Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ»: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ'

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ»: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / СОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИНА / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигунова Татьяна Петровна

В данной статье в контексте философских, психологических и педагогических идей рассматривается феномен патриотического сознания и особенности его формирования у подрастающего поколения. Автор публикации дает определение терминам «патриотизм» и «сознание», содержательная основа которых входит в понятие «патриотическое сознание», а далее подробно описывает структуру патриотического сознания, направления и этапы его формирования. Автор статьи приходит к выводу, что патриотическое сознание у современной молодежи формируется за счет воспитания патриотических чувств в контексте ценностных ориентаций и рассматривает вопросы, необходимые для создания условий, позволяющих раскрыть потенциал патриотического сознания, его роль в процессе личностного развития и морально-нравственного совершенствования. Процесс формирования патриотического сознания - сложный процесс, но учитывая богатый опыт современной школы, можно успешно реализовать концепцию патриотического сознания обучающихся, направленную на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE CONCEPT OF “PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STUDENTS”

In this article, in the context of philosophical, psychological and pedagogical ideas, the phenomenon of patriotic consciousness and the peculiarities of its formation are considered. The author of the publication defines the terms “patriotism”, “consciousness”, “patriotic consciousness” and describes the structure of patriotic consciousness, directions and stages of its formation in details. The author of the article comes to the conclusion that the patriotic consciousness of the young students is being formed through the development of patriotic feelings and the national values and raises the problems concerning the necessity of the patriotic consciousness formation and its role in the process of personal development and moral improvement. The process of forming patriotic consciousness is a complex process, but due to the rich experience of modern schools, it is possible to realize the conception of students’ patriotic consciousness of students.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ»: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ»

К вопросу о сущности понятия «патриотическое сознание обучающихся»: современные подходы

Жигунова Татьяна Петровна,

аспирант, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» E-mail: zhigunovat@yandex.ru

В данной статье в контексте философских, психологических и педагогических идей рассматривается феномен патриотического сознания и особенности его формирования у подрастающего поколения. Автор публикации дает определение терминам «патриотизм» и «сознание», содержательная основа которых входит в понятие «патриотическое сознание», а далее подробно описывает структуру патриотического сознания, направления и этапы его формирования. Автор статьи приходит к выводу, что патриотическое сознание у современной молодежи формируется за счет воспитания патриотических чувств в контексте ценностных ориентаций и рассматривает вопросы, необходимые для создания условий, позволяющих раскрыть потенциал патриотического сознания, его роль в процессе личностного развития и морально-нравственного совершенствования. Процесс формирования патриотического сознания -сложный процесс, но учитывая богатый опыт современной школы, можно успешно реализовать концепцию патриотического сознания обучающихся, направленную на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, сознание, патриотическое сознание, патриотическое воспитание, Родина, ценности.

о с

U см

Патриотизм традиционно рассматривается как «проявление чувства любви к Родине, уважение к ее историческому прошлому и настоящему, готовность служить на благо своей Родины» [15, с. 254]. Впервые данный термин был введен в оборот деятелями французского Просвещения, для которых любовь к Родине, к Отечеству (а греческое слово «patrios» переводится как «отеческий») была превыше всего. Но прошло столетие, прежде чем понятие патриотизма вошло в труды представителей философской мысли - И. Канта, Г. Гегеля и др., которые считали патриотизм важным нравственным и политическим принципом, на котором строится государство. «Под патриотизмом, - пишет Г. Гегель, - часто понимают лишь готовность к чрезвычайным жертвам и поступкам. Но по существу он представляет собой умонастроение, которое в обычном состоянии и обычных жизненных условиях привыкло знать государство как субстанциальную основу и цель. Это сознание, сохраняющееся в обычной жизни и при всех обстоятельствах» [2, с. 292]. В трудах классиков социально-филосоской мысли (например, И.А. Ильина, Б.Т. Лихачева, Б.Н. Чичерина) и их последователей, среди которых А.К. Быков, М.П. Бузский и др., патриотизм рассматривается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, в основе которого лежит стремление подчинить свои интересы интересам страны и защищать интересы родины и своего народа» [13, с. 524].

Но современное понимание патриотизма значительно шире. Патриотизм, как считают современные исследователи, не может проявляться только в контексте любви к Родине. В настоящее время идёт оживлённая научно-теоретическая дискуссия о сущности патриотизма, его моральных устоях, форматах его воспитания, которая не только не ослабевает, но и приобретает черты одной из ведущих тем гуманитарных исследований [5, с. 150]. При этом при определении патриотизма акцент делается на «чувстве личной идентификации со страной», которая выражается в таких глубинных гражданских чувствах, как гордость за заслуги и достижения своей страны, переживания за ее промахи и неудачи [5, с. 150]. В большинстве научных работ, посвященных патриотизму как социально-историческому феномену, сущность патриотизма и его роль в процессе воспитания личности «определяются прежде всего иррациональным, ценностно-смысловым отношением человека к государству, гражданином которого он является», а «смысловым ядром вы-

ступает чувство патриотизма, гордости за свою страну. Именно такой акцент делается в российских исследованиях патриотизма, осуществляемых с позиций философии, психологии, педагогики» [5, с. 150].

В настоящее время в России взят курс на организацию патриотического воспитания молодежи, ставшей частью государственной молодежной политики, в рамках которой создаются федеральные и региональные целевые программы патриотической направленности. А.И. Борисова считает, что «укрепление чувства патриотизма у молодежи в современной России является одной из самых значимых и первостепенных задач государства» [1, с. 33], поскольку в настоящее время «патриотизм не является базовым социальным ориентиром для молодежи», юноши и девушки современной России «не определяют его как актуальную ценность» [1, с. 36]. В связи с этим, как утверждает В.В. Ковригин, патриотическое воспитание, обеспечивающее формирование мировоззрения подрастающего поколения, должно стать «ключевым направлением в идеологическом обеспечении национальной безопасности нашего государства» [4, с. 60].

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подчеркивается, что патриотическое воспитание способствует повышению уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности, укреплению чувства сопричастности к великой истории и культуре России, воспитанию гражданина в духе любви к своей стране и воспитанию активной жизненной позиции [10]. Однако, как сказано в вышеупомянутой Программе, укрепление и развитие системы патриотического воспитания зависит от формирования у граждан высокого патриотического сознания, которое А.И. Мурзин считает «морально-нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом в его патриотической деятельности» [9, с. 35]. По мысли С.Н. Шевченко, без сформированности патриотического сознания у граждан страны трудно говорить о самостоятельном, сильном, защищенном государстве [15, с. 254].

Но что такое патриотическое сознание? Прежде чем дать определение данному понятию, прежде всего, обратить внимание на термин «сознание», которым апеллируют философия и психология. С точки зрения философии, сознание - это «высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей» [14, с. 521]. В психологии сознание определяется как «высшая психическая форма активного воспроизведения бытия в чувственных и умственных образах», как «совокупность психических процессов, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности» [12, с. 621].

Патриотическое сознание является частью общего сознания личности, представляющую собой представляющую собой «выжимку» из всех других его частей, имеющих отношение к развитию и защите Отечества и изменяющуюся в зависимости от общественно-экономической формации. Следовательно, патриотическое сознание «присутствует» во всех формах общественного сознания: политическом, нравственном, эстетическом, экономическом, историческом, экологическом, религиозном, атеистическом и т.д.» [11].

Патриотическое сознание может быть как массовым, так и индивидуальным. И при характеристике патриотического сознания важно понимать, как они взаимодействуют, массовое патриотическое сознание влияет на процесс индивидуального усвоения патриотических установок.

Массовое патриотическое сознание - малоизученный феномен. Не следует утверждать, что массовое патриотическое сознание - это комплекс индивидуальных патриотических установок, что существующая национально-ориентированная система ценностей обусловлена индивидуализацией ценностно-культурных установок, формирующихся под воздействием общей культуры страны и нации. Массовое патриотическое сознание можно обозначить как культурный комплекс, представляющий собой часть культурной системы. Это те ценности, которые определяют уникальность национальной культуры, ее положение в мире. Различия в национальных культурах приводят к тому, что у каждой нации свое, особое патриотическое сознание. Это необходимо учитывать в процессе формирования патриотического сознания у обучающихся, которое обосновано задачами российской образовательной системы, в том числе и сущностью патриотического воспитания.

Российское патриотическое сознание состоит из трех компонентов: мировоззренческого, аксиологического и рефлективно-деятельностного. В связи с этим следует выделить несколько направлений, в рамках которых осуществляется формирование у обучающихся патриотического сознания.

Первое направление А.И. Мурзин характеризует как возвышенно-эмоциональное. Оно имеет место на начальном этапе формирования патриотического сознания, когда обучающиеся постигают смысл и сущность понятия «патриотизм» на внутреннем уровне, т.е. не умом, а сердцем (патриотизм как любовь к родному краю - природе, людям, отчему дому и т.п.) [9].

Второе направление - деятельностное. Этот тип патриотического сознания основывается на понимании патриотизма как социального явления, национальной идеи, требующей активных действий и поступков «во имя Родины». Деятельную сторону патриотизма педагоги считают определяющей, поскольку «именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки». Патриотизм, как отмечают исследователи, «всегда кон-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

кретен, направлен на реальные объекты» [3, с. 7]. Деятельностное направление в рамках формирования патриотического сознания характерно для среднего звена обучающихся, которые стараются свои патриотические чувства материализовать. С точки зрения Т.В. Лавровой, «патриотическая деятельность универсальна, так как к ней может быть отнесен любой вид общественной деятельности, если он носит оттенок заботы и любви к своей Родине» [7, с, 37]

В рамках третьего направления патриотизм представлен как общественное явление. Данное понимание патриотизма характерно для обучающихся старшего звена, т.е. для старшеклассников и студентов, которые начинают связывать содержание и характер понятия «патриотизм» с особенностями исторического развития общества, политикой государства, базовыми ценностями народа страны (такими как честь, совесть, долг и т.п.) [9].

Данные направления формирования патриотического сознания мы бы характеризовали как этапы. Первое направление - это подготовительный этап, второе - практический, третье - аналитический. К концу третьего этапа «патриотические чувства «вырастают до общегосударственного патриотического самосознания» [3, с. 7].

Формирование патриотического сознания на каждом этапе осуществляется как в учебной деятельности (обычно на предметах гуманитарного цикла и, прежде всего, истории), так и во вне-учебное время, т.е. в кружковой работе, в работе общественных объединений, в волонтерской деятельности и т.п.

Сформированность патриотического сознания зависит от знаний, представлений, взглядов обучающихся, системы их ценностных ориентаций и ценностных отношений. Для проверки уровня сформированности патриотического сознания используются различные методы. Так, чтобы определить степень мировоззренческого и аксиологического компонентов патриотического сознания используется метод ассоциаций и метод анкетирования.

Под ассоциацией понимается «закономерная связь между двумя содержаниями сознания, которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого» [8, с. 18]. При использовании метода ассоциаций респонденту предлагается назвать или написать ассоциации, вызванные определенным стимулом. Обучаемым предлагается выбрать из предложенного набора стимулов, в качестве которых могут использоваться картинки, фотографии, слова, предметы, то, что наиболее соответствует называемому понятию. Изучение ассоциаций дает возможность получить представление о том, какой смысл вкладывают обучающиеся в содержание таких понятий, как «патриот», о «патриотизм», «Родина», «Отечество» и т.п. На-й сколько они осмыслены и осознаны проверяется еЗ методом анкетирования. Грамотно составленная Ц анкета позволит исследователю выяснить истоки

и степень освоения знаний о данных понятиях, которые могут быть получены в семье, социуме, образовательном учреждении, медиапрстранстве [6, с. 140].

Уровень сформированности мировоззренческого и аксиологического компонентов патриотического сознания определяет поступки индивида в повседневной жизни, направленные на практическую реализацию его представлений о патриотизме. Только через деятельностный компонент патриотического сознания выявляется истинное отношение обучаемого к Родине, политике государства, патриотическому долгу, преданности своему Отечеству.

В формировании патриотического сознания обучающихся большую роль играет историческая память. Подвиги отцов и дедов, героические истории их служения Родине создают прочный фундамент, на котором рождаются патриотические чувства. При этом важно отметить, что основой этого фундамента является семья. Именно в семье, на наш взгляд, создаются предпосылки для формирования патриотического сознания, рождается база для поддержания и дальнейшего сохранения патриотических чувств. Семейные традиции получают свое продолжение в патриотических акциях федерального значения (таких как «Бессмертный полк», «Волонтеры победы»), позволяющих раскрыть для подрастающего поколения потенциал патриотизма, его социальную ценность.

Итак, патриотическое сознание - это целостная система представлений о судьбах Родины, благодаря которой человек начинает осознавать себя субъектом защиты и созидания Отечества, понимать ценность патриотических чувств и гореть желанием оказать пользу своей стране - причем не только в военное, но и в мирное время. Конечно, формирование патриотического сознания -это, в первую очередь, педагогический процесс, логика которого отражает поэтапное становление субъекта патриотического воспитания. Но не стоит забывать и о патриотическом самосознании как высшей формы патриотического сознания, предполагающим строительство образа своего Я в контексте взаимодействия со страной и соотечественниками. Внутреннее самовосприятие себя патриотом является важным условием формирования патриотического сознания, стержнем, определяющим мысли и поведение молодых граждан России, ориентированных на национальную идею, пробуждающую патриотические чувства.

Литература

1. Борисова А.И. Отношение современной молодежи к патриотизму // Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью: материалы Меж-дунар. молодежн. науч.-исслед. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. - С. 33-38.

2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

3. Касьянов В.Н., Гущин К.Е. Результаты опроса учащихся средних классов школ города и Кировской области по проблеме патриотизма // Мир педагогики и психологии. - 2021. -№ 6.01. - С. 5-17.

4. Ковригин В.В. Формирование патриотического сознания школьников при изучении Великой Отечественной войны // Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения: Материалы международной научной конференции «Кусковские чтения. Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения». - М.: Издательский центр МГИК, 2019. - С. 54-61.

5. Косаченко Е.Ю. Социально-культурные условия формирования патриотического самосознания молодежи // Культура и образование. -2019. - № 2 (33). - С. 148-155.

6. Крылова Е.Л. Методы изучения патриотического сознания молодежи // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». - 2019. - Вып. 2 (47). - С. 137-147.

7. Лаврова Т.В. Развитие патриотического самосознания учащихся колледжа при изучении курса «История России» // Вестник ТГПУ.

2011. - Вып. 2 (104). - С. 36-38.

8. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

9. Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность // Аналитика культурологии. - 2016. - № 1 (34). -С. 32-36.

10. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Государственная программа // URL: http://www.kdm44. ru/pages/patriotpr-2016-2020.

11. Петрова Л.А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. -

2012. - № 3 // URL: http://psychology.snauka. ru/2012/03/349.

12. Психологический словарь / Под общ. науч. ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

13. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грица-нов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

14. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

15. Шевченко С.Н. Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2017. - Т. 6. - № 4(21). - С. 254-258.

MODERN APPROACHES TO THE CONCEPT OF "PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STUDENTS"

Zhigunova T.P.

Belgorod State National Research University

In this article, in the context of philosophical, psychological and pedagogical ideas, the phenomenon of patriotic consciousness and the peculiarities of its formation are considered. The author of the publication defines the terms "patriotism", "consciousness", "patriotic consciousness" and describes the structure of patriotic consciousness, directions and stages of its formation in details. The author of the article comes to the conclusion that the patriotic consciousness of the young students is being formed through the development of patriotic feelings and the national values and raises the problems concerning the necessity of the patriotic consciousness formation and its role in the process of personal development and moral improvement. The process of forming patriotic consciousness is a complex process, but due to the rich experience of modern schools, it is possible to realize the conception of students' patriotic consciousness of students.

Keywords: patriotism, consciousness, patriotic consciousness, patriotic education, Native land, values.

References

1. Borisova A.I. The attitude of modern youth towards patriotism // State youth policy: challenges and modern technologies of working with youth: materials of the Intern. youth. scientific research conf. - Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2021. - S. 33-38.

2. Hegel G.W.F. Philosophy of law. - M.: Thought, 1990. - 524 p.

3. Kasyanov V.N., Gushchin K.E. Results of a survey of secondary school students in the city and the Kirov region on the problem of patriotism // World of Pedagogy and Psychology. - 2021. -No. 6.01. - P. 5-17.

4. Kovrigin V.V. Formation of the Patriotic Consciousness of Schoolchildren in the Study of the Great Patriotic War // Axio-logical Space of Russian Literature: Traditions and Perspectives of Study: Proceedings of the International Scientific Conference "Kuskov Readings. The Axiological Space of Russian Literature: Traditions and Perspectives of Study. - M.: Publishing Center of the Moscow State Institute of Cinematography, 2019. - S. 54-61.

5. Kosachenko E. Yu. Socio-cultural conditions for the formation of patriotic self-consciousness of youth // Culture and education. -2019. - No. 2 (33). - S. 148-155.

6. Krylova E. L. Methods for studying the patriotic consciousness of youth // Bulletin of TVGU. Series "Pedagogy and psychology". -2019. - Issue. 2 (47). - S. 137-147.

7. Lavrova T.V. The development of patriotic self-awareness of college students in the study of the course "History of Russia" // Bulletin of the TSPU. 2011. - Issue. 2 (104). - P. 36-38.

8. Meshcheryakova B.G., Zinchenko V.P. Big psychological dictionary. - M.: Prime-Eurosign, 2003. - 672 p.

9. Murzin A.I. Conceptual Foundations of Russian Patriotism: Concept and Essence // Analytics of Cultural Studies. - 2016. - No. 1 (34). - S. 32-36.

10. Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020. State program // URL: http://www.kdm44.ru/pages/ patriotpr-2016-2020.

11. Petrova L.A. Formation of patriotism // Psychology, sociology and pedagogy. - 2012. - No. 3 // URL: http://psychology.snau-ka.ru/2012/03/349.

12. Psychological Dictionary / Ed. scientific ed. P.S. Gurevich. - M.: OLMA Media Group, OLMA PRESS Education, 2007. - 800 p.

13. Sociology: Encyclopedia / Comp. A.A. Gritsanov, V.L. Abushen-ko, G.M. Evelkin, G.N. Sokolov. - Minsk: Book House, 2003. -1312 p.

14. Philosophical Dictionary / Ed. I.T. Frolova. - M.: Respublika, 2001. - 719 p.

15. Shevchenko S.N. Formation of patriotic consciousness of students of an agrarian university in the conditions of modern society // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. -2017. - T. 6. - No. 4 (21). - S. 254-258.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.