Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/33PDMN317.pdf Статья опубликована 09.06.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Протопопова В.А. Проектирование социокультурной среды образовательной организации как метатехнология воспитания патриотизма // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/33PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Протопопова Виктория Александровна
ЧОУ ВО «Южный Университет (ИУБиП)», Россия, Ростов-на-Дону
Проректор по ДПО Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Проектирование социокультурной среды образовательной организации как метатехнология воспитания патриотизма
Аннотация. В статье представлены организационно-педагогические основы проектирования социокультурной среды образовательной организации как метатехнологии воспитания патриотизма. Автором выявлены содержательные характеристики педагогических категорий «патриотическое воспитание», «социокультурная среда образовательной организации», обоснован их компонентный состав и технологические особенности проектирования данных феноменов. Для решения исследовательской задачи автором статьи был использован комплекс теоретических методов исследования: теоретический анализ, обобщение и синтез полученных данных, аналогия, сравнение, абстрагирование, конкретизация, формализация. Критический анализ аксиологического, средового, гуманитарно-целостного, социокультурного и других подходов к исследованию социокультурной среды позволил прийти автору к выводу о перспективности гуманитарно-средового подхода, в контексте которого предполагается актуализация ценностно-смысловых детерминант. В контексте представленной выше методологии социокультурная среда понимается нами как совокупность локальных сред структурных подразделений образовательной организации, характеризующаяся интегративным синергетическим гуманитарным взаимовлиянием, ценностной ориентацией, материальными характеристиками, коммуникативно-диалогическим взаимодействием, нормативно-императивной
спецификацией. Социокультурная среда включает ценностно-смысловой, пространственно-предметный, нормативно-правовой, когнитивно-эмотивный, регуляционно-деятельностный компоненты. Функции обнаруженных компонентов социокультурной среды образовательной организации обуславливают специфические особенности, характеристики феномена, проявление которых создает условия для воспитания патриотизма: генерализованность социокультурной среды образовательной организации, открытость, структурированность, диалогичность, комфортность, безопасность, валентность, рефлексивность, гуманитарность.
Ключевые слова: социокультурная среда; патриотизм; гражданско-патриотическая позиция; патриотическое воспитание
В настоящее время в российском обществе в связи с глобализацией, информатизацией, коммерциализацией и другими тенденциями социально-экономических трансформаций
отмечаются интенсивные социокультурные изменения, а именно изменения организации общества, его ценностных ориентаций, культурных детерминант. Образование как гуманитарный феномен естественно отражает все динамические состояния российского общества, в числе которых снижение нравственности, уровня культуры обучающихся, деформация их ценностных ориентаций, дефицитарность патриотических чувств.
Помимо социальной актуальности проблемы следует отметить и практические предпосылки к проектированию социокультурной среды в современной образовательной организации как системы педагогических условий воспитания патриотизма, что отражено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и других нормативно-правовых и императивных актах.
В то же время в науке сложились определенные теоретические предпосылки для исследования социокультурной среды образовательной организации в качестве фактора воспитания патриотизма. Роль среды образовательной организации в воспитании человека отражена в исследованиях отечественных ученых последних десятилетий (Е.В. Бондаревская,
B.П. Захарченко, И.А. Колесникова, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Орлов и др.). Методологические основы проблемы патриотического воспитания были разработаны в трудах А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, С.Л. Рыкова.
Таким образом, мы можем говорить о том, что в настоящее время в педагогической науке и практике сформировался серьезный фундамент, базис для проектирования социокультурной среды образовательной организации как метатехнологии воспитания патриотизма обучающихся. Согласно классификации Г.К. Селевко, метатехнологии (социально-политический уровень педагогических технологий) реализуют государственную социальную политику и решают общеуправленческие социально-воспитательные проблемы в комплексе (образовательные, медицинские, правовые, экономические, экологические). Именно такой масштабный, многоаспектный, метатехнологический подход и может стать эффективным для воспитания патриотизма.
Рассматривая современные методологические подходы к воспитанию патриотизма с точки зрения их метатехнологичности, выделим следующий методологический контекст: идеи аксиологического подхода, признающие самоценность личности в педагогическом процессе (И.В. Абакумова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров, Л.П. Разбегаева, В.Т. Фоменко, Н.Е. Щуркова и др.); идеи средового подхода о среде как системе организационно-педагогических условий (Е.В. Бондаревская, Ю.С. Мануйлов, О.Г. Тринитатская, Н.Е. Щуркова и др.); выводы социокультурного подхода о патриотизме как одной из базовых составляющих национального самосознания народа (П.И. Бабочкин, А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, А.А.Глебов,
C.Д. Поляков, В.И. Лутовинов, С.Ю. Иванова, С.Н. Климов, Г.В. Нездемковская, О.Д. Федотова, Г.Н. Филонов и др.); технологические подходы к проектированию воспитательного пространства, моделированию воспитательных систем (Т.И. Власова, Л.Ф. Савинова, Е.М. Сафронова, Н.Л. Селиванова, В.П. Сергеева, В.В. Сериков, Е.Н. Степанов и др.); гуманитарно-целостный подход к проектированию воспитательных систем (Н.М. Борытко, О.С. Карпова, И.А. Соловцова и др.).
В контексте представленной выше методологии социокультурная среда понимается нами как совокупность локальных сред структурных подразделений образовательной организации, характеризующаяся интегративным синергетическим гуманитарным взаимовлиянием; ценностной ориентацией, материальными характеристиками, коммуникативно-диалогическим взаимодействием, нормативно-императивной
спецификацией. Социокультурная среда включает ценностно-смысловой, пространственно-
предметный, нормативно-правовой, когнитивно-эмотивный, регуляционно-деятельностный компоненты (определение разработано в контексте следующей методологии: гуманитарно-целостный подход Н.М. Борытко к пониманию воспитательного пространства [1, с. 5], кластерный подход к управлению развивающей средой инновационного образовательного учреждения О.Г. Тринитатской [7, с. 11]).
Проектируя содержание данных компонентов социокультурной среды образовательной организации с целью воспитания патриотизма обратимся к пониманию сущности патриотизма как педагогического феномена более детально.
Рассмотрим интерпретацию категории «патриотическое воспитание» в историко-логическом ракурсе. Исследуемый нами феномен рассматривался учеными с позиций этнопедагогического [3, с. 25], социально-педагогического, социокультурного [2, с. 35], гуманитарно-целостного подходов [1]. Обоснуем перспективность понимания патриотического воспитания с позиции гуманитарно-средового подхода, который определит организационную и содержательную специфику педагогической деятельности. В организационном аспекте патриотическая воспитанность всех субъектов педагогического процесса выступает как стратегическая цель деятельности образовательной организации. При этом в процессе патриотического воспитания в условиях гуманитаризации среды приоритетными становятся механизмы диалогичного, конструктивного взаимодействия между субъектами, их инновационная ориентированность, взаимодополнительность различного вида ресурсов в процессе патриотического воспитания. Гуманитарная же составляющая подхода отражена в установке на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений гражданско-патриотической позиции, ставит в центр целостного человека во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром, Отчеством, малой Родиной и другими объектами патриотизма.
Функции обнаруженных компонентов социокультурной среды образовательной организации обуславливают специфические особенности, характеристики феномена, проявление которых создает условия для воспитания патриотизма: генерализованность социокультурной среды образовательной организации (приоритет идеи воспитания патриотизма обучающихся); открытость (вступление в двухсторонние, договорные отношения с организациями внешней среды в аспекте организации процесса патриотического воспитания); структурированность (совокупность устойчивых связей физического, предметного окружения, физико-химических, биологических, гигиенических условий обеспечивает воспроизводимость предметно-пространственного компонента при изменяющихся условиях); диалогичность (равенство, диалог партнеров субъект-субъектного общения, обуславливающие сотранформацию обоих партнеров общения, переосмысление, присвоение ценностей, в том числе и ценностей здорового образа жизни); комфортность (приоритет сотрудничества, проявление корректности, сдержанности, понимания, и условий развития обучающегося); безопасность (свобода от проявления психологического насилия, формирование предпосылок для конструктивного взаимодействия и выстраивания гуманных отношений) [5, с. 42]; валентность (интерпретация патриотизма как одной из ведущих человеческих ценностей, выстраивание непротиворечивой системы ценностей, в которой патриотизм имеет доминирующее значение); рефлексивность (осмысление своей гражданско-патриотической позиции); гуманитарность (развитие способностей обучающихся к совершенствованию своей патриотической позиции в её соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений).
Таким образом, патриотическое воспитание в контексте гуманитарно-средового подхода представляет собой педагогическую помощь в субъектном становлении гражданско-патриотической позиции обучающегося в условиях социокультурной среды образовательной
организации. Опираясь на целостный подход В.С. Ильина [4, с. 22] мы выделили четыре уровня проявления гражданско-патриотической позиции: критический, нормативный, технологический, системный [6, с. 2]. Критический уровень свидетельствует о несформированности гражданско-патриотической позиции, об отсутствии в системе ценностей ценности развития и защиты своей страны, об отсутствии эмоциональной привязанности к Родине, нивелировании потребности в деятельности во благо Отечества. Нормативный уровень характеризуется отсутствием отношенческой составляющей позиции при превалировании деятельностного компонента. Человек может быть включен в деятельность, связанную с реализацией форм патриотического воспитания, но при этом не вырабатывается личностный смысл такой деятельности. На третьем технологическом уровне гражданско-патриотическая деятельность приобретает личностную значимость, так же, как и отношение окружающих к его гражданско-патриотической позиции. На системном уровне выработан личностный смысл такой деятельности, она инициируется самим субъектом, характеризуется положительным эмоциональным отношением, рефлексией.
Так, процесс патриотического воспитания в условиях социокультурной среды образовательной организации приобретает стадийность, диагностичность и технологичность.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что с позиций гуманитарно-средового подхода патриотическое воспитание представляет собой педагогическую помощь в субъектном становлении гражданской позиции Защитника Отечества, выработавшего личностный смысл защиты Отчества и формирования положительного имиджа Родины во всех социальных сферах. Характеристики социокультурной среды, обеспечивающие её релевантность воспитанию патриотизма обучающихся: генерализованность, открытость, структурированность, диалогичность, комфортность, безопасность, валентность, рефлексивность, гуманитарность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борытко Н.М. Онтологическое понимание современного воспитания // Интернет-журнал «Эйдос» URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm. (дата обращения: 01.02.2013).
2. Вырщиков, А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. М.: Глобус, 2007. 330 с.
3. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. № 4. С. 24-30.
4. Ильин В.С. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода // Воспитание школьников в процессе обучения: сб. научн. тр. Волгоград: Изд-во ВГПИ им. А С. Серафимовича, 1978. С. 34-41.
5. Протопопов В.М. Формирование культуры здорового образа жизни офицеров в развивающей среде воинской части: дисс. канд. пед. наук., Армавир, 2015. 22 с.
6. Протопопова В.А. Принципы военно-патриотического воспитания в условиях инновационного образовательного кластера // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 URL: http://mir-nauki.com/PDF/30PDMN416.pdf (дата обращения: 01.02.2013).
7. Тринитатская О.Г., Хлебунова С.Ф. Педагогические основы управления современной школой: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2009. 190 с.
Protopopova Viktoriya Aleksandrovna
Southern university (IMBL), Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Designing socio-cultural environment of educational organizations as metatekhnology of patriotism
Abstract. The article presents the organizational-pedagogical bases of designing a socio-cultural environment of educational organizations as metatekhnology of patriotism. The author reveals the characteristics of the pedagogical categories of "patriotic education", "socio-cultural environment of educational institution", justified their composition and technological design features of these phenomena. For the solution of a research problem, the author used a complex theoretical methods of research: theoretical analysis, generalization and synthesis of the obtained data, analogy, comparison, abstraction, specification, formalization. A critical analysis of the axiological, environmental, humanitarian-holistic. sociocultural and other approaches to the study of the sociocultural environment allowed the author come to the conclusion about the prospects of humanitarian-environmental approach in whose context it is assumed actualization of axiological determinants. In the context of the presented above methodology socio-cultural environment is understood by us as a set of local environments of structural subdivisions of educational organizations, characterized by an integrative synergistic humanitarian trade-offs, value orientation, material characteristics, communicative and dialogical interaction, the normative-imperative specification. Socio-cultural environment includes value-semantic, spatial-subjective, normative, cognitive-emotive, regulatory activity components. Function of the detected components of the socio-cultural environment of the educational organization stipulate specific features and characteristics of the phenomenon, the manifestation of which creates conditions for the education of patriotism: generalized socio-cultural environment of educational organizations, openness, structure, dialogue, comfort, safety, valency, reflexivity, the humanities.
Keywords: socio-cultural environment; patriotism; civil-patriotic position; patriotic education