Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
524
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СУБЪЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинич Владислав Сергеевич

Данная статья посвящена рассмотрению ключевых субъектов патриотического воспитания современной российской молодежи, их актуальному состоянию и особенностям их функционирования. Без налаженной эффективной системы патриотического воспитания сложно построить суверенное общество, которое будет способно противостоять деструктивному влиянию. В современных социальных, экономических и геополитических условиях для России данная проблема имеет большое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION AS AN ELEMENT OF SOCIALIZATION OF MODERN YOUTH

This article is devoted to the consideration of the key subjects of patriotic education of modern Russian youth, their current state and the peculiarities of their functioning. Without an established effective system of patriotic education, it is difficult to build a sovereign society that will be able to resist destructive influence. In modern social, economic and geopolitical conditions for Russia, this problem is of great importance.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ»

Патриотическое воспитание как элемент социализации современной молодёжи

Калинич Владислав Сергеевич,

ассистент кафедры современной социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: vladislav6988@mail.ru

Данная статья посвящена рассмотрению ключевых субъектов патриотического воспитания современной российской молодежи, их актуальному состоянию и особенностям их функционирования. Без налаженной эффективной системы патриотического воспитания сложно построить суверенное общество, которое будет способно противостоять деструктивному влиянию. В современных социальных, экономических и геополитических условиях для России данная проблема имеет большое значение.

Ключевые слова: социализация, патриотизм, патриотическое воспитание, молодежь, безопасность, молодежная политика, современное общество, субъекты патриотического воспитания, социальные институты, гражданское общество.

Актуальность изучения вопроса патриотического воспитания как неотъемлемого элемента социализации современной молодёжи не подлежит сомнению по ряду веских и объективных причин.

Во-первых, наличие угрозы, связанной с опосредованным деструктивным влиянием на современную молодёжь извне, делает очевидной необходимость выстраивания в нашей стране эффективной системы воспитательной работы, и патриотическое воспитание - важная часть этой системы.

Во-вторых, патриотизм, как ценностная ориентация, всегда занимает особое место в системе ценностей русского народа. Любовь к Родине - тот духовный компонент, который позволяет нашему обществу противостоять любым вызовам и угрозам.

В-третьих, повышение внимания к вопросу патриотического воспитания со стороны государства, запуск федерального проекта «патриотическое воспитание»1 актуализирует вопрос социологического анализа эффективности современного патриотического воспитания в России и тех изменений, которые происходят в настоящее время.

Обратимся к существующим трактовкам понятия «патриотическое воспитание». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства

1 Федеральный проект «Патриотическое воспитание» [электронный ресурс] режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/. Дата обращения: 22.08.2022.

5

патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»2. То есть понятие «патриотическое воспитание» включается в понятие «воспитание» как его частная составляющая.

Если обращаться к научным трактовкам указанного понятия, то, к примеру, С.М. Ёлкин и А.А. Косова определяют патриотическое воспитание как «процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности»3. Определение «патриотического воспитания» как в первом, так и во втором случае дано с точки зрения педагогической науки. Далее следует рассмотреть данное понятие с точки зрения социологии.

Для того чтобы проанализировать сущность патриотического воспитания с точки зрения социологии, обратимся к категории «социализация», к его современной дефиниции. Академик РАН Г.В. Осипов определяет социализацию как «процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на ос-

2 См.: ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3e e7a. Дата обращения: 24.08.2022.

3 Ёлкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 1 (99). С. 15.

нове которых формируются социально значимые черты личности»4. Профессор Н.Г. Осипова, говоря о социализации личности, указывает, что это «сложный процесс ее (личности) взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений»5. Из приведенных выше определений следует выделить сущность социализации как «процесса усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей» у Г.В. Осипова, а также характер «процесса взаимодействия с социальной средой» у Н.Г. Осиповой. В соотношении с рассмотренными ранее определениями патриотического воспитания можно сделать вывод, что этот процесс по своей сути соответствует социологическому определению социализации, то есть является его составляющей. Следовательно, патриотическое воспитание является элементом социализации, в процессе которого у личности происходит формирование патриотического сознания, ценностей, чувств и отношения к Родине, убеждений и мотивов служения во благо Отечества.

Наиболее эффективным патриотическое воспитание становится при выстраивании его в систему, когда данная работа ведется с ребенком, начиная с привития любви к Родине с самых ранних лет в семье, затем в рамках программ воспитания дошкольных образовательных организаций, образовательных организаций общего среднего образования, профессиональных образовательных организаций среднего и высшего образования. Важную роль также играют общественные организации, объединения и прочие социальные институты, которые в то же время выступают и агентами социализации.

Шмелева К.М. и Патрушева И.В. справедливо отмечают, что «для формирования патриотизма и гражданственности среди молодёжи необходимо созда-

4 Осипов Г.В. Введение в социологическую науку. М.: Наука; Вече, 2010. С. 135.

5 Осипова Н.Г. Современная социологическая теория. Часть 1. М.: Канон+ РООИ «Реабилита-

ция», 2019. С. 340.

6

ние соответствующей системы патриотического воспитания граждан, способной консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Эта система должна включать в себя определенную нормативно-ценностную базу, которая будет точно определена. Также необходимо разработать конкретные мероприятия (классные часы в школах, конкурсы военно-патриотической песни, символики и т.п., знакомство с подвигами и открытиями российских героев и ученых), которые будут доносить до сознания граждан те нормы и ценности, которые должны быть известны и всегда актуальны для каждого гражданина Российской Федерации»6.

Следует отметить, что работа по выстраиванию данной системы идёт далеко не первый год. Элементы воссоздаваемой структуры частично сохранились как наследие советского опыта патриотического воспитания. Частично патриотические мероприятия, организации были созданы как локальная инициатива специалистов по работе с детьми, подростками и молодёжью после утраты советской системы патриотического воспитания. В настоящее время многое из описанного уже создано или создается сейчас. Далее рассмотрим ключевые субъекты патриотического воспитания в современном российском обществе.

Одним из важнейших субъектов патриотического воспитания, который следует рассмотреть в первую очередь, является семья. Работа системы патриотического воспитания может быть эффективной во многом при условии трансляции патриотизма как духовного и ценностного ориентира в семье. Доктор социологических наук А.В. Махияно-ва пишет о семье, как о ведущем агенте социализации и её «воздействие на индивида значительно превышает влияние других агентов. Именно семья трансли-

6 Шмелева К.М., Патрушева И.В. Патриотическое воспитание как один из аспектов социализации // Молодежь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы: материалы Всероссийской. научно-практической. конференции с международным участием, в 2-х т. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - Т. 2. С. 158.

рует основные ценности общественного и индивидуального характера и передает жизненные ориентации всех уровней. В ее рамках происходит становление личности посредством усвоения ею социального опыта, норм, ценностей, традиций и духовно-культурного наследия поколений»7.

Восприятие патриотизма как духовной ценности чаще всего закладывается в детстве путём семейных праздников, традиций, воспоминаний и рассказов старших членов семьи об истории страны и её героических страницах, о предках, защищавших Родину от врагов, и выдающихся людях, которые жили и живут вокруг. Как бы не была эффективно выстроена система патриотического воспитания в обществе, как активно бы она не взаимодействовала с индивидом, влияние семьи на сознание и ценности индивида будет преобладающим.

Вторым по важности субъектом патриотического воспитания, который следует рассмотреть, и одновременно важным институтом социализации является образовательная организация. Важность роли образовательных организаций в вопросе воспитания молодёжи дополнительно подчеркнуло вступление в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»8. Закон разъяснил понятие «воспитание» и предписал ряд новых требований к образовательным программам, а также конкретизировал общие требования к организации воспитания обучающихся в образовательных организациях. Патриотическое воспитание, безусловно, это неотъемлемая

7 Махиянова А.В., Шелуханова Л.В. Семья как ценность и агент социализации // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 44.

8 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358792/. Дата обращения 25.08.2022

7

часть современной воспитательной работы в образовательных организациях. Специалистами по воспитательной работе организуется большое количество мероприятий патриотической направленности: конкурсы, праздники, приуроченные к Дням воинской славы России, просветительские беседы, фестивали творчества. На базе школ, университетов существуют добровольческие патриотические отряды, поисковые отряды. Далее, при рассмотрении деятельности следующей группы субъектов патриотического воспитания, остановимся подробнее на таких важных практиках, как поисковая деятельность и добровольчество.

Третьим ключевым субъектом патриотического воспитания и одновременно агентом социализации, оказывающим значительное влияние на развитие личности, является институт общественных организаций и объединений. В России существует значительное количество общественных организаций, которые занимаются патриотическим воспитанием. Многим из них удалось сохраниться с советских времен, некоторые возникли относительно недавно. Сегодня данные объединения и организации являются мощной общественной силой, которая охватывает значительное количество граждан всех возрастов.

Рассмотрим как пример поисковое движение - уникальное для России и некоторых республик бывшего СССР явление, объединяющее тысячи людей уже как минимум трёх поколений. Данное общественное движение включает в себя систему поисковых отрядов, возникших в значительном количестве в 80-е и 90-е годы XX века. Не последняя роль в организации первых поисковых отрядов принадлежит военным, вернувшимся с Афганской войны. Частные практики поиска останков погибших во время Великой Отечественной войны стали возникать после окончания боевых действий во второй половине 1940-х годов, но в общественном поле вопрос поиска погибших за свободу и независимость нашего Отечества был поднят только в 1980-е годы, когда многие острые социальные вопросы стали обсуждаться

публично. Отряды в первую очередь возникли в республиках, где проходили наиболее ожесточенные бои Великой Отечественной войны: в Российской Федерации, Украинской ССР и Белорусской ССР. Поисковое движение можно считать элементом советского опыта патриотического воспитания, сохранившимся до наших дней и успешно развивающимся сегодня. Отряды организуются и возглавляются, как правило, бывшими военными и ветеранами боевых действий. В их работу вовлечено большое количество подростков и молодёжи по всей России. На общенациональном уровне поисковое движение институционализировалось в 2013 году созданием Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России», которое объединило более 45 тысяч поисковиков всех возрастов в составе более 1500 поисковых отрядов. Региональные отделения Движения открыты в 83 субъектах Российской Федерации9. Следует отметить, что реальное количество существующих поисковых отрядов в России превышает эту цифру, поскольку некоторые отряды в её состав не вошли. Поисковое движение - удачный инструмент передачи традиций, ценностей, памяти о подвиге народа, исторической правды о Великой Отечественной войне. То есть посредством поискового движения российское общество воспроизводит само себя как носитель ценной информации о памяти народа. Важность этой информации в том, что она способствует сохранению полноценности самого общества, трансляции его ценностей и ориентиров. Эта информация является нематериальным наследием русского народа, наследием культурным, экзистенциальным и социальным. Информация эта может дать народам России сознание их идентичности, сознание долга перед поколением победителей и ценности мира, кото-

9 См.: Сайт Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России»

[электронный ресурс]. Режим доступа: https://rf-poisk.ru/page/230/. Дата обращения: 26.08.2022

8

рый они сохранили, пожертвовав собой и оставив потомкам в наследство.

Отношение к военному патриотизму и военно-патриотическому воспитанию в России особое в силу целого комплекса причин. Но, в первую очередь, причиной такого отношения является трагичность нашей истории и цена, которую заплатил народ России за свободу Европы и всего мира от фашизма и нацизма. В нашей стране существует значительное количество военизированных патриотических организаций различного профиля, и логичным следствием развития имеющихся практик стало создание в 2016 году Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». Движение включает в себя более 1 миллиона детей и подростков по всей стране, региональные штабы открыты в каждом из 85 регионов России10.. Более корректно обозначить данное движение как общественно-государственное, поскольку создано оно по инициативе Министра обороны С.К. Шойгу и осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с органами государственной власти всех уровней.

Более массовым и широко направленным с точки зрения воспитательной работы является российское движение школьников (РДШ) - общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей воспитательной системы в образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. Движение создано Указом Президента Российской Фе-

дерации от 29.10.2015 № 536 «О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»11. Организацией в числе других развивается военно-патриотическое направление работы. В рамках данного направления Российским движением школьников проводится ряд крупных общероссийских мероприятий.

Дальнейшим развитием общественных институтов патриотического воспитания в настоящее время становится организация российского общественно-государственного движения детей и молодёжи в соответствии с принятым Федеральным законом от 14.07.2022 № 261-ФЗ12. В числе целей создания данной организации провозглашается «подготовка детей и молодёжи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями, иные общественно полезные цели»13. Таким образом, указанные цели нового движения, которое, очевидно, создается как важный элемент систе-

10 См.: Сайт Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия» [электронный ресурс] режим доступа: https:// yunarmy.ru/headquarters/about/. Дата обращения: 26.08.2022.

11 См.: Сайт Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [электронный ресурс] режим доступа: https://рдш.рф/about. Дата обращения: 31.08.2022.

12 См.: Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодёжи» [электронный ресурс] режим доступа: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120220 7140025?index=3&rangeSize=1. Дата обращения: 31.08.2022.

13 См.: Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодёжи» [электронный ресурс] режим доступа: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120220 7140025?index=3&rangeSize=2. Дата обращения: 31.08.2022.

9

мы патриотического воспитания современной России, коррелируются с целями рассмотренных выше институтов воспитания, а также с трактовкой воспитания, которая приводится в федеральном законе об образовании14.

Далее обратимся к такому уникальному явлению, как патриотическое во-лонтёрство. Добровольческая или волонтёрская деятельность поддерживается в нашей стране на очень высоком уровне. Толчок к развитию добровольчество получило в 2017 году, когда Указом Президента России был учрежден день добровольца15, а 2018 год был объявлен годом добровольца (волонтёра)16. Самой крупной добровольческой организацией патриотической направленности является Всероссийское общественное движение «Волонтёры Победы», которое было основано как Всероссийский волонтёрский корпус 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, который уже тогда объединил 136 тысяч добровольцев17. Сейчас «Волонтёры Победы» - это более 300 тысяч только зарегистрированных добровольцев, более 1000 муниципальных штабов, региональные отделения во всех субъектах Российской Федерации и более 400 общественных центров на базе образовательных организаций18. Коллектив авторов из РАН-ХиГС при Президенте Российской Федерации Проказина Н.В., Бобылева Н.Ю.

14 См.: ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3e e7a. Дата обращения: 24.08.2022.

15 См.: Указ Президента Российской Федерации от 27.11.2017 № 572 «О дне добровольца (волонтера)» [электронный ресурс] режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42521. Дата обращения: 10.08.2022

16 См.: Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2017 № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» [электронный ресурс] режим доступа: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/42573. Дата обращения: 10.08.2022.

17 См.: Сайт Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» [электронный ресурс] режим доступа: https://волонтерыпобеды.рф/ about. Дата обращения: 26.08.2022.

18 См.: Там же. Дата обращения: 26.08.2022.

и Хатнюк Н.Н. справедливо отмечает, что «волонтёрство способствует социализации индивидов и их включенности в общественные процессы и интеграции с социально-активными группами»19. Добровольчество актуально для индивидов любых возрастов, но особенно важно при формировании личности молодого человека, гражданина.

Четвертым рассматриваемым субъектом патриотического воспитания выступают органы государственной власти сферы молодёжной политики. На федеральном уровне органом исполнительной власти и координатором молодёжной политики в стране является Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)20. Ведущей программой патриотического воспитания молодёжи само агентство обозначает «Роспатри-от» и указывает, что «она направлена на популяризацию патриотизма, повышение осознанности молодых людей и их интереса к истории своей страны»21. Также среди своих функций в этой сфере агентство обозначает построение коммуникации между старшими и молодыми поколениями. В ведомстве Рос-молодёжи находится Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр). Среди направлений своей деятельности данное учреждение обозначает:

- патриотическое воспитание молодёжи;

- вовлечение молодёжи в волонтёрскую деятельность;

- организация федеральной форумной кампании22.

19 Проказина Н.В., Бобылева Н.Ю., Хатнюк Н.Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. 2019, № 2. С. 49.

20 См.: Сайт Федерального агентства по делам молодежи [электронный ресурс] режим доступа: https://fadm.gov.ru/agency/about. Дата обращения: 26.08.2022

21 См.: Сайт Федерального агентства по делам молодежи [электронный ресурс] режим доступа: https://fadm.gov.rU/activity/scope/2. Дата обращения: 26.08.2022

22 См.: Сайт Федерального агентства по делам молодежи [электронный ресурс] режим доступа:

10

«Роспатриотцентр» реализует Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который является в настоящее время основным программным документом стратегии патриотического воспитания в Российской Федерации. Период реализации федерального проекта - 2021-2024 годы. Курирует проект заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова, руководит им заместитель Министра просвещения Российской Федерации Д.Е. Грибов23.

На региональном и муниципальном уровне субъектами патриотического воспитания выступают органы сферы молодёжной политики в форме министерств, комитетов, отделов, управлений и департаментов, как обособленные, так и в составе смежных органов (сферы образования, культуры, спорта). Данные субъекты работают в рамках региональных и муниципальных нормативно-правовых актов как основные исполнители. Одновременно с этим могут выступать соисполнителями программ и проектов других уровней власти, к примеру, вышеупомянутого федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Подводя итог, следует отметить, что каждый субъект патриотического воспитания в настоящее время претерпевает изменения. Принимаются новые нормативно-правовые акты, регламентирующие воспитательную работу в целом и патриотическое воспитание в частности, растет количество организаций патриотического воспитания, растет их поддержка со стороны общества и государства. Можно сделать вывод, что происходит систематизация и стандартизация патриотического воспитания, разъяснение его целей и принципов. Система патриотического воспитания

https://fadm.gov.ru/agency/structure/organizations/3. Дата обращения: 26.08.2022

23 См.: Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [электронный ресурс] режим доступа: http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/obrazov_det/ SiteAssets/SitePages/ Vospitatelnay%20rabota82.pdf. Дата обращения: 26.08.2022

в России проходит путь от разрушения в начале 1990-х годов к возрождению в настоящее время, а значит, к усилению России как государства и как социума. Профессор Т.Н. Самсонова отмечает, что «патриотизм - это «высокий» уровень идентификации личности; он «поднимает» каждого отдельного человека над его этническими корнями, выдвигая на первый план принадлежность к своей стране. Объединительные и интеграционные идеи патриотизма в том, что он «представляет» государство (Родину) как ценность, которая постоянно нуждается в совместных усилиях граждан»24.

Доктор социологических наук С.О. Елишев справедливо утверждает, что «для эффективного функционирования институтов воспитания современной молодёжи необходима координация и взаимодействие субъектов этого процесса, создание единого воспитательно-педагогического пространства»25. В настоящее время это пространство строится путем активного взаимодействия ключевых субъектов воспитательной работы.

Литература

1. Elishev S.O. Social manipulation of youth. M.: Canon + ROOI «Rehabilitation», 2019. p. 317.

2. Elkin S.M., Kosova A.A. On the content of the concepts of «patriotism» and «patriotic education» // Bulletin of the Novgorod State University. 2017. No. 1 (99). p.. 15.

3. Makhiyanova A.V., Shelukhano-va L.V. Family as a value and agent of socialization // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2012. № 18 (272). Philosophy. Sociology. Cultural studies. Issue 25. p. 44.

4. Osipov G.V. Introduction to sociological science. Moscow: Nauka; Veche, 2010. p. 135.

24 Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012, № 2. С. 47.

25 Елишев С.О. Социальное манипулирование молодёжью. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2019. С. 317.

11

5. Osipova N.G. Modern sociological theory. Part 1. Moscow: Canon + ROOI «Rehabilitation», 2019. p. 340.

6. Passport of the federal project «Patriotic education of citizens of the Russian Federation» [electronic resource] access mode: http://www.lms.eduportal44. ru/NewKoiro/obrazov_det/SiteAssets/ SitePages/ Vospitatelnay%20rabota82. pdf. Date of address: 26.08.2022.

7. Prokazina N.V., Bobyleva N.Y., Khat-nyuk N.N. Realization of volunteer (volunteer) potential in Russia // Scientific result. 2019, No. 2. p. 49.

8. Website of the All-Russian public movement «Volunteers of Victory» [electronic resource] access mode: https:// BO^OHTepbino6eflbi.p$/about. Date of address: 26.08.2022.

9. Website of the All-Russian Children's and youth military-patriotic movement «Yunarmiya» [electronic resource] access mode: https://yunarmy.ru/head-quarters/about /. Date of address: 26.08.2022.

10. Website of the All-Russian public movement to perpetuate the memory of those killed in the defense of the Fatherland «Search Movement of Russia» [electronic resource]. Access mode: https:// rf-poisk.ru/page/230 /. Date of application: 26.08.2022.

11. Website of the All-Russian public-state children's and youth organization «Russian movement of schoolchildren» [electronic resource] access mode: https://p,qw.p$/about. Date of address: 31.08.2022.

12. Website of the Federal Agency for Youth Affairs [electronic resource] access mode: https://fadm.gov.ru/agency/ about. Date of application: 26.08.2022.

13. Samsonova T.N. On civic education in the conditions of institutional changes in modern Russia // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2012, No. 2. p. 47.

14. Article 2 of Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 «On Education in the Russian Federation» [electronic resource] access mode: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/b819c620a8c698de35861ad-

4c9d9696ee0c3ee7a. Date of appeal: 24.08.2022.

15. Decree of the President of the Russian Federation No. 572 of 27.11.2017 «On the day of the volunteer (volunteer)» [electronic resource] access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42521. Date of application: 10.08.2022

16. Decree of the President of the Russian Federation of 06.12.2017 No. 583 «On holding the Year of the Volunteer (Volunteer) in the Russian Federation» [electronic resource] access mode: http ://www.kremlin .ru/acts/bank/42573. Date of appeal: 10.08.2022.

17. Federal Law No. 304-FZ of 31.07.2020 «On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» on the education of students [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358792 /. Accessed 25.08.2022.

18. Federal Law No. 261-FZ of 14.07.2022 «On the Russian Movement of children and youth» [electronic resource] access mode: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202207140025?-index=3& rangeSize=1. Date of application: 31.08.2022.

19. Federal project «Patriotic education» [electronic resource] access mode: https://edu.gov.ru/national-project/ projects/patriot /. Date of application: 22.08.2022.

20. Shmeleva K.M., Patrusheva I.V. Patriotic education as one of the aspects of socialization // Youth of the XXI century: potential, trends and prospects: materials of the All-Russian. scientific and practical. conferences with international participation, in 2 volumes. Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 2014. - Vol. 2. p. 158.

PATRIOTIC EDUCATION AS AN ELEMENT OF SOCIALIZATION OF MODERN YOUTH

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kalinich V.S.

Lomonosov Moscow State University This article is devoted to the consideration of the key subjects of patriotic education of modern Russian youth, their current state and the peculiarities of their

12

Соцмопогмfl №5 2022

functioning. Without an established effective system of patriotic education, it is difficult to build a sovereign society that will be able to resist destructive influence. In modern social, economic and geopolitical conditions for Russia, this problem is of great importance.

Keywords: socialization, patriotism, patriotic education, youth, security, youth policy, modern society, subjects of patriotic education, social institutions, civil society.

References

1. Elishev S.O. Social manipulation of youth. M.: Canon + ROOI «Rehabilitation», 2019. p. 317.

2. Elkin S.M., Kosova A.A. On the content of the concepts of «patriotism» and «patriotic education» // Bulletin of the Novgorod State University. 2017. No. 1 (99). p. 15.

3. Makhiyanova A.V., Shelukhano-va L.V. Family as a value and agent of socialization // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2012. № 18 (272). Philosophy. Sociology. Cultural studies. Issue 25. p. 44.

4. Osipov G.V. Introduction to sociological science. Moscow: Nauka; Veche, 2010. p. 135.

5. Osipova N.G. Modern sociological theory. Part 1. Moscow: Canon + ROOI «Rehabilitation», 2019. p. 340.

6. Passport of the federal project «Patriotic education of citizens of the Russian Federation» [electronic resource] access mode: http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/ obrazov_det/SiteAssets/SitePages/ Vospi-tatelnay%20rabota82.pdf. Date of address: 26.08.2022.

7. Prokazina N.V., Bobyleva N.Y., Khat-nyuk N.N. Realization of volunteer (volunteer) potential in Russia // Scientific result. 2019, No. 2. p. 49.

8. Website of the All-Russian public movement «Volunteers of Victory» [electronic resource] access mode: https://BonoHTepbino6eflbi. p$/about. Date of address: 26.08.2022.

9. Website of the All-Russian Children's and youth military-patriotic movement «Yunarm-iya» [electronic resource] access mode: https://yunarmy.ru/headquarters/about /. Date of address: 26.08.2022.

10. Website of the All-Russian public movement to perpetuate the memory of those killed in the defense of the Fatherland «Search Movement of Russia» [electronic resource]. Access mode: https://rf-poisk.ru/page/230 /. Date of application: 26.08.2022.

11. Website of the All-Russian public-state children's and youth organization «Russian

movement of schoolchildren» [electronic resource] access mode: https://pflw.pi£/ about. Date of address: 31.08.2022.

12. Website of the Federal Agency for Youth Affairs [electronic resource] access mode: https://fadm.gov.ru/agency/about. Date of application: 26.08.2022.

13. Samsonova T.N. On civic education in the conditions of institutional changes in modern Russia // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2012, No. 2. p. 47.

14. Article 2 of Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 «On Education in the Russian Federation» [electronic resource] access mode: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee-0c3ee7a. Date of appeal: 24.08.2022.

15. Decree of the President of the Russian Federation No. 572 of 27.11.2017 «On the day of the volunteer (volunteer)» [electronic resource] access mode: http://www.kremlin. ru/acts/bank/42521. Date of application: 10.08.2022

16. Decree of the President of the Russian Federation of 06.12.2017 No. 583 «On holding the Year of the Volunteer (Volunteer) in the Russian Federation» [electronic resource] access mode: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/42573. Date of appeal: 10.08.2022.

17. Federal Law No. 304-FZ of 31.07.2020 «On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» on the education of students [electronic resource]. Access mode: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_358792 /. Accessed 25.08.2022.

18. Federal Law No. 261-FZ of 14.07.2022 «On the Russian Movement of children and youth» [electronic resource] access mode: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202207140025?index=3& range-Size=1. Date of application: 31.08.2022.

19. Federal project «Patriotic education» [electronic resource] access mode: https://edu. gov.ru/national-project/projects/patriot /. Date of application: 22.08.2022.

20. Shmeleva K.M., Patrusheva I.V. Patriotic education as one of the aspects of socialization // Youth of the XXI century: potential, trends and prospects: materials of the All-Russian. scientific and practical. conferences with international participation, in 2 volumes. Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 2014. - Vol. 2. p. 158.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.