Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА (АЛЬПИНИЗМ)'

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА (АЛЬПИНИЗМ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
военно-патриотическое воспитание / альпинизм / экстремальные виды спорта / сотрудник специального подразделения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелентьев А.В.

В статье рассмотрены особенности военно-патриотического воспитания на примере одного из экстремальных видов спортаальпинизма. Автор исследует значение понятия патриотизма в воспитательной работе. Подчеркивается, что в процессе военно-патриотического воспитания крайне важно воздействие не только на сознание, но и на чувства и волю воспитанников при формировании патриотических качеств личности. Раскрывается значимая роль морально-нравственных ориентиров в альпинистской практике. Предлагаются отдельные рекомендации с целью дальнейшего улучшения качества воспитательной работы с личным составом военизированных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА (АЛЬПИНИЗМ)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-268-273 NIION: 2018-0076-10/21-274 MOSURED: 77/27-023-2021-10-473

МЕЛЕНТЬЕВ Андрей Валерьевич,

преподаватель кафедры профессиональной подготовки Восточно-Сибирского института МВД России,

Иркутск,

e-mail: ANDREI30303@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА (АЛЬПИНИЗМ)

Аннотация. В статье рассмотрены особенности военно-патриотического воспитания на примере одного из экстремальных видов спорта - альпинизма. Автор исследует значение понятия патриотизма в воспитательной работе. Подчеркивается, что в процессе военно-патриотического воспитания крайне важно воздействие не только на сознание, но и на чувства и волю воспитанников при формировании патриотических качеств личности. Раскрывается значимая роль морально-нравственных ориентиров в альпинистской практике. Предлагаются отдельные рекомендации с целью дальнейшего улучшения качества воспитательной работы с личным составом военизированных подразделений.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, альпинизм, экстремальные виды спорта, сотрудник специального подразделения.

MELENTIEVAndrey Valerievich,

teacher of the Department of professional training East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia,

Irkutsk

FEATURES OF MILITARY PATRIC EDUCATION BY EXTREME SPORTS (ALPINISM)

Annotation. The article examines the features of military-patriotic education on the example of one of the extreme sports - mountaineering. The author examines the meaning of the concept of patriotism in educational work. It is emphasized that in the process of military-patriotic education, it is extremely important to influence not only consciousness, but also the feelings and will of pupils in the formation of patriotic personality traits. The significant role of moral and ethical guidelines in mountaineering practice is revealed. Separate recommendations are offered with the aim of further improving the quality of educational work with the personnel of paramilitary units.

Key words: military-patriotic education, mountaineering, extreme sports, an employee of a special unit.

Отечественный исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что все суровые испытания, выпавшие на долю нашей страны, выдвигали на первый план уникальные черты и качества ее народа:героизм, мужество, стойкость, волю к победе во имя своего отечества. Духовным и нравственным фундаментом, на котором строились благородные порывы народа, позволившие выдержать высочайшее напряжение духовных и физических сил, был и остается российский патриотизм, прошедший путь многовекового формирования и заставляющий говорить о себе как о феноменальном и неординарном явлении мировой истории.

Сегодня Россия переживает период кардинальных социально- политических изменений. За достаточно короткий исторический отрезок вре-

мени трансформировались социальные структуры и институты, претерпели серьезные изменения ценности, нормы, мировоззренческие установки и ориентиры людей.

Важно понимать, что воспитание патриотизму должно обязательно проводиться на каждом этапе становления личности [2, а 303]. В последние годы мы наблюдаем усиление внимания государства и общества к проблеме нравственного, патриотического воспитания молодежи. Об этом свидетельствуют и последние изменения федерального законодательства [1]. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 - 2025 годы» в числе приоритетных направлений государственной молодежной политики провозглашает воспитание гражданственности и патриотизма, подго-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

товку молодых людей к военной службе, подготовку молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлению, создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти, увеличение числа учреждений по работе с молодежью, повышение деловой и социальной активности молодежи [5].

Понятие «патриот» впервые появилось в 1716 г. На Руси патриотизма в современном понимании не существовало. Долгое время патриотизм был связан не с любовью к стране, а с преклонением правителю. Само слово «государство», в привычном нам понимании, появилось только к XVI в. Истоки становления патриотизма обращены к философии Древней Греции. Как отмечается в научной литературе, патриотизм в греческом обществе становится тем средством, с помощью которого решается ряд жизненно важных проблем, связанных с выживанием социума [3].

Бесспорно, патриотическое воспитание -процесс, основывающийся на гражданственно-патриотических ценностях [8, с. 291]. Результатом такого рода кропотливого воспитательного процесса становится готовность большинства населения встать на защиту национальных интересов, проявление преданности Отчизне, гордость за прошлое, настоящее и будущее своей Родины [4, с. 11-22; 9, с. 288-292; 10, с. 9, 11, с. 169].

Спорт обладает значительным воспитательным потенциалом, при этом, является мощнейшим механизмом в выработке таких мировоззренческих начал личности, как гражданственность и патриотизм [7, с. 43].

Для нас интересным является вопрос военно-патриотического воспитания посредством экстремальных видов спорта в военизированных вузах, личностно-профессиональное развитие лиц, занимающихся экстремальными видами спорта в военизированных образовательных учреждениях высшего образования.

Одним из экстремальных видов спорта, используемых при обучении сотрудников специальных подразделений, является альпинизм [2, с. 303 -306].

В деятельности альпиниста главные вопросы обучения и воспитания тесно связаны друг с другом. Каждый альпинист должен владеть основами методики обучения технике альпинизма и навыками командирской и воспитательной работы. Альпинизм — особенно благодарный вид спорта для осуществления идей патриотического воспитания. Будучи, по существу, спортом коллективным, альпинизм значительно отличается от большинства других видов спорта. Прежде всего,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

это спорт не зрелищный, если не считать скалолазания, которое можно рассматривать лишь как отрасль альпинизма. В огромных масштабах на наших «природных стадионах» трудно наблюдать даже колонну, идущую на зачетное восхождение, не говоря уже о небольшой спортивной группе. Несмотря на это, уход группы горовосходителей из лагеря на маршрут, отрыв ее надолго от основного ядра коллектива заставляют переживать, как говорят в спорте, «болеть», не только за спортивные успехи, но и за безопасность «своих». Эта моральная связь особенно ощущается, когда приближается контрольный срок явки группы и в лагере готовится к выходу поисково-спасательный отряд. Каждый альпинист знает, что успех и безопасность в любом восхождении определяются не столько спортивными талантами отдельных спортсменов, сколько подготовленностью и взаимодействием всех членов группы. Без страховки не пройдет трудного и опасного участка скал или льда даже опытный восходитель. Помощь друг другу веревкой на сложных и трудоемких местах облегчает путь, сокращает время восхождения, экономит силы. Физическая и моральная спаянность коллектива восходителей является огромной силой, без которой не мыслится сложное восхождение. Таким образом, альпинизм является мощным средством воспитания чувства коллективизма в самом широком понимании этого слова. Обстановка восхождения часто бывает не только весьма трудной, но и чрезвычайно рискованной. Это должен отчетливо осознавать каждый слушатель. С первых шагов коллектив окружает ряд опасностей, в борьбе с которыми приходится мобилизовать все физические и моральные силы коллектива. На восхождении необходимо уметь анализировать обстановку на основе глубоких познаний в географии, геологии, гляциологии, климатологии. Выбор пути восхождения по сложным маршрутам не мыслится без трезвого и точного расчета, без детального знания природы гор, особенностей движения и поведения человека в горах. Таким образом, в альпинизме физическое воспитание сочетается с воспитанием умственным и патриотическим. В многодневном походе весьма ценна трудоспособность каждого члена группы, стремление сделать больше для своего коллектива. Эти качества хорошо помогают сплотить крепкий коллектив. Любовь к труду необходима в активном устройстве бивуаков, в тщательной разведке и прокладке путей, во всех трудовых процессах, сопровождающих восхождение. В этой части альпинизм способствует привитию трудовых навыков, развитию деловых качеств, воспитывает любовь к труду, приучает человека к самостоятельности, пробуждает инициативу и находчивость, развивает чувство ориентировки. Одно-

временно у альпиниста вырабатывается умение терпеть лишения, довольствоваться малым, быть скромным и неприхотливым, отзывчивым к нуждам товарищей. И, наконец, альпинизм развивает чувство красоты. Изумительные картины природы, которые на каждом шагу открываются восходителю, способствуют воспитанию чувства форм, гармонии красок. Именно этим в большой степени объясняется влечение в горы, которое захватывает альпиниста при первом восхождении и не проходит, как правило, в течение всей жизни. Эстетическое наслаждение дополняется романтикой, путешествия в горах. Необычность, увлекательность обстановки восхождения также способствуют выявлению и развитию лучших сторон человеческой натуры. В краткосрочном спортивно-тренировочном сборе, в спортивной школе, альпинистском или спортивном лагере, на соревновании - везде воспитательная работа должна сопровождать обучение и тренировку молодых спортсменов. Заботой о воспитании должны быть проникнуты все действия инструктора. Работа начинающего альпиниста в низовом спортивном коллективе под руководством инструктора-общественника, которым, по существу, является каждый разрядник, пребывание в альпинистском лагере с целью сдачи нормы на значок «Альпинист России», подготовка на III спортивный разряд и совершенствование спортивной квалификации на самостоятельных маршрутах вплоть до получения массовых разрядов II спортивного разряда и I спортивного разряда — все это последовательные звенья одной цепи обучения и воспитания спортсмена. По существующему положению преподавателю-инструктору альпинизма необходимо иметь не менее I спортивного разряда и 3 инструкторской категории. Рост спортивной квалификации неотъемлем от роста педагогического уровня. Хорошее знание предмета обучения — техники и тактики альпинизма — залог высокого авторитета преподавателя-инструктора [6]. Это знание дает возможность использовать каждого квалифицированного альпиниста для подготовки широких масс начинающих альпинистов, позволяет грамотно строить программу тренировок спортивной группы. Роль инструктора по альпинизму в процессе воспитания особенно велика. За 10-дневный период пребывания в лагере с каждым участником должна быть проведена большая работа, которая не может увенчаться успехом, если относиться к ней без энтузиазма, без души. Преподавателю необходимо работать с молодыми спортсменами не только в рамках 8-10 часов тренировочных занятий. В его обязанность входит: проследить, вовремя ли поднялись и сделали зарядку, успели ли умыться, как и чем они накормлены, все ли вышли на построение. После

занятий, которые проходят под руководством инструктора или при его активном участии надо проверить, как занимающиеся проводят свое свободное время. Инструктору необходимо хорошо владеть языком, постоянно работать над расширением своего кругозора. Кроме того, он должен обладать и высокими моральными и нравственными качествами. Инструктору необходимо уметь грамотно объяснить явления политической жизни в стране и за рубежом. Успех воздействия на обучаемых зависит от инициативы, он должен стать лучшим товарищем своих учеников, первым советчиком во всех крупных и мелких делах, справедливым и строгим судьей в спорных вопросах. В то же время, ему нужно быть достаточно чутким и внимательным, когда дело касается личной жизни человека, настойчивым и твердым в соблюдении техники безопасности, организации порядка учебных занятий и в выполнении коллективных обязательств. Отдавая должное решительности и смелости, необходимыми альпинисту, инструктор должен почаще напоминать обучаемым, что эти качества в альпинизме следует разумно сочетать с точным расчетом и осторожностью (но не трусостью). Без этого любое восхождение может легко обратиться в безрассудную авантюру с неоправданным риском. В альпинистских лагерях существует традиция построений альпинистов на передней линейке лагеря для заслушивания приказов, рапортов руководящему составу о выполнении учебных и спортивных заданий. Инструктор должен и здесь быть образцом поведения и подтянутости, требуя соблюдения установленного порядка и в предельной точности соблюдать распорядок дня. Инструктору следует подумать о культуре обращения спортсменов друг с другом. Грубость не совместима с обликом альпиниста. Надо уметь не принимать глубоко к сердцу маленькие недоразумения, не замечать их, оставаясь чутким и вежливым к товарищам. Это поможет легче преодолевать неудобства, которыми полна бивуачно-экспедиционная жизнь. Моральная стойкость особенно важна в условиях бивуачного быта. В спортивной среде нередко можно наблюдать, как успехи дают повод спортсмену зазнаваться, считая себя «опорой» группы. Следует вовремя напомнить ему, что в основе его достижений успех всего коллектива и что один человек не решает успеха восхождения. Честолюбие в значительной степени стимулирует спортивные успехи, но личное честолюбие и спортивная честь коллектива должны быть слиты воедино. Правдивость и честность не позволяют альпинисту допустить фальшь там, где идет борьба не столько с природой, сколько с собой, где сознание, что вершина покорена напряжением мышц и воли коллектива, в тысячу раз дороже всех внеш-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

них оценок. Если у альпиниста не хватило духа или физических сил дойти до вершины нескольких десятков метров, то это, по неписаным законам совести, уже не дает ему права считаться восходителем. Воспитанию воли альпиниста следует уделить особенно большое внимание. Именно волевые импульсы заставляют преодолевать, казалось бы, непреодолимые трудности в самых невыносимых условиях. Инструктор должен так воспитать молодого спортсмена, чтобы в острых положениях тот находил в себе достаточно воли и физических сил для выполнения задачи, достижения победы. Умение, «не раскисая», сохранять бодрость духа, терпеть лишения приходит не сразу. Оно вырабатывается на мелочах в повседневной жизни еще до периода восхождений. Воспитание самостоятельности у альпиниста-спортсмена не менее важно, чем воспитание воли. Растущий альпинист должен постоянно стремиться к самостоятельности в действиях. Технические и тактические навыки, полученные альпинистом при восхождении в роли ведущего, даже на отдельных участках пути, втрое ценнее навыков, приобретенных в качестве ведомого. Стремление постоянно вести зрительную разведку, обдумывать путь может развиваться только у ведущего. Для развития навыков самостоятельности инструктор, ведущий группу, должен меньше прокладывать путь сам и больше доверять решение тактических задач вождения рядовым альпинистам. Воспитание самостоятельности тесно связано с воспитанием чувства ответственности. Это качество должно быть остро развито у альпиниста. Допуская известную долю риска в выборе и прокладке пути восхождения, альпинист прежде всего думает о товарищах: имеет ли он право подвергать опасности свой коллектив, оправдан ли этот риск. Инструктор альпинизма должен быть хорошим командиром. Умение командовать людьми необходимо не только в прикладных целях. Практические занятия по технике альпинизма, восхождения с большой массой людей в сложной обстановке, нередко полной опасностей, требуют умения быстро сосредоточить людей, правильно их расположить, создать тот или иной походный порядок. Это диктуется соображениями как безопасности, так и рациональности движения. Поэтому каждый инструктор должен владеть необходимыми командными навыками, знать строевой устав, уметь быстро и четко подать нужную команду. Неточные команды могут, вместо подтягивания людей, вызвать в строю смех, шутки и тем самым способствовать падению дисциплины. Строевые команды, касающиеся главным образом порядка построения и движения, в альпинизме дополняются специальными командами, направленными к сосредоточению внимания на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

опасных местах («внимание вверх!», «внимание направо, налево!», «камень!», «лавина!»), по которым участники альпинистских групп должны действовать почти мгновенно. Необходимо умение пользоваться четкими командами, связанными с работой на веревке («дай веревку!», «возьми веревку!») и форсированием опасных мест («быстро!», «стой!», «закрепись!», «береги голову!»). Этим командам в практике восхождений следует придать большое значение. В вопросах применения дисциплинарных методов воздействия инструктору альпинизма нужно ориентироваться на сознательную дисциплину, основанную на чувстве ответственности перед коллективом и инструктором за свои поступки. В альпинистском лагере должна царить твердая спортивная дисциплина, исходящая из добровольного подчинения членов коллектива установленным правилам. Каждый альпинист, вне зависимости от квалификации, должен соблюдать эти правила. Ставить себя в привилегированное положение, основываясь на должностном или общественном положении, никто не имеет права. Анализируя причины несчастных случаев в альпинизме, можно прийти к выводу, что большинство аварий в горах в той или иной степени связано с нарушением дисциплины, невыполнением установленных правил. Поэтому вопросам дисциплины инструктор альпинизма должен уделять исключительное внимание. Не будет ошибкой сказать, что в альпинизме необходима железная, сознательная дисциплина среди руководителей, альпинистов. Обстановка в горах в условиях восхождения или перевального похода требует безусловного исполнения команд по причинам, быть может, не всегда сразу понятным начинающим альпинистам. Неплохо, если на ближайшем привале инструкторы учебных групп пояснят, почему принят к исполнению данный приказ. Дисциплинарные взыскания общественного и административного порядка можно применять лишь в случаях необходимости и только после того, как все другие меры воздействия не увенчались успехом. Строгие меры следует применять после того, как проступки против дисциплины были поставлены на суд общественности, обсуждены и решения рекомендованы от лица коллектива. Нужно отмечать также и положительные качества членов коллектива. В распоряжении инструктора имеются порой малозаметные, но весьма действенные средства поощрения, которые могут сильно помочь, если ими умело пользоваться. Прямой причиной аварий в альпинизме часто является безответственность со стороны старших групп и со стороны отдельных участников, нарушивших дисциплину, в частности, дисциплину страховки. Каждый член спортивной группы альпинистов

несет ответственность перед коллективом за нетвердый шаг, плохую страховку в движении, за подломившуюся снежную ступень, ненатянутую веревку, за недопустимую медлительность в кам-непадных местах. Во время походов и восхождений инструктор сразу видит результаты своей работы за период тренировок. Спаянность, дисциплинированность учебной группы, готовность к взаимной помощи ярче всего обнаруживаются в пути.

Таким образом, военно-патриотическое воспитание экстремальными видами спорта имеет огромное значение при обучении сотрудников специальных подразделений, поскольку развивает такие важные человеческие качества, как ответственность, взаимное уважение, дисциплинированность.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения: 04.10.2021).

[2] Мелентьев А.В. Военно-патриотическое воспитание экстремальными видами спорта в военизированном вузе (альпинизм) // Образование и право. - 2019. - № 8. - С. 303-306.

[3] Миронов А.В. Идея патриотизма в греческой философии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 16. - Вып. 3. - С. 276-280.

[4] Новейшая военная энциклопедия. Сила и гордость новой России / А.П. Горкин и др. (ред.). -М.: РИПОЛ Классик, 2007. - С. 11-22.

[5] Новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан стартует с 1 января [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области. 23.11.2020. - Режим доступа: https://www.eao.ru/isp-vlast/upravleme-po-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-pravitelstva-eao/ novosti/novyy-federalnyy-proekt-patrioticheskoe-vospitame-grazhdan-rf-startuet-s-1 -yanvarya/ (дата обращения: 04.10.2021).

[6] Основная программа профессионального обучения «Повышение квалификации сотрудников специального отряда быстрого реагирования управления обеспечения специальных мероприятий ГУНК МВД России и отрядов специального назначения «Гром» подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России (горная подготовка)». - М.: ДГСК МВД России, 2021. - 26 с.

[7] Патриотическое воспитание спортсменов: учеб. пособие / С.В. Новаковский, В.А. Бобровский, А.В. Бобровский, С.В. Кондратович; [науч. ред. С.В. Степанов]. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2019. - 124 с.

[8] Тимофеев А.В. Проблема военно-патриотического воспитания молодежи в отечественных педагогических исследованиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2010. - № 3-3. - С. 16-22.

[9] Ушакова К.В., Касимова С.С. Патриотизм как важный элемент формирования личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 8. - С. 288-292.

[10] Хисамов И.Ф. Нравственное и патриотическое воспитание молодежи в сфере физической культуры и спорта // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях: сб. материалов IV Всеросс. науч.-практ. конф., г. Уфа, 2018 г. / отв. ред. С.Т. Аслаев. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. - C. 8-9.

[11] Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в вузах МВД России: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № 2А. - С. 168-176.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 g. № 304-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayushchihsya» // Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii. - Rezhim dostupa: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45788 (data obrashcheniya: 04.10.2021).

[2] Melent'ev A.V. Voenno-patrioticheskoe vospitanie ekstremal'nymi vidami sporta v voe-nizirovannom vuze (al'pinizm) // Obrazovanie i pravo.

- 2019. - № 8. - C. 303-306.

[3] Mironov A.V. Ideya patriotizma v grecheskoj filosofii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika.

- 2016. - T. 16. - Vyp. 3. - S. 276-280.

[4] Novejshaya voennaya enciklopediya. Sila i gordost' novoj Rossii / A.P. Gorkin i dr. (red.). - M.: RIPOL Klassik, 2007. - S. 11-22.

[5] Novyj federal'nyj proekt «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan startuet s 1 yanvarya [Elektron-nyj resurs] // Oficial'nyj portal organov gosudarstven-noj vlasti Evrejskoj avtonomnoj oblasti. 23.11.2020.

- Rezhim dostupa: https://www.eao.ru/isp-vlast/ upravlenie-po-organizatsii-proektnoy-deyatelnos-ti-pravitelstva-eao/novosti/novyy-federal-nyy-proekt-patrioticheskoe-vospitanie-grazh-dan-rf-startuet-s-1-yanvarya/ (data obrashcheniya: 04.10.2021).

[6] Osnovnaya programma professional'nogo obucheniya «Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov spe-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

cial'nogo otryada bystrogo reagirovaniya upravleniya obespecheniya special'nyh meropriyatij GUNK MVD Rossii i otryadov special'nogo naznacheniya «Grom» podrazdelenij po kontrolyu za oborotom narkotikov territorial'nyh organov MVD Rossii (gornaya podgot-ovka)». - M.: DGSK MVD Rossii, 2021. - 26 s.

[7] Patrioticheskoe vospitanie sportsmenov: ucheb. posobie / S.V. Novakovskij, V.A. Bobrovskij, A.V. Bobrovskij, S.V. Kondratovich; [nauch. red. S.V. Stepanov]. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo un-ta, 2019. - 124 s.

[8] Timofeev A.V. Problema voenno-patriotich-eskogo vospitaniya molodezhi v otechestvennyh pedagogicheskih issledovaniyah // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. -2010. - № 3-3. - S. 16-22.

[9] Ushakova K.V., Kasimova S.S. Patriotizm kak vazhnyj element formirovaniya lichnosti // Aktu-al'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. -2012. - № 8. - S. 288-292.

[10] Hisamov I.F. Nravstvennoe i patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta // Problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: sb. materialov IV Vseross. nauch.-prakt. konf., g. Ufa, 2018 g. / otv. red. S.T. Aslaev. - Ufa: RIC BashGU, 2018. - C. 8-9.

[11] Shagbanova H.S. Gumanizaciya obra-zovaniya v vuzah MVD Rossii: sovremennoe sostoy-anie i perspektivy razvitiya // Pedagogicheskij zhur-nal. - 2020. - T. 10. - № 2A. - S. 168-176.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.