Научная статья на тему 'Исторические аспекты военно-патриотического воспитания в России'

Исторические аспекты военно-патриотического воспитания в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1446
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ЧУВСТВО ДОЛГА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОЕННЫЕ ШКОЛЫ / СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PATRIOTISM / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / TRANSFORMATION OF VALUES / SENSE OF DUTY / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF FOLK PEDAGOGY / MILITARY SCHOOL / SONS OF THE FATHERLAND / FORMATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Рита Павловна

В представленной статье рассмотрены вопросы возникновения, становления и развития педагогической системы патриотического воспитания в России начиная с X-XI вв. до постсоветского времени. В ней раскрываются идеи зарождения русского патриотизма через создаваемый образ защитника Отечества. Основу представленной работы составили такие понятия, как «чувства долга», «ответственности перед страной», а также глубокого осознания гражданами своей роли и предназначения в развитии своей страны. Понятие «патриотическое воспитание» рассматривается как специально организованная деятельность, направленная на формирование и развитие значимых качеств личности, которые проявляются в любви к своей Родине, преданности ей и готовности служить своему Отечеству.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the questions of the origin, formation, and development of pedagogical system of Patriotic education in Russia from X-XI centuries to the post-Soviet period. It reveals the ideas of the birth of Russian patriotism using the generated image of the defender of the Fatherland. The basis of the presented work comprised such concepts as «sense of duty», «responsibility to the country», as well as awareness of citizens of their role and purpose in the development of their country. The concept of «Patriotic education» is considered as a specially organized activity aimed at formation and development of important personal qualities which are manifested in the love for their Motherland, devotion and willingness to serve his country.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты военно-патриотического воспитания в России»

УДК 37.035.6 (47 + 57)

Р. П. Фирсова

Исторические аспекты военно-патриотического воспитания в России

В представленной статье рассмотрены вопросы возникновения, становления и развития педагогической системы патриотического воспитания в России начиная с X—XI вв. до постсоветского времени. В ней раскрываются идеи зарождения русского патриотизма через создаваемый образ защитника Отечества. Основу представленной работы составили такие понятия, как «чувства долга», «ответственности перед страной», а также глубокого осознания гражданами своей роли и предназначения в развитии своей страны. Понятие «патриотическое воспитание» рассматривается как специально организованная деятельность, направленная на формирование и развитие значимых качеств личности, которые проявляются в любви к своей Родине, преданности ей и готовности служить своему Отечеству.

In the article the questions of the origin, formation, and development of pedagogical system of Patriotic education in Russia from X-XI centuries to the post-Soviet period. It reveals the ideas of the birth of Russian patriotism using the generated image of the defender of the Fatherland. The basis of the presented work comprised such concepts as «sense of duty», «responsibility to the country», as well as awareness of citizens of their role and purpose in the development of their country. The concept of «Patriotic education» is considered as a specially organized activity aimed at formation and development of important personal qualities which are manifested in the love for their Motherland, devotion and willingness to serve his country.

Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, трансформация ценностей, чувство долга, исторический педагогический опыт, народная педагогика, военные школы, сыны Отечества, формирование личности.

Key words: patriotism, military-patriotic education, transformation of values, sense of duty, historical and pedagogical experience of folk pedagogy, military school, sons of the Fatherland, the formation of personality.

В период радикальных изменений начала третьего тысячелетия одной из самых существенных проблем современности, усилившиеся трансформацией общества, является вопрос ориентиров духовных ценностей как важнейшего инструмента формирования патриотизма. Опираясь на слова русского философа Н.А. Бердяева, с поразительной точностью которого более века назад было замечено, что «...все наши политические достижения находятся в прямой зависимости от степени нашего патриотического воодушевления, от роста ответственного национального сознания в русском обществе и народе. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ею сознательному гражданскому патриотизму» [2, с. 24]. Это

© Фирсова Р. П., 2016

высказывание позволяет сказать, что написанное им не утратило своей актуальности и сегодня. В этой связи возникает необходимость в историческом экскурсе с целью воссоздания системы воспитания для выявления положительного педагогического опыта воспитания патриотизма подрастающего поколения.

Смысловое наполнение патриотизма, являющегося духовным стержнем любого народа, напрямую зависит от конкретных исторических условий жизни общества, облекающих своими особенностями весь процесс воспитания. Единственно известной формой военного воспитания в Х-Х1 вв. была подготовка дружинников, в которой «отроки» с 12-летнего возраста воспитывались в «гридницах» в духе преданности князю и согласно образу идеального героя-богатыря. Народная педагогика того времени опиралась на кладезь устного народного творчества и героико-воинских былин, примерами которых могли быть такие, как «Изгнание Батыя», «Мамаево побоище», «Илья и Калин-царь» и мн. др. [12, с. 148].

Основой для формирования Владимиром Мономахом стройной системы военного воспитания, о которой он пишет в «Поучении...», как быть «величавым на ратный чин, имея представления о чести и сороме», послужили образ «князя-воина» и идея защиты Родины [6, с. 45]. Автор другого труда «Жития Сергея Радонежского и Стефана Пермского» Епифаний Премудрый в образе Преподобного Сергия, который «был нормой поведения для лучших представителей русского общества, думавших о судьбах Родины» [13, с. 39], воплощает нравственный идеал эпохи второй половины XIV века. Созданный в 1571 г. «Устав сторожевой и станичной службы» позволяет привести знания, полученные долголетним опытом военных действий, в некоторую систему [13, с. 39].

В 1607 г. в России, ощущающей острую потребность в систематизации военных знаний, выходит «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», в которой патриотизм трактуется как военно-профессиональное качество и норма поведения воинов, а в 1647 г. книга «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», где воеводам предписывалось не только самим усердно воспитывать, но и самим подавать пример служению Отечеству [13, с. 40].

Однако все попытки организации специальных военных учреждений в России до начала XVIII века не были увенчаны успехом, а обучение и воспитание «верных сынов Отечества» скорее напоминало эксперимент, в отсутствии единого мнения о его целях и задачах. Возможно, причину этому мы найдем в словах русского ученого М.В. Ломоносова, который считал, что воспитать «истинных сынов Отчества» возможно, лишь развивая науку и распространяя научные знания, которые способны помочь подрастающему поколению найти свое место в обществе [7, с. 19].

Созвучно мнению М.В. Ломоносова высказывается российский прозаик и поэт А.Н. Радищев, который, возможно, впервые придал форму понимания идеи патриотического воспитания, выделив «три отличи-

тельных знака сына Отечества»: честолюбие, благонравие и благородство [8, с. 217].

Впервые военные школы в России появляются лишь в конце XVII начале XVIII вв. в эпоху Петра I, который, соединив воедино разрозненные знания о патриотическом воспитании под лозунгом «За веру, царя, честь и достоинство» Отчизны, отразил концептуальные основы образования в указах, законах, наставлениях, воинских уставах и других законодательных актах, обладающих правовым статусом. Тем самым Петром I была выработана новая, не только политическая, но и патриотическая идеология, в которой Отечество становится объектом патриотизма, отраженное в словах Петра I: «Не должны Вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за православную нашу веру и церковь» [15]. По указу Петра I уже 1901 г. была основана Школа математических и навигационных наук, ставшая впоследствии Морским кадетским корпусом, выпускниками которой были Ф.Ф. Ушаков, А.Б. Бутурлин, Н.Ф. Головин и многие другие.

Однако первый кадетский корпус, а именно Сухопутный шляхетный кадетский корпус, появился в России лишь в 1732 г. благодаря императрице Анне Иоанновне, откликнувшейся на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского. Указом от 29 июля 1731 года, который гласил «.весьма нужно, дабы Шляхетство отъ младыхъ летъ къ тому въ теории обучены, а потомъ и въ практику годны были.» [5, с. 32], обоснована значимость приобретения знаний не только военного дела, но и «арифметики, геометрии, рисования, фортификации, чужестранных языков...» [5, с. 32], тем самым облекая в педагогическую форму не только подготовку офицеров, но и процесс воспитания нравственности и патриотизма молодых людей. Ставя своей целью воспитание «новой породы людей», патриотическому воспитанию и нравственному развитию личности придавали большую значимость и, по словам одного из директоров-новаторов И.И. Бецкого, нравственное воспитание считалось выше любого образования.

Особую нишу с общей системе образовательных учреждений заняли лицеи, которые, согласно определению В.М. Даля, являлись «высшими учебными заведениями, то равные университетам и академиям, то ниже или даже выше их» [4], являясь «кузницей императорских кадров», способных стать талантливыми деятелями «представительного правления» [9]. Видя в них опору новой власти России, особое значение придавалось наукам «нравственным», «историческим» и юридическим.

Необходимо отметить, что кадеты пользовались новейшими русскими учебниками: арифметикой Л. Магницкого, практической геометрией» И. Назарова, сочинениями М.Ю. Ломоносова, В.К. Тредиаковского и А.Д. Кантемира. Однако еще долгое время основу патриотического вос-

питания в России составляли идеи православия, самодержавия, воплощенные в призыве «За Веру, Царя и Отечество!»

Вопрос патриотического воспитания остается актуальным и в начале XX в., значимую роль в котором сыграли три направления скаутских организаций. Одно из них было «ориентировано на военную и спортивную подготовку (А.К. Анохин) [11, с. 161-162]; вторым направлением стало воспитание в духе религиозности, верноподданности и патриотизма (О.И. Пантюхов) и третье направление было сосредоточено на гуманистических идеалах воспитания (И.Н. Жуков). Основу всех трех направлений, однако, составили идеи самовоспитания, закалки воли, идеи служения Родине, а также верность культуре, традициям и родной истории, что заключалось в коротком «законе разведчиков»: «Будь готов», которое подразумевало в первую очередь готовность служения Родине. В уставе Царскосельской дружины юных скаутов было прописано: «Что бы вы ни делали, всегда прежде всего подумайте о вашем Отечестве, служение которому является лучшей целью и лучшим девизом нашей жизни» [14, с. 14].

После событий Октября 1917 г. патриотическое воспитание стало важной составляющей советского политического режима, формируемым под влиянием молодой идеологии советского государства. Система советского патриотического воспитания, состоящая из нескольких этапов, строилась согласно высказыванию М.И. Калинина «...воспитывать всех трудящихся в духе пламенного патриотизма, в духе безграничной любви к своей родине» [18].

В 1918 г. ВЦИК во главе с В.И. Лениным ставит вопрос и принимает декрет о включении допризывной военной подготовки, основной акцент в которой ставится на воспитание молодежи в духе идей защиты молодого социалистического Отечества. Особое внимание, как указывается в ряде распоряжений Наркомпросса отделам народного образования и педагогическим советам учебных заведения, следует обратить на патриотическое воспитание учащейся молодежи с целью формирования человека, как пишет А.В. Луначарский, «способного на большую степень самопожертвования» [1, с. 174]. По рекомендации съездов комсомола в систему классового воспитания пионеров вводится курс знакомства «детей с наиболее яркими эпизодами истории Красной армии» [1, с. 174].

Более конкретную программу деятельности школ по военно-патриотическому воспитанию предложила Н.К. Крупская в своем докладе «Военная опасность и школа», в котором подчеркнула необходимость формирования у молодого поколения четкого осознания ими своего долга перед страной, выражающегося в готовности к ее защите [10, с. 20].

Организация специальных военных курсов и отдельных занятий, освещение моментов военного характера при изучении предметов гуманитарного цикла, усиление внимания к занятиям физической культуры, развитие сети военных и спортивных кружков, введение в учебные пла-

ны девятилетних школ дисциплин: военная администрация с уставами, стрелковое дело, военная география, тактика пехоты, ПВО, политическая подготовка, топография, сведения по саперно-маскировочному делу, связь, строевые занятия - вот короткий перечень того, что было предпринято Наркомпросом в 1928-1929 гг. с целью помощи осознания детьми необходимости «.готовиться к обороне СССР и октябрьских завоеваний» [3, с. 29].

Введение закона «Об обязательной военной службе» в 1930 г. и включение военно-патриотических тем в программы и учебники практически по всем учебным предметам значительно активизировало работу по патриотическому воспитанию учащейся молодежи.

Вопросы патриотического воспитания затрагивают в своих работах ряд авторов, таких как В.А. Грузинский, О.М. Лобова, М.М. Сазонова, В.А. Никольский и А.С. Макаренко, который считал основной целью воспитания в советской школе - формирование личности, способной не только к «героическим вспышкам», но и к каждодневной тяжелой, неинтересной и грязной работе на благо Родине и советского народа.

В годы Второй мировой войны вопрос патриотического воспитания становится особенно актуальным. В тяжелые для страны годы педагоги продолжают свой нелегкий труд, проводя занятия по военно-физическому воспитанию среди школьников 1 -4 классов, начальную военную подготовку с учениками 5-7 классов и допризывную подготовку с учащимися 8-10 классов. Для старшеклассников вводится обязательный летний лагерь.

Однако, кроме занятий военно-физической подготовкой, важное место в педагогической практике занимают такие методы патриотического воспитания, как изучение и сравнительный анализ прошлых и настоящих исторических фактов, начертание карт с ходом боевых действий на фронтах Великой Отечественной, изучение исторических документов, ознакомление с газетными статьями о событиях с фронта, систематические прослушивания сообщений Совинформбюро «В последний час», оформление выставок, газет, стендов и альбомов на патриотические темы, организация исторических вечеров и других массовых внеклассных мероприятий.

С победой советского народа в Великой Отечественной войне работа по воспитанию патриотического самосознания не прекращается. Согласно Закону «О всеобщей воинской обязанности» 1946 г., вводится по два часа в шестидневку начальная и допризывная подготовка с учащимися начиная с 5 классов. В вопросе патриотического воспитания этого периода истории России особое значение приобретают работы В.А. Су-хомлинского, который главнейшей задачей советской школы считает: «. воспитать патриотов, безгранично преданных социалистической Родине, идеям коммунизма, идеалам трудового народа» [16, с. 87].

Однако мы считаем необходимым отметить, что в конце 40-х -начале 50-х гг. специальная работа по целенаправленному воспитанию школьников к защите Родины несколько ослабла. Причиной этому, на наш взгляд, являются возникшие в этот период трудности, связанные с восстановлением народного хозяйства в тяжелое послевоенное время. В этот период можно выделить педагогические работы, посвященные проблеме патриотического воспитания, И.С. Марьенко, М.А. Терентия, В.И. Косолапова, А.И. Огнева и Ф.И. Хвалова, в которых вопрос воспитания патриотизма рассматривается в контексте общественно полезного труда, что отвечает требованиям того времени.

«Познавая идею Родины, переживая чувство любви, благодарности, восторженности, тревоги и заботы об ее нынешнем и будущем, ... человек в подростковом возрасте познает себя, утверждает свое достоинство», как писал В.А. Сухомлинский [16, с. 87]. В своих работах В.А. Сухомлинский не раз говорит, что «в воспитании советского патриотизма определяющее значение имеет сохранение, обогащение и передача новым поколениям духовных ценностей нашего общества» [17, с. 288].

В 1961 г. появляется «Примерная программа воспитательной работы с учащимися 9-10 классов», в которой говорится, что основным качеством, формируемым у учащейся молодежи, является долг перед Родиной и «гордость за свою Советскую Родину» [12, с. 148]. В другой программе для учащихся 9-10 классов «Советский патриотизм и пролетарский интернационализм» заявляется о необходимости воспитания у старшеклассников готовности «защищать честь, свободу и независимость Отечества».

В этот период органам народного образования, классным руководителям и учителям рекомендуется организовывать встречи, целью которых должен стать обмен опытом работы самых лучших учителей и педагогических коллективов по вопросам патриотического воспитания.

В конце 60-х - начале 70-х гг. значительно активизируются теоретические исследования, связанные с вопросами патриотического воспитания. При Министерстве просвещения РСФСР формируется научно-методический совет по патриотическому воспитанию, а при Академии педагогических наук СССР - проблемный совет, благодаря которым разрабатываются методические рекомендации по организации патриотического воспитания, реализация которых позволит образовательным учреждениям более эффективно проводить эту работу.

Невозможно раскрыть всю историю развития и трансформации патриотического воспитания в России. Обобщая сказанное, заметим, что такая основополагающая черта русского народа, как патриотическое сознание, потерпела утрату только в период 90-х гг. XX в., в связи с рядом реформ, происшедших по причине оказания как внешних, так и внутренних влияний.

Как отмечает Ю.Т. Сентюрин, новое демократическое развитие России требует пересмотра содержания всей системы патриотического воспитания, предусматривающей формирование социально значимых ценностей и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов. С этой целью 30 декабря 2015 г. Министерство образования и науки России утвердило программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» в которой обозначен вектор становления инновационного патриотического воспитания как социального института, создающего возможности молодым людям выбирать свое будущее, связывая его с национальными интересами и перспективами развития страны.

Список литературы

1. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: кн. для учителя. - М.: Просвещение,

1989. - С. 174.

2. Волков С. Николай Александрович Бердяев // Советский патриот. - 1990. -№ 21. - С. 24.

3. Герчиков Р.Ю. Военные кружки в школах второй ступени: метод. пособие. -М., 1929. - С. 29.

4. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - URL: http://www.superb00k.0rg/DICTI0NARY/DAL/0.htm.

5. Дементьев А. Великие идеи патриотизма в творчестве русских классиков. -Л., 1944. - С. 32.

6. Ивакин И.В. Князь Владимир Мономах и его поучение. - Ч. 1. - М., 1901. -С. 45.

7. Калиновский А.А. О развитии в детях чувства народности. Педагогическая заметка А.А. Калиновского. - СПб., тип Э. Арнгольда, 1883. - С. 19.

8. Карамзин Н.М. Рассуждение философа, историка и гражданина. Соч.: в 2 т. -Л., 1984. - Т. 2. - С. 217.

9. Кодан С.В. Кузница императорских кадров Царскосельский - Александровский лицей в системе подготовки государственных служащих в России в XIX - начале XX вв. / С.В. Кодан // Чиновник. - 2003. - №1 (23). - URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1146003.

10. Крупская Н.К. Военная опасность и школа // Народное просвещение. - М., 1927. - № 8-9. - С. 20.

11. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. - Т. 3. - М., 1995. - С. 161-162.

12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР / глав. ред. акад. Н.М. Дружинин (пред.) и др. - М.: изд-во Акад. наук СССР, 1958. - С. 148.

13. Пантюхов О.И. Памятка юнага разведчика / сост. О.И. Пантюхов. - Царское село: Царскосельская центр. тип. С.М. Боровкова, 1911. - С. 39-40.

14. Пантюхов О.И. В гостях у бой-скаутов. - СПб., тип. Глав. упр. уделов, 1912. -С. 14.

15. Приказ Петра I перед Полтавской битвой // Рус. архив. - 1871. - № 1.

16. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика,

1990. - С.87.

17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр. произв.: в 5 т. - Т.3. - Киев: Радянська школа, 1980. - С. 288.

18. [Электронный ресурс]: Режим доступа: World Wide Web. - URL: http: //vault.exmachina.ru/orkns/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.