Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнова Жанна Николаевна, Малашенкова Валентина Леонидовна, Мякишева Мария Владимировна, Намсинк Екатерина Викторовна

Вопросы патриотического воспитания приобретают особую значимость на современном этапе развития общества и государства. Это связано прежде всего с изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни общества и сознании ее граждан. Патриотическое воспитание детей начинается с дошкольного детства, когда закладываются нравственные основы, осуществляется приобщение детей к культурно-историческому прошлому страны и у них появляются интерес и любовь к природе родного края. Создать систему патриотического воспитания детей позволяет программно-методическое обеспечение. В данной статье рассматриваются методологические основы разработки парциальной программы патриотического воспитания «Дошколятам о нашем Отечестве». Раскрыты организационно-педагогические условия реализации парциальной программы. Данная статья включает описание первого этапа организации разработки и апробации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнова Жанна Николаевна, Малашенкова Валентина Леонидовна, Мякишева Мария Владимировна, Намсинк Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PRESCHOOL CHILDREN PATRIOTIC EDUCATION

The issues of patriotic education are of particular importance at the present stage of development of society and the state. This is primarily due to changes in the socio-economic, political and spiritual spheres of society and the consciousness of its citizens. Patriotic education of children begins with preschool childhood, when moral foundations are laid; children are introduced to the cultural and historical past of the country, a sensitive attitude to the nature of their native land. Software and methodological support allows creating a system of patriotic education of children. This article discusses the methodological basis for the development of a partial program of patriotic education “To preschool children about our Fatherland”. The organizational and pedagogical conditions for the implementation of the partial program are disclosed. This article includes a description of the first stage of the organization of the development and testing of the program.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2 й01: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.17

Научная статья

Ж. Н. Тельнова1, В. Л. Малашенкова1, М. В. Мякишева1, Е. В. Намсинк1

И [email protected] 'Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Аннотация: Вопросы патриотического воспитания приобретают особую значимость на современном этапе развития общества и государства. Это связано прежде всего с изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни общества и сознании ее граждан. Патриотическое воспитание детей начинается с дошкольного детства, когда закладываются нравственные основы, осуществляется приобщение детей к культурно-историческому прошлому страны и у них появляются интерес и любовь к природе родного края. Создать систему патриотического воспитания детей позволяет программно-методическое обеспечение. В данной статье рассматриваются методологические основы разработки парциальной программы патриотического воспитания «Дошколятам о нашем Отечестве». Раскрыты организационно-педагогические условия реализации парциальной программы. Данная статья включает описание первого этапа организации разработки и апробации программы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, старший дошкольный возраст, парциальная программа, программа патриотического воспитания, организационно-педагогические условия.

Дата поступления статьи: 31 июля 2021 г.

Для цитирования: Тельнова Ж. Н., Малашенкова В. Л., Мякишева М. В., Намсинк Е. В. (2021) Организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 15, № 4, с. 156-166. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.202lЛ5.4Л7.

Scientific article

Zh. N. Telnova1, V. L. Malashenkova1, M. V. Myakisheva1, E. V. Namsink1

El [email protected] 'Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

Organizational and pedagogical conditions of preschool children patriotic education

Abstract: The issues of patriotic education are of particular importance at the present stage of development of society and the state. This is primarily due to changes in the socio-economic, political and spiritual spheres of society and the consciousness of its citizens. Patriotic education of children begins with preschool childhood, when moral foundations are laid; children are introduced to the cultural and historical past of the country, a sensitive attitude to the nature of their native land. Software and methodological support allows creating a system of patriotic education of children. This article discusses the methodological basis for the development of a partial program of patriotic education "To preschool children about our Fatherland". The organizational and pedagogical conditions for the implementation of the partial program are disclosed. This article includes a description of the first stage of the organization of the development and testing of the program.

Keywords: patriotic education, senior preschool age, partial program, program of patriotic education, organizational and pedagogical conditions.

Paper submitted: July 31, 2021.

For citation: Telnova Zh. N., Malashenkova V. L., Myakisheva M. V., Namsink E. V. (2021) Organizational and pedagogical conditions of preschool children patriotic education. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 15, no. 4, pp. 156-166. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.17.

© Ж. Н. Тельнова, В. Л. Малашенкова, М. В. Мякишева, Е. В. Намсинк, 2021 156

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Научная статья выполнена в рамках реализации соглашения о предоставлении из бюджета города Омска грантов в форме субсидий некоммерческим организациям на разработку и выполнение общественно полезных проектов на территории города Омска от 24 июня 2021 года № 173.

Введение

Конец XX — начало XXI в. можно назвать этапом основных преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Это привело к существенному снижению воспитательного потенциала культуры, искусства, образования, являющихся основными факторами патриотического воспитания.

Контент-анализ основных официальных документов по патриотическому воспитанию и гражданскому образованию, имеющих статус государственных программ, стран России, США, Китая, Сингапура, проведенный А. Г. Саниным, позволил определить патриотизм как «любовь к Родине, преданность своему государству, знание исторических и современных достижений страны, поддержка духовно-нравственных ценностей, проявление гражданской позиции...» (Санин, 2016, с. 52-53). Патриотизм может стать объединяющим началом для формирования в России единого гражданского общества. Патриотическое воспитание является «стратегическим ориентиром российского образования» (Макарчук, Мальчевская, 2017). Поэтому разработка научных концептуальных основ организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей на современном этапе (Вакуленко, 2018; Охлопкова, Николаева, 2021; Устова, Уджуху, 2020). Это созвучно с идеями Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся», разработанного с целью выполнения Указа Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором национальная цель определена следующим образом: «... воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» (Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788; Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027, п. 5а).

Чуть позже вышел второй Указ Президента РФ, «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором была сформулирована национальная цель: «... возможности для самореализации и развития талантов» (Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726, п. 1б). На основе национальных целей в документе выделены целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 г. (п. 2б): «... создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

В новом законе было уточнено понятие «воспитание», сформулированное так: «.формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (ст. 2, п. 2) (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» (вступил в силу с 1 сентября 2020 года). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788).

Патриотическое воспитание начинает осуществляться с дошкольного возраста с чувства любви к своей семье, к малой Родине, к Отечеству. Анализ научной литературы позволил увидеть два основных направления патриотического воспитания — гражданско-патриотическое и военно-патриотическое,

которые, по мнению И. Я. Мурзиной и С. В. Казаковой, выступают в качестве взаимодополняющих составляющих целостной системы (Мурзина, Казакова, 2019). Именно в старшем дошкольном возрасте становится возможным сформировать интерес к историко-культурным, национальным и географическим, природным особенностям своего родного края через погружение в разные виды деятельности (Коротаева, Белоусова, 2018; Саввинов, 2018; Царегородцева, 2019; Пантелеева, 2019).

В работах ученых, рассматривающих проблему патриотического воспитания детей дошкольного возраста, раскрывается первое направление, гражданско-патриотическое, задачи которого решаются через применение в педагогическом процессе дошкольного учреждения разнообразных средств, форм, создание условий. Так, М. С. Голубь выделяет особенности патриотического воспитания дошкольников с опорой на особенности возраста детей и педагогические условия данного процесса. Автор делает упор на комплекс мероприятий, которые может проводить дошкольное учреждение, и привлечение родителей дошкольников к участию в них (Голубь, 2018).

Патриотическое воспитание дошкольников часто рассматривается в совокупности с нравственным воспитанием, и его содержание определяется как «целенаправленный процесс формирования у детей нравственно-патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, к родному дому и краю» (Бородина, 2015, с. 21). На важность деятельностного компонента в процессе патриотического воспитания указывает ряд исследователей (Макарчук, Мальчевская, 2017; Ростовцева, Гельфонд, Мирошина, 2019; Печерцева, Танаева, 2021; Чикова, Шахнович, Попп, 2021).

В примерных вариативных образовательных программах дошкольного образования обозначены отдельные задачи патриотического воспитания («Мир открытий», «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» и др.). В ряде парциальных программ поднимаются отдельные вопросы патриотического воспитания: например, программы Л. В. Коломийченко «Дорогою добра», С. А. Козловой «Я — человек» имеют преимущественно социально-личностную направленность, в программе О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» глубоко раскрыт компонент «культура», в то время как компоненты «история» и «природа родного края» не обозначены как средства патриотического воспитания, в программе В. Н. Вишневской «Свет Руси» выделено только одно направление патриотического воспитания детей — «история».

Таким образом, существующие вариативные программы по патриотическому воспитанию не могут в полной мере решить задачи, изложенные в нормативных правовых документах (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М., ТЦ Сфера, 2019, 80 с.; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698), поскольку лишь включают фрагменты содержания патриотического воспитания, но не представляют собой целостную систему. Поэтому возникла необходимость в разработке парциальной программы патриотического воспитания (она позволила бы разрешить существующие противоречия и целостно представить патриотическое воспитание во всех образовательных областях образовательного процесса, где оно станет системообразующим стержнем) и в создании организационно-педагогических условий для ее апробации.

Методы

Методологической основой программы являются педагогические, психологические, культурологические исследования, раскрывающие сущность патриотического воспитания, а также фундаментальные положения и идеи:

— о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн) — обуславливает необходимость использования игры как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

— о единстве знаний, чувств и деятельности в формировании отношения человека к окружающей действительности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн) — обеспечивает целостность процесса патриотического воспитания, где наряду с получением знаний дети будут

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

включаться в активную деятельность в виде социокультурных практик и на этой основе у них будут формироваться патриотические чувства;

— о зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский) — позволяет своевременно включать тот информационный материал, который будет доступен детям, и находится на высоком уровне сложности;

— о единстве умственного, нравственного и эстетического воспитания (Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Н. И. Непомнящая, И. Б. Шиян, О. А. Шиян) — позволяет формировать социально-значимые патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям, воспитание уважения к защитникам Отечества и к почетной обязанности защищать Родину;

— концепция воспитания патриотизма и культуры межнационального общения (З. Т. Гасанов, М. И. Богомолова) — позволяет осознать принадлежность к своему народу, его истории, пробудить интерес к культуре народов родного края и межкультурному общению.

В качестве методологической основы программы выступает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Результаты

Решение обозначенной выше проблемы осуществляется поэтапно. Первый этап — подготовительный (март 2020 г.— июнь 2021 г.) — разработка парциальной программы патриотического воспитания «Дошколятам о нашем Отечестве» и создание организационно-педагогических условий для ее реализации. Второй этап — основной (сентябрь 2021 г.— май 2022 г.) — апробация программы. Третий этап — заключительный (сентябрь — май 2022 г.) — подведение итогов апробации программы.

В данной статье будет подробно раскрыт первый, подготовительный этап, так как он имеет уже завершенный характер, что является основанием для подведения основных итогов.

На подготовительном этапе на основе анализа нормативных правовых документов, трудов ученых, обзора действующих вариативных примерных и парциальных образовательных программ дошкольного образования осуществлена разработка парциальной программы патриотического воспитания «Дошколятам о нашем Отечестве».

Структура и содержание программы

Программа включает в себя 6 тематических модулей:

1. Я и мир вокруг меня.

2. Мой дом.

3. Моя улица.

4. Мой город.

5. Моя страна.

6. Моя планета.

Каждый модуль находит отражение в содержании трех блоков — тематических линий: I блок — «Природа России», II блок — «Культура народов России», III блок — «История России».

Модульный подход к определению содержания программы выражен в следующем: содержание программы 1 года обучения (для детей 5-6 лет) включает три модуля («Я и мир вокруг меня», «Мой дом», «Моя улица»); содержание программы 2 года обучения (для детей 6-7 лет) также представлено тремя модулями («Мой город», «Моя страна», «Моя планета»), каждый из модулей в равной мере отражен в блоках «Природа России», «Культура народов России», «История России». Модульный подход к структурированию содержания программы позволяет рассмотреть каждую из базовых номинаций с разных аспектов (природа, культура, история), обеспечивая достижение высокой степени их обобщенности, переход детей с уровня конкретных представлений на уровень обобщенных представлений и уровень понятий.

Содержание Модуля 1 «Я и мир вокруг меня» осваивается детьми 5-6 лет в первом квартале и отражает следующие аспекты. Мир глазами ребенка — это неизведанный мир путешествий и открытий, мир, в центре которого находится он сам. Каждый человек с детства окружен миром природы и миром

людей. Мир природы прекрасен и разнообразен. Каждая встреча с природой — неизгладимый опыт общения. Освоение мира людей — это понимание мира человеческих отношений — начиная от познания себя, своей семьи, своего рода — к познанию своего народа». Блок «Природа России» (сентябрь) представлен темами «Люблю березку русскую», «Пестрый мир цветов: от незабудки до розы», «Скатерть-самобранка — дары осени со всей России», «Многоголосая Россия. Певцы природы». Блок «Культура и традиции народов России» (октябрь) включает темы «Кто Я? Какой(ая) Я?», «Я в своей семье», «Я и мои друзья в детском саду», «Я — представитель своего народа». В блоке «История России» (ноябрь) отражены темы «Я и моя семья. Малая Родина», «Моя маленькая-большая семья: история моего рода», «История моего имени и фамилии», «Интересные люди в моей семье». Модуль завершается включением детей и родителей в мероприятие социокультурной практики «Создание семейного мини-музея» (последняя неделя ноября).

Модуль 2 «Мой дом» осваивается детьми во втором квартале и представлен следующим содержанием: 1) каждый имеет свой дом; дома у всех разные; 2) дома людей, живших в разные времена, как и дома разных народов, не похожи, они отличаются как внешним строением, так и внутренним убранством; 3) дома имеют свою историю, свои традиции, в их стенах звучат былины и сказки; 4) домам нужны защитники; 5) представителям флоры и фауны тоже нужны «дома»: домашним животным жилище строит человек, дикие животные строят его сами или находят готовое; 6) жилище очень нужно: в нем можно спрятаться от врагов, непогоды, проспать всю зиму или сделать запасы на зиму». Содержание блока «Природа России» (декабрь) отражено в темах «Домашние животные, их жилища», «Путешествие по домам и домишкам (лесные, подводные, подземные)», «Операция "Кормушка" (юные защитники природы родного края)». В блоке «Культура и традиции народов России» (январь) представлено содержание тем «Быт и уклад жизни наших предков. Русская изба», «Жилища народов родного края», «Одежда наших предков». Блок «История России» (февраль) представлен темами «Былинные герои», «Российская армия — наша защитница», «Защитники в моей семье». Модуль завершается включением детей и родителей в совместную деятельность в рамках проекта-презентации «История одной вещи (семейная реликвия)», которая проводится в последнюю неделю февраля.

Содержание Модуля 3 «Моя улица» осваивается детьми в третьем квартале и представлено следующим образом: 1) на улице есть жилые дома, магазины, кафе, парки и скверы; 2) улица — это место дружеских встреч и веселых игр, место добрых дел и совместных празднеств; 3) в названиях улиц — история города (села), страны; 4) в лесу тоже есть улицы, только они не горизонтальные, как у людей, а вертикальные: каждое дерево — улица, каждый куст — переулок, на каждой улице — свои жильцы, даже подземная часть улицы заселена. В рамках блока «Культура и традиции народов России» (март) предусмотрено рассмотрение тем «Улица как культурное пространство», «Народная песня на улицах городов (сел)», «Народные уличные гуляния (на примере Масленицы)». Блок «Природа России» (апрель) представлен темами «У кого гнездо выше? (пернатые жильцы лесных проспектов, улиц и переулков: хвойных и лиственных деревьев и кустарников)», «Четвероногие соседи (обитатели хвойных и лиственных лесов)», «В гости к обитателям травяных переулков (насекомые луга и леса)», «Жизнь жителей подземных улиц». В блоке «История России» (май) отражены темы «Праздник весны и труда на наших улицах», «Их именами названы улицы (герои Великой Отечественной войны)», «Улицы "старого" и "нового" города», «Интересные здания на улицах города». Конкурс зD-макетов «Улица моей мечты», участниками которого являются дети и родители, завершает модуль и проходит в последнюю неделю мая.

Модуль 4 «Мой город» осваивается детьми 6-7 лет в первом квартале и отражает следующее содержание: 1) у каждого человека есть родной город (село), где он родился и живет; 2) у каждого города есть герб, флаг, гимн, история основания и развития, ремесла и культурные объекты, традиции; 3) города в природе необычные, каждый город — природное сообщество: лес — город из деревьев, живут там лесные жители, луг — другой город, и жители там другие, водоем — третий город, тоже со своими обитателями, и т.д.; 4) в городе все жители друг с другом связаны и в природном сообществе тоже. Блок «Природа россии» (сентябрь) представлен темами «Путешествие в город Лес», «Путешествие в город Луг», «Путешествие к городу Водоем», «Город как среда обитания человека». В блоке «История России» (октябрь) отражены темы «История родного города», «Наш город — герой»,

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

«Современный город». Блок «Культура и традиции народов России» (ноябрь) включает темы «Музеи и библиотеки нашего города», «Театральная жизнь нашего города», «Летопись музыкальной культуры нашего города», «Народные промыслы на выставках и ярмарках родного города». Модуль завершается включением детей и родителей в веб-квест «Мой любимый город» (последняя неделя ноября).

Содержание Модуля 5 «Моя страна» осваивается детьми 6-7 лет во втором квартале и представлено следующим образом: 1) люди живут в разных странах, больших и маленьких; 2) где-то всегда лето, где-то всегда зима, а где-то сезоны сменяют друг друга; 3) нашей родной страной является Россия, она очень большая, в ней сезоны сменяют друг друга; 4) Россия имеет свою государственную символику, богатое многонациональное культурное наследие, героическое прошлое и настоящее. Содержание блока «Природа России» (декабрь) отражено в темах «Кому тундра — дом родной?», «О самом большом поле», «Таежные друзья новогодней елочки». В блоке «Культура и традиции народов России» (январь) представлено содержание тем «Наша Родина — Россия», «Культурные столицы России», «Исторически значимые города России», «Дружба народов России». Блок «История России» (февраль) представлен темами «Города-герои России», «Война в тылу. Дети-герои», «Великие полководцы нашей страны», «Путешественники-первооткрыватели земли русской». Модуль завершается приглашением детей и родителей к участию в викторине «Знатоки своей страны», которая проводится в последнюю неделю февраля.

Содержание Модуля 6 «Моя планета» осваивается детьми в третьем квартале и отражает следующие актуальные линии: 1) стран на свете много, но все вместе мы земляне и планета Земля — наш общий дом; 2) Россия — космическая держава; 3) миротворческое прошлое и настоящее России; 4) растения и животные расселены по всей планете; 5) есть виды, которые живут только в определенных уголках Земли; 6) все формы жизни на Земле имеют право на существование; 7) мировое движение в защиту планеты Земля. В рамках блока «Культура и традиции народов России» (март) предусмотрено рассмотрение тем «Праздники народов мира», «Путешествие по сказкам мира», «Культура без границ». Блок «Природа России» (апрель) представлен темами «Наша планета из Космоса (путешествие по глобусу)», «Путешествие в Африку», «Как ландыш и белый мишка попали в Красную книгу», «Праздник "День Земли" (22.04)». В блоке «История России» (ноябрь) отражены темы «Бессмертный полк (парад Дня Победы в России и мире)», «Российская армия — освободитель», «Российская армия — миротворец». Творческая игра «Путешествие по странам и континентам», участниками которого являются дети и родители, завершает модуль и проходит в последнюю неделю мая.

Для реализации программы «Дошколятам о нашем Отечестве» необходимо обеспечить следующие организационно-педагогические условия:

— нормативно-правовые;

— кадровые;

— информационно-методические;

— организационно-управленческие;

— социального партнерства;

— материально-технические;

— финансово-экономические.

Нормативно-правовые условия реализации программы

Регулирование отношений участников разработки и апробации данной программы осуществляется через создание ряда соглашений о сотрудничестве:

— Фонда развития Омской области С. И. Манякина и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет» с целью создания и реализации стратегического проекта университета «Стратегическое позиционирование и региональная интеграция» (подпроект «Реализация парциальной программы «Дошколятам о нашем Отечестве»);

— Министерства образования Омской области, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет» и Казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа —

детский сад № 292» (структурное подразделение № 1) об установлении партнерских отношений и развитии долгосрочного и эффективного сотрудничества в сфере реализации образовательной программы патриотического воспитания обучающихся «Дошколятам о нашем Отечестве», разработанной университетом;

— Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет», АНО Инновационно-проектный центр «Сказка» и дошкольных образовательных учреждений (БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка — детский сад № 11», БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка — детский сад № 23», БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка — детский сад № 96», БДОУ г. Омска «Детский сад № 81», КОУ Омской области «Адаптивная школа — детский сад № 292», структурное подразделение № 1) с целью разработки и апробации программы «Дошколятам о нашем Отечестве», направленной на развитие содержания дошкольного образования, создание благоприятных условий патриотического воспитания детей дошкольного возраста региона для последующей их успешной социализации.

Была составлена дорожная карта (план по реализации проекта по патриотическому воспитанию дошкольников на региональном материале), в которой обозначены техническое задание, мероприятия, сроки и ответственные; модель и график реализации проекта.

Кадровые условия реализации программы

Отбор дошкольных образовательных организаций для апробации программы осуществлялся по следующим критериям:

— творческий коллектив педагогов, имеющий опыт инновационной деятельности;

— интерес педагогов к проблеме патриотического воспитания детей;

— разнообразие типов и видов дошкольных образовательных организаций (учреждений).

В соответствии с последним критерием в состав творческой группы вошли три дошкольных учреждения, имеющих статус «центр развития ребенка — детский сад», одно учреждение типа «детский сад» и одно учреждение коррекционного типа «адаптивная школа — детский сад».

Известно, что от уровня компетентности педагогов зависит успешность образовательного процесса в целом, поэтому для базового ознакомления педагогов дошкольных образовательных учреждений с программой были организованы очные семинары и вебинары, на которых осуществлялась специальная подготовка педагогов к участию в апробации программы (вводный семинар по ознакомлению с основными блоками и модулями программы, семинар по разработке конспектов по основным темам программы, вебинары для руководителей и старших воспитателей по условиям участия в работе творческой группы, по координации усилий педагогов для решения вопросов по конкретным темам программы и др.).

Информационно-методические условия реализации программы

Успешность работы педагогов напрямую зависит от информационно-методического обеспечения. Центральное место занимает сама парциальная программа патриотического воспитания, в которой обозначены основные направления деятельности педагога. В основе ее реализации лежит модульно-блочное тематическое планирование. Выделенные модули и блоки позволяют педагогу рассмотреть с детьми отдельную тему с разных сторон, отбирая информацию с учетом индивидуальных особенностей детей, рекреационных возможностей города (села). Модульно-блочный подход не ограничивает педагога в календарно-тематическом планировании, дает возможность конкретизировать содержание в соответствии с региональными особенностями, выбирать средства, которые наиболее актуальны в конкретной образовательной организации. В общем тематическом планировании указывается технология, с помощью которой раскрывается отдельная тема, поэтому педагог легко может решить поставленные в каждой теме задачи. Подробная характеристика блоков, модулей и тем позволяет полнее представить не только их содержание, но и специфику работы по ним в разных возрастных группах. Модульно-блочное планирование является наиболее подходящим для того, чтобы по программе можно было работать в различных регионах России, учитывая их природные, культурные и исторические особенности.

Методическая поддержка педагогов представлена учебно-методическим комплексом, включающим: 1) сборник конспектов занятий для детей 5-6 лет; 2) сборник конспектов занятий для детей

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

6-7 лет; 3) планирование предварительной работы по разделам программы «Дошколятам о нашем Отечестве»; 4) мониторинг (сборник диагностических материалов) достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов освоения программы; 5) рабочие тетради для детей 5-6 лет и детей 6-7 лет (для практической работы по закреплению материала как в ходе занятий в дошкольном образовательном учреждении, так и в совместной деятельности с родителями в условиях семьи); 6) размещение на персональной странице программы демонстрационных материалов (в т.ч. сопровождаемых QR-кодом); 7) организацию разнообразных форм обучения (вебинаров, семинаров, практикумов, мастер-классов) и обеспечение консультативной помощи в режиме реального времени и через страницу виртуальной школы.

Организационно-управленческие условия реализации программы

Организация образовательного процесса в рамках реализации Программы предполагает:

— определение места в общем образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (блоки и темы программы «Дошколятам о нашем Отечестве» могут реализовываться как в основной, так и в вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования; программу «Дошколятам о нашем Отечестве» можно использовать в качестве основной для обеспечения дополнительного образования);

— разработку образовательной модели по патриотическому воспитанию, статичными компонентами которой являются образовательные модули и время, отводимое на их реализацию, а динамичными — последовательность и место реализации модулей в течение дня, которые зависят от направленности группы (общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная, комбинированная) и типа образовательной программы, в т.ч. и адаптивной; виды детской деятельности по тематике блоков, чередующиеся в течение недели;

— соподчинение компонентов образовательной модели (в методических рекомендациях к программе есть подробное описание педагогических технологий, в планировании показаны этапы раскрытия темы, мониторинг позволяет определить степень готовности детей к работе по теме и в соответствии с этим выбрать содержание предварительной и последующей работы с детьми).

Управленческий аспект предусматривает создание творческой группы в дошкольном образовательном учреждении (выделение инициативного ядра, определение полномочий и ответственности), разработку системы мотивации и стимулирования ее участников, обеспечение циркулирования информации (от участников творческой группы — к инициативному ядру и далее — к разработчикам программы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное партнерство как условие реализации программы

При реализации программы «Дошколятам о нашем Отечестве» возможно взаимодействие, в том числе сетевое, с разными государственными образовательными организациями (дошкольные образовательные организации, школа, кадетский корпус), организациями культуры (музеи, библиотеки, театры, филармония), общественными организациями военно-патриотической направленности. Взаимодействие с перечисленными выше социальными партнерами может проходить в форме совместных мероприятий, в ходе которых педагоги обмениваются опытом, дискутируют, обсуждают общую стратегию патриотического воспитания детей, выстраивают сетевую систему социального партнерства.

Согласно ФГОС ДО необходимо предусмотреть разнообразные формы взаимодействия с родителями в течение всего учебного года: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные. Сотрудничество педагогов с родителями, включение их в образовательный процесс предполагается через совместное выполнение домашних заданий по модулям в специальной тетради для детей 5-6 лет и 6-7 лет. У каждой семьи появляется своя тетрадь. Родители получают подробные рекомендации по выполнению творческих заданий в домашних условиях. В течение учебного года предусмотрены регулярные совместные мероприятия в виде участия в разного рода социокультурных практиках детей старшего дошкольного возраста и родителей. Для родителей (в групповом формате и индивидуально) предусмотрены консультации по патриотическому воспитанию детей. Структура и содержание программы «Дошколятам о нашем Отечестве» позволяют организовать на базе образовательной организации семейный клуб и привлечь родителей к целенаправленному патриотическому воспитанию детей в семье.

Материально-технические условия реализации программы

В материально-техническом обеспечении реализации программы организация среды занимает центральное место. Понятие «среда» используется не только для обозначения физического пространства, но и в качестве образной характеристики. Среда для патриотического воспитания дошкольников создается по принципам, выделенным в дошкольной педагогике (то есть она содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна), и с опорой на современные нормативные и правовые документы. Среда в дошкольной образовательной организации должна строиться на основе требований, выделенных в ФГОС ДО, среди которых наиболее важным для реализации программы является требование учета национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Техническое оснащение программы предусматривает опору на использование современных аудиовизуальных средств и компьютерных технологий (дополненная реальность).

Финансово-экономические условия реализации программы

Финансирование программы патриотического воспитания «Дошколятам о нашем Отечестве» осуществляется на основе государственного (муниципального) задания по оказанию образовательных услуг с учетом оплаты труда работников, реализующих программу, а также расходов на приобретение программы, методических рекомендаций, методического сопровождения, рабочих тетрадей для детей (в 2-х частях), сборника диагностических материалов (мониторинг), альбома демонстрационных материалов. Программа реализуется на базе образовательной организации в рамках непрерывной образовательной деятельности в течение дня, раскрывающей особенности каждого блока. На основе программы можно также организовать платные мастер-классы для педагогов (провести их на базе образовательной организации, реализующей программу). Материалы программы можно использовать на курсах повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций (на платной основе и при наличии соответствующей лицензии).

Выводы

Разработана парциальная программа патриотического воспитания дошкольников «Дошколятам о нашем Отечестве», учебно-методический комплекс к ней, включающий сборник конспектов занятий для детей 5-6 лет, сборник конспектов занятий для детей 6-7 лет, планирование по разделам программы, примерная сетка занятий с детьми, а также мониторинг (сборник диагностических материалов) достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов освоения программы и рабочие тетради для детей 5-6 лет и детей 6-7 лет.

Успешной реализации парциальной программы патриотического воспитания «Дошколятам о нашем Отечестве» будут способствовать организационно-педагогические условия: нормативно-правовые, кадровые, информационно-методические, организационно-управленческие, социального партнерства, материально-технические, финансово-экономические.

Источники

Бородина Е. Н. (2015) Результаты экспериментального исследования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в полихудожественной деятельности. Педагогическое образование в России, № 8, с. 24-29.

Вакуленко Е. А. (2018) Патриотическое воспитание в процессе становления личности подростка. Патриотическое воспитание: от слов к делу. Сборник статей Международного НПЦ МГПУ 30.11.18-01.12.2018. М., Полиграфсервис, 426 с.

Голубь М. С. (2018) Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников. Перспективы науки и образования, № 5 (35), с. 110-117. DOI: l0.32744/pse.20l8.5.l2.

Коротаева Е., Белоусова С. (2018) К основам патриотического воспитания детей в детском саду. Дошкольное воспитание, № 3, с. 80-86.

Макарчук Я. В., Мальчевская М. Л. (2017) Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования. Научный диалог, № 1, с. 280-281.

Мурзина И. Я., Казакова С. В. (2019) Перспективные направления патриотического воспитания. Образование и наука, № 21 (2), с. 155-175. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-155-175.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Охлопкова О. С., Николаева Л. В. (2021) Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Европейский журнал естественной истории, № 2, с. 30-35.

Пантелеева Н. Г. (2019) Образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников. Вестник Московского государственного областного университета. Серия педагогика, № 2, с. 13-20. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-13-20.

Печерцева О. Н., Танаева З. Р. (2021) Современные технологии спортивно-патриотического воспитания детей и подростков. Человек. Спорт. Медицина, № 21, с. 80-85.

Ростовцева Л. И., Гельфонд М. Л., Мирошина Е. Ю. (2019) Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников. Социологические исследования, № 8, с. 75-83.

Саввинов И. А. (2018) Патриотическое воспитание детей и молодежи, региональный аспект. Перспективы науки и образования, № 4 (34), с. 270-273.

Санина А. Г. (2016) Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России. Социологические исследования, № 5 (385), с. 44-53.

Устова А. А., Уджуху И. А. (2020) Современные тенденции патриотического воспитания старших дошкольников. Инновационный потенциал молодежи, гражданственность, профессионализм, творчество. Сборник научных трудов Международной молодежной научно-исследовательской конференции. Екатеринбург, 24 ноября 2020 г. Екатеринбург, Изд-во УРФУ, с. 486-491.

Царегородцева Е. А. (2019) Психолого-педагогические подходы ознакомления с родным регионом детей старшего дошкольного возраста. Тенденции развития науки и образования, № 54-3, с. 79-82.

Чикова О. А., Шахнович И. С., Попп И. А. (2021) Оценка эффективности конкурсных воспитательных мероприятий, анализ опыта использования методологии моделирования структурными уравнениями. Перспективы науки и образования, № 4 (52), с. 448-460. DOI: l0.32744/pse.202l.4.30.

References

Borodina E. N. (2015) Rezul'taty eksperimental'nogo issledovaniya po nravstvenno-patrioticheskomu vospitaniyu doshkol'nikov v polikhudozhestvennoy deyatel'nosti [Results of an experimental study on the moral and patriotic education of preschoolers in poly-artistic activity]. Pedagogical Education in Russia, no. 8, pp. 24-29. (In Russian).

Vakulenko E. A. (2021) Patrioticheskoye vospitaniye v protsesse stanovleniya lichnosti podrostka. [Patriotic education in the process of becoming a teenager's personality]. Patrioticheskoye vospitaniye: ot slov k delu. Sbornik statey Mezhdunarodnogo NPTS MGPU [Patriotic education: from words to deeds. Collection of articles of the international SPC]. Publ. Polygraphservice, Moscow, 426 p. (In Russian)

Golub M. S. (2018) Osobennosti i pedagogicheskiye usloviya patrioticheskogo vospitaniya starshikh doshkol'nikov [Features and pedagogical conditions of patriotic education of senior preschoolers]. Perspektivy nauki i obrazovaniya - Perspectives of Science and Education, no. 5 (35), pp. 110-117. DOI: 10. 32744/pse.20i8.5.i2. (In Russian)

Korotaeva E., Belousova S. (2018) K osnovam patrioticheskogo vospitaniya detey v detskom sadu. K osnovam patrioticheskogo vospitaniya detey v detskom sadu [On the basics of patriotic education of children in kindergarten]. Preschool Education, no. 3, pp. 80-86. (In Russian)

Makarchuk Ya. V., Malchevskaya M. L. (2017) Patrioticheskoye vospitaniye mladshikh shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Patriotic education of younger schoolchildren in the system of additional education]. Nauchnyy Dialog -Scientific Dialogue, no. 1, pp. 280-281. URL: https//elibrary.ru/item. asp?id=28118121ro. (In Russian).

Murzina I. Ya., Kazakova S. V. (2019) Perspektivnyye napravleniya patrioticheskogo vospitaniya [Promising directions of patriotic education]. The Education and Science Journal, no. 21(2), pp. 155-175. (In Russian).

Okhlopkova O. S., Nikolaeva L. V. (2021) Patrioticheskoye vospitaniye detey starshego doshkol'nogo vozrasta posredstvom proyektnoy deyatel'nosti [Patriotic education of older preschool children through project activities]. The European Journal of Natural History, no. 2, pp. 30-35. (In Russian).

Panteleeva N. G. (2019) Obrazovatel'nyye resursy sotsiokul'turnoy sredy v patrioticheskom vospitanii doshkol'nikov [Educational resources of the socio-cultural environment in patriotic education of preschoolers]. Bulletin of the Moscow Region State University. Series Pedagogics, no. 2, pp. 13-20. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-13-20. (In Russian).

Pechertseva O. N., Tanaeva Z. R. (2021) Sovremennyye tekhnologii sportivno-patrioticheskogo vospitaniya detey i podrostkov [Modern technologies of sports and patriotic education of children and adolescents]. Human. Sport. Medicine, no. 21, pp. 80-85. (In Russian).

Rostovtseva L. I., Gelfond M. L., Miroshina E. Yu. (2019) Patrioticheskoye vospitaniye glazami ekspertov i shkol'nikov [Patriotic education through the eyes of experts and schoolchildren]. Sociological Studies, no. 8, pp. 75-83. (In Russian).

Savvinov I. A. (2018) Patrioticheskoye vospitaniye detey i molodezhi, regional'nyy aspekt [Patriotic education of children and youth: regional aspect]. Perspectives of Science and Education, no. 4(34), pp. 270-273. (In Russian).

Sanina A. G. (2016) Patriotizm i patrioticheskoye vospitaniye v sovremennoy Rossii [Patriotism and patriotic education in modern Russia]. Sociological Studies, no. 5 (385), pp. 44-53. (In Russian).

Ustova A. A., Ujuhu I. A. (2020) Sovremennyye tendentsii patrioticheskogo vospitaniya starshikh doshkol'nikov. Innovatsionnyy potentsial molodezhi, grazhdanstvennost', professionalizm, tvorchestvo. [Modern trends in patriotic education of senior preschoolers]. Sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy molodezhnoy nauchno-issledovatel'skoy konferentsii [Innovative potential of youth: citizenship, professionalism, creativity. Collection of scientific papers of the International Youth Research Conference]. URFU Publ., Yekaterinburg, pp. 486-491. (In Russian).

Tsaregorodtseva E. A. (2019) Psikhologo-pedagogicheskiye podkhody oznakomleniya s rodnym regionom detey starshego doshkol'nogo vozrasta. [Psychological and pedagogical approaches of familiarization with the native region of older preschool children]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya - Trends in the Development of Science and Education, no. 54-3, pp. 79-82. (In Russian).

Chikova O. A., Shakhnovich I. S., Popp I. A. (2021) Otsenka effektivnosti konkursnykh vospitatel'nykh meropriyatiy, analiz opyta ispol'zovaniya metodologii modelirovaniya strukturnymi uravneniyami [Evaluation of the effectiveness of competitive educational activities: analysis of the experience of using the methodology of modeling by structural equations]. Perspectives of Science and Education, no. 4 (52), pp. 448-460. DOI: 10.32744Zpse.20214.30 (In Russian).

Информация об авторах

Тельнова Жанна Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). E-mail: [email protected] Малашенкова Валентина Леонидовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства. Омский государственный педагогический университет 644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). E-mail: [email protected] Мякишева Мария Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). E-mail: [email protected] Намсинк Екатерина Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). E-mail: [email protected]

Author's information

Zhanna N. Telnova

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor of Pedagogy and Psychology of Childhood Department. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). E-mail: [email protected] Valentina L. Malashenkova

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor of Pedagogy and Psychology of Childhood Department. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). E-mail: [email protected] Maria V. Myakisheva

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor of Pedagogy and Psychology of Childhood Department. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation).E-mail: [email protected] Ekaterina V. Namsink

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor of Pedagogy and Psychology of Childhood Department. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.