Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
273
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / NATIONAL IDENTITY / PATRIOTIC EDUCATION / VALUES / CULTURAL VALUES / UPBRINGING OF THE YOUNGER GENERATION / MODERN VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Симоненко Дарья Владимировна

В статье анализируется роль патриотического воспитания молодого поколения как основы национальной идентичности. Роль и место патриотизма в общественной жизни были переосмыслены в связи с существенными социальными, культурными и экономическими изменениями, произошедшими в современной России. В современных условиях патриотизм ассоциируется со следующими личностными качествами, которые необходимо развивать у подрастающего поколения: любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнять конституционный долг; патриотическое мировоззрение; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная. Поэтому, идея воспитания у подрастающего поколения патриотизма обрела значимость на уровне государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG GENERATION AS A BASIS OF NATIONAL IDENTITY

The article analyzes the role of patriotic education of youth as a basis of national identity. The role and place of patriotism in public life was rethought in connection with the significant social, cultural and economic changes that have occurred in modern Russia. In modern conditions, patriotism is associated with the following personal qualities that need to be developed among the younger generation: love for the "big" and "small" Motherland, willingness to fulfill the constitutional duty; patriotic worldview; social tolerance, including religious and national. Therefore, the idea of educating the younger generation of patriotism has gained significance at the state level.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Симоненко Д.В. Email: Simonenko696@scientifictext.ru

Симоненко Дарья Владимировна - магистрант, кафедра общей и консультативной психологии, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье анализируется роль патриотического воспитания молодого поколения как основы национальной идентичности. Роль и место патриотизма в общественной жизни были переосмыслены в связи с существенными социальными, культурными и экономическими изменениями, произошедшими в современной России. В современных условиях патриотизм ассоциируется со следующими личностными качествами, которые необходимо развивать у подрастающего поколения: любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнять конституционный долг; патриотическое мировоззрение; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная. Поэтому, идея воспитания у подрастающего поколения патриотизма обрела значимость на уровне государства.

Ключевые слова: национальная идентичность, патриотическое воспитание, ценностные ориентиры, культурные ценности, воспитание подрастающего поколения, современные ценности.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG GENERATION AS A BASIS

OF NATIONAL IDENTITY Simonenko D.V.

Simonenko Daria Vladimirovna - Master Student, DEPARTMENT OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND CLINICAL PSYCHOLOGY, DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON

Abstract: the article analyzes the role of patriotic education of youth as a basis of national identity. The role and place ofpatriotism in public life was rethought in connection with the significant social, cultural and economic changes that have occurred in modern Russia. In modern conditions, patriotism is associated with the following personal qualities that need to be developed among the younger generation: love for the "big" and "small" Motherland, willingness to fulfill the constitutional duty; patriotic worldview; social tolerance, including religious and national. Therefore, the idea of educating the younger generation of patriotism has gained significance at the state level.

Keywords: national identity, patriotic education, values, cultural values, upbringing of the younger generation, modern values.

В условиях глобализации ослабевает связь индивида с национальной общностью, обеспечивающая, с одной стороны, чувство защищенности отдельной личности, а с другой - преемственность исторической памяти, культурных традиций и целостность ориентиров развития страны. В соответствии с этим, одним из приоритетов российского общества становится формирование национальной идентичности.

Роль и место патриотизма в формировании национальной идентичности были переосмыслены в связи с существенными социальными, культурными и экономическими изменениями, произошедшими в современной России.

Поэтому идея воспитания у подрастающего поколения патриотизма обрела значимость на уровне государства. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [8] в качестве одной из основных задач указана «воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях патриотического общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

Каждому народу присущи определенные ценности, которые консолидируют общество, заставляют поверить в себя, в свои духовные силы. Для большинства россиян патриотизм — это чувство гордости за своё Отечество, за его историю и великие свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче и счастливее. Чувство патриотизма является источником мужества, стойкости, силы народа. И если человечество, к примеру, утратит патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, то потеряет себя как народ, способный на великие дела.

Патриотизм - явление историческое, это один из элементов сознания, принципов нравственности и морали.

Важнейшей составляющей процесса воспитания в современной России является формирование и развитие патриотических чувств подрастающего поколения. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В современных условиях патриотизм ассоциируется со следующими личностными качествами, которые необходимо развивать у подрастающего поколения: любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнять конституционный долг; патриотическое мировоззрение; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная.

Патриотизм, как формируемое в патриотическом воспитании комплексное и интегрированное личностное качество, включает в себя ряд компонентов: патриотическое сознание; патриотически ориентированное мировоззрение; национальное самосознание; патриотические знания; патриотические убеждения; патриотические установки; патриотические ценностные ориентации; патриотические позиции; патриотические идеалы; патриотические чувства; верность Отечеству; социально-позитивные отношения (к Родине, к истории, настоящему и будущему страны, народным традициям; к окружающей социальной и природной среде; к выполнению своего конституционного долга); социально-позитивное (патриотическое) поведение личности; социально-позитивную (патриотическую) деятельность; готовность к выполнению гражданского и конституционного долга как проявление феномена служения Отечеству и др.

Определяя сущность понятия «патриотизм» исследователи выделяют шесть типов патриотизма, находящихся в гармоничной связи: государственный патриотизм, российский, гражданский, однонациональный, региональный и местный [5; 6].

Таблица 1. Виды патриотизма [7]

№ Вид Сущность

1. Государственный Отражает единую и высшую цель, интересы государства. Политической основой данного типа патриотизма является понятие «Отечество»

2. Российский Связан с эмоциональным миром человека, духовно-нравственной основой которого является понятие «Родина» (большая Родина)

3. Гражданский В его основе лежит свобода, равноправие, чувство сопричастности к проблемам общества и государства, гражданская мораль и естественная поддержка природных рефлексов: гордость за дом, двор, соседа, спортивную

4. Однонациональный Опирается на национальную культуру, побуждает национальную гордость и способствует развитию национальных и отечественных традиций

5. Региональный Объединяет людей в рамках небольших социальных групп и отдельных регионов

6. Местный Проявляется в любви к окружающей природе, «малой» родине, семье и близким, духовной культуре своего народа

Следуя этому, личность, проявляющая любовь к окружающей природе, своей «малой Родине», хозяйственному труду, семье и близким, также чувствует сопричастность к проблемам общества и государства.

Классификация патриотизма по типам позволяет совокупность патриотического сознания, отношений и деятельности личности увидеть на различных уровнях их проявления.

Так, патриотизм определяется как глубокое социальное чувство (Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Запорожец, П.М. Якобсон и др.), чувство высшего порядка (Ю.А. Крупнов, И.Т. Фролов и др.), социальная ориентация личности (И.В. Бестужев-Лада, Р.Г. Яновский и др.), ценность (Е.В. Бондаревская, А.С. Гаязов, В.А. Караковский, В.А. Ядов и др.), неотъемлемая часть направленности личности, которая характеризуется совокупностью устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность (Э.В. Ильенков, А.А. Глебов и др.) и т.д.

Для изучения уровня сформированности патриотизма у современной молодежи было проведено исследование, анонимно, методом анкетирования на основе логических вопросов.

В анкетировании приняли участие 30 студентов в возрасте от 17 до 25 лет.

База исследования: Донской государственный технический университет (ДГТУ).

На вопрос «Являетесь ли вы патриотами?» 72% дали утвердительный ответ, 20% -дали отрицательный ответ, затруднились ответить - 8% (рисунок 1).

Рис. 1. Процентное соотношение ответов на вопрос: «Являетесь ли Вы патриотом?»

Данный факт 72% выбравших утвердительный ответ, говорит о том, что в процессе коммуникации молодые люди приобретают качества патриотизма еще с малых лет не только в стенах образовательных заведений, но ив родной семье. Многие из респондентов являются коренными патриотами нашей страны. На основании этого можно смело делать вывод, что среди коренного населения, государственные программы Президента реализуются эффективно.

На вопрос «Предпочли бы вы получать образование в Европе, а не в нашей стране?» данные представлены на рисунке 2.

Среди опрошенных лиц 70% ответили утвердительно, а 30% выбрали отрицательный ответ. На основании этого можно смело делать вывод, что большинство современной молодежи предпочитает получить высшее образование в странах Европы, так как считает, что перспектив развития и разнообразия кругозора больше, именно в европейских вузах. Среди тех, кто выбрал отрицательный ответ,

возникают трудности с усвоением другого языка, культуры, несовпадение религиозных граждан и нежелание покидать страну. Несмотря на то, что 70% процентов опрошенных считают, что в зарубежных развитых странах человек имеет больше возможностей сделать карьеру, улучшить свое материальное положение, на безусловный переезд в другую страну на постоянное местожительство согласны лишь 25% опрошенных молодых людей.

Рис. 2. Процентное соотношение ответов на вопрос: «Предпочли бы вы получать образование

в Европе, а не в нашей стране?»

По мнению 78% опрошенных, семья играет важную роль в воспитании чувства патриотизма у молодежи и детей (рисунок 3). Вместе с тем, 22% уверены, что семья не играет существенной роли, так как патриотизм является чувством, которое дается человеку от рождения.

Рис. 3. Процентное соотношение ответов на вопрос: «Играет ли семья важную роль в воспитании чувства патриотизма?»

Отдавая должное ведущей роли семье, следует учесть, что патриотизм - это то чувство, которое необходимо исследовать и развивать эффективными методами, а не навязывать его другим.

Для этого преподаватель сам должен быть искренним и трудолюбивым патриотом, тем самым показывая детям и современной молодежи, за что действительно следует любить свою родную землю, свою страну, свою Родину.

В связи с неоспоримой ролью образовательных заведений и семьи предлагаются следующие методы по усилению патриотического воспитания современной молодежи: во-первых, по многим схожим мнениям опрошенных, необходимо в школах, колледжах и вузах увеличить проводимость различных тематических мероприятий, которые должны быть посвящены подвигам наших предков, национальной культуре, историческим событиям прошлого, способствующим формированию чувства гордости за свою Родину; во-вторых, повысить умственное и обязательно физическое развитие подрастающего поколения; в-третьих, активно привлекать молодежь к участию в политической, социальной, экономической жизни государства; в-четвертых, улучшить преподавательскую деятельность в самостоятельной учебной дисциплине по патриотическому воспитанию в школах и вузах; в-пятых, улучшить деятельность СМИ путем повышения показа «патриотических фильмов и телепередач».

Самый эффективный шестой метод, который необходимо повысить в нашем государстве, заключается в повышении социальной защищенности населения, в создании рабочих мест для нашей молодежи, в увеличении заработной платы. Смысл данного метода заключается в том, что граждане нашего государства значительно почувствуют созданные условия и обратят внимание на то, за что стоит любить свою Родину.

Таким образом, из результатов всего опроса можно смело сделать вывод о достаточном уровне патриотизма у современной молодежи.

Проявления духовного кризиса в обществе возвращают понимание необходимости принятия специальных мер, направленных на воспитание подрастающего поколения.

Утверждение этой позиции (Е.П. Белозерцев, А.К. Быков, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, В.И. Лутовинов, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.) сопровождается дискуссиями относительно целей воспитания, содержания образовательных, воспитательных программ, технологий. Назрела проблема определения ведущих аспектов образования, в качестве которых называются социальные нормы и ценности, отражающие при этом и интересы граждан многонационального российского государства. Социальные требования к личности становятся обоснованием содержания воспитания подрастающего поколения вообще и, в том числе, в высшем учебном заведении.

Первостепенными приоритетами, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», признаются гражданская ответственность и правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Список литературы /References

1. Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции 23-24 января 2014 г. / под ред. Ю.В. Фурмана. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. 415 с.: ил. [Электронный ресурс]. Режим доступа: по подписке. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276336/ (дата обращения: 20.07.2020). Библиогр. в кн. ISBN 978-5-4475-2557-6. DOI 10.23681/276336. Текст: электронный.

2. Асланов Я.А. Формирование патриотизма в процессе социализации российской студенческой молодежи (на примере Ростовской области): автореф. дис... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2016. 38 с.

3. Барков Ф.А., Сериков A.B., Черноус В.В. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области // Гуманитарий Юга России, 2013. № 2. С. 58-76.

4. Верещагина A.B. Ресурсный потенциал патриотизма и особенности его реализации в современной России // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура, 2017. № 1 (60). С. 21-31.

5. Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения / А.А. Глебов. Волгоград: Перемена, 2004. 251 с.

6. Коколина Л.В. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию / Л.В. Коколина // Классный руководитель, 2005. № 3. С. 15-16.

7. Мусс Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания / Г.Н. Мусс. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 183 с.: ил. [Электронный ресурс]. Режим доступа: по подписке: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279327/ (дата обращения: 21.07.2020). Библиогр. в кн. ISBN 978-5-4475-3984-9. - DOI 10.23681/279327. Текст: электронный.

8. Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm/ (дата обращения: 18.07.2020). Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.