Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/ 105PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Шиканова А.Н. Формирование ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания как инструмент повышения успеваемости младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/105PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Shikanova A.N. (2019). The formation of value-semantic competence in the process of patriotic education as a tool to improve the academic progress of primary school students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/105PDMN619.pdf (in Russian)
УДК 37.035.6 ГРНТИ 14.07.05
Шиканова Анастасия Николаевна
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия Старший преподаватель кафедры «Романо-германской филологии и переводоведения»
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=733049
Формирование ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания как инструмент повышения успеваемости младших школьников
Аннотация. В условиях современной школы одной из главных задач образования является повышение уровня образованности посредством формирования ценностных установок на высокую успеваемость обучающихся. Тем самым, ценностно-смысловая компетентность, формируемая в процессе патриотического воспитания младших школьников, является важным фактором, обеспечивающим эффективность образовательной деятельности.
В статье актуализируются мероприятия патриотического характера для младших школьников, расширяющих представления о патриотизме как любви к родной природе, к Родине, вызывающие чувство гордости за ее прошлое и настоящее, и желание приумножать ее богатства.
Автор на основании анализа основных подходов к формированию ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания, обусловливает их сопряженность в критериальных характеристиках-показателях, достижение которых способствует повышению мотивации к получению знаний, в целом - успеваемости младших школьников.
Для научной обоснованности решения проблемы исследования в статье показывается педагогический эксперимент в начальной школе, который стал отправной точкой для проведения мероприятий патриотической направленности, способствующих повышению успеваемости младших школьников.
Патриотические мероприятия по формированию ценностно-смысловой компетентности обеспечивают динамические изменения в успеваемости младших школьников опираясь на заинтересованность в процессе получения знаний от формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов к восприятию осознание своей этнической
и национальной принадлежности, формированию ценностей многонационального российского общества.
Детальный анализ успеваемости младших школьников в двух классах (экспериментальном и контрольном) свидетельствует о целесообразности проведения патриотических мероприятий для повышения уровня успеваемости. Следовательно, подтверждается целесообразность реализации в практической деятельности начальной школы процесса патриотического воспитания и формирования ценностно-смысловой компетентности во взаимообусловленности.
Ключевые слова: ценностно-смысловая компетентность; патриотическое воспитание; младшие школьники; формирование ценностно-смысловой компетентности; патриотические мероприятия; повышение успеваемости; воспитание патриотизма; начальное образование
Введение
Формирование ценностно-смысловой компетентности обучающихся является актуальной задачей образовательной политики государства, о чем свидетельствует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором актуализируется задача педагогического коллектива и педагога, в частности, «(1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; (2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; (3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; (4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; (5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения»1.
Закон об образовании РФ выделяет в качестве важного компонента воспитание «не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям»1. Опираясь на выше сказанное, важной задачей современного общества будет определение жизненных ценностей и приоритетов для личностного становления обучающегося в современном мире, где истинные ценности являются первостепенными и главенствующими ориентирами, способствующие правильной социализации личности обучающегося.
Под компетентностью личности нами понимаются, прежде всего, не качества личности, а общие способности, опирающиеся на знаниях, умения и навыки, индивидуальный опыт и ценности, которые приобретены благодаря обучению и мерам воспитательного характера, направленным на их приобретение [1].
Ценностно-смысловая компетентность определяется набором определенных ценностных установок, осмысленных субъектом для саморегуляции поведения и действий индивида с целью формирования индивидуальных личностных ценностных установок [2].
1 Министерство образования и науки РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: ФГОС: [Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373]. - Электрон. дан. - Доступ с сайта Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: 1Шр5://минобрнауки.р(|)/документы/373. - Загл. с экрана.
В процессе патриотического воспитания посредством формирования ценностно-смысловой компетентности в организации личностных установок, переосмысления внутреннего «я» происходит ориентация на обучение, мотивация к получению знаний, что ведет к улучшению успеваемости младших школьников [3].
Проведение актуальных для младших школьников практикоориентированных мероприятий по формированию ценностно-смысловой компетентности является действенным инструментом повышения их успеваемости.
Обзор современных исследований
Анализ современных отечественных и зарубежных исследований по данной теме свидетельствует о том, что проблема формирования ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания является актуальной проблемой для ряда научных деятелей в различные периоды истории. А.Г. Голева, И.А. Дырина, H.A. Иванова, Ш.И. Исмаилова, Ю.И. Бабанский, В.А. Болотов, Л.Р. Болотина, В.А. Грузинская, В.И. Куфаев, О.М. Лобов, Л.И. Мищенко, М.М. Сазонов и др. рассматривали проблему патриотического воспитания как составляющую других компонентов воспитания личности. Так, проблемы ценностно-смысловой компетентности рассматривались в работах Л.А. Борисовой, М.В. Головко, И. Гильманшиной, И.А. Гис, М.В. Гальсковой, И.В. Долингер, И.А. Зимней, А.Р. Камасиной, Н.В. Лебедковой, О.М. Морозовой, А.Э. Рахимовой, З.Н. Сафиной, Г.И. Сунгатуллиной, А.И. Тарковой, М.Ф. Тифановой, И.В. Чаплыгиной, В. Хутмахер, А.В. Хуторского. Однако следует отметить, что проблема формирования ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания, как инструмента повышения успеваемости младших школьников, недостаточно освещена и не имеет достаточной теоретической и методологической разработанности в условиях современной школы [4].
Цель исследования
Выше сказанное позволяет выделить в качестве цели данного исследования разработку научного обоснования повышения успеваемости младших школьников на основе формирования ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания. Для современной школы, осуществляющей неразрывное единство и гармонию в обучении и воспитании личности, данная цель является ориентиром для выстраивания образовательной деятельности в соответствии с компетентностным и контекстным подходами.
Методы
В качестве основных подходов к решению проблемы формирования ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания как инструмента повышения успеваемости младших школьников в статье определены следующие:
• эволюционный подход, позволяющий выявить и определить константные и доминантные положения ключевых определений исследования в историко-педагогической обусловленности [5];
• аксиологический подход, по определению, необходимый для рассмотрения ценностных оснований основного понятия исследования «ценностно-смысловой компетентности» с точки зрения вневременной и современной педагогической реальности;
• компетентностный подход предполагает выделение определенных деятельностных принципов образования, опираясь на содержание, процесс результат образовательного процесса [6];
• контекстный подход обусловлен взаимодействием педагогических приемов, социальных факторов, форм взаимодействия единства обучения и воспитания в реализации педагогической деятельности [7].
В целом, данные подходы обусловливают рассмотрение теории и практики современного педагогического образования с точки зрения его ценностных приоритетов и социокультурных смыслов, а также с позиции новой социально-культурной реальности [8; 9].
Методами в исследовании определены:
• теоретические - анализ философской, общепедагогической, историко-педагогической, литературы (раскрытие основных понятий исследования в широком философско-культурологическом и профессионально-педагогическом контекстах), государственных документов в сфере образования, в том числе педагогического (обоснование компетентностного подхода как универсальной основы проектирования программ педагогического образования, актуализации в них в качестве целевого ориентира формирование ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания для повышения уровня успеваемости младших школьников), образовательных программ начального образования (исследование потенциальных и реальных возможностей формирования ценностно-смысловых компетентности в процессе патриотического воспитания), синтез (обобщение теоретических представлений о процессе формирования ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания для повышения уровня успеваемости младших школьников) [10; 11];
• эмпирические - наблюдение и фиксация результатов образовательного процесса, беседа с учащимися и педагогами образовательного учреждения, педагогический эксперимент.
Результаты
Для достижения цели нашего исследования была проведена первичная и итоговая двусторонняя диагностика уровня успеваемости младших школьников с последующим проведением мероприятий по формированию ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №22 г. Чебоксары Чувашской Республики во 3 «А» (контрольном) и 3 «К» (экспериментальном) классах. Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе было выявлено количество учащихся обучающихся на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» в обоих классах. Был проведен предварительный анализ итоговой успеваемости в классах за первую четверть. На втором этапе в экспериментальном классе была реализована программа мероприятий патриотического характера (конкурс рисунков «Мы рисуем Победу», встреча с героем России генерал-лейтенантом Гавриловым Н.Ф., конкурс чтецов «Храним в сердцах Великую Победу», совместное родительское собрание «Герои моей семьи») в течение второй четверти.
Целью итоговой диагностики был анализ оценок учащихся экспериментального и контрольного классов за вторую четверть.
Обсуждение и выводы
Результаты исследования можно представить в таблице:
Итоговая успеваемость учащихся экспериментального и контрольного классов за I и II четверти 2017/18 учебного года
Таблица 1
Количество Количество Количество Количество
учащихся за I учащихся за I учащихся за I учащихся за II
четверть в 3 «А» четверть в 3 «К» четверть в 2 «К» четверть в 2 «К»
классе классе класса класса
Успевающие на 2 2 3 5
«отлично»
Успевающие на 8 7 9 10
«хорошо»
Успевающие на «удовлетворительно» 15 16 13 10
Наглядно результаты исследования представлены на диаграмме.
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
| Результаты 3 "А" класса за I четверть
| Результаты 3 "К" класса за I четверть
| Результаты 3 "А" класса за II четверть
| Результаты 3 "К" класса за II четверть
Успевающие на Успевающие на "5" "4"
Успевающие на "3"
Рисунок 1. Результаты успеваемости учащихся 3 «А» и «К» классов за I и II четверти 2017/18учебного года
Исходя из полученных данных эмпирического исследования видно, что успеваемость в 3 «К» (экспериментальном) классе улучшилась - увеличилось количество учащихся, имеющих отличные и хорошие итоговые оценки за II четверть 2017/18 учебного года. Улучшилась не только успеваемость в классе, но и стало проявляться более ответственное отношение к обучению, что отметили педагоги и родители младших школьников. Проведенные мероприятия патриотического характера, формирующие ценностно-смысловую компетентность, способствовали увеличению показателей успеваемости в 3 «А» (контрольном) и 3 «К» (экспериментальном) классе показатели успеваемости остались на том же уровне.
Решение проблемы повышения успеваемости младших школьников в современной школе, что является ключевым фактором образовательного процесса в условиях образовательной платформы начальной школы, обусловлено формированием ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания. Формирование
ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания обучающихся способствует не только повышению успеваемости и воспитанию ответственного отношения к обучению, но и может рассматриваться как целевой ориентир в воспитании «культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, ... и общественным ценностям»1.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в образовании // Эйдос. 2014. № 4. С. 7.
2. Хуторской А.В. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей. Научный результат // Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4. № 1. - С. 51-64.
3. Шиканова А.Н. Социальные ценности как ориентир в системе патриотического воспитания // Лингвистика, лингводидактика, переводоведение: актуальные вопросы и перспективы исследования: материалы Международ. науч. практ. конф. - Чебоксары, 2019. - С. 184-187.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Высшее образование в России. 2017. № 2. - С. 58.
5. Кузнецова Л.В., Хрисанова Е.Г., Тенюкова Г.Г., Медведева И.А., Наринская Н.Б. Формирование ценностно-смысловых компетенций бакалавров педагогического образования в современной социо-культурной реальности // Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма: материалы Международ. науч.-практ. конф. - Грозный, 2019. - С. 310-315.
6. Ермакова О.Б. Компетентностно-контекстный подход к проектированию основной образовательной программы начального общего образования // Профильная школа. 2012. № 3. С. 56-60.
7. Romanovtseva O.V. The competence approach in education // Contemporary Problems of Social Work. 2016. Т. 2. № 4 (8). - С. 83-91.
8. Frolova E., Ryabova T., Rogach O. Electronic educational environment as the tool of manager student media competence development // Медиаобразование. 2018. № 1. -С. 68-76.
9. Новичкова Н.М., Нечаева О.А. Социально-экологическая компетентность обучающегося как универсальная компетентность в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). - С. 87-90.
10. Жидков А.А. К вопросу об особенностях применения профессиональных стандартов при актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Вестник Тверского государственного университета: Педагогика и психология. 2017. № 1. С. 33-41.
11. Кузнецова Л.В. Основные тенденции этнокультурного воспитания на современном этапе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2015. - № 3(87). - С. 75.
https:// mir-nauki. com
Shikanova Anastasia Nikolaevna
Chuvash state university named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia
E-mail: [email protected]
The formation of value-semantic competence in the process of patriotic education as a tool to improve the academic progress of primary school students
Abstract. In the context of a modern school, one of the main tasks of education is to increase the level of education through the formation of value systems for high student performance. Thus, the value-semantic competence formed in the process of patriotic education of younger schoolchildren is an important factor that ensures the effectiveness of educational activities.
The article actualizes events of a patriotic nature for younger schoolchildren, expanding ideas about patriotism as a love of nature, to the homeland, evoking a sense of pride of its past and present, and the desire to increase its wealth.
Based on the analysis of the main approaches to the formation of value-semantic competence in the process of patriotic education, the author determines their conjugation in the criteria-indicators, the achievement of which helps to increase motivation to acquire knowledge, in general - the performance of primary schoolchildren.
For the scientific validity of the solution of the research problem, the article shows a pedagogical experiment in elementary school, which became the starting point for conducting activities of a patriotic orientation, which help to increase the performance of primary school students.
Patriotic events for the formation of value-semantic competence provide dynamic changes in the performance of younger students based on their interest in the process of obtaining knowledge from the formation of a respectful attitude to a different opinion, history and culture of other nations, to the perception of awareness of their ethnic and national identity, the formation of the values of multinational Russian society.
A detailed analysis of the performance of primary schoolchildren in two classes (experimental and control) indicates the feasibility of conducting patriotic events to increase the level of performance. Consequently, the feasibility of the implementation in practice of the elementary school of the process of patriotic education and the formation of value-semantic competence in interdependence is confirmed.
Keywords: value-semantic competence; patriotic education; elementary school students; the formation of value-semantic competence; patriotic events; academic progress; raising patriotism; primary education