Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДОМЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДОМЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДРОСТКИ / PATRIOTIC EDUCATION / FOLK ART / PATRIOTIC FEELINGS / INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангер Татьяна Эдуардовна, Васильева Юлия Викторовна

Обоснована важность и феномен патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования, роль педагога в формировании патриотических чувств подростков. К основным показателям патриотической воспитанности подростков относятся когнитивно-смысловые, эмоционально-ценностные и поведенческие показатели. В исследовании проведен анализ деятельности Дома детского творчества г. Липецк, в ходе которого выявлена обширная материально-техническая база и высокий уровень квалификации педагогов, но при этом в учреждении отсутствует программа патриотического воспитания. Также проведена опытно-экспериментальная работа с участием подростков (12-14 лет), родителей и педагогов, состоящая из трех этапов. На констатирующем этапе установлено, что уровень патриотизма у подростков ниже, чем у взрослых (в основном низкий), что обусловлено советской системой патриотического воспитания. На основе разработанной социально-педагогической технологии и патриотической программы «Я - патриот» на формирующем и констатирующем этапе проведена диагностика результатов уровня сформированности патриотических чувств экспериментальной и контрольной групп, которая продемонстрировала повышение значений до среднего и высокого уровня. Результаты опытно-поис-ковой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей патриотического воспитания у подростков с применением средств народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE LEVEL OF PATRIOTIC EDUCATION OF ADOLESCENTS IN A YOUTH CENTER

We substantiate the importance and the phenomenon of patriotic education in institutions of additional education, the role of the teacher in the development of patriotic feelings in adolescents. The main indicators of the patriotic upbringing of adolescents include cognitive-semantic, emotional-value and behavioral indicators. The study analyzes the activities of the Lipetsk youth center, which revealed an extensive material and technical base and a high level of qualifications of teachers, but at the same time the institution lacks a patriotic education program. Also, an experimental work was carried out with the participation of adolescents (12-14 years old), parents and teachers, consisting of three stages. At the ascertaining stage, it is established that the level of patriotism among adolescents is lower than among adults (mostly low), which is due to the Soviet system of patriotic education. On the basis of the developed social and pedagogical technology and the patriotic program “I am a patriot” at the formative and ascertaining stage, the diagnostics of the results of the level of development of patriotic feelings of the experimental and control groups is carried out, which demonstrated an increase in the values to the middle and high levels. The results of the experimental search work indicate a positive dynamics in the development of indicators of patriotic education in adolescents with the use of folk art.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДОМЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

DOI 10.20310/1810-0201 -2021 -26-190-125-132 УДК 37.012

Исследование уровня патриотического воспитания подростков в Доме детского творчества

Татьяна Эдуардовна МАНГЕР, Юлия Викторовна ВАСИЛЬЕВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1163-4706, e-mail: mangerins@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-l 187-3336, e-mail: juliavav@rambler.ru

Study of the level of patriotic education of adolescents in a youth center

Tatyana E. MANGER, Yulia V. VASILIEVA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.Org/0000-0003-1163-4706, e-mail: mangerins@mail.ru ORCID: https://orcid.Org/0000-0003-l 187-3336, e-mail: juliavav@rambler.ru

Аннотация. Обоснована важность и феномен патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования, роль педагога в формировании патриотических чувств подростков. К основным показателям патриотической воспитанности подростков относятся когнитивно-смысловые, эмоционально-ценностные и поведенческие показатели. В исследовании проведен анализ деятельности Дома детского творчества г. Липецк, в ходе которого выявлена обширная материально-техническая база и высокий уровень квалификации педагогов, но при этом в учреждении отсутствует программа патриотического воспитания. Также проведена опытно-экспериментальная работа с участием подростков (12-14 лет), родителей и педагогов, состоящая из трех этапов. На констатирующем этапе установлено, что уровень патриотизма у подростков ниже, чем у взрослых (в основном низкий), что обусловлено советской системой патриотического воспитания. На основе разработанной социально-педагогической технологии и патриотической программы «Я - патриот» на формирующем и констатирующем этапе проведена диагностика результатов уровня сформированно-сти патриотических чувств экспериментальной и контрольной групп, которая продемонстрировала повышение значений до среднего и высокого уровня. Результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей патриотического воспитания у подростков с применением средств народного творчества.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; средства народного творчества; патриотические чувства; учреждения дополнительного образования; подростки

Для цитирования: Мангер Т.Э., Васильева Ю.В. Исследование уровня патриотического воспитания подростков в Доме детского творчества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 190. С. 125-132. DOI 10.20310/18100201-2021-26-190-125-132

Abstract. We substantiate the importance and the phenomenon of patriotic education in institutions of additional education, the role of the teacher in the development of patriotic feelings in adolescents. The main indicators of the patriotic upbringing of adolescents include cognitive-semantic, emotional-value and behavioral indicators. The study analyzes the activities of the Lipetsk youth center, which revealed an extensive material and technical base and a high level of qualifications of teachers, but at the same time the institution lacks a patriotic education program. Also, an experimental work was carried out with the participation of adolescents (12-14 years old), parents and teachers, consisting of three stages. At the ascertaining stage, it is established that the level of patriotism among adolescents is lower than among adults (mostly low), which is due to the

© Мангер Т.Э., Васильева Ю.В., 2021

125

Soviet system of patriotic education. On the basis of the developed social and pedagogical technology and the patriotic program "I am a patriot" at the formative and ascertaining stage, the diagnostics of the results of the level of development of patriotic feelings of the experimental and control groups is carried out, which demonstrated an increase in the values to the middle and high levels. The results of the experimental search work indicate a positive dynamics in the development of indicators of patriotic education in adolescents with the use of folk art.

Keywords: patriotic education; folk art; patriotic feelings; institutions of additional education; adolescents

For citation: Manger T.E., Vasilieva Y.V. Issledovaniye urovnya patrioticheskogo vospitaniya podrostkov v Dome detskogo tvorchestva [Study of the level of patriotic education of adolescents in a youth center]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 190, pp. 125-132. DOI 10.20310/18100201-2021-26-190-125-132 (In Russian Abstr. in Engl.)

Введение. Патриотическое воспитание является целенаправленной и систематической деятельностью государства, общества и семьи по формированию патриотических чувств, сознания, верности Родине и защиты интересов, выполнению гражданского долга и обязанностей. На протяжении длительного периода в стране отсутствовала система патриотического воспитания детей и молодежи, государство и общественные структуры обделяли вниманием столь актуальную и важную сферу, поскольку именно от сформированное™ гражданской позиции у детей и молодежи, их потребностей в нравственном совершенствовании, уважения к историческому и культурному наследию своей малой Роди-

ны и страны в целом зависит стабильность и процветание государства.

К основным предпосылкам, предопределяющим значимость активизации патриотического воспитания, относятся: демократизация и преобразование общества, развитие международных связей, привлечение внимания к необходимости развития подрастающего поколения в современных условиях.

Роль феномена патриотизма заключается в признании его приоритетного значения при консолидации, укреплении национальной безопасности государства и формировании гражданской идентичности населения [1, с. 32].

Перечислим сущность феномена патриотизма как ценностного основания целевых аспектов воспитания детей и подростков (рис. 1).

Рис. 1. Целевые аспекты сущности феномена патриотизма [2, с. 57]

Многие исследователи (Т.Э. Мангер, И.О. Гарипова, A.A. Волкова, Н.В. Доброно-гова) подтверждают значимость учреждений дополнительного образования в реализации патриотического воспитания, поскольку именно в данных учреждениях дети и подростки становятся активными участниками социума. Также авторы отмечают, что не все учреждения дополнительного образования обладают условиями для формирования патриотического воспитания, а именно: разработанными программами, материально-технической базой, уровнем подготовки педагогов учреждения [3-5].

Т.П. Булыгиной проведено исследование, подтверждающее важность патриотического воспитания подростков, и подчеркнута роль и функции педагога в формировании патриотических чувств среди детей и молодежи в учреждении дополнительного образования. На рис. 2 представим распределение способов формирования педагогом патриотических чувств у подростков [6, с. 68].

Таким образом, можно сделать вывод о значимости средств народного творчества в формировании патриотических чувств среди подростков [7, с. 260].

Постановка задачи: на основе выявленных проблем и специфики развития патриотического воспитания в учреждениях перед авторами исследования стоит цель в формировании чувств патриотизма средствами на-

родного творчества в условиях учреждения дополнительного образования - ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова г. Липецк. В исследовании были использованы такие методы, как педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование и тестирование, приемы обработки данных.

Результаты исследования: в качестве объекта исследования выступило учреждение дополнительного образования детей и взрослых ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова, которое было создано в 1925 г., а учредителем ДДТ «Городской» является Департамент образования администрации г. Липецк.

Учреждение осуществляет множество направлений деятельности: художественное, социально-педагогическое, естественно-научное, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, техническое направление.

Кроме того, ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова имеет высококвалифицированный кадровый состав - 86 педагогических работников, из которых 26 обладают высшей квалификационной категорией, 19 -первой категорией. Один из педагогов имеет звание Заслуженного учителя РФ, 3 педагога награждены значком «Отличник просвещения РФ», 7 педагогов - знаком «Почетный работник общего образования РФ».

На рис. 3 представлена структура Дома творчества.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

87%

53%

Через «музейную педагогику», выбор

репертуара и организацию военно-

патриотических мероприятий, акций

60%

67%

Через создание морально-этических ситуаций, когда выявляются нравственные качества личности

Через собственный пример педагога

Через организацию деятельности с использованием средств народного творчества

Рис. 2. Способы формирования педагогом патриотических чувств у подростков, %

Рис. 3. Структура ДДГ «Городской»

Таким образом, исследуемое учреждение обладает обширной материально-технической базой, высококвалифицированными педагогами. Однако было установлено, что в учреждении отсутствует ряд программ, в том числе программы патриотического воспитания детей и подростков.

Поэтому проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из следующих этапов:

I - констатирующий этап (начальный) -2017-2018 гг.;

II - формирующий этап - 2018-2019 гг.;

III - контрольный этап - 2019-2020 гг.

Общее количество участников исследования составило 168 человек: среди которых 51 подросток (26 человек экспериментальной группы и 25 человек контрольной группы), 31 педагог и 86 родителей.

В исследовании было проведено анкетирование «Патриотизм и я», которое позволило выявить уровень патриотических чувств родителей и специалистов ДДТ «Городской».

В ходе констатирующего этапа установлено, что формирование патриотических чувств у подростков сопровождается сложной адаптацией к основам патриотизма, оказывающей мощное эмоционально-психологическое воздействие на познавательную, ценностно-мотивационную и деятельностно-

поведенческую составляющую личности через средства народного творчества.

На рис. 4 представим выявленный уровень патриотизма на констатирующем этапе экспериментальной группы, родителей и педагогов.

Уровень патриотизма подростков значительно ниже, чем у родителей и педагогов, что связано с воспитанием, развитием патриотических чувств, национальной идентификацией на основе систематического взаимодействия государства, учреждений и семьи в советский период [8, с. 71]. И поэтому можно сделать вывод об отсутствии в начале эксперимента уровня патриотизма у подростков.

Для повышения диагностических результатов нами разработана программа формирования патриотических чувств у подростков средствами народного творчества «Я -патриот», которая предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее патриотическим интересам подростков.

Цель программы - формирование патриотических чувств у подростков средствами народного творчества, усвоения знаний, норм, соответствующих задачам, направленным на формирование патриотических знаний и умений, воспитание чувства ответственности за свою Родину.

На рис. 5 представлены направления деятельности разработанной программы.

60

50

40

30

20

10

55

55

Подростки

Родители

Педагоги

■ Низкий ■ Средний I Высокий

Рис. 4. Уровень патриотизма участников исследования на констатирующем этапе, %

Культурологическое

Историко-краеведческое

Национально-патриотическое

Историко-патриотическое

Военно-патриотическое

Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Рис. 5. Направления деятельности разработанной программы «Я - патриот»

В рамках программы были проведены учебно-тренировочные и тематические занятия, дискуссии, ролевые игры, досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам Липецкой области и России [9, с. 64].

Кроме того, разработана социально-педагогическая технология формирования патриотических чувств у подростков средствами народного творчества, а именно: устным на-

родным творчеством, декоративно-прикладным искусством, народной мудростью, историко-литературными знаниями, уроками истории мира и великих исторических личностей прошлого и настоящего, ритуально-обрядовой культурой народов различного этноса и обрядовой поэзией [10, с. 42].

В табл. 1 представим сравнение уровня сформированное™ патриотических чувств у экспериментальной и контрольной групп на формирующем этапе.

Таблица 1

Динамика сформированности патриотических чувств в экспериментальной и контрольной группах

Низкий, % Средний, % Высокий, %

Название группы До После До После До После

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Экспериментальная 55 30 26 39 19 31

Контрольная 54 47 28 32 18 21

80 70 60 50 40 30 20 10 0

75

60

39

Подростки

Родители

■ Низкий ■ Средний I Высокий

Педагоги

Рис. 7. Уровень патриотизма участников исследования на контрольном этапе, %

Динамика уровня сформированности патриотических чувств у подростков средствами народного творчества в экспериментальных и контрольной группах продемонстрировала значительные различия. Результаты экспериментальной группы после программы «Я - патриот» и социально-педагогической технологии повысились, уровень патриотических чувств у подростков средствами народного творчества перешел на более высокий уровень. А в контрольной группе уровень продолжил оставаться в основном на низком и среднем уровнях.

По итогам контрольного этапа были получены следующие результаты, представленные на рис. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. На основе применения разработанной патриотической программы и социально-педагогической технологии уровень сформированности патриотических чувств у

подростков экспериментальной группы средствами народного творчества стал выше, чем у остальных подростков. Кроме того, подготовка педагогов по вопросам патриотизма позволила также повысить их уровень сформированности патриотических чувств и повлиять на развитие мотивации подростков к патриотической деятельности.

Отметим, что условием эффективного процесса патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования является совокупность всех функций патриотического воспитания.

Предложенная программа для Центра детского творчества «Городской» позволит учреждению выступать в роли координирующего центра в сфере образования, культурно-нравственного просвещения, формирования гражданской позиции и воспитания патриотизма подростков.

Список литературы

1. Кулишов В.В., Зотова И.В. Организация гражданско-иатриотического воспитания детей и молодежи в системе дополнительного образования. Краснодар: Ин-т соц. технологий, 2018. 280 с.

2. Ароянц А.А. Реализация комплексной концепции патриотического воспитания личности: теория и практика // Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения: сб. материалов Все-рос. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. С. 53-58.

3. Мангер Т.Э., Васильева Ю.В., Шанкина С.В. Особенности социального воспитания в учреждениях дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 178. С. 93-99. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-93-99

4. Гарипова И.О., Волкова А.А. Организация гражданско-патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования (на примере военного спортивно-технического центра) // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы 24 Междунар. науч.-практ. конф. Прага: Изд-во WORLD PRESS S.r.o., 2019. С. 22-24.

5. Доброногова И.В. Гражданско-патриотическое воспитание в работе учреждений дополнительного образования // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблемы и направления воспитательной работы в образовательных организациях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2020. С. 97-98.

6. Булыгина Т.П. Патриотическое воспитание в условиях учреждения дополнительного образования // Научный альманах. 2015. № 3 (5). С. 66-71. DOI 10.17117/па.2015.03.066

7. Хамидулина В.В., Казанцева Е.А. Роль учреждений дополнительного образования в патриотическом воспитании подростков // Стратегии подготовки бакалавров и магистров в научном и образовательном пространстве: сб. науч. ст. Курган: КГУ, 2019. С. 258-263.

8. Айвазян А.А. Позитивные практики и эффекты в системе патриотического воспитания граждан Свердловской области. М.: Флинта, 2017. 84 с.

9. Дереча И.И., Воронина Е.В. Патриотическое воспитание подростков во внеучебной деятельности. М.: Библио-Глобус, 2017. 120 с.

10. Шевцова С.И., Мишенина И.В., Мухамедшин P.P. Система работы с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию в Центре детского творчества // Техническое творчество молодежи. 2019. №3 (115). С. 39-48.

References

1. Kulishov V.V., Zotova I.V. Organizatsiya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya detey i molodezhi v sisteme dopolnitel 'nogo obrazovaniya [Organization of Civil and Patriotic Education of Children and Youth in the System of Additional Education], Krasnodar, Institute of Social Technologies Publ., 2018, 280 p. (In Russian).

2. Aroyants A.A. Realizatsiya kompleksnoy kontseptsii patrioticheskogo vospitaniya lichnosti: teoriya i praktika [Implementation of the complex concept of patriotic education of personality: theory and practice]. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Ideya patriotizma v sisteme vospitaniya podrastayushchego pokoleniya» [Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Idea of Patriotism in the Education System of the Younger Generation"]. Penza, Penza State University Publ., 2019, pp. 53-58. (In Russian).

3. Manger Т.Е., Vasilyeva Y.V., Shankina S.V. Osobennosti sotsial'nogo vospitaniya v uchrezhdeniyakh do-polnitel'nogo obrazovaniya [Special aspects of social education in additional education institutions]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 178, pp. 93-99. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-93-99 (In Russian).

4. Garipova I.O., Volkova A.A. Organizatsiya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya podrostkov v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya (na primere voyennogo sportivno-tekhnicheskogo tsentra) [Organization of civil and patriotic education of adolescents in institutions of additional education (on the example of a military sports and technical center)]. Materialy 24 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Rossiya i Evropa: svyaz' kul 'tury i ekonomiki» [Proceedings of the 24th International Conference "Russia and Europe: Connection between Culture and Economy"]. Praga, WORLD PRESS S.r.o. Publ., 2019, pp. 22-24. (In Russian).

5. Dobronogova N.V. Grazhdansko-patrioticheskoye vospitaniye v rabote uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazovaniya [Civil and patriotic education in the work of institutions of additional education], Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Professional 'noye obrazovaniye i zanyatost' molodezhi: XXI vek Problemy i napravleniya vospitatel'noy raboty v obrazovatel'nykh organizatsiyakh» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Professional Education and Youth Employment:

21th Century. Problems and Directions of Educational Work in Educational Organizations". Kemerovo, 2020, pp. 97-98. (In Russian).

6. Bulygina T.P. Patrioticheskoye vospitaniye v usloviyakh uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya [Patriotic education at institutions of additional education], Nauchnyy al'manakh - Science Almanac, 2015, no. 3 (5), pp. 66-71. DOI 10.17117/na.2015.03.066 (InRussian).

7. Khamidulina V.V., Kazantseva E.A. Rol' uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazovaniya v patrioticheskom vospitanii podrostkov [The role of institutions of additional education in patriotic education of teenagers]. Strategii podgotovki bakalavrov i magistrov v nauchnom i obrazovatel'nom prostranstve [Strategies for Training Bachelors and Masters in the Scientific and Educational Space]. Kurgan, Kurgan State University Publ., 2019, pp. 258-263. (InRussian).

8. Ayvazyan A. A. Pozitivnyye praktiki i effekty v sisteme patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Sverdlovskoy oblasti [Positive Practices and Effects in the System of Patriotic Education of Citizens of the Sverdlovsk Region], Moscow, FlintaPubl., 2017, 84 p. (InRussian).

9. Derecha 1.1., Voronina E.V. Patrioticheskoye vospitaniye podrostkov vo vneuchebnoy deyatel'nosti [Patriotic Education of Adolescents in Extracurricular Activities]. Moscow, Biblio-Globus Publ., 2017, 120 p. (In Russian).

10. Shevtsova S.N., Mishenina N.V., Mukhamedshin R.R. Sistema raboty s uchashchimisya po grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniyu v tsentre detskogo tvorchestva [The System of Work with Students on Civil and Patriotic Education at the Youth Center]. Tekhnicheskoye tvorchestvo molodezhi - Technical Creativity of Youth, 2019, no. 3 (115), pp. 39-48. (In Russian).

Информация об авторах

Мангер Татьяна Эдуардовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профильной довузовской подготовки. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: mangerins@mail.ru

ORCID: https://orcid.OTg/0000-0003-l 163-4706

Васильева Юлия Викторовна, аспирант, кафедра социальной работы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: juliavav@rambler.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1187-3336

Конфликт интересов отсутствует.

Для контактов:

Мангер Татьяна Эдуардовна

E-mail: mangerins@mail.ru

Поступила в редакцию 21.09.2020 г.

Поступила после рецензирования 19.10.2020 г.

Принята к публикации 27.11.2020 г.

Information about the authors

Tatyana E. Manger, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor pre-University Training Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: mangerins@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-l 163-4706

Yulia V. Vasilieva, Post-Graduate Student, Social Work Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: juliavav@rambler.ru ORCID: https://orcid.Org/0000-0003-l 187-3336

There is no conflict of interests.

Corresponding author:

Tatyana E. Manger E-mail: mangerins@mail.ru

Received 21 September 2020 Reviewed 19 October 2020 Accepted for press 27 November 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.