Научная статья на тему 'К вопросу о лингвистической компетентности учителей школы и вузовских преподавателей'

К вопросу о лингвистической компетентности учителей школы и вузовских преподавателей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
346
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И МИНИМАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА / AUTHOR''S TECHNIQUE / COMPETENCE / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / SYSTEMATIZATION AND MINIMIZING PROCESS OF STUDYING OF RUSSIAN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Блохина Нина Георгиевна, Дриняева Ольга Анатольевна

В статье доктора филологических наук, профессора Н. Г. Блохиной и кандидата филологических наук, доцента О. А. Дриняевой рассматривается деятельность научно-методической лаборатории «Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе» в аспекте реализации компетентностного подхода в современном образовании. Изложены основные положения теории руководителя и членов, представлены разнообразные формы ее функционирования и наиболее важные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT LINGUISTIC COMPETENCE OF SCHOOL TEACHERS AND HIGH SCHOOL TEACHERS

In article activity of scientific and methodical laboratory "Innovative Technologies of Teaching of Russian at School and Higher Education Institution" in aspect of realization of competence-based approach in modern education is considered. Basic provisions of the theory of the head and members are stated, various forms of its functioning and the most important results are presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу о лингвистической компетентности учителей школы и вузовских преподавателей»

СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

К ВОПРОСУ О ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ И ВУЗОВСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Н. Г. БЛОХИНА, О. А. ДРИНЯЕВА

В статье доктора филологических наук, профессора Н. Г. Блохиной и кандидата филологических наук, доцента О. А. Дриняевой рассматривается деятельность научно-методической лаборатории «Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе» в аспекте реализации компетентностного подхода в современном образовании. Изложены основные положения теории руководителя и членов, представлены разнообразные формы ее функционирования и наиболее важные результаты.

Ключевые слова: компетентность, инновационные технологии, систематизация и минимализа-ция процесса изучения русского языка, авторская методика.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, свободный русский язык!

Не будь тебя, как не спасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома.

Но нельзя верить, чтобы такой язык Не был дан великому народу!

И. Тургенев

Профессиональная компетентность представляет собой сложную динамическую структуру, включающую необходимые знания, умения, навыки, способности. Термин «компетентность» возник на основе имени прилагательного «компетентный», пришедшего к нам из латинского языка. В «Толковом словаре иностранных слов» Л. П. Крысина читаем: «Компетентный - (лат. сотрв(вт - соответствующий, способный) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области» [17].

Компетентные люди ценятся в любой профессии, особенно в педагогической деятельности при условиях модернизации Российского образования и реализации новых стандартов общего и высшего образования.

Поэтому прежде всего в структуре компетентности учителя и преподавателя выделяется знаниевый, или предметный, компонент, который рассматривается с позиций традиционной и отечественной русистики. Знания основополагающих учений и новых подходов к осмыслению фактов языковой действительности, полученные будущими практиками в университетах, педагогиче-

ских институтах, колледжах, а также учителями, повышающими свой уровень квалификации на различных курсах, стажировках, лабораториях, помогают им усваивать достижения языковедческой науки, инновационные методы и методики обучения русскому языку в начальной, средней школе и старших классах, творчески применять усвоенные навыки и умения в практической деятельности и в связи с этим плодотворно проводить исследовательскую работу по лингвистическим вопросам.

В Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина с 1997 г. функционирует научно-методическая лаборатория «Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе». Бессменным руководителем творческого объединения преподавателей разного уровня, аспирантов, студентов является доктор филологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ Н. Г. Блохина. В 2001 г. лаборатория зарегистрирована в Российской Академии Образования РФ на основании заключенного договора между Тамбовским государственным университетом имени Г. Р. Державина и РАО РФ, договор подписан ректором ТГУ, доктором экономических наук, проф., Заслуженным деятелем науки РФ В. М. Юрьевым и одним из руководителей РАО, проф. Ю. И. Диком.

Мотивацией создания научно-методической лаборатории послужили проблемы низкой грамотности школьников и студентов всех факультетов, включая и филологический факультет (об этом свидетельствуют результаты диктантов, проводимых в школах и вузах), а также содержание «Феде-

ральной программы «Русский язык»», в которой говорится о разработке новых программ, учебников, методик обучения русскому языку. Факультетским руководством того времени, в лице декана факультета профессора Л. В. Голузо, заведующего кафедрой филологии профессора А. Л. Шарандина, членов факультетского Ученого совета, Ученого совета университета официально был решен вопрос об открытии названной лаборатории.

В своей работе лаборатория руководствуется решениями, документами Министерства образования и науки РФ, Уставом Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Членами научно-методической лаборатории являются студенты, аспиранты, учителя школ г. Тамбова и Тамбовской области, преподаватели ТГУ имени Г. Р. Державина, Мичуринского госпединститута и т. д.

Задачей творческого коллектива является: на основе работы языковых законов разработать программу, по которой в предельно минимальный срок по авторской методике и по авторским учебникам профессора Н. Г. Блохиной научить обучающихся орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.

Научно-методическая лаборатория «Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе» осуществляет свою деятельность в целях:

- теоретической разработки актуальных проблем в области орфографии, пунктуации, стилистики, что должно способствовать ускорению решения проблем в данной области исследования;

- выпуска научных и методических материалов, реализующих, в основном, региональный компонент в описании языкового материала, объединяющего орфографические, пунктуационные и стилистические разделы и принципы их дифференциации;

- привлечения к научной и научно -методической деятельности студентов, аспирантов, преподавателей вузов и учителей области;

- обеспечения учебного процесса в ТГУ и школ области научной и научно-методической продукцией.

Основными задачами деятельности Проблемной лаборатории по обучению грамотности и культуре речи являются:

- выполнение научно-исследовательских и научно-практических работ в области культуры речи, направленных на развитие и совершенствование учебного процесса и его взаимосвязи с научной работой преподавателей и студентов вуза;

- повышение научного уровня подготовки будущих специалистов;

- специализация студентов университета в области орфографии, пунктуации и культуры речи на основе инновационных технологий преподавания этих дисциплин;

- обеспечение учебного процесса вуза и школ научной и научно-методической продукцией, имеющей непосредственное отношение к развитию Тамбовской области;

- привлечение к научно-исследовательской работе лаборатории студентов, аспирантов, учителей.

Научно-методическая лаборатория «Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе» работает на общественных началах.

Прежде всего, следует осветить авторскую методику преподавания русского языка в школе и вузе и ознакомится с созданными авторскими учебниками на основе разработанной методики.

Лингво-методические положения в изложенном материале строятся на двух основных принципах: строжайшей систематизации языкового материала и минимизации учебного процесса в усвоении языковых законов. Во-первых, такой методический прием преследует цель: дать представление о системном расположении, например, частей речи по отношению друг к другу, о выделении частей речи по их семантическим, грамматическим и потенциально по синтаксическим функциям в комплексе, а не разрозненно; о соответствии частей речи логическим понятиям, соотнесенным с действительностью. Сведения о каждой части речи изложены не в обычном порядке -от частного к общему, а наоборот - материал сначала предлагается освоить в общем плане, а затем подробно излагаются все признаки частей речи: семантические, грамматические и потенциально синтаксические.

Каждая часть речи в отдельности и вся система частей речи легче усваиваются, если они представляются обучающимися наглядно, в виде схем и таблиц. Вот так можно представить схему анализа имени существительного: на статической схеме представлены все признаки, какими обладает эта часть речи, а на динамической -представлены признаки конкретного существительного. В схеме наличие признака отмечается знаком (+), а отсутствие признака - знаком (-). (табл. 1.)

Такой подход к изучению частей речи минимизирует процесс усвоения русского языка как в русскоязычной, так и в иноязычных аудиториях. Морфология, изложенная наглядно и в сжатом виде, способствует лучшему запоминанию основных грамматических правил данного раздела.

Таблица 1

Статическая схема анализа имени существительного № 1

Слова для анализа Лексико-семантические признаки Лексико-грамматические признаки Синтаксические функции

вопрос собственные нарицательные одушевленные неодушевленные конкретные абстрактные собирательные род число падежи склонение подлежащее сказуемое дополнение определение обстоятельство

кто? что? мужской женский средний единственное множественное именительный родительный дательный винительный творительный предложный 1 склонение 2 склонение 3 склонение несклоняемые

Таблица 2

Динамическая схема анализа имени существительного № 2

Лексико-семантические признаки

Лексико-грамматические признаки

Синтаксические функции

на

« И

а

и

о

н

С

вопрос

род

падежи

«

ите р

о

склонение

Соч. Подч.

е е е

не не не

н к К

о о

лк лк лк

с с с

1 2 3

и

иПр

Предложение для анализа: Я с трепетом ждал ответа Грушницкого.:. (Л.) (+) - наличие признака; (-) - отсутствие признака.

Слова для анализа Лексико-семантические признаки Лексико-грамматические признаки Синтаксические функции

вопрос собственные нарицательные одушевленные неодушевленные конкретные абстрактные собирательные род число падежи склонение связи

Соч. Подч.

кто? что? мужской женский средний единственное множественное именительный родительный дательный винительный творительный предложный 1 склонение 2 склонение 3 склонение несклоняемые Согл. Управ. Прим. подлежащее сказуемое

Трепетом (трепет) ■ Чем? - + - + - + - + - - + - - - - - + - - + - - - + -

Ответа (ответ) ■ Чего? - + - + - + + - - + - - + - - - - - - + - - - + - - -

Грушницкого (Груш-ницкий) Чья? Кого? - + - + - + - + - - + - - + - - - - - - - - - + - - + -

Анализ частей речи по таблицам дает возможность представить системную организацию языка в целом: анализ частей речи заканчивается определением функции той или иной части речи (потенциально) в синтаксисе, а в синтаксисе анализ начинается с определения функции той или иной части речи в предложении (каким членом в предложении она является), а заканчивается анализ, какой частью речи выражен тот или иной член предложения. Морфологические единицы идут навстречу синтаксическим, они образуют взаимозависимую систему.

В системе грамматического анализа синтаксических единиц зарождается новое направление их анализа - актуальное членение. Актуальное членение, основываясь на грамматическом членении, выделяет не главные члены предложения и второстепенные, а данное и новое, то есть тему и рему. Актуальное членение синтаксических единиц по-другому определяет степень сложности простых и

сложных предложений: простое детерминированное предложение может быть в плане актуального членения сложнее, скажем, сложноподчиненного предложения нерасчлененной структуры. На эту тему написана и защищена диссертация В. Н. Круглова под руководством профессора Н. Г. Блохиной.

Наиболее последовательное изложение основных идей Н. Г. Блохиной, на наш взгляд, отражено в диссертационном исследовании В. Н. Круглова «Степень простоты-сложности синтаксических единиц (простых и сложноподчиненных предложений) в плане актуального членения».

Автор размышляет о проблеме простоты-сложности предложений, следуя такому принципу, как интегративность, который в последние десятилетия является ведущим и важнейшим в языковедческих исследованиях. Об этом пишет Е. С. Кубря-кова в одной из своих работ. Прежде всего диссертант применяет данный принцип для доказательства

основных положений исследования, синтезируя различные учения: традиционный синтаксис, учение о детерминантности предложений, теорию актуального членения, что созвучно утверждению И. П. Распопова, одного из основателей актуального синтаксиса на русском материале. Он писал: «Актуальное членение и грамматическое имеют разные цели и задачи, и в то же время взаимодействуют. Собственно, грамматическое членение выполняет свое назначение в структуре предложения лишь в той мере, в какой последнее использует в коммуникативных целях то или иное сочетание слов, ту или иную синтаксическую конструкцию».

Помимо этого, молодой ученый интегрирует методы научных изысканий (принцип изоморфизма, конструктивно-синтаксический анализ, моделирование актуального членения простых и сложных предложений) и в результате их применения выстраивает и обосновывает всю иерархическую систему простых и сложноподчиненных предложений по степени простоты и сложности в плане актуального синтаксиса:

1) простые недетерминированные предложения;

2) простые двусоставные детерминированные предложения;

3) недетерминированные сложноподчиненные предложения;

4) сложноподчиненные предложения, детерминированные членом предложения;

5) сложноподчиненные предложения, детерминированные предикативной единицей.

Главный акцент падает на главу «Определение «настоящих» и «мнимых» сложноподчиненных предложений на основе изоморфизма между простыми и сложноподчиненным предложением», поскольку в ней отражена классификация синтаксических единиц по степени их простоты-сложности. Для классификации предложений избирается иерархическая схема древа, построенная на семи дифференциальных признаках. Но на первый план выдвигается дифференциальный признак «детерминированность-недетерминированность». Последний и определяет степень простоты-сложности изучаемых единиц. Таким образом, все коммуникативные единицы делятся на детерминированные простые предложения и детерминированные сложные предложения, с одной стороны, и простые недетерминированные предложения и сложные недетерминированные предложения - с другой. Далее идет описание системы синтаксических единиц по степени их простоты-сложности. При этом ступенчатое членение не нарушает дихотомический принцип актуального членения. Тема или рема при ступенчатом

членении приобретает комплексный характер. Именно наличие детерминанта делает членение высказывания многоярусным. Использованные в исследовании модели позволяют наглядно представить простоту-сложность простых и сложноподчиненных предложений, которая определяется количеством в этих синтаксических единицах тем или рем. Актуальное членение простого детерминированного предложения изоморфно актуальному членению детерминированного сложноподчиненного предложения.

Итак, используя законы изоморфизма при сравнении синтаксических единиц разных уровней, можно наглядно продемонстрировать системную организацию языка в целом.

О. А. Дриняева в своих работах раскрывает содержание лингвистического компонента профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления (профиль «Начальное образование»). Компетентностный подход к обучению будущих учителей младших классов возможно рассматривать с разных точек зрения. Это, во-первых, лингвистический анализ дидактического материала и понятийного аппарата учебников и учебных пособий по русскому языку для начальной школы. Во-вторых, в связи с появлением вариативных и альтернативных программ становится актуальным вопрос о концепциях современного языкознания, отраженных в курсе русского языка для начальной ступени образования. И, наконец, следует говорить о современных изысканиях ученых-языковедов в области изучения детской речи.

Лингвистические теории в курсе родного языка на первой ступени общего образования созвучны академическим и вузовским учениям. Например, такой раздел, как синтаксис, содержит не только устоявшиеся в языковедении сведения о словосочетании и простом предложении, но и обогащается теорией сложного предложения, осложненной простой синтаксической конструкцией, а в методике развития связной речи младшеклассников усиленно применяются актуальное членение, его основные понятия - тема и рема [12].

Знакомство педагогов начального звена с новейшими исследованиями в области детской речи окажет несомненную помощь в решении вопросов и проблем, возникающих в процессе обучения детей, в установлении и устранении их причин. Современная языковедческая наука пополняется нетрадиционными методами анализа фактов языковой действительности, что влечет за собой появление новых ее отраслей. Онтолингвистика - одна из самых молодых разделов языкознания, переживающая стадию становления. Поэтому неудивительно, что уче-

ные, осваивающие и обогащающие ее проблематику, используют различные наименования подраздела. Сравните: онтолингвистика, возрастная лингвистика, лингвистика детской речи.

Эта интенсивно развивающаяся область языковедения уже выработала свои методологические принципы, наметила основные направления развития, выработала понятийный аппарат, определила собственную терминологию и установила методы и методики изучения феномена детского языка, позволяющие раскрыть тайны онтогенеза. Изучая многоуровневую модель порождения речи ребенка, языковеды очертили круг онтолингвистических исследований, а именно: овладение детьми звуковой стороной языка, формирование начального лексикона, развитие словарных значений, детское словотворчество, конструирование синтаксических конструкций, реализация элементарного дискурса и его речевое воплощение и оформление [11].

Активными членами лаборатории являются доценты из Тамбовского государственного технического университета: Т. Е. Жукова, И. С. Иванова и др. Т. Е. Жукова опубликовала учебные пособия и статьи:

1. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. ТГТУ. 2010.

2. Современный русский язык. Мультимедиа, ТГТУ. 2013.

3. Ранняя проза В. Максимова. Монография, 2012.

4. Говорим по-русски. ТГТУ. 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Написана программа по русскому языку и тесты по страноведению. Иванова И. С. написала учебное пособие по фонетике, 2008.

Активными членами лаборатории являются журналисты С. А. Серова и В. М. Степанова.

В публикациях материалов участвовали студенты: Н. И. Платицына, Р. А. Ушаков, Л. Н. Поли-кутина и др.; а также учителя школ Тамбова и области: Е. А. Гаранина, Л. Н. Козлова, О. Н. Зеленева, Т. Н. Фролова и др.

Все ученые лаборатории являются членами МАПРЯЛ, работа лаборатории отмечена вручением Сертификата МАРПЯЛ.

По актуальным проблемам русистики членами лаборатории под редакцией руководителя Н. Г. Блохиной выпущено 8 сборников. Дважды переизданы учебники Н. Г. Блохиной по русскому «Морфология» и «Синтаксис», изданы учебники для студентов Института права и журналистики. К авторским учебникам профессора Н. Г. Блохиной были написаны методическое пособие и сборник упражнений. Весь комплект - учебники, методическое пособие, сборник упражнений - прошел экс-

пертизу на кафедре русского языка в МГУ и был рекомендован к присвоению грифа Министерства образования. Гриф Министерства образования был присвоен в 2001 г.

На базе научно-методических исследований лаборатории написано и защищено под руководством профессора Н. Г. Блохиной 17 диссертаций.

Руководитель лаборатории «Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе» была участницей трех Конгрессов МАПРЯЛ (2003 г. - г. С.-Петербург, 2007 г. - в Болгарии, г. Варма, в 2011 г. - в Китае, г. Шанхай). Другие ее участники также участвуют в зарубежных конференциях.

Члены лаборатории поддерживают связь с сельской школой.

Литература

1. Блохина Н. Г. Взаимодействие двух подсистем грамматики - морфологии и синтаксиса: коллект. монография. Орел, 2009.

2. Блохина Н. Г. Методическое пособие по обучению орфографической и пунктуационной грамотности в школе и вузе. Тамбов, 2002.

3. Блохина Н. Г. Русский язык и культура речи: учебник для студентов Института права ТГУ, Тамбов, 2010.

4. Блохина Н. Г. Современный русский язык, ч. I Морфология: учебник. Тамбов, 2002.

5. Блохина Н. Г. Современный русский язык, ч. II Синтаксис: учебник. Тамбов, 2002.

6. Блохина Н. Г. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи. Тамбов, 2010.

7. Блохина Н. Г., Блохин Ф. А. Русский язык для иностранцев. Тамбов, 2011.

8. Блохина Н. Г., Жукова Т. Е., Иванова И. С. Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Н. Г. Блохиной. Тамбов, 2002.

9. Блохина Н. Г., Жукова Т. Е., Иванова И. С. Современный русский язык для средних и высших специальных учебных заведений / под ред. Н. Г. Бло-хиной. М., 2004.

10. Блохина Н. Г., Круглов В. Н. Актуальное членение синтаксических единиц как способ представления простоты-сложности этих единиц. Луганский национальный университет им. Шевченко, Научный институт прямой демократии, Цюрих-Женева, Швейцария. Луганск, Украина, 2008.

11. Дриняева О. А. Детская речь как объект изучения лингвистики. Тамбов, 2011.

12. Дриняева О. А. Лингвистические теории в начальном курсе русского языка. Тамбов, 2005.

13. Дриняева О. А. Онтолингвистика: проблемы и аспекты изучения / Вюник Луганьского нацюнального педагопчного ушверситету 1меш Тараса Шевченка. 2006. № 11. С. 30-34.

14. Жукова Т. Е. Современный русский язык, Мультимедиа, Тамбов, 2013.

15. Жукова Т. Е. Учебное пособие для иностранцев, Тамбов, 2010.

16. Иванова И. С. Учебное пособие по фонетике. Тамбов, 2008.

17. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2008.

18. Сборник упражнений по русскому языку // под ред. Блохиной Н. Г. Тамбов, 2002.

* * *

TO THE ISSUE ABOUT LINGUISTIC COMPETENCE OF SCHOOL TEACHERS AND HIGH SCHOOL TEACHERS

N. G. Blokhina, O. A. Drinyayeva

In article activity of scientific and methodical laboratory "Innovative Technologies of Teaching of Russian at School and Higher Education Institution" in aspect of realization of competence-based approach in modern education is considered. Basic provisions of the theory of the head and members are stated, various forms of its functioning and the most important results are presented.

Key words: competence, innovative technologies, systema-tization and minimizing process of studying of Russian, author's technique.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.