Научная статья на тему 'Сельская школа в условиях модернизации образования'

Сельская школа в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФИЛИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕСТВЕННОАКТИВНАЯ ШКОЛА / MODERNIZATION / BRANCH / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PUBLIC AND ACTIVE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохина Нина Георгиевна, Дриняева Ольга Анатольевна

Статья посвящена проблемам модернизации сельской школы в условиях социальноэкономического прогресса филилизации учебных заведений в малочисленных поселениях. Раскрывается статус МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Старосеславино. Анализируется взаимодействие научно-методической лаборатории по современному русскому языку под руководством профессора, доктора филологических наук Н. Г. Блохиной, действующей в ТГУ имени Г. Р. Державина, с филиалом а также результаты этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL SCHOOL IN THE CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION

Article is devoted to problems of modernization of rural school in the conditions of social and economic progress fililization of educational institutions in small settlements. The status of «Pervomayskaya high comprehensive school» in Staroseslavino's village revealed. Interaction of scientific and methodical laboratory on modern Russian under the direction of the professor, the Doctor of Philology N. G. Blokhina acting in TSU named after G. R. Derzhavin, with branch and results of this process are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Сельская школа в условиях модернизации образования»

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ1

Н. Г. БЛОХИНА, О. А. ДРИНЯЕВА

Статья посвящена проблемам модернизации сельской школы в условиях социально-экономического прогресса - филилизации учебных заведений в малочисленных поселениях. Раскрывается статус МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Старосеславино. Анализируется взаимодействие научно-методической лаборатории по современному русскому языку под руководством профессора, доктора филологических наук Н. Г. Блохиной, действующей в ТГУ имени Г. Р. Державина, с филиалом а также результаты этого процесса.

Ключевые слова: модернизация, филиал, инновационные технологии, общественно-активная школа.

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Пословица

Социально-экономические процессы в современном обществе предполагают модернизацию всей образовательной системы, создание инновационных проектов, инвариантных моделей. Эти явления в первую очередь становятся актуальными для сельской школы. Сокращение рабочих мест на селе, миграция граждан трудоспособного возраста, особенно молодежи, являются причиной того, что большая часть школ, расположенных в отдаленных сельских поселениях, отличается малочисленностью как школьного, так и педагогического коллективов. Поэтому, по мнению М. П. Гуряновой, Н. Д. Разумовой, Т. П. Сеппя-нен, «перспективным направлением развития образования в российской провинции может стать разработка и реализация модели «Новая школа» в комплексе «Малый город - сельское поселение» [8].

Более 70 % всего городского населения нашей страны сосредоточено в малых городах, которые выполняют функции социально-культурного и социально-экономического центров для расположенных вокруг них сел, поселков, деревень. В связи с этим постепенно формируется единое образовательное, воспитательное и социально-культурное пространство целого района. Параллельно данному процессу происходит иное явление, связанное с первым причинно-следственной связью, - филилизация учебных заведе-

1 Посвящается 75-летию образования Тамбовской области.

ний. Общеобразовательные сельские школы в настоящее время бытуют как филиалы основной, расположенной в районе базовой школы.

Старосеславинская школа, имеющая интересную и богатую историю своего развития, называется сейчас филиалом МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Ста-росеславино. Став филиалом, школа естественно и гармонично вступила в содружество общеобразовательных учреждений района с целью более тесного взаимодействия, общения педагогов, расширения пространства познания, обмена опытом работы, интеллектуальными ресурсами, а также для более тесных контактов детей, обучающихся в одном регионе.

Безусловно, любая школа в городе, районном центре или селе стремится стать общественно-активной. В пояснительной записке к проекту «Общественно-активная школа - школа XXI века» дана дефиниция изучаемому типу учебного заведения: «Общественно-активная школа (ОАШ) -это школа, которая ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом».

По мнению директора, заслуженного учителя РФ Р. В. Поповой, школу возможно рассматривать как социальный, культурный, досуговый центр Старосеславина, поскольку учителя и учащиеся активно взаимодействуют с районной и сельской администрацией, родителями, выпускниками, принимают посильное участие в важных для сельчан мероприятиях. Таковыми стали от-

крытие памятника воинам-односельчанам, павшим в годы Второй мировой войны, посадка детьми парка около него, воздвижение памятной доски солдатам и офицерам, умершим в госпитале, который располагался в школьном здании.

Одним из самых замечательных событий в школе было открытие музея трудовой и боевой славы. На его базе педагоги формируют у учащихся навыки поисковой и исследовательской работы, а именно: проведение анкетирования и устного интервьюирования представителей старшего поколения, кто помнит военные годы, анализ архивных документов, фронтовых писем. Лекторская деятельность преподавателей органично переплетается с яркими, эмоциональными выступлениями школьников о подвигах односельчан, их военных и трудовых буднях, посильной помощи детей и подростков в сборе лекарственных трав, уборке помещений госпиталя и близлежащих территорий.

В канун Дня Победы ежегодно в музее проводятся семинары для директоров, завучей и учителей Первомайского района, открытые уроки -суды «Дети и война», «У войны не женское лицо», классные часы, конкурсы школьных сочинений и докладов. Например, работа ученицы 11 класса Юлии Шипиловой на тему «Российское учительство в Великой Отечественной войне» заняло одно из призовых мест в областном конкурсе «Сохраним историческую память о ветеранах-защитниках Отечества», потому что в ней впервые представлен материал об учителях Старосеславинской школы - участниках войны: по крупицам собраны биографические сведения, иллюстративно рассказано об их подвигах, перечислены награды, исследованы фронтовые письма и дневники.

Также трепетно педагогический коллектив чтит память учащихся, павших в боях, скончавшихся от ранений и контузий в госпиталях во время войны и в послевоенный период. Их имена увековечены на музейных мемориальных досках. Среди них - Герой Советского Союза Шипилов Яков Петрович.

Поскольку в основу проекта «Общественно-активная школа XXI века» положена концепция «Воспитание тамбовчанина XXI», то реализация идей патриотического воспитания подрастающего поколения, становления их полноправными гражданами общества успешно осуществляется администрацией и ее коллективом. Повышение гражданской активности школы возможно наблюдать во всех делах и начинаниях. Сельская школа зачастую ассоциируется у нас с таким лирическим понятием, как малая родина. В 2011 г. старосе-

славинцы отмечали юбилей своего села - 360-летие, в котором самое деятельное участие принимали все педагоги во главе с директором Р. В. Поповой.

Интересное исследование провела библиотекарь Татьяна Николаевна Шипилова. Более 300 лет тому назад на реке Тростянке было образовано поселение, насчитывающее 90 человек. Поселение росло, была построена деревянная церковь, увеличивалась численность проживающих в Тро-стене. Так называлось поселение. Случился пожар, сгорела церковь вместе со священником, фамилия которого была Сеславин. Шло время, жители исконного села переместились на место жительства севернее на 3 км, которое стало называться Сеславино. Население так быстро росло, что часть жителей отделилась еще севернее на 15 км. Таким образом получились два села: Ста-росеславино и Новосеславино.

Село Старосеславино в ХХ в. достигло своего расцвета: населения насчитывалось уже около 12 тысяч. В нем было построено 2 церкви, на въезде в село стояли четыре ветряные мельницы, построена районная больница, районная машинно-тракторная станция - МТС, действовала табачная фабрика от центрсоюза. В советское время было два сельских совета: Старосеславинский и Куйбышевский, 6 колхозов (им. Молотова, им. Когановича, им. Димитрова, 2-й пятилетки, Седьмого съезда, Большевик); средняя общеобразовательная школа, насчитывающая более полутора тысяч учащихся с педагогическим и обслуживающим техническим персоналом около 100 человек; школа-интернат для глухонемых и 6 начальных школ, детский сад, прекрасный дом культуры и библиотека. В настоящее время в селе живет около 2 тыс. чел.

Школа, преобразованная в филиал, насчитывает чуть больше 150 учеников, педагогический коллектив с обслуживающим персоналом - 24 человека. В прошлом учебном году при школе открыто дошкольное отделение, что обеспечивает создание системы непрерывного образования детей, их полноценную развивающую подготовку к обучению. Столовая оснащена современным пищеблоком. Коллектив настоящего филиала небольшой, но он живет и работает по принципам, предъявляемым к современному учебному заведению. Главными из них являются модернизация образования, внедрение инновационных технологий в преподавание всех дисциплин, реализация модульной системы обучения и т. д.

Сельское учительство постоянно и эффективно сотрудничает с Тамбовским государственным

университетом имени Г. Р. Державина. По приказу ректора, доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В. М. Юрьева взаимодействие Старосеславинской школы и вуза стало развиваться интенсивнее, более предметно и стабильно. Участниками диалога школа -университет небезосновательно выбраны две кафедры: кафедра русского языка и кафедра общей педагогики и образовательных технологий.

В 1997 г. при кафедре русского языка была открыта научно-методическая лаборатория «Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе». Руководит ею профессор, доктор филологических наук, заслуженный работник высшей школы Н. Г. Блохина - выпускница Старосеславинской школы. Лаборатория в 2002 г. зафиксирована в МО Российской Федерации. Ее участники - студенты, аспиранты, докторанты и учителя-практики - разрабатывают научно-методические темы, проекты, модели, связанные с инновационными технологиями преподавания русского языка в школе и вузе на современном этапе развития образования, и внедряют их в школьную и вузовскую практику преподавания во всех районах Тамбовской области. Но особо тесные отношения связывают университетскую лабораторию и Старосеславинскую школу, ныне филиал Первомайской, так как Н. Г. Блохи-на в течение 16 лет руководила коллективом. В те годы было построено новое здание, оснащены кабинеты по предметам, сформирован работоспособный, творческий, дружный коллектив.

С 2005 г. члены лаборатории взяли шефство над сельской школой: выступают перед учителями с лекциями, проводят мастер-классы, пополняют методический кабинет теоретической и методической литературой, проводят занятия со старшеклассниками, участвуют в семинарах, проводимых на базе филиала. Их деятельность неоднократно освещалась в областной и районной печати. Особое внимание руководитель лаборатории, его научные сотрудники уделяют обучению детей русскому языку. Это и правомерно. Как говорят, вся мудрость заключается в народе, в его отношении ко всему, в том числе и к обучению детей в школе. Народная мудрость гласит: «Без букваря и грамматики не учат и математики» (пословица).

На современном этапе резко сокращается количество часов, отведенных программой образования на изучение русского языка. Это озадачило членов лаборатории: надо находить такие методы, которые бы без потери теоретических знаний и практических навыков давали полноценные знания по русскому языку.

Руководителем лаборатории профессором Н. Г. Блохиной разработана универсальная инновационная методика преподавания русского языка на любом этапе его изучения и в любой аудитории, будь то русскоязычная аудитория или аудитория, изучающая русский язык как иностранный.

Главными принципами методических изысканий являются два: а) строжайшая систематизация языковых знаний; б) минимизация самого процесса усвоения языковых знаний. Для этого весь теоретический материал в авторских учебниках Н. Г. Блохиной сведен в схемы и таблицы и для каждой графы схем и таблиц даются упражнения для закрепления теоретических знаний [1-7]. В настоящее время для проверки усвоенных теоретических и практических знаний вводится тестирование. Схемы и таблицы, в каких сфокусированы основные положения языковых законов, являются матрицами, по которым следует проводить тестирование, причем тестирование можно проводить по всему блоку (модулю), а можно выделять отдельные графы модуля с учетом изучаемого в данный момент материала.

Большая часть учителей города Тамбова и области прошли годичные курсы по использованию инновационных технологий в практике преподавания русского языка в средней общеобразовательной школе по авторской методике руководителя лаборатории профессора Н. Г. Блохиной. Эту методику автор старается внедрить в процесс изучения русского языка и в Старосеславинской средней школе. В работе научно-методической лаборатории «Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе» руководитель использовал собственный педагогический опыт: 22 года - в школе и 40 лет - в вузе.

Каждый член лаборатории, принимающий участие в сотрудничестве со школой, разрабатывает свою научно-исследовательскую тему в аспекте всей проблематики преподавания лингвистики. Например, О. А. Дриняева изучает начальный курс родного языка, его обогащение на современном этапе модернизации первых ступеней образования, вопросы языковедческой компетентности учителей младших классов [9; 10].

Ежемесячно Старосеславинская школа проводит семинары для учителей начальной школы и словесников других филиалов: Хобото-Богояв-ленского, Старокозьмадемьяновского, Иловай-Дмитриевского и др. На расширенных заседаниях методобъединений рассматриваются проблемы преемственности в обучении русскому языку в начальном и среднем звеньях, патриотического воспитания учащихся на уроках русского языка и

литературы, орфоэпической культуры детей, обучающихся в диалектных условиях и т. д.

Таким образом, сельская школа из режима борьбы за выживание перешла к активному обновлению лучших отечественных традиций. А общественно-активная школа получила сейчас большую самостоятельность и должна напрямую выстраивать отношения с обществом как основным заказчиком на образование.

Литература

1. Блохина Н. Г. Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе: учеб.-метод. пособие. Тамбов, 1997.

2. Блохина Н. Г. Учебник по русскому языку и культуре речи для Института права. Тамбов, 2005.

3. Блохина Н. Г. Учебник по современному русскому языку. Морфология и синтаксис: в 2-х ч. Тамбов, 1997.

4. Блохина Н. Г., Блохин Ф. А. Учебник по русскому языку для иностранцев. Тамбов, 2011.

5. Блохина Н. Г., Жукова Т. Е., Иванова И. С. Сборник упражнений по русскому языку. Тамбов, 1997.

6. Блохина Н. Г., Жукова Т. Е., Иванова И. С. Учебник по русскому языку для средних специальных школ. М., 2002.

7. Блохина Н. Г., Жукова Т. Е., Иванова И. С. Учебник по русскому языку и культуре речи. Тамбов, 2009.

8. Гурьянова М. П., Разумова Н. Д., Сеппянен Т. Т. Инвариантная модель деятельности новой школы в комплексе «Малый город - сельское поселение» // Образование в регионе. 1/2011. Вып. 27. С. 4-13.

9. Дриняева О. А. Детская речь как объект изучения лингвистики: учеб.-метод. пособие. Тамбов, 2011.

10. Дриняева О. А. Лингвистические теории в начальном курсе русского язык: учеб.-метод. пособие. Тамбов, 2005.

* * *

RURAL SCHOOL IN THE CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION

N. G. Blokhina, O. A. Drinyayeva

Article is devoted to problems of modernization of rural school in the conditions of social and economic progress - filili-zation of educational institutions in small settlements. The status of «Pervomayskaya high comprehensive school» in Staroseslavi-no's village revealed. Interaction of scientific and methodical laboratory on modern Russian under the direction of the professor, the Doctor of Philology N. G. Blokhina acting in TSU named after G. R. Derzhavin, with branch and results of this process are also analyzed.

Key words: modernization, branch, innovative technologies, public and active school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.