Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
626
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ПОКОЛЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / PATRIOTISM / HOMELAND / GENERATIONS / VALUES / YOUTH / SOCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сайганова Елена Викторовна

В статье рассмотрены актуальные проблемы патриотического воспитания молодежи, изменение ценностных ориентиров под воздействием внешних факторов. Показано, какими предстают перед молодежью перспективы развития патриотизма и патриотического воспитания на территории региона, раскрываются основные понятия патриотизма и современная трактовка, выделяются основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях. Рассматриваются происходящие изменения в социальной дифференциации общественных структур, разрушение духовных ценностей, которые оказали и продолжают оказывать негативное влияние на молодое поколение, примером чему служит протестный потенциал молодежи. В данном контексте в статье рассматривается и анализируется необходимость постановки как перед системой образования, так и перед всеми остальными социальными институтами задач воспитания любви к своему Отечеству и решения их. На сегодняшний день концепция мер, направленных на повышение уровня патриотического воспитания студенческой молодежи, является приоритетной частью государственной молодежной политики. Достижение цели путем решения ряда задач патриотического воспитания молодых людей в России обеспечивается через реализацию единой государственной молодежной политики, которая осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления при содействии общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC FACTORS OF FORMATION OF PATRIOTIC MOOD AT YOUNG GENERATION IN MODERN SOCIAL CONDITIONS

The article deals with the actual problems of Patriotic education of young people, the change of value orientations under the influence of external factors. The perspectives of the youth patriotism education development reveal the basic concepts of patriotism and the modern interpretation and the main factors in the Patriotic moods’ ormation among the young generation under modern social conditions are highlighted. The article considers the ongoing changes in the social differentiation of social structures and the destruction of spiritual values which have had and continue to have a negative impact on the young generation, the protest potential of young people being the example. In this context, the article considers and analyzes the need to solve and set tasks for the education system and for all other social institutions on the issues of upbringing the love to their Motherland. Today the concept of measures aimed at improving the students’ Patriotic education level is a priority of the GMP (state youth policy). Achieving the goal of Patriotic education of young people in Russia by solving a set of tasks is ensured by the implementation of the unified state youth policy, which is carried out by state authorities and local authorities with the assistance of public organizations.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 316.752

Основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях

Е. В. Сайганова

Сайганова Елена Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии молодежи, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, SaiganovaEV@yandex.ru

В статье рассмотрены актуальные проблемы патриотического воспитания молодежи, изменение ценностных ориентиров под воздействием внешних факторов. Показано, какими предстают перед молодежью перспективы развития патриотизма и патриотического воспитания на территории региона, раскрываются основные понятия патриотизма и современная трактовка, выделяются основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях. Рассматриваются происходящие изменения в социальной дифференциации общественных структур, разрушение духовных ценностей, которые оказали и продолжают оказывать негативное влияние на молодое поколение, примером чему служит протест-ный потенциал молодежи. В данном контексте в статье рассматривается и анализируется необходимость постановки как перед системой образования, так и перед всеми остальными социальными институтами задач воспитания любви к своему Отечеству и решения их. На сегодняшний день концепция мер, направленных на повышение уровня патриотического воспитания студенческой молодежи, является приоритетной частью государственной молодежной политики. Достижение цели путем решения ряда задач патриотического воспитания молодых людей в России обеспечивается через реализацию единой государственной молодежной политики, которая осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления при содействии общественных организаций.

Ключевые слова: патриотизм, Родина, поколения, ценности, молодежь, социальные институты.

Поступила в редакцию: 13.04.2020 / Принята: 15.05.2020 / Опубликована: 31.08.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Basic Factors of Formation of Patriotic Mood at Young Generation in Modern Social Conditions

E. V. Saiganova

Elena V. Saiganova, https://orcid.org/0000-0003-3916-2800, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, SaiganovaEV@yandex.ru

The article deals with the actual problems of Patriotic education of young people, the change of value orientations under the influence of external factors. The perspectives of the youth patriotism education development reveal the basic concepts of patriotism and the modern interpretation and the main factors in the Patriotic moods'

formation among the young generation under modern social conditions are highlighted. The article considers the ongoing changes in the social differentiation of social structures and the destruction of spiritual values which have had and continue to have a negative impact on the young generation, the protest potential of young people being the example. In this context, the article considers and analyzes the need to solve and set tasks for the education system and for all other social institutions on the issues of upbringing the love to their Motherland. Today the concept of measures aimed at improving the students' Patriotic education level is a priority of the GMP (state youth policy). Achieving the goal of Patriotic education of young people in Russia by solving a set of tasks is ensured by the implementation of the unified state youth policy, which is carried out by state authorities and local authorities with the assistance of public organizations.

Keywords: patriotism, homeland, generations, values, youth, social institutions.

Received: 13.04.2020 / Accepted: 15.05.2020 / Published: 31.08.2020

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-286-290

Понятие патриотизма и отношение молодежи к патриотическому сознанию всегда волновало ученых социологов и политологов. Какая она нынешняя молодежь? Какие проблемы ее волнуют? Чем она отличается от предыдущих поколений? Каковы ее патриотические настроения, как она видит себя в российской идентичности? Сейчас как никогда становится актуальным изучение патриотических настроений современной молодежи для возможности прогнозирования ее потенциала. Для начала, конечно же, необходимо дать определение понятия «патриот» по словарю русского языка С. И. Ожегова: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отчество, готовый на жертвы совершающий подвиги во имя интересов своей родины»1.

В настоящее время эта тема также не утратила своей популярности. Теоретические аспекты патриотизма анализировали Ю. Волков, Н. Бинеева2, А. Попов, О. Шевченко, И. Печ-куров3, И. Халий4 и др. Проблему патриотизма школьников изучали Е. Пронина5, Е. Салганова6. Патриотизм в студенческой среде анализировали Н. Воробьева, Ю. Гатен, Е. Яблочко7 и др.

В Саратовской области патриотическое воспитание детей и молодежи осуществляется в рамках подпрограммы «Патриотическое воспитание детей и молодежи Саратовской области»

© Сайганова Е. В., 2020

Е. В. Сайганова. Основные факторы формирования патриотических настроений

государственной программы «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года». Для фиксации изменений патриотического сознания молодежи ежегодно проводится сравнительный анализ статистических показателей. Данные ежегодные исследования, которые проводятся на базе социологического факультета Саратовского государственного университета, в дальнейшем способствуют повышению эффективности реализации программ патриотического воспитания на территории региона. На сегодняшний день состояние патриотического сознания молодых людей как по всей стране, так и в Саратовской области и городе Саратове в частности является неоднородным, что обусловлено различными факторами.

Для того чтобы узнать настроения и выявить корреляцию патриотического сознания молодежи Саратовской области, в октябре-ноябре 2019 г. было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 670 респондентов методом анкетирования по вероятностной квотной выборке. Были проанализированы многозначные трактовки патриотизма в общественном мнении молодого поколения города Саратова (по тендерному составу 57% женского и 43% мужского пола в возрасте от 14 лет и старше).

Большинство респондентов, принимавших участие в опросе, обучаются на социологическом факультете (64%), также участвовали студенты факультета психологии - 16%, факультета психолого-педагогического и специального образования - 10%, юридического факультета - 7% и учащиеся колледжа радиоэлектроники - 3%.

Понятие «патриотизм» у каждого человека чаще всего не имеет конкретной формулировки и в целом вызывает различные ассоциации, поэтому важно было узнать, как понимают патриотизм студенты. В результате опроса были получены

следующие данные: больше всего опрошенных пояснили, что патриотизм - это «любовь к Родине», «уважение к своей Родине, гордость за свою страну», а также «любовь к родному городу, деревне, дому» (64, 61 и 49% соответственно); понимают его как «любовь к национальной культуре», «любовь к народу», «любовь к семье, близким» 37, 31 и 27% респондентов соответственно. Наименьшее количество набрали «стремление к безопасному глобальному миру» (17%), «стремление к социальной справедливости» (15%), «прославление побед Родины» (12%) и лишь 7% указали, что «патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение». Можно сказать, что студенты в большей степени имеют представление о том, что же такое патриотизм (рис. 1).

Уровень патриотического настроения среди опрошенных молодых людей можно оценить выше среднего показателя, так как 59% назвали себя патриотами и только 21% респондентов не считают себя таковыми; 20% затруднились с ответом, что свидетельствует о том, что 1/5 часть от общего количества участников опроса еще не определились до конца и не сформировали для себя взгляды относительно понятия «патриотизм». Возможно, данная проблема связана с тем, что в нашей стране вопросам патриотического воспитания не всегда уделялось должное внимание.

При оценке патриотических настроений среди своего ближайшего окружения 41 % респондентов считают, что большая часть их окружения являются патриотами, 39% сходятся во мнении, что среди их близких мало патриотов, 20% затруднились ответить.

Если говорить об уровне патриотизма в стране, то, по мнению опрошенных, на настоящий момент патриотами можно назвать «меньшинство» - 46%, «около половины» - 40%,

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Рис. 1. Ответы-ассоциации молодых людей на понятие «патриотизм»

затруднились ответить

«большинство» - 12%, 2% респондентов

Подавляющее большинство респондентов (76%) согласились с необходимостью уделять внимание патриотическому воспитанию современной молодежи, 20% отметили ответ «не нужно» и 4% - затруднились с ответом на данный вопрос

Если говорить о мероприятиях, посвященных патриотизму, проводимых на территории области, то большинство респондентов осведомлены о них (67%).

Наиболее известными и популярными мероприятиями среди молодых граждан являются «День Победы» (83%), «День народного единства» (67%), Всероссийская акция «Вахта памяти» (33%) и Всероссийская патриотическая акция «Во славу Великой Победы» (28%) (рис. 2).

В ходе исследования выяснилось, что постоянно данные мероприятия посещают редко 52%

респондентов, вообще не посещают 36%, а вот процент посещаемости всех данных мероприятий составил 12%.

Из этого следует, что жители Саратовской области знают о мероприятиях, проводимых на территории области, областного центра и Российской Федерации, однако постоянная их посещаемость не очень высока. Скорее всего, это связано с тем, что осведомленность о проводимых мероприятиях на территории региона недостаточна.

Для анализа жизненных ценностей молодежи была использована адаптированная методика М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Как следует из данных рис. 3, главной ценностью для молодых людей является семья (84%), на втором месте стоит здоровье (53%), на третьем - друзья и образование (по 51%), на четвертом - карьера (48%) и на пятом месте - деньги (27%), также 4% опрошенных

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% Рис. 2. О каких патриотических мероприятиях Вы знаете?

Семья

84%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Рис. 3. Какие ценности для Вас являются главными?

80% 90%

Е. В. Сайганова. Основные факторы формирования патриотических настроений

указали свободу как ценность (рис. 3). Сумма ответов превышает 100%, поскольку респондентам было предложено выбрать несколько вариантов.

По мнению молодых людей, формировать патриотизм должна прежде всего семья. На это указывают 72% опрошенных (рис. 4). На втором месте у учащихся - СМИ (67%), а на третьем -сам молодой человек (42%), 36% выбрали «друзья, знакомые», 29% - «органы власти», 28% -«молодежные общественные объединения», 17% - «университет», 7% - «звезды кино и шоубиз-неса» и всего лишь 4% выбрали «школа». Несмотря на то что существует определенная точка зрения относительно того, что в современном обществе идет утрата семейных ценностей и потеря традиций, по данным опроса можно заметить, что для большинства респондентов самой важной жизненной ценностью все еще остается семья, и именно она помогает и направляет молодых людей. В связи с быстрым развитием об-

щества и технологий нельзя отрицать тот факт, что средства массовой информации постепенно становятся фактором, который формирует ценностные ориентации молодежи.

Что касается, вариантов решения проблем формирования у современных молодых людей патриотического сознания, то большинство считают необходимым «коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты» (52%), варианты «активизация работы на местах, в регионах» и «коренное изменение отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации» выбрали по 34% опрошенных. Также 32% уверены, что следует «уделять должное внимание деятельности в этом направлении учебных учреждений» (рис. 5).

Результаты исследования свидетельствуют, что современное состояние патриотизма моло-

Рис. 4. Какие факторы и социальные институты в большей степени, по Вашему мнению, влияют на формирование патриотизма?

Уделять должное внимание деятельности в этом направлении учебных учреждений

132%

Добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации

134%

Активизировать работу на местах, в регионах

134%

Коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты

152%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рис. 5. Каковы варианты решения проблемы формирования патриотизма?

дежи характеризуется как проблемное в силу продолжающейся трансформации ценностей и норм в обществе. Ведущими причинами существующих проблем формирования патриотизма молодежи выступают: отсутствие полноценной развитой системы общественной работы с молодыми людьми, ненацеленность на патриотизм семьи, недостаточная информированность. В итоге - безразличие и равнодушное отношение самой молодежи к патриотизму, низкая гражданская и общественная активность. Лишь в последние несколько лет наметился приоритет патриотического воспитания в процессе социализации подрастающего поколения. Ведущими факторами формирования патриотизма у молодежи могут и должны стать семья, возрождение столь дефицитных чувств уважения и любви к Отечеству. Именно через взаимоотношения с участниками боевых действий и встреч с ветеранами (в условиях повышенной занятости современных родителей) часто происходит знакомство подрастающего поколения с важнейшими патриотическими ценностями. Именно взаимодействие поколений во многом определяет степень эффективности и стабильности патриотического воспитания. Проблема формирования патриотизма в молодежной среде связана и с отсутствием четких механизмов привлечения молодежи к патриотической деятельности. Решать проблему развития патриотических чувств и убеждений следует через активизацию деятельности молодежных общественных организаций: как за счет собственных усилий, так и при помощи государства. Необходимо не только организовывать развлекательные мероприятия, но также предоставлять теоретическое обоснование о том, что такое патриотизм, разрабатывать новые средства работы с молодыми людьми, в разных видах и формах, рассчитанных на определенные возрастные категории.

Таким образом, можно сказать, что для формирования «зрелого патриота», который любит свою Родину и готов отстаивать ее интересы,

действительно необходимо разрабатывать уже к существующим и реализующимся программам дополнительно целый комплекс мер по воспитанию патриотизма начиная с младшего дошкольного возраста, и только по прошествии определенного времени мы увидим совершенно новые показатели в плане понимания и восприятия молодыми людьми себя как патриотов.

Примечания

1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 22-е изд. М. : Русский язык, 1990. С. 1822.

2 См.: ВолковЮ. Г., БинееваН. К. Социологическое измерение гражданственности и патриотизма в российских исследованиях // Формирование гражданского патриотизма на Юге России : материалы Школы молодого социолога « Формирование гражданского патриотизма на Юге Ро ссии» (1-3 ноября 2017 г., Институт социологии и регионоведения ЮФУ, г. Ростов-на-Дону) / отв. ред. Ю. Г. Волков ; сост. : Н. З. Губнелова, В. О. Вагина. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2017. С. 10-17.

3 См.: Попов А. В., Шевченко О. М., Бинеева Н. К., Печ-куровИ. В. Социокультурные особенности патриотизма и формирования государственно-гражданской идентичности в современной России // Государственное и муниципальное управление. Учен. зап. СКАГС. 2017. № 4. С. 221-225. DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4221-225

4 См.:Халий И. А. Патриотизм в России : опыт типоло-гизации // Социс. 2017. № 2. С. 67-74.

5 См.: ПронинаЕ. И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма старших школьников // Социс. 2011. № 5. С. 97-103.

6 См.: СалгановаЕ. И. Патриотизм учащейся молодежи : состояние, проблемы и формирование. URL: http:// elar.urfu.ru/bitstream/10995/ 59134/1/978-5-91256-403-1_2018_063.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

7 См.: ВоробьеваН. В., ЯблочкоЕ. Патриотизм современного студента // Науч.-метод. электрон. журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 531-535. URL: http://e-koncept. ru/2016/86117.htm (дата обращения: 15.03.2020).

Образец для цитирования:

Сайганова Е. В. Основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 286-290. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-286-290

Cite this article as:

Saiganova E. V. Basic Factors of Formation of Patriotic Mood at Young Generation in Modern Social Conditions. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 3, рр. 286-290 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-286-290

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.