Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ТЕОРИЯ / ОПЫТ / ИДЕОЛОГИЯ / PATRIOTISM / EDUCATION / THEORY / EXPERIENCE / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Андрей Сергеевич

Решение проблемы патриотического воспитания детей и молодежи в современной России требует исследований методологического уровня, учета современных социокультурных условий и сложившейся практики. Ее очередная постановка вызвана не только изменениями общественных отношений, но также изменениями самого человека. Явление патриотизма получило свою характеристику: как часть сознания и мировоззрения; как чувство, вызванное удовлетворением социальных потребностей; как нравственная позиция. Автором дана характеристика трех главных методологических проблем патриотического воспитания: проблемы природы и механизмов формирования патриотизма; проблемы объекта и содержания патриотического отношения; проблемы оценки результатов патриотического воспитания. Определены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF PEDAGOGICAL RESEARCH

Solving the problem of patriotic education of children and youth in modern Russia requires research at the methodological level, taking into account modern socio-cultural conditions and the established practice. Its further statement is caused not only by changes in social relations, but by changes in the person himself. The phenomenon of patriotism received its characteristics: as a part of consciousness and worldview; as a feeling caused by the satisfaction of social needs; as a moral position. The author described three main methodological problems of patriotic education: problems of nature and mechanisms of formation of patriotism; problems of the object and content of patriotic attitude; the problems of assessing the results of patriotic education. Possible ways of their solution are identified.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 371.4 DOI: 10.36809/2309-9380-2021-30-118-122

Науч. спец. 13.00.01

Андрей сергеевич кузнецов

Омский государственный педагогический университет, соискатель, Омск, Россия e-mail: zavalov.artem@yandex.ru

Патриотическое воспитание: теоретико-методологические проблемы педагогического исследования

Аннотация. Решение проблемы патриотического воспитания детей и молодежи в современной России требует исследований методологического уровня, учета современных социокультурных условий и сложившейся практики. Ее очередная постановка вызвана не только изменениями общественных отношений, но также изменениями самого человека. Явление патриотизма получило свою характеристику: как часть сознания и мировоззрения; как чувство, вызванное удовлетворением социальных потребностей; как нравственная позиция. Автором дана характеристика трех главных методологических проблем патриотического воспитания: проблемы природы и механизмов формирования патриотизма; проблемы объекта и содержания патриотического отношения; проблемы оценки результатов патриотического воспитания. Определены возможные пути их решения.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, теория, опыт, идеология.

Andrei s. Kuznetsov

Omsk State Pedagogical University, Applicant, Omsk, Russia e-mail: zavalov.artem@yandex.ru

Patriotic Education: Theoretical and Methodological Problems of Pedagogical Research

Abstract. Solving the problem of patriotic education of children and youth in modern Russia requires research at the methodological level, taking into account modern socio-cultural conditions and the established practice. Its further statement is caused not only by changes in social relations, but by changes in the person himself. The phenomenon of patriotism received its characteristics: as a part of consciousness and worldview; as a feeling caused by the satisfaction of social needs; as a moral position. The author described three main methodological problems of patriotic education: problems of nature and mechanisms of formation of patriotism; problems of the object and content of patriotic attitude; the problems of assessing the results of patriotic education. Possible ways of their solution are identified.

Keywords: patriotism, education, theory, experience, ideology.

Будущее любой страны определяют мировоззрение, ценности и культура детей и молодежи. Отсюда вполне понятно, что выбор воспитательных приоритетов — это закономерная реакция общества и государства на вызовы и угрозы будущего. Глобальные мировые процессы современности вполне можно считать очередным переделом мира, причем в первую очередь не территорий и ресурсов, а сознания и отношений. Вопросы сохранения суверенитета, культурной уникальности, права на национальное самоопределение и развитие связаны с патриотизмом как национальной ценностью и приоритетной задачей воспитания подрастающего поколения: «Человек, лишенный патриотизма, легко продает и силы, и ум, и — если сможет — богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках» [1, с. 19].

Патриотическая повестка развития современного российского общества предполагает решение далеко не новых

педагогических задач, однако радикальное изменение социокультурной среды, воспитательных институтов и самого человека требует переосмысления не только практических инструментов, но и научных основ патриотического воспитания. Научный поиск в этой области развивается «не в ствол, а в куст» [2, с. 13], с многообразием подходов и концепций и, соответственно, широким диапазоном практических предложений: от реставрации советских инструментов до прозападных инноваций. Различием теоретических оснований отличаются даже действующие программы патриотического воспитания детей и молодежи, которые, в принципе, должны реализовываться согласованно.

В развитии теории патриотического воспитания детей и молодежи выделяются как минимум три проблемы методологического уровня:

- проблема природы и механизмов формирования патриотизма;

© Кузнецов А. С., 2021

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021, № 1 (30), с. 118-122. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2021, no. 1 (30), pp. 118-122.

- проблема объекта и содержания патриотического отношения;

- проблема оценки результатов патриотического воспитания.

Каждая из них сегодня имеет несколько решений, ставя педагога перед необходимостью уточнять свою исследовательскую позицию и исследовательскую программу.

Патриотизм — явление междисциплинарное, свой взгляд на проблему патриотизма имеют почти все гуманитарные науки. В педагогике носителем патриотизма выступает личность, а подходы к его определению связаны с различными уровнями организации личности. Заметны также попытки определить патриотизм через различные виды активности личности и, таким образом, избежать методологического выбора, но это как раз и приводит к неопределенности в разработке практических инструментов. Вполне сложившимися можно назвать три взгляда на природу патриотизма.

В первом патриотизм определяется как осознанное отношение личности к окружающему миру, как часть мировоззрения, обусловленная компонентами сознания: знаниями, представлениями, опытом, компетенциями и другими образованиями личности (М. А. Абрамов [3], Е. В. Бондарев-ская [4], А. С. Гаязов [5], В. А. Караковский [6], Е. И. Мозговая [7] и многие другие). Соответственно, ведущим механизмом его формирования выступает определенное отношение к социокультурному опыту (своему, опыту предыдущих поколений), становящееся в процессе внутренней психической деятельности человека. Во внешней деятельности происходит осмысление, оценка, применение и творческое преобразование социокультурного опыта патриотического отношения людей, групп и общностей, его реализации на практике с приоритетом обучения и воспитания как средств прямого педагогического воздействия на личность. Это традиционный, самый распространенный и не утративший свою эффективность взгляд на патриотизм и процессы его формирования, особенно в системе образования.

Второй взгляд обращен на чувственную природу патриотизма (А. Г. Здравомыслов [8], М. Б. Кусмарцев [9], В. Ю. Микрюков [10], М. Н. Хромова [11] и др.). Раскрывается он через концепты, связанные с эмоциональной сферой личности, среди которых самый распространенный — любовь к Родине, Отечеству. Любовь, как известно, не имеет готовой формулы, тем не менее, если исследовать патриотизм именно так, то психологической основой формирования становятся эмоции (гордость, стыд, сопереживание, сочувствие, гнев, радость и проч.), многократное и устойчивое переживание которых (в связи с социальными потребностями личности) можно инициировать педагогическими средствами. Педагогические инструменты, построенные на этом механизме, на порядок сложнее. Они требуют эмоционально «заряженного» материала, имманентно содержащего в себе переживание. Таковы, например, высокохудожественные образы, создаваемые советским кинематографом, литературой, живописью и театром, построенные с учетом того, что любое произведение искусства несет в себе воспитательное начало. К сожалению, эмоциональный заряд современных патриотических произведений, за редким исключением, гораздо слабее или предлагаемые зрителю эмоции не имеют никакого отношения к патриотизму.

Третий взгляд связывает патриотизм с моральными нормами, принятыми в обществе, в различных социальных группах (Т. А. Бирючинская [12], С. Ю. Иванова [13], Г. А. Тихомиров [14] и др.), которые, в процессе воспитания, вполне могут стать нравственными нормами. Наиболее яркими примерами являются такие моральные нормы, как долг защитника Отечества, ответственность перед предыдущими и будущими поколениями и проч. Перевод моральных норм в нравственные имеет несколько групп механизмов, поэтому даже здесь выделяется: а) деятельностная позиция — патриотизм как характеристика норм и отношений, в которые личность включается в различных видах деятельности; б) духовная позиция — истоки патриотизма находятся в сфере запредельного, например в исторической памяти и ментальности народа.

Безусловно, все перечисленные взгляды продуктивны и отражают ту или иную сторону сложного и целостного явления. Основания их объединения появляются в том случае, если перейти на более высокий уровень обобщений, определяя патриотизм как отношение (комплекс отношений, объединенных в единую позицию) человека к явлениям и процессам, важным в контексте развития человека, общества, народа, государства, нации, проявляющееся в поступках, суждениях и оценках. Отношение (принципы, идеалы, убеждения и т. д.), как известно, — черта не столько личности, сколько субъекта (В. Н. Мясищев [15]), причем обусловлено оно может быть и чувствами, и ценностями, и смыслами, и многим другим, словом, богатым и уникальным внутренним миром человека. С определенного момента отношение становится чертой характера, определяет всю жизнь и деятельность человека. Становится понятно, что формирование патриотизма только с одной из перечисленных позиций может быть не в полной мере продуктивно.

Вторая методологическая проблема возникает в связи с универсальностью понятия «патриотизм». Характеризуя «своего» человека, понятие «патриотизм» используют практически все группы: от террористов до государственников, от монархистов до либералов, причем первым вопросом становится даже не само содержание, которое вкладывается в понятие «патриотизм», а объект патриотического отношения. В зависимости от объекта и возможного диапазона патриотического отношения существенно меняются педагогические задачи. В качестве объекта патриотического отношения, чаще других, выступают:

- государство (государственные институты) как гарант реализации материальных, социальных и духовных потребностей людей, социальных групп и общества в целом. Государство является воплощением нации, составляющей «...основной элемент стратегии, функция которой — обеспечить выживание в мире, полном опасностей, защиту против агрессии, независимость, как необходимое условие свободы граждан» [16, с. 209] и именно так воспринимается большинством патриотов. Однако даже здесь патриотизм может определяться и как полная лояльность действиям государства (чего часто ожидают от воспитания), и как критичное отношение к ним;

- общество — патриотизм рассматривается с позиции социальных и политических групп как отношение к их идеям и деятельности. Это самый противоречивый объект патриотического отношения, поскольку он объединяет широкий

спектр позиций (например, великодержавный патриотизм, либеральный патриотизм, коммунистический патриотизм) в идеологическом пространстве современной России. А ведь цели и устремления социальных групп есть один из факторов социального заказа образованию. Вместе с тем он определяет такие проявления личности, которые зафиксированы в школьных стандартах, т. е. уже без теоретической определенности выступают в качестве официальных целей образования: гражданская позиция, социальная активность и т. д.;

- человек — патриотизм исследуется через концепт «благо» — «.. .одна из основных аксиологических категорий, выражающая состояние осуществленного бытия как конечной цели человеческих устремлений» [17]. Педагогические процессы формирования патриотизма здесь продумываются с аксиологических позиций и на основе ценностей гуманизма. Можно обратить внимание читателя на то, что это может быть связано с первыми двумя объектами, но может быть и противопоставлено им. С таким противоречием мы сталкиваемся, когда переходим к задачам военно-патриотического воспитания.

Более или менее непротиворечивое решение второй проблемы обеспечивает понятие «Отечество» как объект патриотического отношения, которое формируется в воспитании подрастающего поколения, однако именно оно чаще встречается в идеологическом, чем в научном дискурсе. Отечество:

- в философском определении — пространственно-временная локализация бытия с непреходящей сущностью и определенным для субъекта ценностно-образным качеством. Одновременно объективная реальность и субъективный образ [18, с. 12];

- в идеологическом — единственная и уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная ему предками, — и далее, — Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Есть силы, смелость, идеи — делай ее лучшей, нет — молчи, а то и так тошно [6, с. 21];

- в педагогическом, объединяющем оба значения, — «.социокультурное и общепедагогическое понятие, формирующееся в живом, непосредственном, развивающемся опыте жизни человека и отражающее его представление о Доме как малой общности близких людей (семья, отцы и дети, братья и сестры), о Малой Родине (история и культура региона), о Родной стране (язык, история, культура, духовные и нравственные ценности народа)» [19, с. 7].

Третья проблема заключается в оценке результатов патриотического воспитания и также ждет своего теоретического обоснования. От смехотворных тестов, определяющих патриотизм в процентах, к аттестациям и комиссиям, экзаменующим человека на патриотизм — «метания» практиков неизменно приносят ошибки в оценке человека. Так, обладатель блестящих партийных характеристик, генерал А. А. Власов остался в человеческой памяти как предатель (хотя этот факт пытаются оспорить через приоритет ценностей гуманизма), а бывший царский офицер, дважды избежавший репрессий — генерал Д. М. Карбышев — символом героизма и мужества советского народа.

Возможным решением представляется обращение к субъектности патриотизма, у которой, как известно, две стороны (И. В. Сыромятников [20]):

- структурная, выраженная через отношения, установки и ориентации;

- динамическая, выраженная через процессы самоорганизации, самоорегуляции и регуляции окружающих в процессе реальной патриотической деятельности. Вот на основе динамических, реально деятельностных проявлений патриотизма да еще и с учетом конкретной ситуации и условий, может быть, более или менее достоверно, оценен результат патриотического воспитания подрастающего человека. Основанием оценки должна стать биография человека.

Три охарактеризованные проблемы — это далеко не полная характеристика даже методологического уровня, не говоря уже о теории и практике патриотического воспитания. Представленный материал можно считать вкладом в очередную проблематизацию патриотического воспитания детей и молодежи, а также ответом тем ученым, которые считают патриотизм избитой темой для педагогического исследования. Определенные сложности создают чрезвычайная государственная и общественная значимость патриотизма и некоторые характеристики сложившейся современной практики патриотического воспитания.

Во-первых, разработка проблемы патриотического воспитания ведется не только в науке, но и в идеологии, а в противоречивом идеологическом пространстве современной России это затяжной процесс. Заметим, что даже провозглашенная Президентом Российской Федерации идея патриотизма как национальной идеологии пока еще не нашла своего содержательного наполнения, каждый по-прежнему волен трактовать патриотизм как хочет. Отсюда появляются не в полной мере определенные цели воспитательных процессов, такие, например, как «любящий свой край, уважающий свой народ» [21] выпускник школы или «воин-государственник» [22]. Согласны с И. М. Ильинским в том, что без идеологического воспитания патриотического воспитания быть не может. Педагогам необходимы конкретные и идеологизированные цели воспитания, но и баланс между научными истинами и идеологическими выкладками. Сейчас же складывается впечатление, что научный поиск в ряде случаев направлен на оправдание и постфактум обоснование идеологических конструкций в области патриотического воспитания. Необходимо также учесть, что патриотическое воспитание сегодня уже не может планироваться исключительно на потребностях государства. Оно осуществляется на пересечении интересов общества, государства и самой личности [23].

Во-вторых, в силу значимости патриотического воспитания и того обстоятельства, что упущено катастрофически много времени, практические решения в своей массе «перехлестывают» через научную разработку проблемы патриотического воспитания детей и молодежи. Сколько бы ни было статей, монографий и диссертаций, их намного меньше, чем проектов и программ патриотического воспитания на «старых, добрых» основах или на инновационных идеях. Начало XXI в. оценивается как время перемен и трансформаций, которые затрагивают не только общественные отношения, но и самого человека. Возможно, для нового методологического основания педагогических исследований целесообразно вернуться к личностно-деятельностному подходу, к тем истокам, на которых развивалась эффективная советская система патриотического воспитания.

В-третьих, на патриотическое воспитание автоматически переносится грантово-проектно-событийный формат работы с детьми и молодежью, реализации молодежной политики. Дает он мало, поскольку основания патриотизма формируются длительно и непрерывно, иногда всю жизнь человека. Зато обеспечивается активность, зрелищность и массовость. Наверное, патриотическое воспитание — это не конкурс инновационных проектов, а всё же масштабные изменения всех институтов воспитания и воспитательных практик. Остается выяснить, готово ли к этому российское государство и общество.

Резюмируя, можно заключить, что проблема патриотического воспитания не разрешена, да и принципиально не может быть разрешена, в этом мы целиком поддерживаем Н. М. Снопко [18]. В очередной своей постановке проблема требует:

- разрешения основных теоретико-методологических проблем, открывающего перспективные пути научного педагогического поиска;

- идеологического консенсуса и содержательного наполнения образа современного патриота;

- масштабных общественных перемен.

Библиографический список

1. ^кандров H. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. M. : Гелиос АРВ, 2000. 228 с.

2. Hовиков А. M. Докторская диссертация? : пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. M. : Эгвес, 2003. 120 с.

3. Абрамов M. А. Патриотизм в системе современного социального сознания: феноменологический и социоструктурный аспекты : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Краснодар, 2018. 48 с.

4. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности: (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социал. условиях). Ростов н/Д. : РГПУ, 1995. 32 с.

5. Гаязов A. C. Образование и образованность гражданина в современном мире. M. : Hаука, 2003. 256 с.

6. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. M. : Hовая школа, 1993. 129 с.

7. Mозговая Е. И. Культурные парадигмы и идеологемы русского патриотизма : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2007. 21 с.

8. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. M. : Политиздат, 1986. 223 с.

9. Кусмарцев M. Б. Становление новых поколений победителей — миссия патриотического воспитания : моногр. Волгоград : Изд-во ВолгШУ, 2013. 185 с.

10. Mикрюков В. Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. M., 2008. 40 с.

11. Хромова M. H. Педагогические условия развития патриотизма обучающихся на основе школьных традиций : дис. ... канд. пед. наук. M., 2014. 153 с.

12. Бирючинская Т. А. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII — начала XX вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2009. 20 с.

13. Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2004. 46 с.

14. Тихомиров Г. А. Социально-философское исследование феномена патриотизма : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2008. 21 с.

15. Mясищев В. H. Психология отношений. M. : MПСИ, 2011. 400 с.

16. Mессмер П. Стратегические концепции генерала де Голля с позиции 1900 // Российский военный сборник. Вып. 14. За профессиональную армию. Идеи Шарля де Голля и их развитие в ХХ веке. M. : Изд-во Воен. ун-та, 1998. С. 209-219.

17. Плотников В. И., Шохин В. К., Бибихин В. В. Благо / Гуманитарная энциклопедия: Концепты // Центр гуманитарных технологий, 2002-2021 (последняя редакция: 18.01.2021). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7358 (дата обращения: 26.11.2020).

18. Снопко H. M. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук. M., 2007. 328 с.

19. Овчинникова H. П. Формирование понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования : дис. . канд. пед. наук. Архангельск, 2002. 228 с.

20. Сыромятников И. В. Профессиональная субъектность офицера: сущность, структура и типологические проявления // Вестн. военного университета. 2007. № 2 (10). С. 50-58.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Mинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 26.11.2020).

22. Картаполов А. В., Рубцов Ю. В. В развязанной против России информационно-психологической войне способен выстоять только воин-государственник // Военный академический журнал. 2019. № 1 (21). С. 5-12.

23. Асриев А. Ю., Mаврина И. А., Mаврин С. А. Hекоторые проблемы и тенденции развития кадетского образования в России // Hаучно-информационный журнал Армия и Общество. 2015. № 1 (44). С. 67-70.

References

Abramov M. A. (2018) Patriotizm v sisteme sovremennogo sotsial'nogo soznaniya: fenomenologicheskii i sotsiostrukturnyi aspekty, Dr. philos. sci. diss Abstr. Krasnodar, 48 p. (in Russian)

Asriev A. Yu., Mavrina I. A., Mavrin S. A. (2015) Nekotorye problemy i tendentsii razvitiya kadetskogo obrazovaniya v Rossii, Nauchno-informatsionnyi zhurnalArmiya i Obshchestvo, no. 1 (44), pp. 67-70. (in Russian)

Biryuchinskaya T. A. (2009) Problema vospitaniya grazhdanstvennosti i patriotizma v trudakh otechestvennykh uchenykh kontsa XVIII — nachala XX vv., Cand. pedagogic. sci. diss. Abstr. Ryazan', 20 p. (in Russian)

Bondarevskaya E. V. (1995) Vospitanie kak vozrozhdenie grazhdanina, cheloveka kul'tury i nravstvennosti: (Osnovnye polozheniya kontseptsii vospitaniya v izmenyayushchikhsya sotsial'nykh usloviyakh). Rostov-on-Don, RGPU Publ., 32 p. (in Russian)

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 17 dekabrya 2010 goda. № 1897, Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. Available at: https://fgos.ru/ (accessed: 26.11.2020). (in Russian)

Gayazov A. S. (2003) Obrazovanie i obrazovannost' grazhdanina v sovremennom mire. Moscow, Nauka Publ., 256 p. (in Russian)

Ivanova S. Yu. (2004) Patriotizm v kul'ture sovremennoi Rossii, Dr. philos. sci. diss. Abstr. Stavropol', 46 p. (in Russian) Karakovskii V. A. (1993) Stat' chelovekom. Obshchechelovecheskie tsennosti — osnova tselostnogo uchebno-vospitatel'nogo protsessa. Moscow, Novaya shkola Publ., 129 p. (in Russian)

Kartapolov A. V., Rubtsov Yu. V. (2019) V razvyazannoi protiv Rossii informatsionno-psikhologicheskoi voine sposoben vystoyat' tol'ko voin-gosudarstvennik, Voennyi akademicheskii zhurnal, no. 1 (21), pp. 5-12. (in Russian)

Khromova M. N. (2014) Pedagogicheskie usloviya razvitiya patriotizma obuchayushchikhsya na osnove shkol'nykh traditsii, Dr. philos. sci. diss. Moscow, 153 p. (in Russian)

Kusmartsev M. B. (2013) Stanovlenie novykh pokoleniipobeditelei — missiya patrioticheskogo vospitaniya. Volgograd, VolgGMU Publ., 185 p. (in Russian)

Messmer P. (1998) Strategicheskie kontseptsii generala de Gollya s pozitsii 1900, Rossiiskii voennyi sbornik, issue 14. Za professional'nuyu armiyu. Idei Sharlya de Gollya i ikh razvitie v XX veke. Moscow, Voennogo universiteta Publ., pp. 209-219. (in Russian)

Mikryukov V. Yu. (2008) Teoriya i praktika voenno-patrioticheskogo vospitaniya uchashchikhsya v sovremennoi Rossii, Dr. pedagogic. sci. diss. Abstr. Moscow, 40 p. (in Russian)

Mozgovaya E. I. (2007) Kul'turnye paradigmy i ideologemy russkogo patriotizma, Cand. philos. sci. diss. Abstr. Belgorod, 21 p. (in Russian)

Myasishchev V. N. (2011) Psikhologiya otnoshenii. Moscow, MPSI Publ., 400 p. (in Russian)

Nikandrov N. D. (2000) Rossiya: sotsializatsiya i vospitanie na rubezhe tysyacheletii. Moscow, Gelios ARV Publ., 228 p. (in Russian)

Novikov A. M. (2003) Doktorskaya dissertatsiya? Moscow, Egves Publ., 120 p. (in Russian)

Ovchinnikova N. P. (2002) Formirovanie ponyatiya "Otechestvo" u starsheklassnikov sredstvami istoricheskogo obrazovaniya, Dr. pedagogic. sci. diss. Arkhangelsk, 228 p. (in Russian)

Plotnikov V. I., Shokhin V. K., Bibikhin V. V. ( 2021) Blago, Gumanitarnaya ehntsiklopediya: Koncepty, Tsentr gumanitarnykh tekhnologii, 2002-2021, 2021, 18 January. Available at: https://gtmarket.ru/concepts/7358 (accessed: 26.11.2020). (in Russian)

Snopko N. M. (2007) Psikhologicheskie mekhanizmy i pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya, Dr. pedagogic. sci. diss. Moscow, 328 p. (in Russian)

Syromyatnikov I. V. (2007) Professional'naya sub"ektnost' ofitsera: sushchnost', struktura i tipologicheskie proyavleniya, Vestnik voennogo universiteta, no. 2 (10), pp. 50-58 (in Russian)

Tikhomirov G. A. (2008) Sotsial'no-filosofskoe issledovanie fenomena patriotizma, Cand. philos. sci. diss. Abstr. Cheboksary, 21 p. (in Russian)

Zdravomyslov A. G. (1986) Potrebnosti, interesy, tsennosti. Moscow, Politizdat Publ., 223 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.