ТРИБУНА МОЛОАОГО УЧЕНОГО
DOI 10.37523/SUI.2020.38.2.017 УДК 159.9
Ежова Олеся Николаевна
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e [email protected]
Olesya N. Еzhova
Candidate of Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of Penal Psychology and Pedagogics, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e [email protected]
Дрозд Николай Александрович
курсант 3-го курса,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Nikolay A. Drozd
3 year cadet,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ И МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НИХ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются причины сокращения количества воспитательных колоний и количества несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Анализируются психологические особенности личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также характер влияния изоляции от общества на поведение и личность подростка.
Выделяются пять категорий осужденных, требующих к себе пристального внимания со стороны психологов и воспитателей: агрессивные; склонные к членовредительству; лица, имеющие психические аномалии; лидеры с отрицательной направленностью; лица, характеризующиеся трудностями в адаптации к условиям отбывания наказания в местах лишения свободы.
Характеризуются психические состояния, которые испытывают несовершеннолетние осужденные в период отбывания наказания в воспитательной колонии.
Раскрывается содержание пенитенциарного этапа ресоциализации несовершеннолетних осужденных (задачи, решаемые в процессе воспитательной работы, профессиональная подготовка, получение среднего образования).
На примере Тюменской воспитательной колонии рассматриваются осуществляемые в ней направления воспитательной деятельности, анализируются особенности психологической работы с агрессивными подростками, подростками, склонными к членовредительству, и подростками, имеющими зависимость от психоактивных веществ.
Полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы для повышения эффективности процесса исправления несовершеннолетних осужденных.
Ключевые слова: несовершеннолетние, агрессивное поведение, наркотическая зависимость, реабилитация больных наркоманией, адаптационные технологии.
PECULIARITIES OF JUVENILE DELINQUENTS PERSONALITY AND MEASURES OF INFLUENCE ON THEM IN THE CONTEXT OF CORRECTION INSTITUTION
Summary. The article discusses the reasons for reducing the number of educational colonies and the number ofjuvenile convicts serving sentences of imprisonment.
The psychological characteristics of the personality of juvenile prisoners serving sentences in places of deprivation of liberty are analyzed, as well as the nature of the effect of isolation from society on the behavior and personality of a teenager.
Five categories of convicts are identified, requiring close attention from psychologists and educators (aggressive; self-mutilating; people with mental abnormalities; leaders with a negative orientation; people characterized by difficulties in adapting to conditions of serving sentences in places of deprivation of liberty).
© 2020 Ежова О. Н., Дрозд Н. А.
Mental conditions that are experienced by juvenile offenders during the period of serving their sentences in the educational colony are characterized.
The content of the penitentiary stage of the re-socialization ofjuvenile convicts (tasks solved in the process of educational work, vocational training, secondary education) is revealed.
On the example of the Tyumen educational colony, the directions of educational activity carried out in it are examined, the features of psychological work with aggressive teenagers, adolescents prone to self-harm, and adolescents who are addicted to psychoactive substances are analyzed.
The results obtained are ofpractical importance and can be used to increase the efficiency of the process of correction of juvenile convicts.
Keywords: minors, aggressive behavior, drug addiction, rehabilitation of drug addicts, adaptive technologies.
В современном российском обществе происходит совершенствование уголовной политики и организации исполнения наказаний (уголовно-исполнительной политики), которое сопровождается реформированием не только всего законодательства, но и уголовно-исполнительной системы в целом. Воспитательная колония (далее - ВК) занимает особое место в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) и относится к исправительным учреждениям. Ее задачей является ресоциа-лизация несовершеннолетних, совершивших преступления, и формирование у них законопослушного поведения.
За последние годы количество несовершеннолетних осужденных, которым судами было назначено наказание в виде лишения свободы, значительно уменьшилось (сократилось почти в 5 раз, если в 2009 г. в местах лишения свободы содержалось 5970 несовершеннолетних осужденных, то в 2018 г. уже только 1354, а на 1 марта 2020 г. - 1107 чел. [1, 2]).
В последние годы отмечается тенденция снижения количества преступлений, совершенными несовершеннолетними (согласно данным официальной статистики сайта Судебного департамента за 2018 г. количество совершенных преступлений несовершеннолетними составило 18 826, а в 2019 г. этот показатель составил уже 8285 преступлений, кроме того, в 2018 г. процент рецидива преступлений среди несовершеннолетних составил 3849 (20,45 %), а в 2019 г. - 1746 (20,95 %) [3]).
Несмотря на то что в настоящее время количество совершенных несовершеннолетними преступлений на фоне демографического кризиса стремительно снижается, уровень данных преступлений остается на достаточном высоком уровне. Анализируя эти данные, можно сделать вывод о том, что каждый пятый несовершеннолетний осужденный после отбытия наказания совершает новое преступление. Следовательно, вопросы ресоциализации несовершеннолетних осужденных выходят на первый план в комплексе предупреждения преступности в целом.
В соответствии с политикой нашего государства в целях недопущения криминального заражения несовершеннолетних преступников в ВК к ним в большей мере применяются принудительные меры воспитательного воздействия и наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Несовершеннолетние осужденные в изоляции от общества, без контактов с родителями и родственниками «окунаются» в атмосферу конфликтов, грубого отношения и криминальной субкультуры. Естественно, в указанных обстоятельствах сильно страдает личность подростка, деформируется его сознание и отношение к миру в целом. Формируется негативное отношение к обществу, к сотрудникам, при этом у подростка развиваются такие качества, как нерешительность, тревожность и неуверенность в себе.
Для того чтобы профилактика повторных преступлений со стороны несовершеннолетних осужденных была эффективной, необходимо учитывать их психологические особенности. Полученные знания позволяют сотрудникам ВК обеспечить своевременную и правильную диагностику подростка, подобрать индивидуальный подход к типу его личности, применить наиболее подходящие приемы профилактики.
Изучению проблем в сфере воспитания несовершеннолетних посвятили свои труды Л. А. Григорович, А. И. Долгова, Н. В Давыдова, Е. М. Данилин, О. Н. Ежова, Т. В. Калинина, Е. В. Лукьянова, А. С. Макаренко, С. С. Пиюкова, А. А. Реан, С. А. Тарасова, Е. А. Щербаков.
Проблемы поведения несовершеннолетних осужденных рассматривались в работах О. Г. Ананьева, В. А. Гурьевой, Е. А. Дроздовой, Л. В. Ковтуненко, О. В. Ощепковой, А. Л. Плотниковой, Ф. И. Ушкова.
Следует отметить, что несовершеннолетние осужденные уже в карантинном отделении проходят психологическое обследование, позволяющее составить представление об особенностях их личности [4].
По результатам проведенного обследования выделяются 5 групп несовершеннолетних, которые требуют к себе повышенного внимания:
1. Подростки, имеющие психические аномалии (60 % по данным В. А. Гурьевой [5, с. 121]).
2. Подростки, нарушающие Правила внутреннего распорядка, установленные для воспитательных колоний (отказывающиеся от работы, криминальные лидеры, склонные к побегу, характеризующиеся конфликтностью и повышенной агрессивностью).
3. Подростки, имеющие проблемы с адаптацией к условиям изоляции, что часто проявляется в негативных эмоциональных состояниях (тревожность, фрустрация, настороженность). Такие несовершеннолетние часто становятся жертвами преступных посягательств со стороны других осужденных.
Отмечается большой удельный вес подростков, которые неспособны найти выход из возникшей жизненной трудности. Общение данных подростков чаще всего носит асоциальную направленность и ограничивается кругом подобных лиц.
4. Лица, склонные к членовредительству. Эти подростки отличаются самостоятельностью, независимостью от посторонних суждений, стремлением к самореализации, они с упорством отстаивают свою точку зрения, при этом демонстрируя настойчивость в достижении своей цели. При возникновении трудностей оказывается, что у такого подростка отсутствуют навыки конструктивно разрешать сложившуюся ситуацию, у них преобладает механизм психологической защиты, с помощью которого они оправдывают свое криминальное поведение.
Подростки с агрессивным поведением, которые при помощи агрессии и неповиновения пытаются поднять свое положение в ближайшем окружении, демонстрируя окружающим тем самым уверенность в собственных силах, но эта демонстрация нужна, прежде всего, им самим. Несовершеннолетние осужденные проявляют особую чувствительность к действительной и неправильно понимаемой ими несправедливости.
В связи с этим у них легко происходит формирование враждебности, которая в свою очередь обуславливает злопамятность и латентную агрессию. В условиях изоляции ведущим мотивом повседневной жизнедеятельности является поиск возможности избежать ошибки, а также найти подходящую социальную нишу и обрести покровителей среди сильных и авторитетных лиц, например, лидеров неформальных групп.
5. Несовершеннолетние, имеющие различного рода зависимости.
Эмоциональное отвержение со стороны близких лиц для осужденного, а также отсутствие родственников, к которым на свободе он относился презрительно, неожиданные поручения и предъявленные необоснованные претензии со стороны окружающих нередко становятся спусковым механизмом для агрессивного и суицидального поведения [6, с. 10].
Наибольшая часть несовершеннолетних осужденных подвержена сменяющемуся депрессивному состоянию. У них отмечаются частые перепады настроения, существенное снижение активности, особенно у подростков, отбывающих наказание на начальных этапах, либо же перед освобождением из ВК. Внешне это проявляется в существенном раздражении и придирчивости, демонстрируя при этом свое недовольство к замечаниям окружающих лиц. На самом деле в этот момент они находятся в состоянии пассивности личностной позиции, боязни неудач и склонности к раздумьям [7, с. 6].
Для них является характерным высокий уровень осознания проблем, который в первую очередь выражается в чувстве постоянной тревоги, пессимистическом взгляде на свои перспективы и убеждения в том, что жизнь в дальнейшем будет становиться только хуже.
Проявление симптомов ущербного «Я» является не самым распространенным среди осужденных, но имеет место быть, они находят свое отражение в отрицании и чувстве враждебности к окружающим, такому подростку присущи, как неразрывное целое, низкая самооценка и комплекс неполноценности, страх и тревожность, мнительность и эмоциональная неустойчивость.
Недостаточный уровень мотивационно-волевых качеств и демонстративность поведения нередко являются скрытыми формами выдвижения протеста против взрослых, «постоянно придирающихся» к подростку, неуспехов в жизни и социального отвержения. Важным элементом противоправного поведения в местах изоляции от общества является дефект в социализации личности и большое влияние сверстников из неформальных групп на личность несовершеннолетнего. Каждодневное общение подростков внутри групп в большинстве случаев происходит из банального желания общаться. И ограничивается оно чаще всего разговорами на общие стандартные темы,
чаще всего о просмотренном фильме, о том, кто и как жил на воле, чем занимался, кто-то рассказывает о вымышленной жизни, ради желания показаться лучше.
Подростки в этом возрасте зависят от мнения окружающих как в исправительных учреждениях, так и до попадания туда, что зачастую приводит их к мысли совершить преступление, чтобы доказать окружающим, что они достойны находиться в их компании. Признание сверстников особо важно в данный период жизни для подростка. Дружеское общение несовершеннолетнего правонарушителя, как правило, сужено с «благополучными» подростками. В основном правонарушители устанавливают контакт с лицами, имеющими сходные проблемы и трудности, а также бесконтрольность со стороны семьи и большое количество свободного времени. При возникновении конфликтов и недопониманий в других отраслях жизнедеятельности субъективное значение данного общения увеличивается.
Именно поэтому при расхождении своих взглядов и оценок с позицией неформальной группы подростки стараются не противоречить мнению большинства. Считается, что неформальные криминогенные группы являются не только местом формирования антиобщественных взглядов и установок, но и обоюдного обмена навыками и привычками, которые в свою очередь служат средством самооправдания при совершении правонарушения.
Сказанное ранее свидетельствует о том, что личность осужденного и общества неразрывно связаны между собой, и связь их особо устойчива.
Большинство несовершеннолетних осужденных испытывали негативное воздействие со стороны семьи, друзей, своего ближайшего окружения. В связи с этим для предупреждения рецидива со стороны несовершеннолетних необходимо также оказывать воздействие и на его окружение.
В Российской Федерации существует программа подготовки осужденных к освобождению, включающая в себя комплекс мер, закрепленных в УИК РФ: выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи; организация занятий в Школе подготовки осужденных к освобождению, привлечение к их проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб; содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения; оказание консультативной помощи осужденным в подготовке необходимых документов для получения паспорта, а также принятие мер по получению документов, подтверждающих их право на социальное обеспечение.
Существует мнение практических работников, что данная программа была бы более эффективной, если бы после освобождения несовершеннолетних осужденных уголовно-исполнительная инспекции осуществляла в отношении данной категории лиц не только надзор, но и кураторскую работу по всем вопросам жизнеустройства.
Пенитенциарный этап ресоциализации осужденных начинается с момента попадания несовершеннолетнего в исправительное учреждение.
Исправление несовершеннолетних осужденных в ВК происходит с помощью воспитательного, педагогического, психологического, трудового воздействия и профессионально-технического обучения.
Воспитанники не только получают общее образование, но и ежегодно принимают участие в различных конкурсах, среди которых Всероссийский конкурс «Лучший ученик школ воспитательных колоний УИС». В качестве одной из мер поощрения для несовершеннолетних может выступать предоставление им права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ВК в сопровождении сотрудников данной колонии.
Несовершеннолетние получают различные специальности, которые востребованы в гражданском обществе: каменщик-строитель, каменщик-печник, слесарь по ремонту автотранспорта, столяр строительный, оператор электронных и вычислительных машин.
Целью воспитательной работы является создание оптимальных социально-педагогических условий для формирования и самореализации подростков в условиях воспитательной колонии. В рамках осуществления воспитательной работы решаются следующие задачи:
- создание условий для всестороннего развития подростка (гуманизация воспитательного процесса);
- поддержание и укрепление традиций учреждения, способствующих воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств, развитию толерантных отношений среди несовершеннолетних;
- развитие преемственности воспитательной работы сотрудников учреждения с учителями школы, мастерами училища через систему совместных мероприятий.
На примере ФКУ Тюменская ВК рассмотрим основные направления воспитательной деятельности:
- развитие познавательных интересов (День российской науки, Всемирный день писателя, викторины и т. д.);
- нравственно-правовое и патриотическое воспитание осужденных (встречи с ветеранами ВОВ, годовщина разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, День защитников Отечества и т. д.);
- нравственно-правовое воспитание (встречи с нотариусом, юристом и т. д.);
- художественная деятельность и эстетическое воспитание (участие в конкурсах, организация выставок и детских поделок);
- коллективные творческие мероприятия (День театра и т. д.);
- трудовая деятельность (конкурс на лучшую благоустроенную территорию, посадка рассады, уход за саженцами, трудовой час и т. д.);
- спортивно-оздоровительная работа (встречи со спортсменами, проведение спортивных праздников, посвященных Дню защитников Отечества, Масленица и т. д.);
- расширение связей с социумом (восстановление и укрепление социально полезных связей, проведение родительских конференций, сотрудниками воспитательного отдела направляются письма родственникам осужденных с информацией об их поведении, отношении к труду и учебе по истечении 6 месяцев отбытия наказания).
Особое внимание уделяется обеспечению полезной занятости осужденных в период летних каникул. Проводятся турниры по шахматам и шашкам. Организуется Неделя психологии «Неделя хорошего настроения» психологами учреждения; а также Неделя социальной защиты сотрудником группы социальной защиты осужденных учреждения.
Проводятся различные игры и беседы с привлечением учителей школы, специалистов МСЧ, сотрудников учреждения.
Колонию посещают коллективы из ДК «Строитель», ДК «Вернисаж», тематические беседы с воспитанниками проводят сотрудники Детской областной научной библиотеки, взрослой библиотеки п. Винзили, организуются выезды воспитанников в Центр занятости населения г. Тюмени. Организовываются выставки детских работ по изобразительной деятельности, конкурсы рисунков, поделок, налажен выпуск стенгазет по итогам Спартакиад.
В учреждении для организации воспитательной работы с осужденными в свободное от учебы время организована социодосуговая деятельность.
В клубе учреждения функционируют кружки «Мечта»; «Художественная деятельность»; «Изостудия»; шахматно-шашечный кружок; кружок «Медиацентр ТВК»; «Клуб любителей книг», спортивная секция.
Регулярно проводится совет профилактики колонии, на котором рассматриваются воспитанники, имеющие склонность к нарушениям режима содержания. В первом квартале 2019 г. воспитанниками нарушений порядка отбывания наказания допущено не было, в ДИЗО воспитанники не водворялись.
В целях профилактики нарушений установленного порядка отбывания наказания проводится профилактическая работа всеми отделами и службами учреждения.
Психологическая работа с агрессивными подростками реализуется в колонии по трем направлениям: психодиагностическому, психокоррекционному и посткоррекционному.
1 этап - углубленное исследование личности и оценка эффективности от коррекционного воздействия.
2 этап - применение индивидуальной психокоррекционной программы.
3 этап - диагностика уровня агрессивности осужденных после проведения психологической коррекции.
Индивидуальная психокоррекционная программа состоит из четырех блоков, каждый из которых включает в себя соответствующие упражнения и тесты: «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В. В. Бойко); «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев); Опросник агрессивности Басса-Дарки, направленные на выявление форм агрессии и способы борьбы с ней.
1 блок «Формирование навыков работы с агрессивным поведением».
Цель: обучение осужденных осознанию агрессивных реакций и контролю поведения.
2 блок «Гармонизация психических состояний, снижение уровня агрессивности осужденных методом арт-терапии».
Цель: диагностика и коррекция психических состояний осужденных.
3 блок «Обучение техникам саморегуляции деструктивных психических состояний».
Цель: выработка умений и навыков саморегуляции деструктивных психических состояний.
4 блок «Формирование и развитие индивидуально-психологических качеств, детерминирующих снижение уровня агрессивности осужденных».
Цель: формирование и развитие индивидуально-психологических качеств, обусловливающих снижение уровня агрессивности осужденных.
Для психопрофилактики членовредительства наиболее важна ранняя психодиагностика склонности к подобному поведению. Существует ряд признаков, которые могут достаточно четко указать на данную склонность. Внешние признаки: порезы на теле, отсутствие частей тела (пальцы) и т. д.
К косвенным признакам необходимо отнести: олигофрению, депрессию, высокий болевой порог (покрытие татуировками).
Система психопрофилактики и психокоррекции зависимостей от психоактивных веществ в условиях пенитенциарной системы России требует особого внимания. Важным является определение и разработка методических принципов психокоррекции зависимостей в местах лишения свободы.
Осужденные с аддикцией характеризуются склонностью обвинять окружающих в создании конфликтных ситуаций, перекладывать на них собственную вину, в связи с чем стремление к рациональному разрешению конфликта отсутствует; склонностью проявлять открытую агрессию на источник раздражения. Кроме этого у них отмечается фиксированность на своем состоянии, повышенный уровень тревожности, слабый самоконтроль, пониженная стрессоустойчивость, замкнутость, трудности в установлении межличностных контактов. Наркомания является серьезной проблемой в современном обществе.
Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными с наркотической зависимостью должна быть направлена на формирование у личности навыков сопротивления наркотикам. Параллельно с этим необходимо расширять знания о последствиях употребления наркотических средств с укреплением в сознании личности негативного отношения к наркотикам.
Реабилитация несовершеннолетних осужденных, имеющих зависимость от психоактивных веществ, включает в себя как групповую, так и индивидуальную работу, предполагающую включение подростка в совместную деятельность с другими людьми.
Работа с данной категорией лиц должна вестись в следующей последовательности:
1) определение характера зависимости (зависимость бывает социальная - прием из-за нахождения в среде употребляющих; психическая - влечение к употреблению и увеличению дозы наркотика и физическая - наиболее тяжелая (наркотик становится необходимым участником биохимических процессов в организме);
2) если осужденные только имели опыт употребления наркотиков, но без сформированной физической зависимости, то основная работа должна быть направлена на формирование у осужденных сферы интересов, не связанных с опытом употребления наркотиков; если у осужденных имеется уже физическая зависимость, то необходимо сначала снять ее с помощью медикаментозных средств (направляя осужденного в наркологическое учреждение);
3) формирование социальных навыков, компетентности в общении, позитивного самоотношения, так как отсутствие именно этих факторов является причиной формирования наркотической или алкогольной зависимости;
4) проведение тренингов или групповых дискуссий.
Основной задачей психопрофилактики, социально-психологической поддержки и психотерапии осужденных, имеющих наркотическую зависимость, является «переделка» неадекватно сформированных патологических условных рефлексов и устранение неадекватных реакций на трудные жизненные ситуации.
Нельзя также игнорировать роль таких вспомогательных факторов, как трудовая занятость осужденного, получение образования, социальная поддержка, вовлечение в общественную жизнь, использование участия в районных, городских, региональных программах по борьбе с наркоманией и алкоголизмом.
В ВК используются программы сопровождения, основанные на адаптационных технологиях.
Адаптационные технологии представляют собой алгоритм, позволяющий вовлечь несовершеннолетнего в групповую деятельность (новые отношения, новый вид деятельности) [8].
Технологии, применяемые для последующей адаптации, помогают осужденному в дальнейшем приспособиться к обстановке вне мест заключения, осужденный как личность способен внедряться в различные группы и коллективы, ничем не отличаясь от других членов общества.
Адаптационные технологии, как правило, имеют трехэтапную систему.
Первый этап:
- проходит детализация всех потребностей и круга интересов несовершеннолетнего подростка;
- проводится анализ на возможную несовместимость действий по предоставлению конкретной помощи для адаптации;
- оцениваются показатели стабильности или возможного противостояния в отношении осуществляемой помощи осужденному подростку;
- оценка результатов проводимых мероприятий, направленных на адаптацию несовершеннолетних и их последствия.
Второй этап:
- организация совместных мероприятий рядом организаций, которые специализируются на приостановке противоправных действий несовершеннолетних подростков;
- перемена условий групповой деятельности и путей влияния на несовершеннолетних подростков.
Третий этап:
- осуществление адаптационных мероприятий в рамках учреждений, направленных на коррекцию противоправных действий со стороны подростков;
- последующая организация подростка для личного роста и совершенствования определенных навыков;
- анализ адаптационного периода с последующей оценкой эффективности проведенных мероприятий.
Продвижение технологий адаптации - это достаточно сложная и многоуровневая процедура, которая требует переноса теоретических знаний об адаптации к практическим действиям в отношении несовершеннолетних осужденных.
В качестве значимого метода рассматривается психотерапевтическая переработка болезненно выраженных влечений и личностных особенностей. Рекомендуется применение следующих психотерапевтических методов:
- методы, направленные на снижение психоэмоциональной напряженности и переработку болезненно выраженных влечений, страха и тревоги (психодинамическая психотерапия, психодрама, гештальт-терапия, телесно ориентированные методы, биоэнергетика, Т-группы);
- методы, направленные на изменение поведения, тренировочные методы (поведенческая терапия, эмоционально-рациональная терапия).
Основная цель психотерапии осужденных, имеющих зависимость от психоактивных веществ, должна состоять в том, чтобы сформировать адекватное отношение к жизни, которая включает стрессовые факторы, но также несет в себе потенциал личностного роста.
У психологически зависимых лиц должны прорабатываться негативные переживания, вытесненные влечения, элементы партнерской коммуникации (способность проявлять чувства, понимать чувства других, говорить о своих желаниях, расширять сферу осознания); необходимо развивать навыки саморегуляции и релаксации и апеллировать к самооздоровляющему центру личности, формируя саногенное (ориентированное на здоровье) мышление и позитивные установки.
Только комплексный подход поможет сформировать у агрессивных подростков и осужденных, имеющих наркотическую зависимость, адекватное отношение к жизни и будет содействовать правильному расставлению ими приоритетов на будущее.
Следовательно, ресоциализация несовершеннолетних преступников - это определенная установка государства как в отношении отдельного человека, так и общества в целом, процесс, который возникает в результате взаимодействия отдельной личности и общества, группы лиц, а также других социальных институтов при совместной деятельности педагогов, воспитателей, психологов.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ресоциализация - это процесс приобретения несовершеннолетним осужденным социально одобряемых правил поведения в различных системах отношений. Обычно ресоциализация протекает в несколько этапов:
первый этап можно охарактеризовать как начальный, на данном этапе несовершеннолетний осужденный, попадая в ВК, подвержен изменениям своего положения в обществе в соответствии с социальными нормами;
второй этап - частичная ресоциализация, несовершеннолетний осужденный допускает рецидивы в результате провокаций прежних негативных социальных связей, приобретенных в воспитательной колонии;
третий этап - конечный результат, полная ресоциализация подростка, формирование собственного твердого взгляда на социализацию в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ресоциализация несовершеннолетних осужденных будет успешной лишь в том случае, если реализуется необходимый комплекс мер, осуществляемый различными социальными институтами.
Библиографический список
1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний: официальный сайт. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 10.03.2020).
2. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний: официальный сайт. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (дата обращения: 10.03.2020).
3. Судебная статистика [Электронный ресурс] // Судебный департамент: официальный сайт. URL: http://www.cdep.ru/ (дата обращения: 06.03.2020).
4. Помогалова Ю. В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних (административно-правовой, уголовно-исполнительный аспекты): учебное пособие. Воронеж: Воронежский институт ФСИН России, 2015. 79 c.
5. Гурьева В. А. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: сборник трудов. М., 2010. Ч. 1. С. 120-123.
6. Лобачева Л. П. Суицидальное поведение несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии: мотивы, предпосылки возникновения // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. № 3. С. 10-12.
7. Пиюкова С. С., Ушков Ф. И., Ощепкова О. В., Ежова О. Н. Основные методы воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных в процессе их ресоциализации: учебно-методическое пособие. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. 46 c.
8. Абатуров А. И., Черезова Е. А. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных. // Институт ресоциализации осужденных: состояние, проблемы и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (26-27 октября 2017 г.). Киров: Кировский ИПКР ФСИН России, 2017. С. 17-20.
References
1. Kratkaya kharakteristika ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Brief description of the penitentiary system]. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazaniy: оfitsiaГnyy sayt [Federal service of execution of punishments: the official website]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS// Accessed: 10.03.2020) [in Russian].
2. Kharakteristika lits, soderzhashchikhsya v ispravitel'nykh koloniyakh dlya vzroslykh [Characteristics of persons held in adult penal colonies]. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazaniy: cfitsiarnyy sayt [Federal service of execution of punishments: the official website]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ Accessed: 10.03.2020) [in Russian].
3. Sudebnaya statistika [Judicial statistics]. Sudebnaya statistika: cfitsiarnyy sayt [Judicial Department: official website]. URL: http://www.cdep.ru/ Accessed: 06.03.2020). [in Russian].
4. Pomogalova Yu. V. Profilaktika pravonarusheniy nesovershennoletnikh (administrativno-pravovoy, ugolovno-ispolnitel'nyy aspekty): uchebnoe posobie [Prevention of juvenile delinquency (administrative, criminal and executive aspects]. Voronezh, 2015, 79 p. [in Russian].
5. Gur'yeva V. A. Voprosy izucheniya i preduprezhdeniya pravonarusheniy nesovershennoletnikh: sb. trudov [Issues of studying and preventing juvenile delinquency: proceedings]. Moscow, 2010, ch. 1, pp. 120-123 [in Russian].
6. Lobacheva L. P. Suitsidal'noe povedenie nesovershennoletnikh osuzhdennykh v usloviyakh vospi-tatel'noy kolonii: motivy, predposylki vozniknoveniya [Suicidal behavior of juvenile convicts in an educational colony: motives, prerequisites for the occurrence]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie [Criminal Executive System: Law, Economics, Management], 2019, no. 3, pp. 10-12 [in Russian].
7. Piyukova S. S., Ushkov F. I., Oshchepkova O. V., Ezhova O. N. Osnovnye metody vospi-tatel'nogo vozdeystviya na nesovershennoletnikh osuzhdennykh v protsesse ikh resotsializatsii: uchebno-metodicheskoe posobie [The main methods of educational impact on juvenile convicts in the process of their re-socialization]. Samara, 2016, 46 p. [in Russian].
8. Abaturov A. I., Cherezova E. A. Adaptatsionnye tekhnologii resotsializatsii nesovershennoletnikh osuzhdennykh [Adaptation technologies for the re-socialization of juvenile prisoners]. Institut resotsializatsii osuzhdennykh: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (26-27 oktyabrya 2017 g.) [Institute for the re-socialization of convicts: state, problems and development prospects: a collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Kirov, 2017, pp. 17-20 [in Russian].