Научная статья на тему 'Организация военно-патриотического воспитания советской молодежи в 1920-е годы (на материалах Ставрополья)'

Организация военно-патриотического воспитания советской молодежи в 1920-е годы (на материалах Ставрополья) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАРКОМПРОС / ВСЕВОБУЧ / ШКОЛЬНЫЙ ИНСТРУКТОР / ВОЕНИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / "НОВЫЙ СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК" / YOUTH / PATRIOTISM / SOVIET YOUTH / PATRIOTIC EDUCATION / HISTORY OF EDUCATION / NARKOMPROS / VSEVOBUCH / SCHOOL INSTRUCTOR / PARAMILITARY ORGANIZATION / "THE NEW SOVIET PERSON"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворцова Татьяна Алексеевна

Статья посвящена организации и развитию военно-патриотического воспитания советской молодежи в 1920-е гг. В этот период основную функцию по военно-патриотическому воспитанию молодежи советская власть передает городскому отделу, по всеобщему военному обучению населения Всевобучу. Анализируются этапы развития и результаты работы этого учреждения. Особое внимание автор уделяет роли школьного инструктора в области школьного строительства. В статье обозначен значительный вклад молодежных военно-спортивных организаций в формирование «нового советского человека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворцова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-PATRIOTIC SOVIET YOUTH''S EDUCATION ARRANGEMENT IN 1920s (BASED ON DOCUMENTS OF THE STAVROPOL REGION)

The article studies the organization and development of military-patriotic education of the Soviet youth in the 1920s. During this period, the Soviet authorities delegate the main function of youth military patriotic education to city department of general military education of the population Vsevobuch. The stages of development and results of the work of this organization are analyzed. The author pays special attention to the role of a school instructor in the ield of school construction. The article notes a signiicant contribution of the youth military and sports organizations in forming «the new Soviet person».

Текст научной работы на тему «Организация военно-патриотического воспитания советской молодежи в 1920-е годы (на материалах Ставрополья)»

УДК 93/94

Т. А. Дворцова

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ В 1920-е ГОДЫ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬЯ)

Статья посвящена организации и развитию военно-патриотического воспитания советской молодежи в 1920-е гг. В этот период основную функцию по военно-патриотическому воспитанию молодежи советская власть передает городскому отделу, по всеобщему военному обучению населения - Всевобучу. Анализируются этапы развития и результаты работы этого учреждения. Особое внимание автор уделяет роли школьного

инструктора в области школьного строительства. В статье обозначен значительный вклад молодежных военно-спортивных организаций в формирование «нового советского человека».

Ключевые слова: молодежь, патриотизм, советская молодежь, патриотическое воспитание, история образования, Наркомпрос, Всевобуч, школьный инструктор, военизированная организация, «новый советский человек».

Т. А. Оуо|1зоуа

MILITARY-PATRIOTIC SOVIET YOUTH'S EDUCATION ARRANGEMENT IN 1920s (BASED ON DOCUMENTS OF THE STAVROPOL REGION)

The article studies the organization and development of military-patriotic education of the Soviet youth in the 1920s. During this period, the Soviet authorities delegate the main function of youth military patriotic education to city department of general military education of the population - Vsevobuch. The stages of development and results of the work of this organization are analyzed. The author pays special

attention to the role of a school instructor in the field of school construction. The article notes a significant contribution of the youth military and sports organizations in forming «the new Soviet person».

Key words: youth, patriotism, Soviet youth, patriotic education, history of education, Narkompros, Vsevobuch, school instructor, paramilitary organization, «the new Soviet person».

В последние годы патриотическое воспитание становится одним из ведущих направлений современной молодежной политики [2] и популярной темой гуманитарных исследований. Ученые различных научных направлений ведут споры о смысловом наполнении понятия «патриотизм» в определенные исторические эпохи [15, 9], о формах и методах его воспитания [7, 8]. Теоретические аспекты патриотизма как культурно-исторического феномена отражены во многих научных статьях и монографиях. Однако конкретно-исторические аспекты патриотического воспитания, подходы к его культивированию, на сегодняшний день остаются малоизученными [11, 13, 8, 16]. В особенности это имеет отношение к советской системе воспитания патриотизма в ходе организации спортивно-массовой работы, положенной в основу современной концепции патриотического воспитания молодежи. Масштабность и массовость военно-патриотического воспитания в советское время, как уже

отмечалось исследователями, диссонирует с отсутствием методологически современного и комплексного изучения данной темы в российском и международном историографическом ландшафте, а также существенными пробелами в исследованиях важнейших аспектов патриотической проблематики на местном (локальном) материале [11, с. 3].

Именно поэтому изучение военно-патриотического воспитания молодежи на Ставрополье в 1920-е гг. в настоящее время приобретает особую актуальность. Важно возвратиться к истокам, чтобы оценить применимость в современном социуме тех форм воспитания патриотизма, которые широко использовались в советское время.

В нашей работе мы остановимся на анализе архивных документов (решений, постановлений, приказов) губернского и окружного отдела народного образования (Ф. Р-164), Государственного архива Ставропольского края, которые позволяют проанализировать куль-

турно-просветительскую политику советской власти, направленную на создание в обществе новых ценностей с помощью системы военно-патриотического воспитания, на региональном уровне. Реконструировать события истории Ставрополья в 1920-е гг. помогают также имеющиеся сборники опубликованных документов -декреты советской власти, архивные подборки по повседневной истории Ставропольского края, в частности, уникальное издание «Голоса из провинции: жители Ставрополья в 1917-1929 годах» [1].

Первое десятилетие существования советского государства стало сложным временем приспособления общества к новой власти, периодом, во многом противоречивым: в одночасье рушились старые социальные институты и создавались новые, как минимум дважды за десять лет кардинально менялся экономический курс страны (от вынужденных мер «военного коммунизма» в период Гражданской войны к рыночным отношениям НЭПа, а от НЭПа - к форсированной индустриализации и коллективизации первой пятилетки).

Между тем для защиты созданного советского государства требовалось воспитать общество, идеологически преданное новой власти. В этой связи большое внимание уделялось молодежи как наиболее перспективной возрастной группе. Изменение содержания школьных учебников и университетских программ, форм и методов преподавания в школах и вузах, создание советских учебных учреждений, подготовка учителей, затем создание детских и молодежных организаций - все эти шаги должны были в конце концов создать «нового советского человека».

Военно-патриотическая подготовка подрастающего поколения занимала в воспитании «нового советского человека» особое место. Так, уже в 1918 г. Декретом ВЦИК от 22 апреля «Об обязательном обучении военному искусству» [6] устанавливалась обязанность всего мужского населения страны пройти курс всеобщего военного обучения (Всевобуч). Такое обучение включало элементы общей физической подготовки не только для граждан призывного возраста, но и школьников, в том числе и гражданок, с их согласия. Для организации всеобщего военного обучения Декретом создавалась целая военизированная система органов Всевобуча в центре и на местах под руководством Главного управления Всеобщего военного обучения и формирования Красных резервных частей.

На территории Ставропольской губернии советская власть после окончания Гражданской войны была окончательно установлена в

феврале-марте 1920 г. Уже с февраля 1920 г. сформированный Отдел народного образования Ставропольского Губревкома начинает активно внедрять в массы политику создания «нового» советского человека, действуя через сеть различных курсов общеобразовательного характера, народных университетов и народных домов, дворцов культуры, клубов и т. д. Уже в 1922 г. подотделы ГубОНО, в частности такие, как Отдел пропаганды и Отдел охраны детства, ведали широким спектром детско-юношеских учебных, учебно-исправительных, досуговых учреждений, а также рядом школ для образования взрослых: совпартшколами, клубами, избами-читальнями, библиотеками, музейно-экс-курсионно-выставочными и лекторскими бюро [2, л. 48]. Все созданные советской властью до-суговые и образовательные учреждения ставили основной целью идеологическую пропаганду и военно-патриотическое воспитание.

В апреле 1920 г. в Ставропольской губернии во исполнение Постановления Реввоенсовета РСФСР от 17.12.1919 «О допризывной подготовке молодежи» [14] были введены организационные мероприятия по физическому развитию детей школьного возраста. Физкультура стала обязательным предметом в школах. Школьным советам было предложено составить подробные сметы по оборудованию школ гимнастическими снарядами и спортивным инвентарем. Были организованы соответствующие инструкторские курсы, а молодые люди « в возрасте от 16 до 18 лет должны были зарегистрироваться в местном Всевобуч» [3, л. 2].

Для реализации целей советской образовательной политики и организации военно-патриотического воспитания молодежи 14 июля 1920 г. в Ставропольской губернии был создан Совет физической культуры, в который вошли представители Всевобуча, комсомольской организации, местных Отделов народного образования и народного здравоохранения, а также Женотдела при партийном Губбюро [3, л. 11]. В структуре Совета физической культуры было создано несколько секций.

Учетно-административная секция осуществляла общее руководство по организации правильного учета, обучения допризывников школьного и подготовительного возрастов, а также образования на местах территориальных секций физической культуры.

Секцией пропаганды и популяризации идей физического развития и допризывной подготовки занимался Всевобуч. В его обязанности также входила популяризация идей физического развития и допризывной подготовки на территории всей губернии и, главным образом, в дерев-

нях, на фабриках и заводах; а также подготовка молодёжи, проходящей допризывное обучение.

Секцию физического воспитания школьников курировал Наркомат обороны. Он осуществлял общее руководство организации допризывной подготовки в школах, организовывал школьные комиссии допризывной подготовки, а также проводил набор руководителей физического воспитания и допризывной подготовки в школах. Эта де организация отслеживала обеспечение школ необходимым спортивно-гимнастическим инвентарем.

Секция научных исследований результатов физического развития (Губотздрав) осуществляла руководство санитарного надзора в школах и спортивно-гимнастических организациях. Секция также организовывала общества и кружки для содействия «телесному, общественному и душевному развитию дефективных детей» [3, л. 2 об.].

Совещания созданного Совета физической культуры, согласно его уставу, должны были проходить регулярно и часто: 10 и 20-го числа каждого месяца. Однако все было не так гладко, как на бумаге. Например, в записке местному отделу народного образования военком жалуется, что ни 10, ни 25 августа на заседание никто не явился [3, л. 13]. Вероятно, вновь созданная структура не вызывала энтузиазма у местных чиновников, занятых решением куда более насущных проблем экономического обеспечения региона после Гражданской войны.

В дальнейшем организация образования и военно-патриотического воспитания была еще более политизирована. Так, в школах с середины 1920-х гг. была введена новая должность школьного инструктора. Сверху была спущена Инструкция для школьного инструктора уездного Отдела народного образования. Инструктор был обозначен как «живой проводник идей, стремлений и практических мероприятий Советской власти в области школьного строительства, одновременно содействуя развитию общественно-политического самосознания как школьных работников, так и учащихся, а равно местного населения... Инструктор устанавливает тесную связь между школой и уездным Отделом народного образования» [3, л. 20].

Школьный инструктор, по замыслу партийно-правительственных чиновников, должен быть наделен достаточно широкими полномочиями. Помимо подготовки пополнения для рядов Красной армии и курирования допризывной подготовки, школьный инструктор помогал отделам Наробраза при проведении в жизнь всеобщего, обязательного и бесплатного

обучения, разработке планов школьной сети, урегулированию хозяйственно-экономических затруднений (детское питание, снабжению их одеждой, обувью и т. п.), содействовал организации в школах школьных групп для детей «неграмотных, но по своим годам не могущим быть причисленными в школы общего типа». Также он должен был следить «за тем, чтобы в школах не преподавалось вероучение и не совершались обрядовые культы»; «за тем, чтобы обучение было совместным»; «об отмене экзаменов»; «о недопустимости телесных наказаний в отношении детей». В полномочия инструктора входили даже меры борьбы с перечисленными «подрывными явлениями» [3, л. 21].

Главными же обязанностями школьного инструктора являлась пропагандистская и культурно-просветительская работа среди населения. И - негласно - идеологический контроль в школе. Под контролем школьного инструктора находились практически все сферы школьной жизни (учебная жизнь, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, хозяйственное обеспечение).

В 1920-е гг. на Ставрополье, как и в других частях страны, под руководством партии создавались различные спортивные общества и клубы. В 1925 г. в г. Ставрополе было организовано добровольное пролетарское общество «Динамо», ставившее своей основной целью вовлечение в физкультурное движение трудящиеся массы и организацию спортивного воспитания и допризывной подготовки. В декабре 1925 г. в рядах общества состояло 4964 членов и с каждым годом количество членов в нем увеличивалось [5, л. 154]. Спортивное общество было призвано объединить существующие при рабочих клубах спортивные кружки, а также наладить в губернии допризывную и военно-патриотическую работу. Для этой цели «Динамо» в 1920-е гг. ежегодно устраивало среди молодежи соревнования по стрельбе из оружия разных калибров. Победитель награждался револьвером системы Геко образца 1925 г. и флаконом одеколона. Девушкам вручалась одна пара фильдеперсовых чулок [12, с. 133].

Начиная с 1925 г. в Ставрополе, Кисловодске, Пятигорске начали функционировать военные кружки, секции планерного и авиамодельного спорта, вечерние авиационные курсы, которые пользовались большой популярностью у местной молодежи.

Таким образом, история организации военно-патриотического воспитания советской молодежи в первые годы советской власти была тесно переплетена с идеологическими установками правящей партии, задачей кото-

рых стало воспитание «нового советского человека», готового к труду и обороне, вплоть до самопожертвования в интересах государства. Именно с этой целью в течение 1920-х гг. по всей стране, в том числе и на Ставрополье, создаются спортивные кружки и общества, организуется система допризывной подготовки и обязательной физической культуры в школе. Развитие учреждений и методик воен-

но-патриотического воспитания широких масс населения на некоторое время стало одним из главных проявлений государственной образовательной политики в 1920-е гг. Оценивая усилия власти в этом направлении, мы можем констатировать, что основная цель военно-патриотического воспитания - создание мощной, обороноспособной армии - была в итоге достигнута к началу 1940-х гг.

Литература и источники

1. Голоса из провинции: жители Ставрополья в 1917-1929 годах / под ред. Т. А. Булыгиной. Ставрополь: Комитет Ставропольского края по делам архивов, 2009. 760 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. URL: http://government. ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (Дата обращения 13.10.2016).

3. Государственный архив Ставропольского края (далее - ГАСК). Ф. Р-164. Оп.1. Д. 24.

4. ГАСК. Ф. Р-164. Оп.1. Д. 54.

5. ГАСК. Ф. Р 295. Оп. 1. Д. 94.

6. Декрет ВЦИКоб обязательном обучении военному искусству, принятый на заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов 22 апреля 1918 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-04-22.htm (Дата обращения 13.10.2016).

7. Жердев В. В. Сущность и особенности военно-патриотической подготовки в современных условиях // Известия Саратовского университета. 2010. Вып.2. Т. 10. С. 102-106.

8. Ладыгин С. В. Военно-патриотическое воспитание молодежи Карачая и Черкесии накануне Великой Отечественной войны// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-karachaya-i-cherkesii-nakanune-velikoy-otechestvennoy-voyny (Дата обращения 13.10.2016).

9. Мазур М. А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 4(43). С. 51-53.

10. Матвеев О. В. Проблема патриотического воспитания молодежи в деятельности московских учреждений культуры и общественных организаций [Электронный ресурс]. URL: http://www.nest-expert.ru/node/64 (Дата обращения 13.10.2016).

11. Никонова О. Ю. Осоавиахим и военно-патриотическое воспитание населения в Уральском регионе: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Челябинск: ЮУрГУ, 2013. 46 с.

12. Ногина Е. В. Социокультурное развитие городского населения Ставрополья в 1920-1930-е годы: Опыт исторического исследования: дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь: СГУ, 2004. 264 с.

13. Парфёнов Р. А. Военно-физкультурное движение в Нижнем Новгороде в 1918-1923 годах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. Вып. №118. С. 58-63.

14. Постановление Реввоенсовета РСФСР от 17.12.1919 «О допризывной подготовке молодежи» [Электронный ресурс]. URL: http://lawru.info/dok/1919/12/17/n1205921.htm (Дата обращения: 13.10.2016).

15. Пушкарёва И. А. Идея патриотизма в советской и русской педагогике [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_13_0_601.pdf (Дата обращения: 13.10.2016).

16. Сарычева Т. В. Формирование управленческих и образовательных структур в сфере физической культуры в Томской губернии (1920-е гг.) // Вестник Томского государственного университета. Серия История. 2011. №3 (15). С. 91 -96.

References

1. Golosa iz provincii: zhiteli Stavropol'ja v 1917-1929 godah (Voices from provinces: Stavropol residents in 1917-1929) I ed by T. A. Bulygina. Stavropol': Committee of the Stavropol Krai for Archives Affairs, 2009. 760 p.

2. Gosudarstvennaja programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody» (The state program «Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation in 2016-2020») [Electronic resource], URL: http:// government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (Accessed: 13.10.2016).

3. State Archive of the Stavropol Territory (GASK). F. R-164. Inv.1. D. 24.

4. GASK. F. R-164. Inv.1. D. 54.

5. GASK. F. R 295. Inv. 1. D. 94.

6. Dekret VCIK ob objazatel'nom obuchenii voennomu iskusstvu, prinjatyj na zasedanii Vserossijskogo Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta Soveta rabochih, soldatskih, krest'janskih i kazach'ih deputatov 22 aprelja 1918 g. (Decree on mandatory training martial arts) [Electronic resource], URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-04-22.htm (Accessed: 13.10.2016).

7. Zherdev V. V. Sushhnost' i osobennosti voenno-patrioticheskoj podgotovki v sovremennyh uslovijah (The essence and peculiarities of military-patriotic training in modern conditions) H Izvestija Saratovskogo universiteta. 2010. Issue. 2. Vol.10. P. 102-106.

8. Ladygin S. V. Voenno-patrioticheskoe vospitanie molodezhi Karachaja i Cherkesii nakanune Veiikoj Otechestvennoj vojny (Military-patriotic education of the youth in Karachay and Cherkessia, on the eve of the Great Patriotic War) // Nauchnye probiemy gumanitarnyh issledovanij. 2010. No. 1 [Electronic resource], URL: http://cyberleninka.ru/article/n/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-karachaya-i-cherkesii-nakanune-velikoy-otechestvennoy-voyny (Accessed: 13.10.2016).

9. Mazur M. A. Jevoljucija porijatij patriotizma i patrioticheskogo vospitanija (The evolution of patriotism and patriotic education concepts) // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2010. No. 4 (43). P. 51-53.

10. Matveev O. V. Problema patrioticheskogo vospitanija molodezhi v dejatel'nosti moskovskih uchrezhdenij kul'tury i obshhestvennyh organizacij (The problem of patriotic education of the youth in the activities of the Moscow cultural institutions and public organizations) [Electronic resource], URL: http://www.nest-expert.ru/node/64 (Accessed: 13.10.2016).

11. Nikonova O. Yu. Osoaviahim i voenno-patrioticheskoe vospitanie naselenija v Ural'skom regione: abstract of thesis. (Osoaviakhim and military-patriotic education of the population in the Ural region). Cheljabinsk: SUSU publ., 2013.

12. Nogina E. V. Sociokul'turnoe razvitie gorodskogo naselenija Stavropol'ja v 1920-1930-e gody: Opyt istoricheskogo issledovanija: thesis (Social and cultural development of the Stavropol urban population in 192-1930). Stavropol': SSU publ., 2004.

13. Parfjonov R. A. Voenno-fizkul'turnoe dvizhenie v Nizhnem Novgorode v 1918-1923 godah (Military physical training movement in Nizhny Novgorod in 1918-1923) // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2009. Vol. No.118. P. 58-63.

14. Postanovlenie Revvoensoveta RSFSR ot 17.12.1919 «O doprizyvnoj podgotovke molodezhi» (On pre-conscription training of the youth) [Electronic resource], URL: http://lawru.info/dok/1919/12/17/n1205921 .htm (Accessed: 13.10.2016).

15. Pushkarjova I. A. Ideja patriotizma v sovetskoj i russkoj pedagogike (The idea of patriotism in the Soviet and Russian pedagogy) [Electronic resource], URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_13_0_601 .pdf (Accessed: 13.10.2016).

16. Sarycheva T.V. Formirovanie upravlencheskih i obrazovatel'nyh struktur v sfere fizicheskoj kul'tury v Tomskoj gubernii (1920-e gg.) (Formation of administrative and educational structures in the sphere of physical culture in Tomsk province) II Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija Istorija. 2011. No. 3 (15). P. 91-96.

УДК 930.2

E. А. Джагарян

МОСКОВСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ ТРАМВАЙНОЙ СЕТИ (1890-1914 гг.)

В статье представлена история модернизации трамвайной сети Москвы по материалам московской периодической печати конца XIX - начала XX в. В периодической печати были отражены все этапы развития и возведения сети, запуски новых линий, стоимость проезда, годовой доход и т. д. Таким образом, периодическая печать рассматривается как важный источник информации о

становлении трамвайной сети Москвы. Периодическая печать носила порой предвзятый характер, однако она более красочно и непосредственно описывает развитие московской трамвайной сети.

Ключевые слова: периодическая печать, модернизация Москвы, московская трамвайная сеть, трамвай, электрификация, общественный транспорт.

E. A. Dzhagaryan

MOSCOW PERIODICAL PRESS AS A SOURCE FOR THE STUDY OF THE TOWN LIGHT-RAIL NETWORK MODERNIZATION (1890-1914)

The article studies modernization of light-rail network in Moscow on the materials of the Moscow periodical press at the turn of XIX-XX centuries. Mass media articles featured all stages of Moscow light-rail development, the information about the new tram-.nes operation commissioning, fares, annual income, etc. Thus, the printed media is considered to be an

important source of information about light-rail development. Sometimes the printed media was biased; still it made the narration about the Moscow light-rail network development more figurative and informal.

Key words: periodical press, Moscow modernization, Moscow light-rail network, electrification, municipal (public) transport.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. Москва стремительно меняла свой облик, ритм ее жизни ускорялся: трансформировалась социальная, промышленная, торговая среда. Город переживал бурный урбанистический рост как результм процесса индустриализации. Такое развитие Москвы определялось прежде всего общим

промышленным подъемом 90-х гг. XIX в. в стране. Достижения технического прогресса достаточно широко применялись в московской промышленности [3].

Газеты и журналы всегда были важным историческим источником, так как в них содержится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.