ограниченными возможностями в социальную среду, подготовка социальной среды к приему ребенка с ограниченными возможностями. В этом и заключается главный фактор.
В процессе социального обучения воспитанников наглядные пособия являются основным эффективным методом. Здесь визуализация означает подлинность. Педагог знакомит детей с ограниченными возможностями со свойствами, явлениями внешней среды в ходе экскурсий, сюжетно-ролевых игр, сказочных представлений, театрализованных представлений. Это работа, направленная на то, чтобы, используя возможности детей, обслуживать себя, выполнять несложные трудовые операции в быту и на специальном производстве, по возможности приспосабливаться к окружающей среде. В ходе такой работы дети с проблемами в развитии учатся проявлять активность, работать над собой, действовать в соответствии с ходом различных ситуаций, адекватно оценивать себя. В ходе коррекционной работы дети учатся не только критически относиться к проделанной работе, но и относительно оценивать, принимать и принимать критику окружающих, при необходимости поддерживать товарищей, оказывать помощь.
Выводы. Таким образом, мотивационная готовность педагогов представляет собой совокупность внутренних осознанных побуждений, положительного отношения к осуществляемой деятельности, является действительной основой профессионального развития педагога, осуществляемого им как самостоятельно, так и в системе дополнительного профессионального образования.
Литература:
1. Дети с особыми образовательными потребностями. Министерство просвещения Российской Федерации. -Электронный ресурс. - URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/ (дата обращения: 05.08.2022).
2. Доклад Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе». - Электронный ресурс. - URL: https://razumru.ru/science/archive/president02.htm (дата обращения: 24.03.2021).
3. Круглански, А. Мотивированное закрытие ума: «заедание» и «замораживание» / А. Круглански, Д.М. Вебстер // Психологический обзор. - 1996. - С. 263-283
4. Круглански, А. О мотивационной готовности / А. Круглански, М. Черникова, Э. Розенцвейг, К. Копец. - Нью-Йорк: Psychology Press, 2018. - 44 с.
5. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - С-Пб.: Питер, 2009. - 351с.
6. Мелетичев, В.В. К проблеме мотивационной готовности педагогов к профессиональному развитию / В.В. Мелетичев // Педагогика и психология: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 19 февраля 2020 г. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. - С. 9-12
7. Atkinson, E.S. An investigation into the relationship between teacher motivation and pupil motivation / E.S. Atkinson. -Educational Psychology, 2018. - Cop. 45-57. - http://dx.doi.org/10.1080/014434100110371
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Спиридонова Диана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Чеснокова Полина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В настоящее время особое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Деятельность образовательных организаций направлена на формирование личности с активной гражданской и жизненной позицией. Каждый человек должен осознавать свою роль в жизни страны и быть готовым защищать свою Родину. В данной статье рассматриваются особенности организации патриотического воспитания в системе профессионального образования, формы его реализации. Авторы рассказывают о системе занятий патриотической направленности, которая может быть внедрена в воспитательный процесс учреждения среднего профессионального образования.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, система профессионального образования, патриотизм, гражданская воспитанность, гражданин.
Annotation. Currently, special attention is paid to the patriotic education of the younger generation. The activities of educational organizations are aimed at the formation of a personality with an active civic and life position. Everyone should be aware of their role in the life of the country and be ready to defend their homeland. This article discusses the features of the organization of patriotic education in the system of vocational education, the forms of its implementation. The authors tell about the system of patriotic orientation classes developed by them, which can be introduced into the educational process of secondary vocational education institutions.
Key words: patriotic education, vocational education system, patriotism, civic education, citizen.
Введение. Формирование уважительного отношения человека к своему государству осуществляется посредством воспитания. Стоит сказать, что каждый человек испытывает потребность осознавать себя частью государства и оказывать воздействие на его дальнейшее развитие. В связи с чем в настоящее время практический интерес к данному вопросу основывается на необходимости осознания сущности патриотического воспитания и его применения в учреждениях среднего профессионального образования. В современных условиях, которые происходят в обществе, и требования, которые предъявляются с учетом новой социально-политической ситуации, патриотическое воспитание воспринимается как эффективный механизм образовательной политики государства.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время главной проблемой в сфере патриотического воспитания является сохранение общепринятых идеалов и ценностей в обществе, а также отечественного менталитета, традиций, культуры и истории нашей многонациональной страны.
Изложение основного материала статьи. Патриотизм, в своей сущности, не знает границ. При этом он проявляется во всех гранях жизнедеятельности человека: отношении к труду и получению достойного образования, уровню воспитанности
и владению коммуникативными чертами личности, отношению к своей стране и к людям, в высокой гражданской позиции и ответственности. Основной задачей профессиональных образовательных учреждений в условиях становления правового государства и гражданского общества является воспитание демократического типа личности. Подобный тип личности должен быть готов к нововведениям, способен управлять собственной жизнью и деятельностью, делами общества. Соответственно, деятельность образовательных организаций среднего профессионального образования должна быть направлена не только подготовку высококвалифицированных специалистов, но и на формирование активной жизненной позиции современной молодежи. Каждый обучающийся должен осознавать свою сопричастность к судьбе России, а также быть готовым защищать интересы своего Отечества.
Вопросы воспитания патриотизма у молодежи рассматривались в трудах таких ученых-философов, как И.А. Ильин, В.С. Соловьев. Различные аспекты патриотического воспитания молодежи рассматриваются Г.А. Тихомировым, Е.М. Ешевым, К.Ю. Колесниковым. Указанные авторы отмечают значимость вопросов патриотического воспитания и рассматривают его как компонент целостной системы воспитания молодежи в Российской Федерации.
В настоящее время, учеными, вопросы формирования патриотизма у молодежи, рассматривается как в историческом плане, так и в качестве педагогической проблемы А.С. Нефедова, В.В. Дранишников, И.А. Федосеева, Н.М. Конжиев, А.В. Мелентьев, Ю.В. Васильева, А.С. Нефедова, М.М. Шевцова, Е.Л. Кудрина и др. Указанные авторы рассматривают патриотическое воспитание как часть воспитательной системы образовательной организации.
Н.В. Ипполитова, отмечает, что деятельность по формированию патриотизма, имеет определенную структуру и опирается на ряд принципов. Таким образом, патриотическое воспитание отличается сложностью структуры и носит многоаспектныйхарактер.
Следует отметить, что слово патриотизм произошло от греческого слова, которое в переводе означает - отечество. Рассмотрим сущность данного понятия. В.А. Луков и М.Я. Курганская, рассматривают патриотизм как ценностные ориентации и установки, обеспечивающие отношение человека к Родине, как социокультурной реальности [3]. Указанные ценности и установки, оказывают влияние на формирование целей и жизненных планов человека, определяя смысл его жизни.
С.В. Ларионова, Н.В. Ермолаев, определяют понятие «патриотизм» как любовь к своему Отечеству и народу. Схожее определение данного понятия дает В.К. Криворученко, который отождествляет его с любовью к Родине.
С.Н. Томилина, С.В. Манецкая, рассматривают данное понятие как феномен и ценность, являющиеся связующим звеном между человеком и народом, культурно-историческими традициями, определенной территорией, являющейся местом его рождения. По мнению указанных авторов, патриотизм выражается в восприятии указанных ценностей и готовности их преумножать и отстаивать в случае необходимости.
В.И. Лутовинов, указывает, что патриотизм представляет собой высшее духовно-нравственное, социальное чувство и общественная ценность. Кроме того, патриотизм, рассматривается как принцип и мотив жизнедеятельности. Данный автор отметает, что рассматриваемое понятие, также является атрибутом функционирования государства и общественных групп.
А.В. Кузьмин и Ю.Н. Трифонов рассматривают патриотизм как духовно-практическое образование, основу которого, составляет патриотическое сознание. Патриотизм выражается в соответствующем отношении к процессам, происходящим в государстве и обществе, а также в деятельности [18].
Таким образом, изучив определения рассматриваемого понятия, данные отечественными исследователями, можно констатировать схожесть позиций к определению его сущности. Так, патриотизм рассматривается в контексте любви человека к Родине как высшей ценности. Рассматриваемое понятие носит многоаспектный характер. Так, патриотизм одновременно может рассматриваться как:
- высшее духовно-нравственное, социальное чувство;
- общественная ценность;
- как принцип и мотив жизнедеятельности;
- атрибут функционирования государства и социальных групп;
- преданность своей стране и ее истории;
- общественно-полезная деятельность каждого гражданина на благо государства;
- бережное отношение к устоявшимся традициям в стране;
- сохранение исторического наследия и памятников культуры;
- готовность постоять за свою Родину.
Патриотическое воспитание должно строиться на следующих принципах:
- использование особых форм и методов патриотической работы, а также открытости для творческого использования преподавателями образовательных учреждений с учетом возрастных, социальных и других особенностей обучающихся;
- субъектной позиции обучающегося, ориентированной на национальные интересы России;
- воспитание через социально значимую деятельность и универсальности основных направлений патриотического воспитания, которые основываются на опыте прошлых поколений и национальных традициях;
- скоординированной и целенаправленной работа всех заинтересованных организаций и учреждений, которая реализуются через пропаганду идей и ценностей местного патриотизма.
Патриотическое воспитание в системе среднего профессионального образования, реализуются формы обучения: семинары, лекции, кураторские часы, торжественные линейки, экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками. Можно привести примеры мероприятий, проводимые в рамках патриотического воспитания:
- сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.;
- создание или пополнение выставки, посвященной памятной дате;
- выступление с устным журналом, «живой газетой»;
- создание рисунков, выставок; проведение экскурсий; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;
- забота о ветеранах;
- участие в охране природы, в озеленении.
Система патриотического воспитания формируется непрерывно и систематически в течение всего периода обучения.
Актуальность разработки системы занятий патриотического воспитания среди обучающихся среднего профессионального образования обусловлена тем что, становление гражданской идентичности как основы развития гражданского общества является одной из ключевых задач гражданского воспитания в формировании гражданственности как интегративного качества личности, которое в совокупности включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Авторами исследования была разработана система мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, которые реализуются в несколько этапов:
Первый этап подразумевает ознакомление с базисными понятиями и нормами гражданского и патриотического воспитания, который ориентирован в большей степени на обучающихся 1 курсов колледжа. На данном этапе должны быть проведены ознакомительные мероприятия с нормативными документами, которые регламентируют поведение обучающихся в ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж». На начальном этапе знакомства с гражданским и патриотическим воспитанием в колледже необходимо проведение кураторского час на тему: «Первый раз на первый курс. Советы новоиспеченным студентам». Во время данного мероприятия происходит знакомство с уставом и правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения, а также правилами проживания в общежитии для иногородних студентов. Важное значение имеют открытые занятия, акции, беседы, кураторские часы, связанные с темами по профилактике алкоголизма и наркомании, экстремизма, терроризма, а также посвященные общим правилам поведения и общения с людьми, в особенности других национальностей. К таким мероприятиям необходимо отнести:
- кураторский час памяти жертв терроризма;
- кураторский час ко дню толерантности «Как проявляется культура межнационального общения»;
- профилактическая лекция «Правовые нормы поведения в общественных местах»;
- акция "Мы живем в России!», посвященная дню Конституции Российской Федерации;
- проведение вебинаров: «Улицы Автозаводского района, названные именами героев Великой Отечественной войны», «Автозаводский район, в годы Великой Отечественной войны»;
- участие в о/к акции «Парад победителей», Бессмертный полк.
В результате первого этапа студенты должны овладеть знаниями и сформировать устойчивые представления об обществе, государстве, социальных связях и отношениях. Соответственно, это поспособствует студенту найти и развить свою индивидуальность, а также окажет положительное воздействие на отношение со сверстниками и старшими, что поспособствует приобретению личного опыта толерантности к другим людям.
Второй этап направлен на вовлечение обучающихся колледжа в содержание образовательного процесса. В учебном плане студентов 2 курса появляются дисциплины, в которых содержится основная информация по изучению нормативно-правовых актов, законов, документов. Данный этап направлен на формирование у обучающихся представления общей системы гражданско-патриотического воспитания и ее основных направлений. В качестве примера может послужить участие в заседание молодежного дискуссионного клуба «Мое мнение» на базе Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке им. В.И. Ленина; проведение олимпиад по учебной дисциплине «История», где присутствуют задания, в которых нужно выразить свое отношение к проблеме или выразить гражданскую позицию. Например, написание эссе на тему: «Мое послание президенту РФ». Также важное значение имеет участие в благоустройстве города, в оформлении техникума и других общественных зданий, и сооружений.
В результате второго этапа предполагается, что у обучающихся вырабатывается активная гражданская позиция, а также формируется осознанное отношение к совершаемым действиям.
Третий этап ориентирован на обучающихся 3 и 4 курсов, среди которых большинство студентов выпускных групп. Соответственно данный этап подразумевает наличие знаний по гражданскому и патриотическому воспитанию, на основе которых происходит подготовка к выбранной профессии и углубленное изучение дисциплин, связанных с ней. Также на третьем этапе проводится ознакомление и изучение профессиональных стандартов и квалификаций по выбранной профессии. Например, если студенты обучаются на педагогическом направлении или специализации, то им необходимо ознакомиться и изучить Профессиональный стандарт: 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования). За время обучения студенты 4 курсов разных профессий могут принимать участие в следующих мероприятиях:
- круглый стол «встреча с выпускниками»;
- конкурс «Лучший по профессии»;
- встреча с представителями предприятий города;
- конкурс презентаций «Смотрим в будущее»;
- викторина «Моя профессия - самая престижная».
В результате третьего этапа должна быть сформирована именно мотивированная компетентная личность. Данная личность способна быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способна принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. По итоге из колледжа выпускается высококвалифицированный, грамотный специалист, который способен и готов трудится на благо Родины.
Таким образом, патриотическое воспитание в образовательной организации среднего профессионального образования является одним из основных направлений воспитания, которое характеризуется как целенаправленный процесс развития базовых гражданских качеств. Результатом патриотического воспитания является гражданская воспитанность личности, включающая в себя качества, которые позволяют индивиду существовать в современных социально-культурных условиях. Следовательно, при интеграции данных качеств личность выступает как субъект общественных отношений.
Выводы. В ходе исследования рассматриваются понятие и сущность патриотизма как социального явления. Проведенный анализ определений указанного понятия, данных отечественными исследователями, позволил сделать вывод о том, что патриотизм, как социальное явление представляет собой отражение чувств, ценностных ориентаций индивида относительно любви к Родине, народу, традициям. Патриотизм отличается сложной структурой и реализуется в деятельности профессионального учебного заведения. При этом данное явление формируется у студента в результате воспитания и в процессе самообразования. Процесс обучения должен включать в себя возможность формирования общекультурных компетенций, с помощью развития у обучающихся индивидуальных и общечеловеческих ценностей, благоприятствующих удачной профессиональной реализации в дальнейшем будущем.
Литература:
1. Быстрова, Н.В. О некоторых особенностях формирования правовой культуры студентов вузов / Н.В. Быстрова // В сборнике: Научные исследования по приоритетным направлениям для создания инновационных технологий. сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа. - 2022. - С. 170-173
2. Быстрова, Н.В. Педагогические условия воспитания правовой культуры студентов в системе высшего профессионального образования / Н.В. Быстрова // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования. сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. - Пенза. - 2022. - С. 230-233
3. Дорофеев, А.М. О некоторых итогах формирования патриотизма у учащейся молодёжи / А.М. Дорофеев, Е.М. Дорофеев, А.Н. Томилин // В сборнике: Информационное обеспечение научно-технического прогресса: анализ проблем и поиск решений. сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа. - 2022. - С. 181-184
4. Наумова, Л.Ю. Педагогическое стимулирование формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности: подходы, этапы, средства / Л.Ю. Наумова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. -№ 3 (32). - С. 4.
5. Томилин, А.Н. Педагогические условия применения метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью / А.Н. Томилин // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1 (98). - С. 44-47
6. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2 (35). - С. 7.
Педагогика
УДК 81-13
кандидат филологических наук Ван Синхуа
Муданьцзянский педагогический университет (г. Муданьцзян);
доктор филологических наук, доцент Курьянович Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск)
КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. Речь идет об организации в рамках занятий русского языка как иностранного воспитательной работы с обучающимися-инофонами с позиций подходов, разрабатываемых в аксиологической лингводидактике. Поликультурный характер современного языкового образования обусловливает востребованность методов и приемов, направленных на углубление представления о родной культуре и родном языке и укреплении чувств любви и уважения к ним сквозь призму знакомства с иностранными лингвокультурами, изучения их своеобразия, формирования к ним толерантного отношения. В статье представлено широкое понимание патриотического воспитания как системы мер, осуществляемых средствами учебного предмета «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного», направленных на развитие у обучающихся-иностранцев национального самосознания, четкого представления о собственной национальной идентичности в контексте современных глобализационных процессов. Отмечается, что патриотическое воспитание -многоэтапный процесс, отличающийся сложной организацией, расширенным функционалом и полизадачностью. В качестве одного из этапов реализации системы мер, связанных с патриотическим воспитанием, предлагается обобщение представлений обучающихся о семье как составляющей понятия «родина» в рамках родной и чужой лингвокультуры посредством осуществления кросскультурного анализа. Данный метод призван выявить универсальные и дифференциальные признаки в осмыслении семьи в русской и китайской картинах мира. Результаты кросскультурного анализа могут иметь методическое применение на занятиях по РКИ и способствовать решению задач воспитания поликультурной языковой личности.
Ключевые слова: поликультурная языковая личность, аксиологическая лингводидактика, русский язык как иностранный, патриотическое воспитание, патриотизм, лингвокультура, родина, семья, кросскультурный анализ.
Annotation. We are talking about the organization within the framework of the classes of the Russian language as a foreign educational work with foreign students from the standpoint of approaches developed in axiological linguodidactics. The multicultural nature of modern language education determines the demand for methods and techniques aimed at deepening the understanding of the native culture and native language and strengthening feelings of love and respect for them through the prism of acquaintance with foreign linguistic cultures, studying their originality, and forming a tolerant attitude towards them. The article presents a broad understanding of patriotic education as a system of measures implemented by means of the subject "Theory and Practice of Teaching Russian as a Foreign Language", aimed at developing national self-awareness among foreign students, a clear idea of their own national identity in the context of modern globalization processes. It is noted that patriotic education is a multi-stage process, characterized by a complex organization, extended functionality and multitasking. As one of the stages in the implementation of the system of measures related to patriotic education, it is proposed to generalize students' ideas about the family as a component of the concept of "motherland" within the native and foreign linguoculture through the implementation of cross-cultural analysis. This method is designed to identify universal and differential features in the understanding of the family in the Russian and Chinese pictures of the world. The results of cross-cultural analysis can be used methodically in Russian as a foreign language classes and contribute to solving the problems of educating a multicultural linguistic personality.
Key words: multicultural linguistic personality, axiological linguodidactics, Russian as a foreign language, patriotic education, patriotism, linguistic culture, motherland, family, cross-cultural analysis.
Публикация подготовлена в рамках реализации грантового проекта Муданьцзянского педагогического университета
«Создание примерной учебной программы по предмету «Практический русский язык» для подготовки магистров» (Муданьцзян, 26.07.2022) В ШМ'№Ш]
Введение. Постановка целей воспитания в качестве приоритетных и вписанность воспитательного компонента в структуру современного образовательного процесса обусловливает активную разработку проблематики аксиологической лингвометодики (Е.В. Архипова, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, Т.Б. Кирьякова, Л.В. Лагунова, О.Н. Левушкина, О.И. Липина, Т.Ф. Новикова, Л.А. Ходякова и др.). Данная область педагогической науки изучает вопросы «формирования у молодежи ценностных ориентаций, ценностных представлений и понятий, ценностного отношения к реалиям жизни» [1, С. 19] средствами учебных предметов лингвистической направленности. Об основных вопросах аксиологической лингвометодики см.: [1; 8]. У языковедческих дисциплин в образовательном (включая воспитательную составляющую) процессе имеются особое место и особая функция, поскольку язык здесь выступает не только объектом, но и средством познания.
Современное языковое образование носит поликультурный характер. Языковая личность, вовлеченная в многообразие дискурсивных практик, призвана решать комплекс задач, обусловленных глобализационными процессами. Взаимодействие между лингвокультурами сегодня - явление необратимое, требующее актуализации в системе образовательных задач тех из них, которые связаны не только с предметным содержательным обучением, но и воспитанием в языковой личности определенных свойств.
В связи со сказанным особую актуальность приобретает осмысление лингводидактических образовательных задач с точки зрения присутствия в их формировании и решении воспитательного компонента.