Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинич Владислав Сергеевич, Верпатова Оксана Юрьевна

Данная статья посвящена особенностям и проблемам патриотического воспитания граждан современной России. Особую актуальность данный вопрос обрел в связи со стремительным ростом геополитической напряженности в мире, усилением противостояния нашей страны со странами «Коллективного Запада». Эффективное и гармоничное патриотическое воспитание граждан, в первую очередь - молодежи, становится вопросом национальной безопасности России, её существования как независимого государства и благополучного развития нашего социума в настоящем и будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Калинич Владислав Сергеевич, Верпатова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY: FEATURES AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT

This article is devoted to the features and problems of patriotic education of citizens of modern Russia. This issue has become particularly relevant due to the rapid growth of geopolitical tensions in the world, the intensification of our country’s confrontation with the countries of the «Collective West». Effective and harmonious patriotic education of citizens, primarily young people, becomes a matter of national security of Russia, its existence as an independent state and the prosperous development of our society in the present and future.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ»

Патриотическое воспитание в современном российском обществе: особенности и проблемы развития

Калинич Владислав Сергеевич,

ассистент кафедры современной социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: vladislav6988@mail.ru

Верпатова Оксана Юрьевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета E-mail: verpatova_tgtu@mail.ru

Данная статья посвящена особенностям и проблемам патриотического воспитания граждан современной России. Особую актуальность данный вопрос обрел в связи со стремительным ростом геополитической напряженности в мире, усилением противостояния нашей страны со странами «Коллективного Запада». Эффективное и гармоничное патриотическое воспитание граждан, в первую очередь - молодежи, становится вопросом национальной безопасности России, её существования как независимого государства и благополучного развития нашего социума в настоящем и будущем.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, молодежь, безопасность, молодежная политика, современное общество, социологическое исследование.

Проблема патриотического воспитания молодежи активно обсуждается как в общественном поле, так и в поле научного дискурса. Эту проблему неоднократно на протяжении длительного периода времени поднимали в своих работах социологи, педагоги, психологи, политологи, историки, философы и другие представители социальных и гуманитарных наук. В частности, к ней обращались Асеев А.Ю., Качусов Д.А1., Асеева Т.А., Шашкова Я.Ю2., Павлов А.В3.4, Шаповалова А.М., Вагина В.О5., Яковлев Р.О6., Левашов В.К7., Голунов С.В8., Гарашки-на Н.В., Дружинина А.А9., Кочкина Т.В10.,

1 Асеев С.Ю., Качусов Д.А. Оценка эффективности программ патриотического воспитания старшими школьниками регионов Сибирского федерального округа // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2021. № 1. С. 97-106.

2 Асеева Т.А., Шашкова Я.Ю. Представления о патриотизме школьников Сибирского федерального округа // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2021. № 1. С. 118-129.

3 Павлов А.В. Патриотизм. Очень краткая история идеи // Философская антропология. 2018. № 1. С. 175-191

4 Павлов А. В. Патриотизм: социально-философский подход // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 2. С. 83-94.

5 Шаповалова А.М., Вагина В.О. Развитие патриотизма в молодежной среде в онлайн-пространстве // Caucasian Science Bridge. 2021. № 3 (13). С. 44-52.

6 Яковлев Р.О. Исторические этапы развития патриотического воспитания в России // Наука и школа. 2017. № 2. С. 169-174.

7 Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий / Социологические исследования. 2006, № 8, С. 1-21.

8 Голунов С.В. Патриотическое воспитание в постсоветских де-факто государствах: идентичность и практики // Известия АлтГУ. 2021. № 6 (122). С. 62-66.

9 Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Включение студентов вуза в социальные проекты по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи // Вестник ТГУ. 2021. № 193. С. 134-140.

10 Кочкина Т.В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Калининград-

110

Кузнецов А.С11., Стрелецкий Я.И., Сидоренко Н.С12., Тимофеев А.А13. и другие. За последние годы актуальность дальнейшего развития данного направления воспитания современных граждан и особенно молодежи, заметно возросла и имеет ряд очевидных причин.

Во-первых, давно назрела насущная необходимость систематизировать имеющиеся практики патриотического воспитания. Речь идёт о практике, которую осуществляют сохранившиеся с советских времен институты патриотического воспитания: военно-патриотические клубы, объединения, поисковые отряды и пр., которые проводят военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», вахты памяти и многие другие мероприятия, традиционно проходящие на протяжении десятилетий и объединяющие тысячи детей и подростков по всей России. В последнее 20-летие в нашей стране появилось значительное количество новых участников этой важной работы: в первую очередь, это Всероссийское движение «Юнармия», общероссийское общественное движение «Поисковое движение России», российское военно-историческое общество и многие другие. Новые участники включаются уже в существующие мероприятия и организуют свои. На современном этапе систематизация патриотического воспитания позволит повысить эффективность и вовлеченность граждан в эту деятельность.

Во-вторых, сложившаяся геополитическая ситуация открытых угроз со сто-

ский вестник образования. 2021. № 2. С. 62-71.

11 Кузнецов А.С. Патриотическое воспитание: теоретико-методологические проблемы педагогического исследования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1 (30). С. 118-122.

12 Стрелецкий Я.И., Сидоренко Н.С. Феномен российского патриотизма: социально-философский анализ // Общество: философия, история, культура. 2018. № 6. С. 1-6.

13 Тимофеев А.А. Организационно-педагогичес-

кие условия взаимодействия социальных институтов

в формировании патриотической культуры учащейся молодежи // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 1 (91). С. 98-109.

роны стран «Коллективного Запада» делает направление патриотического воспитания приоритетным направлением государственной молодежной политики в России. Повышение внимания к патриотическому воспитанию может способствовать включению в эту деятельность большего количества субъектов воспитательной работы и позволит увеличить охват детей, подростков и молодежи, вовлеченных в эту конструктивную деятельность. Эффективное патриотическое воспитание - это один из залогов сохранения России как единого государства, её защита от внутренних конфликтов, социальная и политическая стабильность в обществе.

В-третьих, отсутствие должного внимания к патриотиотическому воспитанию рождает прямую угрозу опосредованного деструктивного влияния на современную российскую молодежь. Следует отметить утверждение профессора С.О. Елишева, который пишет, что «современная молодежь как одна из самых слабозащищенных и уязвимых категорий населения, в силу отсутствия у неё соответствующих знаний, опыта и экономической зависимости, часто выступает объектом для различного рода манипуляций, а также апробаций на ней политических, социально-психологических технологий и экспериментов»14. В ситуации глобального геополитического противостояния российская молодежь становится желанной целью недругов нашей страны.

Наглядность необходимости дальнейшего развития и усиления патриотического воспитания демонстрируют случаи правонарушений в отношении памятников и мемориалов военной истории России, которые имеют место быть в нашей стране, недостаточный уровень осведомленности среди молодежи об историческом опыте прошлых поколений 15, сохранение на высоком

14 Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций. М.: МАКС-ПРЕСС, 2013, с. 63

15 См.: Более трети российских школьников плохо знают отечественную историю // ТАСС {электронный ресурс} режим доступа: https://tass.ru/ оЬэсЬю8^о/7070620. Дата обращения: 15.07.2022

111

уровне потребительских и патерналистских настроений в обществе, выраженных в предъявлении высоких требований и демонстрации завышенных социальных ожиданий при относительно низком уровне вовлеченности в гражданскую и социально-продуктивную деятельность (в том числе и добровольчество)16.

Говоря о вопросе развития системы патриотического воспитания, следует обозначить несколько проблемных моментов. Прежде всего, отсутствие терминологического единства в научной и исследовательской среде, что затрудняет выработку единых практикоориен-тированных и деятельностных подходов на базе теоретических исследований.

На настоящий момент не существует единой и общепринятой трактовки термина «патриотизм», хотя есть ряд более распространенных как в официальных документах, так и в научных работах, определений.

Словарь Ожегова лаконично определяет патриотизм как «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»17. Если говорить о современных исследователях, то, к примеру, доктор социологических наук Владимир Константинович Левашов характеризует патриотизм следующим образом: «в общепринятом смысле патриотизм понимается как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране. В жизни это отношение проявляется в сложном комплексе чувств, знаний, ценностных ориентаций, установок, действий, обычно артикулируемом как любовь к Родине»18. Проводя стандартную операцио-

16 Майкова Э.Ю., Симонова Е.В., Верпато-ва О.Ю., Блохина М.В., Вайсбург А.В., Вишнякова Э.М., Григорьев Л.Г., Евстифеева Е.А. Региональные модели местного самоуправления современной России. Тверь, Тверской государственный технический университет, 2020. 212 с.

17 Ожегов С.И. Толковый словарь [электронный ресурс] URL: https://tolkovyj-slovarozhegova. slovaronline.com/20053-ПАТРИОТИЗМ Дата обращения: 09.03.2022

18 Левашов В.К. Патриотизм в контексте совре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менных социально-политических реалий / Социоло-

гические исследования. 2006, № 8, с. 67.

нализацию этого понятия В.К. Левашов определяет, что патриотизм следует понимать как «заботу об интересах и исторической судьбе своей страны; гордость ее достижениями и критика недостатков; сочувствие к страданиям и социальным нуждам народа; уважение к историческому прошлому и традициям своей родины; привязанность к месту рождения, жительства - «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»; готовность к самопожертвованию, борьбе с врагами отечества, защита интересов Родины»19. Таким образом, современное понимание патриотизма по сути своей тождественно пониманию классиков. Рассмотрим ещё трактовки. В частности, Павлов А.В. использует определение, в котором подчеркивается эмоциональная составляющая патриотизма и его позитивный характер: «социальное чувство, выражающее высшую, вплоть до готовности пожертвовать своими витальными и экзистенциальными потребностями, степень привязанности (любви) человека к родине»20. В то же время в своем анализе исторической трансформации понимания патриотизма и патриотических чувств исследователь отмечает, что на протяжении длительного периода времени объект патриотизма менялся в зависимости от социального окружения человека и степени развития социума.

Говоря о развитии восприятия феномена «патриотизма», Павлов А.В. считает, что его прототипом являлось понятие, зародившееся в древней Греции и обозначавшееся термином «арете», в непосредственном значении - доблесть. Именно эта черта прослеживалась в характеристиках героев и главных положительных персонажей трагедий. Доблесть воспринималась не только как качество, которым наделены воины, но и гораздо шире, захватывая и реалии гражданского воспитания. Постепенно такое пони-

19 Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий / Социологические исследования. 2006, № 8, с. 67-68.

20 Павлов А.В. Патриотизм. Очень краткая история идеи // Философская антропология. 2018. № 1. С. 176.

112

мание переходит и начинает развиваться в лоне римской культуры. В результате постепенно складывается некая система индикаторов, которыми мог характеризоваться истинный гражданин: «мужество, стойкость, честность, верность, достоинство, умеренность в образе жизни, способность подчиняться дисциплине на войне, утверждённому народным собранием закону и установленному «предками» обычаю в мирное время, чтить богов»21. Таким образом, можно обратить внимание на то, что большинство характеристик коррелируются в основном с форматом военных действий или статусом войны. Лишь религиозная и законодательная составляющая сопоставимы с мирной жизнью. Кроме того, если вспомнить социальное положение женщин в тот период, то становится очевидным гендерная определенность критериев. Можно логически предположить, что по отношению к женщинам действовала или другая система восприятия образа «идеальной гражданки», или такие постулаты гражданственности в целом отсутствовали.

Чаще всего историки ассоциируют расцвет понятия «патриотизм» с периодом Великой французской революции, где зарождается образ гражданина-патриота, воспеваемого в народной культуре. Именно в этот период патриотизм, благодаря усилиям со стороны идеологов того периода, начинает ассоциироваться, в первую очередь, с лояльностью по отношению к государству и его поддержкой. Этот постулат получит дальнейшее развитие в период философии Нового времени. Во многом актуализацию вопроса патриотических качеств личности можно связать с расцветом темы гражданственности в социальных науках, однако, помимо теоретических предпосылок можно обратить внимание и еще на несколько характерных черт того периода: сложные социальные отношения в обществе, рост числа конфликтов, в том числе военных противостояний, усиление миграцион-

21 Павлов А.В. Патриотизм. Очень краткая история идеи // Философская антропология. 2018. № 1. С. 176-177.

ных процессов. Все это так или иначе дестабилизировало привычные социальные реалии и требовало формирования определенных новых ценностей, которые бы смогли помочь удержать общество от полного нравственного упадка. Именно поэтому актуальность формирования гражданских идеалов имела не только теоретически обусловленное основание, но и реальную социальную потребность.

На сегодняшний момент, учитывая значительный терминологический опыт предшествующих поколений, разницу подходов изучения патриотизма с позиции отдельных научных направлений, различия в подходе, исходя из исторического и социального опыта, специфику национальных научных школ и ряд других факторов, поливариативность понимания феномена патриотизма является одной из проблем в формировании единой концепции патриотического воспитания. Тем не менее, как уже было обозначено выше, актуальность развития системы патриотического воспитания в современном социуме стремительно нарастает. Это может быть связано и с происходящими социальными процессами, в чем-то созвучными кризису гражданственности, который переживали несколько предыдущих поколений.

Если обратиться к нормативной документации, в частности, программам, направленным на развитие систем патриотического воспитания в Российской Федерации, то можно выделить ряд других особенностей понимания патриотизма, принятых за основу формирования современной молодежной политики в этом направлении. Например, значительную роль в патриотическом воспитании военно-патриотической составляющей. Таким образом, акценты в трактовке понятия «патриотизм» смещаются в сторону военных гражданских добродетелей. Если обратиться к тексту Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 (в ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федера-

113

ции на 2016-2020 годы»22, на основании которой последние годы строился патриотический компонент молодежной политики в нашей стране, то можно увидеть, что в задачах программы именно военно-патриотическое воспитание вынесено в отдельную задачу. В то же время цель программы, указанная выше в этом же документе, обозначает гораздо более широкие горизонты: «С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию»23. Однако, в дальнейшем перечне направлений, мероприятий, форматов работы акцент все равно смещается в сторону военно-патриотического воспитания.

Исходя из этого, можно обозначить еще одну проблему организации патриотического воспитания - смещение фокуса на военно-патриотическое воспитание при условии достаточно широкой патриотической повестки, включающей в себя и культурное развитие, повышение уровня образованности, уровня социальной активности, гражданской ответственности, развития идентичности. Тем не менее, охватить такой широкий

22 См.: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [электронный ресурс] режим доступа: https:// base.garant.ru/71296398. Дата обращения: 15.07.2022.

23 См.: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [электронный ресурс] режим доступа: https:// base.garant.ru/71296398. Дата обращения: 15.07.2022.

фронт работ через методы и техники работы в рамках военно-патриотического воспитания просто не представляется возможным.

Эта проблема закономерно перетекает и в несколько других. Прежде всего, восприятие системы патриотического воспитания через формат военно-патриотического направления приводит к тому, что на местах построение локальных воспитательных программ ведется с учетом тенденции на военную гражданственность. Мероприятия про-думываются, исходя из военной тематики, к участию со стороны общественных организаций привлекаются структуры, занимающиеся непосредственно военно-патриотическим воспитанием. В свою очередь, возникает следующая проблема: военно-патриотическая тематика и форматы предлагаемых мероприятий часто не встречают понимания со стороны участников младшего возраста. Им не хватает ни социального опыта, ни знаний, ни умений или навыков, которые могли бы позволить осознанно и с интересом не только воспринимать транслируемые ценности и установки, но и примерять их на себя. Но именно с младшего возраста выстраивается комплексная система воспитания и формирования определенных гражданских ценностей. Соответственно, к более зрелому возрасту наступает пресыщенность и безразличие к данным мероприятиям. Это приводит к повышению формализма их организации, отсутствию осознанности участия, высокому порогу вовлеченности и ряду других препятствий продуктивной воспитательной деятельности.

В частности, если обратиться к одному из региональных исследований в рамках мониторинга эффективности реализации государственной молодежной политики в Тверской области, проведенному в 2021 году по заказу Комитета по делам молодежи Тверской области научно-образовательным центром социологических исследований кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета, в котором было

114

опрошено 1300 респондентов в возрасте от 14 до 35 лет, можно отметить снижение активности в разных возрастных группах. В частности, учащаяся молодежь в возрасте от 14 до 19 лет является наиболее активной. 13% не только слышали, но и довольно часто участвовали в мероприятиях патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года, в то время как в возрастной группе от 20 до 24 лет этот показатель не существенно снизился до 12%, а в возрастной группе от 25

до 35 лет уже стал 9%. Во всех возрастных группах прослеживается тенденция к осознанию значимости патриотического воспитания, причем как раз здесь прослеживается обратная закономерность: доля респондентов в возрасте 25-35 лет, однозначно высказывающихся о важности и необходимости патриотического воспитания, составила 45%, тогда как среди молодежи 20-24 лет этот показатель составил 32%, а среди младшей возрастной категории - 36% (рис. 1).

Вы слышали или участвовали в мероприятиях патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года?

Дэ, слышал и Слышал, Слышал, Нет, не Не слышал и Затрудняюсь

участвовал несколько раз очен ь редио участвовал, но не участвовал ответить довольно участвовал участвовал слышал

Рис. 1. Вовлеченность молодежи Тверской области в мероприятия патриотической тематики

Однако, если проанализировать особенности мероприятий, запланированных в рамках патриотического воспитания, можно заметить ту тенденцию, о которой говорилось выше: около 80% всех событий так или иначе посвящены военной тематике (табл. 1).

Анализируя данные показатели, следует отметить, что присутствует осознание потребности в патриотическом воспитании, причем, если обратить внимание на возрастные колебания, то можно предположить, что это происходит и потому, что молодежь в возрасте 25-35 лет

сама становится родителями и начинает по-другому воспринимать проблему воспитания, не только как ее объекты, но и как субъекты. Вероятно, участвуя в патриотических мероприятиях в рамках своей учебы в школе и далее в вузе, молодежь не сформировала тех навыков и знаний, которые могли бы помочь в семейном патриотическом воспитании, поэтому так высока потребность во внешнем участии. Это также можно назвать проблемным моментом системы современного патриотического воспитания: в рамках программы упор делается

115

только на молодое поколение, которое часто проще привлечь в организационном порядке, но программа не учитывает потребность в вовлечении в систему патриотического воспитания молодых семей, людей более зрелого возраста. Предложенные программные мероприятия имеют свои возрастные ограничения, что приводит к некоторой несогла-

сованности: с одной стороны, в Программе говорится о роли семьи в патриотическом воспитании, но с другой - в рамках планирования мероприятий взаимодействие социальных институтов воспитания, общественных объединений и семей не организовано и не выделено в особую категорию.

Таблица 1. Вовлеченность молодежи в мероприятия государственной программы «Молодежь Верхневолжья»

Вариант ответа 14-19 лет (%) 20-24 лет (%) 25-35 лет (%)

Акция «Блокадный хлеб» 11,9 10,7 11,6

КВН Тверского региона 8,6 9,4 8,8

Областной слет «Снежный десант» 2,0 2,8 2,2

Фестиваль «Студенческая весна» 10,1 12,7 10,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Областная Вахта Памяти 2,2 2,4 4,5

Акция «Георгиевская ленточка» 12,7 11,5 12,5

Областной день призывника 2,5 2,1 3,3

Областной форум «Молодежь Верхневолжья» 5,6 6,2 6,1

Областной слет «Школа молодого поисковика» 1,7 2,3 2,7

Военно-спортивная игра «Орленок» 11,8 10,2 8,8

Фестиваль авторской песни на Селигере памяти Ю.И. Визбора «Распахнутые ветра» 1,9 2,5 2,4

Форум детских и молодежных общественных объединений «Содружество» 1,7 2,3 2,0

День памяти воинов-сибиряков 2,5 1,8 1,7

Международная военно-историческая поисковая экспедиция «Ржев. Калининский фронт» 4,6 3,4 4,2

Областной форум «Я-патриот» 4,0 4,5 4,4

Областной форум «Доброволец Верхневолжья» 3,3 3,7 4,2

Юнармейские сборы 9,1 7,6 5,5

Форум сельской молодежи ЦФО 1,7 1,5 1,8

Ни о каких из вышеперечисленного 2,1 2,5 2,6

Всего 100 100 100

Подводя итог, можно выделить следующие проблемные аспекты и особенности организации патриотического воспитания в современном российском обществе:

- проблема однозначности используемых подходов к определению понятия «патриотизм» на всех уровнях воспитательного процесса;

- упор на военно-патриотическую тематику при наличии широкого круга возможностей и направлений работы;

- ограниченность инструментария военно-патриотического воспитания, что не предполагает его универсальности в рамках реализации патриотического воспитания;

116

- привязка Программ патриотического воспитания граждан, лежащих в основе всех нормативных документов и планирования локальных мероприятий, к работе с учащейся молодежью;

- утрата в рамках реализации мероприятий связи между семьей, как главным агентом воспитательного процесса и социализации, и иными социальными институтами, реализующими патриотическое воспитание.

Литература

1. Асеев С.Ю., Качусов Д.А. Оценка эффективности программ патриотического воспитания старшими школьниками регионов Сибирского федерального округа // Вестник РуДн. Серия: Политология. 2021. № 1. С. 97-106.

2. Асеева Т.А., Шашкова Я.Ю. Представления о патриотизме школьников Сибирского федерального округа // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2021. № 1. С. 118-129.

3. Более трети российских школьников плохо знают отечественную историю // ТАСС [электронный ресурс] режим доступа: https://tass.ru/ob-8оИв81уо/7070620. Дата обращения: 15.07.2022.

4. Гарашкина Н.В., Дружинина А. А. Включение студентов вуза в социальные проекты по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи // Вестник ТГУ. 2021. № 193. С. 134-140.

5. Голунов С.В. Патриотическое воспитание в постсоветских де-факто государствах: идентичность и практики // Известия АлтГУ. 2021. № 6 (122). С. 62-66.

6. Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций. М.: МАКС-ПРЕСС, 2013, с. 63.

7. Кочкина Т.В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Калининградский вестник образования. 2021. № 2. С. 62-71.

8. Кузнецов А.С. Патриотическое воспитание: теоретико-методологические проблемы педагогического исследо-

вания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1 (30). С. 118-122.

9. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий / Социологические исследования. 2006, № 8, С. 1-21.

10. Майкова Э.Ю., Симонова Е.В., Вер-патова О.Ю., Блохина М.В., Вайс-бург А.В., Вишнякова Э.М., Григорьев Л.Г., Евстифеева Е.А. Региональные модели местного самоуправления современной России. Тверь, Тверской государственный технический университет, 2020. 212 с.

11. Ожегов С. И. Толковый словарь [электронный ресурс] режим доступа: https://tolkovyj-slovarozhвgova. slovaronline.com/20053-ПАТРИОТИЗМ Дата обращения: 09.03.2022.

12. Павлов А.В. Патриотизм. Очень краткая история идеи // Философская антропология. 2018. № 1. С. 175-191.

13. Павлов А.В. Патриотизм: социально-философский подход // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 2. С. 83-94.

14. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [электронный ресурс] режим доступа: ЬМр8:// base.garant.ru/71296398. Дата обращения: 15.07.2022.

15. Стрелецкий Я.И., Сидоренко Н.С. Феномен российского патриотизма: социально-философский анализ // Общество: философия, история, культура. 2018. № 6. С. 1-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Тимофеев А. А. Организационно-педагогические условия взаимодействия социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 1 (91). С. 98-109.

17. Шаповалова А.М., Вагина В.О. Развитие патриотизма в молодежной среде в онлайн-пространстве // Cau-

117

casian Science Bridge. 2021. № 3 (13). С. 44-52.

18. Яковлев Р.О. Исторические этапы развития патриотического воспитания в России // Наука и школа. 2017. № 2. С. 169-174.

PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY: FEATURES AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT

Kalinich V.S., Verpatova O. Yu.

Lomonosov Moscow State University; Tver State Technical University

This article is devoted to the features and problems of patriotic education of citizens of modern Russia. This issue has become particularly relevant due to the rapid growth of geopolitical tensions in the world, the intensification of our country's confrontation with the countries of the «Collective West». Effective and harmonious patriotic education of citizens, primarily young people, becomes a matter of national security of Russia, its existence as an independent state and the prosperous development of our society in the present and future.

Keywords: patriotism, patriotic education, youth, security, youth policy, modern society, geopolitical confrontation, sociological research.

Reference

1. Aseev S.Y., Kachusov D.A. Evaluation of the effective of patriotic education programs by senior schoolchildren in the regions of the Siberian Federal District // Bulletin of the People's Friendship University of Russia. Series: Political Science. 2021. № 1. pp. 97-106.

2. Aseeva T.A., Shashkova Y.Y. Ideas about patriotism of schoolchildren of the Siberian Federal District // Bulletin of the People's Friendship University of Russia. Series: Political Science. 2021. № 1. pp. 118-129.

3. More than a third of Russian schoolchildren do not know Russian history well // TASS [electronic resource] URL: https://tass.ru/obschest-vo/7070620. Date of access: 15.07.2022.

4. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Inclusion of university students in social projects for civil and patriotic education of children and youth // Bulletin of TSU. 2021. No. 193. pp. 134-140.

5. Golunov S.V. Patriotic education in postSoviet de facto states: identity and practices // Izvestiya AltGU. 2021. No. 6 (122). pp. 62-66.

6. Elishev S.O. Youth as an object of socialization and manipulation. M.: MAX-PRESS, 2013, p. 63.

7. Kochkina T.V. Formation of civil identity of younger schoolchildren // Kaliningrad Bulletin of Education. 2021. № 2. pp. 62-71.

8. Kuznetsov A.S. Patriotic education: theoretical and methodological problems of pedagogical research // Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research. 2021. No. 1 (30). pp.118-122.

9. Levashov V.K. Patriotism in the context of modern socio-political realities / Sociological research. 2006, No. 8, pp. 1-21.

10. Maykova E.Y., Simonova E.V., Verpatova O.Y., Blokhina M.V., Weissburg A.V., Vishnyakova E.M., Grigoriev L.G., Evstifee-va E.A. Regional models of local self-government in modern Russia. Tver, Tver State Technical University, 2020. 212 p.11.

11. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary [electronic resource] URL: https:// tolkovyj-slovarozhegova.slovaronline. com/20053-PATRI0TISM. Date of access: 09.03.2022.

12. Pavlov A.V. Patriotism. A very brief history of the idea // Philosophical Anthropology. 2018. No. 1. pp. 175-191.

13. Pavlov A.V. Patriotism: a socio-philosophical approach // Knowledge. Understanding. Skill. 2018. № 2. pp. 83-94.

14. Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 No. 1493 (as amended on March 30, 2020) «On the state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 20162020» [electronic resource] URL: https:// base.garant. ru/71296398. Date of access: 15.07.2022.

15. Streletsky Y.I., Sidorenko N.S. The phenomenon of Russian patriotism: socio-philosophical analysis // Society: philosophy, history, culture. 2018. № 6. pp. 1-6.

16. Timofeev A.A. Organizational and pedagogical conditions for the interaction of social institutions in the formation of the patriotic culture of student youth // Pedagogical journal of Bashkortostan. 2021. No. 1 (91). pp. 98109.

17. Shapovalova A.M., Vagina V.O. The development of patriotism in the youth environment in the online space // Caucasian Science Bridge. 2021. No. 3 (13). pp. 44-52.

18. Yakovlev R.O. Historical stages in the development of patriotic education in Russia // Science and School. 2017. No. 2. pp. 169174.

I ■ ul

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.