УДК 343:37 doi: 10.31862/2218-8711-2023-1-164-171
ББК 67.409:74
ЗНАЧИМОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
THE IMPORTANCE OF PATRIOTIC EDUCATION OF JUVENILE CONVICTS IN MODERN SOCIETY
Колесов Владимир Иванович
Профессор межфакультетской кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Лужский институт (филиал) ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина», Санкт-Петербург, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, академик РАЕ E-mail: [email protected]
Kolesov Vladimir I.
Professor of the interfacuLty department of humanitarian and natural sciences, Luga Institute (branch) of the Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, ScD in Education, PhD in Economics, FuLL Professor, Honorary Figure of Russian Higher School, Honored Worker of Science and Education of the Russian academy of natural history, Academician of the Russian academy of natural history E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается роль патриотического воспитания несовершеннолетних осужденных, сохранение у воспитанников гражданской позиции. Автором предложены пути оптимизации процесса воспитания патриотизма у несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В работе рассмотрены выходы из этой сложной проблемы в российском обществе, оказывающей влияние на духовно-нравственный уровень подрастающего поколения в современном социуме. В настоящее
Abstract. The article considers the role of the patriotic education of juvenile convicts and maintenance of civic position by them. The author suggests ways to optimize the process of patriotic education in juvenile convicts, who serve their sentence in correctional institutions. The paper considers ways out of this complex problem of the Russian society, which has a certain impact on the spiritual and moral level of the younger generation in modern society. Currently, the focus of the state policy in
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Колесов В. И., 2023
время основным акцентом государственной политики в сфере патриотического воспитания несовершеннолетних подростков выступает патриотическая идея, на которой основывается духовно-нравственная сущность человека.
the field of patriotic education of underage adolescents is the patriotic idea, on which the spiritual and moral essence of a person is based.
Ключевые слова: патриотизм, духовно-нравственное воспитание, ценности, общество, национализм, экстремизм.
Keywords: patriotism, spiritual and moral education, values, society, nationalism, extremism.
Для цитирования: Колесов В. И. Значимость патриотического воспитания несовершеннолетних осужденных в современном социуме // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 164-171. DOI: 10.31862/2218-87112023-1-164-171.
Cite as: Kolesov V. I. The importance of patriotic education of juvenile convicts in modern society. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 164-171. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-164-171.
В конце ХХ в. и в начале третьего тысячелетия патриотическое воспитание молодежи становится в России актуальной темой. Возрождение идеи патриотизма все чаще звучит на государственном уровне. Особенно патриотическое воспитание выступает приоритетным вопросом в среде несовершеннолетних подростков, отбывающих наказания в воспитательных колониях.
В российском обществе молодое поколение рассматривается как одна из главных составляющих и является многочисленной группой среди населения Российской Федерации как в культурной сфере, так и в трудовой, экономической и политической деятельности. И сохранение ценностей поколений направлено именно на духовно-нравственное воспитание молодежи, которая несет в себе творческий потенциал современной России [1, с. 25].
Однако в настоящее время преступность среди несовершеннолетних возросла в разы, и это заметно по всем регионам Российской Федерации. В чем кроется причина этого весьма актуального в педагогическом процессе явления? В конце ХХ в. во время демократических веяний произошли события, которые сыграли в отрицательную роль в воспитании молодежи. В школьном образовании снизилась роль воспитательного процесса. Воспитательный процесс, и в том числе патриотическое воспитание, в совокупности потерял свою актуальность. Это резко негативно отразилось на росте преступности среди подростов. В школах перестали подробно изучать историю Великой Отечественной войны. На уроках истории не изучалась история флага Российской Федерации, забыты герои Великой Отечественной войны. Учебники истории как будто были не для школьников Российской Федерации. Молодые родители учеников также слабо изучали историю России и не знали героев своей страны. Из уст учителей неоднократно слышались слова: «Мы не должны заниматься воспитанием детей», «Мы должны заниматься только обучением». Не было понимания того, что сначала идет «обучение», а потом «воспитание».
По установленным правилам без воспитания не должно быть обучения, это передается из поколения в поколение, и, соответственно, этот процесс во всех образовательных учреждениях был нарушен.
Приходящие в школы из педагогических вузов молодые педагоги, бывшие студенты, большинство из которых не представляло для себя, какая перед ними лежит ответственность в педагогической деятельности. Априори они не были готовы к работе в школе, у них нет жизненного и педагогического опыта, нет педагогической практики для работы со школьниками. Педагог - это призвание. Как и любая профессия, ее нужно любить. Кому-то она «дана от Бога», кому-то она вообще «не дана». Поэтому воспитательный процесс в школах - это основа образовательного процесса и вся ответственность ложится на педагога [2, с. 109].
Важную роль в отрицательном влиянии на несовершеннолетних играет внешняя среда, где подростки проводят третью часть своего времени. Внешняя среда хороших ребят ломает, а в основном для подростков она становится «явлением», к которому они привыкают. Но не всегда у этих подростков нарушен «патриотизм».
Вернемся к вопросу патриотического воспитания несовершеннолетних осужденных. Статистические данные Росстата показывают, что на сегодняшний день воспитательных колоний для несовершеннолетних в России становится меньше. Наряду с этим показатель патриотического воспитания подростков, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, имеет положительный результат.
Задача социальных работников и воспитателей воспитательных колоний, а также учителей состоит в подготовке каждого несовершеннолетнего к социуму, где он должен быть полноценным гражданином своей страны и быть востребован в обществе, как и другие молодые люди, чтобы они не были потеряны в этом социуме и не возвращались снова в пенитенциарные учреждения.
Значимость патриотического воспитания в современной России отражена в ряде государственных документов, таких как:
• Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751);
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 с изменениями на 7 октября 2013 г.);
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 с изменениями с изменениями на 30 марта 2020 г.).
Главной целью вышеназванных программ является система патриотического воспитания граждан РФ [3]. Стоит отметить, что укрепление общества, сохранение стабильности, общественной и экономической, единство многонациональной России являются главными показателями становления патриотических чувств в сознании человека.
Патриотическое воспитание, в том числе среди несовершеннолетних осужденных, играет большую роль в профилактике такого явления, как экстремизм. Это явление
быстро распространяется как среди молодежи в целом, так и среди несовершеннолетних осужденных.
Обратимся к терминологии. Так, взгляды, содержащие в себе особенности экстремизма, опираются на положения уникальности, превосходства или ущербности человека по причине определенных принадлежностей, таких как национальность, религия, отношение к религии, социум, раса, язык, языковая принадлежность. Кроме того, особенности экстремизма содержат в себе идеи политического, идеологического, расового, национального или религиозного отвращения или неприязни в отношении какой-либо общественной группы.
Рассмотрим еще одно понятие - «национализм». Его часто используют вместе с понятием «экстремизм» и отождествляют с понятием «национальный экстремизм», что является грубой ошибкой. Употребление данных понятий как синонимов является недопустимым. Понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность» раскрыты в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», но недостаточно четко [3, с. 53].
Патриотические чувства вкладываются в сознание человека, существующего в некоторой социально-культурной среде, в течение всей жизни.
Специалист по социальной работе играет огромную роль в организации воспитательной деятельности у осужденных, а именно формировании патриотизма. Требования к такому специалисту представлены на рис. 1.
должен быть осторожен
учитывает вопросы,на которые не может ответить
Специалист по социальной работе
готов использовать
знания о патриотизме
должен ответить на вопросы
способен помочь осужденным
овладеть знаниями о патриотизме
Рис. 1. Требования к специалисту по социальной работе с осужденными в рамках работы, направленной на патриотическое воспитание
Такая работа повлияет на взгляды осужденного, изменение его личности и его поведение. Таким образом, стоит сделать вывод о том, что такие мероприятия нужно проводить во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы. Мероприятия патриотической направленности - это одно из средств исправления несовершеннолетних осужденных [4, с. 377].
В поле общественной, психологической, воспитательной и образовательной работы с несовершеннолетними осужденными наиважнейшей задачей является развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания, планирование, подготовка и реализация воспитательных мероприятий, направленных на создание и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, следование требованиям законов и утвержденных в обществе норм поведения и правил внутреннего распорядка учреждения [5, с. 143]. Особенное внимание при реализации мероприятий патриотической направленности нужно уделять созданию у несовершеннолетних осужденных идей о содержании таких понятий, как патриотизм, и его противоположностей, которые определяют убеждения человека, его поступки, отношение к работе и различной деятельности, повышению уровня знаний, культурного уровня и гордости за страну.
Патриотическое воспитание - это одна из главных задач в воспитательной работе с осужденными подростками. Одна из самых важных составляющих в процессе исправления несовершеннолетних осужденных - это формирование и дальнейшее развитие патриотических чувств. При отсутствии данного компонента не может быть речи о ресоциализации личности осужденного. Повышение качества работы по патриотическому воспитанию, воспитательной работы в целом и психологического обеспечения социальных работников УИС основывается на совокупности организационных, методических, правовых, нормативных, исследовательских и информационных мероприятий.
Рассмотрим приоритеты в патриотическом воспитании несовершеннолетних осужденных (рис. 2).
Военно-патриотическая работа с осужденными является надежным средством влияния на понимание нашей мощи и уверенности в планетарной прочности России. Она
Направления патриотического воспитания в уголовно-исполнительной системе
духовно-нравственное
историко-культурное
гражданско-патриотическое
военно-патриотическое
спортивно-патриотическое
Рис. 2. Приоритеты в патриотическом воспитании несовершеннолетних осужденных
выступает одним из центральных направлений становления патриотизма средствами социальной работы. Работа по военно-патриотическому воспитанию может охватывать мероприятия, базирующиеся на боевых традициях народа и Вооруженных Сил (торжество памятных дат, оформление выставок, игр, соревнований, показ фильмов, военно-спортивные игры). Восприятие и осмысление осужденными подростками своей малой родины должно быть основной методологической концепцией их патриотического воспитания [6].
Одним из примеров такой военно-патриотической работы может выступать детское учреждение УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ФКУ «Колпинская воспитательная колония»). Там организована работа по сбору и пополнению музейной выставки на тему истории проживающих на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга народов и их культурного наследия [7, с. 7-8].
Изучив опыт работы, мы считаем, что мероприятия по формированию патриотизма у несовершеннолетних осужденных на примере воспитательной колонии, которая находится на территории Колпинского района города Санкт-Петербурга, показательны, но их можно было бы дополнить мерами, представленными на рис. 3.
Рассмотрим каждое мероприятие в отдельности:
• индивидуальная работа должна включать в себя беседы, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей и ориентированные на развитие
Мероприятия социальной направленности по формированию патриотизма у несовершеннолетних осужденных
1. Индивидуальная работа
3. Спортивные игры, посвященные празднованию памятных дат Великой Отечественной войны
4. Активное взаимодействие с патриотическими организациями
5. Работа по формированию патриотизма с родственниками несовершеннолетних осужденных
6. Активизация творческих способностей несовершеннолетних осужденных
7. Проведение занятий с сотрудниками учреждения в рамках служебной подготовки по формированию патриотизма
Рис. 3. Мероприятия социальной направленности по формированию патриотизма
у несовершеннолетних осужденных
нравственно-ценностных представлений несовершеннолетнего осужденного за различные уголовные преступления;
• воспитание на боевых традициях подразумевает проведение различных тематических викторин, конкурсов, выставок, просмотров исторических фильмов, празднование памятных дат;
• взаимодействие с патриотическими организациями должно включать проведение мероприятий представителями патриотических клубов, возможность вступления в патриотический клуб после освобождения;
• работа с родственниками - это исследование истории своей семьи и составление родословной;
• творческие способности развивают такие мероприятия, как постановка спектаклей, подготовка концертов, создание экспозиций музеев, написание картин, сочинение и чтение стихов на соответствующую тематику;
• и последнее: сотрудники должны на собственном примере показать несовершеннолетним осужденным важность патриотизма в обществе.
Таким образом, с помощью реализации указанных выше предложений возможно обеспечить развитие стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению законов и правил поведения, принятых в обществе, формированию уважительного отношения к истории государства и преодолению социально деструктивных тенденций у несовершеннолетних осужденных.
Список литературы
1. Додуева О. Ф. Нравственно-патриотическое воспитание несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Перспективы науки. 2020. № 11 (134). С. 25-27.
2. Зорина Н. С., Зорин Д. Н. К вопросу о трудовом воспитании несовершеннолетних осужденных // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2021. № 24. С. 109-112.
3. Зауторова Э. В. К вопросу о психолого-педагогическом воздействии на осужденных, имеющих религиозные экстремистские убеждения // Вестник института: Преступление, наказание, исправление. 2014. № 26. С. 52-56.
4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы в РФ до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 No. 1772-р) // Российская газета. 08.03.2011. URL: https://rg.ru/2011/03/08/penitenciariya-site-dok.html (дата обращения: 20.05.2022).
5. Суслов М. Г. Государство как организатор патриотического воспитания и как ценность для патриотического воспитания // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. 2021. № 3 (3). С. 143-154.
6. Указ Президента РФ «О Военной доктрине Российской Федерации» от 5 февраля 2010 г. № 146 // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30593 (дата обращения: 20.05.2022).
7. Федоров А. Ф. Система воспитания осужденных // Colloquium-journal. 2020. № 7-3 (59). С. 7-8.
8. Назаров О. Ю. Роль труда в воспитании осужденных в уголовно-исполнительной системе // Наукосфера. 2022. № 1-1. С. 377-379.
References
1. Dodueva O. F. Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie nesovershennoletnikh osuzh-dennykh, otbyvayushchikh nakazanie v vospitatelnykh koloniyakh. Perspektivy nauki. 2020, No. 11 (134), pp. 25-27.
2. Zorina N. S., Zorin D. N. K voprosu o trudovom vospitanii nesovershennoletnikh osuzhdennykh. Vestnik obshchestvennoy nauchno-issledovatelskoy laboratorii "Vzaimodeystvie ugolovno-ispolnitelnoy sistemy s institutami grazhdanskogo obshchestva: istoriko-pravovye i teoretiko-metodologicheskie aspekty". 2021, No. 24, pp. 109-112.
3. Zautorova E. V. K voprosu o psikhologo-pedagogicheskom vozdeystvii na osuzhdennykh, imeyushchikh religioznye ekstremistskie ubezhdeniya. Vestnik instituta: Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2014, No. 26, pp. 52-56.
4. Kontseptsiya razvitiya ugolovno-ispolnitelnoy sistemy v RF do 2020 goda (utv. Rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 14.10.2010 No. 1772-r). Rossiyskaya gazeta. 08.03.2011. Available at: https://rg.ru/2011/03/08/penitenciariya-site-dok.html (accessed: 20.05.2022).
5. Suslov M. G. Gosudarstvo kak organizator patrioticheskogo vospitaniya i kak tsennost dlya patrioticheskogo vospitaniya. Almanakh Permskogo voennogo instituta voysk natsionalnoy gvardii. 2021, No. 3 (3), pp. 143-154.
6. Ukaz Prezidenta RF "O Voennoy doktrine Rossiyskoy Federatsii" ot 05.02.2010 No. 146. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30593 (accessed: 20.05.2022).
7. Fedorov A. F. Sistema vospitaniya osuzhdennykh. Colloquium-journal. 2020, No. 7-3 (59), pp. 7-8.
8. Nazarov O. Yu. Rol truda v vospitanii osuzhdennykh v ugolovno-ispolnitelnoy sisteme. Naukosfera. 2022, No. 1-1, pp. 377-379.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1
Статья поступила в редакцию 26.05.2022 The article was received on 26.05.2022