Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЬЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямбаева М.Г.

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотических ценностных ориентаций современных подростков, молодежи, особенности патриотического воспитания. Выявлены основные направления патриотического воспитания подрастающего поколения. Анализируется соотношение патриотического воспитания с гражданским и нравственным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION AS AN IMPORTANT ELEMENT OF STATE POLICY

The article deals with the formation of patriotic value orientations of modern teenagers, youth and features of patriotic education. The main directions of patriotic education of the younger generation are revealed. The article considers the correlation of patriotic education with civil and moral education.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

М. Г. ЯМБАЕВА, кандидат педагогических наук,

заведующая кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО barinova_marina @mail.ru

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотических ценностных ориентаций современных подростков, молодежи, особенности патриотического воспитания. Выявлены основные направления патриотического воспитания подрастающего поколения. Анализируется соотношение патриотического воспитания с гражданским и нравственным.

The article deals with the formation of patriotic value orientations of modern teenagers, youth and features of patriotic education. The main directions of patriotic education of the younger generation are revealed. The article considers the correlation of patriotic education with civil and moral education.

Ключевые слова: воспитание, ценностные ориентации, патриотизм, патриотическое воспитание, гражданственность

Key words: education, patriotic value orientations, patriotism, patriotic education, citizenship

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Динамичные изменения, происходящие в обществе, диктуют качественно новые требования к организации воспитательного процесса в отечественной системе образования. Одним из актуальных направлений деятельности государства в области образования становится усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Сегодня актуальной стала проблема «формирования патриотических ценност-

ных ориентаций, российской идентичности у подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что в современном мире произошла смена ситуации. Жизнь делает запрос на человека, разделяющего российские традиционные духовные ценности, обладающего актуальными знаниями и умениями, способного реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готового к мирному созиданию и защите Родины» [1, с. 43].

Становится распространенным мнение, что «патриотическое воспитание являет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на со-

знание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должностной, трудовой, физической (в том числе и военно-профессиональной) готовности к безупречному участию в жизни государства» [1, с. 43].

Социальная значимость проблемы объясняется тем, что в последние годы патриотическое воспитание молодежи и общества в целом носит относительно формальный, эпизодический характер, не имеет фундаментального государственного планирования и контроля.

Следует отметить несоответствие между установкой государства воспитать в обществе дух патриотизма и перенасыщением информационного пространства пропагандой потребительства, безнравственности, ложных ценностей, бездуховности. Таким образом, традиционные отечественные принципы воспитания и образования подменяются западными (общечеловеческие ценности замещаются ценностями гуманизма, нравственность — вседозволенностью, раскрепощенностью, знание и понимание отечественной культуры, истории — интересом к отдельным, разрозненным явлениям, которые нередко искажаются).

Среди проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего по-

Следует отметить несоответствие между установкой государства воспитать в обществе дух патриотизма и перенасыщением информационного пространства пропагандой потребительства, безнравственности, ложных ценностей, бездуховности.

процесса.

Актуальным остается вопрос создания единой системы патриотического воспитания в Российской Федерации, направленной на усиление ценностных ориента-ций (в контексте общечеловеческих цен-

коления, особое внимание уделено эффективности организации работы по воспитанию (в том числе патриотическому) в образовательных организациях, которое сейчас оценивается через количественные показатели, что не может не отразиться на качестве

ностей), воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Отечеству.

В качестве правовой основы патриотического воспитания принято множество нормативных документов, среди которых рассмотрим ряд основных.

Так, с целью усиления патриотического контекста Конституции Российской Федерации в 2020 году были внесены изменения в статью 67, касающиеся защиты исторической правды и недопущения умаления подвига народа при защите Отечества [5].

Немаловажными стали изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым воспитание определяется как деятельность, направленная «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [6, ст. 2].

Таким образом, ценностное наполнение понятия «воспитание» углубляется, конкретизируется, главные акценты делаются на патриотические ценностные ориентации.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России современный национальный идеал представлен как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культур-

ных традициях многонационального народа Российской Федерации» [4].

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, первостепенными ориентирами государственной политики в области воспитания является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, а приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей становится развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [13]. Кроме этого, определены основные направления воспитательной работы, одним из которых является «патриотическое воспитание и формирование российской идентичности», проявляющееся в:

3 создании системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

3 формировании у детей чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе реализации программ патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания детей;

3 повышении качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

3 развитии у подрастающего поколения уважения к символам государства (гер-

бу, флагу, гимну Российской Федерации), а также к историческим символам и памятникам Отечества;

3 поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма [13].

Целью Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года является защита «интересов государства, общества, человека и гражданина», сохранение «государственного единства и целостности Российской Федерации... этнокультурной самобытности ее народов», обеспечение «конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов... Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизацион-ный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру» [9].

В рамках национального проекта «Образование» был разработан и 1 января 2021 года стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленный на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Его цель — воспитание «гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и нацио-

Первостепенными ориентирами государственной политики в области воспитания является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

нально-культурных традиций». Для этого потребуется решить ряд задач, связанных с формированием эффективной системы патриотического воспитания детей и молодежи, основанной на принципах нравственности и гражданской идентичности.

Патриотическое воспитание — «воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается» [10]. Организация данной деятельности возможна при наличии неразрывной связи с историей, традицией, территорией и культурой своей страны. Патриотизм как благоприобретенное качество является предметом передачи (темой воспитания) и представляет собой важнейшую составную часть мировоззрения личности, что обусловливает необходимость встраивания патриотизма в сложную систему мировоззренческих установок. Патриотизм должен соотноситься с моралью и нравственностью, с представлениями о мире и человеке, языке, коммуникации, культуре, власти, обществе и инди видуал ьности.

«Патриотическое воспитание представляет комплексный процесс, элементы которого имеют глубокую интеграцию с культурной и образовательной политикой, а также с политикой в области спорта и здравоохранения» [10]. В рамках федерального проекта предусмотрена не только организация деятельности по обновлению и использованию актуальных форм по патриотическому воспитанию детей и молодежи, но и развитие форматов взаимодействия с педагогическим составом, специалистами и организаторами по работе с молодежью по направлению патриотического воспитания.

Одним из результатов федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» станет разработка и внедрение в образовательных организациях рабочих программ воспитания обучающихся.

Одним из результатов федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» станет разработка и внедрение в образовательных организациях рабочих программ воспитания обучающихся на основе разработанной Министерством просвещения РФ примерной программы воспитания * [10].

Важной задачей, которая ставится перед педагогическими коллективами, — это поиск, разработка и внедрение в практику образовательных организаций новых технологий, позволяющих сделать жизнь всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) более интересной и событийно насыщенной. Событийность становится важным требованием в организации воспитательного процесса (не проведение мероприятия ради мероприятия, а наполнение его яркими, положительными, воспитывающими эмоциями).

Новым этапом в поддержке и развитии активности подрастающего поколения стал Указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"», подписанный в 2015 году Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.

Одним из механизмов решения задач Стратегии развития российского движения школьников на период до 2022 года является «РДШ как информационно-практический инструмент формирования патриотических ценностей в российском обществе»

* Примерная программа воспитания разработана Институтом стратегии развития образования Российской академии образования на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (проект № 073-00086-19-01 «Разработка научно-методических основ развития воспитательного компонента ФГОС ОО и механизмов его реализации») в рамках государственного задания. Зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ гос. регистрации АААА-Г19-619070900024-2 от 15.08.2019).

[8], реализация которого основана на проведении масштабной информационной кампании по популяризации РДШ, гражданских патриотических ценностей России и информированию о возможностях РДШ для всех граждан страны в социальных сетях; разработке «кодекса этики», ритуалов посвящения в члены РДШ, «знаков отличия РДШ» [8].

В контексте осуществления федерального проекта по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации предполагается, что «общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией "Российское движение школьников" разработан и реализуется единый комплекс мер, направленный на развитие системы гражданского и патриотического воспитания учащихся общеобразовательных организаций, в том числе через по-строение индивидуальных траекторий профессионального развития, вовлечение в деятельность детских объединений, а также предусматривающий сопровождение их дальнейшего перехода в молодежные организации» [8].

Безусловно, важнейшей общечеловеческой ценностью, определяющей личность истинного гражданина, человека с активной жизненной позицией, является патриотизм.

В педагогической науке есть немало определений данного понятия. Вслед за И. Ф. Харламовым мы считаем, что патриотизм — это нравственное качество, включающее в себя преданное служение своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость [14].

Патриотическая позиция может выражаться в осмысленном и бережном отношении к истории малой родины, Отечества, к природе, в осознании своего долга и ответственности перед Родиной и другими людьми, в заботе об общем благе [10].

Реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» предполагает введение в образовательных организациях советника руководителя по воспитательной работе и работе с детскими объединениями, деятельность которого заключается в формировании воспитательной среды в образовательной организации, способствующей позитивной социализации обучающихся, их духовно-нравственному развитию на основе национальных идеалов и ценностей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

3 координировать работу специалистов образовательной организации по воспитанию обучающихся и реализации указанного федерального проекта;

3 способствовать формированию и распространению позитивного педагогического опыта по вопросам воспитания обучающихся;

3 содействовать популяризации содержания деятельности РДШ и включению школьников в ряды детско-юношеских общественных объединений.

Известный педагог С. Д. Поляков считает, что содержание патриотического воспитания «невозможно определить вне выявления его реальной, диагностируемой цели» [11, с. 27], а привычное выражение «формировать любовь к Родине» сложно признать такой целью, поэтому в качестве цели предлагает рассматривать формирование патриотического сознания [11].

Кроме того, по мнению С. Д. Полякова, патриотизма включает в себя чувства принятия страны, принадлежности к позитивным событиям в стране посредством дел — своих, членов семьи, школы и т. д. [11].

На основании анализа разных вариантов понятия «патриотизм» можно выделить следующие его компоненты:

3 эмоциональный (любовь к Родине, родным местам, языку, природе; уваже-

Важнейшей общечеловеческой ценностью, определяющей личность истинного гражданина, человека с активной жизненной позицией, является патриотизм.

ние к героическому прошлому, обычаям, традициям народа; толерантное отношение к другим национальностям, их культуре);

3 интеллектуальный (знание истории своей страны; уважение и гордость по отношению к ней; понимание и решение задач, стоящих перед страной; осознание своего патриотического долга;);

3 потребностно-мотивационный (готовность и желание защищать Родину, служить ее интересам, умножать своим трудом ее достоинства; соблюдение традиций, нравов и обычаев; стремление ставить общественные интересы выше личных);

3 деятельностный (активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов; бережное отношение к собственности, умение и готовность защищать страну) [12].

В Примерной программе воспитания указывается на то, что патриотическое воспитание учащихся возможно при соблюдении главных требований к процессу формирования ценностных установок:

3 усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе общепринятых ценностей (то есть в усвоении социально значимых знаний);

3 формирование позитивных отношений учащихся к общественным ценностям (то есть в развитии социально значимых отношений);

3 приобретение соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении опыта осуществления социально значимых дел) [2]. Следует отметить, что прохождение указанных этапов нельзя форсировать, поскольку это может привести к серьезным проблемам в формировании патриотических ценностных ориентаций. Однако, как показали результаты опроса, в котором

53 % опрошенных обучающихся отметили, что формирование патриотических ценностных ориен-таций начинается в семье, а первым и главным информационным каналом должны стать родители и ближайшие родственники.

участвовали 70 обучающихся образовательных организаций Нижегородской области в возрасте 16—18 лет, первый этап работы, заключающийся в передаче знаний основных норм, ценностных установок, организован не в полной мере. Следовательно, если у детей и подростков недостаточно сформированы знания, то развитие позитивных отношений к этим ценностям, а тем более включение в социально значимую деятельность, имеет минимальный эффект. В качестве примера приведем знакомство детей с темой Великой Отечественной войны: школьники слушают воспоминания ветеранов, но если при этом у них отсутствуют знания о самой войне, об ее основных фактах, то рассказ о судьбах участников войны воспринимается ими как обыденное повествование. В данном случае говорить об эффективности формирования ценностного отношения к событиям войны не представляется возможным.

Как показывает практика, патриотическое воспитание должно начинаться с активной информационно-просветительской работы — знакомства учащихся с интересными фактами истории района, города, области, страны, а также понимания роли их собственной семьи в развитии страны.

Историко-патриотическое просвещение — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого граж-данско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

53 % опрошенных обучающихся отметили, что формирование патриотических ценностных ориентаций начинается в семье, а первым и главным информационным каналом должны стать родители и ближайшие родственники.

Необходимо подчеркнуть, что система патриотического воспитания предусматривает:

3 формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и

обучения в образовательных организациях всех типов и видов;

3 массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями;

3 деятельность СМИ, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Только после того как у обучающихся появляется информация о событиях, можно переходить к дальнейшим действиям.

Формальный подход к данному процессу обесценивает и сводит к минимальным результатам всю работу педагогов.

В связи с этим повышается значение главной цели организации воспитательного процесса, которое заключается в создании эффективных условий формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями [7].

На основании всего вышесказанного можем сделать вывод о том, что для нашего общества проблема формирования ценностных ориентаций сегодня особенно актуальна. Только оказав содействие детям в выборе правильных жизненных ориентиров, можно быть уверенными в завтрашнем дне. Патриотическое воспитание должно находиться в центре внимания современного педагога.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Баринова, М. Г. Особенности патриотического воспитания детей в современных условиях / М. Г. Ба-ринова // Педагогика и психология в контексте современных исследований : материалы 1-й Международной научно-практической конференции. — Москва : Перо, 2013. — С. 43.

2. Воспитание в современной школе: от программы к действиям : методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов [и др.] ; под редакцией П. В. Степанова. — Москва : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. — 119 с. — (Примерная программа воспитания). — ISBN 978-5-905736-57-5.

3. Григорьев, Д. В. Школьная идентичность ребенка как условие формирования его российской идентичности / Д. В. Григорьев. — Текст : электронный // Сельские школы РФ : [сайт]. — URL: https://сельскиешко-лыроссии.рф/?р=128 (дата обращения: 20.05.2021).

4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков ; Российская академия образования. — Москва : Просвещение, 2009. — 29 с. — ISBN 978-5-09-022138-2.

5. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. — Текст : электронный // СПС Консультант Плюс : [сайт]. — URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.05.2021).

6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся : Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ. — Текст : электронный

// СПС Консультант Плюс : [сайт]. — URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 20.05.2021).

7. О методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях : Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08. — Текст : электронный // СПС Консультант Плюс : [сайт]. — URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353267/ (дата обращения: 20.05.2021).

8. О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» : Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 // СПС Консультант Плюс : [сайт]. — URL: https://consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n= 723487#06614882696062307 (дата обращения: 20.05.2021).

9. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. — Текст : электронный // СПС Консультант Плюс : [сайт]. — URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 20.05.2021).

10. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации : федеральный проект. — Текст : электронный // Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 20.05.2021).

11. Поляков, С. Д. Реалистическое воспитание : монография / С. Д. Поляков. — Москва : Педагогический поиск, 2004. — 176 с. — ISBN: 5-901030-70-2.

12. Силакова, О. В. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании / О. В. Силакова, Т. А. Спицына // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 5 (66). — С. 100—103.

13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. — Текст : электронный // СПС Консультант Плюс : [сайт]. — URL: https://consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 01.06.2021).

14. Харламов, И. Ф. Педагогика : учебное пособие / И. Ф. Харламов. — Москва : Высшая школа, 1990. — 576 с.

РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. В. НИКУЛЕНКОВ, кандидат исторических наук,

заведующий кафедрой дисциплин общественно-научного цикла и технологий воспитания КК ИПКиПП РО, доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Гуманитарного института СФУ (Красноярск)

В статье обосновывается актуальность патриотической работы с детьми и молодежью с учетом внутренней и внешней политической обстановки в условиях постоянно обновляющихся вызовов и рисков. Анализируются роль и место системы повышения квалификации педагогов Красноярского края в контексте ключевых показателей федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан».

The article reveals the patriotic work with children and youth taking into account the internal and external political situation in the conditions of constantly updated challenges and risks. The role and place of the system of advanced training of teachers of the Krasnoyarsk region in the context of key indicators of the federal project «Patriotic education of citizens» are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.