Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леушина Ирина Владимировна, Леушина Любовь Игоревна

В статье рассматривается проблема поиска возможных путей повышения эффективности патриотического воспитания будущего выпускника технического вуза. На основании проведенного информационно-аналитического обзора, а также критической оценки ситуации в высших учебных заведениях страны определены основные тренды действующей в них системы патриотического воспитания. Формулируются три основных тезиса, которые, по мнению авторов, должны лежать в основе ее «перезагрузки». Делается вывод о том, что патриотическое воспитание нуждается в технологическом прорыве, не менее чем экономика Российской Федерации. Определяются предпосылки для обеспечения инновационного, прорывного, характера патриотического воспитания выпускника технического вуза и приводятся примеры конкретных мероприятий, в том числе в рамках Программы стратегического развития Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева и при проектировании основных профессиональных образовательных программ бакалавриата направления «Металлургия». Особое внимание уделяется роли участников образовательного процесса, рассматриваются неиспользованные резервы для воспитательной работы. Авторами отмечается положительный опыт личностно ориентированного подхода к патриотическому воспитанию выпускников технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леушина Ирина Владимировна, Леушина Любовь Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATRIOTIC EDUCATION OF A TECHNICAL UNIVERSITY GRADUATE

The article deals with the problem of finding possible ways to increase the effectiveness of patriotic education of a future graduate of a technical university. On the basis of the information and analytical review, as well as a critical assessment of the situation in the country’s higher educational institutions, the main trends of the patriotic education system operating in them have been identified. Three main theses are formulated, which, according to the authors, should underlie its ‘reset”. It is concluded that patriotic education needs a technological breakthrough, no less than the economy of the Russian Federation. The prerequisites are determined for ensuring the innovative, breakthrough, nature of patriotic education of a graduate of a technical university and examples of specific activities are given, including within the framework of the Strategic Development Program of Nizhny Novgorod State Technical University n. a. R. E. Alekseev and in the design of the main professional educational programs for the bachelor's degree in Metallurgy. Particular attention is paid to the role of participants in the educational process, unused reserves for educational work are considered. The authors note the positive experience of a personality-oriented approach to the patriotic education of graduates of a technical university.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

УДК 378.1

DOI: 10.17238/issn1998-5320.2022.16.1.13

Научная статья

И. В. Леушина1И, Л. И. Леушина1

И leushinaiv@yandex.ru

'Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Патриотическое воспитание выпускника технического вуза

Аннотация: В статье рассматривается проблема поиска возможных путей повышения эффективности патриотического воспитания будущего выпускника технического вуза. На основании проведенного информационно-аналитического обзора, а также критической оценки ситуации в высших учебных заведениях страны определены основные тренды действующей в них системы патриотического воспитания. Формулируются три основных тезиса, которые, по мнению авторов, должны лежать в основе ее «перезагрузки». Делается вывод о том, что патриотическое воспитание нуждается в технологическом прорыве, не менее чем экономика Российской Федерации. Определяются предпосылки для обеспечения инновационного, прорывного, характера патриотического воспитания выпускника технического вуза и приводятся примеры конкретных мероприятий, в том числе в рамках Программы стратегического развития Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева и при проектировании основных профессиональных образовательных программ бакалавриата направления «Металлургия». Особое внимание уделяется роли участников образовательного процесса, рассматриваются неиспользованные резервы для воспитательной работы. Авторами отмечается положительный опыт личностно ориентированного подхода к патриотическому воспитанию выпускников технического вуза.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, студенческая молодежь, технический вуз, личностно ориентированный подход.

Дата поступления статьи: 6 августа 2021 г.

Для цитирования: Леушина И. В., Леушина Л. И. (2022). Патриотическое воспитание выпускника технического вуза. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 1, с. 115-121. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.2022.16.1.13.

Abstract: The article deals with the problem of finding possible ways to increase the effectiveness of patriotic education of a future graduate of a technical university. On the basis of the information and analytical review, as well as a critical assessment of the situation in the country's higher educational institutions, the main trends of the patriotic education system operating in them have been identified. Three main theses are formulated, which, according to the authors, should underlie its 'reset". It is concluded that patriotic education needs a technological breakthrough, no less than the economy of the Russian Federation. The prerequisites are determined for ensuring the innovative, breakthrough, nature of patriotic education of a graduate of a technical university and examples of specific activities are given, including within the framework of the Strategic Development Program of Nizhny Novgorod State Technical University n. a. R. E. Alekseev and in the design of the main professional educational programs for the bachelor's degree in Metallurgy. Particular attention is paid to the role of participants in the educational process, unused reserves for educational work are considered. The authors note the positive experience of a personality-oriented approach to the patriotic education of graduates of a technical university.

Keywords: education, patriotism, student youth, technical university, personality oriented approach.

Paper submitted: August 6, 2021.

For citation: Leushina I. V., Leushina L. I. (2022). The patriotic education of a technical university graduate. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 1, pp. 115-121. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2022.i6.i.i3.

Scientific article

I. V. Leushina1®, L. I. Leushina1

leushinaiv@yandex.ru

'Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev, Nizhny Novgorod, Russian Federation

The patriotic education of a technical university graduate

© И. В. Леушина, Л. И. Леушина, 2022

!ssn i2587-943xPonHne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 № 1 2022

Педагогические науки

Введение

В России никто не отрицает принципиальную необходимость и социальную значимость патриотического воспитания молодежи. Его традиции проистекают из истории нашей страны и связаны с героическим преодолением нашим народом угроз, трудностей и невзгод военнного лихолетья. Именно в такие моменты проявлялись лучшие качества русского человека как гражданина и патриота своей страны, не жалевшего ничего и даже собственной жизни для своей Родины. Патриотические традиции заложены в нас бессмертными произведениями Н. М. Карамзина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. А. Шолохова и продолжаются современными авторами отечественной поэзии и прозы.

Проблема и цель. Казалось бы, все очевидно и нечего больше обсуждать, но сегодня, в условиях серьезного нарастания внешнего давления на страну, обусловленного системным укреплением ее позиций в мире, когда недоброжелатели прибегают к таким «грязным» приемам, как пересмотр итогов Второй мировой войны и явные подтасовки исторических фактов, эта очевидно ведущая роль патриотического воспитания в общей структуре воспитательной работы с молодежью существенно возрастает.

Попытки сбить с толку российскую молодежь и подменить чувство Родины и глубокое понимание ее истории, культуры, ценностей и традиций как источника нравственности и духовности народа статусом «гражданина мира», который может свободно перемещаться везде и всюду в роли пассивного статиста-наблюдателя, не испытывающего никаких переживаний и эмоций по поводу увиденного и никакого беспокойства о судьбах своей Родины, а стремящегося исключительно к достижению личного благополучия и комфорта неважно в какой стране по принципу «где спать лег, там и Родина», были и ранее. Но в последние годы, когда Россия находится на подъеме, эти попытки участились, их формы стали более изощренными, поэтому все более актуальной становится задача разрешения этой проблемы — поиска новых форм воспитательной работы с молодежью как действенного инструментария, способного успешно противостоять внешнему давлению на российское общество и сохранить наше объединяющее начало.

Об этом в последнее время часто говорит руководство страны, одновременно обращая внимание на неразрывность связи эффективности патриотического воспитания молодежи с реализацией национальных проектов, программ, планов и перспективами дальнейшего развития России. В этом смысле показательными являются слова президента РФ В. В. Путина, произнесенные им в феврале 2016 года: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» (Путин В. В.: патриотизм — «это и есть национальная идея» [Электронный ресурс]. URL: https://tass. ru/politika/2636647).

В контексте слов президента вполне логичными представляются такие действия законодательных и исполнительных органов власти, как, например, дополнения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации», включая новую статью 12.1 «Общие требования к организации воспитания обучающихся», вступившие в силу уже с 1 января 2021 года, и Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Методы

Отечественная экономика опять переживает эпоху перемен, на этот раз обусловленных технологическим прорывом, индустриальным скачком к очередному технологическому укладу на платформе «Индустрия 4.0», который характеризуется доминированием киберфизических систем CPS в различных отраслях промышленности. Этот прорыв базируется на идее получения дополнительного эффекта от сложения перспективных решений в области цифровизации экономики (облачные решения, большие данные, sD-печать, вопросы кибербезопасности, искусственный интеллект, Интернет вещей) с целым спектром инновационных технологий в ее промышленном секторе, в первую очередь связанных с рациональным использованием имеющихся материальных, энергетических, трудовых и других ресурсов (Чучалин, 2018).

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Хочется верить, что эти перемены будут позитивными. Но для того чтобы так и случилось, техническим вузам необходимо подготовить с использованием личностно ориентированного подхода новое поколение выпускников, обладающих целым спектром соответствующих компетенций и в полной мере осознающих ответственность за судьбы страны. В этой линейке компетенций как минимум не должна потеряться главная — приверженность объединяющей идее, т.е. патриотизму. Именно поэтому в центр своего внимания авторы поставили поиск возможных путей повышения эффективности патриотического воспитания будущего выпускника технического вуза на основе критической оценки этой работы.

Результаты

Известно много определений и толкований термина «патриотизм» (Д. Н. Дементьев, Д. Т. Жовтун, С. В. Куликова, А. Н. Малинкин, В. И. Меркушин, О. Д. Олейникова, В. А. Сухоруков и др.). Достаточно емко и точно его смысл передан в работе Б. И. Кононенко (Кононенко, 2003). Согласно данному источнику, патриотизм — это нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот — человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Он свободен от всех форм гетерономии, национализма, шовинизма и ксенофобии и подчинен разуму.

Среди работ исследователей (Н. В. Григорьева, Г. Ю. Исрафилова, Ю. О. Коновалова, Т. И. Ларина, Е. В. Молчанова, С. В. Мошкин, О. В. Петунин, Ж. В. Пузанова, Т. П. Тельнова, А. В. Яськова и др.), посвященных проблеме патриотического воспитания студентов российских технических вузов, заслуживают внимания публикации А. Г. Горельцева на тему гражданско-патриотического воспитания студентов, в которых автор определяет патриотическое воспитание как «целенаправленный процесс воздействия специально созданных условий на развитие у студентов с технической профессиональной направленностью личностной позиции гражданина и патриота, позволяющей им реализовывать полученные в техническом вузе знания, навыки и умения на благо своего государства» (Горельцев, Силкин, 2005). По мнению А. Г. Горельцева, на младших курсах технического вуза на первый план должна выйти адаптация студентов к требованиям учебного заведения в сочетании с формированием у них гражданско-патриотического самосознания; освоение студентами профессиональных знаний, навыков и умений с постижением правовой культуры: формирование у них на основе знаний и первичного практического опыта такого интегративного качества, как гражданственность, а на старших курсах — становление выпускника технического вуза как профессионала, гражданина и патриота России; стажировочная практическая профессиональная деятельность, в процессе которой проявляются и совершенствуются гражданско-патриотические качества специалиста инженерного профиля: ответственность, долг перед народом и государством, любовь к Родине и готовность к ее защите.

В работе Н. В. Григорьевой и О. В. Петунина выделены принципы патриотического воспитания студентов технического вуза: принцип сбалансированности абстрактных и конкретных идеалов и целей воспитания патриотизма, который может быть назван принципом сбалансированности индивидуально-личностного и социального начал патриотического воспитания; принцип уважения личности в сочетании с требовательностью к ней в разумных пределах; принцип комплексности, согласованности и преемственности воспитательных воздействий в процессе патриотического воспитания и принцип коллективизма в патриотическом воспитании (Григорьева, Петунин, 2008).

Проведенные авторами статьи информационно-аналитический обзор ряда публикаций, посвященных проблеме, вынесенной в заголовок (Пузанова, Ларина, 2021; Кузнецов, Соколов, 2021; Исрафилова, 2020; Молчанова, Мошкин, 2020; Березина, Федорова, 2020; Сорокина, 2020; Коновалова, Яськова, 2020; Тельнова, 2019; Леванова и др., 2019, Sanina, 2017), а также критическая оценка общей ситуации в российских технических вузах в целом позволили определить основные особенности и тренды действующей в них системы патриотического воспитания. К ним в первую очередь можно отнести:

— доминирование патриотического воспитания в общей структуре воспитательной работы и его ориентация на развитие духовности, гражданственности и социальной ответственности в формирующейся личности выпускника;

¡^бЙ 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 № 1 2022

Педагогические науки

— повсеместное сочетание системности воспитательной работы с «добровольно-принудительным», а зачастую и политизированным характером проводимых мероприятий;

— сохраняющийся стереотип о внеаудиторном характере патриотического воспитания;

— ограниченный круг и недостаточный уровень профессионализма участников процесса, а также неполное соответствие форм и методов патриотического воспитания требованиям времени и современным вызовам и, как следствие, его консерватизм и латентность.

Из этого короткого перечня становится очевидным, что пока современная система патриотического воспитания в технических вузах еще далека от совершенства и здесь есть над чем работать.

По мнению авторов статьи, в основе перезагрузки системы патриотического воспитания в технических вузах должны лежать три основных тезиса:

— патриотическое воспитание как одно из проявлений общественного сознания не должно быть оторвано, изолировано от реалий социально-экономического развития страны;

— стратегическим инвариантом системы патриотического воспитания должна оставаться национальная идея, объединяющее начало (слова президента об этом уже упоминались ранее в данной статье), а тактика воспитательной работы, формы, методы и приемы ее проведения на местах должны выбираться с учетом меняющейся обстановки и набора субъективных и объективных факторов, но в любом случае обязаны соответствовать требованиям времени и современным вызовам, если есть заинтересованность в ее результатах;

— характер мероприятий, проводимых в русле патриотического воспитания студенческой молодежи, должен быть рациональным, умеренным, свободным, с одной стороны, от «ура-патриотизма», «шапкозакидательства», а с другой — от слепого поклонения перед иностранцами.

Из этого следует, что патриотическое воспитание выпускника технического вуза нуждается в технологическом прорыве, не менее чем экономика России, а добиться такого прорыва могут только подготовленные люди, не только обладающие высокой квалификацией в области своей профессиональной деятельности, но и неравнодушные к судьбам Родины. Подготовить выпускников, соответствующих данным требованиям, и ставят своей главной задачей российские технические вузы.

Предпосылками для обеспечения столь необходимого инновационного, прорывного, характера патриотического воспитания выпускника технического вуза могут послужить:

— сохранение ведущей роли патриотического воспитания в общей структуре воспитательной работы и сложившихся в данном конкретном вузе патриотических традиций;

— изменение модельного представления о патриотическом воспитании как процессе прежде всего в части расширения круга его участников, их ролей, функций и целевых задач;

— обеспечение транспарентности, информационной прозрачности, открытости процедур и мероприятий патриотического воспитания и их дивергенция, расхождение, трансфер на области профессиональной деятельности и задачи выпускника;

— приоритет сбалансированных личностно ориентированных приемов и методов воспитательной работы со студентами над поточно-групповыми при одновременном усилении взаимодействия с патриотически настроенными обещественными организациями и объединениями.

Необходимо отметить, что положительная динамика в совершенствовании системы патриотического воспитания студенческой молодежи уже наблюдается в течение последних лет. В этой связи стоит вспомнить, например, такие всероссийские акции, как «Бессмертный полк», «Волонтеры Победы», а также молодежные антинаркотическое движение, антиковидное движение «Мы вместе», волонтерское движение «Тимуровцы нового времени» и др.

Но очевидно, что этого пока мало. Что же еще требуется сделать на местах, с учетом специфики технических вузов, чтобы приведенные выше предпосылки «выстрелили» и дали столь ожидаемый позитивный эффект?

При сохранении исторически сложившихся духовно-нравственных ориентиров и уже доказавших свою эффективность форм патриотического воспитания студенческой молодежи в технических вузах стоит обратить более пристальное внимание на роли участников образовательного процесса.

Еще с советского периода основная нагрузка по ведению воспитательной работы со студентами технического вуза во внеучебное время ложится на кураторов студенческих групп, а во время ауди-

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

торных занятий — на преподавателей таких дисциплин социально-гуманитарного блока, как история, философия, культурология и, как ни парадоксально, иностранный язык. При этом практически не уделяется внимание вопросам истории российской науки и техники, не используется существенный потенциал общения студентов с преподавателями других учебных дисциплин в стенах вуза, а также с представителями работодателя во время прохождения студенческих производственных практик и ознакомительных поездок на предприятия. А ведь это те самые неиспользованные резервы для воспитательной работы, которые непростительно упускать из вида. Как же это сделать?

Например, в рамках Программы стратегического развития Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева (НГТУ) кафедра «Металлургические технологии и оборудование» (МТО) совместно с коллегами кафедры «Методология, история и философия наук» в период с 2017 по 2020 г. успешно участвовала в реализации проекта «Региональный центр просветительства, культурного и исторического наследия», организовав подготовку студентами, обучающимися по направлению «Металлургия», материалов по истории металлургии и машиностроения Нижегородского края, часть которых была опубликована на страницах газеты НГТУ «Политехник», и исторического альманаха НГТУ, посвященного 75-летию Победы, а также более двух десятков информационно-ознакомительных поездок студентов и преподавателей на промышленные предприятия-партнеры Нижегородской области и соседних регионов. В ходе таких поездок их участники получили возможность коснуться истории каждого конкретного предприятия, узнать о его роли в становлении промышленного потенциала региона, пообщаться с его работниками, побывать на производственных площадках, узнать о проблемах и перспективных планах работы, установить полезные контакты.

При проектировании основных профессиональных образовательных программ бакалавриата направления «Металлургия» преподавателями-разработчиками кафедры МТО в основную сетку включена дисциплина «История металлургии». Кроме того, предусмотрена возможность для студентов посещать факультативные занятия по таким учебным дисциплинам, как, например, «Культурология», «История Нижегородского края», «Социология», «Иностранный язык для металлургов».

Положительный опыт личностно ориентированного подхода к патриотическому воспитанию подтверждается результатами работы со студентами как индивидуальных кураторов из числа преподавателей выпускающей кафедры, так и помощников кураторов групп из числа наиболее активных студентов старших курсов.

Преподаватели иностранного языка, делающие акцент на воспитательном аспекте обучения, на изучении собственной культуры и культуры стран изучаемого языка, и преподаватели ряда специальных учебных дисциплин, а также научные руководители выпускников среди приоритетных задач образовательного процесса обращают внимание студентов на вопросы импортозамещения, применения на промышленных предприятиях материалов и оборудования российского производства, а также модернизацию производственной базы и совершенствование действующих и разработку инновационных производственных технологий, соответствующих требованиям времени.

Выводы

Патриотическое воспитание студенческой молодежи неразрывно связано с образовательным процессом. В этой связи известный тезис «образование через всю жизнь» вполне может быть перефразирован в «патриотическое воспитание в течение всей жизни». Важно понимать, что на разных временных отрезках этой жизни в контексте смены ориентиров, неизбежно присходящих в обществе, должны меняться роли и функции участников воспитательного процесса и формы воспитательной работы, но объединяющая национальная идея остается всегда. Патриотическое воспитание выпускника технического вуза — не исключение.

Источники

Березина Т. Ю., Федорова О. А. (2020) Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством включения их в проектную деятельность. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 15, № 1, с. 95-102. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.202l.l5.l.ll.

Педагогические науки

Горельцев А. Г., Силкин Н. Н. (2005) Особенности гражданско-патриотического воспитания студентов с технической профессиональной направленностью на различных курсах обучения. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, № 4 (28-2), с. 601-606.

Григорьева Н. В., Петунин О. В. (2008) Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза. Сибирский педагогический журнал, № 2, с. 274-279.

Исрафилова Г. Ю. (2020) Патриотическое воспитание студентов технических специальностей. Евразийское Научное Объединение, № 10-7 (68), с. 534-537.

Коновалова Ю. О., Яськова А. В. (2020) Формирование патриотизма и гражданской позиции у студенческой молодежи. Педагогика, № 3, с. 38-47.

Кононенко Б. И. (2003) Большой толковый словарь по культурологии. М., Вече, АСТ, 509 с.

Кузнецов Н. В., Соколов А. М. (2021) Цивилизационный нарратив и философское образование в высшей школе. Высшее образование в России, № 2, с. 112-121.

Молчанова Е. В., Мошкин С. В. (2020) Патриотическое воспитание студентов: педагогический аспект. Экономические и гуманитарные исследования регионов, № 1, с. 62-65.

Пузанова Ж. В, Ларина Т. И. (2021) Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся. Высшее образование в России, том 30, № 4, с. 99-111.

Сорокина Н. Д. (2020) Историческая память современных студентов. Что происходит? Высшее образование в России, № 10, с. 144-152.

Леванова Е. А., Мудрик А. В., Серякова С. Б., Пушкарева Т. В.,Тарабакина Л. В., Звонова Е. В., Зотова О. Н. (2019) Социально-педагогические основы исследования систем воспитания в мегаполисе. Образование личности, № 2, с. 12-20.

Тельнова Т. П. (2019) Теоретические подходы к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Вестник непрерывного образования, № 1, с. 50-62.

Чучалин А. И. (2018) Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики. Высшее образование в России, том 27, № 10, с. 47-62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36319330.

Sanina A. (2017) Patriotic Education in Contemporary Russia: Sociological Studies in the Making of the Post-Soviet Citizen. Stuttgart: ibidem Verlag, 189 p.

References

Berezina T. Yu., Fyodorova O. A. (2020). Patrioticheskoye vospitaniye studentov pedagogicheskogo vuza posredstvom vklyucheniya ikh v proyektnuyu deyatel'nost' [Patriotic education of pedagogical university students through project activities]. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 1, pp. 95-102. DOI: 10.17238/ issni998-5320.202i.i5.i.ii (In Russian).

Chuchalin A. I. (2018) Inzhenernoye obrazovaniye v epokhu industrial'noy revolyutsii i tsifrovoy ekonomiki [Engineering education in the era of the industrial revolution and the digital economy]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, vol. 27, no. 10, pp. 47-62. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=36319330 (In Russian).

Goreltsev A. G., Silkin N. N. (2005) Osobennosti grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov s tekhnicheskoy professional'noy napravlennost'yu na razlichnykh kursakh obucheniya [Features of civil-patriotic education of students with a technical professional orientation at various courses of study]. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, no. 4 (28-2), pp. 601-606 (In Russian).

Grigorieva N. V., Petunin O. V. (2008) Printsipy vospitaniya patriotizma studentov tekhnicheskogo vuza [Principles of patriotism education among students of a technical university]. Siberian Pedagogical Journal, no. 2, pp. 274279 (In Russian).

Israfilova G. Yu. (2020) Patrioticheskoye vospitaniye studentov tekhnicheskikh spetsial'nostey [Patriotic education of students of technical specialties]. Eurasian Scientific Association, no. 10-7 (68), pp. 534-537 (In Russian).

Kononenko B. I. (2003) Bol'shoy tolkovyy slovar' po kul'turologii [Big Explanatory Dictionary of Culturology]. Moscow, Veche: AST Publ, 509 p. (In Russian).

Konovalova Yu. O., Yaskova A. V. (2020). Formirovaniye patriotizma i grazhdanskoy pozitsii u studencheskoy molodezhi [Formation of patriotism and citizenship among students]. Pedagogic, no. 3, pp. 38-47 (In Russian).

Kuznetsov N. V., Sokolov A. M. (2021). Tsivilizatsionnyy narrativ i filosofskoye obrazovaniye v vysshey shkole [Civilizational Narrative and Philosophy at Higher Education Institutions]. Higher Education in Russia, vol. 30, no. 2, pp. 112-121 (In Russian).

Levanova Ye. A., Mudrik A. V., Seryakova S. B., Pushkareva T. V., Tarabakina L. V., Zvonova Ye. V., Zotova O. N. (2019) Sotsial'no-pedagogicheskiye osnovy issledovaniya sistem vospitaniya v megapolise [Socio-pedagogical foundations of the study of educational systems in a megapolis]. Personality Education, no. 2, pp. 12-20 (In Russian).

Molchanova E. V., Moshkin S. V. (2020) Patrioticheskoye vospitaniye studentov: pedagogicheskiy aspekt [Patriotic education of students: pedagogical aspect]. Economic and Humanitarian Studies of Regions, no. 1, pp. 62-65 (In Russian).

Puzanova Z. V., Larina T. I. (2021). Vliyaniye obucheniya v vuze na izmeneniye tsennostnykh oriyentatsiy obuchayushchikhsya [Influence of university education on changes in students' value orientations]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, vol. 30, no. 4, pp. 99-111. DOI: 10.31992/0869-3617-202130-4-99-111 (In Russian).

Sanina A. (2017) Patriotic Education in Contemporary Russia: Sociological Studies in the Making of the Post-Soviet Citizen. Stuttgart: ibidem Verlag, 189 p.

Sorokina N. D. (2020). Istoricheskaya pamyat' sovremennykh studentov. Chto proiskhodit? [What Influences the Historical Memory of Modern Students?] Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, vol. 29, no. 10, pp. 144-152. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-144-152 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Telnova T. P. (2019) Teoreticheskiye podkhody k probleme grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya [Theoretical approaches to the problem of civil-patriotic education]. Bulletin of Continuous Education, no. 1, pp. 50-62 (In Russian).

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Информация об авторах

Леушина Ирина Владимировна

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков. Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (603950, РФ, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24). Scopus Author ID: 6504443551. SPIN-код: 1325-2610. WoS Researcher ID: А-8923-2016. E-mail: leushinaiv@ yandex.ru

Леушина Любовь Игоревна

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Металлургические технологии и оборудование». Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (603950, РФ, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24). Scopus Author ID: 560499722600. SPIN-код: 5789-4188. E-mail: kafmto@mail.ru

Author's information

Irina V. Leushina

Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of foreign language. Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev (24 Minin St., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation). Scopus Author ID: 6504443551. SPIN-code: 1325-2610. WoS Researcher ID: A-8923-2016. E-mail: leushinaiv@ yandex.ru

LyubovI. Leushina

Cand. Sc. (Engineering), Associate Professor of the Department of metallurgical technologies and equipment. Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev (24 Minin St., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation). Scopus Author ID: 560499722600. SPIN-code: 5789-4188. E-mail: kafmto@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.