УДК 37.01 ББК 74.200.5
НАШЕ ВРЕМЯ И ПАТРИОТИЗМ
Фуфаева Юлия Юрьевна, преподаватель Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, аспирант кафедры общей и социальной педагогики Воронежский государственный педагогический университет Фуфаев Сергей Александрович, кандидат технических наук, старший преподаватель ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
Аннотация. В статье анализируется сложившаяся ситуация политического, экономического, идеологического давления на Российскую Федерацию, требующая укрепления и наращивания социального, культурного и воспитательного потенциалов государства. В статье раскрывается роль патриотизма как фундамента прошлого, настоящего и будущего России. Рассматривается актуальность укрепления и развития патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях.
Ключевые слова: патриотизм, духовно-нравственный потенциал, Родина, Отчизна, гражданин.
OUR TIME AND PATRIOTISM
Fufaeva Yu. Yu., teacher
Voronezh state industrial and humanitarian college (Voronezh) graduate student, department of general and social pedagogy, Voronezh State Pedagogical University
Fufaev S.A., candidate of Technical Sciences, senior teacher MESC of the Air Forse «Military and Air Academy of the name of professor of N. E. of Zhukovsky and Yu. A. Gagarin» (Voronezh)
Abstract. In article the current situation of political, economic, ideological pressure upon the Russian Federation demanding strengthening and accumulation of social, cultural and educational capacities of the state is analyzed. In article the patriotism role as base of the past, present and future of Russia reveals. The relevance of strengthening and development of patriotic education of younger generation in modern conditions is considered.
Key words: patriotism, spiritual and moral potential, Homeland, Fatherland, citizen.
Современной геополитической обстановке свойственны стремительные и резкие перемены, острые противоречия исторического, политического, экономического и социального характера.
Для современной России актуальным является определение ее места и роли в мировом сообществе. Меняются традиционные национальные, государственные ценности и традиции, возникают новые источники формирования вызовов и угроз, как на международном, так и на региональном уровнях.
Особую значимость приобрела проблема обеспечения национальной безопасности, без успешного решения которой невозможно рациональное реформирование страны. Обеспечение национальной безопасности является центральной стратегически важной для развития России задачей.
Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является совершенствование государственной политики России, способной адекватно реагировать на существующие опасности ХХ1 века при рациональных затратах на национальную оборону, противостоять геополитическим вызовам и угрозам [12].
Противостоять подобного рода угрозам должен и будет российский гражданин, свято верящий в то, что он выполняет долг перед любимой страной, потому что он - патриот!
Современная внешнеполитическая обстановка складывается таким образом, что налицо у определенной части Земли не просто неприязнь к России и русским, а вполне сложившаяся и постоянно проявляющаяся русофобия как целостная идеология, которая сопровождается постоянными притеснениями россиян в различных сферах их жизнедеятельности [1, с. 253].
В настоящее время русофобия на Украине проявляется в следующем:
1. Массовые убийства русских и русскоязычных граждан юго-востока, причём в основном мирных граждан. (Особо циничным было массовое убийство в Одессе 2 мая 2014 г.)
2. Демонизация России и её Президента ВВ. Путина.
3. Постоянные оскорбления в СМИ России, русских как народа, российских руководителей.
4. Нападения на российские дипломатические представительства.
5. Насильственная украинизация традиционно русских и русскоязычных территорий Украины. Попытка лишить жителей русских регионов родного языка.
6. Оправдание и возвеличивание нацистских преступников-бандеровцев.
7. Запрет русских телеканалов, проката фильмов на русском языке.
8. Уничтожение или осквернение памятников, связанных с советской историей Украины (памятники Ленину) и русским военным, политическим, культурным деятелям (Жуков, Куту -зов, Толбухин, Пушкин).
9. Насаждение лживых русофобских представлений в учебниках истории Украины.
10. Преследование русских журналистов, политиков, публицистов, выражающих иное мнение [11].
Введенные против России санкции в результате присоединения, а точнее возвращения Крыма на родину, не сделали наших сограждан слабее, а наоборот, народ воспрянул духом патриотизма и гордости за страну, в которой живет. А всё потому, что русскому человеку присущи такие качества, как сплоченность, товарищество, равенство, братство, солидарность, соборность, общинность, сопереживание, соучастие, сотрудничество и т. д. [2].
«В последнее время особенно стало понятно: трудно быть русским. Однако не быть русскому русским можно оценить как преступление и самоуничтожение. Должно быть противостояние русофобии!..
... Более 20 лет новейшей истории Всемирный Русский Народный Собор - общественное движение граждан России - решает три задачи: размышляет о месте России в судьбе человечества; вырабатывает и предлагает гармоничную форму общественного устройства; прогнозирует завтрашнее. заглядывает в будущее русского народа.
В 2001 году на VI Соборе - «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» - участники обсуждали, «является ли Россия особой, уникальной, самостоятельной цивилизацией, равновеликой Западу, Индии или Китаю?» Ответ на вопрос оказался утвердительным. Каковы аргументы положительного ответа, к которым обращались участники дискуссии: 1) упоминание творческо-
го наследия выдающихся русских и зарубежных исследователей, признававших Россию самостоятельным, самобытным обществом (Ник. Данилевский, Арн. Тойнби. О. Шпенглер и др.); 2) возникновение в начале ХХ века яркого направления в гуманитарной - русской религиозной философии; 3) теоретические разработки историков; 4) выдающиеся достижения в культуре, искусстве, технике; 5) исторический опыт России, ее способность находить неповторимый национальный ответ на вызовы времени, ее уникальная роль в переломные моменты человеческой истории» [1, с. 254].
На совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре 12 сентября 2012 г. В. В. Путин обратился к идеологии патриотизма: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумать. Это движение к своей истории, к традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуры...
...Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства» [5].
Главными защитниками страны безусловно являются армия и флот. В настоящий период реформирования российской армии и флота одним из приоритетных направлений воинского воспитания является поиск, обоснование и реализация новых подходов к формированию у будущих офицеров морально- нравственных качеств гражданина и патриота: долга, чести, патриотизма, дисциплинированности, ответственности. Особая роль в системе указанных ценностей отводится патриотическому воспитанию [14].
А что же собственно дословно означает такое значимое и важное для русского человека слово «патриотизм»?
«Современный толковый словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой объясняет патриотизм как «любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [9].
Семантика слова «патриот» восходит к греческому слову patr^ta - земляк, соотечественник, которое происходит от слова patrios -принадлежащий отцам, отеческий и patria - родина. В.И. Даль считал патриотом «любителя отечества, ревнителя о благе его, отчизнолюба, отечественника или отчизника» [8].
В «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера слово «патриот» обозначается как позднее заимствование через немецкий - Patriot (с XVI в.) или непосредственно из французского patriot - сын отечества (от лат. Patriota). Первое упоминание лексемы в России зафиксировано во времена правления Петра I [13]. Великий реформатор и новатор ставил верность Отечеству выше всех других ценностей, даже выше преданности самому себе. В своем обращении накануне Полтавского сражения Петр I говорил: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего» [10].
В начале XVII века в «Уставе ратных и пушечных дел» патриотизм отмечен как военно-профессиональное качество и норма поведения военнослужащего [13].
Патриотическое воспитание - одно из основных направлений развития успешной личности и высоконравственного гражданина своей страны. Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан РФ, начатая в 2001 году, позволила начать реализовывать систему патриотического воспитания. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» направлена на сохранение сложившихся
за последние десятилетия традиций патриотического воспитания граждан Российской Федерации и поддержание непрерывности воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан в контексте инновационных процессов развития российского общества [5].
В последнее время в мире все чаще из средств массовой информации мы видим намеренное искажения фактов из истории нашей страны. Все чаще происходит фальсификация событий, связанных с историей России и ее ролью в мировой истории. К примеру, правящая верхушка Украинского государства постоянно и не стесняясь перевирает факты Великой Отечественной войны, где, по ее мнению, агрессоры - русские. Украинский президент призывает не праздновать 9 мая как День Победы, а чествовать погибших 8 мая и эту дату назвать Днем памяти и примирения, но при этом запрещает шествие Бессмертного полка и ношение георгиевской ленты. Что отрадно в сложившейся ситуации, так это то, что не перевелись патриоты нашей страны, живущие на территории другого государства, которые помнят и чтут памятные даты российской истории.
В условиях сложившегося политического, экономического, идеологического давления на Российскую Федерацию требуется укрепление и наращивание социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и государства в целом. Поэтому в свете нынешних событий патриотическое воспитание рассматривается как фактор объединения граждан России, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Ведь если бы русский гражданин не любил бы свою Родину, не был бы настолько силен духом, разве бы он смог победить немецкого противника в столь ожесточенных и длительных боях?! Битва за Воронеж была одной из самых значимых и серьезных за годы Великой Отечественной войны. 212 дней и ночей бился с немецко-фашистскими захватчиками город Воронеж. Враг так и не смог захватить полностью весь город. Линия фронта прошла через Воронеж. Левобережный район остался в руках советских войск. Были уничтожены все три хорошо нам известных моста: Вогрэ-
совский, Чернавский и Северный, чтобы враг не пробрался на другой берег, и только лишь в стратегических целях был сохранен железнодорожный узел. Почти семь месяцев Воронеж бился за свое освобождение.
В 2008 году за мужество и героизм защитников города, проявленные в битве с захватчиками, Указом Президента России город Воронеж был удостоен звания «Город воинской славы»!
И вот об этих моментах истории нашего Отечества важно и нужно рассказывать потомкам, ведь именно примеры героических поступков способны развить и укрепить дух патриотизма, мужество и любовь к Родине у подрастающего поколения. К примеру, студенты Воронежского государственного промышленно-гуманитар-ного колледжа систематически посещают военно-патриотические музеи города Воронежа. И они (студенты) горды, что являются гражданами великой России, что они внуки дедов и бабушек, которые так яростно и мужественно защищали свою страну от нацистов.
В воронежских школах ежегодно проводятся встречи ветеранов с учениками, чтобы наши потомки знали о подвиге русского человека, о тех страшных днях, которые никогда не сотрутся из нашей истории.
В Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) регулярно проводятся встречи с ветеранами, с целью передачи опыта ведения боевых действий, поднятия боевого духа среди курсантов, укрепления патриотического настроя по отношению к Родине. В Академии утвердилась добрая традиция - приглашать ветеранов, информировать их о положении дел, о задачах и проблемах, над решением которых работает коллектив. В особо торжественной и душевной обстановке проходят встречи участников Великой Отечественной войны накануне Дня Победы. После торжественного приема командованием ветеранов за праздничным столом они делятся фронтовыми воспоминаниями [4, с. 309].
Также свою миссию по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию курсантского и офицерского составов выполняет издательский центр Военно-воздушной академии, ежемесячно выпускающий газету с символическим названием «Патриот» [6].
В целях развития духовного потенциала среди молодежи, сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций систематическую работу по укреплению патриотического настроя среди курсантов Академии проводят тактические наставники из числа офицерского состава.
Конечно же, работа по патриотическому воспитанию кропотлива, должна носить систематический характер, также включать в себя содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга [5].
Разговор о патриотизме, гражданственности молодежи не может быть временной акцией, актуальность которой обусловлена лишь внешними угрозами или политической ситуацией, социально-экономическим кризисом или очередными спортивными соревнованиями. Формирование патриотизма и гражданственности будущих граждан России требует систематической, упорной работы с молодежью. Но не занудных лекций о необходимости любить Родину, а реального каждодневного труда, заботы, практической деятельности, через которые к молодому человеку приходит бережное отношение к своему Отечеству [3].
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
Литература:
1. Белозерцев, Е. П. Образование в контексте геополитических событий // Берегиня^777^Сова. Научный журнал. - М.: Еврошкола, Воронеж: «Воронежская областная типография», 2015. - №2 (25). - С. 253-266.
2. Белозерцев, Е.П., Будаков, В.В., Варава, В.В. Фило-софско-педагогическое наследие Отчего края. Монография. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. - 2014. - С. 32.
3. Булатников, И.Е. Кризис культуры и русское образование: социально-нравственные основы сохранения и воспроизводства русского мира / И.Е. Булатников // Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры. Перечитывая философско-пе-дагогическую антропологию Е.П. Белозерцева. М.: АИРО-XXI. - 2015. - 367 c. - C. 11-27.
4. Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж): Этапы славного пути (1950-2010 г.); под общ. ред. Г.В. Зиброва. - Воронеж: «Кварта», 2009. - 336 с.
5. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи [Электронный ресурс] Президент России: [сайт]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения: 14.07.2017).
6. Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Академия сегодня [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http://xn—7sbajajhyox3duj.xn--p1ai/ akademiya-segodnya/informatsiya-o-vunts-vvs-vva. html (дата обращения: 15.07.2017).
7. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http:// government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsK AErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения 19.07.2017).
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М.: Рус. яз., 1998. - 1351 с.
9. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - С. 978.
10. Речь Петра I накануне Полтавской битвы. История России [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http://histrf.ru/lichnosti/speeches/card/riech-pietra-i-nakanunie-poltavskoi-bitvy (дата обращения 18.07.2017).
11. Сизов, С.Г. Русофобия как разновидность политического и культурного экстремизма (Россия и Украина) // Вестник Омского университета. Серия «Право». - Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», 2015. - № 2 (43). - С. 254-257.
12. Синчук, Ю.В. Современные вызовы и угрозы Российской Федерации // Вестник МГЛУ - М.: ГОУ ВПО МГЛУ, 2011. - №25(631). - С. 201-219
13. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. - М.: АСТ, 2006. -Т. 3. - С. 1112.
14. Чепурина, И.В. Формирование патриотизма у будущих офицеров как целостный процесс // Известия ТРТУ. Тематический выпуск. - Таганрог: Южный Федеральный университет в г. Таганроге, 2006. -С. 166-169.
60