Научная статья на тему 'Формирование отношений к базовым российским ценностям: историко-философский анализ российских традиций (от правления Иоанна i Калиты до первой мировой войны)'

Формирование отношений к базовым российским ценностям: историко-философский анализ российских традиций (от правления Иоанна i Калиты до первой мировой войны) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ / PHILOSOPHY OF POLITICS / РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / RUSSIAN STATEHOOD / ЧЕЛОВЕК / PERSON / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / РУССКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / RUSSIAN CONSCIOUSNESS / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / PATRIOTIC CIVIC CONSCIOUSNESS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL TRADITIONS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / POLITICAL TRADITIONS / C. МОСКОВИЧИ / S. MOSCOVICI / BELIEFS / INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новичкова Галина Александровна

Основная идея статьи состоит в анализе взаимосвязи российских ценностей в течение различных периодов российской истории. В тексте рассматривается проблема ценностных регулятивов российской ментальности, начиная со времени правления Иоанна I Калиты до Первой мировой войны. В статье анализируется также генезис, социальные воздействия и культурные традиции. В широком смысле слова субъектом является не только человек, но и все человечество, представляющее собой единство субъектов, т. е. государство, этносы, общественные классы и группы индивидов, взаимодействующие между собой. Предметом анализа является применение концепции социальных представлений, традиций, установок, убеждений в изучении специфики патриотизма русского народа. Новизной статьи выступает системное рассмотрение приложения концепции социальных представлений, установок, убеждений C. Московичи к российскому патриотизму. Результат позволяет рассмотреть понимание и генезис формирования чувства патриотизма русской нации. Поставленная проблема изучается с позиций социально-политической философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Attitudes to Basic Russian Values: A Historical and Philosophical Analysis of Russian Traditions (From Ivan I Kalita’s Reign till the World War I)

The main idea of the article consists in the analysis of the interrelation of Russian values during various periods of Russian history. The problem of valuable regulatives of Russian mentality from the time of the reign of Ivan I Kalita till the World War I is considered in the text. The author also analyzes genesis, social interrelations and cultural traditions. In a broad sense, the subject is not only the person, but also the whole mankind representing the unity of subjects, i.e. the state, ethnoses, public classes and groups of individuals who interact among themselves. The subject of the analysis is the application of the concept of social representations, traditions, attitudes, and beliefs in studying the specific features of the Russian people’s patriotism. The novelty of the article is the consideration of the application of S. Moscovici’s conception of social representations, attitudes, and beliefs to Russian patriotism. The result allows to consider understanding and genesis of the formation of the sense of the Russian nation’s patriotism. The proposed problem is studied from the standpoint of social and political philosophy.

Текст научной работы на тему «Формирование отношений к базовым российским ценностям: историко-философский анализ российских традиций (от правления Иоанна i Калиты до первой мировой войны)»

ФИЛОСОФИЯ

001: 10.17805^.2018.2.9

Формирование отношений к базовым российским ценностям: историко-философский анализ российских традиций (от правления Иоанна I Калиты до Первой мировой войны)

Г. А. Новичкова Институт философии РАН, г. Москва

Основная идея статьи состоит в анализе взаимосвязи российских ценностей в течение различных периодов российской истории. В тексте рассматривается проблема ценностных регулятивов российской ментально-сти, начиная со времени правления Иоанна I Калиты до Первой мировой войны.

В статье анализируется также генезис, социальные воздействия и культурные традиции. В широком смысле слова субъектом является не только человек, но и все человечество, представляющее собой единство субъектов, т. е. государство, этносы, общественные классы и группы индивидов, взаимодействующие между собой. Предметом анализа является применение концепции социальных представлений, традиций, установок, убеждений в изучении специфики патриотизма русского народа. Новизной статьи выступает системное рассмотрение приложения концепции социальных представлений, установок, убеждений С. Московичи к российскому патриотизму.

Результат позволяет рассмотреть понимание и генезис формирования чувства патриотизма русской нации. Поставленная проблема изучается с позиций социально-политической философии.

Ключевые слова: философия политики; российская государственность; человек; общество; русское самосознание; патриотическая гражданственность; национальные традиции; политические традиции; С. Московичи

Formation of Attitudes to Basic Russian Values: A Historical and Philosophical Analysis of Russian Traditions (From Ivan I Kalita's Reign till the World War I)

G. A. Novichkova Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Moscow

The main idea of the article consists in the analysis of the interrelation of Russian values during various periods of Russian history. The problem of valuable regulatives of Russian mentality from the time of the reign of Ivan I Kalita till the World War I is considered in the text.

The author also analyzes genesis, social interrelations and cultural traditions. In a broad sense, the subject is not only the person, but also the whole mankind representing the unity of subjects, i.e. the state, ethnoses, public classes and groups of individuals who interact among themselves. The subject of the analysis is the application of the concept of social representations, traditions, attitudes, and beliefs in studying the specific features of the Russian people's patriotism. The novelty of the article is the consideration of the application of S. Moscovici's conception of social representations, attitudes, and beliefs to Russian patriotism.

The result allows to consider understanding and genesis of the formation of the sense of the Russian nation's patriotism. The proposed problem is studied from the standpoint of social and political philosophy.

Keywords: philosophy of politics; Russian statehood; person; society; Russian consciousness; patriotic civic consciousness; national traditions; beliefs; installations; political traditions; S. Moscovici

ВВЕДЕНИЕ

Предпосылки разработки научной темы, посвященной русским традициям, предполагали написание одной объемной статьи, но в процессе работы из-за избытка материалов исследования необходимо было написать три статьи, связанных единой темой, но освещающие разные исторические периоды времени Российского государства. Разные исторические периоды времени и общее название статей стали связующей «скрепой» для исследования российских традиций. В первой статье под названием «Формирование отношений к базовым российским ценностям: историко-философский анализ российских традиций (от правления Иоанна I Калиты до Первой мировой войны)» был рассмотрен генезис формирования чувства патриотизма российской нации определенного исторического периода, который стал основополагающим для других этапов развития России и охватывал Русь с XIV века до 1914 г. Вторая статья исследует другие исторические периоды России и имеет название «Формирование отношений к базовым российским ценностям:

историко-философский анализ традиций России на рубеже столетий (от Первой мировой войны до современности)». Третья статья «Формирование отношений к базовым российским современным ценностям (традициям, установкам, убеждениям): историко-философский анализ традиций России XXI века» анализирует современность и применение концепции социальных представлений, убеждений, установок С. Московичи к российскому патриотизму и раскрывает причины процесса возникновения традиций и их значение.

В исследовании данной темы и постановке проблемы для научного изыскания следует обратить внимание на некоторые положения русской истории, связанные с освещением традиционного подхода к основным ценностям и положениям, способствующим развитию российской государственности, рассматриваемых в их философско-политическом аспекте. Проблема анализа исторического прошлого важна не только для понимания настоящего, но также она востребована для успешного функционирования будущего, которое рождается из прошлого. Обращение к истории создания государства Российского необходимо для того, чтобы проследить связующую нить развития национальных ценностей, сформированных в давние времена, и довести их до современности, что поможет выявить их изменение и взаимообогащение.

Статьи посвящены в основном не только одному из самых важных, а в настоящее время актуальных понятий, входящих в состав национальных русских ценностей как одной из форм традиций — патриотизму, но и историческому возникновению и зарождению традиций. Возвращение к истории способствует раскрытию и более проникновенному пониманию российских ценностей.

При постановке проблемы коснемся наиболее ярких этапов развития государства Российского. Каждый этап развития России внес свой незабываемый исторический вклад в развитие державы Российской. Рассмотрим некоторые исторические этапы, в частности, правление Иоанна I Даниловича Калиты, Ивана IV Васильевича Грозного, Великого Петра, войну России с Наполеоном, Первую мировую войну, революционный период, советский период, Вторую мировую войну и современность, исследуемые в разных статьях, разбитых на исторические периоды. Именно выделенные исторические периоды наиболее ярко и полно отражают те базовые традиции, которые передаются по эстафете истории из прошлых веков настоящему времени. Зная историю прошлых событий, можно построить лучшее общество и воспитать новое поколение молодежи, которое будет строить новую Россию, знающее свое родство, т. е. свою историю. Человек, незнающий своего прошлого, не будет знать и своего будущего. В воспитании молодежи должна присутствовать нерушимая связь поколений и обращение к произведению Н. М. Карам-

зина «История государства Российского» для нас — наглядный пример, который чтит славу предков и призывает к ее преумножению.

РОССИЯ Н. М. КАРАМЗИНА

Н. М. Карамзин продолжил летописную традицию в освещении исторических событий российского государства разных веков, которые стали для него источником продолжения национальных традиций. Жанр повествования труда Н. М. Карамзина «История государства Российского» позволил ему выразить русское национальное самосознание народа в его развитии на протяжении многих прошедших веков и показать героизм и патриотизм народа, возникшие от любви народа к отчизне. Преданная любовь народа к отчизне и родной земле формировалась веками, поэтому она была стойкой и незыблемой чертой характера русского народа и отличительной от других наций чертой. В «Истории государства Российского» писатель раскрыл различные важные события политической, гражданской и культурной жизни России.

На протяжении многовековой истории нашей Родины одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, способствовавших преодолению трудностей и невзгод, является патриотизм. Патриотизм определяет духовную и нравственную среду общества. Роль и значение патриотизма особенно возрастает тогда, когда объективные тенденции развития государства сопровождаются войнами, конфликтами, обострением кризисных явлений, т. е. напряженностью в обществе и жизни граждан. В период национального возрождения патриотизм был, есть и остается тем центром, вокруг которого концентрируются догмы, мнения, убеждения, установки россиян, направленные на их стремление к активной деятельности на благо Родины. Проблема патриотизма в истории России не нова, о роли государства в развитии идеи патриотизма и исторического воспитания сказано немало. Н. М. Карамзин, размышляя о патриотизме, выделял его главные три части. К первой следует отнести физическую любовь к Родине. «Мне нравятся березки, осинки, поля, дороги. Я здесь родился. Все это остается в моей памяти, в моей душе. Вторая любовь гражданская. Когда ты связан социальными связями, обязанностями, правами и свободами. И третья любовь политическая. Когда ты, как личность, поддерживаешь и осуществляешь в своей деятельности политические идеалы Родины» (Карамзин, 1988: 33). Далее ученый приводит различие между понятием Родина и Отечество. Родина, говорит он, — это мать. Родиной Россия была для россиян и будет всегда. Отечество несколько иное понятие, здесь преобладает мужское, государственное начало. Отечество — это народ, его жизнь в условиях государства. В мирное, благополучное время эти понятия сливаются. В период политических и воен-

ных бурь — расходятся. Для большинства же россиян понятия Родина, Отечество стали равнозначными и равноценными.

Следует отметить, что на патриотизм народа Н. М. Карамзин обращал особое внимание. Он описывал подвиги народа, вытекающие из народной русской традиции создания, взращивания и воспитания патриотов Отечества на примерах прошедших времен. Статья Н. М. Карамзина «О любви к отечеству и народной гордости» и книга «История государства Российского» навеяны мыслью о патриотизме народа. «Но какой народ в Европе может похвалиться лучшею судьбою? Который из них не был в узах несколько раз? <...> И какой народ так славно разорвал свои цепи? Так славно отмстил врагам свирепым?» (Карамзин, 1994: 143). Согласно Н. М. Карамзину, «древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее сего общего геройского патриотизма» (там же). Патриотические качества народа закаливались под влиянием междоусобных войн между князьями и захватнических войн между государствами и тем самым превратились в политическую традицию государства Российского, которую следует преумножать современникам. Наследникам российских традиций надлежит не забывать патриотические подвиги героев прошлого.

Самое важное, к чему пришел Н. М. Карамзин в своем творчестве, работая над своим эпохальным трудом, — понимание того факта, что именно история может открыть «истину» жизни общества и человека. Об этой идее нового понимания истории Н. М. Карамзин написал в статье «Рассуждение философа, историка и гражданина». В дальнейшем эта идея была дополнена, расширена и получила свое развитие в книге «История государства Российского». В этом труде нет выдуманных писателем сюжетов, он берет их из самой истории, из реальных исторических событий, которые помогают раскрыть писателю человека в широком аспекте, неотделимом от общих связей с жизнью страны, государства, нации.

Бескорыстное участие народа в общем деле государства, исполнение своего долга — источник духовной силы и благородства. На такого рода долге и благородстве воспитывается патриотизм человека, жившего в прошлые века. По этому поводу Н. М. Карамзин писал: «Служить отечеству любезному — быть нежным сыном, супругом, отцом, хранить, приумножать стараниями и трудами наследие родительское есть священный долг моего сердца, есть слава моя и добродетель» (там же: 10). Исследуя научное творчество Н. М. Карамзина о русском патриотизме, Г. П. Макогоненко дополнил мысль историка следующими утверждениями: «Дело философов и историков — угадывать и объяснять пути развития человечества и отчизны. Долг гражданина — "быть полезным", работать, служить отечеству и быть хорошим семьянином. Позиция гражданина эмпирична, но она есть реальность, под-

твержденная опытом истории, она обусловливает поведение миллионов, на труде и деятельности которых зиждется вся жизнь общества, могущество державы. И в этом ее сила, ее правота» (Макогоненко, 1988: 10).

Из «Истории государства Российского» мы узнаем, что национальные традиции формировались со времен зарождения государства. Государство Российское — это Новгородская Русь, Киевская Русь, Владимирская Русь, Московская Русь и Российская империя — на протяжении всей своей тысячелетней истории было государством монархическим, которым правили монархи, великие князья, цари, императоры.

Исходя из изложенного, зададимся вопросом, какими значимыми политическими деяниями и поступками были ознаменованы правления великих государей России и какие политические традиции, привитые ими народу, передались современникам. Для исследования поставленной проблемы вспомним сначала некоторые эпизоды правления трех великих российских государей: Иоанна I Даниловича Калиты, Ивана IV Васильевича Грозного и Петра Великого. Но прежде немаловажно вспомнить ранний период истории Древней Руси, что православие как ответвление от христианской религии было воспринято русским народом и кто крестил Древнюю Русь, ибо христианство — одна из важных первостепенных традиций русской нации. Великий князь Владимир Красное Солнышко вошел в историю как креститель Руси. Он стал правителем Русской земли от Новгорода до Киева. Он долго размышлял, какому единому Богу надо поклоняться и вспомнил, что его бабушка княгиня Ольга крестилась в Царьграде (Константинополе) по православному обряду и решил принять христианство. В 988 г. Владимир крестил всех жителей столицы в Днепре. Таким образом, Древняя Русь приняла христианство, обретшее потом форму православия, ставшее одной из основных традиций русского государства.

Принятие христианства имело огромное историческое значение для Древней Руси и Московского государства, которое сказалось на всех сферах жизни русского общества. Обряд крещения способствовал преодолению языческого изолюционизма восточных славян, объединению их в единое общество и созданию духовной основы русской государственности. Русский человек, приняв христианство, перестал ощущать себя частью какого-то небольшого коллектива, а осознавал себя частью большого мира. Христианская церковь была местом не только образования, но и воспитания русского общества. Софийский собор в Киеве, Успенский собор в Москве и другие храмы становились источниками социальной, культурной жизни народа, его могущества и духовной силы.

Для русского народа принятие христианской веры влекло за собой формирование национальной самобытности, присущей только российской циви-

лизации в виде православия, отличающегося от европейского христианского мира. Своеобразие русского православия сформировало его отличия от западного. В западном христианском учении превалирует идея индивидуального спасения человека над коллективным путем нравственного самосовершенствования. Достижение религиозной благодати приобретается благодаря духовному очищению и приближению к божественной благодати путем отказа от всего низменного и недостойного. В Древней Руси в условиях сохранения общин и коллективистских принципов в жизненном укладе идея личности не получила последующего развития. На Руси христианство считалось учением, трактующим путь спасения человечества. Западноевропейское понимание христианства было другим. Они полагали, что спасение человека зависит от воли самого человека, что способствовало большей самостоятельности и свободы человека. Поэтому в результате внутренней свободы личности, ее активности и происходит более динамическое развитие европейских стран. Православная религия нашей страны рассматривала общество как единое целое и каждый гражданин ему должен служить, пренебрегая личными интересами во имя общественных. Религия ориентировала русского человека на достижение индивидуального морального совершенства, что привело бы к изменению и преобразованию внешнего мира путем коллективного спасения. Но, как считают некоторые ученые, часто достижение духовного совершенства и спасение мира приводило к изменению каких-то идейных решений, к политическим разочарованиям и циклическому развитию истории России.

ИОАННI КАЛИТА — СОЗДАТЕЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА От древней истории Руси обратимся к правлению Иоанна I Даниловича, прозванного Калитой. При рождении ему было дано имя Иван, а при крещении Иоанн. Прозвище Калита произошло из того факта, что, выходя к народу, он всегда брал с собой калиту (мешок), в которой находились монеты, раздаваемые им бедному народу. В связи с его политическими достижениями народ дал ему имя «Собрателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей Князь не любил проливать кровь народа в войнах бесполезных, освободил Великое Княжение от грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную, строго казнил татей и был вообще правосуден» (Карамзин, 1994: 287). С. М. Соловьев, русский историк, профессор Московского университета писал о княжении Иоанна I Даниловича Калиты следующее: «Калита умел воспользоваться обстоятельствами, окончить борьбу с полным торжеством для своего княжества и дал современникам почувствовать первые добрые следствия этого торжества, дал им предвкусить выгоды единовластия...» (Соловьев, 1988: 234).

Его правление для нас важно и интересно тем, что благодаря его политической деятельности он обеспечил Московскому княжеству и другим русским землям затишье от татарских набегов. Великий князь, видя бедствия своего народа от татар, получил разрешение у татарского хана по имени Узбек собирать дань с русских городов Золотой Орде лично самому правителю русскому, минуя посланников хана, т. е. Великий князь озадачился безопасностью народа. «Первое добро государственное есть безопасность и покой; честь драгоценна для народов, благоденствующих: угнетенные желают только облегчения и славят Бога за оное» (Карамзин, 1994: 503). Из исторических источников известно и российские историки подтверждают тот факт, что татарский хан Узбек не предполагал, что слабость нашего государства происходила от разделения его на мелкие княжества и что, способствуя единовластию князя Московского, «он готовит свободу России и падение царства Капчакского» (там же: 284).

При Великом князе Иоанне I Даниловиче Калите началось возвышение и укрепление Москвы, которая «сделалась истинною главою России», территория Руси укрупняется, расширяется и простирается до Уральских гор. «История государства Российского» Н. М. Карамзина подтверждает нам эту мысль: «...когда она (Россия. — Г. Н.) достигла вышней степени бедствия, видя лучшие свои области отторженные Литвою, все другие истерзанные Моголами, — в то самое время началось ее государственное возрождение, и в городке, дотоле маловажном, созрела мысль благодетельного Единодержавия, открылась мужественная воля прервать цепи ханские, изготовились средства независимости и величия государственного. Новгород знаменит бывшею в нем колыбелию монархии, Киев купелию христианства для россиян, но в Москве спаслися отечество и Вера» (там же: 266). Формирование, развитие и укрепление российской централизованной государственности проходило в течение длительного периода времени вплоть до середины XVI столетия. Российские историки единодушно отмечают, что только в XV веке в русском языке образовалось понятие «Россия», объединявшее русские земли.

Историческое значение деятельности Иоанна I Даниловича Калиты ознаменовано тем, что он успешно проводил политику объединения разрозненных княжеств, которые вели междоусобные войны, разорявшие и ослаблявшие государство, в единое Московское государство. Единое государство, впоследствии создавшее у нации чувство единения народа, стало мощной политической силой страны. Великий князь собрал разрозненные русские княжества в одно целое — Московское государство, от него продолжают формироваться значимые русские национальные традиции государства. Традиции единения и безопасности русских земель, зарожденные и успешно привитые Великим князем Иоанном I Даниловичем Калитой в результате

проводимой им умной политики, стали одной из первоочередных национальных задач.

Следующая основополагающая традиция на Руси — православие как русский вариант христианства — поддерживала дух народа. Святая вера народа в Бога и строгое соблюдение законов Божьих были характерными и отличительными признаками русской нации. Народ почитал Бога как своего покровителя. Русский народ не приступал к исполнению ни одного из повседневных дел, не помолившись.

Другая традиция русского народа была связана с почитанием, уважением правителя, на которого возлагались надежды народа на благополучную жизнь и его защиту. Вера в Бога и Великого князя сливаются в единое понятие для нации. Слияние воедино этих двух понятий оказывало сильнейшее воздействие и влияние на нацию, которая насыщалась большой силой, исходящей от любви к Богу и государю земли русской, способная на любые свершения ради Бога и Великого князя. Любовь к Богу и государю сплачивала русских людей, воспитывала в них единый дух, который только начал формироваться в период строительства Московского государства и стал впоследствии одной из основополагающих традиций русского народа. Единство духа сломить невозможно. Эта монолитная сила укрепляла и сплачивала народные массы государства Российского. Именно в период становления Московского государства был сделан выбор государственных форм, формирующий новый вид развития страны и уникальный российский цивилизаци-онный код генотипа народа.

ЦАРЬ ИВАН IVГРОЗНЫЙ И ТРАДИЦИЯ ПРЕУМНОЖЕНИЯ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Развитие объединительной политики Иоанна I Даниловича Калиты нашло продолжение в период царствования Ивана IV Васильевича Грозного. Его правление для нас важно тем, что он стал первым русским царем, в годы его царствования казачий атаман Ермак разбил Сибирского хана Кучюма и завоевал Сибирские земли. В 1763 г. М. В. Ломоносов произнес пророческие слова: «...российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и Америке» (Ломоносов, 1952: 498). Он проводил научные исследования по способам освоения Сибири и Севера, которые способствовали развитию географических наук. С момента завоевания Сибири начинается ее освоение, которое открыло возможность для нашей страны расширить свое территориальное пространство и вести торговлю за Уральскими горами. Для России был открыт «безлюдный и хладный мир, но привольный для жизни человеческой, ознаменованный разнообразием, величием, богатством естества, где в недрах

земли лежат металлы, камни драгоценные, в глуши дремучих лесов витают пушистые звери и сама природа усевает обширные степи диким хлебом, где судоходные реки, большие рыбные озера и плодоносные цветущие долины, осененные высокими тополями, в безмолвии пустынь ждут трудолюбивых обитателей» (Карамзин, 1994: 196). Освоение Россией большого евразийского пространства имело для нее особое значение. И если рассматривать Московское государство в его цивилизационном изображении, то развитие территориального пространства является сутью бытия монархической власти. Г. П. Федотов писал о российской империи, которая образовалась благодаря Московскому государству, следующее: «Правда, Россия является Империей своеобразной. <...> Ее нерусские владения не отделены от нее морями. Они составляют прямое продолжение ее материкового тела, а массив русского населения не отделен резкой чертой от инородческих окраин. <...> И у русских не было того высокомерного сознания высшей расы, которое губило плоды просвещенной и гуманной английской администрации в Индии. Русские не только легко общались, но и сливались кровью со своими подданными, открывая их аристократии доступ к военной и административной карьере. Общий баланс, вероятно, положительный, как и прочих Империй Европы. И если бы мир мог еще существовать как равновесие Империй, то среди них почетное место занимала бы Империя Российская» (Федотов, 1991: 318, 321). Народ России освоил новые незаселенные земли, своим трудом и героическими усилиями создал могущественное государство, внес великий вклад в мировую историю и культуру.

Заслугой Ивана IV Васильевича Грозного в государственной политике стало также то обстоятельство, что он смог вернуть в результате военных действий русские земли, завоеванные другими государствами, под свою юрисдикцию по праву возвращения исконно русских земель в лоно русского правления, так как «сама Литва есть отчина Государей Московских» (Карамзин, 1994: 24). Так считал царь.

Ко всем положительным моментам, которыми гордятся россияне в период царствования Ивана IV Васильевича Грозного, можно отнести человеческий фактор, т. е. духовную составляющую народа, который обладал удивительной любовью к Родине, Богу и никогда не предавал ни Христа, ни царя, ни Отечества, верил в Христа и был готов умереть за веру Христову, что доказывает его великую духовность, которая выражается в его соборности. Великая духовность или соборность русского народа, взращенная на христианской любви, жертвенна, она всегда отдает, не принимая ничего взамен. Издревле русский народ славился духовностью, приводящей его к ратным подвигам как на полях сражений, так и к верному служению Отечеству в мирной жизни.

В православной религии Бог и царь — единое целое: Бог главенствует на небе, а царь — помазанник Бога, который правит на земле и исполняет волю Бога в миру. Сила небесная Бога передается царю на земле. Даже смерть правителя рассматривалась как нарушение устоявшегося порядка вещей в повседневной жизни народа. Как отмечал Н. М. Карамзин, «россияне славились тем, чем иноземцы укоряли их: слепою, неограниченною преданностию к Монаршей воле в самых ее безрассудных уклонениях от Государственных и человеческих законов» (там же: 145). Преданность, послушание и поклонение монархической воле была обусловлена тем, что русский человек в массе своей был очень религиозен и, как считал народ, он был Богом хранимый: «Таков был Царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться? Если он не всех превзошел в мучительстве, то они превзошли всех в терпении, ибо считали власть Государеву властию Божественною и всякое сопротивление беззаконием; приписывали тиранство Иоанново гневу Небесному и каялись в грехах своих; с верою, с надеждою ждали умилостивления, но не боялись и смерти, утешаясь мыслию, что есть другое бытие для счастия добродетели и что земное служит ей только искушением; гибли, но спасли для нас могущество России: ибо сила народного повиновения есть сила государственная» (там же: 90). Эта любовь к Родине, Богу, царю взращивалась и воспитывалась православием и опиралась на церковные устои, законы и традиции. Не страх в период правления царя переполнял души людей, а великая вера в Бога, царя, родную землю и отчизну обладала столь мощной силой в преодолении трудностей и невзгод в повседневной жизни и в военных походах, что из простых людей создавала стойких, мужественных героев на вечные времена.

В период правления Ивана IV Васильевича Грозного произошло обожествление великокняжеской власти и утвердилась такое понимание царской власти, которое поясняло, что московский Великий князь наделен не только «"могуществом, силой Бога на земле", а его реальным воплощением — Спасителем, Мессией всего народа Божьего» (Андреева, 2001: 95). По мнению К. Д. Кавелина, «царь. есть воплощение государства. <...> Царь есть само государство — идеальное, благотворное, но вместе и грозное его выражение...» (Кавелин, 1989: 221). Другими словами, царь властен распоряжаться судьбами народа на собственное усмотрение, потому что он всемогущ на земле как Бог.

К доблестному правлению Ивана IV Васильевича Грозного можно отнести одну из основных традиций преумножения земли русской, т. е. экспансию других земель с целью расширения своего государственного пространства, что способствовало увеличению границ русского государства далеко на Восток, прибавлению численности населения, трудом которых облагоражи-

валась земля русская, и насыщению богатством земельных недр, лесов, полей, рек, озер, которыми пополнялась государственная казна. Эта основная традиция выражается в захвате чужих территорий, которые вошли в состав русского государства. Ее территория пополнилась разными народами (татарами, чувашами, марийцами, мордвой, бурятами, якутами, эвенками и многими другими). Присоединение к государству Русскому народов Западной и Восточной Сибири было делом передовым и прогрессивным, так как присоединенные народы попадали под влияние более высокого по своему уровню развития общественного строя.

Итак, во время правления двух великих русских государей Иоанна I Даниловича Калиты и Ивана IV Васильевича Грозного и всех последующих монархов следует выделить несколько первостепенных традиций, составляющих триумфальное величие и могущество русского государства, которое держалось на четырех формирующих друг друга факторах. Во-первых, православной религии. Святая вера в могущество Бога сохранялась в народе на долгие века. Она являлась питательной средой для формирования великой духовности или соборности русской нации. Православие, ставшее одной из традиций русской нации, в которые народ свято верил, и его вера в православие не подвергалась никакому сомнению. Во-вторых, другой русской традицией продолжала оставаться традиция обожествления государя на земле. Власть государя приравнивалась к власти Бога, и он был для народа как икона, на которую народ молился. Земная преданность и вера народа в государя-батюшку, отца родного, кормильца, заботившегося о благе народа и обустройстве его жизни, усваивались народом с молоком матери. В-третьих, начинает закладываться духовная составляющая народа, включающая в себя внутренний мир народа, формирующий характер нации, являющийся цементирующей основой единства народа, который превратится впоследствии в единый национальный дух. При Иоанне I Даниловича Калите и Иване VI Васильевича Грозном происходит зарождение и становление единого национального духа, а при Петре I Великом оно оформилось в имперскую традицию. В-четвертых, завоевание других территорий для расширения границ страны. Традиция, введенная при правлении Ивана IV Васильевича Грозного, — экспансия чужих территорий — не могла быть осуществлена, если бы русский народ не был связан в едином порыве освоения сопредельных территорий с целью увеличения и расширения своей земли. Население в целом понимало, что чем масштабнее государство в территориальном охвате, тем богаче его человеческие и природные ресурсы. Территориальное могущество страны удваивает и усиливает единство духа нации, а единство духа народа укрепляет могущество страны.

В XVI веке умер последний царь из династии Рюриковичей — сын царя Ивана IV Васильевича Грозного, Федор Иванович, у которого не было законного наследника, тоже ушел в мир иной. На царский престол взошел род Романовых.

ВЕЛИКИЙ ПЕТР IИ ВХОЖДЕНИЕ РОССИИ В ЕВРОПУ

Выделив исторические достоинства политической деятельности предыдущих государей российских, обратимся к правлению Петра Великого — самодержца российского. Выдающаяся роль в преобразовании России конца XVII — первой четверти XVIII веков принадлежит Петру I. В период его правления были проведены реформы во внутренней и внешней политике России.

Первейшей задачей во внутренней политике стала задача по реформированию армии и военно-морского флота. Петр I понял, что армию требуется реформировать для будущих побед, и он взялся за создание регулярной армии, обеспечение ее оружием: строились металлургические заводы, производящие вооружение и боеприпасы для армии. Собственное российское производство было способно вооружить и снабдить армию всем необходимым для успешного ведения военных действий.

Во внешней политике Петр I был намерен добиться выхода к Балтийскому и Черному морям и победить шведского короля Карла XII на море. Будущий император России полагал, что государство, обладающее только сухопутной армией, «одну руку имеет». Другой рукой должен был стать морской флот. Император Александр III в период своего правления утверждал, что иностранные государства — ненадежные союзники России. Он критически к ним относился и произнес крылатую фразу о надежных союзниках, ставшую образцом русской политической мудрости: «У России есть только два надежных союзника: ее армия и флот». Для победы на море требовалось наладить отечественное кораблестроение, которое успешно развивалось: многие отечественные корабли превосходили по мореходным качествам и боевому снаряжению западные аналоги. Боевое сражение на Балтийском море король Карл XII проиграл. В 1721 г. в г. Ништадте был подписан мирный договор, по которому России отходили Эстляндия, Лафляндия, часть Карелии, а также некоторые острова на Балтийском море. Заключением мирного договора была решена главная историческая задача — завоеван выход в Балтийское море, торговый выход в Европу. После заключения Ништадтского мира Петр I был провозглашен императором, а Россия стала империей.

Патриотизм и героизм наших доблестных предков, совершенные на поле брани, должны передаваться современному поколению молодежи для того, чтобы не было впредь войны. Петр I понимал патриотическое, воспитатель-

ное значение истории родной страны, поэтому солдаты и офицеры воспитывались под влиянием подвигов и героических поступков предков. Об этом свидетельствует тот факт, что русская армия продемонстрировала высокую боевую подготовку и героизм в битве под Полтавой со шведами в 1709 г. В этой битве Петр I и русский народ показали выдающиеся полководческие способности и волю к победе.

Итак, благодаря исторической, экономической, политической, социальной деятельности Петра I Россия стала преобразовываться в сильную и крепкую империю. Эпоха Петра Великого славна тем, что было построено большое количество новых металлургических заводов, сооружались доменные заводы на Урале, в Карелии, Туле. При императоре Петре не закупали железо, а экспортировали его. Также при Петре I были открыты текстильные мануфактуры и фабрики, обеспечивающие русскую армию обмундированием.

К вышесказанному следует добавить, что с приходом к власти Петр I стал развивать имперские амбиции и традиции при ведении государственных дел, действующие на пользу России. Эти национальные традиции заключались в простой истине: другие государства не следует присоединять к России военным путем, поскольку это приводит к людским потерям и требует огромных экономических затрат. Петр I проводил политику экономического присоединения других стран, что политически и стратегически было выгодно России. В такую экономическую зависимость при Петре Великом попали Финляндия, Прибалтика и Польша, которые для развития национальной промышленности нуждались в полезных ископаемых из России.

При больших успехах, достигнутых во внутренней и внешней политике, не стоит забывать о национальных политических традициях, присущих России в период правления Петра I и составляющих фундамент русской держав-ности и могущества. Это православие, несущее в себе основы воспитания, обучения, образования. Это самодержавие — оплот государственной жизни и устройства страны. Н. А. Бердяев писал о значении идеи царя для русского народа: «Царь был духовной скрепой русского народа, он органически вошел в религиозное воспитание народа. Без царя не мыслил народ никакого государства, никакого закона, никакого порядка, никакого подчинения общему и целому» (Бердяев, 1990: 36). Это внутреннее состояние русского народа, его национальный дух стали скрепляющими основами его единения. Перечисленные факторы, составляющие могущество и державность государства российского, были пропитаны соборностью, т. е. великой духовностью русской нации, включающей в себя, прежде всего, духовную солидарность и общность народа, политическое, социальное сплочение и единение самых разных слоев российского общества. Единство нации — мощная сила или механизм, который приводит в действие достижение поставленной великой цели.

К российским традициям Петра I следует также отнести преданность и верность военной присяге и боевому знамени, которые стали доблестной традицией, пронесенной русской армией через века и действующей до настоящего времени. Важным условием безукоризненного выполнения, предъявляемого к защитникам Отечества относительно верности военной присяги, было исполнение ратного долга в любых сложнейших ситуациях ведения боевых действий. Каким бы не равным был бой, нет прощения для уклоняющихся от него. Напрасность и трагизм боевого сражения не может быть причиной или оправданием сложения оружия и прекращением ведения боя. Беспомощность сопротивления не является оправданием и причиной прекращения сражения. Принцип солдат и офицеров русской армии, применяемый в бою, — сражаться до достойного конца и победить во что бы то ни стало.

Преданность, верность и поклонение боевому знамени были издавна характерными чертами русского воинства. Военные и боевые знамена на Руси существовали с незапамятных времен, с первых боевых сражений за Родину. С давних времен в армии флаг имел каждый полк, на который равнялись защитники, шедшие с ним в бой. Он стал знаком и символом доблести, верности, чести и славы Отечества. Воины, вступившие в сражение, защищали знамя полка до последней капли крови, до последнего бойца. Потеря флага означало поражение. Вражеские знамена, завоеванные в битве, становились доблестной военной наградой для победителей. Уставные принципы, правила и положения, относящиеся к чести Боевого Знамени и Военно-морского флота, были изложены в «Воинском уставе Петра I», утвержденном в 1716 г. В нем запрещалось спускать флаг перед противником: «Понеже кто знамя свое или штандарт до последнего часа своей жизни не оборонит, оный недостоин есть, чтоб он имя солдата имел.» (цит. по: Военный устав ... , 1748: 117; см. также: Арзамаскин, Мартынов, 2012). В Уставе также подчеркивалось, что полк, утративший знамя, подлежал расформированию, а офицеры и солдаты теряли возможность носить форму русской армии.

Эпоха Петра I — одна из знаковых страниц в истории России. Необходимо было осуществить преобразования в жизни страны. Нужно было поднять Россию до уровня западноевропейского развития. «И Петр сделал это. Эпоха Петра и наша перекликаются друг с другом своего рода вспышками силы, взрывами человеческой энергии и мощью, направленной на освобождение от иностранной зависимости» (Уткин, 2003: 17).

Рассмотрев основные политические традиции великих правителей России (Великого князя Иоанна I Даниловича Калиты, царя Ивана IV Васильевича Грозного и императора Петра I), следует сделать акцент еще раз на том, что на протяжении веков русская (восточно-христианская) цивилизация развивалась и крепла на ценностях православия, включающим справедливость и

социальную солидарность общества, русский лад внутренней и внешней жизни, семью как основу мира. Связующей нитью и «скрепой» Российской идеи всегда был и остается принцип жить по совести во имя спасения. Исторические религиозные источники констатируют, что русский человек был ответственен только перед Творцом и благословленным им через миропомазание Самодержцем.

Проведя краткий историко-философский анализ основных традиционных привязанностей государственных правителей России, отметив тот факт, каких национальных политических традиций они придерживались, обратимся к Отечественной войне с Наполеоном и рассмотрим, какие национальные политические традиции были присущи тому периоду времени.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОД КАК СИМВОЛ ПАТРИОТИЗМА РУССКОГО НАРОДА К началу Отечественной войны 1812 года русская армия уступала французской численностью, но была сильна своим боевым духом, большим патриотическим порывом, которые были подкреплены борьбой за родную землю, за независимость своей Родины. Офицеры и солдаты всегда славились мужеством, беззаветной храбростью, смелостью, выносливостью и героизмом. Их мужество и стойкость воспитывались также позицией императора Александра I, высказанной им по поводу Отечественной войны французскому послу в России Арману де Коленкуру в 1811 г.: «Если император Наполеон начнет против меня войну, то возможно и даже вероятно, что он нас побьет, если мы примем сражение, но это еще не даст ему мира. <...> За нас — необъятное пространство, и мы сохраним хорошо организованную армию. <...> Если жребий оружия решит дело против меня, то я скорее отступлю на Камчатку, чем уступлю свои губернии и подпишу в своей столице договоры, которые являются только передышкой. Француз храбр, но долгие лишения и плохой климат утомляют и обескураживают его. За нас будет воевать наш климат и наша зима» (цит. по: Коленкур, 2002: 71).

Эта война была выиграна Россией, она носила народно-освободительный характер. Русский народ показал себя мужественно, патриотически и героически: за родную землю он не жалел живота своего и считал за счастье доблестно сражаться на поле брани. Русские солдаты и офицеры предпочитали плену смерть на поле боя. Во время войны патриотические чувства народа охватили всю Россию от мала до велика.

Нам нельзя забывать тот исторический факт, что во время войны 1812 года зародилось партизанское движение, которое внесло большой вклад в победу над врагом. Партизанские группы были небольшими по своей численности, но очень маневренны, мобильны, быстро действовали и были по-

чти неуязвимы, поэтому наносили большие потери французской армии. Партизаны своими внезапными действиями поражали французов героизмом и бесстрашием.

Следует отметить, что Отечественная война 1812 года не закончилась полностью на территории России, а перенеслась за границу. Освободив свою территорию от французского нашествия, русская армия освободила народы Западной Европы, порабощенные Наполеоном, чтобы они обрели национальную независимость. Русскому солдату было свойственно не только чувство патриотизма, героизма, проявленного в защите родной земли от посягательства иностранной интервенции, но и чувство солидарности в освобождении и защите других стран. Только русский народ готов жертвовать собой ради других народов. В упорной борьбе русские не только отстояли свою независимость, но и помогли вернуть свободу и независимость народам Западной Европы. Такая тенденция (освобождай себя, но не забывай о защите соотечественника на поле боевых сражений и об освобождении другого народа) становится национальной тенденцией, военным принципом или традиционной ценностью русского народа. Солидарность в освобождении другого народа, проявленная русскими защитниками в период войны 1812 года, передается как историческая эстафета другим поколениям на века и является одной из важных традиций русской нации.

Солидарность, привитая русским воинам в освобождении других народов, стала традицией, примененной в войне 1812 года, которая сближает разные народы и укрепляет их международные отношения. Традиция солидарности нисколько не уменьшает достоинство старых, базовых, основополагающих традиций, но, наоборот, подчеркивает значимость и величие традиций христианства, самодержавия, единства национального русского духа, которые, безусловно, были присущи русской нации в войне 1812 года и с течением времени только закаливались, укреплялись и являлись монолитной нерушимой силой русского народа, передававшиеся от поколения к поколению.

В честь победы в Отечественной войне над Наполеоном по указу императора Александра I был построен Храм Христа Спасителя, расположенный в Москве на улице Волхонка, дом 15-17, рядом с метро «Кропоткинская». Храм был возведен в благодарность за заступничество и поддержку Бога русских воинов в войне, а также в память о мужестве и героизме народа в период тяжелых военных испытаний. Вера народа в Бога закаливала и укрепляла воинское могущество и силы народа в борьбе с завоевателями их родной земли и вселяла в них успех победы. В период войны соблюдался воинский принцип русского воинства: родную землю не отдам никому, но и чужой нам не надо. Этот принцип будет присущ и защитникам Отечества во Второй мировой войне.

Итак, результаты Отечественной войны 1812 года подтверждают, что России удалось отстоять свою независимость и территориальную целостность, вызвать подъем патриотических чувств и развитие национального самосознания народа, способствовать возросшему пониманию единства нации, вызвать повышенный подъем понимания идеи беззаветного служения обществу, развить дружеские международные отношения между странами, основанные на солидарности. Во всех значимых и великих сражениях русские воины умели «стоять насмерть», не жалея своих сил, отдавая свои жизни ради победы не только своей страны, но и ради независимости других стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основополагающие базовые традиции зарождались и формировались русским народом веками. Зарождению и формированию традиций была посвящена концепция социальных представлений, традиций, установок, убеждений, созданная французским ученым С. Московичи, которая разъясняет мотивы возникновения традиций и помогает нам прийти к более глубокому осознанию отечественных традиций. Многие идеи, догмы, традиции, установки, убеждения, зарожденные в прошлом, шлифуются, отбираются временем, очищаются им и превращаются в традицию. Идеи, догмы, традиции, установки, убеждения — продукты длительного исторического времени. Они становятся более влиятельными, могущественными или всесильными, когда они прошли через время, испытывались ими и смешивались с другими идеями, догмами, мнениями. Временно забытые они всплывают вновь в виде традиций и возрождаются в форме верования. Автор этой идеи С. Московичи пишет: «То, что разум поначалу отказывается допустить и чем эмоциональность пренебрегает, память сохраняет, а вера, в конце концов, принимает» (Московичи, 1996: 214). Методологическим основанием нашего исследования является концепция социальных представлений С. Московичи, которая представляет собой научный подход, позволяющий рассматривать обсуждаемую проблему патриотизма русского народа с исторических позиций более полно, всесторонне и в правильном направлении. Подробнее с концепцией С. Московичи можно познакомиться в третьей статье под названием «Формирование отношений к базовым российским современным ценностям (традициям, установкам, убеждениям): историко-философский анализ традиций России XXI века».

Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что в данной статье был рассмотрен генезис формирования чувства патриотизма русской нации в определенные исторические периоды развития России, включающие правление Иоанна I Даниловича Калиты, Ивана IV Васильевича Грозного, Петра Великого и войну с Наполеоном 1812 года, результаты развития которых

стали основополагающими для других исторических этапов формирования у русского народа чувства патриотизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева, Л. А. (2001) Христианство и власть в России и на Западе: компаративный анализ // Общественные науки и современность. № 4. С. 85102.

Арзамаскин, Ю. Н., Мартынов, В. Ф. (2012) Морально-психологический фактор в русской армии эпохи Петра Великого // Вестник Военного университета. № 1 (29). С. 154-159.

Бердяев, Н. А. (1990) Философия неравенства. М. : ИМА-Пресс. 285,

[1] с.

Военной устав с Артикулом военным, при котором приложены толкования, также с кратким содержанием процессов, экзерцициею, церемониями, и должностьми полковых чинов (1748). 2-м тиснением напечатан. СПб. : При Имп. Акад. наук. [2], 224, [3] с.

Кавелин, К. Д. (1989) Наш умственный строй : статьи по философии русской истории и культуры. М. : Правда. 656 с.

Карамзин, Н. М. (1988) Предания веков. М. : Правда. 765 с.

Карамзин, Н. М. (1994) История государства Российского : в 12 т. М. : Московский рабочий. Кн. 2: Т. Ш-1У. 397 с.

Коленкур, А. (2002) Мемуары. Поход Наполеона в Россию. М. : Кучко-во Поле ; ГАЛА-Пресс. 234 с.

Ломоносов, М. В. (1952) Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу сибирским океаном в Восточную Индию // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР. Т. 6: Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии 1747-1764 гг. 691 с. С. 417-498.

Макогоненко, Г. П. (1988) Древняя Россия, открытая Карамзиным // Карамзин Н. М. Предание веков : сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М. : Правда. 765, [1] с. С. 5-28.

Московичи, С. (1996) Век толп : Исторический трактат по психологии масс. М. : Центр психологии и психотерапии. 478 с.

Соловьев, С. М. (1988) Сочинения : в 18 кн. М. : Мысль. Кн. 2: История России с древнейших времен. Т. 3-4. 765 с.

Уткин, А. И. (2001) I мировая война. М. : Алгоритм. 590 с.

Уткин, А. И. (2003) Вторая мировая война. М. : Эксмо ; Алгоритм. 957,

[2] с.

Федотов, Г. П. (1991) Судьба империй // Федотов Г. П. Судьба и грехи России : избранные статьи по философии русской истории и культуры : в 2 т. СПб. : София. Т. 2. 348, [1] с. С. 304-326.

Дата поступления: 11.03.2018 г.

Новичкова Галина Александровна — кандидат философских наук, научный сотрудник сектора философских проблем политики Института философии РАН. Адрес: 109240, г. Москва, Российская Федерация, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1. Тел.: +7 (495) 697-64-79. Эл. адрес: gpalnovich7@mail.ru

Novichkova Galina Aleksandrovna, Candidate of Philosophy, Research Fellow, Department of Philosophical Problems of Politics, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. Postal address: 12 Goncharnaya St., 109240 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 697-64-79. E-mail: gpalnovich7@mail.ru

Для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новичкова Г. А. Формирование отношений к базовым российским ценностям: историко-философский анализ российских традиций (от правления Иоанна I Калиты до Первой мировой войны) [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 2. С. 90-109. URL: http: //j o urnal s.mos-gu.ru/ggz/article/view/765 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz. 2018.2.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.