Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание в Старосеславинской школе Первомайского района Тамбовской области'

Патриотическое воспитание в Старосеславинской школе Первомайского района Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА / СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПАТРИО-ТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙ БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ / PUBLIC AND ACTIVE SCHOOL / SYSTEM OF SCHOOL EDU-CATION / PATRIOTIC EDUCATION / MUSEUM OF FIGHTING AND LABOUR GLORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохина Нина Георгиевна, Дриняева Ольга Анатольевна

В статье раскрывается понятие «общественно-активная школа», рассматривается сис-тема школьного воспитания. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Обобщается опыт работы школьного музея боевой и трудовой славы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блохина Нина Георгиевна, Дриняева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION IN STAROSESLAVINSKAYA SCHOOL OF THE PERVOMAYSKY DISTRICT OF THE TAMBOV REGION

In article the concept «public and active school» is revealed, the system of school education is considered. The special atten-tion is given to patriotic education. Experience of a school muse-um of fighting and labor glory is generalized.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание в Старосеславинской школе Первомайского района Тамбовской области»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТАРОСЕСЛАВИНСКОЙ ШКОЛЕ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. Г. БЛОХИНА, О. А. ДРИНЯЕВА

В статье раскрывается понятие «общественно-активная школа», рассматривается система школьного воспитания. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию.

Обобщается опыт работы школьного музея боевой и трудовой славы.

Ключевые слова: общественно-активная школа, система школьного воспитания, патриотическое воспитание, музей боевой и трудовой славы.

К 75-летию Тамбовской области

Перспективным направление развития образования в российской провинции может стать реализация социально-образовательного проекта «Общественно-активная школа - школа XXI века», основные положения которого базируются на приоритетных направлениях государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации».

Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определяют новые требования к отечественной системе образования. Гуманизация общественно-экономических отношений, формирование позитивных установок личности будущих участников гражданского сообщества становятся в центре внимания современной школы. В пояснительной записке к проекту «Общественно-активная школа -школа XXI века» дана дефиниция изучаемому типу учебного заведения: «Общественно-активная школа (ОА111) - это школа, которая ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом». Образовательное учреждение принимает концепцию общественно ориентированного образования как подход к развитию микрорайона школы, стремиться стать не только образовательным, но и гражданским, социально-культурным ресурсным партнером города, села, поселка.

По мнению директора, заслуженного учителя РФ Р. В. Поповой, Старосеславинскую школу возможно рассматривать как социальный, куль-

турный, досуговый центр Старосеславина, поскольку учителя и учащиеся активно взаимодействуют с районной и сельской администрацией, родителями, выпускниками, принимают посильное участие в важных для сельчан мероприятиях.

Небольшой, но трудоспособный и целеустремленный коллектив уделяет большое внимание воспитанию подрастающего поколения, являющемуся органичной составляющей всей педагогической деятельности. Совершенствование системы школьного воспитания проводится по следующим направлениям:

- формирование социальной компетентности обучающихся, способствующей жизненному, профессиональному и личностному самоопределению школьников;

- создание условий для развития у молодежи гражданской активной позиции;

- поиск новых форм (направлений) созидательной социально значимой деятельности подрастающего поколения на благо родного края;

- осуществление духовно-нравственного воспитания детей;

- развитие у них индивидуальных творческих способностей.

Поскольку в основу проекта «Общественноактивная школа XXI века» положена концепция «Воспитание тамбовчанина XXI», то реализация идей патриотического воспитания подрастающего поколения, становления их полноправными гражданами общества успешно осуществляется администрацией и педагогами. Причем воспитательный процесс основан прежде всего на примерах, взятых из реальной жизни, и на конкретных делах во благо людей - односельчан старшего поколения, многодетных семей и, конечно же, ветеранов Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. - справедливая, освободительная война народа за свободу и независимость против фашисткой Германии и ее союзников (Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии, а в 1945 г. и Японии). Война против СССР была развязана германским фашизмом - диктатурой наиболее реакционных и агрессивных сил империализма. Эта война явилась важнейшей и решающей составной частью Второй мировой войны 1939-1945 гг.

После захвата гитлеровцами власти в стране (1933 г) германские империалисты развернули интенсивную подготовку к войне против СССР, считая сокрушение Советского государства важнейшим и решающим этапом борьбы за мировое господство. Гитлеровцы планировали оккупировать территории СССР, уничтожить до 30 млн мирного населения и военнопленных, выселить в течение 30 лет 50 млн поляков, украинцев, белорусов, литовцев, латышей и эстонцев в Западную Сибирь, на Северный Кавказ, в Южную Америку и Африку. Оставшееся население гитлеровцы рассчитывали онемечить и превратить в дешевую рабочую силу для 10 млн немецких колонистов. Над страной нависла смертельная опасность, под угрозой оказалась свобода и независимость народов СССР. 22 июня 1941 г. Правительство обратилось к народу с призывом дать отпор агрессору и выразило твердую уверенность в победе над врагом. Это обращение возродило в сердцах народов чувство патриотизма, и на защиту Родины встал стар и млад, народ сплотился и превратил страну в единый боевой лагерь. Она целиком перестроилась на военный лад.

В районах, временно захваченных фашистами, народ призывался организовывать партизанские отряды и создавать для оккупантов невыносимую обстановку. Партизаны и подпольщики проявили самоотверженность в борьбе в тылу врага, показали высокое чувство героизма. Печать, радио, литература и искусство - вся агитационная работа была поставлена на борьбу против гитлеровских зверств, на фронте и в тылу народ был охвачен лютой ненавистью к врагу. Народы Советского Союза и его вооруженные силы сыграли решающую роль в победоносном исходе Второй мировой войны.

Экономической базой победы в Великой Отечественной войне был тыл. Советская экономика, несмотря на тяжелые потери, выдержала испытание войной. Автору этих строк, когда началась война, было 10 лет, в памяти воссоздаются все события, которыми была охвачена страна. Я хорошо помню 22 июня, когда Молотов объявил,

что началась война. Школьники села Старосесла-вина в этот день выезжали в районный центр Первомайск с выступлением художественной самодеятельности. В 12 часов мы находились на станции Богоявленск, когда по радио прозвучал голос министра. Не прошло и двух недель, как по селу толпами продвигались беженцы, они шли на восток. Тревога охватила все население Старосе-славина. Была объявлена мобилизация. На фронт ушло по призыву все трудоспособное мужское население. В селе оставались женщины, старики и дети, по возможности каждый стремился внести свою лепту, чтобы помочь тем, кто ушел на фронт. В суровые годы войны обостренно проявлялось чувство патриотизма. Выпускники 1941 г. всем классом добровольно ушли на фронт, с полей войны вернулись единицы, искалеченные и больные. Женщины на себя взяли всю ответственность за спасение детей, стариков, они сели за трактора, возглавляли колхозы. Так, например, колхоз «2-ая пятилетка» возглавляла П. И. Козлова. Учителя организовали трудовые школьные бригады, которые работали в поле, на животноводческих фермах, а когда в селе открылся госпиталь для раненных, то школьники над ними шефствовали. Дети собирали для фронтовиков подарки: кисеты, варежки, шерстяные носки. Лозунг военных лет «Все для фронта, все для победы» был действенным, вдохновляющим на трудовые подвиги.

В центре села в 1966 г. был воздвигнут памятник солдату, рядом с памятником на стендах помещены списки погибших односельчан. Осенью этого же года около памятника был разбит парк, состоящий из березовых и рябиновых аллей. Ежегодно в День Победы проводятся митинги, на которые приходят «дети войны» и молодежь. Все торжества, проводимые в селе, проходят в парке около памятника солдату или в Доме культуры, который также располагается на территории парка, около памятника.

В одном из зданий школы находился военный госпиталь. Не все раненные выживали... Для захоронения умерших на сельском кладбище была отведена братская могила, на ней тоже установлен памятник, где поименно названы все бойцы и офицеры.

Одним из самых замечательных событий села и школы было открытие школьного музея трудовой и боевой славы. У истоков его создания стояли вернувшиеся домой фронтовики, многие из которых стали школьными учителями: В. Ф. Гусев, П. И. Попов, А. А. Шанин и ряд других. Первым послевоенным директором был А. Д. Згон-

ник. Инициативу учителей-фронтовиков подхватили их ученики, среди которых особо следует отметить И. И. Шанина, В. И. Попова, Л. И. Павлову, которые и поныне, находясь на заслуженном отдыхе, являются хранителями духовных ценностей. Большой вклад в музейное дело школы вносит ее директор, заслуженный учитель РФ Р. В. Попова.

Среди молодых преподавателей, особо трепетно относящихся к сохранению и преумножению музейных ценностей, следует отметить заместителя директора по воспитательной работе М. Бредихину, заместителя директора по учебной работе В. Гусеву, руководителя музея М. Гладышеву, библиотекаря Т. Шишлову. Музей работает по плану, содержащему мероприятия серьезного воспитательного значения, рассчитанные не только на школьников, но и на общественность. Частыми гостями музея являются учителя других школ, заместители директоров по воспитательной работе, районное руководство.

На его базе педагоги формируют у учащихся навыки поисковой и исследовательской работы, а именно: проведение анкетирования и устного интервьюирования представителей старшего поколения, кто помнит военные годы, анализ архивных документов, фронтовых писем. Лекторская деятельность преподавателей органично переплетается с яркими, эмоциональными выступлениями школьников о подвигах односельчан, их военных и трудовых буднях, посильной помощи детей и подростков в сборе лекарственных трав, уборке помещений госпиталя и близлежащих территорий.

Большие испытания на долю народных просветителей выпали в годы Великой Отечественной войны. Школа хранит имена всех педагогов военных лет: и тех, кто ушел на фронт, и тех, кто продолжал свою деятельность в глубоком тылу. На памятных досках в музее запечатлены фамилии и имена учителей, павших смертью храбрых на фронтах сражений: И. П. Белясникова,

И. К. Гаврюшина, И. К. Козлова, В. С. Матвеева, М. Г. Сухарева, П. И. Чивилева и др.

Отдельный стенд посвящен учителям - участникам Второй мировой войны, оставшихся в живых. Вернувшись с фронта, они всецело посвятили свою жизнь воспитанию и образованию детей. Среди них - А. И. Блохин (учитель физкультуры), В. И. Блохин (физик), П. И. Попов (военрук), А. А. Шанин (преподаватель физкультуры). Уже после войны, в мирное время, фронтовики закончили педагогические вузы.

Школа чтит память учителей-женщин военных лет. Общей любимицей была учительница

математики М. И. Поневина, с теплотой отзывались старосеславинцы и о преподавательнице химии и биологии М. Ф. Тереховой.

Учительство села и школьники вместе переносили испытания военного времени. Зимой в классах температура доходила до нулевой отметки. Старшеклассники по очереди ездили за дровами в Даниловский лес, расположенный в семи километрах от села. Зачастую учителя прерывали уроки и вместе с учащимися выезжали в лес за сучьями.

С каждым днем, неделей, месяцем жизнь в тылу становилась труднее: многие из жителей голодали, не хватало теплой одежды и обуви. Все средства шли на фронт! А в календаре, как и до войны, были отмечены красные даты-праздники. Как их праздновать, чтобы принести детям радость? В этих случаях учителям приходили на выручку находчивость, смекалка, выдумка. Приближался очередной Новый год. В один из колхозов учителя начальной школы обратились с просьбой: «Скоро Новогодний праздник - помогите детям!» Председатель развел руками: «Муки нет: всю отправили на фронт! Есть зерно. Возьмете?»

Учителя, в основном женщины, отыскали у родителей ручную мельницу, размололи зерно, принесли масло, сахар и в подарок ученикам испекли печенье. Старшеклассники срубили красавицу елку, украсили ее самодельными игрушками - и получился праздник на славу с подарками, песнями, стихотворениями...

Сельские просветители всегда, во всех делах и начинаниях, жили интересами школы, делились радостью со своими воспитанниками, разделяли их горести. Поэтому они воспитали достойных граждан страны. Многие из учеников героически сражались, защищая свою Родину, некоторые из них не вернулись домой, в родное Старосеслави-но. Экспонаты музея хранят их письма, дневники, награды за боевые подвиги.

Ученики и учителя Старосеславинской школы гордятся тем, что в их школе учился Герой Советского Союза Я. П. Шипилов, который с немногочисленной группой разведчиков отстоял важный плацдарм, вызвав огонь на себя. Обстрел длился не более двадцати минут, но для разведчиков эти минуты стали вечностью - и они пережили эту вечность. Яков Петрович прошел всю войну, вернулся с заслуженными наградами и активно проводил военно-патриотическую работу среди молодежи. Должное внимание уделено в экспозициях музея землякам-первомайцам: героям Советского Союза А. Попову, А. Манохину, С. Ачкасову, В. Кочерову, М. Толмачеву.

В канун Дня Победы ежегодно в музее проводятся семинары для директоров, завучей и учителей Первомайского района, открытые уроки-суды «Дети и война», «У войны не женское лицо», классные часы, конкурсы школьных сочинений и докладов. Например, работа ученицы 11-го класса Ю. Шипиловой на тему «Российское учительство в Великой Отечественной войне» заняло одно из призовых мест в областном конкурсе «Сохраним историческую память о ветеранах-защитниках Отечества», потому что в ней впервые представлен материал об учителях Старосе-славинской школы - участниках войны: по крупицам собраны биографические сведения, иллюстративно рассказано об их подвигах, перечислены награды, исследованы фронтовые письма и дневники.

К 65-летию Победы учительница русского языка и литературы О. Н. Зеленева разработала и провела открытый урок «У войны не женское лицо...», основная цель которого заключалась в том, чтобы показать на примере литературных произведений и документальных свидетельств, собранных в музее, подвиг женщин на фронте и в тылу. Звучали стихотворения Р. Казаковой, центральное место в занятии было отведено анализу произведений В. Закруткина «Матерь человеческая» и Б. Васильева «А зори здесь тихие». Интегративный по своей типологии урок отличался эмоциональностью, разнообразием приемов и форм обучения, использованием информационно-компьютерных технологий. Учащиеся 11 -го класса свободно владели фактическим материалом, приготовленным дома: выразительно исполняли военную поэзию, отрывки из анализируемых текстов, для доказательства своих мыслей использовали музейные экспонаты. Ведь на отдельных памятных досках увековечены имена жительниц Ста-росеславина - участниц войны, среди них и учителя школы, и их ученицы. Все присутствующие на уроке почтили память погибших минутой молчания.

Сотрудничество Старосеславинской школы с Тамбовским государственным университетом имени Г. Р. Державина предполагает проведение мастер-классов. Постоянными участниками диалога университет - школа являются доктор филологических наук, профессор Н. Г. Блохина и кандидат филологических наук, доцент О. А. Дри-няева. Они оказывают посильную помощь учите-лям-словесникам и учителям младших классов при их подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям на военную тематику и сами в них участвуют. Например, их учебники и учебные посо-

бия, подаренные школе, активно используются педагогами для проведения лингвистического анализа художественных и публицистических произведений М. А. Шолохова, А. К. Толстого, И. Г. Эренбурга и др. [1; 2; 3].

Наступила 67-я годовщина Великой Победы над фашизмом. Безусловно, музей не остался в стороне от этой знаменательной даты. Как и прежде, на праздник поэзии в музее собрались школьные педагоги, учащиеся, родители, представители старшего поколения села. Администрация объявила конкурс выразительного чтения стихотворений поэтов-участников войны, являющихся нашими земляками.

Наш земляк, поэт И. С. Кучин родился в с. Березовка Петровского района. Учился в сельской школе, там же вступил в комсомол. Он ушел на фронт из 9-го класса и уже после войны окончил педагогических институт и издал 13 поэтических книг. В боях под Сталинградом стре-лок-пуле-метчик Кучин был тяжело ранен, получил контузию, долго лечился в госпитале. Награды И. С. Кучина - орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медали. Одной из главных тем его стихов является война.

Тамбовский поэт и журналист С. И. Голованов ушел на фронт добровольцем и был на войне, можно сказать, с первого и до последнего дня. Он не раз был награжден орденами и медалями, прошел с боями от Воронежа до Праги. Главной темой его поэзии всегда была тема войны и мира.

Дорогами войны шли поэты-тамбовцы В. Афанасьев, М. Репин, А. Стрыгин, И. Шамов, В. Шульчев, Д. Верещагин, В. Журавлев, П. До-рошин. Их чувства и мысли, живущие в стихах, понятны и близки нам, сколько бы ни прошло времени.

Таким образом, в настоящее время молодые учителя применяют музейный материал в воспитательной работе, стараются пополнять музей новыми экспонатами и свято хранить созданное старшим поколением.

В заключение хочется процитировать строки современного поэта Ю. Полякова:

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами -

- Такими же, полными слез.

Литература

1. Блохина Н. Г. Русский язык для иностранных студентов. Тамбов, 2011.

2. Дриняева О. А. Задания и упражнения по современному русскому языку (на материале художественных произведений и детской речи): учеб.-метод. пособие. Тамбов, 2002.

3. Дриняева О. А. Словарь терминов по риторике: учеб.-метод. пособие. Тамбов, 2000.

* * *

PATRIOTIC EDUCATION IN STAROSESLAVINSKAYA SCHOOL OF THE PERVOMAYSKY DISTRICT OF THE TAMBOV REGION

N. G. Blokhina, O. A. Drinyayeva

In article the concept «public and active school» is revealed, the system of school education is considered. The special attention is given to patriotic education. Experience of a school museum of fighting and labor glory is generalized.

Key words: public and active school, system of school education, patriotic education, museum of fighting and labour glory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.