Научная статья на тему 'Иноязычная подготовка в структуре образовательного кластера: инновация в образовании'

Иноязычная подготовка в структуре образовательного кластера: инновация в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / FOREIGN-LANGUAGE TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATIONAL CLUSTER / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL SKILLS / COMMON CULTURE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леушина Ирина Владимировна

В статье рассматривается потенциал кластерного подхода в образовании для повышения эффективности иноязычной подготовки специалистов технического профиля. Отмечаются возможности его использования для инновационного решения актуальных проблем лингвообразования на основе реализации комплементарно-вариативного принципа при построении процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леушина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN-LANGUAGE TRAINING IN THE STRUCTURE OF AN EDUCATIONAL CLUSTER: INNOVATION IN EDUCATION

This paper touches upon the potential of a cluster approach in education for raising the efficiency of foreign-language training of technical students. The possibilities of its usage for innovative solution of urgent problems in foreign-language training on the basis of realization of the complementary-variative principle while arranging the educational process are notified in the article.

Текст научной работы на тему «Иноязычная подготовка в структуре образовательного кластера: инновация в образовании»

YAK 378.02 ББК 74.58

И.В. ЛЕУШИНА

I.V. LEUSHINA

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА: ИННОВАУИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

FOREIGN-LANGUAGE TRAINING IN THE STRUCTURE OF AN EDUCATIONAL CLUSTER: INNOVATION IN EDUCATION

В статье рассматривается потенциал кластерного подхода в образовании для повышения эффективности иноязычной подготовки специалистов технического профиля. Отмечаются возможности его использования для инновационного решения актуальных проблем лингвообразования на основе реализации комплементарно-вариативного принципа при построении процесса обучения.

This paper touches upon the potential of a cluster approach in education for raising the efficiency of foreign-language training of technical students. The possibilities of its usage for innovative solution of urgent problems in foreign-language training on the basis of realization of the complementary-variative principle while arranging the educational process are notified in the article.

Ключевые слова: иноязычная подготовка, образовательный кластер, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции.

Key words: foreign-language training, educational cluster, common culture competences, professional skills.

В настоящее время становится общепризнанным тот факт, что научно-технические идеи и разработки, высокие технологии и наукоёмкая продукция, интеллектуальный и образовательный потенциал кадров составляют «инновационную способность нации», являются главными движущими силами устойчивого экономического роста.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает, в том числе решение таких задач, как формирование научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающие кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов; создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно. Однако на сегодняшнем этапе развития страны важным является и то, чтобы потребностям новой инновационной экономики соответствовала вся система профессионального образования, а не только учреждения-лидеры.

Международные требования к профессиональным и общекультурным (универсальным) компетенциям предусматривают, что выпускники, освоившие образовательные программы в области техники и технологии, должны быть подготовлены к решению комплексных задач и к ведению самостоятельной профессиональной деятельности [1].

Это напрямую согласуется с поручениями Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010 года, который поставил задачу провести в ближайшие годы комплексную модернизацию систем профессионального образования в субъектах России. В дополнение к этому на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России,

состоявшейся 30 марта 2011 года, был утверждён перечень президентских поручений и по поддержке инженерного образования [2].

Делаются попытки решения этих задач на основе интеграции обучения, научных исследований и реальной профессиональной практики путём создания центров компетенций, центров коллективного пользования, научно-образовательных центров, учебно-научных полигонов, бизнес-инкубаторов, технопарков, механизмов частно-государственного партнёрства, взаимодействия с технико-внедренческими зонами и других. При этом главными субъектами регулирования образовательного рынка являются профессиональное сообщество и потребители [3].

Одним из условий решения поставленных задач в части модернизации системы профессионального образования, повышения качества подготовки выпускников и приведения его в соответствие с потребностями рынка труда является создание и развитие многоуровневых региональных и межрегиональных систем сетевого (кластерного) типа, ориентированных на решение отраслевых задач и предусматривающих меры структурного и содержательного характера.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации создание кластеров представляется как важнейшее направление формирования общенациональной системы поддержки инноваций и развития государства. Объединение различных структур (образование - наука - производство) и нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью производства инновационного продукта являются сегодня очень перспективными [4].

Таким образом, современные тенденции развития высшего профессионального образования определили новые подходы к его организации, среди которых одним из наиболее перспективных является кластерный.

Интеграция в образовательном кластере понимается исследователями не только как формальное объединение различных структур известной триады «образование - наука - производство», но и как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач.

Образовательный кластер - это, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединённых по отраслевому признаку и партнёрскими отношениями с предприятиями отрасли; с другой - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука - технологии - бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [5].

Главное отличие образовательного кластера заключается не столько в составе его участников (в состав образовательного кластера могут входить коммерческие организации, органы государственной власти, организации по сотрудничеству) и не в главенствующей роли вузов (они могут служить ядром и обычного кластера), а в том специфическом продукте, который является результатом деятельности такого кластера. Так, если, например, в автомобильном кластере главным продуктом является автомобиль, то в образовательном кластере главный продукт - это образовательные услуги. Соответственно, если оценка роли автомобильного кластера в отраслевом развитии предполагает оценку роли компаний кластера в развитии автомобильной промышленности России, то оценка роли образовательного кластера предполагает оценку роли его образовательных учреждений (несмотря на присутствие других субъектов) в развитии образования (в общем объёме оказанных образовательных услуг). То есть образовательный кластер - это одно из возможных тематических направлений кластеризации организаций [6].

Образовательный кластер обеспечивает возможность непрерывного «погружения» студентов в сферу их будущей профессиональной деятельности, позволяет изучать, обобщать и накапливать передовой опыт, оперативно апробировать достижения науки, обновлять и обобщать организацию и содержание профессиональной подготовки. В его условиях открываются

перспективные направления и специальности, вводятся новые дисциплины и современные технологии обучения, появляется возможность выбора образовательной траектории. Достоинствами образовательного кластера являются качество, непрерывность, преемственность, доступность и конкурентоспособность образования [7].

Все это обусловливает потребность в совместных действиях, социальном партнёрстве, взаимодействии предприятий-заказчиков кадров с учебными заведениями, их готовящими. Под взаимодействием учебного заведения и предприятия понимается сетевая взаимосвязь между ними.

В условиях развивающейся рыночной экономики взаимодействие учебного заведения с предприятием-заказчиком кадров в целом способствует [8]:

- профессиональной подготовке будущих специалистов по направлениям и профилям, пользующимся спросом у предприятия-заказчика кадров;

- повышению качества образования и быстрой адаптации выпускников к требованиям предприятия;

- трудоустройству выпускников по специальности;

- изменению подходов к профориентации будущих студентов (через предпрофильную подготовку и профильное обучение);

-усилению связей образования с рынком труда через вовлечение предприятий в разработку квалификационных требований, процедур проверки знаний, профессиональных умений и навыков (комплекса компетенций);

-усилению роли предприятий-работодателей в обучении будущих кадров компетенциям, отвечающим конкретным требованиям производства;

- соответствию требований предприятия содержанию подготовки будущих специалистов;

- упрощению процедур корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям предприятия;

- более широким возможностям для организации практики студентов и стажировок преподавателей на предприятии.

Реализация этих задач зависит от готовности учебных заведений и предприятий к сотрудничеству и социальному партнёрству. Взаимодействие социальных партнёров в рамках образовательного кластера даёт возможность:

- организовать непрерывное и уровневое профессиональное образование;

- способствовать совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений;

- стимулировать профессиональный рост преподавательского состава;

- гарантировать выпускникам трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста, формировать и совершенствовать социально-профессиональную компетентность;

- отбирать и структурировать содержание образования с учётом интересов всех субъектов образовательного кластера.

Следует отметить, что одним из приоритетных направлений деятельности кластера выступает подготовка кадров для сотрудничества предприятия с иностранными партнёрами, а это предопределяет доминирующую роль профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции в компетентностном портрете выпускника учреждений профессионального образования, входящих в кластер.

Необходимость обращения к кластерному подходу при рассмотрении данного аспекта подготовки объясняется преимуществами кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в целях повышения эффективности региональной системы профессионального образования.

В рамках существующего опыта иноязычной подготовки студентов технического вуза, не входящего в кластер, выявляется ряд проблем, которые сложно полностью решить силами одного учебного заведения, а именно:

- высокая степень дифференцированности уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у студентов первого курса;

-отсутствие у студентов младших курсов информации о востребованности иностранного языка в их дальнейшей инженерной деятельности, снижающее мотивацию к изучению иностранного языка;

- существующий у студентов стереотип отношения к иностранному языку как общеобразовательной учебной дисциплине, преподаваемой в техническом вузе «в нагрузку» к важным для будущей профессиональной карьеры специальным предметам;

-явно недостаточный объем аудиторной нагрузки, предусматриваемый государственным образовательным стандартом на изучение иностранного языка в рамках учебного плана;

- необоснованное мнение о достаточности пассивного владения иностранным языком для студентов неязыковых специальностей в то время, как сложившаяся сейчас необходимость в активном владении иностранным языком требует инновационных подходов к обучению;

- почти полное отсутствие в практике преподавания иностранного языка понятия «иноязычной инженерной деятельности», ведущее к непониманию студентами конечных целей обучения иностранному языку в вузе и связи этой дисциплины с профилем будущей профессиональной деятельности;

- нехватка учебно-методических материалов по иноязычной подготовке студентов конкретного технического направления.

Хотя, как известно, пока нет специальных рецептов для решения данных проблем даже применительно к одному направлению подготовки специалистов, по мнению автора данной статьи, потенциал образовательного кластера обеспечит существенно большую степень свободы для участников учебно-воспитательного процесса (преподавателей и обучающихся) как в построении лингвообразовательной траектории, так и в выборе методического инструментария для получения наилучших результатов обучения иностранному языку - акмеэффекта. Достаточным основанием для такого прогноза может рассматриваться отсутствие формальных ограничений на организацию иноязычной подготовки в рамках кластера, имеющих место в традиционной схеме обучения (например, на общий объем часов или зачётных единиц на освоение учебной дисциплины «Иностранный язык»). Это позволяет рассчитывать на широкое использование такого инновационного подхода к обучению иностранному языку, успешно зарекомендовавшего себя на практике, как реализация комплементарно-вариативного принципа в обучении, который, в свою очередь, способствует рациональному применению целого спектра современных методических приёмов и модельного ряда эффективных технологий иноязычной подготовки [9].

Так, например, в качестве возможного варианта решения ранее перечисленных проблем предлагается организация контекстного обучения, представляющего модель будущей инженерной деятельности в виде основных функций и соответствующих им типовых задач, связанных с использованием иностранного языка, - своеобразный профессионально-предметно ориентированный виртуальный языковой тренажёр при наличии «библиотеки» ситуаций, соответствующих профилю обучения.

В отношении учебно-методических материалов дисциплины «Иностранный язык» следует учитывать тот факт, что любая форма профилизации обучения требует сокращения инвариантного компонента содержания образования. Иностранный язык должен выступать как средство изучения другой предметной области (например, в таких профилях бакалавриата направления «Металлургия» как «Мировой рынок сырья и металлов», «Металлургия техногенных и вторичных ресурсов», «Металловедение и термическая обработка стали и высокопрочных сплавов» и других), причём, как средство, которым необходимо хорошо владеть.

Поэтому наряду с общим методическим обеспечением учебного процесса, имеющим универсальный характер и не зависящим от специфики подготовки, являющимся базой для дальнейшего развития языковой личности профессионала, целесообразно разрабатывать специальное методическое обеспечение иноязычной подготовки в области техники и технологии, направленное на осуществление адресной или углублённой языковой подготовки по конкретному профилю в соответствии с требованиями работодателя.

Все это становится реальным, например, при обучении по «исчезающей» программе, обеспечивающей свободу субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в рамках образовательного кластера.

При этом задача преподавателя остаётся прежней и соответствующей современной компетентностной парадигме - помочь каждому обучающемуся реализовать свои индивидуальные способности в соответствии с принципом «профессиональной адекватности», с ориентацией на сферу будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Жураковский, В.М. Актуальные задачи модернизации профессионального образования [Текст] / В.М. Жураковский, З.С. Сазонова // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 4-12.

2. Залялова, А.Г. Региональная модель подготовки педагогических кадров в условиях образовательного кластера [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А.Г. Залялова. - Казань, 2010. - 216 с.

3. Корчагин, Е.А. Высшее учебное заведение и промышленное предприятие: готовность к взаимодействию [Текст] / Е.А. Корчагин [и др.] // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 138-143.

4. Леушина, И.В. Иноязычная подготовка студентов в образовательном пространстве технического вуза: информационный, когнитивный, акмеологи-ческий аспекты [Текст] : монография / И.В. Леушина. - Н. Новгород : НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2008. - 123 с.

5. Минин, М.Г. Организация процесса подготовки бакалавров техники и технологии к проектно-конструкторской деятельности [Текст] / М.Г. Минин [и др.] // Высшее образование в России. - 2013. - № 5. - С. 106-113.

6. Образовательные кластеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// edu-clusters.ru.

7. Осечкина, Л.И. Кластерный подход как условие повышения эффективности деятельности вуза [Текст] / Л.И. Осечкина // Высшее образование в России. - 2012. - № 8-9. - С. 73-76.

8. Смирнов, А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе [Текст] : монография / А.В. Смирнов. - Казань : РИЦ «Школа», 2010. - 102 с.

9. Evgeny Kutsenko [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evg-ko.live-journal.com/5992.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.