Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ В ВОЗРОЖДЕНИИ ТРАДИЦИЙ ИСЛАМА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

РОЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ В ВОЗРОЖДЕНИИ ТРАДИЦИЙ ИСЛАМА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
традиции ислама / ветераны / Великая Отечественная война / Тюменская область / религия.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарифуллин Ф. Б.

В статье отражена весомая роль участников Великой Отечественной войны и тружеников тылав возрождении традиций ислама на Тюменской земле. Автор раскрывает героические судьбы ветеранов войны, ставших имамами в татарских деревнях региона. Показано, как бывшие воины становились негласными муллами в деревнях Тюменской области в 60-70-е гг. ХХ века, годы превалирования идей атеизма и развитого социализма. Как бывшие фронтовики участвовали в возрождении ислама в 1980-е гг. и становились в 1990-е гг. официальными председателями и имамами мусульманских организаций, строили мечети, вели пятничные намазы. Отмечается роль ветеранах, которые, хотя и не были муллами, имамами и руководителями местной мусульманской религиозной организаций, но успешно организовывали строительство религиозных объектов. Показаны результаты кропотливой общественной работы проделанной мусульманами Тюменской области в послевоенное время по расширению влияния ислама в повседневной жизни жителей на юге Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ В ВОЗРОЖДЕНИИ ТРАДИЦИЙ ИСЛАМА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-44-50 ГАРИФУЛЛИН Фатых Бадтретдинович,

NIION: 2018-0076-8/22-881 ветеран религиозного движения Сибири,

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1079 e-mail: fatykh_garifullin @mail.ru

РОЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ В ВОЗРОЖДЕНИИ ТРАДИЦИЙ ИСЛАМА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье отражена весомая роль участников Великой Отечественной войны и тружеников тылав возрождении традиций ислама на Тюменской земле. Автор раскрывает героические судьбы ветеранов войны, ставших имамами в татарских деревнях региона. Показано, как бывшие воины становились негласными муллами в деревнях Тюменской области в 60-70-е гг. ХХ века, годы превалирования идей атеизма и развитого социализма. Как бывшие фронтовики участвовали в возрождении ислама в 1980-е гг. и становились в 1990-е гг. официальными председателями и имамами мусульманских организаций, строили мечети, вели пятничные намазы. Отмечается роль ветеранах, которые, хотя и не были муллами, имамами и руководителями местной мусульманской религиозной организаций, но успешно организовывали строительство религиозных объектов. Показаны результаты кропотливой общественной работы проделанной мусульманами Тюменской области в послевоенное время по расширению влияния ислама в повседневной жизни жителей на юге Западной Сибири.

Ключевые слова: традиции ислама, ветераны, Великая Отечественная война, Тюменская область, религия.

GARIFULLIN Fatykh Badtretdinovich,

veteran of the religious movement in Siberia

THE ROLE OF VETERANS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE REVIVAL OF THE TRADITIONS OF ISLAM IN THE TYUMEN REGION

Annotation. The article reflects the significant role of participants in the Great Patriotic War and home front workers in the revival of Islamic traditions in the Tyumen region. The author reveals the heroic destinies of war veterans who became imams in the Tatar villages of the region. It is shown how former soldiers became unspoken mullahs in the villages of the Tyumen region in the 60-70s. XX century, the years of the prevalence of the ideas of atheism and developed socialism. How former front-line soldiers participated in the revival of Islam in the 1980s and became in the 1990s. official chairmen and imams of Muslim organizations, built mosques, conducted Friday prayers. The role of veterans is noted, who, although they were not mullahs, imams and leaders of local Muslim religious organizations, successfully organized the construction of religious facilities. The results of the painstaking public work done by the Muslims of the Tyumen region in the post-war period to expand the influence of Islam in the everyday life of residents in the south of Western Siberia are shown.

Key words: traditions of Islam, veterans, Great Patriotic War, Tyumen region, religion.

Участники Великой Отечественной войны внесли весомый вклад в сохранение духовного наследия в годы атеизма в СССР, в возрождение исламского вероучения в перестроечные годы и после распада Советского Союза.

Как известно, в 30-е гг. ХХ в., в период борьбы с религией, были закрыты подавляющее большинство храмов всех конфессий. В стране остались единицы церквей, мечетей и синагог. С началом Великой Отечественной войны руководство Советского Союза изменило отношение к религии. В стране сократилось издание антирелигиозной литературы, с одобрения руководства

СССР были сделаны обращения муфтия Центрального духовного управления мусульман Габдрахмана Расулева к мусульманам страны, в котором, опираясь на аяты Корана и хадисы пророка Мухаммада, мир ему, муфтий призвал мусульман, не жалея сил бороться против фашистских захватчиков. Обращение было переведено и напечатано в газетах мусульманских регионов на татарском, казахском, узбекском, таджикском, туркменском, киргизском языках. Текст также перевели на арабский, турецкий, персидский языки и направили в страны, где проживали носители этих языков. Обращение было зачитано во всех уцелевших после репрессий мечетях. При

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

мечетях также был начат сбор денег, одежды, продуктов для нужд фронта и поддержки семей военнослужащих.

Мусульмане храбро воевали на фронтах Великой Отечественной, сотни их стали Героями Советского Союза. Признанием заслуг граждан Советского государства исповедующих ислам стало создание в 1943 г. трех новых Духовных управлений мусульман (далее - ДУМ): ДУМ Северного Кавказа с центром в Буйнакске, позже Махачкале; ДУМ Закавказья с центром в Баку; ДУМ Средней Азии и Казахстана в Ташкенте.

Перед окончанием войны был создан Совет по делам религиозных культов при СНК СССР. В конце 1945 г. советское правительство, после долгих лет запрета, разрешило совершить хадж в Мекку. Первую группу из семнадцати паломников возглавил муфтий ДУМ Средней Азии и Казахстана Ишан Бабаханов. В 1946 г. было возобновлено обучение в единственном в стране Советов исламском учебном заведении - медресе «Мир-Араб» в городе Бухаре, которое было закрыто в 20-х гг. ХХ века. В январе 1947 г. на места было направлено инструктивное письмо Совета по делам религиозных культов «О порядке оформления дел об открытии молитвенных зданий».

По мнению исламоведа Александра Мала-шенко, либерализация государственной политики по отношению к религии после войны была связана с двумя причинами. Во-первых, война способствовала усилению религиозности, с чем власти были вынуждены считаться. Во-вторых, в годы войны апелляция к религиозным чувствам способствовало консолидации советского народа.

Важно подчеркнуть, что ислам имеет глубинные корни в Тюменском регионе [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. На фронт из территории Тюменской области (до 1945 г. - Омской) было призвано около 250 тыс. человек, значительное количество их составляли мусульмане - коренные татары региона, проживающие компактно в Тюменском, Ялуторовском, Ярковском, Тобольском, Вагайском, Уватском и других районах, а также казахи из южных районов - Ишимского, Казанского, Берджюского, Сладков-ского, Голышмановского.

Немалое количество фронтовиков-мусульман прошли войну в возрасте 40-50 лет. Это были люди, которые в детстве обучались в мечетях, их мировоззрения были сформированы под влиянием ислама, некоторые из них до прихода советской власти официально служили в мечетях. В послевоенное время с уходом из жизни старшего поколения неофициальных «народных мулл», которые вели в татарских аулах Тюменской области погребальные и иные обряды, на смену им пришло новое поколение «народных мулл» из числа фронтовиков.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Одним из таких людей был Абдрахман Кати-рович Кадыров, 1898 г.р., уроженец деревни Ишаир Дубровинского (ныне Вагайского) района. В детстве А.К. Кадыров учился в мектебе при деревенской мечети, затем окончил медресе в городе Троицк Оренбургской области и некоторое время успел поработать мугалимом-учителем в местной мечети.

С началом войны Кадыров был направлен в пехотное училище в Тюмени, затем в составе сибирских полков на оборону блокадного Ленинграда. Дважды он был ранен. После второго тяжелого ранения комиссован. С 50-х гг. минувшего века Кадыров был негласным имамом в родной деревне, проводил обряды и в соседних аулах. Ветеран был награжден орденами Отечественной войны II и III степени, медалью «За оборону Ленинграда».

Аналогичные события происходили в южных районах области. Религиозную работу среди казахского населения Приишимья организовал ветеран Бекмухаммет Жабаев (Бекиш-мулла) 1895 г.р., обучавшийся в юные годы в медресе.

Хотел рассказать еще об одном человеке -человеке трудной, героической судьбы Садыре Уркнутдиновиче Абсалямове (1924-2009 гг.), простой деревенский парнишка, который родился в многодетной крестьянской семье, и было у него девять братишек и сестренок. Нужда, труд, раннее взросление. В свои 17 неполных лет он добровольцем уходит на войну

Несмотря на свой высокий рост, под два метра, он был ловким и спортивным. Широкоплечий, сильный, смелый, одной рукой мог уложить любого. С первых дней службы его определяют в ряды Народного Комиссариата Внутренних дел СССР (далее - НКВД). Решительный, он быстро находил решение в любой экстренной ситуации. Он служил в 143 отделении (секретном) батальоне НКВД. В 1942-1945 гг. в западных областях Украины, Белоруссии, в Прибалтике и Красноярский край патрулирование вдоль железнодорожного полотна.

После победы продолжал прохождение действий военной службы стрелком в 350 стрелковом полку НКВД по 1948 г. Участвовал в ликвидации гитлеровских подразделений, уцелевших после разгрома основных вражеских группировок. Награжден медалями «За победу над Германией» и юбилейными знаками отличия. В годы Великой Отечественной войны существенно усложнились задачи войск НКВД, Садыр Уркнутдинович осуществлял охрану военнопленных с1946-1948 гг. перемещаясь эшелонами в необорудованных вагонах в северном направлении при восстановлении железных дорог, строительство после разгрома в годы Великой войны.

Однако к середине 50-е гг. ХХ века отношение к религии в СССР вновь претерпели изменения. В 1954 г. вышло Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» [1]. В 1955 г. на заседании бюро Тюменского обкома КПСС резко негативно высказывались о крупных недостатках в постановке атеистической пропаганды. Отмечалось, что из рук вон плохо ведется естественнонаучная пропаганда, особенно среди сельского населения, в результате значительная часть людей отправляют религиозные праздники. В целях искоренения этих явлений бюро обкома приняло ряд мер, в том числе создание при райкоме партии группы лекторов-атеистов. За неофициальными муллами было установлено наблюдение.

Жительница города Ишим Нурзия Шарипова вспоминала: «Помню, мы собрались на похороны жены дяди. Бекиш-мулла вышел на середину, покойную вынесли для чтения заупокойной молитвы, проведения обряда жаназа. В это время пришли два милиционера и спросили: кто тут Бек-мухамет Жабаев? Он отозвался. Его при всем народе забрали на допрос за ведение заупокойной службы. Ходатайствовать за него пошли уважаемые люди. Имама отпустили, но предупредили, чтобы это было в последний раз. С болью в душе он попрощался с родственниками, с мусульманами города, с Ишимом, где прожил много лет, и уехал в Казахстан, больше не возвращался».

В 1960-х гг. при Тюменском областном обществе «Знание» был создан отдел по работе среди татар и казахов. В девяти районах образованы секции атеистов. На этот период приходится снос партийными органами минаретов со зданий мечетей в татарских аулах. В 1964 г. партийные органы закрывают последнюю мечеть Тюменской области в селе Чикча Тюменского района.

В сложных условиях атеизма мусульманские обряды, которые за века стали восприниматься этнически мусульманскими народами как национальные традиции, продолжались проводиться. Негласно, а порой и тайно бывшими фронтовиками.

В деревне Яр Ялуторовского района муллой с выходом на пенсию служил Хисматулла Сибга-туллович Гизатуллин 1899 г.р., обучавшийся в детстве в мектебе при мечети. Он был участником трех войн - Гражданской в составе 50-го отдельного батальона войск ВЧК, Финской и Великой Отечественной. Воевал на Сталинградском фронте. После ранения и лечения в госпитале вплоть до Победы служил на Карельском фронте. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу

над Германией», «За боевые заслуги». Хисмат бабай, как уважительно называли его односельчане, был человеком благородного нрава, лечил молитвами и был хорошим костоправом.

Среди фронтовиков, ставших муллами, были и коммунисты. В Юртах Куларовских Вагай-ского района и соседних населенных пунктах обряды с конца 60-х годов проводил фронтовик-коммунист, бывший в войну парторгом своего подразделения Нигматчан Яхъевич Капшанов, 1919 г.р. Капшанов дошел до Берлина и после войны еще год оставался в Германии. Имел награды: Орден Отечественной войны 1 и II степени, медаль «За Победу над Германией» и т.д.

Основам религии Нигматчан Яхъевич обучался у своего отца Яхъи Мусаевича, служившего в свое время имамом мечети Юрт Куларовских. После ухода из жизни отца в 1967 г., ветеран стал исполнять обязанности муллы. Его родной брат Муса, также участник Великой Отечественной войны, получив знания от отца, был негласным муллой в Юртах Уфа Вагайского района.

В 70-е гг. ХХ в. на смену старшему поколению негласных мулл, успевшему поучиться в дореволюционных мечетях, пришло поколение воинов, чье детство и формирование пришлось на первые годы СССР.

Религиозные обряды д. Киндер Нижнетав-динского района в 70-90 годы вел Зарифзян Ниг-матзянович Ахтариев, 1907 г.р., участник войны с Японией. Ахтариев освобождал Маньчжурию, Северную Корею от Квантунской армии. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За отвагу». В самые трудные атеистические годы Зарифжан Нигмат-жан-улы Ахтариев был муллой Киндера, служил духовной, нравственной опорой села, проводил все обряды, праздничные и поминальные, был рядом с односельчанами и в горе, и в радости.

В селе Новоатьялово Ялуторовского района служил религии предков Асхат Абдулкабирович Айтбаков, 1915 г.р., участник войны с Японией, сын муллы, репрессированного и расстрелянного в 1930-е гг. В деревне Красный Яр Ярковского района - Гатаулла Салахович Мингазиев, 1903 г.р., участник боевых действий на Дальнем Востоке.

В сложные годы атеизма также негласным имамом деревни Тарханы Ярковского района служил Зариф Шакирович Рахимов, 1914 г.р., прошедший с боями пол Европы, участвовавший в последних сражениях - за Чехословакию. Ветеран был награжден орденом Славы, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».

На юге Тюменской области, начиная с 1970-х гг. до ухода из жизни, народными имамами служили:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

- В селе Ельцово Казанского района: Балах-мет Исмагзамович Анафин, 1922 г. р. Был призван в армию в 1944 г., воевал на Дальнем Востоке. С 1974 г. он был имамом для казахских семей района;

- Ишимском районе: Нургази Айчанов 1914, г.р. Имел следующие награды: орден Славы III степени, орден Славы II степени, медали «За Победу над Германией», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». Айчанов освобождал Украину, Польшу, Чехословакию, Венгрию, закончил войну в Восточной Пруссии. С 1970-х гг. он служил муллой в деревнях Савино, Троицк, Ивановка, Черемшанка и Песьяново.

В Ишимском районе также были народными имамами:

- Ташкент Алимов, 1906 г.р. Участник Сталинградской битвы. Ветеран самостоятельно освоил основы религии и до глубокой старости был имамом в деревнях Булановка, Шаблыкино, Плешково;

- Абдулла Измайлович Жемантаев, 1915 г.р., выпускник разведшколы. Служил офицером контрразведки «Смерш». Воевал в составе Юго-Западного фронта в Румынии, Австрии, Венгрии. По воспоминаниям родственников, в середине 1970-х гг. их старший двоюродный брат Саду перед уходом из жизни попросил Абдуллу Измай-ловича принять от него обязанности муллы. Фронтовик обучался религии самостоятельно по записям брата.

В 1980 г. в Тобольске, благодаря усилиям жителя города Арслангирея Арангулова, его поездке в Москву в Министерство по делам национальностей и религий СССР, была образована первая официальная мусульманская организация Тюменской области.

Примерно через год работы председатель Арслангирей-хаджи сложил полномочия и новым председателем исполнительного органа общества мусульман был избран ветеран войны Али Алимо-вич Сулиманов. Все руководство общиной вплоть до 1987 г. состояло из бывших солдат Великой Отечественной войны и участников трудармии.

Али Сулиманов родился 16 августа 1916 г. в деревне Суклем Тобольского района. Окончил 4 класса. Был призван в армию в 1938 г., прошел всю войну и вернулся домой только в 1946 г. В 1976 г. вышел на пенсию, в 1981 г. был избран председателем общества мусульман в Тобольске.

Заместителем председателя стал Мифтах Зыявитдинович Занкеев, также прошедший всю войну. Мифтах Занкеев родился 10 января 1916 г. в Юртах Епанчино. Как и Али Алимович сначала работал в колхозе, затем переехал в Тобольск.

Почти у всех фронтовиков и участников тру-дармии, составивших первую официальную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

общину мусульман Тюменской области, биография одинакова: родился в татарских Юртах Тобольской губернии, окончил начальные классы, воевал (или работал в отрядах трудовой армии), после войны работал в колхозе, затем на производстве в городе Тобольск, в конце 1970-х вышел на пенсию, в 1980 г. стал членом первой общины мусульман Тюменской области в Тобольске.

Авторитет участников войны послужил во многом возвращению мусульманам в 1988 г. исторической мечети в Тобольске. Примерно в это же время в селе Ембаево другой фронтовик, кадровый офицер Мирхат Аминов начал борьбу за возвращение исторических мечетей Ембаево.

Одним из фронтовиков, участвовавших в восстановлении Тобольской исторической мечети, был участник Сталинградской битвы Хакимчан Сагитуллович Нугманов, 1922 г.р., награжденный медалью «За отвагу». Он также принимал участие в создании мусульманской общины в селе Саба-наки Тобольского района, был муадзином и наиб-имамом Сабанакской мечети. Ныне дочь солдата Халиля Шамакова возглавляет мусульманскую организацию д. Юрты Иртышатские.

С начала 1990-х гг. мусульманские общины стали возникать во многих татарских аулах Тюменской области, и ветераны войны принимали активное участие в их создании, входили в правления мусульманских организации. В состав мутавали-ята (правления) Сабанакской мечети вошли:

- Юнусов Синатулла Абульбаисович, 1927 г.р. Участник войны с Японией. Был награжден орденом Красной звезды, медалью «За победу над Японией»;

- Муратов Камал Мачитович, подполковник в отставке, 1922 г.р. Воевал на Юго-Западном фронте, Белорусском фронтах, освобождал Берлин. Был награжден орденами Красной звезды, Боевого Красного знамени, Отечественной войны 1 и II степени, Трудового Красного знамени. Медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу на Германией», Жукова;

- Муратов Тимербай Абделгаевич, 1928 г.р. Участник войны с Японией. Имел награды: орден Отечественной войны II степени. Медали «За победу над Германией», «За победу над Японией»;

- Кульмаметьев Хутчаш Исамович, 1909 г.р. Награды: Орден Отечественной войны 1 степени, орден Красной звезды, медаль «За победу над Германией».

- Ахметов Кабир Махмутович, 1927 г.р. Участвовал в боях в Манчжурии, в Харбино-Гирин-ской наступательной операции. Освобождал Порт Артур. Был награжден медалью «За победу над Японией».

- Кульмаметьев Лутфулла Абубакирович, 1917 г.р. Воевал на Белорусских фронтах. Был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

- Аминов Абделганий Мухаметчанович, 1926 г.р. Воевал на Ленинградском фронте, был награжден Орден Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией», медалью Жукова.

Первым имамом возрожденной мусульманской общины в селе Чикча Тюменского района стал Хамза Тимергазиевич Муллачанов, 1907 г.р., участник войны, награжденный орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией» и знаками отличия за доблестный труд.

С 1982 г. по 2004 г. (до ухода из жизни) имамом села Второвагай Вагайского района служил Хисматулла Сафаргали Усманов. Он воевал на Волховском фронте, огненной дуге Сталинграда, где сражалась дивизия Рокоссовского. Был награжден орденом Отечественной войны.

Имамом мусульманской общины села Тарханы Ярковского района в 1985 г. стал Такиулла Калиев 1925 г.р., чудом оставшийся в живых при подрыве танке в ходе наступления на территории Германии. Ветеран рассказывал:

«В сорок четвертом армия перешла в контрнаступление. Я был автоматчиком в противотанковой бригаде. У нас тоже было два танка, хотя подразделение пехотное. Во время наступления на позиции немцев мы, девять автоматчиков, взобрались на один из этих танков. Везде рвутся снаряды, свистят пули. Мы едем вперед. На полном ходу танк, на котором сидели мы, наехала на противотанковую мину. Ослепительная вспышка и страшный удар. Машину разорвало на части. Мы разлетелись в разные стороны. Погиб весь экипаж, все мои друзья-автоматчики, сидевшие на танке. Только мы с лейтенантом чудом остались живы. Командир был сильно ранен. А у меня сломано правое плечо, меня контузило».

В 1990 г. в возрасте 65 лет стал муллой деревни Большой Карагай Вагайского района фронтовик Рахматулла Хасанович Батинов, бывший снайпер. В 1995 г. он организовал строительство мечети в родном селе. Спустя время совершил хадж в Мекку.

Имамом мечети в д. Якуши Тюменского района в 1990-е годы служил Нуритдин Шигапович Замалутдинов 1922 г.р., прошедший всю Великую Отечественную войну, участвовавший в битве за Ленинград, в освобождении Прибалтики, Польши, Чехословакии, в Восточно-Прусской, Германии. Вот что писало о ветеране информационное

агентство Исламньюс: «На его теле нет живого места, за четыре года войны был ранен много раз. До сих пор Нуритдин Замалутдинов хранит бумаги (среди них справки о ранениях) со своей запекшейся кровью. Документы от предыдущих ранений в грудном кармане гимнастерки однажды спасли его от верной гибели, задержав немецкую пулю на миллиметры от сердца. Последнее ранение Нуритдин абый получил на улицах Берлина 6 мая 1945 г. Очнулся в госпитале уже когда страна праздновала победу».

Огромные усилия для возвращения мусульманам мечетей села Ембаево в начале 90-х годов приложил Мирхат Аминович Аминов, 1914 г.р., боевой старшина, разведчик, участник легендарной битвы за Ленинград. Ветеран был награжден орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За освобождение Праги».

В начале строительства соборной мечети на улице Жданова в Тюмени Мирхат Аминов был председателем ревизионной комиссии мусульманской организации. В эти годы он переехал жить из Ембаево в Тюмень, и уже в городе взялся за возврат исторической мечети на бывшей улице Спасская, 9 (Ленина, 15).

После ухода из жизни фронтовика дело Мирхата Аминова продолжил другой известный ветеран - кавалер трех орденов Славы Хабибулла Якин, Почетный гражданин городов Тюмени и Ржева. Фронтовик основал мусульманскую организацию «Городская мечеть № 2», которая действует по сегодняшний день.

В деревне Нижние Тарманы Нижнетавдин-ского района имамом служил ветеран войны Шам-сутдин Султанович Чалилов, 1915 г.р., заменив на духовной стезе своего отца муллу Султан бабая. По инициативе Ш. Чалилова в 1994 году была построена мечеть, которая успешно действует и сегодня.

В деревне Яр в 1992 г., после ухода из жизни муллы Хисмат-бабая (фронтовика Гизатул-лина Хисматуллы Сибгатулловича), новым муллой стал Хамидуллин Валиулла Хабибуллович, 1914 г.р., участник Восточно-Прусской наступательной операции и войны с японцами. Ветеран был награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», медалью Жукова.

Строительство мечети в родном селе Ново-каишкуль Ярковского района организовал фронтовик Тухватулла Юмашевич Хабибуллин и с 1999 г. по 2004 г. занимал должность председателя мусульманской организации села. Хабибуллин воевал на Ленинградском фронте, был разведчиком. Освобождал от врагов Эстонию, Литву, Лат-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

вию. После окончания войны три года прослужил на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1948 г. Был награжден орденом Отечественная война II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 19411945 гг.». Ушел из жизни в июне 2012 г., увидев при жизни плоды своего труда - мечеть.

Строительство мечети в родной деревне Чебурга Тобольского района организовал ветеран Шакирзян Хисматуллович Ибрагимов. Он стал первым председателем мусульманской религиозной организации Чебурги и занимал эту должность со времени основания в общины в 2000 г. вплоть до ухода из жизни в 2006 г. Ибрагимов воевал в составе Первого Украинского фронта, участвовал в форсировании Днепра, одной из стратегических операций Великой Отечественной войны, проведённых ВС Союза ССР. Его вклад в Победу Родина оценила орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями. Шакирзян Ибрагимов ушел из жизни 22 ноября 2006 г. также увидев результаты своего труда - построенную и функционирующую мечеть.

Имамом мечети и председателем мусульманской организации села Тукуз Вагайского района до ухода из жизни в 2014 г. служил Маулет Речапович Азисов, 1926 г.р. Ветеран воевал в составе 1-го Белорусского фронта, дошел до Берлина. Дважды он был тяжело ранен. Награжден орденами Красной звезды, Слава III степени, Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За Победу над Германией», Жукова.

В населенных пунктах Омутинского, Арми-зонского и Юргинского районов обязанности муллы исполнял с 1990-х гг. фронтовик Таласпай Ахметов, 1925 г.р., дошедший до Берлина в составе Второго Белорусского фронта. Ветеран был награжден орденами Отечественной войны II степени, Ленина.

Пятнадцать мечетей в Тюменской области были построены, благодаря фронтовику Айтмуха-мету Курмановичу Юсупову, 1924 г.р., бывшему партработнику, избранному в 1991 г. председателем комиссии по возрождению народных традиций и культовых обрядов в Вагайском районе. В середине 1990-х гг. ветеран был приглашен на День Победы в Москву. Находясь в столице, А. Юсупов познакомился с руководством международного исламского благотворительного фонда. Итогом встречи стало выделение фондом денежных средств на строительство мечетей в Вагай-ском, Тобольском, Уватском и Аромашевском районах.

Таким образом, подводя итог, мы видим значительный вклад участников Великой Отечественной войны в возрождении ислама на территории

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Тюменской области. В сложные годы атеизма, пройдя самую страшную в истории человечества войну, они стали надежным звеном в цепи духовной преемственности поколений, и ушли из жизни, достойно выполнив долг защиты Родины в ее трудные минуты и передав духовное наследие предков следующему поколению мусульман.

Материал подготовлен на основе личных встреч и бесед автора с участниками Великой Отечественной войны и их близкими родственниками.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2022» (28 мая 2022 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6 / Изд. 8-е, испр. и доп. - М.: Политиздат, 1971. - С. 502-507.

[2] Валеев Ф.Т.-А. Сибирские татары. Культура и быт. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. -206 с.

[3] Гарифуллин Ф.Б. Значение ислама в духовной жизни сибирских татар // Образование и право. 2021. № 10. - С. 363-365.

[4] Гарифуллин И.Б., Ярков А.П. Ислам в Тюменском крае до революции // 30 лет кафедре религиоведения Уральского федерального университета:

Сборник научных статей / Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт социологических и политических наук, Департамент философии, Кафедра религиоведения. - Екатеринбург: Изда-тельско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2017. - С. 98-114.

[5] История ислама в Сибири // Конгресс татар Тюменской области. 30.05.2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://ktto.ru/duhovupravlenie/ istoriya-islama-v-sibiri/ (дата обращения: 29.06.2021).

[6] Сафаралеева Ю.У. Роль ислама в духовном просвещении сибирских татар // Вестник угро-ведения. 2011. № 1 (4). - С. 122-130.

[7] Хайруллина Н.Г. Процесс религиозного возрождения у татар Тюменской области // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). - С. 54-59.

[8] Шагбанова Х.С., Абукин Д.М. Мемориальная политика (политика памяти) как ресурс стратегического развития сибирских татар // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. № 9 (54). - С. 1374-1383.

Spisok literatury:

[1] Postanovlenie CK KPSS ot 7 iyulya 1954 g. «O krupnyh nedostatkah v nauchno-ateisticheskoj propagande i merah eyo uluchsheniya» // KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i ple-numov CK. T. 6 / Izd. 8-e, ispr. i dop. - M.: Politizdat, 1971. - S. 502-507.

[2] Valeev F.T.-A. Sibirskie tatary. Kul'tura i byt. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1992. - 206 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Garifullin F.B. Znachenie islama v duhovnoj zhizni sibirskih tatar // Obrazovanie i pravo. 2021. № 10. - S. 363-365.

[4] Garifullin I.B., Yarkov A.P. Islam v Tyumen-skom krae do revolyucii // 30 let kafedre religiove-deniya Ural'skogo federal'nogo universiteta:

Sbornik nauchnyh statej / Ural'skij federal'nyj universitet im. pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'cina, Institut sociologicheskih i politicheskih nauk, Departa-

ment filosofii, Kafedra religiovedeniya. - Ekaterinburg: Izdatel'sko-poligraficheskoe predpriyatie «Maks-Info», 2017. - S. 98-114.

[5] Istoriya islama v Sibiri // Kongress tatar Tyu-menskoj oblasti. 30.05.2016 [Elektronnyj resurs]. -URL: https://ktto.ru/duhovupravlenie/ istoriya-isla-ma-v-sibiri/ (data obrashcheniya: 29.06.2021).

[6] Safaraleeva Yu.U. Rol' islama v duhovnom prosveshchenii sibirskih tatar // Vestnik ugrovedeniya. 2011. № 1 (4). - S. 122-130.

[7] Hajrullina N.G. Process religioznogo voz-rozhdeniya u tatar Tyumenskoj oblasti // Vestnik CHe-lyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 19 (374). - S. 54-59.

[8] Shagbanova H.S., Abukin D.M. Memori-al'naya politika (politika pamyati) kak resurs strate-gicheskogo razvitiya sibirskih tatar // Voprosy nacion-al'nyh i federativnyh otnoshenij. 2019. № 9 (54). - S. 1374-1383.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.