Научная статья на тему 'Практико-ориентированная подготовка кадров высшей квалификации в сфере строительства'

Практико-ориентированная подготовка кадров высшей квалификации в сфере строительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирничный Владимир Юрьевич

Рассмотрены вопросы практико-ориентированной подготовки кадров высшей квалификации в сфере строительства, а также модернизации региональной системы профессионального и непрерывного образования на основе создания строительного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная подготовка кадров высшей квалификации в сфере строительства»

деятельности при обучении иноязычной речи // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции ФГБОУ ВПО «СибАДИ» - 2012 -Книга 3 - с. 262-265 - Рус.

11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Акадедмия», 2002. - 272 с.

12. Иванова И. В. Оптимальное сочетание форм организации обучения в вузе (на примере обучения иностранному языку) // Вестник СибАДИ -2012 - Вып. 3(25) - с. 137-143 - Рус.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY QUALITIES OF EXPERTS BY MEANS OF

FORMS OF THE ORGANISATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY

I.V. Ivanova

In article forms of the organization of educational activity from the point of view of influence of the last on development of professional and common cultural competences of the future experts are considered.

Иванова Инга Витальевна - аспирантка ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований: теория и методика профессионального образования, формы организации учебной деятельности. Общее количество публикаций: 9. e: mail: missis.inga-ivanova@yandex.ru

УДК 378: 371.321

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

В. Ю. Кирничный

Аннотация. Рассмотрены вопросы практико-ориентированной подготовки кадров высшей квалификации в сфере строительства, а также модернизации региональной системы профессионального и непрерывного образования на основе создания строительного кластера.

Ключевые слова: профессиональное образование, модернизация, инновации, строительный кластер.

Введение

В условиях модернизации российской экономики и усложнения техносферы возникает настоятельная потребность формирования новой матрицы критериев к подготовке специалистов строительного направления, владеющими междисциплинарными знаниями и способных комплексно воспринимать инновационный процесс. Это обусловливает необходимость совершенствования профессиональной подготовки специалистов, которая должна быть такой же динамичной как и складывающиеся в строительной отрасли процессы и способной обеспечивать успешные инновационные преобразования в технологии, организации и экономике строительных предприятий.

Основная часть

Стратегическим ресурсом повышения качества профессионального образования является интеграция вуза и производства и

формирование на этой основе содержания и методов обучения, позволяющих адаптировать общетеоретическую и общепрофессиональную подготовку будущих специалистов к перспективным направлениям инновационного развития строительной отрасли [2].

В условиях тесного взаимодействия с инновационным производством у образовательного учреждения появляется ряд дополнительных возможностей, чтобы: регулярно

уточнять структуру профессий и специальностей, объем подготовки кадров; постоянно учитывать требования работодателей к содержанию подготовки специалистов за счет совместной разработки стандартов профессионального образования, учебных планов и программ; организовывать практики студентов на оборудовании, действующем в современном производстве; создать условия для систематической стажировки преподавателей на предприятиях для ознакомления с новейшими

типами оборудования и технологическими процессами; совершенствовать целевую подготовку специалистов для конкретного предприятия, повышающую возможности трудоустройства выпускников; пополнять внебюджетные фонды образовательных учреждений за счет совместных проектов, в том числе курсов повышения квалификации работающих, использования учебно-материальной базы для выполнения заказов предприятий и других источников [1]. В связи с этим необходимо создание качественно нового механизма взаимодействия учебного заведения и производственной организации, надежно обеспечивающего образовательный процесс на длительную перспективу, на основе принципов: оперативного реагирования на изменения рынка образовательных потребностей, специальностей и пр.; оптимальности деловых связей; совместного планирования основной деятельности; надёжности партнёрства; долговременности партнёрства; взаимного участия в деятельности контрагентов в целях совершенствования деловых связей по осуществлению основного вида деятельности.

В роли партнеров могут выступать: регулирующие органы, одновременно являющиеся заказчиками и потребителями услуг, основная функция которых - формирование списка компетенций выпускников, разработка на их основе образовательных и профессиональных стандартов и контроль за их применением; саморегулируемые строительные организации, которые также оказывают влияние на разработку и применение стандартов, регулирование спроса и предложения на рынке труда; другие организации и структуры, которые потребляют услуги вуза на постоянной платной основе, участвуют в его развитии, реализуют совместно с вузом долгосрочные целевые программы.

В качестве стратегического инструмента в решении задач активизации инвестиционных процессов важно создание строительного кластера - территориального межотраслевого объединения организаций, задействованных в строительном процессе: предприятий промышленности строительных материалов, строительных проектных организаций, организаций инженерной инфраструктуры, финансово-кредитных, научны организаций [3,4].

Необходимым условием реализации стратегически значимых задач, связанных с формированием строительного кластера инновационного типа, а также с осуществлением мо-дернизационных изменений в строительной отрасли Омского региона в целом, является

создание системы профессионального непрерывного образования, способной адекватно реагировать на инновационные изменения в экономике и запросы рынка. В связи с этим важным становится реструктуризация данной системы, обеспечивающая углубление кооперационных связей всех организаций начального, среднего и высшего профессионального образования. Интеграция их деятельности позволит рационально использовать материально-технические и кадровые ресурсы, успешно решать задачи внедрения эффективных образовательных программ и методов обучения.

В состав объединения учреждений профессионального образования на ряду с Си-бАДИ могут быть включены учреждения СПО, осуществляющие подготовку специалистов для сферы строительства. Функции интегрирующего и координирующего центра в создании системы профессиональной подготовки специалистов, повышение их квалификации и профессиональной переподготовки кадров, обеспечивающей своевременное и эффективное развитие конкурентных преимуществ бизнес-структур строительной отрасли, способна выполнять Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), которая обладает необходимым кадровым и учебно-методическим потенциалом, позволяющим успешно генерировать и транслировать инновации в сфере профессионального образования (рис.1.).

Основной целью кластерной политики в области развития системы непрерывного образования является обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, которая реализуется по следующим направлениям:

- мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластера в специализированных человеческих ресурсах и планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;

- совместная разработка образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования; общественнопрофессиональная аккредитация и оценка качества содержания образовательных программ в интересах развития кластера;

- совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки);

- организация стажировок и производственной практики на предприятиях кластера.

Корпоративные образовательные программы ВПО.ДПО и подготовки научных кадров

Участие в создании корпоративных образовательных центров

Совместные НИР и НИОКР

Совместная реализация целевых отраслевых программ и решение важнейших научно-технических проблем отрасли

Опытное производство и промышленное освоение

Коммерциализация инновации и технологий

Участие в техническом оснащении учебнонаучных лабораторий ВУЗа

Участие в создании ресурсных центров уникального исследовательского оборудования

Создание филиалов базовых кафедр

Учебно-научные

инновационные

комплексы

■Многоуровневый образовательный кластер практикоориентированной подготовки кадров в строительной отрасли

■Центр формирования компетенций (подготовка элитных специалистов) «Проектирование, строительство и технический надзор объектов транспортного, специального и промышленного -гражданского строительства»

|=>

<=>

Научно-

исследовательские

центры

"НШЫ в области промышленно-гражданского строительства, автомобильного транспорта и дорожного строительства, экономического развития транспортного комплекса

•Лабораторно - экспериментальная база профильных факультетов и кафедр

•Научно-исследовательский центр М8ШШ1Э * области строительства и эксплуатации зданий и сооружений

•Центртрансфера технологий

Отраслевые ■Создание и развитие строительного кластера омской

области

кластеры ’Создание и развитие транспортного кластера Омской

Малые области

инновационные ■Совместные малые инновационные предприятия

предприятия ■Центр мониторинга состояния дорожно-транспортной

Отраслевые центры инфраструктуры региона и г. Омска

консалтинга. ■Центр мониторинга в области организации и безопасности

мониторинга, дорожного движения Омской области

контроля ■Центр исследований и оценки состояния жилищнокоммунального комплекса Омской области

Рис. 1. Приоритетные направления взаимодействия с бизнес - сообществом

Развитие кадрового потенциала важно проводить в рамках подготовки и переподготовки специалистов в сфере строительства, базой которой являются учебные и учебнопроизводственные зоны, которые размещены на территории СибАДИ, других образовательных и иных организаций. Модернизации системы профессионального образования должна осуществляться на основе Программы развития объединения образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вуза, которая предусматривает создание современной системы непрерывного образования подготовки и переподготовки профессиональных кадров на основе интеграции среднего и высшего профессионального образования в рамках развития региональной социальноэкономической системы. Данная программа должна отвечать следующим основным критериям:

- направлена на достижение стратегических целей инновационного развития строи-

тельной сферы и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;

- разработана при участии объединений работодателей;

- обеспечивать сокращение сроков профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования путем расширения практики заочного и дистанционного обучения общеобразовательным дисциплинам, оптимизации программ профессионального образования, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений;

- содержать комплекс мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, ознакомление учащихся образовательных учреждений с перспективами трудоустройства по выбирае-

мой специальности и условиями работы на предприятиях и в организациях;

- предусматривать меры дополнительной поддержки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, избравших работу по профильной специальности;

- направлена на приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Благоприятные условия для обучения специалистов строительной сферы могут формироваться в рамках регионального строительного технопарка СибАДИ. При этом создание бизнес - инкубатора будет обеспечивать взаимодействие обучаемых и работодателей в процессе проведения семинаров, практик, стажировок и иных мероприятий с целью оказания помощи в быстрой адаптации обучаемых к будущей профессии и освоению практических навыков, в выборе кандидатов на должности, а также персонального целевого обучения по заказу работодателей.

Для прохождения производственных практик обучающихся на основе договоров-соглашений может использоваться производственная база предприятий - участников строительного кластера.

Создание инновационной и практикоориентированной системы профессионального и непрерывного образования предполагает определение потребности в специалистах, которое должно осуществляться на основе мониторинга рынка труда в строительном комплексе, а также в соответствии с потребностями развития строительного рынка региона. Функции по обеспечению непосредственных связей между работодателями и потенциальными работниками, а также обеспечению характера подготовки, соответствующего практическим потребностям сферы строительства, могут реализоваться через Информационно-аналитический координационный центр. Информационно-аналитический координационный центр должен формировать информационную базу кадров, разрабатывать рекомендации по количеству и категориям специалистов для предприятий, заниматься вопросами профориентации и трудоустройства.

Важное значение приобретает развитие международного сотрудничества с целью интеграции строительного комплекса региона в международный рынок, заимствование опыта

зарубежных стран в области строительства, строительных технологий и материалов, а также в сфере подготовки специалистов. Сотрудничество с зарубежными вузами, организациями и исследовательскими учреждениями может осуществляться по следующим направлениям: сотрудничество в области

учебных и научно-инновационных связей между участниками строительного кластера и ведущими зарубежными высшими учебными заведениями; организация и расширение стажировок для участников строительного кластера в ведущих зарубежных учебных учреждениях; участие в международных научных программах; привлечение ученых с мировым именем для преподавания и ведения исследований; реализация совместных инновационных проектов; изучение и внедрение современных зарубежных технологий; обеспечение механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий; вывод на международный рынок отечественных инновационных продуктов; размещение исследовательских центров ведущих зарубежных компаний на базе строительного технопарка СибАДИ; проведение международных научнопрактических конференций.

Заключение

В современных условиях, когда профессиональное образование в его не разрывной связи с наукой, превращается в определяющий фактор модернизации экономики и общества, возникла настоятельная необходимость проведения качественных изменений в региональной системе профессионального образования в сфере строительства. При этом важным становится разработка механизмов взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда строительной сферы, включая взаимодействие образовательных учреждений с организациями и предприятиями строительной отрасли.

Формирование кадровой базы важно направить на углубление кооперации образовательных структур с передовыми компаниями строительного сектора, проектными и научными организациями. Это должно способствовать эффективному диалогу бизнеса и образования и выработке таких квалификационных требований, которые позволят выпускать специалистов, востребованных на рынке труда.

Библиографический список

1. Альгина М. Бизнес и вуз: вертикальная интеграция// Высшее образование в России. 2005.-№12.

2. Бирюков В.В. Финансово-экономические аспекты развития академии //Высшее образование в России.- 2011.- №1.

3. Кирничный В.Ю. Приоритеты и механизмы модернизации автомобильно-дорожного комплекса// Вестник СибАДИ.- 2011.- №4. С. 58-61.

4. Кирничный В.Ю., Лочан С.А. Программноцелевое управление инновациями в сфере ЖКХ// Экономика образования.- 2012.- №3.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

V. Y. Kirnichny

Questions of practice-oriented training of highly qualified personnel in the construction and modernization of the regional system of professional and continuing education through the creation of construction cluster.

Кирничный Владимир Юрьевич - доктор экон. наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований -модернизация Российской экономики, организационно-экономические механизмы развития строительства и транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.