Деятельность учительской интеллигенции по организации военно-патриотического воспитания школьников в годы Великой Отечественной войны
Н. В. Малхасян
Статья посвящена анализу форм, методов и основных направлений деятельности советской школы в годы Великой Отечественной войны, освещению работы учительской интеллигенции по военно-патриотическому воспитанию школьников в рамках учебного процесса и внешкольной работе с учащимися.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, школа, учитель, военно-патриотическое воспитание, история.
Activity of Teacher Intelligentsia in the Organisation of Military-Patriotic Education of Schoolboys
in Вays of the Great Patriotic War
N. V. Malkhasyan
The article is devoted to the analysis of forms of methods and the main trends of Soviet school's activity during the years of the Great Patriotic War. The article deals with teachers' intelligentsia work in schodchidren's patriotic upbringing in the theme of educational process and out-of-school work among children.
Key words: The Great Patriotic War, a school, a teacher, patriotic upbringing, history.
Актуальность темы патриотического воспитания молодежи приобретает сегодня особую остроту в условиях реформирования российского общества, преодоления духовного кризиса в стране, поисков эффективной модели динамичного и устойчивого развития государства. Исторический опыт борьбы советского народа в годы Великой Отечественной войны, формирование мощного патриотического потенциала получает сегодня особую востребованность в обществе, в частности в деле обеспечения морально-политического и социального единства нации, утверждения идеологии государственного патриотизма. В советской [1; 6; 8; 11; 12; 13; 15; 19; 20; 26] и новейшей отечественной историографии [5; 7; 9; 24; 25] эта проблема еще не получила своего полного и объективного анализа. В данной статье ставится задача проанализировать с учетом достижений отечественных исследователей роль и место учительской интеллигенции в военно-патриотическом воспитании учащихся в годы Великой Отечественной войны. Исследование осуществляется на материалах прифронтового региона Ярославской и Костромской областей.
В условиях Великой Отечественной войны осуществление программы народного образования значительно усложнилось. Сократился контингент учителей, прежде всего в связи с мобилизацией на фронт, эвакуацией, привлечением к другим видам деятельности [17, с. 5]. Только за 1941/42 учебный год (уч. г.) свыше тысячи работников образования Ярославской области вступили в ряды Красной армии [3, д. 21, л. 49].
Резко сократилось число школ, так как многие школьные здания были переданы для военных нужд, под детские дома и др. [18, с. 29; 24, с. 1718; 26, с. 138-139]. Обострились проблемы комплектования школ педагогическими кадрами, их подготовки и повышения квалификации [23, с. 103-112]. За первых два военных года полностью сменился состав заведующих районными и городскими отделами народного образования области, на 70 % - директоров средних школ. Однако процесс обучения и воспитания подрастающего поколения не прекращался ни на один день [16, с. 26].
Ведущая роль в организации дела народного образования в годы войны принадлежала партийным и советским органам. Вопросы народного образования (школьное строительство, шефство над школами, подготовка к новому учебному году, обеспечение топливом и т. п.) широко обсуждались на бюро областных, городских и районных комитетов партии, а исполнение принятых решений строго контролировалось. Особое значение в реализации школьной политики отводилось деятельности наркомпросов РСФСР и других союзных и автономных республик. Нарком-просы рассылали на места инструкции, рекомендации и программы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и всеобуча, разрабатывали учебные планы и обеспечивали их реализацию материальными средствами. В течение 1941-1944 гг. только Ярославский обком партии принял 18 постановлений, касающихся сферы образования. Они имели своей целью вы-
Деятельность учительской интеллигенции по организации
военно-патриотического воспитания школьников в годы Великой Отечественной войны
полнение закона о всеобуче, оказание материальной поддержки учителям и учащимся, повышение качества подготовки учащихся, организацию военно-патриотического и трудового воспитания, проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий [4, д. 274, л. 11; 9, с. 15-17; 14, с. 105]. В конце 1943 г., в связи с возросшей ответственностью за руководство народным образованием, в Ярославском обкоме партии был создан отдел школ и вузов [22, д. 799, л. 85].
Нехватка учебных помещений поставила школу перед необходимостью осуществления ряда организационно-педагогических мер. Определенному изменению подверглись продолжительность и структура учебного года, сократилась длительность учебных занятий (до 35-40 минут) и перемен (до 5 минут). В результате подавляющее большинство школ стало работать в три смены [5, с. 19-20; 9, с. 15].
Суровая военная действительность требовала от учительства предельно повысить идейно-политическую насыщенность всего учебно-воспитательного процесса. Это было сопряжено с поиском путей и средств совершенствования обучения, новых форм педагогической работы. Необходимо было внести соответствующие коррективы в учебные планы, а также пересмотреть программы каждой из школьных дисциплин. Причем, вводимые изменения должны были обеспечить максимальное соотношение общеобразовательной и практической подготовки учащихся с интересами обороны страны.
По рекомендации Ярославского облоно (областной отдел народного образования) с целью усиления военно-патриотического воспитания учащихся в план методической работы школ на 1941/42 уч. г. были включены следующие основные направления: воспитание советского патриотизма; практические навыки учащихся и общественно полезный труд; постановка внеклассного чтения, военного дела; корректировка преподавания общеобразовательных предметов, внеклассной работы [4, д. 207, л. 87-88].
Исходя из этой рекомендации, педагоги строили преподавание всех общеобразовательных предметов таким образом, чтобы учебный материал всех школьных дисциплин связать с жизнью, с событиями Великой Отечественной войны. Уже в 1941/42 уч. г. в программу 10 класса (кл.), а затем и других классов, по истории была введена новая тема «Великая Отечественная война советского народа против фашизма». В
рамках этой темы учителя истории освещали крупнейшие операции Великой Отечественной войны: героическую оборону Ленинграда, разгром гитлеровцев под Москвой, победу советских войск под Сталинградом и Курском, битву за Днепр и др. [6, с. 59-60]. По сравнению с программой 1940/41 уч. г., количество часов на изучение каждого раздела курса истории Отечества в 10-м кл. в ярославских и костромских школах было увеличено, особенно на темы «Русско-японская война»; «I империалистическая и гражданская войны»; «борьба за завершение строительства социализма и сталинская Конституция»; причем темы по Конституции СССР облоно обязал все школы пройти до конца 1941/42 уч. г. [4, д. 207, л. 24, 79; д. 234, л. 11-12].
На отдельные разделы и темы в программах по истории количество учебных часов сокращалось. Например, в курсе истории Отечества 9 кл. на 2 часа сокращалось время, отводимое на изучение темы «Народы царской России и колониальная политика царизма в первой четверти XIX в.»; по новой истории исключалась тема «Австро-Венгрия в конце XIX в. - от воссоединения до I мировой империалистической войны». В 8 кл. из темы «Древнейшие государства на территории нашей страны» были исключены подтемы «Раннефеодальные государства в Закавказье и Средней Азии», «Болгары и хазары на Волге» и др. В курсе истории средних веков 7 кл. опускалась тема «Китай и Япония в XII-XV вв.», добавлялось 4 часа на темы, показывающие героическую борьбу европейских народов против захватнической политики немцев [4, д. 207. л. 24, 79; д. 209. л. 4].
Менялась идейно-смысловая направленность самого курса истории. В рекомендациях заведующего Ярославским облоно В. П. Тимонин обращает внимание педагогов на необходимость освещать вопросы героической борьбы русского народа против татар в XIII и IV веках (Дмитрий Донской); против немецких «псов» - рыцарей (Александр Невский); указывать на участие немецких наемников в Шведско-польской интервенции. В 7 кл. в темах «Германия в XII-XV вв.» и «Чехия в XII-XV вв.» рекомендовалось подробно остановиться на захватнической политике немецких феодалов, на методах угнетения славянских и прибалтийских народов и на героической борьбе против засилья немцев (Ледовое побоище, гуситские войны...); в 9 кл. в теме «Приемники Петра I» дать конкретные факты о засилье немцев в правительстве Анны Иоанновны и
грабеже ими русского населения; в подтеме «Павел I» указать на протест Суворова против введения прусских порядков в армии; в разделе «Отечественная война 1812 г.» подчеркнуть участие в ней пруссаков и планы Пруссии захватить Прибалтику. В 10 кл. в теме «Русско-японская война и первая русская революция» рекомендовалось более детально выяснить причины поражения царизма в этой войне, гнилость самодержавия, показать героизм русского солдата; в подтеме «Отступление революции» показать помощь Германии царизму в подавлении революции 1905-1907 гг. При изложении материала «Участие царской России в мировой войне» надо было остановиться на завоевательных планах империалистической Германии по отношению к России и на шпионской диверсионной работе немецких агентов во время войны [4, д. 207, л. 24]. Таким образом, в преподавании истории основной акцент делался на освещении исторических фактов, подчеркивающих негативную роль немецкой агрессии в истории России, обличающих захватнические планы Германии, а также на пропаганде мужества и доблести русского народа, славе его оружия, достижениях советского строя. Это являлось центральным моментом воспитания в учащихся ненависти к немецким захватчикам, глубоких патриотических чувств к Отечеству.
С целью усиления военно-патриотического воспитания учащихся учителя осуществляли связь уроков истории с военным делом. К тесному сотрудничеству в этом направлении привлекались военные руководители школ. Совместно с историками они оформляли классные комнаты, учебные кабинеты материалами, напоминавшими учащимся о героизме советского народа, о любви и преданности Отечеству, о славе русского оружия; организовывали переписку школьников с бойцами Красной армии, практиковали встречи с фронтовиками.
Вносились коррективы и в программы по другим дисциплинам. Так, в 1941/42 уч. г. на повторение курса химии в 10 классе отводилось 20 часов вместо 38, исключались некоторые подтемы: щавелевая кислота; амины первичные, вторичные и третичные; крашение (оставлен вопрос о красителях). Полностью была исключена тема «Химия и химическая промышленность СССР»; вводилась обзорная тема «Военно-химические вещества» (4 часа). Внимание учеников заострялось на отравляющих веществах и средствах защиты от них. На уроках физики ребята знакомились с современной военной и сельскохозяйст-
венной техникой, занимались баллистикой, изучали работу двигателей внутреннего сгорания, средства связи. К примеру, в курсе по физике в 9 классе тема «Работа газа и пара» была дополнена вопросом «Четырехкратный двигатель автомобиля или трактора». В программу по географии были включены новые темы практического характера, требовавшие организации занятий с учащимися вне класса. Например, в тему «План и карта» (география 5 класс) включались вопросы: «Ориентирование и работа с компасом во дворе и на поле», «Глазомерная съемка во дворе и на поле», «Топографическая карта и ее чтение» [4, д. 209, л. 10, 11, 14]. Это делалось для выработки у учащихся практических навыков ориентации по карте, нахождения заданного места, направления, дорог и умения разбираться в главных условных знаках.
Программы по математике, русскому и иностранному языку, рисованию и черчению изменениям не подвергались, но условия военного времени наложили отпечаток на преподавание и этих предметов. Например, на уроках русского языка ярославские и костромские педагоги широко использовали материалы «Правды», «Известий» и других газет, рассказывающие о подвигах фронта и тыла, о мужестве и героизме советского народа; знакомили ребят с героями родного края - бойцами ярославских дивизий, полков и подразделений: Героями Советского Союза А. Малановым, М. Дориковым, комиссарами А. Лыскиным, С. Щелоковым, подводником И. А. Колышкиным и другими, подвиги которых нашли отражение в очерках и рассказах, брошюрах и книгах [13, с. 416]. Знакомили учителя-словесники своих учеников и с военной терминологией. На уроках естествознания изучались целебные свойства лекарственных растений, велась интересная опытно-натуралистическая работа [11, с. 39].
Учителя организовывали конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику, выступления агитбригад, смотры художественной самодеятельности; проводили вечера с постановкой пьес на исторические сюжеты [25, с. 30].
С начала войны было значительно усилено внимание к физической и военной подготовке старшеклассников. Согласно приказу Нарком-проса Российской Федерации (опубликован накануне 1941/42 уч. г.), в рамки этой подготовки входила противовоздушная и противохимическая оборона, строевая подготовка и санитарное дело [4, д. 207. л. 9; 19, с. 9-10].
Деятельность учительской интеллигенции по организации
военно-патриотического воспитания школьников в годы Великой Отечественной войны
Так в годы Великой Отечественной войны осуществлялось военно-патриотическое воспитание учащихся в преподавании общеобразовательных предметов. Исключительная роль в этом процессе принадлежала учительской интеллигенции, представители которой проявили высокий профессионализм, выразившийся в тщательном планировании каждого урока, совершенствовании методов и приемов обучения, внимательном отборе учебного материала, а также в неустанных творческих поисках. Ключевую роль в деле военно-патриотического воспитания школьников сыграл и личностный фактор учительства: их подлинный гуманизм и высокие душевные качества, осознание личной ответственности за воспитание патриотизма.
В годы Великой Отечественной войны советская школа накопила богатейший опыт патриотического воспитания подрастающего поколения. Конечно, многое из содержания работы тех лет имело свою специфику, обусловленную характером военного времени. Вместе с тем, немало аспектов указанного опыта имеет непреходящее значение и может быть творчески использовано в современной практике работы школы по воспитанию учащихся.
Библиографический список
1. Анисков, В. Т. С полей колхозных на поля сражений [Текст] / В. Т. Анисков. - Ярославль, 1970.
2. Голос профсоюзов [Текст]. - 2004. - № 44.
3. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО) [Текст]. - Ф. Р-2224. - Оп. 1.
4. ГАЯО [Текст]. - Ф. Р-1075. - Оп. 1.
5. Ефремова, Л. Д. К портрету нашего поколения [Текст] / Л. Д. Ефремова. - Рыбинск, 1995.
6. Козловский, К. М. Совместная работа учителей-историков и военруков школ в годы Великой Отечественной войны [Текст] / К. М. Козловский // Преподавание истории в школе. - 1973. - № 1.
7. Кондаков, Н. И. Советская система образования в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Текст] / Н. И. Кондаков // Социальные и духовные ресурсы Победы: сб. докладов и сообщений Всероссийской научной конференции 17-18 марта 2005 г. /
гл. ред. В. Н. Маин; сост.: В. Н. Маин, В. А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.
8. Кострома - фронту. - Ярославль: ВерхнеВолжское книжное изд-во, 1975.
9. Муниципальная система образования [Текст] : информационный сборник. - Ярославль, 2001.
10. Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции [Текст] / сост. А. М. Да-нев. - М.: Учпедгиз, 1948.
11. Народное просвещение и культурное строительство Ярославской области за 30 лет [Текст]. -Ярославль, 1947.
12. Очерки истории Ярославского края [Текст]. -Ярославль, 1974.
13. Очерки истории Ярославской организации КПСС / гл. ред. П. В. Волков. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1967.
14. Очерки истории Ярославской организации КПСС 1938-1965 / науч. ред. В. Т. Анисков. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990.
15. Патоличев, Н. С. Испытание на зрелость [Текст] / Н. С. Патоличев. - М., 1977.
16. Политическая агитация. - 1983. - № 8.
17. Спасибо русским женщинам [Текст] // Ветераны и молодежь. - 2008. - Март. - № 6-7.
18. Традиций связующая нить [Текст] // Учебный год. - 2006. - Апрель.
19. Хитарян, М. Т. Первоначальная профессиональная подготовка школьников во время войны [Текст] // Школа и производство. - 1985. - № 5.
20. Хохлов, А. Юность мужает в борьбе. Из истории Ярославской организации ВЛКСМ [Текст] / А. Хохлов. - Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд-во, 1978.
21. Центр документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИЯО). - Ф. 1269. - Оп. 3.
22. ЦДНИЯО. - Ф. 272. - Оп. 224.
23. Черник, С. А. Обеспечение общеобразовательной школы педагогическими кадрами в годы Великой Отечественной войны [Текст] / С. А. Черник // Советская педагогика. - 1978. - № 6.
24. Шелия, Ж. А. Госпитали в годы Великой Отечественной войны (по материалам Ярославской и Костромской областей) [Текст] : автореф. дис. ... канд. истор. наук / Ж. А. Шелия. - Ярославль, 2001.
25. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. - Ярославль, 2007.
26. Ярославская область за 50 лет: 1936-1986: Очерки, документы и материалы [Текст]. - Ярославль, 1986.