DOI: 10.22394/2304-3385-2021-4-41-48 ВАК: 22.00.06
КУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ: АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
АННОТАЦИЯ:
Статья посвящена изучению роли культурных механизмов в формировании патриотических ценностей молодежи. На основе данных традиционного анализа документов муниципальных программ патриотического воспитания городов Кургана и Екатеринбурга проводится анализ направленности, целей, задач и ожидаемых итогов реализации. Делается вывод о зависимости процессов целенаправленной патриоти-зации молодежи на местном уровне от многообразия культурных механизмов, формирующих патриотические ценности, степени свободы от государственного патриотизма, развития групповой солидарности местных сообществ.
При рассмотрении вопросов формирования патриотических ценностей дается понятийный анализ культурного механизма. Последний понимается как организованное взаимодействие элементов культуры, благодаря которому обеспечивается социокультурное функционирование и развитие. Цель культурного механизма - воспроизводство элементов культуры через сохранение ее носителей (социальных групп).
Патриотизм, как проявление общественного сознания, представляет собой социокультурную ценность. Культурные механизмы, формирующие патриотические ценности молодежи, направлены на институционализацию нормативно-ценностной системы патриотизма и призваны выработать групповую солидарность. Социологический анализ культурного механизма в данном случае включает выявление явных и латентных функций патриотических ценностей в обществе.
В статье делается попытка рассмотреть патриотическое воспитание как культурный механизм формирования патриотических ценностей молодежи. Вместе с тем предполагается, что только многообразие и динамичность культурных механизмов формирования патриотических ценностей молодежи может обеспечить устойчивость последних, реализовать интересы муниципальных образований наряду с интересами государства.
опулярной темой последних десятилетий в отечественной науке является формирование патриотичности российских граждан, равно как и российской идентичности. Предлагаются различные подходы к уточнению границ патриотизма граждан России, выявлению особенностей различных этнических, профессиональных, возрастных групп; кроме того предлагаются результаты глубоких эмпирических исследований, а также мониторин-гов общественного мнения.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Горбунов Алексей Владимирович
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19) и alex-glass@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
культурный механизм, механизм культуры,патриотизм,патриотиза-ция, система ценностей, патриотические ценности.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Горбунов А.В. Культурные механизмы формирования патриотических ценностей: анализ муниципальных программ // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 4. С. 41-48.
Дилеммы регулирования патриотизма
Уточнение границ феномена патриотизма и патриотичности российских граждан - отдельное глобальное направление отечественной науки, которое затрагивает различные области знаний. Со стороны государственных и муниципальных органов власти формируется запрос на получение актуальных данных о его природе, характере протекающих внутри него процессов, факторах, оказыва-
ющих влияние на его функционирование. Данный запрос имеет различный предмет анализа, поскольку и интересы государственных и муниципальных структур в области патриотических явлений существенно различаются и могут находиться в состоянии конкуренции.
В отношении молодежи на федеральном уровне процесс «патриотизации» пошел по пути институционализации [1], завершившись получением официального правового статуса в июле 2020 г. с внесением изме-
Устойчивость патриотическим ценностям дает лишь одно -культурное многообразие
нений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В п. 2 ст. 2 этого закона воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самореализации и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [2]. Важным этапом данного процесса также стало образование официальных федеральных объединений: общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в 2015 г. и всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮН-АРМИЯ» в 2016 г.
Важным аспектом реализации положений федерального закона в отношении патриотического воспитания граждан в социокультурном контексте российских регионов и конкретных муниципальных образований стала вариативность содержания соответствующих программ, которая позволяет оценить различия местных сообществ в понимании феномена патриотизма и в задачах патри-отизации их молодежи.
Итак, актуальность дискурса о патриотизме в настоящее время зафиксирована и в научной сфере, и в сферах государственного и муниципального регулирования.
Роль культурных механизмов в формировании патриотизма
Термин «патриотизм» широко используется в обыденной и официальной коммуникации [3], поэтому многие авторы стремятся конкретизировать его содержание через различные субъектные признаки: «гражданский», «государственный»1, «национальный» или «патриотическая идентичность» и пр. Объединяет все подходы то, что патриотизм трактуется как сложная нормативно-ценностная система с признаками самоидентификации и групповой солидарности через общность истории и (или) территориальной принадлежности. То есть патриотизм как проявление общественного сознания представляет собой некую социокультурную ценность.
Необходимо обозначить, что как и в случае с «ценностью» и «ценностной ориентацией», понятия «патриотические ценности» и «патриотические ценностные ориентации» не идентичны. Патриотические ценности, в отличие от ценностных ориентаций, - это реально действующие имманентные образования, выступающие регуляторами поведения индивидов вне зависимости от их отражения в сознании [4].
Патриотические ценности формируются как культурные артефакты, имеющие соответствующее объективное и символическое содержание [5], а также как паттерны поведения ин-
1 Далее для обозначения уровня анализа (макроуровня) в статье будет использоваться термин «государственный патриотизм», без попытки анализа его глубинного содержания и выделения в качестве приоритетного по отношению к другим конкурирующим терминам.
дивидов в ситуациях, символически отраженных в общественном сознании в качестве значимого опыта социальной группы. Соответственно, патриотические ценности различных социальных групп будут различаться. Социокультурная динамика и межкультурное взаимодействие унифицируют многие культурные ценности, но не способны сделать системы патриотических ценностей идентичными в различных социальных группах. Ярким примером данного тезиса может служить практика оскорбления национальных и (или) религиозных чувств представителей различных государственных, конфессиональных или национальных общностей при уничтожении или осквернении культурных артефактов (национальных флагов, объектов религиозного культа, героической символики). В каждом случае, несмотря на схожесть многих элементов, системы патриотических ценностей различных социальных групп остаются различными, в том числе из-за вариативности их исходного значения для общей системы ценностей данной социальной группы.
Приведенный пример ярко отражает патриотические феномены на макроуровне - уровне государственного патриотизма - и значительно менее актуален для уровня муниципальных образований в рамках российской действительности, поскольку противостояния городов, в том смысле, как это было характерно для исторической традиции, например, городов Европы, не имеют мейнстрим-ного характера.
Таким образом, возвращаясь к тезису о социокультурном
контексте вариативности программ патриотического воспитания граждан на местном уровне, мы обнаруживаем существенные различия в понимании феномена патриотизма и в вытекающих из этого понимания задачах, которые ставит перед собой местный истеблишмент при реализации единой, казалось бы, цели по патриоти-зации российского населения.
Нельзя не упомянуть, что в сознании российских граждан «патриотизм» как лексическая единица достаточно однороден. По данным эмпирических исследований, полученных авторитетными структурами по мониторингу общественного мнения, толкование патриотизма имеет аффективную природу и устойчиво ассоциируется с понятием «любовь к Родине». Так, по данным опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2020 г. при выборке из 2 003 человек, 67 % опрошенных на вопрос «Что значит «быть патриотом»?» ответили «любить свою страну», 26% - «работать/ действовать во благо/для процветания страны» [6]. С ними коррелируют данные, полученные
54ь I
Всероссийским центром общественного мнения, который в феврале 2020 г. опросил 1 600 россиян методом телефонного интервью: 85% опрошенных отметили, что «человек, не испытывающий любви к Родине, не может быть патриотом» [7].
Очевидно, что в этом смысле аффективная сторона патрио-тиотичности российских граждан при однородности ответов респондентов не может иметь существенных вариаций социокультурного контекста традиций патриотизма, с одной стороны, направлений патриотиза-ции граждан, с другой.
О социокультурном контексте мы должны говорить, рассматривая прочие структурные элементы патриотичности.
Представляется, что культура создает и поддерживает некоторые ценностные системы, к которым мы можем отнести и «патриотизм». В онтологическом смысле эти ценностные системы призваны обеспечить функционирование самой культуры. В этом случае термин «механизм культуры» (объективация, отчуждение, интеграция, трансляция, пролепсис и др.) отличается от «культурного механизма». Последний в данной
статье понимается как организованное взаимодействие элементов культуры, благодаря которому обеспечивается социокультурное функционирование и развитие. Культурный механизм задает правила и границы, направленные на воспроизводство элементов культуры через сохранение ее носителей, т. е. обеспечивает в узком смысле, воспроизводство социальной группы, а не культуры.
В целях реализации конкретных положений закона «Об образовании» в России реализуется Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на 2021-2024 гг., в котором конкретизируется понятие патриотического воспитания как воспитания патриотической личности, характеризующегося развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается. Патриотизм как благоприобретенное качество, является предметом передачи - темой воспитания [8].
Культурные механизмы формирования патриотических ценностей в качестве объекта социологического анализа выступают как способ воспроизводства социальной группы посредством институционализации нормативно-ценностной системы патриотизма. Задача культурных механизмов формирования патриотических ценностей - помочь обеспечить самоидентификацию индивидов и выработать групповую солидарность, обеспечив общность целей в развитии социальной группы. Кроме того, социологический анализ данного объекта будет включать выявление латентных функций патриотических ценностей в обществе (например, влияние на
Сравнительная характеристика
муниципальных программ по патриотическому воспитанию в Кургане и Екатеринбурге
Название:
Патриотическое воспитание граждан и подготовка допризывной молодежи города Кургана к военной службе (утв. пост. адм. г. Кургана от 10.11.2020 №6840 [12]).
Реализация молодежной политики и патриотическое воспитание граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2021-2025 годы (утв. пост. адм. г. Екатеринбурга от 26.10.2020 № 2168 [13]).
Цели:
Создание условий для эффективного развития системы патриотического воспитания граждан, проживающих на территории города Кургана, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности, укрепления чувства сопричастности граждан города Кургана к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений, воспитания гражданина, уважающего память защитников Отечества и подвиги Героев Отечества, закон и правопорядок, человека труда и старшее поколение, имеющего активную жизненную позицию.
Создание условий для успешного развития потенциала молодежи и ее эффективной самореализации, развитие системы гра-жданско-патриотического воспитания горожан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития муниципального образования «город Екатеринбург».
Задачи:
1) совершенствование процесса патриотического воспитания граждан города Кургана, формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважительного отношения к старшему поколению, к исторической памяти и традициям народа России;
2) обеспечение подготовки допризывной молодежи города Кургана к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
3) обеспечение условий для развития добровольческого (волонтерского) движения и деятельности общественных объединений патриотической направленности.
1) реализация проектов по приоритетным направлениям работы с молодежью;
2) реализация проектов и мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции, толерантного сознания, семейных ценностей, национально-государственной идентичности и на профилактику экстремизма;
3) развитие сети и обеспечение деятельности муниципальных учреждений, реализующих молодежную политику;
4) развитие системы повышения компетенций специалистов муниципальных учреждений, реализующих молодежную политику, в вопросах молодежной политики и патриотического воспитания;
5) поддержка и развитие позитивного информационного пространства для молодежи.
Финансирование:
1,1 млн руб. из бюджета муниципального образования.
2 879,0 млн руб., из которых 99,95% - средства бюджета муниципального образования, 0,05% - средства бюджета Свердловской области.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы обеспечит совершенствование нормативного и организационно-методического сопровождения патриотического воспитания, формирование у граждан города Кургана чувства патриотизма, увеличение числа граждан, в том числе молодежи, вовлеченных в мероприятия по патриотическому воспитанию, увеличение числа граждан, направляемых на службу в вооруженные силы РФ, увеличение численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений патриотической направленности и др.
Реализация программы обеспечит увеличение количества участников проектов и мероприятий в сфере молодежной политики и гражданско-патриотического воспитания, в том числе в качестве организаторов мероприятий, увеличение охвата подростков и молодежи деятельностью общественных объединений, волонтерских сообществ, трудовой занятостью, предпринимательской деятельностью, повышение информационной доступности по вопросам реализации молодежной политики и патриотического воспитания, повышение квалификации специалистов и совершенствование материально-технической базы муниципальных учреждений, реализующих молодежную политику и т. д.
демографические процессы, экономическое и политическое поведение индивидов, развитие духовной сферы) и девиантные проявления, энтропийный потенциал сформировавшейся нормативно-правовой системы.
Сравнительный анализ муниципальных программ
точки зрения тезиса о значимости культурных механизмов формирования патриотических ценностей был проведен сравнительный анализ муниципальных программ патриотического воспитания городов Кургана и Екатеринбурга (методом анализа документов).
Два города достаточно сильно различаются между собой. При том, что Курган и Екатеринбург расположены друг от друга на расстоянии всего 332 километра и расположены на территории Уральского федерального округа, жители традиционно относят себя к разным географическим территориальным группам. Курганцы называют себя зауральцами, а екате-ринбуржцы - уральцами. Достаточно существенно различаются демографические показа-2
тели городов и их экономический потенциал3. Города Курган и Екатеринбург - столицы субъектов Российской Федерации, но Курган традиционно относится к провинции, тогда как Екатеринбург является центром
2 По данным официальной статистики, население Кургана на 1 января 2021 г. составляло 309,3 тыс. чел., в возрасте до 18 лет - 66,2 тыс. (21,4%), старше 60 лет - 75,9 тыс. (24,5%). Население
Екатеринбурга составляло 1 527,5 тыс., в возрасте до 18 лет - 319 тыс. (20,8%), старше 60 лет - 308,5 тыс. (20,2%). Для обоих городов характерна естественная убыль населения, правда, в Кургане она более внушительная - 6,7%о, в Екатеринбурге - 1,9%. Для Кургана характерен миграционный отток, который в 2020 г. составил 944 чел., для Екатеринбурга миграционный прирост в 2020 г. составил 4 336 человек. В национальном составе обоих муниципальных образований преобладают русские, большие диаспоры татар, украинцев, башкир, в Кургане - также и казахов из-за того, что Курганская область соседствует с Республикой Казахстан [9].
В щютивовес куиганцам, Екатеиинбуиг пиеломляет тему патииотического воспитания чеиез пиизму собственных интеиесов
федерального округа и имеет статус «столицы Урала».
Проведём детальное сравнение программ по патриотичн-скому воспитанию в обоих муниципалитетах.
Программы утверждены почти одновременно, принимались в одинаковом общественно-политическом пространстве российского социума. Обе программы выделяют в отдельную тему молодежь как объект воздействия, вместе с тем кардинально различается декларируемая направленность работы с молодежью по границе противопоставления «военный - гражданский».
Конечно, необходимо отметить и влияние властей субъектов Российской Федерации, в которых «живут» анализируемые муниципальные образования. Так, в Курганской области действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан, допризывная подготовка молодежи и развитие добровольчества (волонтер-ства)», утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 08.04.2021 № 80 со сроком реализации до 2026 г. В Свердловской области действует государственная программа «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2017 № 1047-ПП. Кроме того, в 2019 г. утверждена Стратегия молодежной политики и патриотического вос-
5 Бюджет Кургана на 2021 г. запланирован в объеме: доходы - 6,5 млрд. руб., из которых 3,9 млрд. (60%) - поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, расходы - 6,7 млрд. Планируемые доходы и расходы на 2022 г. - по 6,6 млрд., на 2023 гг. - по 6,5 млрд. [9].
Бюджет Екатеринбурга на 2021 г. запланирован в объеме: доходы - 47,2 млрд. руб., из которых 23,8 млрд. (50,4%) -объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета, расходы - 48,8 млрд. Планируемые доходы и расходы на 2022 г. - 44,7 и 46,4 млрд., на 2023 г. -41,3 и 42,8 млрд. [11].
питания граждан в Свердловской области на период до 2035 г.
Цель, сформулированная курганским истеблишментом, дается в терминах, характерных для государственного патриотизма и прямо отсылает нас к федеральному законодательству [1], цитируя положения федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании». Тем самым, фиксируется отсутствие субъектности местного сообщества, отсутствие декларации о наличии его собственных интересов.
В противовес курганцам, программу патриотического воспитания граждан Екатеринбург преломляет через призму собственных интересов, и, более того, выводит ее на главную роль.
Маркерной в Программах является и терминология об объекте воздействия и конечной цели реализации интересов по границам противопоставления «гражданин - горожанин», «страна - город».
По сути, Курган не декларирует интересы местного сообщества, а Екатеринбург именно в конкретизации указанных задач переходит от муниципального уровня на макроуровень, обращаясь не только к общероссийским, но и общечеловеческим ценностям.
В программе Курганского муниципалитета характеристика проблемы отсутствует, заменена информацией о проведенных ранее мероприятиях, а также увязывается с изменениями положений федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании» в части введения законодателями термина «воспитание».
В Екатеринбурге наряду с положительной оценкой проведенных в прошлые годы мероприятий отмечается потребность в консолидации деятельности общественных организаций, реализующих системные долгосрочные проекты в сфере воспитания патриотизма, гражданственности и ответственного горожанства, межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений в сфере допризывной подготовки и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, модернизации методов и форм работы с молодыми семьями.
Кроме того, отмечается ухудшение состояния здоровья, несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям общества, недостаточная численность патриотично настроенной молодежи, а также молодежи со сформированным чувством уважения к культурному и историческому прошлому России, традициям ее народов.
Вероятно, главным противопоставлением двух программ является осознание проблем местным сообществом. Не пытаясь дать оценку репрезентативности обозначенных или не обозначенных проблем, мы констатируем разный уровень субъ-ектности (осознания себя как социума, отделенного от других социокультурных общностей), заложенного потенциала реализации, разного уровня самоанализа и, как следствие, структу-
Власть считает, что формирование комфортной городской среды - задача каждого жителя. Патриотические слоганы входят в моду среди молодёжи.
рирования проблемного поля, в том числе по субъектам (молодежь, не молодежь, общественные организации, органы власти, специалисты муниципальных учреждений). В программе Екатеринбурга вновь разделяется уровень патриотизации в виде «гражданственности» и «ответственного горожанства», хотя в данном случае два термина не противоборствуют, а консолидируются.
Сравнение финансирования программ патриотического воспитания двух городов является некорректным, поскольку их задачи не совпадают. Однако можно отметить нематериальные дивиденды в виде потенциального имиджа города. На мероприятия, так или иначе связанные с «патриотизацией», или декларируемые, как таковые, в 2021-2023 гг. Курган потратит 0,005 % запланированных доходов, в то время как Екатеринбург - 2,1 %. Конвертирование информационных ресурсов па-триотизации в экономические или политические выгоды -тема отдельного изучения, однако предполагаем, что она реальна и измерима.
Каждая из программ планирует достичь определенных целей, выраженных в качествен-
ных и количественных показателях, которые в данном случае оставлены за рамками и с которыми более подробно можно ознакомиться в официальных документах. Ожидаемые результаты привязаны к обозначенным целям и задачам и воспроизводят их логику. Повторимся: для Кургана характерно обращение к государственному патриотизму, реализуются его интересы, интересы местного сообщества не выделены.
Екатеринбург в то же время планирует получить собственную выгоду, реализуя «местный» патриотизм, который был обозначен в муниципальной программе, в том числе, как «ответственное горожанство».
Запрос на многообразие культурных механизмов
ормативно-ценностные системы «местного» патриотизма позволяют запустить процессы положительной самоидентификации человека, если в местном сообществе действуют многообразные культурные механизмы, преодолевающие силу культурных механизмов, действующих на государственном уровне. Групповая солидарность местных сообществ должна в таком случае
получить определенную социокультурную ценность в глазах членов местного сообщества.
При этом патриотичность членов конкретного местного сообщества в отличие от государственного патриотизма не может существовать только как аффективная категория «любви к малой родине (зоне комфорта, территории с высоким показателем качества жизни и т. п.)».
Это конкурирующая величина, поскольку и другие местные сообщества могут предложить свою привлекательную концепцию малой родины, зоны комфорта и т. д. При этом переезд человека из одного российского города в другой практически не воспринимается в массовом сознании как непатриотичность, «маленькое» предательство к сообществу (в сравнении с переездом в другую страну). Переезд из города в другой город, вероятно, может породить эффект «множественного», «переменного», «маятникового», «ностальгического» патриотизма и множество других его феноменов. Культурные механизмы формирования патриотических ценностей поэтому более динамичны, чем сами патриотические ценности.
Таким образом, патриотическое воспитание как культурный механизм формирования патриотических ценностей, в первую очередь молодежи, сегодня признан и используется на государственном и муниципальном уровнях. Другие культурные механизмы пока не получили соответствующей оценки и нуждаются в осмыслении. Их многообразие наталкивает на вывод о том, что повышение положительного влияния работающих культурных механизмов, а также привлечение и создание новых могут более эффективно формировать патриотические ценности различных групп населения, обеспечивать устойчивость этих социальных групп. ■
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
[1] Коровникова Н.А. (2018). Патриотизация как условие инновационного развития // Россия: тенденции и перспективы развития. № 13-1. С. 170-172. URL: https://cyberieninka.ru/articie/ n/patriotizatsiya-kak-usiovie-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения: 07.11.2021).
[2] Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) // Консуль-тантПлюс. URL: http://www.consuitant.ru/ (дата обращения: 07.11.2021).
[3] Санина А.Г. Формирование российской идентичности: граж-данско-государственный подход. URL: https://ecsocman.hse.ru/ data/2013/04/04/1251448439/Sanina.pdf (дата обращения: 07.11.2021).
[4] Леонтьев Д.А. (1996). Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. № 4. С. 15-26.
[5] Коул М. Культурные механизмы развития. URL: https:// www.psychoiogy-oniine.net/articies/doc-1126.htmi (дата обращения: 07.11.2021).
[6] Патриотизм: эмоции или действие? // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/news/science/446471871.htmi (дата обращения: 07.11.2021).
[7] Россияне объяснили, как они понимают патриотизм // ВЦИОМ. Новости. URL: https://wciom.ru/anaiyticai-reviews/ anaiiticheskii-obzor/rossiyane-obyasniii-kak-oni-ponimayut-patriotizm (дата обращения: 07.11.2021).
[8] О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015
№ 1493. URL: http://static.government.ru/media/fiies/8qqYUw wzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 07.11.2021).
[9] Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований // Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. URL: https://sverdi.gks.ru/ main_indicators (дата обращения: 07.11.2021).
[10] О бюджете города Кургана на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов: Решение Курганской городской Думы от 28.12.2020 № 195. URL: https://www.kurgan-city.ru/newcierk/-1/225702/ (дата обращения: 07.11.2021).
[11] О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов : Решение Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва от 22.12.2020 № 37/45 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/571053795 (дата обращения: 07.11.2021).
[12] Об утверждении муниципальной программы «Патриотическое воспитание граждан и подготовка допризывной молодежи города Кургана к военной службе»: Постановление Администрации города Кургана от 10.11.2020 № 6840 // Муниципальное образование город Курган. URL: https://www.kurgan-city.ru/newcierk/6319/224669/ (дата обращения: 07.11.2021).
[13] Об утверждении муниципальной программы «Реализация молодежной политики и патриотическое воспитание граждан в муниципальном образовании „город Екатеринбург" на 20212025 годы» : Постановление Администрации города Екатеринбурга от 26.10.2020 № 2168 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/570970379 (дата обращения: 07.11.2021).
CULTURAL MECHANISMS
OF THE PATRIOTIC VALUES FORMATION:
MUNICIPAL PROGRAMS ANALYSIS
ABSTRACT:
The article is devoted to examining the role of cultural mechanisms in the formation of patriotic values of the youth. Based on the data of the traditional analysis of documents of municipal programs of patriotic education in the cities of Kurgan and Ekaterinburg, the direction, goals, objectives and the expected implementation results are analyzed. The conclusion is made about the dependence of the processes of purposeful patriotization of the youth at the local level on the variety of cultural mechanisms forming patriotic values, on the degree of freedom from national patriotism, the development of group solidarity of local communities.
Considering the patriotic values formation, a conceptual analysis of the cultural mechanism is provided, which is understood as organized interaction of cultural elements, due to which socio-cul-
AUTHORS' INFORMATION: Aleksey V. Gorbunov
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
(19, Mira St., Ekaterinburg, 620002, Russia) s alex-glass@yandex.ru
KEYWORDS:
cultural mechanism, mechanism of culture, patriotism, patriotization, system of values, patriotic values.
tural functioning and development is ensured. The purpose of cultural mechanism is the reproduction of elements of culture through the preservation of its bearers (social groups).
Patriotism, as a manifestation of public consciousness, is a socio-cultural value. The cultural mechanisms, forming the patriotic values of the youth, are focused on the normative-value patriotism system institutionalizing and called on to develop group solidarity. The sociological analysis of cultural mechanism in this case includes revealing of explicit and latent functions of patriotic values in society.
The article attempts to consider patriotic education as a cultural mechanism of the formation of patriotic values of the youth. At the same time, it is assumed that only the diversity and dynamism of cultural mechanisms for the formation of patriotic values of the youth can provide for the stability of the latter, to realize the municipal interests along with the national ones.
REFERENCES:
FOR CITATION:
Gorbunov A.V. (2021). Cultural mechanisms of the patriotic values formation: municipal programs analysis, Municipality: Economics and Management, no. 4, pp. 41-48.
[1] Korovnikova N.A. (2018). Patriotization as a condition of innovative development, Russia: trends and development prospects, no. 13-1, pp. 170-172. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ patriotizatsiya-kak-uslovie-innovatsionnogo-razvitiya (accessed 07.11.2021).
[2] On education in the Russian Federation. Federal Law no. 273-FZ dated 29.12.2012 (rev. from 02.07.2021). ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 07.11.2021).
[3] Sanina A.G. Formation of Russian identity: civil-state approach. URL: https://ecsocman.hse.ru/data/2013/04/04/1251448439/ Sanina.pdf (accessed 07.11.2021).
[4] Leontiev D.A. (1996). Value as an interdisciplinary concept: the experience of multidimensional reconstruction, Questions of philosophy no. 4, pp. 15-26.
[5] Cole M. Cultural mechanisms of development. URL: https:// www.psychology-online.net/articles/doc-1126.html (accessed 07.11.2021).
[6] Patriotism: emotions or action? National Research University Higher School of Economics. URL: https://www.hse.ru/news/ science/446471871.html (accessed 07.11.2021).
[7] Russians explained how they understand patriotism. VTslOM. News. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-obyasnili-kak-oni-ponimayut-patriotizm (accessed 07.11.2021).
[8] On the State Program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020". Decree of the Government of the Russian Federation no. 1493 dated 30.12.2015. URL: http:// static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx
2dE4q0ws.pdf (accessed 07.11.2021).
[9] The main indicators of the socio-economic situation of municipalities. Office of the Federal State Statistics Service in the Sverdlovsk Region and the Kurgan region. URL: https:// sverdl.gks.ru/main_indicators (accessed 07.11.2021).
[10] On the budget of the city of Kurgan for 2021 and the planning period of 2022 and 2023. Decision of the Kurgan City Duma no. 195 dated 28.12.2020. URL: https://www.kurgan-city.ru/newclerk/ -1/225702/ (accessed 07.11.2021).
[11] On the budget of the municipality "city of Ekaterinburg" for 2021 and the planning period of 2022 and 2023. Decision of the Ekaterinburg City Duma of the seventh convocation no. 37/45 dated 22.12.2020. Electronic Fund of legal, and regulatory, and technical documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/571053795 (accessed 07.11.2021).
[12] On the approval of the municipal program "Patriotic education of citizens and the preparation of the pre-examination youth of the city of Kurgan to military service". Resolution of the administration of the city of Kurgan no. 6840 dated 10.11.2020. Municipal formation of the city of Kurgan. URL: https://www.kurgan-city.ru/newclerk/6319/224669/ (accessed 07.11.2021).
[13] On approval of the municipal program "Realization of youth policy and patriotic education of citizens in the municipality 'City of Ekaterinburg' for 2021-2025". Decree of the administration of the city of Ekaterinburg no. 2168 dated 26.10.2020. Electronic fund of legal, and regulatory, and technical documents. URL: https:// docs.cntd.ru/document/570970379 (accessed 07.11.2021).