Научная статья на тему 'ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое сознание / студенческая молодежь / музейная педагогика / патриотическое воспитание / история / память / виртуальный музей / музейный проект. / patriotism / Patriotic consciousness / student youth / Museum pedagogy / Patriotic education / history / memory / virtual Museum / Museum project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Кружкова Татьяна Ивановна, Синько Вера Николаевна, Чупина Ирина Павловна

В рамках проблемы формирования патриотического сознания студенческой молодежи актуализируется необходимость поиска инновационных воспитательных технологий, в частности, в музейной педагогике. Цель статьи рассмотреть вопросы практической реализации инновационной воспитательной технологии на примере музейного патриотического проекта «Мой университет моя история». Поставлены следующие задачи: проанализировать понятие «патриотическое воспитание», «патриотическое сознание», «музейная педагогика», изучить практические результаты проекта, определить перспективы дальнейшего его развития. Для решения задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Делается вывод о том, что проект является эффективной формой работы по формированию патриотического сознания молодежи методами музейной педагогики, средством активизации научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Кружкова Татьяна Ивановна, Синько Вера Николаевна, Чупина Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STUDENTS BY MEANS OF MUSEUM PEDAGOGY

Within the framework of the problem of forming the Patriotic consciousness of students, the need to search for innovative educational technologies, in particular, in Museum pedagogy, is actualized. The purpose of the article is to consider the practical implementation of innovative educational technology on the example of the Museum Patriotic project « My University my history». The following tasks are set: to analyze the concept of «Patriotic education», «Patriotic consciousness», «Museum pedagogy», to study the practical results of the project, to determine the prospects for its further development. Theoretical and empirical research methods were used to solve the problems. It is concluded that the project is an effective form of work on the formation of Patriotic consciousness of young people by methods of Museum pedagogy, a means of activating research activities of students.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10852 ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Уральского государственного

аграрного университета e-mail: zhuravleva08@gmail.com

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного

аграрного университета e-mail: ethos08@mail.ru

КРУЖКОВА Татьяна Ивановна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета

e-mail: rustale@yandex.ru

СИНЬКО Вера Николаевна,

старший преподаватель кафедры философии Уральского государственного аграрного университета

e-mail: vsinko71@mail.ru

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета

e-mail: irinacupina716@gmail.com

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В рамках проблемы формирования патриотического сознания студенческой молодежи актуализируется необходимость поиска инновационных воспитательных технологий, в частности, в музейной педагогике. Цель статьи - рассмотреть вопросы практической реализации инновационной воспитательной технологии на примере музейного патриотического проекта «Мой университет - моя история». Поставлены следующие задачи: проанализировать понятие «патриотическое воспитание», «патриотическое сознание», «музейная педагогика», изучить практические результаты проекта, определить перспективы дальнейшего его развития. Для решения задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Делается вывод о том, что проект является эффективной формой работы по формированию патриотического сознания молодежи методами музейной педагогики, средством активизации научно-исследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, студенческая молодежь, музейная педагогика, патриотическое воспитание, история, память, виртуальный музей, музейный проект.

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

сandidate of philosophy, associate Professor, head of the Department of philosophy, of the Ural State agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

candidate of Philosophy, associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State agrarian University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

KRUZHKOVA Tatyana Ivanovna,

candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of Management and Economic Theory

of the Ural state agrarian University

SINKO Vera Nikolaevna,

senior Lecturer of the Department of Philosophy, of the Ural state agrarian University

CHUPINA Irina Pavlovna,

Doctor of Economic Sciences, associate Professor of the Department of Management and Economic Theory

of the Ural state agrarian University

EXPERIENCE OF FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STUDENTS BY MEANS OF MUSEUM PEDAGOGY

Annotation. Within the framework of the problem of forming the Patriotic consciousness of students, the need to search for innovative educational technologies, in particular, in Museum pedagogy, is actualized. The purpose of the article is to consider the practical implementation of innovative educational technology on the example of the Museum Patriotic project « My University - my history». The following tasks are set: to analyze the concept of «Patriotic education», «Patriotic consciousness», «Museum pedagogy», to study the practical results of the project, to determine the prospects for its further development. Theoretical and empirical research methods were used to solve the problems. It is concluded that the project is an effective form of work on the formation of Patriotic consciousness of young people by methods of Museum pedagogy, a means of activating research activities of students.

Key words: patriotism, Patriotic consciousness, student youth, Museum pedagogy, Patriotic education, history, memory, virtual Museum, Museum project.

Проблема формирования патриотического сознания молодежи становится все более актуальной вследствие возрастающих в обществе негативных явлений: обострение проблем в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни. Приходится констатировать факт снижения уровня сформированности патриотического сознания молодых людей. В связи с этим возрастает роль вузов, в стенах которых происходит духовно-нравственное становление молодежи.

Актуальность статьи обусловлена остротой проблемы формирования патриотического сознания студенческой молодежи, что диктует необходимость поиска инновационных воспитательных технологий, в частности, в музейной педагогике.

Цель статьи — рассмотреть вопросы практической реализации инновационной воспитательной технологии на примере музейного патриотического проекта «Мой университет - моя история». Поставлены следующие задачи: проанализировать понятие «патриотическое воспитание», «патриотическое сознание», «музейная педагогика», изучить практические результаты проекта, определить перспективы дальнейшего его развития. В данной статье были использованы методы

научного исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, фиксирование результатов воспитания.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 - 2020 годы» определяет патриотическое воспитание как «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1].

Начнем с определения понятия. Патриотизм — это ёмкое понятие, имеющее множество активно обсуждаемых трактовок как в научной, так и политической сферах. На наш взгляд, именно чувство любви к Родине, основанное на отождествлении индивида с прошлым, настоящим и будущим своей страны, воплощенное в готовности служению Отечеству, является содержательной характеристикой патриотизма [8, с. 183].

Одним из способов патриотического воспитания является формирование патриотического

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

сознания, которое представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений наций, социальных групп, личности, определяющих мотивы патриотического поведения по развитию и защите Отечества [10].

Патриотическое воспитание в образовательном пространстве вуза осуществляется на основе лучших традиций, накопленных советской школой. В то же время, в соответствии с новыми реалиями, происходит обновление содержания воспитания, внедрение инновационных технологий, способствующих повышению эффективности формирования патриотического сознания. Считаем, что патриотическое воспитание студентов необходимо начинать с воспитания корпоративного патриотизма. Музейная деятельность отражает процессы, происходящие в обществе, в т.ч. в образовании. М.В. Новорусский определял музей как «важное образовательное учреждение» и связывал судьбу музеев с изменениями в системе образования, которые явились прямым следствием переустройства общественно-экономической жизни в пореформенной России [5, с. 23]. Как справедливо отмечают специалисты, в такого рода социальной среде осуществляется воспитание высокоморальных качеств личности посредством художественного образа [9, с. 174, 175].

Институт образования и феномен музея имеют общую определяющую характеристику: они выполняют функцию трансляции культуры, отвечают за сохранение, в т.ч., и патриотических ценностей и передачу их следующим поколениям. Считаем, что в период модернизации образования существенно возрастает значение музеев истории вузов, имеющих огромный потенциал формирования патриотического сознания, поскольку при активном использовании инновационных педагогических технологий они обладают повышенным уровнем воздействия на сознание студенческой молодежи.

Музейная педагогика как культурное явление стала складываться в России в 80-х годах прошлого века, что было связано с идеями построения музейной деятельности на принципах педагогики и психологии и включении музея в образовательный процесс. Философ Н.Ф. Федоров считал, что вход в музей ведет только через учебные учреждения. Музей собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учеными [11, с. 12].

Включаясь в образовательное пространство вуза, музейная педагогика становится частью системы в воспитании гражданственности и патриотизма.

Одной из приоритетных задач по формированию патриотического сознания молодежи в вос-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

питательном пространстве Уральского государственного аграрного университета является активное включение студентов в научно-исследовательскую работу, реализуемую в виде проектов.

В 2019 г., в преддверии 80-летнего юбилея УрГАУ, стартовал проект «Мой университет - моя история».

Актуальность исследования истории Уральского ГАУ обусловлена его значением. Однако, на сегодняшний день нет ни одного справочного издания и сетевого ресурса, который охватывал бы в целом историю университета. Остается неопубликованной часть фото- и документального материала, находящегося в фондах музея истории УрГАУ; до конца не исследована история предшественников Свердловского сельскохозяйственного института - УСКУ, ВКСХШ; неизвестны судьбы некоторых участников Великой Отечественной войны из числа сотрудников и студентов ССХИ; не изданы рукописи преподавателей об истории кафедр и др. Основная задача проекта -заполнить существующую информационную лакуну в форме реконструкции основных вех истории вуза посредством изучения архивных материалов, краеведческой литературы, фото- и кинодокументов, хроники, воспоминаний, биографий, организации виртуального музея истории вуза [6, с. 142]. Таким образом, воспитание патриотов вуза происходит в процессе изучения истории университета через судьбы выпускников, преподавателей и сотрудников.

В УрГАУ для выполнения проекта имеются следующие ресурсы: человеческие (участники научного исторического кружка, научные руководители, волонтеры, коллектив музея); инфраструктура (научная библиотека, музеи и архив университета, комплекс исторических зданий); финансовые ресурсы.

В соответствии с поставленными задачами выделены следующие направления деятельности проекта: научно-исследовательское, просветительское, корпоративно-интегративное (ценностное).

Музейная педагогика предполагает организацию и проведение научно-исследовательской работы студентов. Источниковой базой исследований являются материалы музеев УрГАУ, музея архитектуры и дизайна УрГАХУ, фондов ГАСО и архива УрГАУ, периодическая печать, мемуары, краеведческая и справочная литература.

Студентами под руководством преподавателей были опубликованы следующие статьи, раскрывающие уникальное расположение УрГАУ в контексте историко-культурного своеобразия Екатеринбурга: «Историко-краеведческая экскурсия как форма патриотического воспитания в вузе», «Особенности формирования архитектурного

облика комплекса зданий УрГАУ», «Комплекс исторических зданий Уральского ГАУ: прошлое и настоящее», «Школа на горке: история одного здания», «Сад Вайнера: в поисках утраченного наследия». В статье «Екатеринбургский период творчества Степана Эрьзи» дается обзор екатеринбургского периода жизни и творчества знаменитого скульптора, работавшего в художественно-промышленной школе, в здании которой сейчас располагаются корпуса УрГАУ. В работе «Иван Шадр: начало творческого пути» освещаются особенности обучения в этой же школе будущего художника революции (работа по изучению творчества выдающихся людей искусства, работавших в начале XX в. в комплексе зданий университета, будет продолжаться). В данных исследованиях акцентируется внимание на необходимости сохранения культурного наследия. Все это способствует повышению внимания студентов и сотрудников УрГАУ к проблемам сохранения историко-культурного своеобразия территории вуза.

Серия статей посвящена талантливым ученым, педагогам, руководителям нашего вуза в разное время: «Первый ректор Свердловского сельскохозяйственного института Ольга Аркадьевна Иванова», «Тулин Александр Степанович - ректор Свердловского сельскохозяйственного института (1945 - 1948 гг.)», «Слово о ректоре», «Вклад ректора Дормидонтова Михаила Петровича в развитие Свердловского сельскохозяйственного института (1963 - 1983 гг.)», «Траектория жизни Ивана Флегонтовича Кабакова», «Она прошла дорогами войны (памяти профессора Свердловского сельскохозяйственного института Андреевой Зинаиды Петровны)», «Жизнь, опаленная войной».

Авторы предприняли попытки осветить основные вехи становления вуза в статьях: «Предшественники Свердловского сельскохозяйственного института», «Вклад эвакуированных вузов в развитие Свердловского сельскохозяйственного института», «Вклад Уральского Добровольческого танкового корпуса в победу в Великой Отечественной войны», «Развитие Свердловского сельскохозяйственного института во второй половине 40-х - 60-х гг.», «Наука в Свердловском сельскохозяйственном институте в послевоенный период: достижения и проблемы», «Физкультура и спорт в Свердловском сельскохозяйственном институте в послевоенные годы», «Свердловский сельскохозяйственный институт в годы перестройки».

Целью статей «Знаем. Помним. Гордимся», «Они защищали Родину» и «Свердловский сельскохозяйственный институт в годы Великой Отечественной войны: воспоминания очевидцев» является сохранение исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне.

Публикации «Остался навечно молодым: памяти студента Свердловского сельскохозяйственного института А. Дубовского - героя Афганской войны» и «Студент Свердловского сельскохозяйственного института А.В. Пасынков - герой войны в Афганистане» посвящены погибшим при исполнении интернационального долга студентам ССХИ. Авторы считают, что, несмотря на разные трактовки самой афганской войны, подвиг советских воинов-интернационалистов всегда будет служить для молодежи примером несгибаемого мужества, доблести и героизма.

В статьях «Игра «80 славных лет» как средство развития познавательного интереса студентов к изучению истории Уральского ГАУ», «История Уральского ГАУ живет в его музее», «Особенности становления музея истории УрГАУ» рассматривается роль музея истории университета в воспитании патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям и истории университета, формированию чувства принадлежности к сообществу ученых и специалистов агропромышленного комплекса.

В рамках проекта с помощью студентов происходит оцифровка фото- и документального материала из фондов музея истории университета, рукописей преподавателей. Авторами статьи проводится работа по изучению передового опыта вузовских музеев, повышается квалификация в области музееведения.

Полученные результаты исследований по истории университета используются при создании научных трудов по истории УрГАУ, в подготовке специальных лекционных курсов и семинаров по истории вуза. В рамках просветительского направления проекта проводятся викторины, квесты, воспитательные мероприятия, организуются экскурсии для студентов, преподавателей и гостей вуза по корпусам университета и прилегающей исторической территории, воспитательный потенциал которых определяется широким тематическим спектром [7, с. 138]. К примеру, в данный момент реализуются следующие экскурсии: «Тайны старинных корпусов УрГАУ», «Начало творческого пути Ивана Шадра», «Легенды Вознесенской горки», «Утраченные шедевры Степана Эрьзи», «Добро пожаловать в УрГАУ» (для школьников), «Музеи Уральского ГАУ», «Музыкальное путешествие по Саду Вайнера», квест-экскурсия «Музей - это интересно». Так же в рамках проекта на основе опубликованных научных исследований были созданы и размещены на канале YouTube видеоэкскурсии по университету.

Авторы проекта активно используют социальные сети как площадку для коммуникации между музеем и посетителями, поэтому созданы и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

информационно наполняются группа музея истории УрГАУ в «ВКонтакте» и аккаунт в Инстаграм.

В перспективе издание методических рекомендаций для кураторов академических групп по проведению воспитательных мероприятий по истории вуза; сборника, включающего научные очерки, мемуары, архивные материалы; организация конкурса студенческих творческих работ, посвященных истории университета; разработка настольных краеведческих игр и др.

В эпоху цифровой трансформации к музею предъявляются особые требования. Не секрет, что современная молодежь предпочитает получать информацию в сети Интернет, а не в библиотеках и музеях. Поколение Z или «цифровое поколение» (с 2003 г.р.), к которому относятся и нынешние школьники, прошедшие социализацию преимущественно в виртуальном пространстве. Они буквально с рождения общаются со смартфонами и первые вопросы задают Google, а не родителям, считают себя экспертами новых технологий, поэтому чувствительны к информации в социальных сетях [3, с. 254]. Ответом становится поиск инновационных методов коммеморации, что является в эпоху цифровизации актуальным вопросом. Музеи сегодня активно занимают свою нишу в мультимедийном пространстве, формируя web-сайты. Использование электронных ресурсов сегодня, безусловно, предоставляет больше возможностей по сравнению с традиционными средствами сохранения исторической памяти [2].

Проведенный социологический опрос студентов и сотрудников УрГАУ позволил сделать вывод об актуальности виртуализации основных музейных фондов. Целью виртуального музея истории УрГАУ является обобщение, хранение и трансляция во внутренней и внешней среде организации исторического развития Уральского ГАУ как флагмана аграрной науки и образования, его прошлого, настоящего и будущего.

Под виртуальным музеем понимается культурная институция, функционирующая на базе специализированного программного обеспечения для сбора, хранения, актуализации и представления экспозиций на цифровых носителях [4, с. 392].

Корпоративно-интегративное (ценностное) направление включает сотрудничество с подразделениями вуза в подготовке информации и создании роликов к юбилейным датам сотрудников и подразделений университета, издание имиджевых корпоративных публикаций, подтверждающих качественные характеристики Уральского ГАУ в сфере науки, образования и социальной деятельности.

Итак, на основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что данный проект, безусловно, является эффективной формой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

работы в рамках музейной педагогики по формированию патриотического сознания, средством активизации научно-исследовательской деятельности студентов. Последние опросы показали, что все больше студентов, преподавателей, сотрудников университета проявляют интерес к изучению истории становления и развития Уральского ГАУ.

Практическая значимость статьи заключается в определении перспектив развития патриотического сознания студенческой молодежи, разработке приоритетных направлений воспитания в системе российского образования средствами музейной педагогики.

Список литературы:

[1] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. -URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUw wzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 18.08.2020).

[2] Грибан И.В, Попп И.А. Не потерять связь поколений: проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/ne-poteryat-svyaz-pokoleniy-proekt-zhivaya-istoriya-70-let-velikoy-pobedy (дата обращения: 18.08.2020).

[3] Журавлева Л.А., Кружкова Т.И. Гуманитарное образование в развитии российского социума и воспитании человека: тем. сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 12-13 апреля 2018 г.) / Рос. ун-т транспорта, Гуманитар. ин-т, Шадр. гос. пед. ун-т; гл. ред. А.А. Горбунов; науч. ред. А.П. Ветошкин. - Шадринск: ШГПУ,

2018. - С. 248-257.

[4] Журавлева Л.А., Синько В.Н. Воспитательный потенциал виртуального музея университета // Теория и практика управления сельским хозяйством: материалы Всеросс. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию со дня рождения д-ра экон. наук, проф. А.Л. Пустуева. - Екатеринбург: ФГБОУ ВО Урал. ГАУ, 2019. - С. 392-396.

[5] Новорусский М.В. Музеи и их образовательное значение // Помощь семье и школе. -1911. - Т. 6. - 38 с.

[6] Синько В.Н. Проект «Живая история университета как инновационная технология патриотического воспитания молодежи» // Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития РФ: сб. ст. по материалам Всеросс. (национальной) науч.-ме-тод. конф. (28 марта 2019 г.) / под общ. ред. С.Ф. Сухановой. - Курган: Изд-во Курганской ГСХА,

2019. - С. 141-144.

[7] Синько В.Н., Чеченихина О.С. Истори-ко-краеведческая экскурсия как форма патриотического воспитания в вузе II Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития РФ: сб. ст. по материалам Всеросс. (национальной) науч.-ме-тод. конф. (28 марта 2019 г.) I под общ. ред. С.Ф. Сухановой. - Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2019. - С. 137-140.

[8] Формирование квалифицированного специалиста, патриота и гражданина в аграрном вузе: коллективная монография I науч. ред. Н.Н. Целищев. - Екатеринбург: Уральский ГАУ, 2016. -264 с.

[9] Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в вузах МВД России: современное состояние и перспективы развития II Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № 2 А. - С. 168-176.

[10] Шевченко С.Н. Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества II АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 4 (21). URL: https:II cyberleninka.ruIarticleInIformirovanie-patrioticheskogosoznaniya studentov-agrarnogo-vuza-v-usloviyah-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 17.08.2020).

[11] Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. -М.: Росс. ин-т культурологии, 2001. - 223 с.

Spisok literatury:

[1] Gosudarstvennaya programma «Patriotich-eskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody» [Elektronnyj resurs]. - URL: http:II static.government.ruImediaIfilesI8qqYUwwzHUxz-VkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (data obrashcheniya: 18.08.2020).

[2] Griban I.V, Popp I.A. Ne poteryat' svyaz' pokolenij: proekt «Zhivaya istoriya. 70 let Velikoj Pobedy» II Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 8. URL: https:IIcyberleninka.ruIarticleInI ne-poteryat-svyaz-pokoleniy-proekt-zhivaya-istoriya-70-let-velikoy-pobedy (data obrashcheniya: 18.08.2020).

[3] Zhuravleva L.A., Kruzhkova T.I. Gumanitar-noe obrazovanie v razvitii rossijskogo sociuma i vospitanii cheloveka: tem. sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 12 - 13 aprelya 2018 g.) I Ros. un-t transporta, Gumanitar. in-t, Shadr. gos.

ped. un-t; gl. red. A.A. Gorbunov; nauch. red. A.P. Vetoshkin. - Shadrinsk: ShGPU, 2018. - S. 248-257.

[4] Zhuravleva L.A., Sin'ko V.N. Vospitatel'nyj potencial virtual'nogo muzeya universiteta // Teoriya i praktika upravleniya sel'skim hozyajstvom: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoj 80-letiyu so dnya rozhdeniya d-ra ekon. nauk, prof. A.L. Pustueva. - Ekaterinburg: FGBOU VO Ural. GAU, 2019. - S. 392-396.

[5] Novorusskij M.V. Muzei i ih obrazovatel'noe znachenie // Pomoshch' sem'e i shkole. - 1911. - T. 6.

- 38 s.

[6] Sin'ko V.N. Proekt «Zhivaya istoriya universiteta kak innovacionnaya tekhnologiya patriotich-eskogo vospitaniya molodezhi» // Obespechenie dostupnosti kachestvennogo obrazovaniya, sootvet-stvuyushchego trebovaniyam innovacionnogo social'no-orientirovannogo razvitiya RF: sb. st. po materialam Vseross. (nacional'noj) nauch.-metod. konf. (28 marta 2019 g.) / pod obshch. red. S.F. Suhanovoj. - Kurgan: Izd-vo Kurganskoj GSHA, 2019. - S. 141-144.

[7] Sin'ko V.N., Chechenihina O.S. Istoriko-kraevedcheskaya ekskursiya kak forma patri-oticheskogo vospitaniya v vuze // Obespechenie dostupnosti kachestvennogo obrazovaniya, sootvetst-vuyushchego trebovaniyam innovacionnogo social'no-orientirovannogo razvitiya RF: sb. st. po materialam Vseross. (nacional'noj) nauch.-metod. konf. (28 marta 2019 g.) / pod obshch. red. S.F. Suhanovoj. - Kurgan: Izd-vo Kurganskoj GSHA, 2019. - S. 137-140.

[8] Formirovanie kvalificirovannogo specialista, patriota i grazhdanina v agrarnom vuze: kollektivnaya monografiya / nauch. red. N.N. Celishchev. - Ekaterinburg: Ural'skij GAU, 2016. - 264 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Shagbanova H.S. Gumanizaciya obrazovaniya v vuzah MVD Rossii: sovremennoe sostoy-anie i perspektivy razvitiya // Pedagogicheskij zhur-nal. - 2020. - T. 10. - № 2 A. - S. 168-176.

[10] Shevchenko S.N. Formirovanie patriotich-eskogo soznaniya studentov agrarnogo vuza v uslovi-yah sovremennogo obshchestva // ANI: pedagogika i psihologiya. - 2017. - № 4 (21). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/formirovanie-patriotich-eskogosoznaniya studentov-agrarnogo-vuza-v-us-loviyah-sovremennogo-obschestva (data obrash-cheniya: 17.08.2020).

[11] Yuhnevich M.Yu. Ya povedu tebya v muzej.

- M.: Ross. in-t kul'turologii, 2001. - 223 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.