Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (на примере Тюменской области)'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (на примере Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / гражданский долг / преданность к Родине / повышение самосознания / защита интересов Родины / традиции народа. / patriotism / patriotic education / civic duty / devotion to the Motherland / raising self-awareness / protecting the interests of the Motherland / traditions of the people

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатых Бадтретдинович Гарифуллин

В настоящей статье представлена авторская позиция относительно патриотического воспитания молодежи. Отмечено, что вопросы воспитания патриотического сознания людей приобретают особую актуальность в современной России в связи с последними событиями в стране. Основываясь на регламентирующем выполнении гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов народа, автор статьи анализирует понятие патриотизма, отмечает, что сущность патриотического воспитания, в первую очередь, зависит от повышения патриотического самосознания подрастающего поколения. Рассматриваются основы патриотического воспитания молодежи Российской Федерации на примере Тюменской области. Раскрывается практика работы по патриотическому воспитанию молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN MODERN CONDITIONS (on the example of the Tyumen region)

This article presents the author’s position on the patriotic education of young people. It is noted that the issues of education of patriotic consciousness of people are becoming particularly relevant in modern Russia in connection with recent events in the country. Based on the regulatory fulfillment of civic duty and constitutional duties to protect the interests of the people, the author of the article analyzes the concept of patriotism, notes that the essence of patriotic education primarily depends on increasing the patriotic consciousness of the younger generation. The basics of patriotic education of the youth of the Russian Federation are considered on the example of the Tyumen region. The practice of working on patriotic education with young people is revealed.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (на примере Тюменской области)»

Key words: patriotism, patriotic education, civic duty, devotion to the Motherland, raising self-awareness, protecting the interests of the Motherland, traditions of the people.

Фатых Бадтретдинович ГАРИФУЛЛИН - ветеран религиозного движения

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (на примере Тюменской области)

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье представлена авторская позиция относительно патриотического воспитания молодежи. Отмечено, что вопросы воспитания патриотического сознания людей приобретают особую актуальность в современной России в связи с последними событиями в стране. Основываясь на регламентирующем выполнении гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов народа, автор статьи анализирует понятие патриотизма, отмечает, что сущность патриотического воспитания, в первую очередь, зависит от повышения патриотического самосознания подрастающего поколения. Рассматриваются основы патриотического воспитания молодежи Российской Федерации на примере Тюменской области. Раскрывается практика работы по патриотическому воспитанию молодежи.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданский долг, преданность к Родине, повышение самосознания, защита интересов Родины, традиции народа.

Fatykh Badtretdinovich GARIFULLIN - veteran of the religious movement

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN MODERN CONDITIONS (on the example of the Tyumen region)

ANNOTATION

This article presents the author's position on the patriotic education of young people. It is noted that the issues of education of patriotic consciousness of people are becomingparticularly relevant in modern Russia in connection with recent events in the country. Based on the regulatory fulfilment of civic duty and constitutional duties to protect the interests of the people, the author of the article analyzes the concept of patriotism, notes that the essence of patriotic education primarily depends on increasing the patriotic consciousness of the younger generation. The basics of patriotic education of the youth of the Russian Federation are considered on the example of the Tyumen region. The practice of working on patriotic education with young people is revealed.

Для большинства граждан патриотизм означает любовь и преданность Родине, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины остается в стороне. В связи с этим, система патриотического воспитания молодежи, в первую очередь, должна занимать особое место в повышении самосознания подрастающего поколения.

Президент Российской Федерации В.В. Путин делает акцент на придании патриотическому воспитанию в нашей стране статуса одного из приоритетных направлений государственной внутренней политики и это правильно. В течение последних десятилетий сформированы много государственных программ для решения широкого спектра проблем патриотического воспитания. Они рассчитаны на

совместную деятельность государства и общества.

В работах многих авторов в области патриотического воспитания указывается на важность этой проблемы. Шагбанова Х.С. в своем исследовании о патриотизме отмечает, что «в современном российском обществе процессу формирования патриотического сознания следует отводить важную роль в силу стремительного взаимопроникновения культур и набирающих силу процессов глобализации» [1, с. 201].

Что же такое патриотизм? Это слово произошло с греческого языка и переводится на русский язык как земляк, соотечественник; любовь к Родине. В первую очередь, патриотизм — это нравственный и политический принцип каждого человека, его социальное чувство, содержанием которого явля-

ется любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Во-вторых, патриотизм предполагает гордость за свою страну, за достижения, уровень благосостояния и культуру своей Родины, желание сохранять образ и культурные ценности народа, готовность подчинить свои интересы интересам своих соотечественников, стремление защищать интересы страны, где проживает человек. Патриотизм — это образ жизни каждого гражданина страны, привязанность к родной земле, сохранение родного языка, традиций своего народа. Патриотизм является составной частью общественного сознания в его развитии.

Очень хорошие слова сказал Протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой» [2, с. 34]. Он считает, что патриотизм не связан с политикой государства, чувство патриотизма надо воспитывать в человеке. О том же ранее говорил и Патриарх Алексий II: «Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен с верой в религию. Одна из самых главных заповедей Всевышнего: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе» [3, с. 35]. Известный русский историк, писатель и поэт Н.М. Карамзин в своей статье «О любви к Отечеству и народной гордости» написал такие строки: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его» [4, с. 282].

По словам доктора филологических наук Шагба-новой Х.С., «Обьединяющим началом здесь служит идея Родины, сочетающая в себе комплекс взглядов, убеждений и знаний, соотносящихся так или иначе с патриотизмом. Патриотизм сочетает в себе такие качества, как безмерная любовь к своему народу, преданность Отечеству, переживание его побед и поражений как своих собственных» [5, с. 22].

Таким образом, патриотизм — это глубокое чувство любви к Родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её. Патриот — личность, подчиняющая свою жизнь интересам своего Отечества [6, с. 21]. Чувство патриотизма тесно взаимосвязано с историей народа и его традициями. У каждого народа есть свои знаменательные даты, они передаются из поколения в поколение. Важно подчеркнуть, что патриотизм — важный элемент духовно-нравственной основы человека.

Говорят, что к патриотизму нельзя призвать, патриотизм в человеке надо воспитать. С рождения надо прививать ребенку духовное начало: научить видеть красоту, содержать в чистоте свою одежду, правильно и красиво говорить, научить уместности, чистоте, точности и выразительности речи. Учить ребенка с малых лет ответственности, целеустремленности, правильному режиму дня, быть требовательным к себе, в первую очередь. Патриотизм — это уважение к старшим, любовь к детям, толерантное отношение к соседу. Патриотизм — это любовь в семье, общение за круглым столом, про-читывание книг и их обсуждение, походы в лес,

совместные посещения исторических мест. Патриотизм начинается в семье каждого человека, где нужно прививать любовь к своей земле, к Родине, к своему родному языку.

Важное значение в героико-патриотическом воспитании имеет сохранение и развитие славных боевых и трудовых традиций наших героев войны и тыла. Необходимо знакомить молодежь с историей Великой отечественной войны и других героических событий нашей Родины, в первую очередь, рассказывать о людях войны. Это выражается в проявлении постоянной заботы и внимания к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам органов внутренних дел, сотрудникам, получившим ранение на боевом посту, семьям участников войны, погибших при исполнении своего гражданского долга, особенно своего края. Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной [7, с. 241].

Круглые столы, посвященные Хамидуллину Ва-лиулле Хабибулловичу, мулле деревни Яр Ялуторовского района с 1992 г. по 2000 г. нельзя забыть. Он родился в 1914 году. В 1936 г. был призван в ряды РККА, участвовал в финской войне. После демобилизации работал в родном колхозе «Урал». В ноябре 1941 г. его вновь призвали на службу в связи с начавшейся войной. На фронте пулеметчик Валиулла Хамидуллин получил тяжелое ранение и контузию, был отправлен долечиваться домой. Работал в родном колхозе, пока в октябре 1944 года вновь не призвали на фронт. Солдат Хамидуллин участвовал в Восточно-Прусской наступательной операции. В феврале 1945-го получил новое тяжёлое ранение. После лечения вновь встал в строй и участвовал в войне с японцами. Человек прошел три войны. Он награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», медалью Жукова, юбилейными медалями. Его историю должна знать и слышать молодежь.

На занятиях по патриотизму, проводимом Ф.Б. Гарифуллиным, молодежь услышала такую же увлекательную судьбу земляка Зарифа Шакирулы Рахимова, который родился в 1914 году в деревне Тарханы (Кала авылы) Ярковского района в большой семье, где было семеро детей. Когда ему исполнилось шесть лет, не стало родителей. Тяжелой была сиротская доля. Зариф окончил пять классов, в 1937 году его призвали в армию. После демобилизации вернулся домой, но вскоре началась война и молодой человек с первых же дней пошел добровольцем на фронт. Воевал в составе 121 стрелкового полка, в 42-м получил ранение, в 44-м — контузию. Он прошел в боях пол-Европы, участвовал в последних сражениях за Чехословакию, был награжден орденом Славы, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Вернулся в родной аул лишь в 1948 году. Со своей

супругой Махиройапа в добре и согласии прожили 40 лет, вырастили 5 детей — 3 дочерей и 2 сыновей. Жизнь научила их мудрости. Несмотря на годы атеизма, фронтовик нашел возможность обучиться арабскому письму и читал Коран в оригинале. Народ выбрал Закира абыя муллой села, и многие годы ветеран войны проводил обряды, которые сопровождают мусульман от рождения до ухода в мир иной. Новорожденным проводил имянаречение, молодоженам — никах, покойным — джаназа. Закирабый прожил достойную жизнь: прекрасный семьянин, ветеран войны, настоящий защитник своей Родины, честный порядочный имам, который воспитал чувства ответственности и преданности своей Родине у нескольких подрастающих поколений.

Есть истории, достойные биографии, которые надо рассказывать молодежи. Хисматулла Сибга-туллович Гизатуллин родился в 1899 году в деревне Яр Ялуторовской волости в семье крестьянина — бедняка. Образование получил в местной мечети. Солдатская жизнь его началась в сентябре 1920 года. Стрелок Хисматулла Гизатуллин участвовал в Гражданской войне в составе 50-го отдельного батальона войск ВЧК, был уволен в запас в сентябре 1922 года. В 1939 — 1940 годах он — участник финской войны. 10 мая 1942 года вновь был мобилизован в ряды Красной Армии. Миномётчик 671-го стрелкового полка 221 стрелковой дивизии Хисматулла Гизатуллин воевал на Сталинградском фронте. В сентябре сорок второго получил пулевое ранение. Фашистская пуля попала ему в левую ногу. После прохождения лечения в госпитале на станции Инза Ульяновской области, его направили в школу собаководов в Ульяновске. С января 1943 года до самой Победы служил вожатым 2-ой роты ездовых собак в 41-м отдельном отряде на Карельском фронте. Отряды ездовых собак обеспечивали перевозку боеприпасов и продуктов, эвакуацию раненых, сопровождение разведывательных групп. Зимой четвероногих друзей запрягали в сани, летом — в тележки на колесиках. Сибиряк Гизатуллин вывез с поля боя 10 раненых бойцов и доставил на передовую линию до 6 тонн разных грузов и медикаментов. На Карельском фронте, в условиях снежных заносов, бездорожья и распутицы, нартовые упряжки были основным видом транспорта для доставки питания на передовую линию фронта и подвоза боеприпасов. Родина отметила воина медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени. Домой красноармеец Гизатуллин вернулся в июле 1945 года.

В послевоенные годы участник трех воин работал кладовщиком, продавцом, бригадиром строительной бригады. После ухода на заслуженный отдых Хисматулла Сибгатуллович возглавил религиозную жизнь в деревне, стал муллой родного аула Яр. «Хисматбабай», так уважительно называли его односельчане, был человеком благородного нрава, лечил молитвами и был хорошим костоправом. Вырастил дочерей — Исанбику, Фатиму, Факию,

Галию, Нурию и дочь второй жены — Бибизухру. До самого ухода из жизни в мае 1992 года Хисмат-бабай был имамом. Похоронили его в родной деревне Яр, где он родился. Он любил свою землю, любил свой народ, с уважением относился к людям. На примерах таких героев с личностными качествами гражданина — патриота надо воспитывать подрастающее поколение.

Почти 40 лет назад, в 1980 году, в Тобольске образовалась первая в Тюменской области официальная мусульманская община. Религиозное общество мусульман под руководством председателя Арслангирея Арангулова и имама Арифуллы Рябикова было зарегистрировано решением Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Тюменской области и получило порядковый номер «Махалля N100» в Духовном Управлении мусульман Европейской части и Сибири. Актив общины составили бывшие фронтовики — участники Великой Отечественной войны. Примерно через год работы председатель Арслангирей-хаджи сложил полномочия, а новым председателем исполнительного органа общества мусульман был избран Али Алимович Сулиманов. Все руководство общины вплоть до 1987 года — до назначения имамом Ибрагима Сухова — состояло из бывших солдат второй мировой войны и участников трудовой армии.

Председатель исполкома Али Сулиманов родился 16 августа 1916 года в деревне Суклем Тобольского района. Окончил 4 класса. Был призван в армию в 1938 году, прошел всю войну и вернулся домой только в 1946 году. До 1957 года работал в родном колхозе, затем жил и работал в Тобольске. В 1976 году вышел на пенсию, в 1981 году был избран председателем общества мусульман в Тобольске.

Заместителем председателя стал Мифтах Зыя-витдинович Занкеев, также прошедший всю войну. Мифтах Занкеев родился 10 января 1916 года в Юртах Епанчино. Окончил 2 класса татарской школы. С 1930 по 1936 год работал в колхозе, с 1935 г. по 1939 г. служил в Красной Армии. Через два года после демобилизации началась война, и с первых дней он был призван на фронт. Вернулся домой в 1946 году. Как и Али Алимович сначала работал в колхозе, затем переехал в Тобольск.

Почти у всех фронтовиков и участников трудовой армии, составивших первую официальную общину мусульман Тюменской области, биография одинакова: родился в татарских Юртах Тобольской губернии, окончил начальные классы, воевал (или работал в отрядах трудовой армии), после войны работал в колхозе, затем на производстве в Тобольске, в конце 70-х вышел на пенсию, в 1980 г. стал членом первой общины мусульман Тюменской области в Тобольске.

В 80-е годы каждый член общины мусульман заполнял (для органов власти и ДУМ Европейской части и Сибири) автобиографическую справку, благодаря которым сегодня мы имеем возможность узнать, кем были люди, взявшие на себя нелегкую ношу возрождения непреходящих ценностей религии предков.

Авторитет фронтовиков послужил во многом возвращению мусульманам в 1988 году исторической мечети в Тобольске. Победители фашизма внесли огромную лепту и в возрождение культуры сибирских татар Тюменской области.

Сегодня нет необходимости доказывать актуальность патриотического воспитания. Нужно передавать из уст в уста подвиги народа, выявлять организационно-педагогические условия, оказывающие эффективное воздействие на личность воспитываемого.

Работа по патриотическому воспитанию посредством традиций и примеров трудная, но нужная. Это организация фотовыставок, публикации газетных и журнальных статей о выдающихся патриотах родины, создание, конечно же произведений литературы и документальных фильмов, встречи за круглым столом, конференции и семинары.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шагбанова Х.С. К вопросу об источниках и методике формирования патриотического сознания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Образование и Право. 2022. № 1. С.201-205.

2. Смирнов П.Д. О патриотическом воспитании // Русское слово. 2015. №3, С. 32-34.

3. Патриарх Алексий II. Об истинном и ложном патриотизме https://zchapter.blogspot.com/2010/10/ ii.html

4. Карамзин Н.М. в своей статье «Олюбви к Отечеству и народной гордости» // Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л.:Художественная литература, 1964. Т. 2, с. 280—287. Электронная публикация — РВБ, 2004—2023. Версия 3.0 от 31 октября 2022 г.

5. Художественная литература как фактор укрепления патриотического самосознания в системе под-

готовки сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие /Х.С. Шагбанова. — Санкт-Петербург, 2022. — 96 с.

6. Карманова Д.А. Патриотизм как общественное отношение: социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. философ. наук. Иваново, 2007. 25 с.

7. Шульженко, М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи/М.Э. Шульженко. — Текст: непосредственный//Молодой ученый. — 2017. — №47 (181) — С. 240-243.

SPISOK LITERATURY:

1. SHagbanova H. S. K voprosu ob istochnikah i metodike formirovaniya patrioticheskogo soznaniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i Pravo. 2022. № 1. S.201 — 205.

2. SmirnovP.D. O patrioticheskom vospitanii// Russkoe slovo. 2015. №3, S. 32-34.

3. Patriarh Aleksij II. Ob istinnom i lozhnompatriotizme https://zchapter.blogspot.com/2010/10/ii.html

4. Karamzin N.M. v svoejstat'e «O lyubvi k Otechestvu i narodnoj gordosti» // Karamzin N.M. Izbrannye sochineniya v dvuh tomah. M.; L.: Hudozhestvennaya literatura, 1964. T. 2, s. 280—287. Elektronnaya publikaciya — RVB, 2004—2023. Versiya 3.0 ot 31 oktyabrya 2022 g.

5. Hudozhestvennaya literature kak factor ukrepleniya patrioticheskogo samosoznaniya v sisteme podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: Ucheb. posobie /H.S. SHagbanova. — Sankt-Peterburg, 2022. — 96 s.

6. Karmanova D.A. Patriotizm kak obshchestvennoe otnoshenie: social'no-filosofskij analiz: Avtoref. dis. kand. filosof.nauk. Ivanovo, 2007. 25 s.

7. SHul'zhenko, M.E. Patrioticheskoe vospitanie sovremennoj molodezhi / M.E. SHul'zhenko. — Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2017. — №47 (181) - S. 240-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.