Научная статья на тему 'Государственная идеология российской Федерации: какой ей быть?'

Государственная идеология российской Федерации: какой ей быть? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1474
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ПУТИН / PUTIN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мартюшов Л. Н.

Проанализированы сущность и основные определения понятия «патриотизм», содержание этого понятия и отношение к нему в различные периоды развития России. Автор приходит к выводу, что в настоящее время в связи с крахом коммунистической идеологии идея патриотизма может быть единственной доминирующей идеей в России. В современном мире не только коммунистическая идея, но и все существующие идеологии переживают кризис. На смену противостоянию идеологий приходит противоборство цивилизаций. Противостояние России и Запада представляло и представляет собой противостояние цивилизаций. С крахом коммунизма оно не прекратилось, но лишь приняло новые формы. Вследствие этого в современной России идеей, консолидирующей общество, может быть только идея патриотизма. В статье анализируются основные задачи, направления и формы патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NATURE AND ESSENCE OF PATRIOTISM AND PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION

Examines the nature and basic definition of “patriotism”, the content of this concept and attitude in different periods of Russia’s development. The author comes to the conclusion that at the present time, in connection with the collapse of Communist ideology the idea of patriotism can be only one dominant idea in Russia. In the modern world not only the Communist idea, but all the existing ideologies in crisis. In place of the confrontation of ideologies comes the confrontation of civilizations. The confrontation between Russia and the West was and is a confrontation of civilizations. With the collapse of communism it has not stopped, but has only taken new forms. Consequently, in contemporary Russia the idea of consolidating a society can only be the idea of patriotism. The article analyzes the main objectives, directions and forms of Patriotic education.

Текст научной работы на тему «Государственная идеология российской Федерации: какой ей быть?»

УДК 316

Мартюшов JI.H.

О ПРИРОДЕ И СУЩНОСТИ ПАТРИОТИЗМА И ЗАДАЧАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Проанализированы сущность и основные определения понятия «патриотизм», содержание этого понятия и отношение к нему в различные периоды развития России Автор приходит к выводу, что в настоящее время в связи с крахом коммунистической идеологии идея патриотизма может быть единственной доминирующей идеей в России. В современном мире не только коммунистическая идея, но и все существующие идеологии переживают кризис. На смену противостоянию идеологий приходит противоборство цивилизаций Противостояние России и Запада представляло и представляет собой противостояние цивилизаций. С крахом коммунизма оно не прекратилось, но лишь приняло новые формы. Вследствие этого в современной России идеей, консолидирующей общество, может быть только идея патриотизма. В статье анализируются основные задачи, направления и формы патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, Путин

AAA

Martushov L.N.

ABOUT THE NATURE AND ESSENCE OF PATRIOTISM AND PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION

Examines the nature and basic definition of "patriotism", the content of this concept and attitude in different periods of Russia's development. The author comes to the conclusion that at the present time, in connection with the collapse of Communist ideology the idea of patriotism can be only one dominant idea in Russia. In the modern world not only the Communist idea, but all the existing ideologies in crisis. In place of the confrontation of ideologies comes the confrontation of civilizations. The confrontation between Russia and the West was and is a confrontation of civilizations. With the collapse of communism it has not stopped, but has only taken new forms. Consequently, in contemporary Russia the idea of consolidating a society can only be the idea of patriotism. The article analyzes the main objectives, directions and forms of Patriotic education.

Keywords: patriotism, Patriotic education, Putin.

*

Прежде всего необходимо разобраться в том, что мы понимаем под патриотизмом, является ли патриотизм идеологией, одной из многих, или это явление другого порядка?

В «Википедии» дается следующее определение понятия «идеология».

«Идеология (греч. гбгоАоуки, от греч. юеа -прообраз, идея; и Аоуо»; - слово, разум, уче-

* *

ние) - совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные

идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии)»^]. Другие известные нам определения в целом совпадают с приведенным.

Идеология в отличие от науки включает в себя не только знание о социально-политической жизни, но и ценностное отношение к политическим тенденциям и процессам, оценку соотношения политических сил, которая выражает интересы политической партии или социального движения Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других.

Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеи делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.

Отсюда следует, что ни одна цивилизация, ни одно общество не может существовать и гармонично развиваться без общей идеи, которую поддерживает большинство населения. Именно от идеологической подсистемы зависит развитие общества и его живучесть. В результате же отсутствия подобной системы в обществе образуется плодородная почва для поляризации взглядов различных социальных групп и даже радикализации этих сил, что ведет к дестабилизации общества.

Особое значение наличие доминирующей идеи, объединяющей общество, имело и имеет для России. Россия коренным образом отличается от Запада. По мнению выдающегося русского философа В В. Ко-жинова западные страны - это наиокрапши (греч. «уо|до<;» - «закон» и «краток» -«власть»), то есть государства, которые зиждутся на власти закона. Россия - это идеок-ратия, страна, которой управляют идеи. «Когда «правящая идея» теряет силу, наступает смута. Так было в 1917 году, ког-

да потеряла власть над людьми идея «самодержавие, православие, народность». Так было и в году 1991, когда эту власть потеряча коммунистическая идея. Сегодня стране нужна новая идея, потому что Россия может существовать только как иде-ократия» [2, с. 16].

Двадцатое столетие не случайно назвали «веком идеологий». Именно на этом историческом отрезке большое количество различных государств остро нуждалось в обосновании и оправдании собственных действий и своего политического курса Никогда прежде политическая идеология не оказывала такого определяющего влияния на судьбы наций и всего человечества. В двадцатом веке, бывшим по своей сути бесконечной чередой войн и противоборств разнообразных общественно-политических систем, на волне всеобщей нестабильности мироустройства поднялась целая плеяда идеологов, политиков, ораторов и пропагандистов, возомнивших себя «конструкторами человеческих душ и помыслов».

Сама по себе политическая идеология не несет никакого негативного оттенка, являясь объединяющей национальной концепцией, но это словосочетание на протяжении всего XX века нещадно дискредитировалось. Некоторые течения одиозного толка оказались просто нежизнеспособными в условиях стремительно прогрессирующего мира (коммунистическая идеология в советском варианте) На другие официально, на законодательном уровне введен запрет во всех цивилизованных странах (фашизм, экстремистские религиозные течения, радикальный национализм) По сути политическая идеология - это совокупность систематизированных взглядов и концептуально оформленных представлений определенной социальной общности людей, содержащая теоретическое осмысление всех аспектов общественно-политической жизни и имеющая в своем арсенале набор средств и инструментов (главным образам политических) для защиты интересов своих приверженцев. К сожале-

весгник уральского университета - института экономики, управления и права №2 2018

13

нию, часто эти средства превращаются в духовное орудие элиты и используются ею для достижения своих целей и удовлетворения собственных амбиций Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), пишет: «Конечно, кризис идеологий есть. Причина этого кризиса в том, что мир очень быстро меняется. И те идеологии, которые господствовали на протяжении долгого времени, либо радикально преобразуются и тогда сохраняют доминирующее положение, как в случае с либерализмом, либо консервируются и уходят на периферию, как произошло с коммунизмом. Более того, новые идеологии, изобретенные после перехода мира из индустриального состояния в постиндустриальное, даже они сегодня в кризисе. Постиндустриальная идеология в кризисе. Идеология информационного общества в кризисе. Все идеологии в кризисе» [3].

В XXI веке в мире происходят кардинальные изменения. С окончанием «холодной войны» на место противостоянию идеологий приходит противоборство цивилизаций. По мнению С Хантингтона, «е мире после холодной войны наиболее важными между людьми стали уже не идеологические, политические или экономические различия, а культурные... Люди определяют себя, используя такие понятия, какпроисхож-дение, религия, язык, история, ценности, обычаи и общественные институты» [3, с. 16]. Хантингтон определяет цивилизации как большие конгломераты стран, обладаюгцие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.). Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии.

Цивилизации, в отличие от стран, обычно существуют долгое время, как правило, более тысячелетия. Он выделяет следующие цивилизации: Западная, Исламская, Индуистская, Синская, Японская, Латиноамериканская, Православная, Африканская, Буддистская. Географическое соседство

цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию. Вследствие этого «в этом новом мире наиболее масштабные важные и опасные конфликты произойдут не между социальными классами, бедными и богатыми, а между народами различной культурной идентичности» [3, с. 17]. По мнению С. Хантингтона, «центральной осью политики мира после холодной войны является... силовое соотношение и политическое взаимодействие западной и незападных цивилизагщй» [3, с. 25].

Западная цивилизация возникла в VIII -IX веках нашей эры. Она достигла своего зенита в начале XX века Западная цивилизация оказала решающее влияние на все остальные цивилизации. Но сейчас положение меняется. «Баланс влияния между цивилизациями смещается: относительное влияние Запада снижается; растет экономическая, военная и политическая мощь азиатских цивилизаций, распространение западных идеалов и норм не приводит ни к возникновению всеобщей цивилизации в точном смысле этого слова, ни к вестерниза-ции незападных обществ»[4, с. 13]. Универсалистские позиции Запада все более приводят к конфликтам с другими цивилизациями. Религиозный фанатизм часто является реакцией на вестернизацию «...Запад, - пишет Хантингтон, - напрасно уповает на то, что рано или поздно его демократические стандарты завоюют мир. Этого не произойдет. В XXI веке человечество ждет деградация западных ценностей и резкое возвышение азиатских цивилизаций. Столкновение между ними небезопасно. Вопрос о том, выживет ли в результате схватки двух противоположных миров человечество, остается открытым».

А А. Зиновьев писал: «На Западе русские рассматривались как носители коммунизма, можно сказать, как своего рода генетичес-

кие коммунисты. Удар, направленный силами Запада против коммунизма, стал ударом прежде всего по русским. Прочие народы в пропаганде рассматривались прежде всего как жертвы коммунизма, причем именно русского. Антикоммунизм принимал форму русофобии. А после краха советского коммунизма идеологическим образом врага на Западе стали именно русские. Русофобия стала компонентом западной идеологии» [10, с. 516] Он изначально рассматривал противостояние России и Запада не как борьбу идеологий, а как противостояние цивилизаций. «Западу чужд наш мир, и поэтому они якобы боролись с царизмом, самодержавием, коммунизмом, но объект уничтожения всегда был один русский народ. Борьба с коммунизмом целых полвека была тщательной маскировкой. Под видом борьбы с коммунизмом боролись с русскими» [10, с. 111]

В этих условиях единственно возможной доминирующей идеей для России в настоящее время является идея патриотизма. В В. Путин неоднократно заявлял: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [5].

В «Википедии» дается следующее определение: «Патриотизм (греч. штрштг|с; -соотечественник, яатрц - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма -веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится состав-

ной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии» [6]. Таким образом, уже из определения видно, что понятие патриотизма не укладывается в рамки идеологии Оно значительно шире и претендует на то, чтобы выражать интересы не како-го-либо класса или социальной группы, но народа в целом

В основе этого определения лежит фраза В И Ленина в статье «Ценные признания Питирима Сорокина»: «Патриотизм одно из наиболее глубоких чувств, закретенных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». На наш взгляд, данное определение не является исчерпывающим, так как однозначно связывает возникновение патриотизма с образованием и существованием государств. Более убедительным кажется объяснение данного феномена с точки зрения теории этногенеза Л Н. Гумилева. Выдающийся русский ученый Л.Н Гумилев рассматривает этнос как биофизическую реальность, всегда облаченную в ту или иную оболочку. Для Гумилева этнос не социальная группа, так как напрямую с производительными силами он не связан. Этнос не раса, так как это не форма общежития, а биологическая характеристика. Этнос не популяция (сумма особей, живущих в одном ареале и беспорядочно скрещивающихся между собой). Этнос - явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим его ландшафтом.

При этом становится понятной и очевидной мысль о том, что человек - это не только социальное существо, хранящее в себе в определенном смысле весь опыт исторического развития человечества. Мы не должны забывать, что человек это еще и часть биосферы нашей планеты, закономерный итог ее длительного, продолжающегося миллионы и миллиарды лет развития. В И Вернадский, создатель учения о биосфере и ноосфере, утверждал, что биосфера Земли - это совокупность живого вещества (всех живых организмов нашей планеты) и преобразованной им окружающей

среды. «Этногенез есть прежде всего процесс активной адаптации человеческих коллективов в среде этнической и природной, причем ландшафтная среда заставляет людей вырабатывать комплексы адаптивных навыков этнические стереотипы поведения. Следовательно, неповторимое сочетание ландшафтов, в котором сложился тот или иной этнос, определяет его своеобразие поведенческое и во многом даже культурное» [7, с. 189]. Организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами, нитей связан с ландшафтом его обитания, с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями, т.е. с фрагментами био-, инфо- и ноосферы. В совокупности эти факторы образуют своего рода «генетическую память», лежащую в основе патриотизма.

Как уже отмечалось, понятие патриотизма шире понятия идеологии. Патриотом может быть либерал (нет больших патриотов, чем американцы), может быть консерватор, может быть религиозный фундаменталист. Любовь к Родине объединяет всех. Если идеология выражает интересы какого-либо класса, политической партии или социального движения, то патриотизм же во главу угла ставит интересы народа в целом, всего общества (автор сознательно не употребляет термин «государственные интересы». На разных этапах развития интересы правящей элиты могут не совпадать с интересами народа или даже прямо противоречить им)

В частности, в тех же Соединенных Штатах патриотизм по существу является государственной идеологией, хотя официально это нигде не зафиксировано. В стране с исключительно разнородным населением, он выполняет роль цемента, удерживающего воедино всю ту разношерстную компанию, которая является американским народом Писатель Ю.М Поляков, побывав в США, писал: «Когда я впервые попал в США

и пообщался с тамошними рядовыми налогоплательщиками, то обратил внимание на их своеобразный патриотизм яркий, демонстративный, напористый, с непременным звездно-полосатым флагом перед домом... Это патриотизм эмигрантов, которые на новом месте зажили лучше, чем на прежнем». [8, с. 53]. В Америке патриотизм внедряется в общественное сознание с молоком матери. В школах, высших учебных заведениях, средствах массовой информации последовательно проводится идея о превосходстве Америки во всех сферах жизни: в общественном устройстве, экономике, благосостоянии, науке, культуре, военной мощи В 1983 году президент Рональд Рейган говорил об особой ответственности, лежащей на Америке. «Мы особая страна. Америка обеспечивает свободу, безопасность и мир большей части человечества, чем любое государство в мировой истории. Таких, как мы, больше нет и никогда не было. Наша страна родилась из революционной идеи о там, что люди «наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами». Сперва мы были для мира примером возможностей, которые открывает свобода. Во время Второй мировой мы стали защитниками свободы, а после холодной войны единственной в мире сверхдержавой. Мы не стремились к этому положению. Оно достаюсь нам благодаря нашим идеалам, нашей мощи и мощи наших идеалов. Ни одна другая страна, ни одна международная организация, ни одно «сообщество наций» не способны на то, что мы делаем. Для триумфа свободы важно не только наше непосредственное участие в мировых делах. Не менее важна наша роль лидера. В течение изрядной части столетия свобода и безопасность миллионов людей по всему миру зависели от военной, экономической, политической и дипломатической мощи Америки.

Кроме того, на нас как на гражданах лежит еще одна обязанность - обязанность защищать наши идеалы и наши свободы, сохраняя нашу историю. Мы должны проследить за тем, чтобы наши дети знали,

кто мы, что сделали и почему именно Америка должна защищать свободу ... Они должны помнить об отваге молодых американцев, сражавшихся с нацистами в Арденнах и с японцами на Окинаве. Они должны понимать, почему Америка была права, когда завершила войну, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, и гордиться благородством страны, создавшей доктрину Трумэна, план Маршалла, Берлинский воздуишый мост и Организацию Североатлантического договора. ... Они должны не забывать о злобной и лживой империи, которой пришлось построить стену, чтобы ее граждане из нее не сбегали, и о победе, которую одержал над ней свободный мир во главе с Америкой. ... Мы должны объяснить им, чего нам стоила победа над злом в ХХ-м веке и что потребуется для нее в XXI-м. Мы должны убедить их в том, что отважные мужчины и женщины из наших вооруженных сил защищают нашу свободу и свободу миллионов других людей. Наши дети должны знать, что они граждане исключительной страны, самой могущественной, доброй и благородной страны в истории человечества. Они должны знать, что они наследники великого прошлого и великого долга. Простые американцы много раз совершали подвиги во имя свободы. Сейчас этот долг лег на наши плечи» [9].

В Советской России отношение к патриотизму в различные периоды было неоднозначным. После 1917 года и до середины 1930-х годов понятие «патриотизм» носило резко негативный характер. Такого отношения к патриотизму и к патриотам придерживались в то время не только отдельные партийные лидеры, эти взгляды исповедовались и в массовом порядке. Это было в первую очередь вызвано реакцией на патриотический подъем в начальный период мировой войны и последующим разочарованием. Но главным фактором было то, что большевики считали, что социалистическая революция может победить только в мировом масштабе, что без победы революции в развитых странах русская революция об-

речена на поражение. Вследствие этого последовательно проводился курс на экспорт революции, на поддержку революционных движений в других странах Россия рассматривалась лишь как плацдарм для мировой революции В самой же России происходило уничтожение традиционной русской культуры. После свержения самодержавия началось планомерное и сознательное очернение всего предыдущего периода российской истории.

Гонения на патриотические воззрения нашли самое широкое выражение в литературе, искусстве, науке, особенно исторической, и образовании. Одним из ярких представителей этого течения был историк М.Н. Покровский М.Н. Покровский был революционером, посвятившим свою жизнь борьбе с самодержавием. Вследствие этого в его работах вся дореволюционная история России изображалась исключительно в черном цвете («тюрьма народов», «европейский жандарм») и т.д. По его мнению, даже сам термин "русская история" был "шовинистическим" и "контрреволюционным В 1920-е гг, когда стояла задача дискредитации старого режима, эти взгляды М.Н. Покровского были востребованы. Необходимость уничтожения патриотических взглядов в обществе объяснялась тем, что именно патриотизм являлся серьезной идейной преградой на пути к созданию мирового пролетарского государства Пропагандировалась идея, что истинным патриотизмом является классовый (пролетарский) или интернациональный патриотизм, подразумевающий единство пролетариев всего мира вне зависимости от их национальной или государственной принадлежности А патриотизм традиционный, национальный, называемый обычно националпатриотизмом, объявлялся вредным или даже враждебным делу мировой революции.

Но к 1930-м годам обстановка изменилась В 1933 году в Германии пришел к власти Гитлер, взявший курс на пересмотр сложившихся в Европе границ, на подготовку новой войны. В этих условиях необходимо

было сплочение всего народа. Перед пропагандой была поставлена новая цель - воспитывать патриотизм, государственность, любовь к Отечеству, в том числе и на примерах дореволюционного прошлого. В этих условиях «школа Покровского» не соответствовала новым требованиям В последние годы жизни Н.М Покровский был подвергнут резкой критике, а уже после его смерти в 1934 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О преподавании истории в школах СССР», где школа М.Н. Покровского была осуждена, а его учебники изъяты. В 1934 году были вновь открыты исторические факультеты в Московском, Ленинградском, Томском, Казанском, Ростовском и Саратовском университетах Были написаны новые учебники для средней школы и для вузов. Началась кампания по пересмотру истории страны, восстановления преемственности истории Российской империи и СССР. В историческую память возвращались имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Суворова, Кутузова, Ушакова и др. Формирование патриотизма стаю основной задачей исторического образования.

Эта тенденция усилилась во время Великой Отечественной войны - Отечественной, а не пролетарской или социалистической Ю М. Поляков пишет: «Поднять и повести в бой нужно было всех до единого, даже пострадавших, униженных новой властью. Заградотряд может остановить отступающего. Но на смерть ведет любовь к Отечеству» [8, с. 54]. Мы видим, что истинная ценность патриотизма как фактора единения личных, коллективных и общественных интересов особенно полно проявлялась в наиболее сложные и трудные периоды жизни общества, когда возникали реальные угрозы его существованию. Обращение к патриотизму как высшей ценности, не теряющей своего значения при самых неблагоприятных изменениях условий существования государства, способно мобилизовать личность, общество и государство на преодоление любых испытаний и трудностей.

Новая антипатриотическая кампания развернулась в годы т.н. «перестройки» и достигла апогея в 1990-е годы. «Поначачу говорили о социальной справедливости и социализме с человеческим лицом. Но исподволь, а потом и все откровеннее стала внушаться мысль, что эту страну любить нельзя. Эту страну с кровавым усатым деспотом на партийном троне, с гулаговскими бараками, с тупыми людьми, стоящими в драчливых очередях за водкой, с вечным дефицитом всего элементарного,.. В общем, как семьдесят лет назад людей напористо выучили любить свою советскую Родину, так теперь столь же стремительно отучили» [8, с. 56]. « Такую массовую эпидемию антипатриотизма, самоуничижения, пораженчества, холуйского низкопоклонства перед Западом, зависти к западным народам, подражания всему западному и прямого предательства, - писал A.A. Зиновьев, - не допустил бы ни один европейский народ». [10, с 504] А И Солженицын с горечью констатировал: «Целились в коммунизм, а попали в Россию».

После падения коммунистического режима начался пересмотр всего советского прошлого, который быстро перерос в целенаправленный поиск негатива, очернения сначала советской истории, а затем и российской истории в целом. Некритически заимствовались идеи западных историков. Создавался образ России как уродливого отклонения от магистрального пути развития человеческой цивилизации, под которой имелась в виду западная цивилизация.

Обычным явлением стали тенденциозный подбор фактов под заданную схему, соответствующая их интерпретация, а также прямая фальсификация Ю М Поляков в 1999 году писал: «Средиутрат последнего десятилетия есть одна, не всеми осознанная, но чреватая страшными последствиями утрата. Я имею в виду постепенную утрату нашим обществом патриотического сознания. Патриотизм - это иммунная система народа ... Когда в обществе ослабевает патриотизм, начинаются ис-

торические болезни: смуты, самозванство, по-дурацки проигранные войны, презрение кратному труду, экономическое запустение при наличии всех условий для процветания, приход во власть людей, которых и к весам в гастрономе нельзя подпускать, не то что к государственной казне ...

Когда в борьбе за власть в Кремле «демократы» начат крушить СССР, советский патриотизм был обречен. Само слово «патриотизм» стало ругательным, а один бард-шестидесятник даже назвал его «кошачьим чувством». Более того, произошло нелепое разделение общества на «патриотов» и «демократов», а это примерно так же, как если делить население на рыжих и знающих иностранные языки »[Я, с. 247].

Внедрение ложных представлений о прошлом нашей страны отнюдь не случайно. Чтобы превратить народ в стадо баранов, надо лишить его исторической памяти, национальной гордости, внушить ему чувство вины.

К сожалению, подобные взгляды имеют место и сейчас. Журналистка Ксения Ларина в ходе дискуссии о патриотизме в программе радиостанции «Дождь» заявила: «Я не люблю родину (Родину) давно и убежденно... Сегодня на "Дожде"я пыталась сказать, что всем самым чудовищным в человеке мы обязаны патриотизму. Патриотизм разрушителен, он ничего не создает, кроме трескотни, вранья, шарлатанства, лицемерия. Патриотизм не совместим со свободой, он убивает свободу мысли, свободу творчества, свободу самореализации. .. Патриотизм мракобесен, как и показная примитивная религиозность, которая не имеет никакого отношения к вере... Патриотизм отвратителен. Он упрогцает человека, лишает его разума...» [13].

Государственно-политическая реабилитация патриотизма началась с провозглашения его в предвыборной статье Путина в -избирательной кампании 2000 года в качестве одного из стержневых компонентов политики. Но это не было исключительной

заслугой В.В. Путина Поворот в массовом сознании созрел постепенно, как реакция на события, происходившие в стране и в мире. Это и развал Советского Союза, утрата Россией роли великой державы, и распад социалистического Содружества, и одновременное расширение НАТО Это и глубочайший экономический кризис, катастрофическое падение промышленного и сельскохозяйственного производства. Запад однозначно стал рассматривать Россию не как страну победившей демократии, равноправного члена содружества демократических государств, но как страну, потерпевшую поражение в «холодной войне», которой теперь можно диктовать свои условия. Сегодня воспитание патриотизма провозглашается задачей официальной государственной политики, создаются адресные программы и специальные государственные структуры. Если в начале 1990-х гг. по отношению к людям, придерживающимся патриотических взглядов, был в ходу презрительный термин «красно-коричневые», то сейчас по данным опросов, все больше россиян считают себя патриотами: 69% по данным «Левада-центр» (2013 г.), более 80% по данным ВЦИОМ (2014 г) [11]

Патриотизм как объединяющее звено выбрал коллективный разум народа, и именно эта идея не позволит в очередной раз разрушить наше государство. Патриотизм это и есть доминирующая идея, которая должна объединить страну.

Теперь главный вопрос Что такое патриотизм? Государственная идеология, национальная идея или своего рода чувство сродни религии?

1. Итак, является ли патриотизм государственной идеологией России? Статья 13 Конституции РФ дает безоговорочно отрицательный ответ на этот вопрос: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной ". Поэтому любые рассуждения о том, нужна ли государственная идеология России или нет, можно смело считать неконституционными Но вот уже почти четверть века, с тех пор как

вышел из обращения марксизм-ленинизм, только и слышно, что общество утратило духовные и ценностные ориентиры, движется незнамо куда, и, мол, если есть у страны национальные интересы, то должна быть и государственная идеология.

Но, во-первых, мы уже рассмотрели вопрос о том, что понятие патриотизма шире понятия идеологии.

Во-вторых, хотя патриотизм официально не декларируется в качестве государственной идеологии, это не закреплено в Конституции, но он фактически неофициально постепенно утверждается в этом качестве. В то же время, по мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, речь должна идти не об официальной государственной идеологии, но о доминирующей в обществе идее. «Если идеология приобретает статус государственной, то это первый шаг к ее краху... Как только идеология фиксируется в качестве государственной, она становится, во-первых, общеобязательной, во-вторых, появляются жрецы этого идеологического культа, в-третьих, вводятся наказания за отступление от идеологии и, в-четвертых, сама идеология кодифицируется, застывает, теряет адекватность, превращается в мертвую букву и очень быстро перестает соответствовать изначальным посылам. Лучший способ уничтожить идеологию -это дать ей статус государственной. Это ни в коей мере не означает отказ от обгцей интегрирующей обгцество идеи. Речь идет только об официачьной государственной идеологии, зафиксированной в Конституции, которую все граждане обязаны разделять. Если ты ее не разделяешь, значит, ты в каком-то смысле ущербный, ты не гражданин. Таким образом, когда мы говорим о необходимости единой идеологии, речь может идти не о государственной идеологии, а о доминирующей идеологии, которая не имеет государственного статуса».

«Идея - это нечто очень абстрактное. Например, нужно любить свою страну. Идея? Идея. На ней патриотизм строит-

ся А что такое идеология? Она указывает, КАК нужно любить свою страну и КАК ее любить нельзя. То есть начинается детализация» [3].

2 Является ли патриотизм национальной идеей? Чтобы дать ответ на этот вопрос, рассмотрим разницу между патриотизмом и национализмом.

Нсщионалимзм (фр. nationalisme) - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в го-сударственнообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определенной национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, ее территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоев общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей Но есть и существенное различие.

Национализм - это, прежде всего идеология, которая включает следующие элементы: - существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы - автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик,

- суверенное право нации на самоопределение Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве Нация имеет право сформировать свое государство, которое должно включать в

себя всех членов нации Для каждой территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над четко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население;

- первичность нации в государственно-образующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите;

- национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы;

- солидарность. Единообразие достигается за счет объединения людей на почве любви и братства, а не путем навязывания определенной культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других,

- нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан - поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии [12]

Национализм подчеркивает различия, колорит и индивидуальность наций. Эти отличительные черты носят культурно-этнический характер.

Россия же представляет из себя не нацию, а отдельную самостоятельную цивилизацию. В В. Кожинов в интервью «Рос-

сийскому аналитическому обозрению» высказал следующие положения: «Россия всегда представляла из себя континент, точнее субконтинент, отличный от Европы и Азии. Эту мысль впервые четко выразил Чаадаев. Именно ему принадлежит формулировка, что в России европейская и азиатская цивилизации, слившись, перерабатываются в некую новую, самостоятельную цивилизацию. Россия - многонациональный континент.

В строительстве Русского государства с древнейших времен ведущую роль играют представители самых разных национальностей. Огромное количество дворянских родов (а дворянство в течение долгого времени было сословием, определяющим лицо страны) имеет нерусское происхождение. Но русский народ всегда являлся основным стержнем государства... Русский народ являлся евразийским народом в силу того, что с самого начала своего существования он серьезно, глубоко контактировал как с европейскими, так и с азиатскими народами... Русский народ никогда не двигался в русле национальной идеи... Чаадаев в свое время писал, что для нас узки любые национальные идеи, так как Провидение поручило нам интересы человечества. Русские уникальный народ, который смог определить судьбу континента, притом не навязывая ему своей национальной идеи» [2, с. 214-215].

Иными словами, речь идет не о собственно русском патриотизме, а о патриотизме народов России. В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что речь идет о России, как о единой евразийской цивилизации, синтезирующей культуру европейских и азиатских народов, населяющих ее. Россия - наследница великих евразийских цивилизаций -Византийской и Татаро-монгольской. В то же время история России история именно русской цивилизации (что нисколько не умаляет все вошедшие в нее народы, от татар до якутов), что и сформировало ее отличия от всех соседей - от китайцев до европейцев. «Россия всегда формировалась как го-

сударство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России, - отмечал Владимир Путин, - Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве».

Существует тенденция ставить знак равенства между патриотизмом и шовинизмом. Патриарх Алексий II в интервью газете «Труд» писал; «Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть. И здесь еще одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны»[14].

3. Тождественен ли патриотизм православной религией? С. Хантингтон из всех составляющих цивилизацию признаков определяющим считает религию. «Из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, наиболее важным... является религия... Основные цивилизации в человеческой истории в огромной мере отождествлялись с великими религиями мира; люди обгцей этнической принадлежности и общего языка, но разного вероисповедания.могут вести кровопролитные братоубийственные войны» [4, с. 50]. Россию он рассматривает как преимущественно православную цивилизацию.

Действительно, православие сыграло важную, если не определяющую роль в складывании русской цивилизации. Православная религия не без оснований претендует на роль одного из источников русской идеологии. Но, по мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова: «есть некая красная черта, которую не стоит переступать. У нас многонациональная и многоконфессионачьная страна. И чтобы люди, живущие в России, чувствовали себя россиянами, они должны быть уверены, что вера - дело совести, а не государства. Если они увидят, что живут в стране, где государственная идеология носит православный характер, то в "Исламское государство " побегут уже не тысячи, а миллионы. Вот красная черта, где надо остановиться. Никто не отрицает роль православия в нашей истории, нашей культуре. Никто не покушается на первенствующее место РПЦ среди всех традиционных конфессий. Но гражданство - это все-таки светская характеристика, а не религиозная. Нельзя призывать к тому, чтобы все граждане России стали православными. Нельзя говорить, что если ты не православный, то ты не россиянин. Если будет предпринята попытка интегрировать элементы православия в государственную практику, то мы встанем на очень опасный путь, ведущий к распаду России» [3].

В официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» прямо записано:

«II. 3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к на-ции как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божи-ей о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.

Патриотизм православного христианина

должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры - православный народ.

П. 4 В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия

Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.

Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон» [14].

Президент В В Путин неоднократно повторял, что идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна: «Для сохранения единства страны нужно формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, со-

причастности судьбе Родины».

Из всего вышеизложенного следует, что в современной России в условиях идеологического и политического плюрализма в настоящее время не существует единой позиции в трактовке понятия патриотизма. После провала «демократических» реформ, которые должны были сделать Россию «великой», патриотизм как всенародное явление в определенном смысле дискредитировал себя, что усугубилось ломкой прежних культурных, общечеловеческих и политических ценностей и отсутствием единой доминирующей идеи. Отсюда вытекает необходимость заполнения образовавшегося идеологического вакуума, ведь именно патриотизм может обеспечить консолидацию общества в духе любви к Родине, способствовать сохранению общественно-политической стабильности в стране, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности государства.

Безусловно, в современных условиях актуальным является вопрос о разработке новых программ и концепций патриотического воспитания молодежи и совершенствовании уже существующих. Это достаточно важный шаг государства, требующий последовательных системных мер в различных областях жизнедеятельности общества. «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».

На данный момент в Российской Федерации действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», принятая Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493. «С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, укретения чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [16]. Проводятся десятки совещаний по вопросам патриотического воспитания молодежи, написаны сотни статей. Это хорошо, но этого явно недостаточно.

Основная задача формирования патриотизма ложится на систему исторического образования. Невозможно любить свою страну, быть ее патриотом, не зная ее истории. Как можно любить то, чего не знаешь? Историческое сознание основной массы населения формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде Причем для большинства людей изучение истории на школьном уровне и завершается. В вузах изучает историю, относительно ко всему населению страны, очень малая группа граждан, и то, как правило, в небольших объемах.

Вследствие этого на первый план выходит задача разработки единой концепции школьного учебника истории. По своей важности принятие новой концепции школьного учебника истории сродни утверждению гимна или флага Фактически речь идет о Символе веры (то есть сути учения), потому что преподавание истории собственной страны имеет важнейшее значение при формировании гражданина. От того, что и как вам расскажут в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школе, зависит то, как вы будете относиться к народу и государству, частью которого вы являетесь, будете ли вы любить или ненавидеть, возмущаться или восторгаться прошлым и, в конечном счете, понимать путь, который прошла страна, то есть ваши же предки

Эта задача была четко сформулирована Президентом в 2013 году. В ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным» он подтвердил свою позицию, сказав, что учебники истории должны иметь единую концепцию и официальную оценку происходящего. «Если у вас нет концепции истории собственной страны, значит, вашим детям вложат в голову чужие взгляды на историю вашей страны. И они вырастут в полном убеждении, что Россия - это ошибка европейской цивилизации, а наши правители были один другого кровожадней и глупее. Это будут колониальные дети, и сколько таких уже воспитали за годы «реформ»

Какова же должна быть концепция нового учебника? Идеей, объединяющей всех граждан России различных политических взглядов и убеждений, может быть лишь идея патриотизма Критика, в том числе и собственной истории, необходима, но «без чувства собственного достоинства, без любви к Отечеству эта критика унизительна и непродуктивна». «Вся наша история без изъятия должна стать частью российской идентичности. Мы должны залечить эти раны, восстановить целостность исторической ткани». Никакая национальная идентичность невозможна в том случае, если у людей культивируют стыд, презрение или даже ненависть к истории собственной страны, отрицание ее исторического опыта. На знании и уважении к собственной истории, понимании ее законов и смыслов базируется настоящий патриотизм. При его отсутствии говорить о национальной идентичности бесполезно. «При всей разнице наших взглядов дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма

всех ее участников. Патриотизма, конечно, в самом чистом значении этого слова», - сказал Президент, подчеркнув, что «суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны, это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить». «Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России, добавил Путин. - И мы знаем, чем это заканчивалось: сносом государства как такового». В основе современной концепции патриотизма, как и на протяжении многих десятилетий до этого, лежит идея возрождения России и преодоления многих проблем, стоящих перед страной сегодня. Важную роль в этом должна сыграть система государственных институтов через их качественное преобразование и эффективное функционирование, так как патриотизм в немалой степени связан с отношением населения к власти

К сожалению, вопрос о разработке нового учебника решается крайне медленно. Создана специальная комиссия, разработаны несколько вариантов, три из которых апробируются в школах, но к единому мнению пока не пришли. Особые споры вызывает история последнего периода, начиная с 1980-х гг. и заканчивая современностью. Это понятно. Пересмотр всей нашей истории, поиски «белых пятен» и закрашивание их черной краской продолжается уже свыше тридцати лет. Выросло уже не одно поколение не только учеников, но и преподавателей истории. Сейчас стоит задача возвращать себе (а значит, и нашим детям) знание и уважение к собственной истории. Наша сегодняшняя проблема не в том, что у нас более четверти века не было единой концепции школьного учебника, а в том, что у нас вообще не было никакой концепции отношения к собственному прошлому. Все идеологические разногласия в обществе у нас являются производными от различных взглядов на историю России. Современная подача исторического материала в

школах приводит к тому, что дети зачастую вообще не понимают, о чем идет речь.

И, наконец, самое, на наш взгляд, главное. В связи с системным кризисом во всех сферах жизни общества, бедностью, огромным разрывом между богатыми и бедными, невозможностью огромной частью граждан удовлетворить элементарные потребности, неэффективностью проводимых реформ, коррупцией, растущим недоверием к власти, любое обращение к чувству патриотизма отторгается значительной частью населения, которое небезосновательно видит в этом попытки скрыть некоторые узкие места или снизить существующую в стране социальную напряженность. Необходимым условием и в то же время успешным итогом патриотического воспитания является реальное улучшение большинства социальных и экономических показателей (уровня жизни населения, его смертности, рождаемости, преступности, культуры поведения, медицинского обслуживания, образованности, потребления психотропных и наркотических веществ, табачных и алкогольных изделий).

Эту задачу конкретно сформулировал Владимир Путин на встрече с Клубом лидеров в Ново-Огарево 3 февраля 2017 года: «Сейчас стране нужна общая, объединяющая идея, - заявил Владимир Путин в ходе выступления, - и она уже есть». «У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, - считает Путин - Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо». Нужно стремиться к тому, чтобы и бизнес, и чиновники, и вообще все граждане работали для того, чтобы страна становилась сильнее, считает Владимир Путин. «Потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше. И достаток будет больше, и комфортнее будет, и т.д. Это и есть национальная идея», - подчеркнул он.

«Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это

связано с общим, объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной. И чиновничество, и госаппарат должны быть более эффективными», -добавил он.

«Мы работаем на страну, понимая под этим не нечто аморфное, как еще в советское время было, такая «давленка» со стороны государства: сначала страна, а потом неизвестно кто. Страна это люди, вот в этом смысле «на страну», - пояснил Путин [17].

Таким образом, патриотизм был и остается движущей силой существования и развития Российского государства. Главными его составляющими всегда были любовь к Родине, стремление отстоять ее суверенитет и величие. Данные идеи присущи патриотизму и в наши дни Каждый патриот России желает видеть реализацию идеала политического режима, действительного соблюдения прав и свобод личности, развитости и процветания нашего государства и своими действиями должен способствовать достижению такого состояния.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. https://ш.wikipedia.org/wiki/Идеология

2. Кожинов В В Коренные различия России и Запада. Идея против закона. М.: Алгоритм, 2014.

3. Российская газета - Федеральный выпуск № 6749 (178).

4 Хантингтон С Столкновение цивилизаций М : ACT, 2016.

5. http://tass.ru/politikay263664

6. ru.wikipedia. org>/wiki/ Патриотизм

7. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии Эпохи и цивилизации М.: Прогресс, 1993. 8 Поляков Ю.М Лезгинка налобном месте. М : ACT, 2014

9. https://studfiles.net/preview/4177315/

10. Зиновьев A.A. Планируемая история: Запад Посткоммунистическая Россия Гибель русского коммунизма: Сб М: ACT, 2009.

11 http:ru wikipedia 0rg>/narpH0TH3M

12. https://studfiles.net/preview/4299372/

13. http ://apologet. spb. ru/ru/

14. https://yandex. ru/?clid=2233626

15. https ://riafan. ru/p/580245

16. http://docs.cntd.ru/document/420327349

17. http://rusrand.ru/response/putin-patriotizm—eto-nacionalnaya-ideya-rossii

REFERENCES

1. https://ruwikipedia.org/wiki/Ideologiya

2. Kozhinov V. V. Korennyye razlichiya Rossii i Zapada. Ideya protiv zakona. M.: Algoritm, 2014.

3. Rossiyskaya gazeta - Federal'nyy vypusk № 6749 (178) 4 Khantington S. Stolknoveniye tsivilizatsiy. M.: AST, 2016.

5. http://tass.ru/politika/263664

6. ru.wikipedia.org>/wiki/Patriotizm

7. GumilevL.N Ritmy Yevrazii. Epokhi i tsivilizatsii M.: Progress, 1993.

8. Polyakov YU.M. Lezginka na lobnom nieste. M. AST, 2014

9. https://studfiles.net/preview/4177315/

10. Zinov'yevAA Planiruyemaya istoriya: Zapad PostkommunisticheskayaRossiya Gibel'russkogo kommunizma: Sb M: AST, 2009

11. http:m. wikipedia.org >/Patriotizm

12. https://studfiles.net/preview/4299372/

13. http://apologet.spb.ru/ru/

14. https://yandex. ru/?clid=2233626

15. https://riafan.ru/p/580245

16. http://docs.ciitd.ru/document/420327349

17. http://msrand.rn/response/putin-patriotizm—eto-nacionalnaya-ideya-rossii

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

МАРТЮШОВ Лев Николаевич, доктор исторических наук, профессор, Уральский технический институт связи и информатики (филиал) Сибирского государственного университета телекоммуникации и информатики, профессор кафедры экономики связи, г. Новосибирск.

E-mail: [email protected]

Рецензент:

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры исторических дисциплин Уральского университета - института экономики, управления и права Б.В. Личман.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.