13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 372.881.1
UDC 372.881.1
ЛЕУШИНА И.В.
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева E-mail: [email protected] ЛЕУШИНА Л.И.
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры металлургических технологий и оборудования, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева E-mail: [email protected] САЛТЫКОВА А.А.
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева E-mail: [email protected]
LEUSHINA I.V.
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Department of Foreign Language, Nizhniy Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev E-mail: [email protected] LEUSHINA L.I.
Candidate Engineering, Associate Professor, Associate Professor of Department of Metallurgical Technologies and Equipment, Nizhniy Novgorod State Technical University
named after R.E. Alekseev E-mail: [email protected] SALTYKOVA A.A.
Senior Lecturer of the Department of Foreign Language, Nizhniy Novgorod State Technical University named after
R.E. Alekseev E-mail: [email protected]
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИДЕОЛОГИИ «ИНДУСТРИЯ 4.0»
FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF THE GRADUATE OF TECHNICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF IDEOLOGY «INDUSTRY 4.0»
В статье изучается проблема повышения качества образования студентов российских технических вузов, совершенствования организации и методического инструментария подготовки выпускников в контексте их иноязычной подготовки. Авторы проводят ретроспективный анализ постановки и решения вопроса о статусе иноязычной подготовки будущих выпускников, уделяя особое внимание периоду перехода к четвертой промышленной революции на базе стратегической платформы «Индустрия 4.0», оценке ее характеристик и перспектив.
Ключевые слова: иноязычная подготовка, технический вуз, промышленная революция, профессиональная компетенция, образовательная программа.
The article studies the problem of improving the quality of education of students of Russian technical universities, improving the organization and methodological tools of preparing graduates in the context of their foreign language training. The authors conduct a retrospective analysis of the formulation and resolution of the issue of the status offoreign language training for future graduates, paying particular attention to the period of transition to the fourth industrial revolution based on the strategic platform «Industry 4.0», assessing its characteristics and prospects.
Keywords: foreign language training, technical college, industrial revolution, professional competence, educational program.
В последние годы руководством страны ставится задача обеспечения существенного импульса экономике, связанного с переходом промышленности к технологическому укладу, соответствующему современным вызовам и угрозам. На это неоднократно в своих выступлениях делает акцент Президент РФ В.В. Путин. Он обращает внимание на то, что без серьезного скачка, предусматривающего подъем производительности труда, широкое применение цифровых технологий, увеличение доли наукоемкой продукции и укрепление экономической безопасности, отечественная экономика рискует оказаться на обочине мирового развития и отстать от ее признанных лидеров. Для решения этой важной задачи федеральный центр предлагает целый ряд
программ и национальных проектов, а региональные власти - стратегии социально-экономического развития отдельных субъектов федерации.
Как следствие, в России активно проходит внедрение в практику работы предприятий линейки профессиональных стандартов. В русле этого процесса движется и отечественная сфера образования. Так, в мае 2015 года внесены коррективы в текст Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3. В частности, часть 7 статьи 11 данного закона теперь изложена в следующей редакции: «7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных про-
© Леушина И.В., Леушина Л.И., Салтыкова А.А. © Leushina I.V., Leushina L.I., Saltykova A.A.
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019
грамм профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)». Идет доработка действующих в вузах образовательных стандартов во ФГОС ВО 3++, формируются примерные основные образовательные программы.
Очевидно, поиск путей повышения качества образования студентов технических вузов, совершенствования организации и методического инструментария подготовки выпускников в сложившейся ситуации просто обязан находиться в русле задач, поставленных Президентом и Правительством страны.
Все это дает повод для очередного переосмысления целого пакета острых вопросов, касающихся организационного и методического обеспечения образовательного процесса [5]. Одним из них, по-прежнему не потерявшим своей актуальности, представляется вопрос статуса иноязычной подготовки выпускников технических вузов. Рассмотрим его в историческом срезе.
Еще 30 лет назад, по историческим меркам совсем недавно, наша страна в силу известных причин практически находилась вне неспокойного океана мировой экономики. К тем немногим внешним факторам, которые могли бы повлиять на устойчивость ее развития в относительно спокойных условиях политического равновесия со странами Запада в силу сырьевого характера экспорта, относились лишь цены на энергоносители. В то же время самодостаточность народного хозяйства советского периода во многом означала и самоизоляцию от международного сообщества, а потому низкую востребованность иноязычной компетенции выпускников технических вузов.
Как следствие, характерной чертой схемы иноязычной подготовки выпускника технического вуза того времени было отношение большинства студентов к ней как к некой «ненужной дополнительной нагрузке», требующей ничем не обоснованных временных затрат, просто навязанной сверху и не имеющей сколь-нибудь существенной практической пользы. Действительно, непосредственного общения российских технических специалистов с зарубежными коллегами попросту не было, а информационное взаимодействие, максимум, сводилось лишь к чтению статей в профильных иностранных журналах. В структуре почти каждой уважающей себя организации был информационный отдел или бюро, в штат которого обязательно входили специально подготовленные переводчики. К их услугам при необходимости всегда можно было обратиться. Владение техническим специалистом иноязычной компетенцией в тот временной период было скорее исключением, чем правилом, поэтому, несмотря на отличные и хорошие оценки по иностранному языку, полученные во время учебы в технических вузах, подавляющее большинство их выпускников писали в анкетах в соответствующей графе: «читаю и перевожу со словарем».
Со снятием «железного занавеса» ситуация изменилась. Девяностые годы на фоне спада российской промышленности, науки и техники потребовали от
выпускников вузов прежде всего навыков общения с иностранцами по общекультурной, образовательной и бытовой тематике. В первые десятилетия XXI века, пытаясь избавиться от малопривлекательной роли поставщика своих природных ресурсов развитым странам, который в силу различных причин не в состоянии самостоятельно распорядиться ими с максимальным эффектом для себя, и стараясь вернуть статус одной из ведущих индустриальных держав, Россия активно включилась в процессы глобализации мировой экономики и стала позиционировать себя в контексте общеевропейских и общемировых тенденций развития в таких важнейших его направлениях, как наука и производство, где конкуренция всегда проявлялась особенно жестко.
Эти усилия убедительно показали необходимость иноязычной компетентности выпускников технических вузов и в профессиональной области. По этой причине отношение работодателей к иноязычной подготовке будущих технических специалистов полярно изменилось, что, как следствие, повлекло за собой изменения в содержании и регламенте освоения вузовских образовательных программ. Так, например, к числу приоритетных задач стало относиться освоение выпускниками языка специальности, которое должно было бы обеспечить им комфортное общение с коллегами-иностранцами и легкость работы с иноязычными источниками технической информации. Значительно больше внимания в вузах стали уделять проблемам непрерывности иноязычной подготовки, поиску эффективных методик и организационных форм ее проведения.
Однако промышленное производство не стоит на месте. В этой связи в последние годы во главу угла руководством страны ставится практическая реализация концепции «Индустрия 4.0». Ее появление логически связано с общемировым ходом развития промышленности, как известно, пережившим несколько революций [1; 3].
Первая революция в промышленности случилась в конце XVШ века, когда появление паровых машин предоставило возможности перехода от традиционного ручного труда к машинному. Вторую революцию принято связывать с освоением электрической энергии и внедрением конвейеров в массовое производство продукции. Третья промышленная революция, начавшаяся во второй половине XX столетия, ассоциируется с термином «цифровая», поскольку ее начало определили появление цифровых компьютеров и новых технологий работы с информацией, которые эволюционируют по сей день. Мы живем в период перехода цифровой революции в следующую, четвертую. Многие эксперты полагают, что в основе этого перехода лежит платформа «Индустрия 4.0», дающая ориентир на широкое использование киберфизических систем в различных отраслях промышленности.
Изначально в 2011 году эта платформа представляла собой национальную программу развития промышленности Германии, сформулированную сообществом бизнесменов, политиков и ученых этой отдельно взятой
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
страны [6; 7; 9]. Постепенно идеологию «Индустрии 4.0» подхватили и другие передовые развитые страны, такие, как США, Китай, Япония, привнеся в нее свою специфику, но сохранив приоритеты, превратив ее в мощный глобальный стратегический план подготовки индустриального скачка, базирующийся на идее получения дополнительного эффекта от сложения перспективных решений в области цифровизации экономики (облачные решения, большие данные, 3D-печать, вопросы кибербезопасности, искусственный интеллект, Интернет вещей) с целым спектром инновационных технологий в ее промышленном секторе, прежде всего связанных с рациональным применением имеющихся материальных, энергетических, трудовых и других ресурсов.
Концептуально «Индустрия 4.0» представляет собой высокотехнологичную стратегию повышения конкурентоспособности промышленности, которая стирает границы между всеми возможными сферами жизни современного человека. При этом ко всем промышленным технологиям, планируемым к реализации на базе «Индустрии 4.0», независимо от отраслевой принадлежности предъявляются требования гибкости, адаптивности, и надежности.
Добиться этого помогает подключение всех компонентов производственных систем (как человека, так и неодушевленных предметов) к глобальной сети Интернет, дающее почву для активного информационного обмена. Уже сейчас известны такие «умные» системы, которые способны к такому обмену без участия человека, но не связанные с производством непосредственно, такие, например, как «умный дом», беспилотный транспорт, системы мониторинга экологической обстановки и потребления отдельных видов ресурсов. По прогнозам аналитиков, количество устройств, подключенных к сети, в самое ближайшее время превысит численность населения Земли, а к 2020 году, составит около 26 миллиардов.
Что же касается промышленного производства, то реализация стратегии «Индустрия 4.0» открывает для него широчайшие возможности. Отдельные машины и технологические установки, входящие в «умные производственные системы», не только приобретут способности полноценного внутреннего общения между собой по единому сетевому протоколу без участия человека, но и самостоятельно решать логистические задачи и взаимодействовать в таком формате с внешними бизнес-системами поставщиков и потребителей. На смену огромному имеющемуся парку промышленного оборудования, которое в отсутствие человека представляет собой не более чем груду металлолома, придет линейка интеллектуальных производственных систем, способных не только самостоятельно анализировать поступающую информацию и разумно вмешиваться в технологические процессы, но и проводить диагностику и оптимизацию самих себя.
Такой, на первый взгляд фантастический, сценарий развития событий в ближайшем будущем сделает
будничным и рутинным решение без участия человека непростых производственных задач выбора и прогнозирования, которые до последнего времени относились к его компетенции. Примерами таких задач могут служить задачи выбора материала, способа получения заготовки или детали и операций, необходимых производственной системе для получения конкретного изделия, прогнозирования эксплуатационного ресурса отдельных компонентов системы. Результаты их решения позволят в свою очередь загрузить необходимой информацией смежные системы - транспортные, сервисные, научно-исследовательские, оценить потенциал поставщиков, запланировать необходимые ремонты, своевременно обратиться за помощью к ученым.
Практика использования киберфизических систем создаст условия для замены централизованного управления производственными процессами децентрализованной моделью сбора, обработки информации и принятия решений. При этом все без исключения участники процесса производства приобретут статус первостепенных, реально влияющих на его конечный результат.
По мнению авторов данной статьи, как результат следует ожидать не только эффекты в виде существенного повышения гибкости производства и индивидуализации продукции, о которых говорят многие исследователи этого вопроса [2; 8; 10], но и дополнительный эффект эмерджентности от сложения компонентов платформы «Индустрия 4.0».
Это подтверждается мнением руководителя немецкого исследовательского центра искусственного интеллекта (DFKI) профессора Вольфганга Вальстера (Prof. Dr. Wolfgang Wahlster): «Киберфизические системы в корне изменят традиционную логику производства, поскольку каждый рабочий объект будет сам определять, какую работу необходимо выполнить... Появление у машин способности понимать определенную ситуацию приведет к абсолютно новому уровню качества в промышленном производстве. Взаимодействие между большим количеством отдельных компонентов позволит вырабатывать решения, которые ранее было невозможно запрограммировать на производственных установках . существенно повысить производительность и гибкость. Наглядный пример этому - муравейник, где каждое насекомое по отдельности не является особо интеллектуальным, но когда одновременно взаимодействует большое количество муравьев, они могут вырабатывать удивительные решения. Это явление также используется в «Индустрии 4.0» [4].
Прогнозы специалистов таковы, что четвертая индустриальная революция на фоне тотальной автоматизации, цифровизации производства и устойчивой тенденции роста качества и снижения цены продукции в итоге вытеснит человека из этого сектора экономики, ограничив его деятельность функциями стратегического менеджмента и планирования. Тем не менее ведущая роль человека в разработке и дальнейшем совершенствовании производственных систем сохранится.
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019
Вернемся теперь к иноязычной подготовке выпускников технических вузов.
На первый взгляд, все изложенное выше имеет к ней весьма отдаленное отношение. Но это совсем не так.
Во-первых, снижение доли рутинного труда человека в промышленности неизбежно ведет к увеличению его творческой составляющей. Это в свою очередь, предполагает необходимость усиления интеллектуального потенциала технического специалиста, нацеленного в новых условиях на решение нестандартных и стратегических задач постоянно меняющегося производства. По мнению авторов данной статьи, такое усиление должно коррелировать с общим трендом «Индустрии 4.0» на индивидуализацию каждого участника производственного процесса, а следовательно, учитывать особенности каждого студента технического вуза, что попросту немыслимо без повышения роли иноязычной составляющей в образовательном процессе.
Во-вторых, практическая реализация концепции «Индустрии 4.0» неизбежно перекроит рынок труда, оставив не у дел представителей таких профессий, где на смену человеку могут встать роботы и компьютеры. Это повлечет за собой для многих технических специалистов необходимость переобучения и приобретения новой квалификации, а в условиях глобализации - и миграции в иноязычную среду. Безусловно, в таких обстоятельствах приобретение каждым конкретным человеком профессиональной иноязычной компетенции становится не только острой необходимостью, но и конкурентным преимуществом на международном рынке труда. Только так можно устранить дисбаланс в международном распределении трудовых ресурсов, возникший как следствие стремления ведущих мировых держав по из-
вестным причинам перенести свое промышленное производство в менее экономически развитые страны.
В-третьих, по мнению абсолютного большинства экспертов последствий реализации «Индустрии 4.0», от выпускника технического вуза среди прочего потребуется обладание широчайшим кругозором, умение вести постоянный мониторинг и критический анализ инновационных решений, проявляя при этом профессионализм. Очевидно, что в этой ситуации, которая предполагает расширение области профессиональной деятельности и активный информационный обмен с иностранными партнерами, иноязычная компетенция приобретает принципиально новую, еще более существенную роль.
Подводя итог сказанному, можно с полным основанием сказать, что в условиях перехода к четвертой промышленной революции иноязычная подготовка выпускников технических вузов выходит в ряд важнейших, активно участвующих в формировании профессиональных компетенций будущих технических специалистов.
Все это, по мнению авторов статьи, убедительно доказывает высокий статус иноязычной подготовки выпускников технических вузов в контексте концепции «Индустрия 4.0» и позволяет заключить, что игнорирование сложившихся реалий неотвратимо и негативно скажется как на профессиональной карьере каждого отдельного выпускника технического вуза, так и на судьбе отечественной промышленности в целом. А это значит, что задача обеспечения такого статуса соответствует современным вызовам и угрозам и лежит в русле обозначенного ранее в данной статье стратегического замысла Президента и Правительства РФ.
Библиографический список
1. Максютина Е.В., Головкин А.В. Неоиндустриализация российской экономики на основе технологий четвертой промышленной революции и развития человеческого капитала // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Том 10, №1, С. 43-52.
2. Прохазка С. Дополнительное профессиональное образование для повышения профессиональной квалификации // Черные металлы. 2018. №2. С. 79-80.
3. ТарасовИ.В. Индустрия 4.0: понятие, концепции, тенденции развития // Стратегии бизнеса. 2018. №5. С. 43-49.
4. Управление производством. URL: http://www.up-pro.rU/library/opinion/industriya-4.0.html (дата обращения 01.10.2019)
5. Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. Т.27. №10. С. 47-62.
6. HechtM. Industrie 4,0 - der Dillinger Weg // Stahl und Eisen. 2017. №4. S. 61-69.
7. LangeE. Manufaktur mit Industrie-4,0-Produktion // Giesserei. 2016. №4. S. 86-89.
8. LiebermeisterB. Digital ist egal: Mensch bleibt Mensch - Führung entscheidet. - Offenbach: Gabal-Verlag GmbH. 2017. 264 S.
9. Schöllhammer O. Digitale Services noch in den Kinderschuhen // Giesserei. 2017. №11. S. 68-71.
10. Rebmann F. Vom Talent - zum Stärkenmanagement // Stahl und Eisen. 2017. №10. S. 64-67.
References
1. MaksytinaE.V., GolovkinA.V. Neo-industrialization of Russian economics on the basis of technologies of the fourth industrial revolution and human capital development // St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2017. Vol. 10. №1, pp. 43-52.
2. Prohaska S. Additional educational for rising the professional skills // Non-ferrous Metals, 2018. №2. pp. 79-80.
3. TarasovI.V. Industry 4.0: Concept & development // Business Strategies, 2018. №5, pp. 43-49.
4. Production Management. Aviable at: http://www.up-pro.ru/library/opinion/industriya-4.0.html (accessed 01.10.2019).
5. Chuchalin A.I. Engineering Education in the Epoch of Industrial Revolution and Digital Economy // Higher Education in Russia, 2018. №10, pp. 47-62.
6. HechtM. Industrie 4,0 - der Dillinger Weg // Stahl und Eisen, 2017. №4. S. 61-69.
7. LangeE. Manufaktur mit Industrie-4,0-Produktion // Giesserei, 2016. №4. S. 86-89.
8. LiebermeisterB. Digital ist egal: Mensch bleibt Mensch - Führung entscheidet. Offenbach: Gabal-Verlag GmbH, 2017. 264 S.
9. Schöllhammer O. Digitale Services noch in den Kinderschuhen // Giesserei, 2017. №11. S. 68-71.
10. Rebmann F. Vom Talent - zum Stärkenmanagement // Stahl und Eisen, 2017. №10. S. 64-67.