Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / патриотизм / образование / патриотическое воспитание / нормативно-правовое регулирование / Тюменская область / Российская Федерация. / youth / patriotism / education / patriotic education / legal regulation / Tyumen region / Russian Federation.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Гарифуллин Фатых Бадретдинович

В статье отмечается важная роль патриотического воспитания молодого поколения в современной России. Автором анализируется видение патриотизма руководством Российской Федерации и обозначена нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу общественных отношений. Перечисляются действующие федеральные и региональные программы, а также муниципальные инициативы исследуемой направленности. Делается акцент на анализ действующих практик патриотического воспитания в Тюменской области. В ходе исследования производится обзор ключевых центров патриотического воспитания, учреждений и общественных организаций Тюменской области, активно внедряющих в жизнь идеи отчизнолюбия, с краткой характеристикой их прикладной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Гарифуллин Фатых Бадретдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF A NEW GENERATION OF RUSSIANS BY THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION

The article notes the important role of patriotic education of the younger generation in modern Russia. The author analyzes the vision of patriotism by the leadership of the Russian Federation and outlines the legal framework governing this area of public relations. Current federal and regional programs are listed, as well as municipal initiatives in the area under study. Emphasis is placed on the analysis of current practices of patriotic education in the Tyumen region. The study provides a review of key centers of patriotic education, institutions and public organizations in the Tyumen region that are actively implementing the ideas of love of fatherland, with a brief description of their applied activities.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Фатых Бадретдинович ГАРИФУЛЛИН - имам-хатыб (религиозный деятель) Регионального духовного управления мусульман Тюменской области, ветеран общественного движения Тюменской области

Россия, г. Тюмень, e-mail: fatyh@yandex.ru

УДК 37.034

Для цитирования: Ф.Б. Гарифуллин. Патриотическое воспитание нового поколения россиян на примере Тюменской области //

Журнал «Общество и государство». 2023. № 3 (43). С. 54-59. DOI: 10.24412/2224-9125-2023-3-54-59

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

АННОТАЦИЯ

В статье отмечается важная роль патриотического воспитания молодого поколения в современной России. Автором анализируется видение патриотизма руководством Российской Федерации и обозначена нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу общественных отношений. Перечисляются действующие федеральные и региональные программы, а также муниципальные инициативы исследуемой направленности. Делается акцент на анализ действующих практик патриотического воспитания в Тюменской области. В ходе исследования производится обзор ключевых центров патриотического воспитания, учреждений и общественных организаций Тюменской области, активно внедряющих в жизнь идеи отчизнолюбия, с краткой характеристикой их прикладной деятельности.

Ключевые слова: молодежь, патриотизм, образование, патриотическое воспитание, нормативно-правовое регулирование, Тюменская область, Российская Федерация.

Fatykh Badretdinovich GARIFULLIN - Imam-khatib (religious figure) Regional Spiritual Administration of Muslims of the Tyumen region, veteran of the public movement of the Tyumen region. Russia, Tyumen, e-mail: fatyh@yandex.ru

PATRIOTIC EDUCATION OF A NEW GENERATION OF RUSSIANS BY THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION

ANNOTATION

The article notes the important role of patriotic education of the younger generation in modern Russia. The author analyzes the vision of patriotism by the leadership of the Russian Federation and outlines the legalframeworkgoverning this area of public relations. Current federal and regional programs are listed, as well as municipal initiatives in the area under study. Emphasis is placed on the analysis of current practices of patriotic education in the Tyumen region. The study provides a review of key centers of patriotic education, institutions and public organizations in the Tyumen region that are actively implementing the ideas of love of fatherland, with a brief description of their applied activities.

Keywords: youth, patriotism, education, patriotic education, legal regulation, Tyumen region, Russian Federation.

В ходе церемонии вручения высших государственных наград в Екатерининском зале Кремля в августе 2023 г. президент Российской Федерации В. В. Путин не раз указывал на преемственность в готовности российских граждан совершать подвиги во имя Отечества [17]. Политические события последних лет привели к невиданному по меркам современной истории России запросу на патриотизм, патриотическое воспитание нового поколения россиян. Однако стоит вспомнить, что еще в начале прошлого десятилетия само слово «патриотизм» встречалось в общественном дискурсе значительно реже. Показательной является цитата из интервью изданию «И^пиш» от 2015 г. бывшего

секретаря комиссии по молодежной политике и патриотическому воспитанию ЦК КПСС М. Суркова: «Для меня важно, что мы снова произносим слово «патриотизм»». Еще тогда он указывал на то, что политическая элита долгое время прививала гражданам примат материальных ценностей над духовными или пыталась популяризировать патриотизм, не подкрепляя слова личным примером — выводя средства за рубеж и связывая будущее собственных детей исключительно с заграницей [19]. Именно сейчас, в 2023 г., можно заявить о том, что борьба с данными проявлениями псевдопатриотизма является одним из основных направлений внутренней политики Российской Федерации наряду с форми-

рованием у подрастающего поколения достойных ценностных ориентиров. По словам президента России В. В. Путина, «с каждым годом все больше граждан воспринимают патриотизм не просто как любовь к Родине, а как непосредственные действия на благо своей страны... это все то, что необходимо взращивать в умах и сердцах молодежи, чтобы потом они строили великое будущее России» [14].

Руководство страны видит в патриотизме один из главных аспектов формирования национальной идентичности россиян. Во-первых, патриотизм означает преемственность прошлого — уважение и знание истории России, противодействие ее фальсификации. Во-вторых, патриотизм помогает ориентироваться в настоящем — достойными ролевыми моделями представляются выдающиеся граждане нашей страны, совершавшие подвиги в различных сферах — от военного дела до науки, а также героизма в повседневных и чрезвычайных ситуациях. В-третьих, патриотизм ориентирован на построение стабильного будущего — в первую очередь за счет формирования у молодежи устойчивого мировоззрения и ценностных ориентиров [4, с. 114]. С социологической точки зрения патриотизм напрямую связан с воспроизводством общественной системы последующими поколениями, с политологической — способствует консолидации общества перед внешними и внутренними угрозами политической системе, с психологической — способствует формированию стабильной морали в условиях дискредитации глобализма и диктата «американской мечты» [10, с. 170]. В таких условиях патриотизм был обязан стать одним из центральных направлений государственной политики [12, с. 54]. В последние годы прослеживается рост числа инициатив патриотической направленности различных уровней, охватывающих различные возрастные и социальные группы.

Как справедливо указывает А. В. Мелентьев, главная функция патриотического воспитания заключается в формировании достойного гражданина Российской Федерации, который своим личным трудом должен содействовать развитию своей страны [11, с. 238]. Государственные инициативы общероссийского уровня в сфере патриотического воспитания вводились и реализовывались постепенно. В Российской Федерации действует ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», который обязывает государственные и муниципальные органы заботиться о военно-патриотическом воспитании граждан, особенно молодежи (ст. 14) [1]. Кроме того, в России предусмотрена процедура разработки и реализации программ патриотического воспитания, в т. ч. в образовательных учреждениях, а также организация различного рода патриотических мероприятий. Ключевым событием в данном контексте является утверждение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016—2020 гг. [2]. Эта программа была принята с целью формирования патриотизма, уважения к истории и культуре страны среди граждан России. Основные положения программы включали в себя поддержку и развитие

патриотических образовательных и исследовательских проектов, проведение патриотических мероприятий, включая массовые патриотические акции и фестивали, а также создание информационных ресурсов для молодежи. С этого времени в России активно развиваются патриотические образовательные проекты, такие как «Летняя школа патриотического воспитания» и «Патриотический лагерь», где молодежь изучает историю России, участвует в соответствующих играх, получает полезные навыки и знания. При правительственной поддержке патриотическая тематика получает все больший охват в культуре — государство активно поддерживает создание патриотических фильмов, книг и произведений искусства, которые способствуют формированию национальной идентичности. Фильмы о Великой Отечественной войне, например, имеют особое значение в этом контексте. Все эти инициативы и программы взаимодействуют для достижения общей цели — формирования у граждан России патриотических чувств, уважения к истории и культуре страны, а также готовности служить Родине [15, с. 303]. Они охватывают разные возрастные группы и сферы общества, обеспечивая комплексное и системное патриотическое воспитание.

Вектор на построение всероссийской системы патриотического воспитания активно реализуется во всех регионах страны. Ярким примером такой деятельности является Тюменская область, где в системе патриотического воспитания объединились региональные и муниципальные проекты, общественные и частные инициативы граждан. 7 мая 2015 г. был принят соответствующий Закон Тюменской области «О патриотическом воспитании граждан в Тюменской области» [3]. Важным шагом стало закрепление в законодательстве понятия патриотического воспитания: согласно закону, это «систематическая и целенаправленная деятельность в целях формирования у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». Была сформирована структура данной системы — создан Координационный совет по патриотическому воспитанию граждан Тюменской области, обозначены субъекты патриотического воспитания: органы государственной власти области и подведомственные им организации, органы местного самоуправления, учреждения молодежной политики, культуры и искусства, средства массовой информации и многие другие [6, с. 68]. Это свидетельствует о положительной тенденции — вместо воспитания патриотизма «сверху» субъектами патриотического воспитания имеют право быть все институты гражданского общества и непосредственно сами граждане.

Важно подчеркнуть, что на сегодняшний день в российских школах патриотическое воспитание стало одним из приоритетных образовательных направлений [13, с. 256]. Как справедливо отмечают представители экспертного сообщества, воспитание патриотизма — традиционная для отечественной

педагогики и школы задача, и решение ее связано с изучением школьниками истории, культуры своей страны, с деятельностью по сохранению памятников истории, с воспитанием чести и достоинства, дисциплинированности, чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям [18, с. 120].

В тюменском регионе на базе школ проводятся различные церемонии и мероприятия, связанные с важными событиями в истории России, такие как поднятие Знамени Победы и празднование Дня России. Эти события позволяют учащимся лично взаимодействовать с символами и значимыми моментами истории своей страны. Интеграция праздников в программу патриотического воспитания практикуется на различных уровнях образования, начиная с дошкольного [9, с. 82]. В школах Тюменской области часто проводятся интерактивные мероприятия, включая посещение музеев, выставок и памятников, связанных с историей и культурой России. Это помогает учащимся более глубоко понимать исторические события. Ветераны боевых действий регулярно посещают школы и делятся своими опытом и историями с учениками. Это создает живой контакт между молодежью и теми, кто принимал участие в важных событиях для страны. В рамках учебных программ школ в Тюменской области уделяется внимание изучению истории и культуры России. Учебные материалы помогают учащимся лучше понять свою страну и её важность в мировой истории. Школьники часто участвуют в патриотических конкурсах, проектах и мероприятиях, таких как олимпиады по истории и литературе, что стимулирует их интерес к изучению родной истории и культуры. Патриотическое воспитание в Тюменской области направлено на формирование учащихся как активных граждан, готовых внести свой вклад в развитие родины, сохранение её исторического наследия и ценностей [16]. Эти мероприятия и уроки помогают ученикам лучше понимать и ценить свою страну и её важную роль в мировой истории.

На качественно новый уровень патриотическое воспитание в школах области вывели мероприятия — «Разговоры о важном», — которые были внедрены в российские школы, начиная с 1 сентября 2022 г., по инициативе Министерства просвещения России [7, с. 14]. Эти уроки призваны играть важную роль в патриотическом воспитании молодого поколения и обучении учеников различным аспектам общественной жизни. Уроки охватывают различные аспекты жизни и общества, такие как патриотизм, гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и другие важные темы. Проект поддерживается Министерством просвещения России, что подчеркивает его важность и официальный статус. Одной из центральных целей этих уроков является формирование у учеников патриотических чувств, гордости за свою страну, их активного участия в общественной жизни и развития как граждан ответственных за будущее своей страны. Уроки «Разговоры о важном» сопровождаются торжественными церемониями, такими как поднятие Знамени Победы и флага России, что

добавляет патриотический символизм и значимость к этим урокам. Ученики имеют возможность лично встретиться с ветеранами боевых действий, что позволяет им узнать из первых уст о важности патриотизма и ценности исторических событий, таких как Великая Отечественная война. Эти уроки проводятся в рамках внеурочной деятельности, что дополняет образовательный процесс и создает возможность для более глубокого погружения в обсуждение и изучение тем. Таким образом, уроки «Разговоры о важном» представляют собой важный инструмент в патриотическом воспитании российской молодежи, помогая ей лучше понять историю и ценности своей страны, развивая общественную активность [5, с. 54].

Свою роль в патриотическом воспитании молодежи играют и высшие учебные заведения области. Так, в Тюменском индустриальном университете (далее — ТИУ) проводится обширная работа по патриотическому воспитанию молодежи, в рамках программы воспитания под названием «Созидатель — мой образ жизни» на период с 2021 по 2030 гг. В этой программе выделяется 12 направлений работы с молодежью, среди которых одним из важнейших является патриотическое воспитание. Проректор по молодежной политике ТИУ, подчеркивает, что гражданско-патриотическое воспитание в вузе представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, направленную на формирование у студентов чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и чувства сопричастности к университетскому сообществу [8]. Важной частью данной работы являются поисковые отряды, такие как отряд «Сибирь», который с 1999 г. активно занимается увековечиванием памяти воинов, погибших во времена Великой Отечественной войны. Это включает в себя поисковую работу и проведение экспедиций поисковиков. Также, в ТИУ существует студенческое военно-патриотическое объединение «Барсы», которое предоставляет студентам возможность получить подготовку в различных областях, таких как общая и физическая подготовка, водолазное дело, альпинизм, тактические группы и многое другое. Эти обучающие программы не только укрепляют физическое и моральное состояние студентов, но также способствуют формированию их патриотических ценностей и готовности к служению Родине. Следует отметить, что студенты ТИУ активно участвуют в патриотических акциях и мероприятиях, таких как «Бессмертный полк», где они помогают ветеранам Великой Отечественной войны и другим нуждающимся гражданам, а также собирают гуманитарную помощь в рамках различных акций. Таким образом, Тюменский индустриальный университет активно проводит патриотическое воспитание молодежи, предоставляя студентам возможности углубленного обучения и участия в патриотических и гуманитарных мероприятиях, что способствует формированию гражданской и патриотической активности среди студенческой аудитории.

Центр «Аванпост» — это организация, которая с момента своего основания в 1992 г. придает особое

значение патриотическому воспитанию молодежи в Тюменской области России. Этот центр не только прославился своей работой, но и сделал значимый вклад в формирование гражданской идентичности, чувства служения Родине и активного участия в жизни общества. В самом сердце деятельности центра находятся образовательные программы. И более 20-ти разнообразных программ предназначе-ных для подготовки молодежи к военной службе, физическому развитию, спорту и краеведению. Среди них выделяются программы «Щитовик» и «Кадеты», которые ориентированы на углубленную военную подготовку молодых людей.

Программа «Щитовик» предназначена для юношей в возрасте 16—20 лет, обладающих базовыми знаниями в области добровольной подготовки к военной службе. Она направлена на подготовку к прохождению службы в подразделениях специального назначения и поступлению в высшие военные и ведомственньге учебньге заведения. Программа «Кадеты» рассчитана на ребят в возрасте 12—13 лет, которым предоставляется возможность ознакомиться с основами военного дела и развивать интерес к военной службе. С 2016 г. «Аванпост» является координатором и ресурсным центром Тюменского регионального отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия». Это движение объединяет более 4200 юнармейцев в 211 отрядах и активно способствует развитию патриотизма и обучению военной науке среди молодежи. В марте 2017 г. центр «Аванпост» стал координатором и ресурсным центром Тюменского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы». Это движение активно работает в штабах 26 муниципальных образований Тюменской области и предоставляет поддержку различным инициативам и мероприятиям. В настоящее время более 6 500 волонтеров Победы активно участвуют в деле оказания помощи нуждающимся. Центр «Аванпост» с гордостью участвует в исследовательских экспедициях, где молодежь помогает поисковикам, военным и ученым в обнаружении фрагментов объектов военно-исторической техники и фортификаций. За долгие годы работы в этой области они подготовили тысячи молодых людей. Многие выпускники центра служат в силовых структурах, таких как Вооруженные Силы РФ, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардии), МВД России, МЧС России, УФСИН России, в том числе, совершенствуют свои навыки военной службы по контракту. Каждый второй выпускник проходит срочную службу в рядах Вооруженных Силах нашего государства. Сегодня в центре «Аванпост» обучается и занимается более 600 детей и подростков, что подтверждает его значимость как ключевого центра в сфере патриотического воспитания и образования в Тюменской области.

Активное участие в патриотическом воспитании молодежи принимают как религиозные, так и национальные общественные объединения Тюменской области. Так, в юбилейный год 65-летия

Победы в Великой Отечественной войне Мусульманская религиозная организация г. Тюмени и Тюменской области впервые организовала работу духовно-патриотического лагеря на открытом воздухе, в живописном месте возле села Большие Акияры Тюменского района. Здесь был развернут палаточный лагерь, функционировала полевая кухня. Гостями лагеря стали учащиеся — школьники средних и старших классов со многих близлежащих деревень. Программа и проведение летнего лагеря была согласована и одобрена Комитетом по делам национальностей. Главный призыв программы — здоровый образ жизни, любовь к своему Отечеству, родному краю и своему народу. Программой была предусмотрена халяльная пища и разнообразные спортивные мероприятия — игра в футбол, волейбол, плавание, катание на коне. В поле были расстелены ковры, проводился пятикратный намаз. Ребята по праву оценили инициативу и на следующий год лагерь вновь открыл для них свои двери. Успех инициативы подтвердился и возрастающим спросом — возникла явная необходимость усовершенствовать программу и создать более комфортные условия для участников. Тогда организаторы обратились к директору ГАУ ДО ТО «РЦДППВ «Аванпост», который расположен в районе Войновка города Тюмени. Получив одобрение от Областного детско-юношеского центра «Аванпост», совместными усилиями был разработан распорядок и программа проведения летнего отдыха детей мусульман. О проведении мероприятия в образовательном учреждении оповестили средние школы районов и населенных пунктов, где проживает татарское население. Программа и проведение летнего отдыха для детей мусульман были согласованы и финансированы Комитетом по делам национальностей. Программа была составлена в соответствии с широкими возможностями центра «Аванпост». Участники занимались командными видами спорта — играли в футбол и волейбол. Помимо этого, была возможность осуществлять прыжки с парашютом в тандеме, разборку-сборку автомата Калашникова, тренироваться в ориентировании на открытой местности, обучать молодежь основам строевой подготовки на плацу и реализо-вывать множество других схожих активностей для молодежи. Около 30 юношей из разных районов Тюменской области имели возможность отдохнуть и получить военно-патриотическую закалку. На торжественном открытии и закрытии мероприятия, где звучал гимн Российской Федерации, присутствовали граждане — общественные активисты: Председатель «ООО Ветераны пограничники Тюменской области» Н. Ибрагимов, афганец-шурави, орденоносец, капитан И. Шарипов. Председатель отделения «Боевое братство» в г. Тюмени Рауф Аюпович Садыков сказал, что «Защита Родины — святой долг мусульманина. Вставая на защиту родной страны, мусульманин защищает свой дом и семью, свою культуру и традиции, свою религию и убеждения. На этом поприще он не жалеет своей жизни. Ислам высоко ценит воинский долг, а

служба в армии и защита границ Родины — честь каждого верующего. Поэтому образцовый мусульманин — тот, кто чтит и соблюдает законы своей страны, прилагает усилия для обеспечения общественно-политической стабильности, трудиться во имя ее экономического развития и процветания».

Таким образом, патриотическое воспитание молодежи служит стабильности и воспроизводству системы ценностей, созданию четких жизненных ориентиров для подрастающего поколения. В данный момент в Российской Федерации соответствующие программы и проекты по патриотическому воспитанию имеются как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. В работу по патриотическому воспитанию вовлекается широкий спектр общественных объединений, инициатива государственная в данном поле встречается с инициативой частной. Тюменская область является ярким примером развития и формирования целостной, комплексной системы патриотического воспитания, вклад в дело которой вносят учебные заведения, общественные, религиозные и национальные общественные объединения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 04.08.2023) [Электронный ресурс]. Консультант Плюс. — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 12.08.2023).

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. Гарант. — URL: https://base.garant. ru/71296398/ (дата обращения: 12.08.2023).

3. Закон Тюменской области от 07.05.2015 №41 «О патриотическом воспитании граждан в Тюменской области» [Электронный ресурс]. Официальное опубликование правовых актов. — URL: http:// publication.pravo.gov.ru/document/720020150508001 3?index=2 (дата обращения: 12.08.2023).

4. Азбарова Ш. А. Патриотическое воспитание — основа духовно-нравственного воспитания // Педагогическая наука и практика. 2014. №2 (4). — С. 113-115.

5. Бугачев А.В. Патриотическое воспитание молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. №7-2. - С. 53-55.

6. Буденкова М. А. Исследование организации патриотического воспитания [Электронный ресурс] // Вестник магистратуры. 2016. №12 (63). — С. 66—71. — URL: https://magisterjournal.ru/docs/VM63. pdf (дата обращения: 12.08.2023).

7. Геращенко И. Г., Геращенко Н. В. Специфика современного патриотического воспитания в России [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2023. №1. — С. 7-17. — URL: https://st-hum.ru/sites/ st-hum.ru/files/pdf/gerashchenko_gerashchenko_15. pdf (дата обращения: 12.08.2023).

8. Гражданско-патриотическое воспитание в ТИУ [Электронный ресурс]. Тюменский индустриальный университет. 06.05.2022. — URL: https:// www.tyuiu.ru/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-v-tiu/ (дата обращения: 12.08.2023).

9. Зацепина М.Б. Патриотическое воспитание средствами праздника // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2010. №1. — С. 82-85.

10. Куренбина О.А. К вопросу о патриотическом воспитании // Педагогическое образование в России. 2015. №2. - С. 170-173.

11. Мелентьев А. В. Этапы патриотического воспитания // Образование и право. 2020. №7. — С. 237-241.

12. Орлова А. В., Шагбанова Х. С. Оптимизация патриотической работы в вузах России на современном этапе // Образование и право. 2023. №5. - С. 53-58.

13. Орлова А. В., Шагбанова Х. С. Проблемы патриотического воспитания в современной школе и пути его оптимизации // Образование и право.

2022. №8. - С. 255-260.

14. Романова Т. Лауреатов Национальной премии «Патриот - 2022» объявили в День Героев Отечества [Электронный ресурс]. Lenta.ru. 2022. 9 декабря. - URL: https://lenta.ru/news/2022/12/09/ patr22/ (дата обращения: 12.08.2023).

15. Собиров О.Ф., Асланов Х. Цели и задачи патриотического воспитания [Электронный ресурс] // Мировая наука. 2019. №11 (32). - С. 302-305. -URL: https://sciup.org/140264045 (дата обращения: 12.08.2023).

16. Трофимов С. Как использовать опыт ветеранских организаций в работе с молодежью? [Электронный ресурс]. BezFormata. 2019. 11 января. - URL: https://tumen.bezformata.com/listnews/ veteranskih-organizatcij-v-rabote-s/63281079/ (дата обращения: 12.08.2023).

17. Церемония вручения государственных наград [Электронный ресурс]. Президент России.

2023. 2 августа. - URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/71891 (дата обращения: 12.08.2023).

18. Чемерилова И.А., Морозов С.И. Патриотическое воспитание современных школьников // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. №12-3. - С. 119-121.

19.Шалыгин М. Михаил Сурков: «Руководство России не знает, что происходит в стране» [Электронный ресурс]. Regnum. 2015. 9 июля. - URL: https://regnum.ru/article/1941336?ysclid=lmg52398f 0291489867 (дата обращения: 12.08.2023).

SPISOK LITERATURY:

1. Federal'nyy zakon ot 28.03.1998 №53-FZ «O voinskoy obyazannosti i voyennoy sluzhbe» (red. ot 04.08.2023) [Elektronnyy resurs]. Konsul'tant Plyus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 18260/(data obrashcheniya: 12.08.2023).

2. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 30.12.2015

№1493 «O gosudarstvennoy programme «Patrioticheskoye vospitaniye grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody» (s izm. i dop.) [Elektronnyy resurs]. Garant. — URL: https://base.garant.ru/71296398/ (data obrashcheniya: 12.08.2023).

3. Zakon Tyumenskoy oblasti ot 07.05.2015 №41 «Opatrioticheskom vospitanii grazhdan v Tyumenskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. Ofitsial'noye opublikovaniye pravovykh aktov. — URL: http://publication.pravo. gov.ru/document/7200201505080013?index=2 (data obrashcheniya: 12.08.2023).

4. Azbarova SH.A. Patrioticheskoye vospitaniye — osnova dukhovno-nravstvennogo vospitaniya // Pedagogicheskaya nauka ipraktika. 2014. №2 (4). — S. 113-115.

5. Bugachev A. V. Patrioticheskoye vospitaniye molodezhi // Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk. 2017. №7-2. — S. 53-55.

6. Budenkova M.A. Issledovaniye organizatsii patrioticheskogo vospitaniya [Elektronnyy resurs]//Vestnik magistratury. 2016. №12(63). — S. 66-71. — URL:https:// magisterjournal.ru/docs/VM63.pdf(data obrashcheniya: 12.08.2023). 7. Gerashchenko I.G., Gerashchenko N.V. Spetsifika sovremennogo patrioticheskogo vospitaniya v Rossii [Elektronnyy resurs] //Studia Humanitatis. 2023. №1. — S. 7-17. — URL: https://st-hum.ru/sites/st-hum. ru/files/pdf/gerashchenko_gerashchenko_15.pdf (data obrashcheniya: 12.08.2023).

8. Grazhdansko-patrioticheskoye vospitaniye v TIU[Elektronnyy resurs]. Tyumenskiy industrial'nyy universitet. 06.05.2022. — URL: https://www.tyuiu.ru/ grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-v-tiu/ (data obrashcheniya: 12.08.2023).

9. Zatsepina M.B. Patrioticheskoye vospitaniye sredstvami prazdnika // Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye: teoriya ipraktika. 2010. №1. — S. 82-85.

10. Kurenbina O.A. K voprosu o patrioticheskom vospitanii // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii.

2015. №2. — S. 170-173.

11. Melent'yev A.V. Etapy patrioticheskogo vospitaniya // Obrazovaniye ipravo. 2020. №7. — S. 237-241.

12. Orlova A.V., Shagbanova KH.S. Optimizatsiya patrioticheskoy raboty v vuzakh Rossii na sovremennom etape // Obrazovaniye i pravo. 2023. №5. — S. 53-58.

13. Orlova A.V., Shagbanova KH.S. Problemy patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoy shkole iputi yego optimizatsii // Obrazovaniye i pravo. 2022. №8. — S. 255-260.

14. Romanova T. Laureatov Natsional'noy premii «Patriot — 2022» ob»yavili v Den' Geroyev Otechestva [Elektronnyy resurs]. Lenta.ru. 2022. 9 dekabrya. — URL: https://lenta.ru/news/2022/12/09/patr22/ (data obrashcheniya: 12.08.2023).

15. Sobirov O.F., Aslanov KH. Tseli i zadachi patrioticheskogo vospitaniya [Elektronnyy resurs] // Mirovaya nauka. 2019. №11 (32). — S. 302-305. — URL: https://sciup.org/140264045 (data obrashcheniya: 12.08.2023).

16. Trofimov S. Kak ispol'zovat' opyt veteranskikh organizatsiy v rabote s molodezh'yu?[Elektronnyy resurs]. BezFormata. 2019. 11 yanvarya. — URL: https://tumen. bezformata.com/listnews/veteranskih-organizatcij-v-rabote-s/63281079/ (data obrashcheniya: 12.08.2023).

17. Tseremoniya vrucheniya gosudarstvennykh nagrad [Elektronnyy resurs]. Prezident Rossii. 2023. 2 avgusta. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/71891 (data obrashcheniya: 12.08.2023).

18. Chemerilova I.A., Morozov S.I. Patrioticheskoye vospitaniye sovremennykh shkol'nikov//Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal«Innovatsionnaya nauka». 2016. №123. — S. 119-121.

19. Shalygin M. Mikhail Surkov: «Rukovodstvo Rossii ne znayet, chtoproiskhoditvstrane» [Elektronnyy resurs]. Regnum. 2015. 9 iyulya. — URL: https://regnum.ru/ article/1941336?ysclid=lmg52398f0291489867 (data obrashcheniya: 12.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.