Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ И МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ И МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / сотрудники ОВД РФ / источники патриотического воспитания / художественная литература / военно-патриотическое воспитание / историко-патриотическое воспитание / идентичность / методика преподавания.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шагбанова Х.С.

Автор отмечает, что в современном российском обществе процессу формирования патриотического сознания следует отводить важную роль в силу стремительного взаимопроникновения культур и набирающих силу процессов глобализации. Констатируется, что утрата идентичности способна привести к общественной дезориентации современного человека. Важным источником духовного возрождения русского народа, формирования и укрепления его патриотического сознания являются произведения художественной литературы. Особую роль ознакомление с ними играет в процессе формирования патриотизма сотрудников оперативных служб. В статье приведены дефиниции основных понятий, связанных с формированием патриотического сознания, определены основные источники конструирования последнего, их сущность и специфика, а также охарактеризована методика, позволяющая повысить эффективность процесса формирования патриотического сознания будущих сотрудников ОВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ И МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-201-205 NIION: 2018-0076-1/22-405 MOSURED: 77/27-023-2022-1-604

ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», e-mail: khabiba@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ И МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Автор отмечает, что в современном российском обществе процессу формирования патриотического сознания следует отводить важную роль в силу стремительного взаимопроникновения культур и набирающих силу процессов глобализации. Констатируется, что утрата идентичности способна привести к общественной дезориентации современного человека. Важным источником духовного возрождения русского народа, формирования и укрепления его патриотического сознания являются произведения художественной литературы. Особую роль ознакомление с ними играет в процессе формирования патриотизма сотрудников оперативных служб. В статье приведены дефиниции основных понятий, связанных с формированием патриотического сознания, определены основные источники конструирования последнего, их сущность и специфика, а также охарактеризована методика, позволяющая повысить эффективность процесса формирования патриотического сознания будущих сотрудников ОВД РФ.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, сотрудники ОВД РФ, источники патриотического воспитания, художественная литература, военно-патриотическое воспитание, историко-патриотическое воспитание, идентичность, методика преподавания.

TO THE QUESTION OF THE SOURCES AND METHODS OF FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. In modern Russian society, the process of formation of patriotic consciousness should be given an important role due to the rapid interpenetration of cultures and the processes of globalization that are gaining momentum. Loss of identity can lead to social disorientation of modern man. An important source of the spiritual revival of the Russian people, the formation and strengthening of their patriotic consciousness are works of fiction. Familiarization with them plays a special role in the process of formation of patriotism of employees of operational services. In this article, the author provides definitions of the main concepts related to the formation of patriotic consciousness, identifies the main sources for constructing the latter, their essence and specificity, and also describes a methodology that makes it possible to increase the efficiency of the process of forming the patriotic consciousness of future employees of the Internal Affairs Department of the Russian Federation.

Key words: patriotic education, police officers of the Russian Federation, sources of patriotic education, fiction, military-patriotic education, historical-patriotic education, identity, teaching methods.

SHAGBANOVA Khabiba Sadyrovna,

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

Вопрос формирования патриотического сознания граждан, в условиях набирающих силу процессов глобализации, взаимопроникновения культур и подмены основных жизненных ценностей и принципов, в Российской Федерации стоит особенно остро. Традиционные основы воспитания и образования сегодня утрачиваются не только молодым поколением, но и людьми зрелого возраста, заменяясь стремлением обретению житейских благ. В условиях, когда человек почти никогда не задумывается о благополучии своей Родины и ее народа, сосредоточен преимущественно на личных интересах, крайне важным является возрождение духовных основ, позволяющим сформировать патриотическое сознание.

Однако, в силу утраты связи с традиционными ценностями, патриотическими идеями, неизбежно встает вопрос об источниках возрождения любви народа к своей Родине. Как представляется, неиссякаемым кладезем примеров доблести, борьбы за счастье родной земли, противодействия захватчикам является русская художественная литература. Вместе с тем, чтением патриотических произведений традиционно ограничиваются образовательные программы школьного курса. В том случае, если бы их освоение не являлось обязательным, молодежь вряд ли бы имела интерес к прочтению данных произведений в условиях современной социально-экономической реальности, ориентированной на психологию потребителя, не имеющую ничего общего с благородными стремлениями литературных героев пожертвовать своей жизнью ради счастья близких и своего Отечества. В этой связи, закономерным является вопрос относительно не только выбора произведений, на основе которых должно выстраиваться патриотическое воспитание, но также и форм работы с ними, отвечающих реалиям современного российского общества.

Современные социально-экономические трансформации российского общества предусматривают рост требований к сотрудникам органов внутренних дел, в том числе - к их личностно-про-фессиональному становлению [7, с. 169]. Реальный авторитет ведомства зависит от доверия общества к его сотрудникам [8, с. 67]. Для работников оперативных служб, на первый взгляд, патриотизм является естественным условием выполнения своего служебного долга. Однако, на практике процессу его формирования также уделяется незначительное внимание по сравнению с основными знаниями, профессионально значимыми для работы будущего полицейского. Кроме того, при выполнении данного рода деятельности у личного состава также остается сравнительно незначительный процент времени для того, чтобы

самостоятельно восполнить недостающий пробел в патриотическом воспитании. Иными словами, на данном аспекте подготовки сотрудников органов внутренних дел целесообразно сосредоточиться в период их обучения в высшей школе, когда студенты обладают необходимым количеством времени для более глубокого освоения произведений художественной литературы, повествующих о высоких ценностях, чувстве долга, уважении и любви к Родине. В свою очередь, преподавательский состав на основе традиционных и современных методик оценки количества и качества знаний, усвоенных студентами, может скорректировать учебный процесс в сторону повышения его результативности.

Для личного состава ОВД РФ патриотическое воспитание имеет также особую значимость в силу необходимости борьбы с угрозами не только локального, но и международного характера, объединения усилий сотрудников против террористических актов, в целях охраны безопасности и благополучия граждан страны. Сегодня в Российской Федерации в силу неблагоприятной не только внутренней, но и внешней ситуации, обозначился социальный запрос на патриотически настроенных сотрудников органов внутренних дел [9, с. 80]. Ведь реализация потребности в безопасности является естественным условием чувства защищенности, столь необходимом российским гражданам в современном мире. Это определяется тем, что только истинно патриотически настроенные сотрудники способны эффективно выполнять свои профессиональные обязанности по охране безопасности и правопорядка. Важность патриотического воспитания применительно к работе в ОВД вписывается в более широкое значение патриотизма для русского общества, в котором назрела необходимость отнюдь не материального, но духовного развития. Утверждение основ патриотизма способствует формированию и укреплению гуманистических ценностей, осознанию индивидом своей идентичности не только с русским народом, но и с его исторической судьбой, перспективами его будущего развития.

Прежде чем выделить основные произведения художественной литературы, на материалах которых целесообразно выстраивать патриотическое воспитание в процессе обучения сотрудников ОВД РФ, а также охарактеризовать методику его реализации в высшей школе, необходимо дать дефиницию основным понятиям в рамках исследуемого вопроса.

Патриотизм в качестве основы и цели воспитания в духе приверженности своему Отечеству следует понимать как любовь к своей Родине, а также стремление и готовность не просто служить ее интересам, но также и пожертвовать собой в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

случае необходимости их защиты. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля приводит следующее определение слова «патриот» - это человек, являющийся любителем отечества, ревнитель о его благе, отчизнолюб, отечественник или отчизник [3, с. 24]. Иными словами, главное в патриотизме - это именно внутреннее самоощущение своей неразрывной связи с родной землей, любовь к которой, в конечном счете, и является необходимым условием для подвига. Без формирования чувства сопричастности с судьбой русской земли и русского народа не представляется возможным говорить об эффективности патриотического воспитания. Это обстоятельство должно учитываться при составлении учебных планов и программ в высших школах РФ, осуществляющих подготовку личного состава будущих сотрудников оперативных служб.

В свою очередь, патриотическое воспитание следует понимать как комплекс мер образовательно-воспитательного характера, направленных на формирование и закрепление в сознании личного состава высокого патриотического сознания, стремления и готовности к реализации своего профессионального долга, а также обязанностей по защите своей страны, закрепленных в Основном Законе Российской Федерации. Последний, в свою очередь, также содержит указания на обязательность для каждого гражданина вставать на защиту государственных интересов в случае необходимости (ст. 59 Конституции РФ) [1].

Часто осознание учащимися необходимости защиты интересов Родины, исполнения своего гражданского долга реализуется посредством воспитания военно-патриотического. В данном случае, освоение программы производится с уклоном именно в сторону формирования готовности к военным действиям, совершению подвига, самопожертвованию. В данном случае, произведениями художественной литературы, на примере которых конструируется патриотическое сознание, являются сочинения, полноценно отражающие картины военного времени, его трудности, иллюстрирующие подвиги героев Первой мировой и Великой отечественной войны. Примером могут служить «Навеки - девятнадцатилетние» Г.Я. Бакланова, «Братья и сестры» Ф.А. Абрамова, «Ленинградская зима» В.И. Ардаматского, «За нами Москва» П.А. Белова, «Нахимов» Ю.В. Давыдова, «Чеченский бумеранг» Н.Ф. Иванова, «Мой Сталинград» М.А. Алексеева и иные. Однако, необходимо учитывать, что военно-патриотическое воспитание представляет собой лишь часть воспитания патриотического, и, как следствие, перечень источников для формирования последнего не может исчерпываться трудами,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

описывающими военные действия и подвиги на поле боя. Кроме того, если некоторые работы, например, «Чеченский бумеранг» Н.Ф. Иванова, описывают сравнительно недавние события, то большинство трудов, посвященных войне, во многом являются оторванными от сознания современной молодежи, узнавшей исключительно по книгам ужасы и лишения страны в период крупнейших мировых конфликтов.

В этой связи, актуальным представляется формирование патриотического сознания будущих сотрудников оперативных служб РФ на основании произведений художественной литературы, имеющих не столько военный, сколько истори-ко-патриотический уклон. Это определяется тем обстоятельством, что именно ощущение единства с историческим прошлым своей Родины является средством, позволяющим сформировать идентичность отдельной личности с русским народом, без любви к истории и культуре которого невозможно эффективно реализовывать обязанности по его защите от внутренних и внешних угроз.

Наряду с художественными произведениями военно-патриотической направленности представляется важным сформировать список произведений, на основе ознакомления с которыми можно осуществлять подготовку личного состава в рамках патриотического воспитания. К таковым следует отнести труд Д.М. Балашова - «Господин Великий Новгород» [2], полезный учащимся высших школ не только с точки зрения расширения кругозора относительно быта и культуры жителей древней Новгородской земли. Большое значение имеет центральная фигура повести - новгородский купец, являющийся горячим патриотом своей малой родины, по мере развития сюжета произведения демонстрирующий мудрость и инициативность. Яркий, живой язык повести делает увлекательным ее прочтение. Ознакомление с ее содержанием будет способствовать формированию знаний об историческом прошлом Новгородской земли и жизненном пути патриотически настроенной личности.

Формирование чувства патриотизма может осуществляться не только за счет примеров мужественной защиты родной земли, подвигов героев, совершаемых во славу своего Отечества. Часто причиной развития патриотических чувств может стать удаленность от своей Родины, разрыв отношений с близкими людьми, невозможность на физическом уровне ощущать связь с родным краем. Это нашло отражение в романе «Евпрак-сия» П. Загребельного - четвертом произведении автора из серии книг, посвященных Киевской Руси [4]. В центре его - трагедия не только личной разлуки, утраты любви героиней, но и разлуки с Роди-

ной. На примере Евпраксии П. Загребельным иллюстрируются, по сути, вечные ценности связи человека со своей Отчизной, ее исторической судьбой, в отрыве от которой он может легко утратить духовные жизненные ориентиры.

Также представляется полезным для будущего личного состава ОВД РФ ознакомление с таким произведением, как «Русь великая» В.Д. Иванова [5]. Автор, отечественный писатель и историк, глубоко исследовал социально-политические процессы, происходившие в древнерусском государстве. В данной работе им было уделено внимание, в первую очередь, подвигам, которые совершали наши предки еще в IX столетии, в результате которых произошло формирование и укрепление русской государственности и культуры. Данная книга будет полезна учащимся как для расширения сведений об образовании русского государства, так и с точки зрения формирования представлений о том, чем приходилось жертвовать героям русской земли для воплощения идеи единой государственности и культуры. Отдельного внимания заслуживает работа «Повести ратной славы Древней Руси» [6]. Она представляет собой сборник произведений, на материалах которых будущие сотрудники ОВД РФ могут погрузиться в мир подвигов, героизма, воинской доблести русского народа. В работе собраны наиболее яркие примеры, иллюстрирующие данную проблематику. Связь героизма с государственным и культурным строительством древнерусского государства способствует укреплению в сознании учащихся образа русского человека как героя и активного созидателя историко-культурного прошлого своей страны.

Выявив некоторые произведения, на материалах которых можно успешно осуществлять процесс формирования патриотического воспитания в тесной связи с историей русской земли, необходимо определиться с методикой преподавания, позволяющей добиться наибольших успехов в данном направлении.

Необходимо отметить, что многие традиционные методики, активно применяемые педагогами в высшей школе, на сегодняшний день требуют если не полного отказа от их использования, то, по крайней мере, существенной корректировки. В настоящее время, в силу стремительного развития цифровых технологий и их широкого внедрения в образовательный процесс, в последнем должна быть существенно увеличена доля самостоятельной работы студентов. Произведения художественной литературы, значимые с точки зрения историко-патриотического воспитания, в настоящее время в свободном доступе представлены в сети Интернет, благодаря чему студенты могут самостоятельно ознакомиться с

ними. В свою очередь, педагоги способны направлять этот процесс посредством ориентации учащихся на перечень вопросов, на которые следует обратить внимание при прочтении произведения. В качестве примера можно выделить следующие вопросы: «В чем состоит значение героического поступка персонажа для развития русского государства?», «Какие чувства рождает в душе человека разлука с Родиной?», «Существует ли связь между утратой любви и утратой Отечества?» и др. Наводящие вопросы, призванные углубить знания изученного, могут носить как общий характер и в целом быть направлены на формирование патриотических настроений, так и иметь частную направленность, соотносясь с конкретным произведением художественной литературы.

Наконец, уровень развития цифровых технологий на современном этапе позволяет оперативно и точно производить качественный и количественный контроль за усвоением учащимися изученного. В данном случае, целесообразно совмещать применение системы компьютерной оценки знаний посредством тестирования с методом непрограммируемого опроса учащихся, в рамках которого можно выяснить их личное впечатление от прочитанного. Подводя итоги, следует отметить, что формирование патриотического сознания будущих сотрудников ОВД РФ является первоосновой их исполнительности, успешной реализации работы по охране безопасности и правопорядка. Художественная литература является той базой, без которой невозможно развивать чувство любви к Родине и ее гражданам. Именно ознакомление с историко-патриоти-ческими произведениями, при применении прогрессивной методики работы с учащимися, может дать наиболее эффективные результаты в деле формирования патриотического сознания.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 07.01.2022).

[2] Балашов Д.М. Господин Великий Новгород. - Л.: Лениздат, 1990. - 160 с.

[3] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В 4-х томах. Т. III. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - 555 с.

[4] Загребельный П. Евпраксия: романы / Пер. с укр. - М.: Художественная литература, 1984. - 687 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

[5] Иванов В.Д. Русь великая: роман-хроника. - М., Воениздат, 1975. - 607 с.

[6] Повести ратной славы Древней Руси. -Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1986. - 351 с.

[7] Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в вузах МВД России: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А. - С. 168-176.

[8] Шагбанова Х.С. Место патриотизма в системе ценностей сотрудников МВД России // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2020. № 2 (15). - С. 67-73.

[9] Шагимуратов А.Н. О патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3 (69). - С. 79-85.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 07.01.2022).

[2] Balashov D.M. Gospodin Velikij Novgorod. - L.: Lenizdat, 1990. - 160 s.

[3] Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikoruss-kogo yazyka / V 4-h tomah. T. III. - M.: Gosudarstven-noe izdatel'stvo inostrannyh i nacional'nyh slovarej, 1956. - 555 s.

[4] Zagrebel'nyj P. Evpraksiya: romany / Per. s ukr. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1984. - 687 s.

[5] Ivanov V.D. Rus' velikaya: roman-hronika. -M., Voenizdat, 1975. - 607 s.

[6] Povesti ratnoj slavy Drevnej Rusi. - Voronezh: Central'no-Chernozemnoe knizhnoe izdatel'stvo, 1986. - 351 s.

[7] Shagbanova H.S. Gumanizaciya obra-zovaniya v vuzah MVD Rossii: sovremennoe sostoy-anie i perspektivy razvitiya // Pedagogicheskij zhur-nal. 2020. T. 10. № 2 A. - S. 168-176.

[8] Shagbanova H.S. Mesto patriotizma v sisteme cennostej sotrudnikov MVD Rossii // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii. 2020. № 2 (15). - S. 67-73.

[9] Shagimuratov A.N. O patrioticheskom vospi-tanii sotrudnikov organov vnutrennih del // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 3 (69). - S. 79-85.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.