Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА В ВОЕНИЗИРОВАННОМ ВУЗЕ (АЛЬПИНИЗМ)'

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА В ВОЕНИЗИРОВАННОМ ВУЗЕ (АЛЬПИНИЗМ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ВОЕНИЗИРОВАННЫЙ ВУЗ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / PATRIOTISM / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / EXTREME SPORTS / PARAMILITARY UNIVERSITY / CIVIC POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелентьев Андрей Валерьевич

В статье проведен анализ военно-патриотического воспитания экстремальными видами спорта в военизированном ВУЗе по направлению альпинизм. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта. Научная новизна статьи заключается в демонстрации актуальных данных в контексте современного взгляда на патриотическое воспитание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION BY EXTREME SPORTS IN A PARAMILITARY UNIVERSITY (MOUNTAINEERING)

The article analyzes the military-Patriotic education by extreme sports in a paramilitary University in the direction of mountaineering. Research methodology-analysis of scientific literature on a given problem, as well as practical domestic experience. The scientific novelty of the article lies in the demonstration of actual data in the context of the modern view of Patriotic education

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА В ВОЕНИЗИРОВАННОМ ВУЗЕ (АЛЬПИНИЗМ)»

МЕЛЕНТЬЕВ Андрей Валерьевич,

преподаватель кафедры профессиональной подготовки Восточно-Сибирский институт МВД России,

Иркутск

e-mail: ANDREI30303@yandex.ru

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА В ВОЕНИЗИРОВАННОМ ВУЗЕ (АЛЬПИНИЗМ)

Аннотация: В статье проведен анализ военно-патриотического воспитания экстремальными видами спорта в военизированном ВУЗе по направлению альпинизм. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта. Научная новизна статьи заключается в демонстрации актуальных данных в контексте современного взгляда на патриотическое воспитание.

Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, экстремальные виды спорта, военизированный вуз, гражданская позиция.

MELENTIEVAndrey Valerievich,

teacher of the Department of professional training East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia,

Irkutsk

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION BY EXTREME SPORTS IN A PARAMILITARY UNIVERSITY (MOUNTAINEERING)

Annotation. The article analyzes the military-Patriotic education by extreme sports in a paramilitary University in the direction of mountaineering. Research methodology-analysis of scientific literature on a given problem, as well as practical domestic experience. The scientific novelty of the article lies in the demonstration of actual data in the context of the modern view of Patriotic education.

Key words: patriotism, military-Patriotic education, extreme sports, paramilitary University, civic position.

ВХХ1 веке Россия, как и в течение всего времени, вынуждена защищать собственные военные и политические интересы по всему миру. В складываемой обстановке наше государство нуждается в сохранности духовно-нравственных ценностей и создании патриотических качеств граждан [1].

Патриотизм представляет собой очень важный аспект функционирования мыслительной деятельности человека в рамках конкретной статьи. Именно благодаря исследованию уровня патриотизма в стране можно сделать вывод о рационально применяемой политике работы с гражданами. Потому воспитание патриотизму должно обязательно проводиться на каждом этапе становления человека: в маленьком возрасте при помощи родителей, в школьном возрасте при помощи образовательных социальных институтов, во взрослом возрасте благодаря ВУЗам и другим учреждениям, которые способствуют формированию патриотического мышления у современной молодежи. Согласимся со справедливым мнением Х.С. Шагбановой о том, что идея патрио-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

тизма в российской полиции как одна из ведущих мест в системе национальных приоритетов является фундаментальным направлением не только в духовной жизни полицейских, но и во всех важнейших сферах ее деятельности [6, а 263].

Первостепенную роль в развитии военно-патриотического воспитания будущих офицеров выполняют военные учебные учреждения. Основы военно-патриотического воспитания офицеров начинают закладываться в момент получения образования в военных ВУЗах, за счет создания и развития патриотических качеств у курсантов. Образовательная среда военного ВУЗа предоставляет огромные возможности для формирования фундамента патриотических ценностей у будущих офицеров.

В существующей действительности очень важно изучить задачи офицеров, можно утверждать, что первостепенной из них является процесс получения теоретической и практической информации о воспитании служащих, а также способствовать дальнейшей их подготовке к азам военной службы.

Теоретическое обоснование технологий военного и патриотического воспитания курсантов военных ВУЗов считается важнейшим ресурсом для увеличения качества данной работы. Также основным компонентом педагогических технологий считаются средства воспитания. Развитие информационных технологий помогает применять в военном и патриотическом воспитании такие инновационные средства, как мультимедийные ресурсы, документальные материалы и видео, аудио информацию [2].

Основной проблемой применения технологий военного и патриотического воспитания считается выбор грамотного способа обучения. Нет способов плохих или хороших, ни один из них не способен быть заранее объявлен неэффективным, все будет зависеть от тех условий, в которых он используется. Чем точнее командир и педагог понимают причины появления определенного способа, чем лучше осведомлены об их специфике, тем результативнее в целом протекает процесс воспитания.

Альпинизм является средством обретения личных качеств, знаний и опыта, нужных офицеру и курсанту для успешных действий в трудных и суровых условиях высокогорья. Военный альпинизм применялся в определенной форме с тех пор, как люди с военными целями начали появляться в горах. История прямо обозначает факты побед и поражений войск в горах в прямой зависимости от того, как подготавливались войска к таким действиям. Значимость альпинизма отчетливо проявляется в момент военных действий, когда боевые действия с равнинных плацдармов перемещались в горы Кавказа, Карпат, Татр, Альп.

В ВУЗе педагоги применяют определенные методы - в военном и патриотическом воспитании используют элемент военного альпинизма.

В учебном учреждении рассматривается работа на созданной искусственной горной полосе препятствий, с несколькими подъемами по вертикальным перилам с жумаром; по переправе, перильным веревкам, навешанных для безопорного прохождения, спусковым и подъёмным веревкам в опорном и безопорном пространстве. Протяженность этапов составляет от 15 до 35 метров. Крутизна стен с рельефом 60-90-120 градусов - стена фанерная с искусственным рельефом высотой 8 метров с боулдеринговыми и ска-лолазными трассами, оборудованных соответствующими точками страховок.

Спортивный экстрим связывается в основном с физическими и психологическими перегрузками. И для достижения спортивного результата жизненно нужны такие качества, как взаимовыручка, коллективизм, терпимость к чужим недостаткам, уважительное отношение друг к другу.

В приоритетном порядке рассматривается направление моделирования критических ситуаций и роль экстремальных видов спорта (далее -ЭВС) в формировании системы спасения самозащиты и технологий активной безопасности. Прогнозируются экстремальные и критические ситуации и реализуется переоценка роли ЭВС в профилактике экстремальных ситуаций и чрезвычайных положений в работе силовых подразделений специального назначения.

Имеются экспериментально подтвержденные доказательства, что применение средств ЭВС значимо повышает физическую надежность и готовность профессионалов в условиях влияния экстремальных факторов: значимо уменьшает профессиональную и профессионально обусловленную заболеваемость, число травм, отказов в работе по вине человеческого фактора.

Сложно переоценить значимость планирования военной и патриотической работы. Особенное внимание при проведении спортивных соревнований по военным и прикладным видам уделяется Спартакиадам, соревнованиям как итоговой работе за периоды учебы. Успеху на данных соревнованиях в большинстве своем способствует военная и патриотическая работа, помогающая сплотить команду для достижения высоких результатов [3].

Обязательным условием является комплексный и индивидуальный подход к созданию и подготовке команды. Важно проводить ротацию спортсменов с осуществлением обмена опытом участия в соревнованиях старших товарищей. Это больше всего характерно для сборной команды и тут без помощи инструкторов нельзя обходиться.

Работа по военному и патриотическому воспитанию считается важной частью обязательной подготовки курсантов и от ее проведения будет зависеть, каким будущий сотрудник сможет прийти на службу Отечеству в определенной сфере. Педагогическая работа с молодежью может осуществляться при подготовке и проведении спортивных мероприятий.

Военное и патриотическое воспитание характерно специфической направленностью студенческой молодежи на создание у нее готовности к воинской службе, высокой индивидуальной ответственности за исполнение требований воинских уставов, убеждением в важности развития военно-прикладных навыков, физических качеств и умений для успешного исполнения воинского долга.

Разработанная педагогическая технология военного и патриотического воспитания студенческой молодежи вуза при подготовке к воинской службе с применением методики альпинизма, включает 5 этапов начальной, общефизической,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

военной и прикладной подготовки, психической готовности к службе, готовности к действиям в экстремальных условиях [5].

На личностном уровне патриотизм будет выступать в виде важной, устойчивой характеристики человека, которая выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормативах поведения. При учете современных требований к построению учебного и воспитательного процесса, можно выделить такие важные аспекты образовательной системы, как принцип адресного подхода в создании патриотизма, который предполагает применение особенных форм и способов патриотической работы при учете возрастной, социальной, профессиональной категории учеников.

Таким образом, в современной России процессу формирования ценностей патриотического характера у курсантов военных вузов уделяется достаточное внимание: разрабатываются законы, методические рекомендации, публикуются учебные пособия по организации воспитания, определяющие технологии патриотического воспитания, на федеральном уровне организуются мероприятия по развитию у молодого поколения патриотических качеств. Для того, чтобы уровень воспитания продолжал расти нужно постоянно контролировать результативность применяемых педагогами способов, форм, средств воспитания, улучшать педагогический опыт командиров, формировать условия для наделения курсантов способности самостоятельно воспитываться, а также стимулировать у них развитие внутренних мотивов самосовершенствования.

Патриотическое воспитание курсантов является систематической и целенаправленной деятельностью органов государственной власти, определенных социальных и государственных институтов, общественных организаций и объединений по созданию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности собственному Отечеству, готовности к исполнению гражданского долга и конституционных обязательств по защите интересов Родины. Это трудная система социальной и педагогической деятельности, которая связывается с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с основательной подготовкой курсантов к созидательному труду на благо Отечества.

Стоит понимать, что в современных реалиях очень важно реализовывать различные подходы к организации воспитания курсантов. Ведь мир не стоит на месте, а модернизируется и совершенствуется, соответственно, должны происходить и качественные изменения в военно-патриотическом воспитании курсантов. Так, необходимо разрабатывать ряд комплексных эффективных мер,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

который будет базироваться на сочетании психологического, физического и образовательного процессов. Причем, каждый пункт и элемент данного комплекса должен базироваться на первостепенной задаче - привитие чувства патриотизма курсантам. Ведь без данного чувства невозможно представить эффективную службу во благо страны.

Практический опыт в области ЭВС помогает побороть страх у курсантов и подготовить их к вероятным сложным этапам на службе. Также такие неординарные подготовки возрождают гражданственность и патриотизм, духовные, нравственные, социальные ценности, направлены на создание и развитие личности ученика, который имеет важные активные социально значимые качества. Горная подготовка военнослужащих по собственным методикам мало отличается от спортивной. Снаряжение у военных и гражданских альпинистов одно и то же, техника восхождения и действий примерно одинаковые. Иное дело, что на офицеров ложится огромная физическая нагрузка - кроме требуемого снаряжения, запаса провизии и воды каждый несет с собой средства защиты, наблюдения, обнаружения, оружие и боекомплект.

В особенности будущие бойцы спецподразделений в обязательном порядке проходят горнолыжную подготовку и имеют на вооружении особенные лыжи с камусом для подъёма в гору. На данный момент все снаряжение поставляемое в спецподразделения стараются заменить на - снаряжение российского производства. Вместе с тем, полноценное обучение альпинизму проходят будущие офицеры, которые по своим морально-волевым качествам и физической подготовленности смогут проходить службу в спецназе. Чтобы получить из курсанта полноценного специалиста-высотника, ему требуется пройти несколько этапов обучения. К примеру, побывать на нескольких альпинистских сборах в горах, совершить учебные и тренировочные восхождения по категорийным маршрутам после окончания ВУЗа, при постановке на должность и т.д. Пройти начальную подготовку и переподготовку в должности оперуполномоченный-высотник в ведомственном военном ВУЗе МВД РФ. В результате получить спортивные разряды по альпинизму и выполнять задачи в соответствии с должностным регламентом.

Для того, чтобы поддерживать необходимую форму, важно заниматься самостоятельной подготовкой и переподготовкой. Для этого в подразделении по годовому плану обучения для стоящих на должности сотрудников уделяется 70 часов. И раз в два года сотрудник отправляется в ВУЗ на повышение квалификации, продолжительность

которой 136 часов, чтобы он был полностью готов к предстоящим специальным операциям с использованием альпинистского снаряжения в боевых или учебных действиях [4].

Список литературы:

[1] Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. 2015. № 1.

[2] Медведев, А. А. Выступление на заседании Президиума Государственного Совета в Санкт-Петербурге 2018 г. // Официальный сайт Президента РФ. [Электронный документ]. Режим доступа: http: // president.kremlin.ru (дата обращения: 12.07.2019).

[3] О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях: постановление правительства РФ // Российская газета. 2016. № 144.

[4] Основная программа профессионального обучения (повышения квалификации) Горная высотная подготовка сотрудников отряда специального назначения «Гром» подразделения по контролю за оборотом наркотиков территориального органа МВД России на региональном уровне для повышения квалификации старших оперуполномоченных боевого (высотника) отделения, оперуполномоченных боевого (высотника) отделения ОСН УНК МВД России. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2018. - 55 с.

[5] Патриотическое воспитание граждан РФ на 2017-2020 годы: государственная программа // Собрание законодательных актов РФ. 2016. № 29.

[6] Шагбанова Х.С. Из опыта реализации патриотического воспитания полицейских в зарубежных странах // Образование и право. 2018. № 12. - С. 262-267.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.