Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников'

Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1125
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PATRIOT / PATRIOTIC EDUCATION / VALUABLE AND SEMANTIC COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиканова Анастасия Николаевна

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания младших школьников, основой которого выступает сформированность у них ценностно-смысловой компетенции, что исходит из ФГОС общего начального образования. Особое внимание уделено особенностям взаимодействия школы, родителей, самого младшеклассника и его социального окружения в современных социокультурных условиях. На основе анализа теории и практики начальной школы определена сопряженность двух педагогических феноменов (патриотического воспитания и сформированности ценностно-смысловой компетенции) применительно к детям младшего школьного возраста, что позволяет рассматривать их в едином проблемном поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиканова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION IN FORMATION OF VALUE-SEMANTIC COMPETENCE AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the problem of patriotic education of younger schoolchildren, the basis of which is the process of formation of value-semantic competence in them, which proceeds from the Federal State Educational Standard of General Primary Education; pays particular attention to interaction of the school, parents, primary schoolchildren and their social environment in modern sociocultural conditions; basing on the analysis of the theory and real practice of primary school, determines the conjugation of two pedagogical phenomena: patriotic education and the formation of value-semantic competence in relation to younger schoolchildren, which allows us to consider them in a single problem field.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников»

УДК 373.3.035.6 DOI 10.37972/chgpu.2020.41.70.030

А. Н. Шиканоеа

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания младших школьников, основой которого выступает сформированность у них ценностно-смысловой компетенции, что исходит из ФГОС общего начального образования. Особое внимание уделено особенностям взаимодействия школы, родителей, самого младшеклассника и его социального окружения в современных социокультурных условиях. На основе анализа теории и практики начальной школы определена сопряженность двух педагогических феноменов (патриотического воспитания и сфор-мированности ценностно-смысловой компетенции) применительно к детям младшего школьного возраста, что позволяет рассматривать их в едином проблемном поле.

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, ценностно-смысловые компетенции.

А. N. Shikanova

PATRIOTIC EDUCATION IN FORMATION OF VALUE-SEMANTIC COMPETENCE

AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN

I. Utyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article is devoted to the problem of patriotic education of younger schoolchildren, the basis of which is the process of formation of value-semantic competence in them, which proceeds from the Federal State Educational Standard of General Primary Education; pays particular attention to interaction of the school, parents, primary schoolchildren and their social environment in modern sociocultural conditions; basing on the analysis of the theory and real practice of primary school, determines the conjugation of two pedagogical phenomena: patriotic education and the formation of value-semantic competence in relation to younger schoolchildren, which allows us to consider them in a single problem field.

Keywords: patriot, patriotic education, valuable and semantic competences.

Актуальность исследуемой проблемы. Патриотическое воспитание - длительный и сложный процесс, который начинается задолго до полного формирования у личности нравственных ценностей [2]. С самого раннего детства складывается патриотическое чувство: сначала это любовь к матери, месту, друзьям и т. д. Имея под собой достоверную почву, оно может по-настоящему раскрыться и проявить себя в готовности отвечать интересам своего государства, принять ответственность за будущее своей страны [3].

«Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодежи - это проявление любви к Родине, Отчизне, Отечеству», - отмечает знаток русской словесности, этнограф, писатель В. И. Даль. В своем словаре он дает следующее определение слову «патриот»: «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизно-люб» [4, с. 1378], [10].

Проблема формирования у обучающихся ценностно-смысловой компетенции является предметом исследования И. А. Зимней, Л. В. Кузнецовой, А. В. Хуторского и др. Образовательный процесс, ориентированный на развитие патриотически воспитанного гражданина, пока еще младшего школьника, - процесс сложный, основанный на формировании ценностно-смысловой компетенции, понимаемой А. В. Хуторским как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов [14]. Данная компетенция связана с пониманием учеником действительных ценностей в мире, его близком окружении, с выбором целей и смысловых установок при совершении действий и в ситуациях принятия решений. Для нашего исследования важно то, что в трудах А. В. Хуторского отмечаются общие черты в критериальных характеристиках ценностно-смысловой компетенции и патриотической воспитанности младших школьников.

Способы формирования ценностно-смысловой компетенции главным образом связаны и характеризуются общественной формой, где главенствующее значение имеет многообразное обнаружение индивидом всех потенциалов личности.

Под ценностно-смысловой компетентностью мы понимаем механизм формирования самосознания личности в различных видах деятельности, связанный с формированием индивидуальных особенностей характера личности. Формирование ценностно-смысловой компетентности направлено на использование жизненного опыта, основой которого являются знания, умения и навыки, определяемые готовностью индивида к развитию, обновлению и формированию ценностно ориентированного мировосприятия [5], [13].

Проблема формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников имеет несколько синхронизированных аспектов:

- данная компетенция рассматривается с точки зрения их патриотического воспитания;

- она определяется новыми требованиями;

- патриотическое воспитание в условиях развития современного общества, влияющих на ценностно-смысловые компетенции младшеклассников школы нового поколения;

- развитие информационных технологий, потребностей, которые влекут к искажению, изменению и подмене ценностей в обществе, что имеет отражение в поведении младших школьников.

Все это в совокупности делает наше исследование актуальным. Целью статьи является научное обоснование технологического обеспечения процесса формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников с учетом патриотического воспитания как важного фактора и инструмента формирования ценностно-смысловой компетентности младших школьников, доминирующими компонентами которой являются мировоззренческие и личностно значимые качества.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретико-педагогический анализ психологической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, а также передовой педагогический опыт по проблеме нашего исследования. Для достижения цели использовались следующие методы: теоретический - изучение психолого-педагогических и научно-методических источников, которое дало нам возможность провести анализ; результатов российских и зарубежных экспериментов по нравственному воспитанию; эмпирические - опросы и анкетирование родителей младших школьников, беседы с ними; ролевые и деловые игры с обучающимися [8].

Результаты исследований и их обсуждение. В настоящее время происходит качественное обновление всего содержания начального общего образования. Патриотическое воспитание является одним из ключевых аспектов воспитания личности младшего школьника [9].

Патриотическое воспитание личности - процесс системный и трудоемкий, который включает мероприятия воспитательного характера наряду с осуществлением обучения [11]. Планомерная, систематическая работа посредством различных приемов воспитания, объединенные усилия школы, семьи и общества, ответственность педагогов за свой труд и личный пример могут дать отличные результаты и стать основой для последующей деятельности по патриотическому воспитанию [7], [9]. Результатом этой деятельности в рамках реализации новых образовательных стандартов должно стать достижение гражданином России современного национального воспитательно-образовательного идеала.

К системе патриотического воспитания относится формирование и развитие социально-нравственных, духовных ценностей и понятий, входящих в социально-культурные компетенции общества, реализуемых посредством планомерной работы, организуемой структурами государственных органов, средствами массовой информации, общественными организациями и движениями, различными союзами. Их общий вклад направлен на реализацию поставленной государством задачи, нацеленной на освещение проблем патриотического воспитания и на формирование и развитие личности гражданина, защитника Отечества [11], [12].

Одной из важнейших характеристик патриотически воспитанной личности можно считать способность к выполнению задач, поставленных обществом во благо государства в мирное и военное время.

При наличии научных трудов, посвященных исследованию новых методов патриотического воспитания школьников и молодежи, не стоит забывать о незыблемых истинах в патриотическом воспитании, изложенных в работах Я. А. Коменского, В. А. Сухомлин-ского, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко [9].

На современном этапе особого внимания заслуживают исследования сущности воспитания патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи (Г. X. Ва-леева, Н. А. Ивашкина).

Так, Н. А. Ивашкина отмечает, что «целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников на основе принципа приоритетности регионального культурного наследия, а также на основе взаимодействия школы и семьи в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины» [6, с. 23]. Раскрывая основные направления работы по патриотическому воспитанию, автор подчеркивает необходимость систематизации методов воспитания и выделения базисных направлений действий, направленных на созидательный процесс взаимодействия школы, семьи и общества с целью воспитания чувств патриотизма младшего школьника.

Г. X. Валеева рассматривает процесс патриотического воспитания сквозь призму этнопедагогики, доказывая, что «структурно-содержательная модель патриотического воспитания младших школьников средствами этнопедагогики включает мотивационный, целевой, содержательный, деятельностный, процессуальный, рефлексивный и оценочный блоки. Она обеспечивает понимание диалектической зависимости между элементами и подсистемами исследуемой системы» [1, с. 14]. В ходе исследования ученый выделяет особенности этнопедагогического подхода к воспитанию чувства патриотизма у школьников младшего звена, раскрывая особенности методов и описывая концептуально-деятельностный подход к возрастным особенностям младшего школьника.

Анализ состояния патриотического воспитания младших школьников показал, что при различных условиях методы патриотического воспитания действуют по-разному. На это влияют семейные и приобретенные в условиях места проживания ценности, круг общения школьника, его личностные ориентиры и ценности [15]. Основой ценностно-смысловой компетентности является чувство патриотизма, которое может быть детерми-нантным в воспитании и развитии духовных и социально значимых качеств личности. Ос-

новой социокультурной идентичности является отождествление своей причастности к культурной и духовной самобытности своей страны. Только комплексный подход может решить проблему патриотического воспитания младших школьников на современном этапе развития общества. Наше государство ставит первостепенную задачу по патриотическому воспитанию, реализация которой ложится на все общество в целом.

Для выявления целесообразности проведения мероприятий патриотической направленности нами был проведен опрос-анкетирование на родительском собрании в начальных классах в МБОУ СОШ № 22 г. Чебоксары, в котором приняли участие 386 человек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Что такое патриотическое воспитание?

- воспитание любви к Родине;

- воспитание уважительного отношения к старшему поколению;

- воспитание почтения к своим национальным традициям и обрядам;

- знание истории своей страны;

- знание истории своей малой народности;

- другой ответ.

2. Считаете ли Вы патриотическое воспитание одной из важнейших задач семьи, школы и общества на современном этапе?

-да;

- нет.

3. Обеспокоены ли Вы современным состоянием воспитанности своих детей? -да;

- нет.

4. Хотели бы Вы усилить действия по воспитанию патриотически целостной личности Вашего ребенка?

-да;

- нет.

5. Хотели бы Вы сами воспитывать в своих детях патриотизм или готовы возложить ответственность на школу (в лице классного руководителя и педагогического коллектива) в патриотическом воспитании учеников Вашего класса?

- хотел бы сам воспитывать патриотизм;

- полностью доверяю школе в вопросах патриотического воспитания.

Результаты опросов (рис. 1) родителей показали, что 89 % анкетируемых считают патриотическое воспитание одной из важнейших задач семьи, школы и общества на современном этапе; 67 % опрошенных обеспокоены современным состоянием воспитанности своих детей и хотели бы усилить действия по воспитанию патриотически целостной личности младшего школьника; 94 % уверены в действиях школы по патриотическому воспитанию и готовы полностью положиться на классного руководителя и педагогический коллектив в данном аспекте.

Исходя из этого, нами выделены основные принципы патриотического воспитания младших школьников.

1. Воспитание любви к своей семье как к «малой родине». Обращение к героям семьи с целью выявления патриотических поступков, которые могли бы служить примером воспитания одной из важнейших ценностей - патриотизма.

Здесь предусмотрены совместные родительские собрания, классные часы, составление семейного древа, презентации, написание сочинений, вечера памяти поколений, встречи с интересными людьми и т. д. Надо, чтобы каждый ребенок был задействован в мероприятии, заинтересован происходящим; немалую роль в этом играют навыки педагогической деятельности и мастерство учителя, участие и помощь родителей.

считают воспитание патриотизма обеспокоены современным уверены б действиях школы па одной го важнейших задач семьи. состоянием воспитанности своих воспитанию патриотизма и готовы школы и общества на современном детей и хотели бы усилить полностью положиться на

лапе. действия по воспитанию классного руководителя и

патриотически целостной личности педагогический коллектив младшего школьника

Рис. 1. Результаты опроса родителей на ключевые вопросы анкеты

2. Знакомство с великими людьми Чувашии, которые внесли огромный вклад в развитие края. Патриотическое воспитание посредством ощущения общности с великими людьми, которые жили рядом.

Приемлемы различные формы школьной и внешкольной деятельности, включая выездные мероприятия, посещения музеев и выставок, интерактивную деятельность. Особую важность представляют отношение, взаимодействие внутри коллектива учащихся и родителей, сплочение которых имеет большое значение для патриотического воспитания младших школьников.

3. Развитие чувства патриотизма и любви к своей великой стране.

Осуществляется во время посещения выставок, экскурсий к местам боевой славы,

встреч с интересными людьми, бесед о прочитанном, конференций и диспутов и т. д. Важно не само мероприятие, а отношение к нему. Огромное значение имеет заинтересованность родителей, учеников и учителя, который, обладая особым мастерством, смог бы направить процесс патриотического воспитания в правильное русло, вызывая приятные эмоции и впечатления от мероприятий, проводимых для достижения поставленных им целей.

Таким образом, модель воспитания патриотизма младших школьников выглядит следующим образом (рис. 2).

Воспитание патриотизма к родномукраю

Воспитание чувства патриотизма к своей стране

Воспитание патриотизма в семье

Рис. 2. Модель воспитания патриотизма младших школьников

Начиная закладывать любовь и уважение к Родине в семье, продолжая этот процесс в системе школьного образования, можно добиться отличных результатов и полноценно воспитанную личность обучающегося, любящего Отчизну, устремленного в будущее и готового принимать правильные решения на благо государства и общества. Только планомерный, ступенчатый подход к воспитанию может дать положительный результат. Общая заинтересованность, общее взаимодействие, нарастающие темпы работы могут гарантировать успех в патриотическом воспитании младших школьников.

Итак, мы можем сделаем вывод, что основным учреждением в патриотическом воспитании может быть школа, где посредством учебной и внеучебной деятельности закладываются основные ценностно-смысловые ориентации общества.

Резюме. Данное исследование показало, что воспитание патриотической личности школьника младших классов - нелегкий, трудоемкий, комплексный процесс, основанный на планируемой деятельности коллектива школы и семьи, обращенный на формирование и совершенствование системы взглядов, нравственных установок и общекультурных ценностей школьников младшего звена. Нами выявлено, что содержание и задачи патриотического воспитания обусловлены социальными изменениями общества, определяются возрастными особенностями младших школьников и основываются на уровне подготовки педагогических кадров в решении задачи воспитания обучающихся младших классов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валеева Г. X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Магнитогорск, 2006. -44 с.

2. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://static.government.ru/media/fil-es/8qqYUwwzHUxzVkHlj sKAErrx2dE4q0ws.pdf.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 2 : И-О. - М. : Цитадель, 1998. -

2030 с.

5. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в образовании // Эйдос. - 2014. - № 4. - С. 7.

6. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -М.,2008. -46 с.

7. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокрагц.). - М. : Карапуз, 2009. - 288 с.

8. Кузнецова Л. В. Основные тенденции этнокультурного воспитания на современном этапе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 3(87). - С. 75.

9. Макаренко А. С. О воспитании. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 415 с.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 22-е изд. - М. : Русский язык, 1990.-921 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2016. - 44 с.

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2017 год. - М. : Эксмо, 2017.- 160 с.

13.Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

14. Хуторской А. В. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей. Научный результат//Педагогика и психология образования. -2018. -Т. 4, № 1. -С. 51-64.

15. Шиканова А. Н. Социальные ценности как ориентир в системе патриотического воспитания // Лингвистика, лингводидактика, переводоведение: актуальные вопросы и перспективы исследования : материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2019. - С. 184-187.

Статья поступила в редакцию 11.11.2019

REFERENCES

1. Valeeva G. Kh. Patrioticheskoe vospitanie mladshikh shkol'nikov v obrazovatel'nom processe sredstvami etnopedagogiki : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. -Magnitogorsk,2006. -44 s.

2. Vserossiyskoe voenno-patrioticheskoe obshhestvennoe dvizhenie «Yunarmiya» [Elektronniy resurs], -Rezhim dostupa : http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm.

3. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federacii na 2016-2020 gody» [Elektronniy resurs], - Rezhim dostupa : http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHIJxzVkHl-jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.

4. Dal' V. I. Tolkoviy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka : v 41. T. 2 :1-O. - M. : Citadel', 1998. - 2030 s.

5. Zimnyaya I. A. Kompetenciya i kompetentnost' v obrazovanii // Eydos. - 2014. - № 4. - S. 7.

6. Ivashkina N. A. Patrioticheskoe vospitanie mladshikh shkol'nikov na tradiciyakh narodnoy pedagogiki : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. -M., 2008.-46 s.

7. Komenskiy Yan Amos: Uchitel' uchiteley («Materinskaya shkola», «Velikaya didaktika» i dr. proizv. s sokrashh.). - M. : Karapuz, 2009. - 288 s.

8. Kuznecova L. V. Osnovnye tendencii etnokul'turnogo vospitaniya na sovremennom etape // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2015. - № 3(87). - S. 75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. MakarenkoA. S. O vospitanii. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : Politizdat, 1990. - 415 s.

10. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkoviy slovar' russkogo yazyka. - 22-e izd. - M. : Russkiy yazyk, 1990.-921 s.

11 .Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart nachal'nogo obshhego obrazovaniya. - M. Prosveshhenie, 2016. - 44 s.

12. Federal'niy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» s izmeneniyami na 2017 god. - M. : Eksmo, 2017. - 160 s.

13. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty [Elektronniy resurs], - Rezhim dostupa : http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

14. Khutorskoy A. V. Missiya uchenika kak osnovanie ego stremleniy i kompetentnostey. Nauchniy rezul'tat // Pedagogikaipsikhologiyaobrazovaniya. -2018. -T. 4,№ 1. -S. 51-64.

15. Shikanova A. N. Cocial'nye cennosti kak orientir v sisteme patrioticheskogo vospitaniya // Lingvistika, lingvodidaktika, perevodovedenie: aktual'nye voprosy i perspektivy issledovaniya : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Cheboksary, 2019. - S. 184-187.

The article was contributed on November 11, 2019 Сведения об авторе

Шиканова Анастасия Николаевна - старший преподаватель кафедры романо-гермаиской филологии и переводоведения Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: anshik@list.ru

Author information

Shikanova, Anastasia Nikolaevna - Senior Lecturer, Department of Romano-Germanic Philology and Translation Studies, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: anshik@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.