Из жизни вуза
73
Литература
1. Поддъяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения; об исследовательском поведении детей, и не только детей. М., 1998. С. 61.
2. Миллер С. Психология игры. М., 1999.
3. Савенков А.И. Я исследователь. Учебник-
тетрадь. Самара, 2004.
SAVENKOV A. COUNTERACTION TO CHILD'S RESEARCH BEHAVIOR IN MODERN EDUCATION
The article explores the factors stimulating and restricting child's and student's research behavior. Formation of personal qualities, cognitive abilities, creativity is closely connected with overcoming obstacles. The author argues that computer technologies have a considerable heuristic potential as they stimulate student's research behavior and the development of cognitive and creative abilities.
Key words: cognitive development, research behavior, counteraction to research behavior.
Л.И. ОСЕЧКИНА, канд. пед. наук
Кластерный подход как условие повышения эффективности деятельности вуза
В статье рассматриваются преимущества организации образовательных кластеров. Раскрыта эффективность кластерного подхода для организации деятельности педагогического вуза.
Ключевые слова: образовательный кластер, высшее профессиональное образование, подготовка кадров, научная и инновационная деятельность вуза.
Современные тенденции развития высшего профессионального образования определили новые подходы к его организации, среди которых одним из наиболее перспективных является кластерный. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации создание кластеров представляется как важнейшее направление формирования общенациональной системы поддержки инноваций и развития России. Интеграция в кластере определяется как объединение различных структур (образование - наука - производство) и как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью производства инновационного продукта [1].
Образовательный кластер, формирующий в качестве конечного продукта образовательную услугу, рассматривается в науке как устойчивое объединение региональ-
ных разноуровневых учебных заведений вокруг общего интеллектуального центра - вуза. Кроме интегрирующей функции, вуз реализует также инновационную составляющую. Организации, входящие в кластер, взаимодополняют друг друга и
74
Высшее образование в России • № 8-9, 2012
усиливают конкурентные преимущества -как свои, так и кластера в целом. Для успешного развития кластера необходимо определение устойчивой стратегии развития, создание программы, реализация которой позволит консолидировать интересы работодателей, учредителей, бизнеса, органов власти, консалтинга, всех входящих в кластер элементов - финансовых организаций, образовательных и социальных учреждений, учреждений культуры и др.
Объединение учреждений в образовательный кластер строится на принципах территориальной близости, взаимовыгодного сотрудничества, совместного использования имеющейся базы и ресурсов, общности интересов. Для организации кластера также необходимо, чтобы все уровни образования одной отрасли находились в преемственной взаимосвязи на основе сквозных образовательных программ и чтобы последние создавались с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли,а коллективы учебных заведений и предприятий взаимодействовали на основе принципов социального партнерства.
Учреждения, принимающие решение объединиться в кластеры, имеют свою программу развития, в которой определены планируемые результаты, уровни, критерии и показатели эффективности инновационной деятельности. Залогом успешности развития кластера является открытость происходящих внутри кластера процессов, прозрачность результатов для всех его участников. Особые требования предъявляются к команде образовательного учреждения, желающего войти в кластер. Среди них: способность слаженно достигать намеченного результата, общность целей, видение перспективы, стремление к совершенствованию, способность координировать свои действия, коллективно принимать решения и реализовывать их совместными усилиями. Достижения одной команды могут за-
дать тон и стать образцом для других организаций [2].
Кластер как механизм инновационного управления развитием системы образования позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него. Здесь и развитие социального партнерства, и привлечение внебюджетных средств, и появление ресурсов для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, и качественно новые результаты образования, основанные на непрерывном развитии обучающегося, и улучшение внешнего облика учреждений [3, с. 55].
Положительным моментом в создании кластера является также создание единого информационного профессионального пространства общения, распространения знаний, новых технологий, инновационной продукции. Внутри кластерной сети быстрее распространяется информация, благодаря чему ее участники могут быстро и адекватно реагировать на изменения среды (как внешней, так и внутренней) и принимать эффективные решения. Наличие общих ресурсов, взаимосвязь традиций и инноваций, сочетание сотрудничества и соперничества позволяют участникам реализовывать совместные проекты, укрепляющие положение каждого подразделения на рынке труда и услуг.
Что дает организация кластеров для повышения эффективности деятельности вуза?
В кластере может быть эффективно организовано: учебно-методическое сотрудничество, в рамкахкоторого возможны корректировка учебных планов, программ в учреждениях профессионального, профессионально-педагогического образования; взаимопомощь в построении учебно-методических комплексов дисциплин; совместная разработка учебных пособий, рекомендаций, адекватных уровням обучения, их экспертиза, создание электронных версий, их размещение на сайтах сообще-
Из жизни вуза
75
ства; обмен опытом работы; мастер-классы по профилям подготовки и т.д.
Превращение вуза в региональный образовательный кластер, предполагающий углубление и упрочение его связей с образовательными, социальными учреждениями, учреждениями культуры, дает дополнительные возможности для расширения спектра образовательных услуг, повышения их качества, расширения профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности. Формирование кластеров в условиях образовательного консорциума в системе высшего педагогического образования позволяет интегрировать требования к содержанию профессионального образования, к основным компетенциям, которыми должны владеть выпускники вузов согласно ФГОС, и к дополнительным, заявленным потребителями образовательных услуг, а также осуществлять координацию сотрудничества на принципах частно-государственного партнерства, совершенствовать систему непрерывного профессионального образования и механизмы подготовки кадров. В кластере все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки квалифицированных кадров необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения -как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При этом время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста и период его профадаптации, сокращается.
Создание кластера снижает барьеры выхода на рынок образовательных услуг за счет унификации требований. При этом региональные инновационные и иные программы, реализуемые в регионе, могут учитывать интересы кластера. Целесообразно, на наш взгляд, организовывать внутри кластера взаимообмены преподавателями и студентами. Возможны также совместное использование технических средств и про-
граммных продуктов, перенос положительной репутации кластера на его участников (формирование бренда).
Кластер позволяет повысить качество образования будущих специалистов, способных генерировать и использовать инновации, обеспечивает устойчивое развитие вуза, рост конкурентоспособности и мобильности преподавателей и студентов. Научное сотрудничество учреждений, входящих в кластер, способствует интеграции интеллектуальных ресурсов, координации приоритетных направлений развития научно-исследовательской деятельности, совместной работе над инновационными научными проектами, а также возникновению новых научных направлений. Такое сотрудничество выстраивается по двум направлениям: 1) организация исследовательской деятельности учащихся, студентов, аспирантов и реализация молодежных программ и проектов; 2) организация взаимодействия педагогических коллективов друг с другом и с частно-государственными партнерами.
Кластеры ориентированы на активную грантовую деятельность, устойчивую связь с партнерами и работодателями, на создание малых инновационных предприятий и учебно-научно-производственных комплексов, проведение востребованных в российской и европейской научной среде исследований, подготовку рейтинговых публикаций, устойчивую патентную деятельность.
Научная деятельность сама выступает мощным источником инновационной предпринимательской деятельности, однако для этого необходимы высокий уровень научных школ, развитая инновационная инфраструктура вуза (патентного, информационного и иного обслуживания).
Создание кластера даст возможность организовать ассоциацию инновационного развития, основными задачами которой станут координация организационно-правовой деятельности всех субъектов кластера, разработка перспективных направлений исследования, а также помощь в практической ре-
76
Высшее образование в России • № 8-9, 2012
ализации имеющихся инновационных идей и разработок. Деятельность ассоциации может быть направлена на оказание необходимой информационной, правовой и иной помощи ее членам, в частности, в плане анализа и экспертизы состояния их инновационного потенциала и инновационной деятельности, включая проведение ими самоаудита.
Ассоциация инновационного развития будет ^ способствовать более широкой практической реализации результатов разнообразных проектных научных разработок, осуществляемых в вузах. Первым шагом к этому может стать создание студенческого агентства как новой формы профессионального образования, особенностью которого является организация комплексныхпроектных команд малых инновационных предприятий, нацеленных на разработку оборотоспособных результатов интеллектуальной деятельности и процесса их коммерциализации с использованием проектного, процессного и компетентност-ного подходов. Это будет стимулировать идеи прикладного характера в рамках получаемой профессии с учетом потребностей отрасли. Перенос в учебный процесс методов, развивающих инновационное мышление и деловую культуру, навыки коммерциализации и инновации, позволит сформировать портрет современного профессионально компетентного выпускника университета.
Ш
Таким образом, благодаря созданию кластера вуз сможет не только решать задачи подготовки высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, но и активизировать деятельность в сфере исследований и разработок, развивать инновационную деятельность и стать региональным центром предпринимательской активности.
Литература
1. Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе //Аккредитация в образовании. 2009. № 32. С. 16-18.
2. Самохвалов П.А. Создание и функциони-
рование кластеров в региональной экономике // Современные научные исследования и инновации. 2011. Сентябрь. URL: http://web.snauka.ru/issues/201l/09/2836
3. Университет в структуре образовательно-
го кластера (Интервью с ректором КГТУ проф. Г.С. Дьяконовым) // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 47-55.
OSECHKINA L. CLUSTER APPROACH AS A WAY OF RAISING UNIVERSITY'S ACTIVITIES EFFECTIVENESS
This article is devoted to the benefits of educational clusters organization. The author considers the effectiveness of the cluster approach for raising the effectiveness of teacher's higher educational institution activities.
Key words: educational cluster, higher professional education, stuff training, science and innovation activities of university.