истории русской культуры.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ О ПАТРИОТИЗМЕ
События, происходившие в середине XVIII — начале XIX в. в Западной Европе (Великая французская революция, возникновение новых государств, Наполеоновские войны), значительно усилили позиции патриотизма в ряде государств. Это усиление не могло не привлечь внимания западноевропейских ученых, писателей, поэтов к этому феномену. Они попытались осмыслить его содержание.
Первыми к проблеме осмысления патриотизма обратились представители немецкой классической философии. Среди них немецкий философ-идеалист И. Г. Фихте был одним из первых, кто в своих работах «Диалоги о патриотизме» (1806) «Речи к германскому народу» (1808), написанных после позорного поражения Пруссии в 1806 г. и заключения унизительного Тильзитского договора 1807 г., превратившего Пруссию в третьеразрядное государство, пытался понять, что есть патриотизм. Он отдавал предпочтение патриотизму в противовес любви ко всему человечеству, но патриотизму особому, универсальному, национальному. Фихте выдвинул идею духовного патриотизма, тесно связанную с языком, культурой, историей Европы. Для него духовный патриотизм являлся главным атрибутом государственного управления.
На других позициях стоял И. Кант, который любовь к отечеству связывал с идеей космополитизма, что нашло отражение в его трудах «К вечному миру», «Метафизика нравов», «Метафизические начала учения о добродетели». Он считал, что необходимо любить не только родину, но и мир в целом, что связано было с выдвигаемой им идеей мирового гражданства. Немецкие ученые явились родоначальниками философии патриотизма.
Была еще одна точка зрения, которую в XIX в. высказал чешский и словацкий поэт Я. Коллар, соединяя национальное сознание с патриотизмом. «Разве нельзя, — писал он, — прекрасно объединить национальное самосознание с патриотизмом и при-
вести их к согласию, а в случае их столкновения не должно ли второе чувство уступить первому? Ибо, что должен разумный человек любить больше — страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык — нигде и никогда; родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет...» (Философия любви, 1990: 559). Такое заявление является не бесспорным.
Представленные размышления западных ученых о патриотизме найдут продолжение и в русской научной мысли Нового времени.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ О ПАТРИОТИЗМЕ
Многие известные отечественные ученые и писатели также обращались к осмыслению феномена патриотизма. В своих работах они рассматривали патриотизм прежде всего как духовно-нравственное понятие. Н. Карамзин одним из первых определил патриотизм: «...любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его» (Карамзин, 2010: 232).
К патриотизму обращались эмигранты первой волны, оказавшиеся не по своей воле в послереволюционные годы за пределами России: Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, Б. Зайцев и многие другие. Б. К. Зайцев, автор романа «Дальний край», повести «Голубая звезда», многочисленных рассказов, с чувством огромной любви и тоски, находясь в эмиграции, писал о России: «Многое видишь теперь о Родине по-иному. Находясь в стране старой и прочной культуры, ясней чувствуешь, например, что не так молода, не безродна и наша Россия. Когда жили в самой России, средь повседневности, деревянных изб, проселочных дорог, неисторического пейзажа, менее это замечали. Издали избы, бани, заборы не видны (хоть и вошли, разумеется, в изображение России). Но зато чище общий тысячелетний облик Родины. Сильнее ощущаешь связь истории, связь поколений и строительства и внутреннее их духовное, ярко светящееся, отливающее разными оттенками, но в существе своем все то же, лишь вековым путем движущееся: свое, родное» (Зайцев, 1992: 375).
Высочайшее чувство патриотизма звучит в словах философа Г. Федотова о России: «...мучительно близкими, навеки родными стали черты ее лица. Отвернувшиеся от царицы, мы возвращаемся к страдалице, к мученице, к распятой. Мы даем обет жить для ее воскресения, слить с ее образом все самые священные для нас идеалы» (Федотов, 2010: 31). Для И. Ильина даже неосознанный патриотизм «патриотизм слепого инстинкта лучше, чем отсутствие какой бы то ни было любви к родине» (Ильин 1993: 219).
Патриотизмом была пронизана вся русская философская мысль.
В русской культуре патриотизм проявлялся в любви к своему Отечеству-Родине, защите от посягательств извне, в единстве земли русской. В литературных памятниках Древней Руси отсутствуют слова «патриотизм» «Родина», но слова «мать-Россия», «Святая Русь», «земля святорусская», «Русская земля» широко использовались. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Слово о Законе и Благодати», «Поучения Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В русской литературе тема патриотизма всегда оставалась одной из самых важных.
Такое отношение к патриотизму связано с тем, что Российскому государству практически две трети своего существования приходилось воевать, защищая русскую зем-
лю. Были периоды, когда Россия воевала сразу на нескольких направлениях. Не стали исключением для России XX и начало XXI в. Практически более половины XX в. она прожила в условиях военных конфликтов, «горячей» и холодной войн: Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная. В начале XXI в. против России развернуты информационная, санкционная, гибридная войны.
Привитие любви к своей Родине, готовности встать на ее защиту были и являются приоритетной задачей государства и общества. Идеал смелого, мужественного, преданного Родине воина, верного, надежного товарища и друга, готового в трудную минуту прийти на помощь, красной нитью проходит через всю русскую культуру.
ИСТОРИЯ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ
В России понятие «патриот» входит в обиход начиная с XVIII в., со времени Северной войны, благодаря вице-канцлеру барону П. П. Шафирову, который термин «патриот» определял как «сын Отчества». Начиная с царствования Петра I патриотизм принимает форму государственной идеологии, девиз которой «Бог, Царь, Отечество!» способствовал росту национального самосознания. Накануне Полтавской битвы Петр I призывал русских воинов сражаться не за государя, а за свой народ, государство и веру православную. Приобретший военный опыт в период Северной войны, он провел реформирование армии и флота, являлся участником и создателем многих военных наставлений, инструкций и уставов: «Воинские артикулы», «Устав ратных и пушечных дел», «Учреждение к бою по настоящему времени», «Для полевой битвы правила», «Морской устав», «Устав воинский 1716 года».
На протяжении столетий система военного обучения и воспитания, заложенная Петром Великим, будет определять военное и патриотическое развитие России. После смерти императора патриотизм утратит на время свои позиции. Но победа России в Семилетней войне в середине XVIII в. послужит хорошим стимулом для возрождения патриотизма.
В Екатерининскую эпоху суть патриотизма выразил словами «Любви к Отечеству безмерен в русском пламень» поэт Г. Р. Державин. Победоносная Русско-турецкая война 1787-1791 гг. закончилась полным поражением Османской империи и заключением Ясского мира. По мирному договору России отходило все Северное Причерноморье, включая Крым, произошло значительное усиление политических позиций на Кавказе и Балканах. Река Кубань стала опять границей на Кавказе. Чудеса героизма и патриотизма проявили русские войска под непосредственным руководством А. В. Суворова при взятии неприступной крепости Измаил. По случаю взятия Измаила Г. Р. Державин сочинил известное стихотворение «Гром победы, раздавайся!», ставшее неофициальным гимном конца XVIII — начала XIX в. За счет многочисленных побед значительно укрепился международный авторитет страны.
В XIX в. проводимая государством внутренняя и внешняя политика требовала нового подхода к патриотизму. Отечественная война с Наполеоном способствовала консолидации общества. Несмотря на его сословный характер, общая беда сплотила всех людей. Наряду с идеями дворянского патриотизма благодаря декабристам усиливаются позиции народного патриотизма. Защита Отечества, по мнению декабристов, есть важнейшая обязанность каждого гражданина. Н. П. Муравьев в своем проекте Конституции подчеркивал, что каждый русский должен быть «всегда готовым к защите родины, и должен явиться к знаменам когда востребует того Закон» (Конституция Н. М. Муравьева : Электронный ресурс).
Возникшая в XIX в. уваровская идеологическая триада «православие, самодержавие, народность» становится идеологической основой патриотизма и будет определять развитие России вплоть до Октября 1917 г.
Революционные события, Гражданская война, строительство нового социалистического общества внесли свои коррективы в содержание патриотизма. Разлом в русской культуре, произошедший после революции, проявился и в разном понимании патриотизма и его реализации. Для большевиков главным было сохранение целостности России, ее государственности и суверенитета с опорой на собственные силы. Для представителей Белого движения — вернуть утраченное благополучие, заставить простолюдинов занять свое место любой ценой, с помощью иностранных армий, даже пожертвовать рядом территорий.
Для успешного решения своих программных задач по модернизации России новой революционной власти необходимо было наполнить понятие «патриотизм» новым содержанием и новыми формами его реализации. Была создана система патриотического воспитания, в основу которого было положено воспитание молодого поколения на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа. Можно привести много примеров трудовых свершений и боевых подвигов. За годы советской власти патриотические традиции получили дальнейшее развитие. Строительство новых городов, современных для того времени предприятий, таких как Магнитка, Днепрогэс, автомобильный завод имени Лихачева и другие, способствовали развитию трудового героизма, гордости за свою страну. Как известно, к середине 1930-х годов Советский Союз по объему ВВП вышел на первое место в Европе и на второе — после США.
Героизм проявило большинство советских людей в годы Великой Отечественной войны на полях сражений в рядах Советской армии, в партизанских отрядах, в подпольных организациях в тылу врага и даже находясь в концлагерях, где узники приняли мученическую смерть, но не стали предателями Родины. В нашей стране высочайший героизм и самоотверженность проявляли люди разных национальностей. За время Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза получили 8100 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 90 армян, 96 узбеков, 91 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев, 18 туркмен, 15 литовцев, 14 таджиков, 13 латышей, 12 киргизов, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 9 карелов, 8 калмыков, 7 кабардинцев, 6 адыгейцев, 5 абхазцев, 3 якута. Были и чеченцы, и крымские татары, не включенные в этот список. 329 героев повторили подвиг А. М. Матросова (Артамонов, 2010). Эти данные говорят о том, что за годы советской власти благодаря патриотическому воспитанию было сформировано наднациональное сознание. Ни в истории России, ни в истории Запада ничего подобного не было. Русский дух, несмотря на жесточайшее столкновение почти со всеми европейскими державами, оказался непобедимым.
После Великой Отечественной войны патриотизм получил новый импульс, связанный с началом космической эры, со строительством БАМа, новых городов, промышленных предприятий, освоением целинных и залежных земель. Советский Союз до определенного времени динамично развивался по всем направлениям, являлся второй, а по некоторым показателям и первой державой в мире. Но возникло снижение темпов роста, начался застой. Однако стареющее руководство страны уже не успевало реагировать на процессы, происходящие в мире, особенно в развитии информационных технологий. В основном все развитие СССР было связано с военно-промыш-
ленным комплексом в ущерб социальной и бытовой сфере. Такое внимание к ВПК со стороны власти можно понять. У власти находились люди, на долю которых выпали страшные годы Великой Отечественной войны, и они боялись новой войны. Заметим, что говорить о застое в культуре неправомерно. Культура многое делала для укрепления патриотизма. Создавались лучшие литературные произведения, художественные фильмы, театральные спектакли о войне.
Массовый героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны оказал влияние на развитие патриотических чувств у послевоенной молодежи. Она воспитывалась на подвигах героев «Молодой гвардии», Н. Гастелло, А. Матросова, З. Космодемьянской. Комсомол организовывал Вахты памяти, всесоюзные походы молодежи и школьников по местам боевой и трудовой славы, поисковые отряды, организовывал возведение памятников героям, проведение вечеров патриотической песни, встреч и чествований ветеранов боевых действий. Это были не одноразовые акции, работала четкая система патриотического воспитания, которая развивала высокие патриотические чувства у молодых людей, в том числе чувство ответственности за судьбу своей страны, служение ей.
Священным долгом для молодых людей считалась служба в армии. И если юноша по объективным причинам не мог выполнять этот долг, это была для него серьезная моральная травма. Когда земляки Максима Перепелицы, героя одноименного фильма, вышедшего на экраны в 1955 г., решают, что этого легкомысленного, беспечного на первый взгляд паренька не следует отправлять в армию, он заявляет, что они не имеют права это делать.
Готовность служить Родине, защищать ее было главным не только в жизни героя, но и его сверстников. Можно по-разному относиться сегодня к афганской компании, участию наших солдат и офицеров в других военных конфликтах, наверное, это плохо, необходимо было искать другие пути решения возникших проблем, но в то время оказание военной помощи государствам-союзникам считалось выполнением интернационального долга.
Важную роль в воспитании у молодежи любви к Родине сыграли литература и искусство, которые всеми доступными средствами способствовали этому. Многие художественные фильмы показывали ежедневный трудовой героизм. Среди них можно назвать такие фильмы, как «Добровольцы», «Весна на Заречной улице», «Высота», «Большая семья», героями которых были представители рабочего класса, самозабвенно трудившиеся во имя процветания нашей родины.
ПЕРЕСТРОЙКА И МЕТАМОРФОЗЫ ПАТРИОТИЗМА
В период перестройки, а затем и распада Советского Союза стало меняться отношение к Родине, патриотизму, о них неприлично было писать, говорить. Из словарей, энциклопедий исчез и сам термин «патриотизм». Некоторые публицисты, деятели культуры договорились до того, что нужно было не сопротивляться фашистской Германии — она привела бы к освобождению от большевиков. С этой же точки зрения оценивалось некоторыми из них предательство генерала Власова. Попытка переписать историю Великой отечественной войны негативно отразилась на отношении молодых людей к Родине, к теме патриотизма.
Перестройка еще более усугубила положение в стране, становилось все больше и больше людей недовольных положением дел, но М. С. Горбачев был уверен, что все
идет нормально. Перестройка, говорил он на очередном пленуме ЦК КПСС, идет вширь и вглубь. На самом деле все шло к развалу, что и подтвердил впоследствии секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев.
Много говорилось о патриотизме, патриотическом воспитании, но в союзных республиках начались совсем другие процессы, возобладал национализм, верх стали брать националистические силы.
После 1991 г., с развалом СССР стало меняться отношение к патриотизму. Появились массы людей, которые начали ориентироваться на Запад, искать в нем поддержку. В Россию пришла ельцинская смута. Патриотизм был не в почете. Патриотическое воспитание стало не модным. Новой власти и «сырьевым» олигархам оно было не нужно, так как мешало им обогащаться.
Было ли советское общество начиная с первых лет своего существования идеологически однородно, патриотически настроено? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Некоторая часть общества находилась в скрытой оппозиции к власти и в годы Великой Отечественной войны сотрудничала с нацистами. Среди них можно назвать генерала Власова, Бандеру, Шушкевича, «лесных братьев» в Прибалтике. К сожалению, об их злодеяниях говорили не так много в последние годы существования Советского Союза. На Украине, в Прибалтике начались выступления недобитых фашистских прихвостней и их последователей. Началась их героизация. Сегодня героями на Украине являются Бандера и Шушкевич, им ставят памятники, в их честь проводятся различные мероприятия, их поддерживает молодежь, зомбированная националистическими лозунгами.
ПАТРИОТИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ситуация стала меняться с приходом к власти Президента В. В. Путина, который в поисках национальной идеи все чаще стал обращаться к патриотизму, патриоти-че-скому воспитанию. Внимание к патриотизму особенно усилилось в связи с празднованием 70-летия Великой Победы. В своих выступлениях В. Путин постоянно подчеркивал, что строить будущее общество необходимо на основе патриотизма. «Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» (Владимир Путин: «Мы должны ... 2012: Электронный ресурс). Мы полностью согласны с президентом в том, что идеи патриотизма «настолько глубоки и сильны, что никому никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, переделать под свои форматы» (Путин объявил ... , 2016: Электронный ресурс). Такие попытки неоднократно предпринимались в нашей стране. Нынешняя реальность такова, что существует угроза изменения кода российской культуры. Этим занимаются некоторые средства массовой информации, отдельные политики либерального толка, деятели литературы и искусства, блогеры.
Разрабатываемые с 2001 г. государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации заложили основы современного патриотического воспитания, определили главные его приоритеты: повышение гражданской ответственности, обеспечение национальной безопасности, укрепление чувства сопричастности к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений. (Постановление Правительства . : Электронный ресурс).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для успешной реализации задач по патриотическому воспитанию потребуется решение многих внутренних проблем. Укреплению патриотизма в России, на наш взгляд, мешает рост коррупции в высших эшелонах власти, отсутствие социальной справедливости, огромное богатство, добытое нечестным путем у одних, бедность и нищета — у других, невозможность для большинства людей получать бесплатную высококвалифицированную медицинскую помощь, безработица, особенно среди молодежи, и т. д. Но самое главное — это отсутствие национальной идеи и внятной цели, какое общество мы строим. Несмотря на существующие в нынешней российской действительности проблемы, для их решения имеется достаточный арсенал средств и форм, заложенных в русской культуре. Богатые патриотические традиции, использование которых не раз помогало России преодолеть трудности и решить многие проблемы, помогут, на наш взгляд, и в современной непростой ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/ 71296398/ (дата обращения 08.12.2017).
Гунеев, С. (2018) Путин призвал различать истинный патриотизм [Электронный ресурс] // РИА Новости. 30 января. URL: https://ria.ru/society/20180130/1513622095.html (дата обращения: 30.08.2018).
Зайцев, Б. К. (1992) Слово о Родине // Русская идея / сост. М. А. Маслин. М. : Республика. 496 с. С. 374-378.
Ильинский, И. М. (2015) Холодная война: новый этап // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 5-17. DOI: 10.17805/zpu. 2015.3.1
Карамзин, Н. М. (2010) О любви к отечеству и народной гордости // Карамзин, Н. М. Избранные труды. М. : РОССПЭН. 486 с. С. 231-237.
Конституция Н. М. Муравьева [Электронный ресурс] // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5400/#sub_para_N_33000 (дата обращения: 30.08.2018).
Артамонов, В. А. (2010) Патриотизм и державное сознание в России: становление и эволюция IX—XX вв. // Патриотизм — составляющая государственной национальной политики России: теория, практика / сост. Н. Ф. Бугай. М. : Голден Би. 382 с. С. 10-42.
Ливцов В., Пожидаев А. (2016) Эволюция понятия «патриотизм»: через прошлое к будущему // Свободная мысль. №6. С. 151-162.
Владимир Путин: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте» (2012) [Электронный ресурс] // Русская народная линия. 13 сентября. URL: http://ruskline.ru/news_rl/ 2012/09/13/vladimir_putin_my_dolzhny_stroit_svoyo_buduwee_na_prochnom_fundamente/ (дата обращения 08.12.2017).
Путин объявил патриотизм национальной идеей (2016) [Электронный ресурс] // Лента.Ру. 3 февраля. URL: https://lenta.ru/news/2016/02/03/putin/ (дата обращения 08.12.2017).
Славин, Б. Ф. (2017) О деятельной природе патриотизма // Социально-гуманитарные знания. №1. С. 138-144.
Федотов, Г. П. Избранные труды. М. : РОССПЭН. 760 с.
Философия любви (1990) : в 2 ч. / под общ. ред. Д. П. Горского. М. : Политиздат. Ч. 2. Антология любви. 605 с.
Дата поступления: 01.10.2018 г.
PATRIOTISM IN RUSSIAN CULTURE
G. P. Khorina Moscow University for the Humanities
The paper analyses the reasons for a special attitude towards patriotism in Russian culture. It studies works of foreign and domestic scientists on patriotism, and considers the history of Russian patriotism. The author points out that in Russia, the concept "patriot" comes into general use in the 18th century. Since the reign of Peter I, patriotism takes on a form of a state ideology. In the epoch of Catherine and in the 19th century, patriotic ideas receive a new impetus due to the domestic and foreign policy pursued at that time.
The events of the 20th century — the revolution, the Civil War, the building of a new socialist society — made their amendments in the content of patriotic ideas. The split in Russian culture following the revolution revealed itself in different understanding of patriotism and its implementation. Using all means available, culture and art played an important part in instilling love for the motherland in young people. During perestroika and later, the collapse of the Soviet Union, the attitude towards the motherland and patriotism began to change; it was inappropriate to write or talk about them. The term "patriotism" disappeared from dictionaries and encyclopedias.
Today, a solution to a lot of domestic issues is needed to accomplish the objective ofpatriotic education. There are a lot of factors that prevent patriotism strengthening in Russia: growing corruption in the top government echelons, absence of social fairness, a colossal split in the levels ofincome ofthe population, unavailability of high quality medical care to the majority of people, unemployment, especially among young people, etc.
Keywords: patriotism; culture; patriotic education; history; values; ideology; fatherland; motherland; Russia; spirituality; heroism; cosmopolitism; national awareness; national idea
REFERENCES
Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabria 2015 g. no. 1493 «O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody" (s izmeneniiami i dopolneniiami)». Garant [online] Available at: http://base.garant.ru/71296398/ (access date:
08.12.2017). (In Russ.).
Guneev, S. (2018) Putin prizval razlichat' istinnyi patriotism. RIA Novosti, 30 January [online] Available at: https://ria.ru/society/20180130/1513622095.html (access date: 30.08.2018). (In Russ.).
Zaitsev, B. K. (1992) Slovo o Rodine. In: Russkaia ideia / comp. by M. A. Maslin. Moscow, Respublika. 496 p. Pp. 374-378. (In Russ.).
Il'inskii, I. M. (2015) Kholodnaia voina: novyi etap. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 5-17. DOI: 10.17805/zpu. 2015.3.1 (In Russ.).
Karamzin, N. M. (2010) O liubvi k otechestvu i narodnoi gordosti. In: Karamzin, N. M. Izbrannye trudy. Moscow, ROSSPEN. 486 p. Pp. 231-237. (In Russ.).
Konstitutsiia N. M. Murav'eva. Sait Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii [online] Available at: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5400/#sub_para_N_33000 (access date:
30.08.2018). (In Russ.).
Artamonov, V. A. (2010) Patriotizm i derzhavnoe soznanie v Rossii: stanovlenie i evoliutsiia IX— XX vv. In: Patriotizm — sostavliaiushchaia gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossii: teoriia, praktika / comp. by N. F. Bugai. Moscow, Golden Bi. 382 p. Pp. 10-42. (In Russ.).
Livtsov, V. and Pozhidaev, A. (2016) Evoliutsiia poniatiia «patriotizm»: cherez proshloe k bu-dushchemu. Svobodnaia mysl', no. 6, pp. 151-162. (In Russ.).
Vladimir Putin: «My dolzhny stroit' svoe budushchee na prochnom fundamente» (2012) Russkaia narodnaia liniia, 13 September [online] Available at: http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/ 13/vladimir_putin_my_dolzhny_stroit_svoyo_buduwee_na_prochnom_fundamente/ (access date 08.12.2017). (In Russ.).
Putin ob»iavil patriotizm natsional'noi ideei (2016) Lenta.Ru, 3 February [online] Available at: https://lenta.ru/news/2016/02/03/putin/ (access date 08.12.2017). (In Russ.).
Slavin, B. F. (2017) O deiatel'noi prirode patriotizma. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia, no. 1, pp. 138-144. (In Russ.).
Fedotov, G. P. Izbrannye trudy. Moscow, ROSSPEN. 760 p. (In Russ.).
Filosofiia liubvi (1990) : in 2 vol. / ed. by D. P. Gorskii. Moscow, Politizdat. Vol. 2. Antologiia liubvi. 605 p. (In Russ.).
Submission date: 01.10.2018.
Хорина Галина Петровна — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории и регионоведения Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-70-88. Эл. адрес: [email protected]
Khorina Galina Petrovna, Doctor of Philosophy, Professor, Department of History and Regional Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-70-88. E-mail: [email protected]
DOI 10.17805^ри.2018.4.10
Опыт осмысления соотношения холода и цивилизации на базе наукоучения И.Г.Фихте и идей российских антропологов
У. А. Винокурова Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск,
С. В. Шачин Мурманский арктический государственный университет
В статье анализируется возможность понимания холода как неотъемлемого атрибута цивилизации и фактора ее развития. При этом критикуется обыденное понимание, согласно которому холод есть источник страданий, а север является местом примитивности и отсталости. На базе метода наукоучения И. Г. Фихте вырабатывается идея о коллективном сверхсознании жителей севера.
Даются характеристики этого сверхсознания. Показывается, что оно особым образом выражает содержание свободы, имеющей специфические смыслы в духовном мире народов, ведущих кочевой образ жизни в экстремальных условиях Арктики. Холод вносит особый смысл человеческой свободы и влияет на развитие локальных цивилизаций. На основе позитивного отношения к холоду сформировалась арктическая циркумполярная цивилизация. Исследование этнопедагогических способов воспитания детей, использования холода в жизни народов, издревле освоивших холодный пояс земли, выявило пять принципов жизнестойкости в условиях экстремального холода, обусловливающих свободу духа человека.
На базе идей ряда русских антропологов формулируется вывод о том, что холод является одним из условий возможности цивилизации как в генетическом смысле (без холода было бы невозможно становление цивилизации), так и в содержательном (холод в преобразованном виде содержится в современной цивилизации в самых разных своих проявлениях). Подчеркивается, что фактор холода позволит человечеству прийти к более глубокому осознанию самого себя, а отсюда — к формированию более разумного общественного строя, соответствующего достоинству каждой личности и человечества в целом, т. е. более экофильного общества.