УДК 37.035.6 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-40-165-170
Науч. спец. 5.8.7
Ольга Сергеевна Каравайская
Омский государственный университет путей сообщений, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков, Омск, Россия e-mail: tos5509@mail.ru
Алена Игоревна Михайлова
Московский технический университет связи и информатики, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии,
истории и межкультурных коммуникаций, Москва, Россия e-mail: mikhaylova.alena.omsk@mail.ru
Патриотическое воспитание в вузе: формирование духовной культуры студентов в процессе освоения литературоведческих дисциплин
Аннотация. В работе обсуждается сущность патриотического воспитания, определяемая государственной политикой России, содержание духовно-нравственного воспитания в вузе. Статья содержит рассмотрение принципов, методов, приемов, технологий формирования духовной культуры студентов вузов как одного из направлений осуществления патриотического воспитания на аудиторных занятиях по литературоведческим дисциплинам.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, духовно-нравственные ценности, обучение литературе в вузе. Благодарности. Исследование выполнено в рамках государственного задания Федерального агентства железнодорожного транспорта на 2023 г. Тема задания — «Разработка программы патриотического воспитания в студенческой среде с учетом особенностей технического вуза средствами языковедческих дисциплин и литературы» (EKTY-2023-0001).
Olga S. Karavayskaya
Omsk State Transport University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Russian and
Foreign Languages, Omsk, Russia e-mail: tos5509@mail.ru
Alena I. Mikhailova
Moscow Technical University of Communications and Informatics, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Philosophy, History and Intercultural Communications, Moscow, Russia e-mail: mikhaylova.alena.omsk@mail.ru
Patriotic Education at the University: Formation of the Spiritual Culture of Students in the Process of Literary Disciplines Mastering
Abstract. The paper discusses the essence of patriotic education, determined by the state policy of the Russian Federation, the content of spiritual and moral education in the university. The article contains a review of the principles, methods, techniques, technologies for the formation of the spiritual culture of university students as one of the directions for the implementation of patriotic education in the classroom in literary disciplines.
Keywords: patriotic education, spiritual and moral values, teaching literature at the university.
Acknowledgments. The study was carried out as part of the state task of Federal Rail Transport Agency for 2023. The topic of the assignment is "Development of a program of patriotic education among students, giving due consideration to the characteristics of a technical university by means of linguistic disciplines and literature" (EKTY-2023-0001).
Введение (Introduction)
Вопрос о патриотическом воспитании молодого поколения не нов, но он не теряет своей актуальности, а процессы, протекающие в современном российском обществе, требуют повы-
шенного внимания к формированию духовной культуры школьников и студентов. В настоящее время наша страна «нуждается в сохранении своих земель, в отстаивании духовной самобытности и самоидентичности своего народа» [1, с. 7].
© Каравайская О. С., Михайлова А. И., 2023
Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 3 (40), с. 165-170. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 3 (40), pp. 165-170.
Формирование патриотизма у молодого поколения — задача, которая решается на государственном уровне. За последние годы разработаны государственные программы и стратегии для повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных организациях. Президент России Владимир Владимирович Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2012 г. отметил, что «в патриотизме видит консолидирующую базу (российской) политики. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего, служить обществу и стране» [2]. В Распоряжении Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Кроме того, 30 декабря 2015 г. утверждена государственная программа № 1493 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы».
Методы (Methods)
Основные методы исследования в данной работе — это обзор научной литературы и государственных актов и законов, описательный метод для раскрытия принципов, методов, приемов и технологий обучения, метод наблюдения и анализа процессов, протекающих в современном образовании.
Литературный обзор (Literature Review)
Проблема патриотического воспитания многосторонне рассмотрена в трудах отечественных педагогов, философов, культурологов, историков: Н. В. Адаевой [3], М. П. Буз-ского [4], Н. В. Гафуровой [5], А. В. Шлыкова [6], И. А. Павлова [7] и др.
Результаты и обсуждение (Results and Discussion)
Цель патриотического воспитания — это «формирование в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития» [8, с. 208].
Патриот — человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений [9].
Поскольку само явление патриотизма является многогранным, то и патриотическое воспитание осуществляется по нескольким приоритетным направлениям — духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и военно-патриотическому.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя формирование духовной культуры. Современные молодые люди оказываются в тяжелом положении с точки зрения формирования духовных ориентиров, наблюдая за быстрой сменой политических и общественных событий, нравственных идеалов и ценностей в огромном, зачастую противоречивом потоке информации. Культура духовная противопоставляется культуре материальной и представляет собой совокупность ценностей (мировоззренческих, нравственных, этических, эстетических), и задача педагога — сделать так, чтобы «духовные ценности превращались в неотъемлемую черту духовной жизни человека, его морального облика, служили критерием оценки и регулятором поведения личности, его нравственной зрелости» [10, с. 232].
Результат реализации духовно-нравственного направления патриотического воспитания — формирование «уникальных свойств человеческого существа, делающих его человеком», т. е. разумным, творческим, нравственным, свободным. Духовность проявляется в стремлении человека к неким высшим абсолютным ценностям — к Истине, Добру и Красоте [11, с. 22].
Эффективно и гармонично осуществлять последовательное формирование духовной культуры возможно в процессе освоения литературоведческих дисциплин. Литература на протяжении всего существования нации выполняла дидактическую функцию, а патриотизм помогал русскому народу в самые тяжелые периоды истории. Русские писатели, начиная с безымянных летописцев Древней Руси, были истинными патриотами и проповедовали высокие духовно-нравственные идеалы. В период XII-XVI вв. велика была роль клерикальной литературы, житийные повести служили дидактическим материалом — образцом праведной, духовной жизни. В XIX в. были созданы лучшие образцы русской литературы, пронизанные любовью к своему Отечеству (от вольнолюбивой лирики А. С. Пушкина до «мысли народной» эпического размаха у Л. Н. Толстого). В XX в. написаны пронзительные тексты о Великой Отечественной войне.
На лекционных и практических занятиях по литературоведческим дисциплинам, т. е. непосредственно в процессе обучения, имеются все возможности для формирования духовной культуры обучающихся. Цель данной статьи — рассмотрение принципов, методов, приемов, технологий формирования духовной культуры студентов вузов на аудиторных занятиях по литературоведческим дисциплинам.
При обучении литературоведческим дисциплинам мы руководствуемся следующими принципами: сознательности и активности; систематичности; наглядности; индивидуализации; народности, или принципом коллективизма в духовном воспитании; уместности.
Формами организации учебного процесса в вузе являются:
- Лекция — на ней даются теоретические основы литературной эпохи или направления, преподаватель делает акцент на понятиях «патриотизм», «духовность», «нравственность» и т. д.
- Практические занятия предназначены для детального изучения художественных текстов, при этом ведется постоянная работа по повышению эффективности данной формы обучения.
- Самостоятельная работа студентов с текстами художественного произведения под контролем преподавателя. Самостоятельная работа включает в себя непосредственно чтение текстов и выполнение различных творческих и исследовательских заданий, направленных на углубленное изучение культурных, религиозных, морально-нравственных и, конечно, собственно литературоведческих особенностей произведений.
Важным элементом обучения и духовно-нравственного воспитания в вузе являются методы. Во избежание терминологической неточности определим, что понимается в данном исследовании под методами и технологиями. Метод обучения «можно определить как модель поведения — регу-лятив, содержащий совокупность правил, предписывающих определенную целевую направленность деятельности в обучении и реализующихся через конкретные действия — приемы» [12, с. 39]. Прием является действием или совокупностью операций, направленных на решение художественно-познавательных задач [13].
Педагогическая технология — это сложная система, состоящая из методик или приемов, которые объединяют концептуально связанные между собой образовательные цели, различные формы, средства, приемы организации учебного и воспитательного процессов; продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности [14].
Мы считаем, что с задачами воспитания патриотизма и конкретно формирования духовной культуры отлично справляются традиционные методы обучения литературе, о которых говорили еще просветители XVIII в. Так, Н. И. Новиков считает, что зарождение любви к отечеству — естественное следствие правильного эстетического и этического воспитания, собственно являющегося одной из трех целей изучения словесности [15]. Он обозначает некие «правила» этического воспитания, которые пересекаются с методами, выделенными и описанными позднее отечественными педагогами.
В XIX в. сложились предпосылки для формирования принципиального важного с точки зрения воспитания национального самосознания метода: культурно-исторического, или историко-контекстуального, предполагающего изучение истории, судьбы страны и народа, отраженных в художественных произведениях. Отрадно, что в современном высшем образовании данный метод активно реализуется и поэтому, согласно учебным планам, во-первых, изучение истории России предшествует изучению литературы или идет параллельно с ним, а во-вторых, ведущей литературоведческой дисциплиной является именно «История литературы» (русской или зарубежной).
В. В. Голубков в книге «Методика преподавания литературы» говорит также о необходимости «искусствоведческого» кругозора учащихся. С этой целью может быть использовано наглядное привлечение различных видов искусств (музыки, живописи, архитектуры, кино, театра). Такой подход способствует активизации эмоциональной и чувственной сферы, что способствует ненавязчивому погружению в рассматриваемую эпоху и культурное наследие и, как следствие, эффективному восприятию и пониманию художественного текста [16].
Здесь мы подходим к следующему методу, без которого невозможна полная реализация предыдущего, — интегра-тивному. Имеется в виду интеграция литературы с другими различными видами искусства, которая приводит к двум положительным результатам: общее расширение кругозора и/или попутное повторение, закрепление знаний за счет межпредметных связей и — что гораздо важнее — усиление целостности мировосприятия и представления о русской культуре, формирование эстетического вкуса, идущего рука об руку с этической парадигмой. В рамках той или иной темы интегративный метод может решать множество локальных задач: например, многостороннее раскрытие понятий, обозначающих общекультурные направления или стили (романтизм, авангардизм, рококо, импрессионизм и т. п.), усвоение особенностей создания художественного образа (сопоставление канонизированного изображения героев житий XII-XVI вв. и русской иконописи) и т. д.
Помимо интеграции других видов искусств для патриотического воспитания очень важны переклички литературных произведений с устным народным творчеством и религией. Необходимость обращения к устному народному творчеству определяется самим содержанием изучаемых в вузе художественных произведений — представленными в них мотивами, образами и т. п. В высшей степени это касается, разумеется, древнерусской литературы, в принципе развивающейся в постоянном диалоге с фольклором, однако и при изучении творчества таких авторов, как В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Гумилев, С. А. Есенин, М. И. Цветаева, А. Т. Твардовский и др., уместно обращение к устному народному творчеству.
В успешной интеграции литературы и фольклора зарекомендовал себя выделяемый с точки зрения специфики познавательной деятельности эвристический метод, реализующийся на аудиторных занятиях в рамках эвристической беседы. Он применяется на этапе интерпретации и анализа художественного произведения, которые обычно связаны с обнаружением в нём элементов народной культуры.
Чрезвычайно полезно обращаться к как можно более глобальному взгляду на историю русской литературы с точки зрения опоры ее на традиции, цель такого обращения состоит в осознании первостепенной роли обозначенных вещей в формировании отечественного искусства, менталитета и жизненного уклада русского человека. Здесь педагогу помогает интертекстуальный метод, дающий к тому же богатые исследовательские перспективы и вообще интересные возможности литературного анализа.
Еще один компонент культуры, который очень важен для формирования правильных духовно-нравственных ориентиров молодежи, — религиозный, а сперва даже религиоведческий. Очевидно, что христианские ценности и представление о нравственной, благочестивой жизни представляют собой один из столпов русской культуры вообще и словесности в частности, причем это касается не только классических произведений, но и современных. Меньшее и очевидное проявление этого — использование библейских образов и сюжетов, например в современной художественной
и песенной поэзии. Но гораздо важнее понимание до сих пор актуальных важнейших бытийных категорий — Добра и Зла, а также основных положений христианской веры.
Мы считаем, что при изучении истории русской литературы как минимум необходимо постижение основных, элементарных знаний: содержание Ветхого и Нового завета, история сотворения мира, основные заповеди, православные праздники, перечень самых почитаемых святых.
Религиоведческий компонент успешно реализуется во внеаудиторной деятельности, о чём мы будем говорить в других работах, а также посредством метода проектов или в традиционной форме слова учителя, в том числе с применением мультимедийных технологий. К прочтению (хотя бы в кратком содержании или адаптированном виде) предлагаются следующие книги: Евангелие, Малая псалтырь, Откровение Иоанна Богослова.
Когда мы переходим от фактов к размышлениям, т. е. учим студентов обнаруживать духовно-нравственный посыл автора при использовании христианских мотивов, то используем различные аналитические методы (культурологический, проблемный, мотивный, ассоциативный виды анализа литературного произведения). Для установления взаимосвязей духовных книг и христианских образов и сюжетов с литературой в качестве предшествующего переходу к названным методам мы используем метод контент-анализа. Единицей такого анализа можно считать упоминание в тексте того или иного важного для исследования показателя, т. е. простую фиксацию его появлений в тексте [17], показатель может быть совершенно простым — так происходит, например, анализ «Жития Преподобного Сергия Радонежского» на предмет риторических признаков панегирического стиля, в том числе цитат из Псалтыри, — или более сложным (элементы агиографического канона в образе Алёши Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» или зашифрованные евангельские образы в поэме В. Ерофеева «Москва — Петушки»).
Чтение христианских богословских книг в рамках курса отечественной литературы необходимо в первую очередь для развития интерпретационных, аналитических и исследовательских возможностей студентов. В дальнейшем при восприятии жизненной реализации православных заповедей и канонов в художественных произведениях воспитательный эффект достигается естественным путем.
Последний принцип использования интегративного метода опирается на использование произведений искусства, не столько связанных с текстом или ссылающихся на него, а как бы погруженных в него, составляющих часть художественного пространства. Данный принцип перекликается с другим методом — погружения в текст художественного произведения. Высокая степень его воздействия на эмоциональную сферу и формирование сакральной причастности к культуре обусловлена сочетанием аналитического восприятия содержания произведения с прикосновением к пластической составляющий художественного пространства.
Безусловно, большие возможности для погружения открывает смена типичного учебного кабинета на более коррелирующее с темой занятия пространство, однако
для погружения не обязательно покидать стены учебного заведения. Благодаря мультимедийным технологиям нам доступно виртуальное путешествие во многие места. Так, фрагменту лекции о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» предшествует онлайн-экскурсия по Булгаковским местам Москвы и, прежде всего, по «нехорошей квартире» (Государственный музей Михаила Булгакова, расположенный в Москве по адресу ул. Садовая, 10), анализу дружеских посланий А. С. Пушкина — в комнаты и классы Царскосельского лицея и т. д.
В отдельных случаях в рамках метода погружения будут уместны игровые технологии от составления «мудбордов» и коллажей до собственно инсценировки произведения, условным вариантом которого при отсутствии времени на подготовку может стать классическое чтение по ролям. Чрезвычайно важным при обучении истории литературы и воспитании духовной культуры учеников мы считаем знакомство с русским театром.
Мы понимаем, что обширное применение инсценирования как формы учебной работы довольно проблематично, поэтому следует сказать о технологии, учитывающей особенности студенческих постановок в рамках образовательного процесса — спектакль в аудитории, предполагающий «проживание» ситуаций, описанных в художественном тексте, без привлечения большого набора реквизита, костюмов и, разумеется, прямо в учебной аудитории, своего рода театральные этюды, представляющие эмоциональную декламацию заученного текста с использованием любых дополнительных доступных средств (музыки, перемещения в пространстве, взаимодействия со слушающими).
Как уже отмечалось, для духовно-нравственного воспитания важны в первую очередь традиционные методы, и технология спектакля в классе — не что иное, как усовершенствованное воплощение метода выразительного чтения, которую в XIX в. разработал В. П. Острогорский и описал в книге «Выразительное чтение» [18]. В преподавании литературы могут быть использованы следующие виды чтения: слуховое, самостоятельное, коллективное, внеклассное, творческое, комментированное, аналитическое, по ролям. Все они, кроме внеклассного, органично вписываются в ту или иную форму образовательного процесса в высшей школе. К ним можно добавить более современные технологии, такие как продуктивное чтение. Воспитательное чтение особенно востребовано при изучении произведений эпохи классического реализма и прозы второй половины XX в.
В. А. Никольский к методам эмоционально-образного постижения литературного произведения, помимо разновидностей чтения, относил заучивание наизусть и пересказ [19]. В вузе возможности заучивания гораздо шире, чем в школе, потому что оно предшествует анализу или, наоборот, следует за ним. С точки зрения патриотического воспитания для нас также важны явления «мнемонической общности» — развитие ощущения национального и культурного единства на основе знания одних и тех же поэтических текстов величайших отечественных авторов. Заучивание стихотворений дает возможность освоить в лаконичной, почти афористической форме суть важнейших духовно-нравственных и гражданских ориентиров русской ментальности,
эмоционально реагировать на актуализацию традиционных духовных ценностей, подкрепляя эту реакцию припоминанием классических лирических произведений.
Заключение (Conclusion)
В заключение следует отметить, что для комплексного духовно-нравственного воспитания личности необходи-
мо не только участие вуза. Важную роль играют государство, общественные организации, различные сообщества. Но не стоит забывать, что общественные институты — это прежде всего люди, поэтому личный пример любви к родине каждого из нас и стремление к высоким нравственным идеалам вносит огромный вклад в воспитание молодого поколения.
Библиографический список
1. Поляков С. П. Военная педагогика: военно-патриотическое воспитание курсантов СПО : учеб. пособие. М. : Юрайт, 2023. 210 с.
2. Послание Президента Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Президент России : [сайт]. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 10.12.2022).
3. Адаева Н. В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи // Человек и образование. 2012. № 1. С. 130-135.
4. Бузский М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания. Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2008. 92 с.
5. Гафурова Н. В., Бугаева Т. П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102-106.
6. Шлыков А. В. Патриотизм и патриотическое воспитание в вузе // Молодой ученый. 2012. № 8 (43). С. 386-388.
7. Павлов И. А., Павлова И. И. Духовно-нравственное воспитание курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1. С. 34-36.
8. Крайник В. Л., Прищепа М. А. К вопросу о патриотическом воспитании студентов в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 208-210.
9. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М. : Вече : АСТ, 2003. 511 с.
10. Фролова Н. Н. Язык и духовная культура общества // Молодой ученый. 2014. № 5 (64). С. 232-235.
11. Лега В. П. О христианских основаниях культуры // Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. М. : Покров, 2003. С. 21-29.
12. Махмутов М. И. Современный урок литературы. М. : Педагогика, 1985. 183 с.
13. Сомова Л. А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации : учеб. пособие. Тольятти : Тольят. гос. ун-т, 2014. 247 с.
14. Далингер В. А. Проектирование и реализация инновационных педагогических технологий — одно из приоритетных направлений развития педагогической науки и практики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 2-2. С. 173-176.
15. Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей (в сокращении) // Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. М. : Педагогика, 1985. 480 с.
16. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М. : Учпедгиз, 1945. 346 с.
17. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. М. : Петрозаводск, 1995. 287 с.
18. Острогорский В. П. Выразительное чтение. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1885. 73 с.
19. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе : учеб. пособие. М. : Просвещение, 1971. 291 с.
References
Adaeva N. V. (2012) K ponimaniyu sushchnosti patriotizma i patrioticheskogo vospitaniya uchashcheisya molodezhi [Understanding the Essence of Patriotism and Patriotic Education of Studying Youth], Chelovek i obrazovanie [Man and Education], no. 1, pp. 130-135. (in Russian)
Buzskii M. P. (2008) Teoreticheskie problemy patriotizma i patrioticheskogo vospitaniya [Theoretical Problems of Patriotism and Patriotic Education]*. Volgograd, Volgogradskii gosudarstvennyi universitet Publ., 92 p. (in Russian)
Dalinger V. A. (2014) Proektirovanie i realizatsiya innovatsionnykh pedagogicheskikh tekhnologii — odno iz prioritetnykh naprav-lenii razvitiya pedagogicheskoi nauki i praktiki [Design and Implementation of Innovative Pedagogical Technologies — One of the Priority Areas for the Development of Pedagogical Science and Practice]*, Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii [International Journal of Applied and Fundamental Research], no. 2-2, pp. 173-176. (in Russian)
Esaulov I. A. (1995) Kategoriya sobornosti v russkoi literature [The Catholicity Category in Russian Literature]*. Moscow, Petrozavodsk Publ., 287 p. (in Russian)
Frolova N. N. (2014) Yazyk i dukhovnaya kul'tura obshchestva [Language and Spiritual Culture of Society]*, Molodoi uchenyi [Young Scientist]*, no. 5 (64), pp. 232-235. (in Russian)
Gafurova N. V., Bugaeva T. P. (2009) Vospitatel'nyi protsess v vuze kak sistema [System Approach to Pedagogical Process], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], no. 6, pp. 102-106. (in Russian)
Golubkov V. V. (1945) Metodika prepodavaniya literatury [Methods of Teaching Literature]*. Moscow, Uchpedgiz Publ., 346 p. (in Russian)
Kononenko B. I. (2003) Bol'shoi tolkovyi slovar' po kul'turologii [Big Explanatory Dictionary of Cultural Studies]*. Moscow, Veche Publ., AST Publ., 511 p. (in Russian)
Krainik V. L., Prishchepa M. A. (2019) K voprosu o patrioticheskom vospitanii studentov v sovremennom vuze [On the Question of Patriotic Education of Students in a Modern University], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education], no. 2 (75), pp. 208-210. (in Russian)
Lega V. P. (2003) O khristianskikh osnovaniyakh kul'tury [On the Christian Foundations of Culture], Pravoslavnaya kul'tura: Kontseptsii, uchebnyye programmy, bibliografiya [Orthodox Culture: Concepts, Curricula, Bibliography]*. Moscow, Pokrov Publ., pp. 21-29. (in Russian)
Makhmutov M. I. (1985) Sovremennyi urok literatury [Modern Literature lesson]*. Moscow, Pedagogika Publ., 183 p. (in Russian)
Nikol'skii V. A. (1971) Metodika prepodavaniya literatury v srednei shkole [Methods of Teaching Literature in High School]*. Moscow, Prosveshchenie Publ., 291 p. (in Russian)
Novikov N. I. (1985) O vospitanii i nastavlenii detei (v sokrashchenii) [On the Upbringing and Instruction of Shildren (Abbreviated)]*, Solovkov I. A. (ed.) Antologiya pedagogicheskoi mysli Rossii XVIII veka [Anthology of Pedagogical Thought in Russia in the 18th Century]*. Moscow, Pedagogika Publ., 480 p. (in Russian)
Ostrogorskii V. P. (1885) Vyrazitel'noe chtenie [Expressive Reading]*. Saint Petersburg, Stasyulevich M. M. Publ., 73 p. (in Russian)
Pavlov I. A., Pavlova I. I. (2009) Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kursantov [Spiritual and Moral Education of Students], Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh [Psychopedagogy in Law Enforcement], no. 1, pp. 34-36. (in Russian)
Polyakov S. P. (2023) Voyennaya pedagogika: voyenno-patrioticheskoye vospitaniye kursantov srednego professional'nogo obrazovaniya [Military Pedagogy: Military-Patriotic Education of Cadets of Secondary Vocational Education]*. Moscow, Yurait Publ, 210 p. (in Russian)
Poslaniye Prezidenta Federalnomu Sobraniyu Rossiiskoi Federatsii 12 dekabrya 2012 goda [Address of the President to the Federal Assembly of the Russian Federation of December 12, 2012]*, Prezident Rossii [President of Russia]*. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/17118 (accessed: 10.12.2022). (in Russian)
Shlykov A. V. (2012) Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie v vuze [Patriotism and Patriotic Education at the University]*, Molo-doi uchenyi [Young Scientist]*, no. (43), pp. 386-388. (in Russian)
Somova L. A. (2014) Metodika obucheniya literature: osobennosti khudozhestvennoi kommunikatsii [Methods of Teaching Literature: Features of Artistic Communication]*. Tolyatti, Tol'yattinskii gosudarstvennyi universitet Publ., 247 p. (in Russian)
* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.