Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / молодежь / профилактика экстремизма / молодежный экстремизм / духовно-нравственные ценности / патриотизм / patriotic education / youth / prevention of extremism / youth extremism / spiritual and moral values / patriotism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очирова Тамара Саранговна

Патриотическое воспитание в любом государстве представляет собой важное направление государственной политики. Оно зависит от ценностей, формируемых многими социальными институтами, среди которых надо выделить образовательные учреждения, поскольку воспитание в целом всегда несет в себе патриотический компонент. В Российской Федерации патриотическое воспитание молодежи тесно связано с политикой в области образования, культуры, спорта и здравоохранения, и строится на основе связи с культурой, традициями, историей и территорией страны. Образовательная среда может комбинировать в себе направления патриотического воспитания, реализуемые в этих сферах. Эти направления, а также задачи патриотического воспитания, основанные на компонентах патриотизма, отражены в данной статье. Одним из важных аспектов патриотического воспитания является формирование представлений о благополучном и достойном будущем. В связи с этим особую значимость приобретает профилактика конфликтов и распространения экстремистских настроений среди молодежи. Для такой профилактики может использоваться широкий инструментарий патриотического воспитания. В частности, патриотическое воспитание направлено на то, чтобы привить молодежи чувство сопричастности к судьбе своей Родины, развить готовность действовать в соответствии с социальными и духовно-нравственными нормами и правилами. Патриотическое воспитание должно сформировать патриотическую нравственную личность, которая знакома с содержанием экстремизма и деятельности экстремистских движений, отрицательно относится к проявлениям экстремизма и способна поддерживать антиэкстремистское поведение. Патриотическое воспитание имеет комплексный эффект и содействует формированию личности, способной критически оценивать события и действовать в соответствии с законами и духовно-нравственными ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF RUSSIAN YOUTH IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR IN THE PREVENTION OF EXTREMISM

Patriotic education in any state is an important area of public policy. It depends on the values formed by many social institutions, among which it is necessary to single out educational institutions, since education as a whole always carries a patriotic component. In the Russian Federation, patriotic education of young people is closely linked to education, culture, sports and health policy, and is based on a connection with the culture, traditions, history and territory of the country. The educational environment can combine the directions of patriotic education implemented in these areas. These directions, as well as the tasks of patriotic education based on the components of patriotism, are reflected in this article. One of the important aspects of patriotic education is the formation of ideas about a prosperous and decent future. In this regard, prevention of conflicts and the spread of extremist sentiments among young people is of particular importance. Patriotic education has a wide range of tools that can be used for such prevention. In particular, patriotic education is aimed at instilling in young people a sense of belonging to the fate of their Homeland, developing a willingness to act in accordance with social and spiritual and moral norms and rules, as well as forming a patriotic moral personality who is familiar with the content of extremism and the activities of extremist movements, negatively treats manifestations of extremism and is able to support anti-extremist behavior. Patriotic education has a complex effect and contributes to the formation of a personality capable of critically assessing events and acting in accordance with laws and spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА»

factors of medical university students]. Meditsina i organizatsiya zdravo-okhraneniya [Medicine and health care organization]. 2016.№1(1). p. 21-27.

13. Manjula, H., & Chandana, N. G., Evaluation of educational environment of Nursing Undergraduates. Galle Medical journal, 2012 , 17(2), 19-25.

14. Labunskaya V. A., Bzezyan A. A. Vneshnii oblik v obrazovatel'noi srede: otsenka, samootsenka, funktsional'naya znachimost' [External appearance in the educational environment: assessment, self-esteem, functional significance]. Sovremennoe obrazovanie. 2018. №. 4. p. 8-18.

15. Chizhkova M.B. Vzaimosvyaz' zdorov'ya studentov-pervokursnikov s adaptatsiei k obrazovatel'noi srede meditsinskogo vuza [The relationship between the health of first-year students and adaptation to the educational environment of a medical university]. Psikholog. 2020. № 6. p. 38 - 55.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА

Очирова Тамара Саранговна

Кандидат педагогических наук, доцент, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова (г. Элиста), e-mail: tschazikova@ezndex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-132-140

Аннотация:

Патриотическое воспитание в любом государстве представляет собой важное направление государственной политики. Оно зависит от ценностей, формируемых многими социальными институтами, среди которых надо выделить образовательные учреждения, поскольку воспитание в целом всегда несет в себе патриотический компонент. В Российской Федерации патриотическое воспитание молодежи тесно связано с политикой в области образования, культуры, спорта и здравоохранения, и строится на основе связи с культурой, традициями, историей и территорией страны. Образовательная среда может комбинировать в себе направления патриотического воспитания, реализуемые в этих сферах. Эти направления, а также задачи патриотического воспитания, основанные на компонентах патриотизма, отражены в данной статье.

Одним из важных аспектов патриотического воспитания является формирование представлений о благополучном и достойном будущем. В связи с этим особую значимость приобретает профилактика конфликтов и распространения экстремистских настроений среди молодежи. Для такой профилактики может использоваться широкий инструментарий патриотического воспитания. В частности, патриотическое воспитание направлено на то, чтобы привить молодежи чувство сопричастности к судьбе своей Родины, развить готовность действовать в соответствии с социальными и духовно-нравственными нормами и правилами.

Патриотическое воспитание должно сформировать патриотическую нравственную личность, которая знакома с содержанием экстремизма и деятельности экстремистских движений, отрицательно относится к проявлениям экстремизма и способна поддерживать антиэкстремистское поведение.

Патриотическое воспитание имеет комплексный эффект и содействует формированию личности, способной критически оценивать события и действовать в соответствии с законами и духовно-нравственными ценностями.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, молодежь, профилактика экстремизма, молодежный экстремизм, духовно-нравственные ценности, патриотизм.

PATRIOTIC EDUCATION OF RUSSIAN YOUTH IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR IN THE PREVENTION OF EXTREMISM

Ochirova Tamara Sarangovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia, e-mail: tschazikova@ezndex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-132-140

Abstract:

Patriotic education in any state is an important area of public policy. It depends on the values formed by many social institutions, among which it is necessary to single out educational institutions, since education as a whole always carries a patriotic component. In the Russian Federation, patriotic education of young people is closely linked to education, culture, sports and health policy, and is based on a connection with the culture, traditions, history and territory of the country. The educational environment can combine the directions of patriotic education implemented in these areas. These directions, as well as the tasks of patriotic education based on the components of patriotism, are reflected in this article.

One of the important aspects of patriotic education is the formation of ideas about a prosperous and decent future. In this regard, prevention of conflicts and the spread of extremist sentiments among young people is of particular importance. Patriotic education has a wide range of tools that can be used for such prevention. In particular, patriotic education is aimed at instilling in young people a sense of belonging to the fate of their Homeland, developing a willingness to act in accordance with social and spiritual and moral norms and rules, as well as forming a patriotic moral personality who is familiar with the content of extremism and the activities of extremist movements, negatively treats manifestations of extremism and is able to support anti-extremist behavior.

Patriotic education has a complex effect and contributes to the formation of a personality capable of critically assessing events and acting in accordance with laws and spiritual and moral values.

Keywords: patriotic education, youth, prevention of extremism, youth extremism, spiritual and moral values, patriotism.

Введение. Патриотическое воспитание всегда является высоко актуальным направлением государственной политики. Процесс патриотического воспитания зиждется на ценностных ориентирах, формирование которых происходит под влиянием многих социальных институтов - кроме самого государства, важную роль играют образовательные учреждения.

Так, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [5], воспитание даже в самом широком смысле включает в себя патриотический компонент, поскольку, в числе прочего, оно должно быть направлено на «создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Исходя из положений Федерального проекта «Патриотическое воспитание» [1, 2], в Российской Федерации патриотическое воспитание молодежи рассматривается в качестве комплексного процесса, который в рамках деятельности учреждений можно разграничить на два крупных блока: в границах образовательного процесса и во внеучебное время. Оба этих блока глубоко связаны с политикой в области образования, культуры, спорта и здравоохранения. Патриотическое воспитание направлено на формирование личности, имеющей и развивающей установку, «которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается» [2]. Эта установка базируется на связи с культурой, традицией, историей и территорией своей страны. Иными словами, эта установка связана с основными компонентами патриотизма, среди которых выделим следующие:

• гуманизм, милосердие и духовно-нравственные ценности, которые определяют активность личности;

• привязанность к месту рождения и взросления;

• уважение к языку, государственным символам и истории своей Родины;

• гордость за Родину;

• забота об интересах своего государства, проявление гражданских чувств, осознание долга перед Родиной;

• ответственность за свое государство и народ, их будущее;

• отстаивание чести и достоинства Родины [3].

Исходя из компонентов патриотизма, можно выделить направления патри-

отического воспитания в целом и в образовании [3, 10]:

Направление Содержание

Духовно-нравственное осознание обучающимися социально значимых явлений и процессов, ценностей, выступающих принципами и ориентирами в практической деятельности

Гражданско-патриотиче ское формирование правовой культуры, навыков оценки политических процессов, гражданственности, готовности служить Родине

Историко-краеведческое познание истории и культуры своего края и своей страны, ее судьбы и уникальности

Героико-патриотиче ское знакомство с национальными героями и подвигами, знаменательными датами истории Родины, воспитание чувства гордости

Военно-патриотическое изучение русской военной истории и традиции, формирование патриотического сознания и идей служения Родине

Спортивно-патриотиче ское занятия спортом, направленные на развитие дисциплинированности, ловкости, силы, стойкости, морально-волевых качеств и готовности к защите Родины

Социально-патриотиче ское развитие активной жизненной позиции, основанной на чувствах сострадания и благородства, преемственности духовно-нравственных ценностей в соответствии с культурно-историческим наследием, преемственности поколений, заботы о пожилых

Волонтерско-патриотическое придание любой волонтерской деятельности патриотической направленности

При этом стоит отметить, что патриотизм может проявляться на двух уровнях - общественном и индивидуальном. Так, на общественном уровне патриотизм формируется на основе культуры, традиций и истории в качестве государственной идеи единства, а на индивидуальном - как стремление узнать и понять свою страну, гордость за нее и любовь [6].

Иными, более общими словами, патриотизм - это нравственный принцип, выражающий любовь человека к своей стране [4] и стремление сделать ее лучше. Крайне важным для этого является образ благополучного, достойного будущего. В этой связи особую значимость приобретает профилактика конфликтов и распространения экстремистских настроений среди молодежи. Патриотическое воспитание обладает широким комплексом инструментов, которые могут быть направлены и на подобную профилактику.

Так, выделяют следующие задачи патриотического воспитания [7, 8, 9]:

• воспитание успешной, эффективной, патриотичной, социально ответственной личности;

• воспитание гражданина, любящего свою страну, формирование чувства принадлежности, верности и сопричастности Родине;

• формирование национального самосознания;

• формирование уважения и бережного уважения к русскому языку;

• изучение культурного наследия, географии и истории, формирование

уважения к ним;

• воспитание гордости к прошлому своей страны и ее национальным героям;

• воспитание гуманизма, усвоение нравственных принципов в соответствии с духовными ценностями Родины;

• формирование правовой культуры;

• осознание и развитие чувства гражданского долга;

• формирование чувства общности гражданским и национальным интересам;

• создание условий для самореализации молодежи как залог успешного развития будущего страны;

• создание условий для снижения напряженности и агрессивности в молодежной среде;

• воспитание толерантности, противодействие проявлению экстремизма;

• развитие позитивных юношеских субкультур, групп и движений, поддерживающих и развивающих патриотические идеалы;

• создание нестандартных способов выражения экстремального потенциала молодежи.

Обсуждение. Профилактика вовлечения молодежи в экстремистские группировки связана с решением следующих проблем молодежи: низкий уровень культурного развития, недостаток социального опыта, низкий уровень личной ответственности, шаткая гражданская позиция, отсутствие знаний об экстремистских течениях и движениях, недостаточный уровень эмоционального и поведенческого контроля. Эти проблемы делают молодых людей уязвимыми для воздействия внешних сил и, как следствие, поддающимися для вовлечения в экстремистские группировки [11].

Экстремистские проявления являются следствием равнодушия и неуважения к собственной Родине и своему народу, что определяет важность создания условий для патриотического духовно-нравственного воспитания молодежи.

Духовно-нравственное воспитание тесно связано и с передачей знаний о многочисленных народах России, их истории, культурах и религиях для способности адекватно анализировать события прошлого и текущие политические события. Кроме того, в культуре каждого народа заложены общечеловеческие ценности, способствующие межкультурной коммуникации.

Патриотическое развитие включает в себя три фазы [7]:

• Патриотическое убеждение - получение первоначальных знаний о Родине и ее истории;

• Патриотическое осознание - более глубокое осмысление полученных знаний, выражение своего отношения к ним, формирования навыка оценки исторических и текущих событий;

• Патриотическая деятельность - осознание сопричастности к судьбе Родины и готовность действовать на ее благо в соответствии с принятыми социальными и духовно-нравственными нормами и правилами.

Таким образом, формирование духовно-нравственных состояний происходит на основе патриотизма, гражданственности, понимания правил межкультурной коммуникации и толерантности, принципов сотрудничества и взаимопомощи, умения вникать в чужую позицию и управлять отрицательными эмоциями. Оно направлено на развитие патриотичной нравственной личности. Такая личность на основе знаний об экстремизме и выработке отрицательного отношения к экстремистским проявлениям способна в дальнейшем самостоятельно поддерживать антиэкстремистское поведение.

Подводя итог, стоит подчеркнуть, что жизнеспособность любого общества зависит и от способности мобилизовать ресурс, формируемый активностью, динамичностью и восприимчивостью молодежи, для его преобразования в общественно полезный. И в случае с вовлечением молодежи в экстремистские группировки речь идет о том, что ее потенциал будет направлен в деструктивном направлении, а не просто рассеян и не использован. Работа образовательных учреждений по патриотическому воспитанию приводит к тому, что обучающиеся становятся личностями со стабильными убеждениями и взглядами, четким осознанием принадлежности к гражданскому обществу своей страны и ценности языка и культуры своего народа, знанием законов, прав и обязанностей, устройства своего государства. В результате у молодежи вырабатывается неприязнь и неприятие всех экстремистских проявлений. Кроме того, роль образовательных учреждений в профилактике молодежного экстремизма подчеркивается еще и возможностью влиять на мировоззрение ближайшего окружения обучающихся. Таким образом, патриотическое воспитание дает комплексный результат и формирует цельную личность, способную критически оценивать происходящее и действовать в соответствии с законами и духовно-нравственными ценностями.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

2. Министерство просвещения Российской Федерации, национальный проект «Образование»: федеральный проект «Патриотическое воспитание» [Электронный ресурс]: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/

3. Паспорт федерального проекта Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: https://domtvorzestva.68edu.ru/ wp-content/uploads/2023/08/%D0%A4%D0%B5%D0%B40/oD00/oB5%D1%80%D0 %B0%D0%BB%D1 %8C%D0%BD%D1 %8B%D0%B9-%D0%BF%D1 %80%D0% BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%9F0/oD00/oB00/oD10/o820/oD1%80%D0%B8 %D0%BE%D 1%82%D0%B8%D 1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D 0%B5-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0% BD%D0%B8%D0%B5.pdf

4. Узоков А.М. Направления воспитания патриотизма в современных усло-

виях // Вестник науки и образования. 2021. №17-2 (120). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/napravleniya-vospitaniya-patriotizma-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 19.11.2023).

5. Абдурахманов Ш. Н. Основные направления патриотического воспитания // Проблемы педагогики. 2020. №6 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-napravleniya-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 30.11.2023).

6. Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-perspektivy-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 28.11.2023).

7. Гайворонская Ю. Н. Патриотизм как профилактика экстремизма в молодежной среде // Инновационный потенциал молодежи: информационная, социальная и экономическая безопасность : материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции, Екатеринбург, 04-05 декабря 2017 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь); Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина»; Департамент молодежной политики Свердловской области; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносоваи др.; Под общей редакцией А. В. Пономарева. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. С. 687-691.

8. Собиров О.Ф., Асланов Х. Цели и задачи патриотического воспитания // Мировая наука. 2019. №11 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-zadachi-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 29.11.2023).

9. Исмоилова М.Н., Абдуллаев А.Н. задачи патриотизма в профилактике экстремизма у молодежи // Вестник науки и образования. 2021. №17-2 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-patriotizma-v-profilaktike-ekstremizma-u-molodezhi (дата обращения: 19.11.2023).

10. Шилова В. С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2015. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-suschnost-tseli-i-zadachi (дата обращения: 29.11.2023).

11. Дадова, З. И. Воспитание традиционных духовно-нравственных ценностей как способ профилактики экстремизма // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14, № 3. С. 64-67.

References

1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law No. 273-FZ dated December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation»], Moscow, 2012. Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

2. Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii, nacional'nyj proekt

«Obrazovanie»: federal'nyj proekt «Patrioticheskoe vospitanie» [Ministry ofEducation of the Russian Federation, national project «Education»: federal project «Patriotic education»]. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/

3. Pasport federal'nogo proekta Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii [Passport of the federal project Patriotic education of citizens of the Russian Federation] Available at: https://domtvorzestva.68edu.ru/wp-content/uploads/2023/ 08/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C %D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1 %80%D0%BE%D0%B5%D0%BA %D1%82-%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%800/oD00/oB80/oD00/oBE%D1%82%D 0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B2%D0% BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5. pdf

4. Uzokov A.M. [Directions of education of patriotism in modern conditions]. Vestnik nauki i obrazovanija. 2021. №17-2 (120). (In Russian). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-vospitaniya-patriotizma-v-sovremennyh-usloviyah

5. Abdurakhmanov Sh. N. [The main directions of patriotic education]. Problemy pedagogiki. 2020. №26 (51). (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-napravleniya-patrioticheskogo-vospitaniya (accessed: 30.11.2023).

6. Bazhin K. S., Simonova G. I., Khodyreva E. A. [The state and prospects of patriotic education of youth in modern Russia]. Koncept. 2014. №12. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-perspektivy-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-v-sovremennoy-rossii (accessed: 28.11.2023).

7. Gaivoronskaya Yu. N. [Patriotism as the prevention of extremism among youth]. Innovacionnyj potencial molodezhi: informacionnaja, social'naja i jekonomicheskaja bezopasnost' : materialy Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchno-issledovatel'skoj konferencii, Ekaterinburg, 04-05 dekabrja 2017 goda / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii; Federal'noe agentstvo po delam molodezhi (Rosmolodezh'); Fond «Prezidentskij centr B. N. El'cina»; Departament molodezhnoj politiki Sverdlovskoj oblasti; Moskovskij gosudarstvennyj universitet imeni M. V. Lomonosovai dr.; Pod obshhej redakciej A. V. Ponomareva. Ekaterinburg: Ural'skij federal'nyj universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'cina, 2017. pp. 687691. (In Russian).

8. Sobirov O.F., Aslanov H. [Goals and objectives of patriotic education]. Mirovaja nauka. 2019. №11 (32). (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/tseli-i-zadachi-patrioticheskogo-vospitaniya (accessed: 29.11.2023).

9. Ismoilova M.N., Abdullaev A.N. [Tasks of patriotism in the prevention of extremism among young people]. Vestnik nauki i obrazovanija. 2021. №17-2 (120). (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-patriotizma-v-profilaktike-ekstremizma-u-molodezhi (accessed: 19.11.2023).

10. Shilova V. S. [Patriotic education of students: essence, goals and objectives]. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2015. №1 (3). (In Russian).

Available at: https:^yberleninka.m/artide/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-suschnost-tseli-i-zadachi (accessed: 29.11.2023).

11. Dadova Z. I. [Education of traditional spiritual and moral values as a way to prevent extremism]. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14, № 3. pp. 64-67.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чанышева Гульнара Габдулхаковна

Доктор педагогических наук, профессор, Казанский юридический институт МВД России (г. Казань), e-mail:

Хайруллова Эльвира Тагировна

Кандидат педагогических наук, доцент, Казанский юридический институт МВД России (г. Казань), e-mail:

Томаева Диана Михайловна

Ассистент кафедры, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (г. Владикавказ), e-mail: diana_tomaeva0304@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-140-148

Аннотация:

Введение: в статье рассматриваются причины и условия преступности среди несовершеннолетних, предложены организационные мероприятия, направленные на минимизацию подростковой преступности.

Материалы и методы: нормативную базу исследования составило действующее российское законодательство в сфере противодействия преступности среди несовершеннолетних, теоретической основой исследования выступила научная литература. В качестве материалов исследования использовались статистические данные сайта МВД РФ. Методологию исследования составила совокупность общенаучных и специальных юридических методов.

Результаты исследования: на основании проведенного исследования авторы отметили, что результативность профилактической деятельности напрямую зависит от скоординированных действий государственных и общественных структур по улучшению материальных, духовно-нравственных, образовательных, культурных, досуговых и иных условий развития подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.