Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
255
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
глобализация / интеграция / патриотическое воспитание / молодежь / культура / стандартизация / система образования.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлова А.В., Шагбанова Х.С.

В статье отмечается, что патриотическое воспитание представляет собой одну из важнейших составляющих современной системы образования в Российской Федерации, на сегодняшний день реализуемую на всех уровнях, от дошкольного образования до высшей школы. Между тем, формирование патриотических чувств, гордости за свою Родину обладает определенной спецификой на каждом из этих уровней. Задачей повышенной сложности является привлечение к патриотическим мероприятиям российской молодежи в условиях глобализации. Авторы проанализировали глобализационные эффекты в области культуры, а конкретно – патриотического воспитания молодежи, охарактеризовали положительные и отрицательные последствия данного явления на формирование патриотических настроений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

о^ ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-319-325 ОРЛОВА Анна Владимировна,

NIION: 2018-0076-7/22-862 кандидат философских наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-7-1060 заместитель заведующего кафедрой права

по научной работе, доцент Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: av.orlova@mpgu.su

ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации»,

e-mail: khabiba@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье отмечается, что патриотическое воспитание представляет собой одну из важнейших составляющих современной системы образования в Российской Федерации, на сегодняшний день реализуемую на всех уровнях, от дошкольного образования до высшей школы. Между тем, формирование патриотических чувств, гордости за свою Родину обладает определенной спецификой на каждом из этих уровней. Задачей повышенной сложности является привлечение к патриотическим мероприятиям российской молодежи в условиях глобализации. Авторы проанализировали глобализационные эффекты в области культуры, а конкретно - патриотического воспитания молодежи, охарактеризовали положительные и отрицательные последствия данного явления на формирование патриотических настроений в молодежной среде, а также высказали предложения по оптимизации этого процесса.

Ключевые слова: глобализация, интеграция, патриотическое воспитание, молодежь, культура, стандартизация, система образования.

ORLOVA Anna Vladimirovna,

Candidate of Philosophical Sciences, Deputy Head of the Department of Law for Research, Associate Professor,

Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University

SHAGBANOVA Khabiba Sadyrovna,

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

FORMATION OF PATRIOTIC FEELINGS OF YOUTH IN THE CONTEXT

OF GLOBALIZATION

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Annotation. The article notes that patriotic education is one of the most important components of the modern education system in the Russian Federation, which is currently being implemented at all levels, from preschool education to higher education. Meanwhile, the formation of patriotic feelings, pride in one's Motherland has a certain specificity at each of these levels. The task of increased complexity is to attract Russian youth to patriotic events in the context of globalization. The authors analyzed the globalization effects in the field of culture, and specifically the patriotic education of young people, characterized the positive and negative consequences of this phenomenon on the formation of patriotic sentiments among the youth, and also made suggestions for optimizing this process.

Key words: globalization, integration, patriotic education, youth, culture, standardization, education system.

Интеграционные процессы, стремительно развивающиеся в настоящее время между различными государствами, касаются всех сфер жизни современного общества [13, с. 30]. Помимо политической, экономической, социальной области, интеграция осуществляется также в культурном пространстве. Явление, получившее название глобализации, характеризуется не только процессами взаимопроникновения элементов различных культур, но также и унификацией последних, их стремлением к некоему единому, упрощенному и общепонятному стандарту.

Как следствие, влияние процессов глобализации на современное общественные институты нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, культурная интеграция ведет к обогащению национальных культур результатами цивили-зационного развития других, в ряде случаев -культур достаточно территориально отдаленных государств, с другой - к упрощению традиционных культур, уходу в прошлое их отдельных элементов, отмиранию того уклада, который был характерен для повседневной жизни предков.

Бесспорно, человеку необходимо чувствовать себя «социальным» [12, с. 186]. Первичным институтом социализации для ребенка является его семья, в кругу которой ему прививаются образцы культуры, действующие в конкретном обществе, передаются опыт и знания близких родственников, позволяющие, в итоге, стать частью социума. Если первым социумом ребенка является семья, то далее общественные связи расширяются, он начинает взаимодействовать с коллективом в дошкольном учреждении, затем - в стенах школы, и далее - в учебном заведении, осуществляющем профессиональную подготовку (ВУЗе, колледже и т.д.). На каждом из указанных образовательных этапов (в большинстве случаев - и в семье) культурное становление подрастающего поколения осуществляется за счет приобщения к заслугам земляков, формирования чувства гордости за свое Отечество. Важной составляющей этого процесса является патриотическое воспитание, роль которого в системе образования

российских школьников планируется значительно усилить в 2022-2023 учебном году [14].

Однако, если детей дошкольного и младшего школьного возраста проще приобщить к занятиям и мероприятиям, направленным на формирование чувства патриотизма, то современные подростки гораздо реже, во всяком случае - по собственной инициативе, становятся их участниками в силу различных причин. К их числу относятся не только особенности возраста, но также указанные выше глобализационные процессы, в результате которых молодежь реже интересуется историческим прошлым своей Родины, выдающимися людьми своего края, иными словами, всем тем, что позволяет гордиться своей страной. В немалой степени этому способствует интеграция культур, в ходе которой утрачивается роль традиций. Между тем, одной из таковых является уважение к исторической памяти, подвигам героев во славу своей Родины. Без понимания значимости патриотических ценностей невозможно сформировать духовно развитую, полноценную личность, а также оптимистично смотреть в будущее, так как молодежь, не имеющая культурных основ, не способна будет выступать оплотом новых общественных преобразований. В этой связи, особую актуальность приобретает вопрос относительно современного состояния патриотических настроений молодежи в условиях глобализации, а также его оптимизации с учетом тех вызовов и рисков, которые обусловлены современным этапом общественного развития.

В первую очередь, необходимо отталкиваться от того, что сама по себе глобализация в культурной сфере, частью которой является патриотическое воспитание, есть двойственное явление, обладающее как положительными, так и отрицательными сторонами. Для того, чтобы поставить положительные стороны данного явления «на службу» целям и задачам патриотического воспитания, необходимо первоначально определиться с отрицательными эффектами глобализации.

Как уже отмечалось выше, опасным с точки зрения формирования патриотических чувств

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

является «размывание» основ национальной культуры за счет проникновения внешних, на первый взгляд, вторичных по отношению к ней, элементов других культур. Молодежь, являясь сравнительно нестабильной социальной группой в плане выбора духовно-нравственных ориентиров, образцов поведения, в большей степени подвержена хаотичному, некритическому усвоению норм и ценностей иных культур, которые не только могут противоречить российским, но и негативным образом влиять на моральный облик молодежи. Между тем, обретение духовно-нравственных основ, формирование патриотических ценностей является особенно важным в кризисные периоды, выступающие перманентным явлением в жизни любого общества.

Однако, данное явление следует признать неизбежным, согласившись с изречением немецкого социолога У. Бека относительно того, что ни одному современному государству в мире не удастся полностью изолироваться от других, в силу того, что различные формы «экономического, культурного, политического взаимодействия» вынуждают страны сталкиваться друг с другом [2]. В особенности это определяется все более углубляющимися процессами информатизации и компьютеризации, в силу которых каждый человек де-факто имеет доступ к бесконечному количеству информации, непрерывно транслируемой современными СМИ - социальными сетями и Интернетом. Необходимость ориентироваться в столь значительных объемах информационного потока довольно часто может вызывать у молодежи дестабилизацию и утрату нравственных ориентиров, что усугубляется также возрастными особенностями данной социальной группы, а также широким распространением и доступностью Интернета для молодежи. По этому поводу К. Чейз-Данн отмечал, что естественным следствием глобализации является наступление эпохи информационных технологий, в рамках которой социальное пространство приобретает все новые качества [15]. В свою очередь, доступность и скорость онлайн-информации позволяет сделать локальное общезначимым, что оказывает влияние не только на сознание людей, но и на качество и характер взаимодействия между государствами. В то же время, именно Интернет-коммуникации, по мнению исследователя, могут выступать базой для формирования прочных основ гражданского общества [7, с. 141].

Помимо этого, к отрицательным моментам глобализации следует отнести снижение интереса молодежной аудитории к «родной» культуре. Подростковая потребность «быть другим», выделяться из толпы, неизменно связана со стремлением соответствовать моде, в ряде случаев -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

стать частью неформальной группы, либо субкультуры. Таким образом, успешное конструирование патриотического сознания молодежи невозможно без популяризации идеи патриотизма, роста ее привлекательности. Безусловно, в сознании определенной части молодежной аудитории идеал любви к Родине находит положительный отклик. Однако, ее процент не является доминирующим по отношению к общей массе молодежи в России. По мнению исследователей, это определяется не только процессами глобализации, но конкретно - вестернизации,отрицательным влиянием западной культуры. Естественным следствием указанного процесса является трансформация сознания отечественной молодежи, так как стремительный натиск иных культур, прежде всего - американской, приводит к насаждению культа насилия, разврата, наживы и употребления наркотиков. В силу слабой сформированности вкусов, моральных ценностей, молодежь оказывается наименее устойчивой социальной группой к воздействию западного «культурного» контента, первоначально искусственно насаждавшегося посредством телевидения, а в настоящее время - сети Интернет. Этим определяется общий кризис культуры со свойственным ему упрощением и коммерческим интересом [4, с. 68].

В результате, глобализация, понимаемая как интенсификация национальных, культурных отношений, связующий элемент различных стран и народностей [5, с. 339], становится дестабилизирующим фактором по отношению к формированию ценностей и патриотических убеждений внутри самого государства. Отрицательные эффекты данного явления тем более опасны для нестабильных социальных групп, к числу которых относится молодежь. В этой связи, глобализация способна не только не привести к культурному единообразию, но способствовать возникновению все новых различий.

Наконец, следует отметить, что глобализа-ционные процессы способны не просто оказывать отрицательное влияние на русскую национальную культуру, но и усугублять уже существующую тенденцию к отсутствию ее унификации. Это определяется тем, что Россия формировалась как многонациональная страна, для которой, в отличие от Запада, характерен коллективистский тип культуры. В свою очередь, культурные мероприятия, нацеленные на возрождение патриотических настроений в их упрощенном, унифицированном варианте, по меньшей мере, не будут иметь успеха, либо же вызовут отрицательные социальные и политические последствия. Стоит заметить, что любовь в Родине, к Отечеству, стремление связать свою судьбу с местом своего рождения и проживания предков, начина-

ется, как правило, с малого: с любви к родной земле, своему краю, местности, в которой прошли детские и юные годы, ее памятным местам, с уважения к героям, прославившим конкретный город, деревню, село и т.д. Между тем, политика по возрождению патриотизма традиционно базируется на вовлечении населения, прежде всего - молодежи, в мероприятия, направленные на сохранение исторической памяти о событиях общероссийского масштаба, значимых с точки зрения выработки культурных ценностей (Первая мировая война, Великая отечественная война, Блокада Ленинграда и т.д.). Между тем, указанные события все более отдаляются во времени от современной молодежи, в результате чего в сознании последней они ассоциируются, скорее, с исторической ретроспективой, нежели подвигом народа, достойным восхищения и уважения, чем также определяется снижение стремления молодых людей к участию в патриотических мероприятиях. С целью преодоления такого рода негативных тенденций важно осуществлять целенаправленную воспитательную работу, направленную на формирование у молодых уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, а также соблюдение прав человека [11, с. 420].

Наконец, эффекты глобализации могут иметь отрицательный вектор по причине снижения уровня грамотности, общей культуры россиян и, в первую очередь - молодежи. Стоит отметить, что культурный уровень человека на должном уровне невозможно сформировать дистанционно, исключительно основываясь на материалах традиционных СМИ и ресурсах сети Интернет. Для того, чтобы добиться высокого уровня культуры, современной молодежи необходимо посещать выставки, музеи, театральные представления и проч. для личного контакта с произведениями искусства, который, безусловно, способен оказать более глубокое воздействие. Кроме того, присутствие на культурных мероприятиях дает возможность впоследствии обсудить впечатления от увиденного.

Между тем, на сегодняшний день все меньше представителей молодежи интересуются выставками, театром, музыкальными концертами и т.д., по крайней мере, лично посещают их, ориентируясь на информацию в Интернете и социальных сетях. Тем не менее, культурная жизнь любого населенного пункта в определенной степени связана с формированием патриотических настроений. В результате, снижается степень приобщения молодежи к местному и всероссийскому культурному наследию. В свою очередь, телевидение и современные средства коммуникации на сегодняшний день утрачивают свою воспитательную роль. В конечном счете, подавляющее большин-

ство населения страны пребывает в состоянии эстетической неразвитости, не говоря уже о сфор-мированности глубоких духовных смыслов. Если в начале 2000 г., по мнению некоторых исследователей, эта цифра доходила до 90 % [1, с. 16], то на сегодняшний день снижение культурного уровня граждан, вероятно, достигло своего апогея, хотя исследователи приводят противоречивые данные в этом отношении. Тем не менее, лишь % россиян оценивает современное положение российской культуры как хорошее [9]. В свою очередь, население с низким уровнем культуры не способно эффективно усваивать знания, способствующие формированию патриотической позиции.

Наконец, негативное влияние глобализации на патриотическую работу в молодежной среде можно усмотреть, отталкиваясь от самого определения патриотического воспитания. Последнее, в свою очередь, в наиболее общем смысле представляет собой процесс взаимодействия учащихся и педагогического состава, целью которого выступает формирование патриотического сознания первых посредством усвоения новых знаний, опыта эмоционально-ценностных отношений, а также личной практики в урочной и внеурочной деятельности [8, с. 15]. Как следствие, при актуализации внимания молодежи на современных средствах связи, в силу утраты значения личностного контакта, взаимодействия, укладывающегося в схему «человек-человек», не происходит. В свою очередь, сами учащиеся, даже будучи студентами высшей школы, далеко не всегда способны грамотно организовать процесс усвоения необходимых знаний в рамках патриотического воспитания. Однако, как уже отмечалось выше, отрицательные эффекты влияния глобализации на патриотическое воспитание - лишь одна из сторон изучаемого явления. Международная интеграция в сфере культуры способна оказывать и положительное воздействие на формирование патриотических настроений в молодежной среде.

В первую очередь, использование ресурсов сети Интернет, которые, как уже отмечалось, в ряде случаев генерируют отрицательные эффекты глобализации, имеет и обратную сторону: благодаря стремительному распространению Интернет-контента, основными потребителями которого являются люди молодого возраста, достигается больший охват аудитории мероприятиями, проводимыми на патриотическую тематику, а также обеспечивается их наглядность, а, значит, привлекательность для молодежи. Кроме того, благодаря современным средствам коммуникации молодые люди способны оперативно узнавать о разного рода специальных программах, направленных на возрождение национальной культуры, действую-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

щих за рубежом, а также их отечественных аналогах, в последствие приобщаясь к последним.

Роль Интернета в патриотической работе с молодежью как одного из передовых организационных средств в настоящее время увеличивается [3, с. 10]. В свою очередь, все средства, используемые в учебных заведениях различного уровня и профиля, можно условно разделить на три большие группы, а именно: материально-технические, образовательные и организационные [10]. Если на начальных этапах обучения большую значимость имеют преимущественно материально-технические средства, такие, как, например, школьный класс, музей, памятники подвигу героев и т.д., использование и знакомство с которыми осуществляется преимущественно под руководством воспитателя или педагога, то для молодежи больший интерес представляет самостоятельное изучение исторического прошлого своей Родины, для чего ресурсы сети Интернет открывают поистине безграничные возможности.

Во-вторых, именно глобализация нередко является причиной обращения человека к местной, локальной истории. Это определяется тем, что нередко ответом на непрерывную интенсификацию социальных отношений, упрощение и стандартизацию культуры, является стремление вернуть свою самобытность, направить усилия на возрождение собственного «культурного кода». В данном случае, справедливым представляется изречение известного английского социолога Э. Гидденса о том, что национализм на местном уровне оживляется в ответ на глобализационные тенденции [6, с. 30]. В свою очередь, на локальном уровне вовлеченность молодежи в мероприятия, направленные на формирование патриотизма, может приобретать различные формы, от помощи в поддержании в надлежащем состоянии памятников культуры до участия в разного рода местных объединениях, программах федерального уровня, целью которых является возрождение патриотических настроений среди молодежи.

Кроме того, в условиях глобализации в молодежной среде начинают доминировать идеи, а также ориентиры в области образования, имеющие наднациональный характер. В частности, применительно к системе высшего образования глобализация выражается в росте значения наднациональных институтов. В свою очередь, длительность образовательного процесса позволяет студентам глубже вникать в противоречия, свойственные современному мировому сообществу. В условиях необходимости для России постоянно отстаивать национальные интересы, формирование патриотического духа в студенческой среде является значимым вкладом в будущее российского народа.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Изучение выше обозначенных эффектов глобализации, с точки зрения патриотического воспитания российской молодежи, дает основание для выработки некоторых рекомендаций, реализация которых представляется целесообразной в высшей школе. Следует отметить, что профессиональная подготовка должна быть рассчитана не только на приобретение учащимся базовых компетенций, но также на формирование широкого кругозора учащихся. Последнее должно являться результатом не только увеличения количества академических часов, отводимых на основные дисциплины, призванные сформировать определенный уровень образованности, но также факультативов, спецкурсов, содержание которых будет способствовать формированию патриотических ценностей, любви к Родине и гордости за свое Отечество. При этом внедрение подобного рода дополнительных занятий должно осуществляться независимо от осваиваемого учащимися направления профессиональной подготовки. Преподавание основ патриотического воспитания должно осуществляться последовательно, а не от случая к случаю. Именно тогда возможно будет достичь главной цели - возрождения патриотизма в молодежной среде. Длительность занятий позволит студентам не просто усвоить «прописные истины» о патриотизме, но также научиться участвовать в обсуждении, анализировать информацию, и, в конечном счете, формировать и аргументировано доказывать собственную позицию при ответе на вопрос о том, какие личности, факты и исторические события вызывают чувство гордости за свое Отечество.

Подводя итоги, следует отметить, что исследование влияния глобализации на формирование патриотических настроений российской молодежи наглядно продемонстрировало, что интеграция между странами на всех уровнях, в том числе -культурном, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Первые из них обусловлены как возрастными и психологическими особенностями молодежи, так и стремительным распространением Интернета и социальных сетей как основного способа коммуникаций в современном мире, вторые - особенностями новых СМИ, возможностью поставить их «на службу» делу патриотического воспитания, а также «обратными эффектами» глобализации, выражающимися в подъеме патриотизма на локальном уровне.

Представляется, что высказанные рекомендации будут полезны с точки зрения организации учебного процесса в высшей школе, позволят снизить отрицательные последствия интеграции в сфере культуры и оптимизировать патриотическое воспитание молодежи.

Список литературы:

[1] Андрюхина Л.М., Огоновская И.С. Правовая культура в системе ценностей современного образования // Право и мораль: тез. докл. и сообщений науч.-практ. конф. (23 апр. 2002 г.). - Екатеринбург: Ин-т развития регионального образования, 2003. - С. 16.

[2] Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника. - М.: Прогресс-традиция, 2001. - 303 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://platona.net/load/knigi_po_ filosofii/politologija/bek_u_chto_takoe_ globalizacija/21-1-0-2528 (дата обращения: 02.07.2022).

[3] Васенина И.В., Прончев Г.Б. Виртуальные социальные среды как инструмент мотивации молодежи к общественно-политической деятельности // Социодинамика. 2018. № 4. - С. 1-11. [Электронный ресурс]. - URL: https://e-notabene. ru/pr/article_25972.html (дата обращения: 02.07.2022).

[4] Великая Н.М., Тартыгашева Г.В. Кризис культуры в современной России: экспертное мнение и оценки населения // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. № 3. - С. 64-75.

[5] Гамидова Н.В. Глобализация и менталитет молодежи // Общество и право. 2016. № 2 (56). - С. 337-341.

[6] Гидденс Э. Ускользающий мир = Runaway world: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. М.Л. Коробочкина. - М.: Весь мир, 2004. -116 с.

[7] Глобализация и социальные институты = Globalization and social institutions: социологический подход: монография / Абрамов Р.Н. и др.; Российская акад. наук, Ин-т социологии. - М.: Наука, 2010. - 334 с.

[8] Елкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 1 (99). - С. 14-16.

[9] Культурная жизнь россиян: динамика основных показателей // ВЦИОМ Новости. 29.11.2018. [Электронный ресурс]. - URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ kulturnaya-zhizn-rossiyan-dinamika-osnovnykh-pokazatelej (дата обращения: 02.07.2022).

[10] Маркова Т.М., Лашина Ю.В., Нитченко В.С. Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения в условиях современной глобализации // Молодой ученый. 2018. № 12 (198). - С. 163-165. [Электронный ресурс]. - URL: https://

moluch.ru/archive/198/48886/ (дата обращения: 02.07.2022).

[11] Орлова А.В., Шагбанова Х.С. Молодежная политика как важнейший ресурс формирования гражданского общества в современной России // Образование и право. 2022. № 6. - С. 418424.

[12] Сушко В.А., Прончев Г.Б. Сетевое поколение растет или взросление в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2021. Т. 27. № 1. - С. 173-187.

[13] Рыжов В.Б. Диалектика глобализации и регионализации в правовом пространстве государств и международных организаций // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2020. № 1. - С. 29-44. [Электронный ресурс]. -URL: https://e-notabene.ru/pmpmo/article_30979. html (дата обращения: 02.07.2022).

[14] Федеральный проект «Патриотическое воспитание» // Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 02.07.2022).

[15] Chase-Dunn C. Globalization: a world-systems perspective. - J. of worldsystems research.

- Binghamton (N.Y.), 1999. Vol. 2. - P. 187-215.

Spisok literatury:

[1] Andryuhina L.M., Ogonovskaya I.S. Pravo-vaya kul'tura v sisteme cennostej sovremennogo obrazovaniya // Pravo i moral': tez. dokl. i soobsh-chenij nauch.-prakt. konf. (23 apr. 2002 g.). - Ekaterinburg: In-t razvitiya regional'nogo obrazovaniya, 2003. - S. 16.

[2] Bek U. Chto takoe globalizaciya? Oshibki globalizma - otvety na globalizaciyu / Per. s nem. A. Grigor'eva i V. Sedel'nika. - M.: Progress-tradiciya, 2001. - 303 s. [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// platona.net/load/knigi_po_filosofii/politologija/bek_u_ chto_takoe_globalizacija/21-1-0-2528 (data obrash-cheniya: 02.07.2022).

[3] Vasenina I.V., Pronchev G.B. Virtual'nye social'nye sredy kak instrument motivacii molodezhi k obshchestvenno-politicheskoj deyatel'nosti // Sociodi-namika. 2018. № 4. - S. 1-11. [Elektronnyj resurs].

- URL: https://e-notabene.ru/pr/article_25972.html (data obrashcheniya: 02.07.2022).

[4] Velikaya N.M., Tartygasheva G.V. Krizis kul'tury v sovremennoj Rossii: ekspertnoe mnenie i ocenki naseleniya // Vestnik RGGU. Seriya «Filo-sofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie». 2020. № 3.

- S. 64-75.

[5] Gamidova N.V. Globalizaciya i mentalitet molodezhi // Obshchestvo i pravo. 2016. № 2 (56). -S. 337-341.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

[6] Giddens E. Uskol'zayushchij mir = Runaway world: kak globalizaciya menyaet nashu zhizn' / Per. s angl. M.L. Korobochkina. - M.: Ves' mir, 2004. -116 s.

[7] Globalizaciya i social'nye instituty = Globalization and social institutions: sociologicheskij pod-hod: monografiya / Abramov R.N. i dr.; Rossijskaya akad. nauk, In-t sociologii. - M.: Nauka, 2010. -334 s.

[8] Elkin S.M., Kosova A.A. O soderzhanii pon-yatij «Patriotizm» i «Patrioticheskoe vospitanie» // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universi-teta im. Yaroslava Mudrogo. 2017. № 1 (99). - S. 14-16.

[9] Kul'turnaya zhizn' rossiyan: dinamika osnovnyh pokazatelej // VCIOM Novosti. 29.11.2018. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://wciom.ru/analyti-cal-revi ews/analiticheskii-obzor/kultur-naya-zhizn-rossiyan-dinamika-osnovnykh-pokazate-lej (data obrashcheniya: 02.07.2022).

[10] Markova T.M., Lashina Yu.V., Nitchenko V.S. Vospitanie chuvstva patriotizma u podrastayush-chego pokoleniya v usloviyah sovremennoj glo-balizacii // Molodoj uchenyj. 2018. № 12 (198). - S. 163-165. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://moluch.

ru/archive/198/48886/ (data obrashcheniya: 02.07.2022).

[11] Orlova A.V., Shagbanova H.S. Molo-dezhnaya politika kak vazhnejshij resurs formirovaniya grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i pravo. 2022. № 6. - S. 418-424.

[12] Sushko V.A., Pronchev G.B. Setevoe poko-lenie rastet ili vzroslenie v social'nyh setyah // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sociologiya i politologiya. 2021. T. 27. № 1. - S. 173-187.

[13] Ryzhov V.B. Dialektika globalizacii i region-alizacii v pravovom prostranstve gosudarstv i mezh-dunarodnyh organizacij // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations. 2020. № 1. - S. 29-44. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://e-notabene.ru/ pmpmo/article_30979.html (data obrashcheniya: 02.07.2022).

[14] Federal'nyj proekt «Patrioticheskoe vospitanie» // Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - URL: https://edu.gov. ru/national-project/projects/patriot/ (data obrash-cheniya: 02.07.2022).

[15] Chase-Dunn C. Globalization: a world-systems perspective. - J. of worldsystems research. -Binghamton (N.Y.), 1999. Vol. 2. - P. 187-215.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.