Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеев Андрей Александрович

Личностные характеристики и нравственные ориентиры подрастающего поколения определяются сложившимися и принятыми социумом моральными нормами и приоритетами. Ведущие ориентиры поведения и жизнедеятельности как система ценностей обусловливают поведение человека и его поступки, формируясь с детского возраста на основе духовного и социально ориентированного воспитания. Особое место в системе ценностей отводится патриотизму - категории нравственного контура, которая оказывает существенное влияние на личность и распространяется на все население страны в контексте социально-экономической жизнедеятельности и безопасности. Поиск новых форм и ресурсов патриотического воспитания, способных привлечь молодежь к социально активной созидательной деятельности, определяет тему исследования. Авторская структурно-функциональная модель представлена через описание совокупности блоков (нормативно-целевого, теоретико-методологического, содержательного, организационно-технологического и диагностическо-результативного), последовательно раскрывающих процесс педагогического взаимодействия социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи. Статья предназначена для сотрудников сферы общего и дополнительного образования, работников общественных организаций, профильных ведомств, занимающихся вопросами патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PEDAGOGICAL INTERACTION OF SOCIAL INSTITUTIONS IN FORMATION OF PATRIOTIC CULTURE AT STUDENTS

Personal qualities and moral guide of younger generation are conditioned by accepted moral standards. The key guidelines of behavior and living as a system of values determine the behavior of a person since childhood basing on spiritual and society-oriented education. Patriotism is given a special place in the system of values. It has a significant influence on the individual and extends to the entire population of the country in the context of socio-economic life and security. The search for new forms and resources of patriotic education that can attract young people to socially active creative activities determines the topic of the study. The author’s structural-functional model is presented through a description of a set of blocks (normative-target, theoretical-methodological, substantive, organizational-technological and diagnostic-effective), which consistently reveals the process of pedagogical interaction of social institutions in the formation of patriotic culture at young students. The article is intended for specialists of general and additional education, employees of public organizations, specialized departments dealing with issues of patriotic education of youth.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК 37.035.6 DOI 10.37972/chgpu.2021.110.1.026

А. А. Тимофеев

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Институт педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия

Аннотация. Личностные характеристики и нравственные ориентиры подрастающего поколения определяются сложившимися и принятыми социумом моральными нормами и приоритетами. Ведущие ориентиры поведения и жизнедеятельности как система ценностей обусловливают поведение человека и его поступки, формируясь с детского возраста на основе духовного и социально ориентированного воспитания. Особое место в системе ценностей отводится патриотизму -категории нравственного контура, которая оказывает существенное влияние на личность и распространяется на все население страны в контексте социально-экономической жизнедеятельности и безопасности. Поиск новых форм и ресурсов патриотического воспитания, способных привлечь молодежь к социально активной созидательной деятельности, определяет тему исследования.

Авторская структурно-функциональная модель представлена через описание совокупности блоков (нормативно-целевого, теоретико-методологического, содержательного, организационно-технологического и диагностическо-результативного), последовательно раскрывающих процесс педагогического взаимодействия социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи. Статья предназначена для сотрудников сферы общего и дополнительного образования, работников общественных организаций, профильных ведомств, занимающихся вопросами патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова: воспитание молодежи, патриотизм, патриотическая культура, социальные институты, педагогическое взаимодействие, моделирование.

A. A. Timofeev

MODEL OF PEDAGOGICAL INTERACTION OF SOCIAL INSTITUTIONS IN FORMATION OF PATRIOTIC CULTURE AT STUDENTS

Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia

Abstract. Personal qualities and moral guide of younger generation are conditioned by accepted moral standards. The key guidelines of behavior and living as a system of values determine the behavior of a person since childhood basing on spiritual and society-oriented education. Patriotism is given a special place in the system of values. It has a significant influence on the individual and extends to the entire population of the country in the context of socio-economic life and security. The search for new forms and resources of patriotic education that can attract young people to socially active creative activities determines the topic of the study.

The author's structural-functional model is presented through a description of a set of blocks (normative-target, theoretical-methodological, substantive, organizational-technological and diagnostic-effective), which consistently reveals the process of pedagogical interaction of social institutions in the formation of patriotic culture at young students. The article is intended for specialists of general and additional education, employees of public organizations, specialized departments dealing with issues of patriotic education of youth.

Keywords: education of the youth, patriotism, patriotic culture, social institutions, pedagogical interaction, modeling.

Введение. Существуют общественные идеологические нормы и правила развития гражданского общества, основанные на вечных ценностях, культурно-ментальных традициях, религиозных догмах, семейных истинах и личностных представлениях о культуре, поведении и социальной активности.

Как в современных условиях провозглашаемой ценности капитала, смещенного представления о ценностях мира, навязываемых проблемах геополитического характера и распространяемых через открытые информационные источники деструктивных влияний сохранить и развить гуманистические идеалы - добро, милосердие, отзывчивость, терпимость, веру, патриотизм? Этот вопрос имеет приоритетное значение для педагогического сообщества и формирования системы воспитания подрастающего поколения.

Современная среда воспитания существенным образом расширила свои границы -значительная роль в социализации подрастающего поколения принадлежит социуму и киберсоциуму, в которых молодежь постоянно коммуницирует, развивая собственные идеалы и личностные смыслы через самые разнообразные источники.

Цель статьи - обосновать модель педагогического взаимодействия социальных институтов как системную установку формирования патриотической культуры учащейся молодежи.

Актуальность исследуемой проблемы. Современная молодежь выросла в новой России и не может считать своими ценностные идеологические ориентиры СССР - для них это глубокое прошлое. Очевидно, что современное патриотическое воспитание должно строиться по новым законам, сообразно новым потребностям социума и самой молодежи, опираясь на конституционные права и нравственные ценности.

Президент РФ В. В. Путин, проводя Всероссийский открытый урок «Помнить -значит знать» (посвященный 75-летию Великой Победы, 1 сентября 2020 года), назвал «смыслообразующей» моральную триаду «история - культура - традиции», тем самым обозначив базис фундаментальных ценностей. Обозначены им и принципиальные изменения роли молодежи: 1) молодежь как полноценный субъект патриотического воспитания; 2) наставничество как основная форма воспитательного процесса; 3) активная включенность молодежи в социальные процессы как форма реальных действий для трансляции фундаментальных ценностей (волонтерство всех типов).

В настоящий момент в патриотическое воспитание учащихся включено множество субъектов, формирующих системы «на местах» по региональному принципу в двух укрупненных направлениях: гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание [9]. Таким образом, к задачам патриотического воспитания молодежи привлечено множество реализующих их разнообразных субъектов - социальных институтов, осуществляющих региональную реализацию утвержденных программ патриотического воспитания. Под социальным институтом здесь имеется в виду совокупность непрерывно действующих легитимных организационных форм, транслирующих социальный опыт через упорядоченные социальные практики [4], имеющие важное значение для передачи норм и ценностей функционирования государства, общества и человека.

Вместе с тем механизм педагогического взаимодействия социальных институтов в сфере патриотического воспитания в отечественной педагогике разработан недостаточно и в большей степени акцентирован на дискретных видах и направлениях деятельности субъектов патриотического воспитания, например, «взаимодействие школы и семьи» [2], «взаимодействие учреждений культуры и туризма» [5], «взаимодействие учреждений культуры и телевидения» [10] и др. Данное обстоятельство приводит к тому, что процесс формирования патриотической культуры учащейся молодежи имеет фрагментарный характер, в результате чего сохраняются риски потери значимых жизненных установок и гражданственности у подрастающего поколения. Возникает противоречие между имеющимся ресурсным

потенциалом педагогического взаимодействия социальных институтов и отсутствием в реальной практике воспитательной деятельности механизмов и опыта данной деятельности.

Материал и методы исследования. Современная теория воспитания основана на задачах личностного развития «человека для социума», т. е. успешная личностная самореализация предполагает социальную активность на благо личности, социума и государства. Педагогические концепты воспитания базируются на следующих основных положениях (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич [1], Ю. С. Мануйлов [7], М. И. Рожков и Л. В. Байбородова [11]):

- связь с духовностью («питание духа»), направленная на развитие нравственности и духовного мира личности;

- развитие в результате погружения в спроектированную специальным образом воспитательную социальную среду (и воздействия на нее);

- целенаправленные действия по созданию условий для личностно-социального развития человека;

- организация педагогического сопровождения с ориентацией на саморазвитие и самовоспитание через социально полезную созидательную деятельность.

Технологическая реализация заявленных концептов лежит в сфере формирования межпоколенческих связей, которые О. С. Газман выделил в качестве инструмента воспитательной системы: «сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, т. е. духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция» [3].

В этом контексте именно социальные институты обусловливают системную общность коммуникаций (реальную, виртуальную) с заданными форматами и сложившимися нормами взаимодействий (фиксированными или неформальными) между субъектами патриотического воспитания, служат гарантом достижения стабильности в контексте единой цели. К задачам патриотического воспитания привлечены следующие социальные институты: политический, семьи и брака, образования, военно-политический, гражданский, институт СМИ.

Их институциональная деятельность осуществляется субъектами патриотического воспитания через деятельность семьи, сотрудников образовательных организаций разного типа, культуры, общественных организаций и СМИ. Автор полагает, что «целенаправленная организация педагогического взаимодействия социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи призвана создать новый педагогический "продукт" - систему воспитания, обладающую целевой направленностью и высоким потенциалом и формирующую стратегические жизненные установки и ценностные ориентации» [12].

Обозначенные установки легли в основу теоретической части нашего исследования по моделированию педагогического взаимодействия социальных институтов как обобщенного конструкта планируемой деятельности. Здесь педагогическое моделирование выступает как способ исследования поставленной проблемы и поиска оптимальных характеристик процесса педагогического взаимодействия социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи.

Результаты исследования и их обсуждение. Традиционно структурно-функциональную модель представляют в виде блоков, последовательно и обобщенно раскрывающих характеристики рассматриваемого процесса. Особенностями авторского представления является двухуровневость модели, обусловленная необходимостью рассмотрения двух процессов: 1) процесса педагогического взаимодействия социальных институтов для формирования норм, установок, учебно-методического обеспечения и др. компонентов системы патриотического воспитания на федеральном и региональном уровнях; 2) процесса

формирования патриотической культуры учащейся молодежи. Эффективность второго процесса (формирования) обусловливается эффективностью первого (педагогическим взаимодействием), а социально значимая результативность рассматриваемых процессов определяется достижением поставленной педагогической цели.

Представим сущностное описание заявленной модели через последовательность блоков.

1. Нормативно-целевой блок, определяющий границы и нормы деятельности социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи. Государственный заказ на воспитание учащейся молодежи отражен в Конституции РФ и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»; в каждом субъекте РФ имеется возможность локальных дополнений базовых положений системы патриотического воспитания, связанных с культурой, традициями, региональной спецификой и ресурсной базой. Кроме того, поскольку реализация мероприятий социально-патриотической направленности осуществляется чаще всего при участии педагогов и через институт образования, то в нормативную базу входят образовательные стандарты и спектр локальной учебной документации - программы и планы патриотического воспитания учащейся молодежи.

Целью моделирования является описание параметров достижения эффективного взаимодействия социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи для преодоления существующих проблем разобщенности и раздробленности действий социальных институтов и внедрения наилучших педагогических практик патриотического воспитания с учетом региональных особенностей.

2. Теоретико-методологический блок модели включает:

а) представление педагогического взаимодействия как специально организованного многофакторного процесса информационного, организационного и ресурсного взаимовлияния социальных институтов с целью выработки социальных норм, системных установок, правил, мер и действий по формированию единой среды патриотического воспитания, способной привлечь молодежь к активной социально полезной деятельности гражданско-патриотической и военно-патриотической направленности; обеспечить максимальное вовлечение региональных субъектов патриотического воспитания - учреждений образования и культуры, общественных объединений различной направленности (военной, спортивной, социальной, творческой и др.) в единый процесс формирования патриотической культуры учащейся молодежи. Создание среды патриотического воспитания будет осуществлено через системные формы интеграции, сотрудничества, коммуникации, координации всех мероприятий. Таким образом, базовые воспитательные взаимодействия «личность - семья», «личность - образовательная среда», «личность - социум» (в том числе и социальные сети), значительно расширяются посредством возможности взаимодействия всех социальных институтов;

б) методологию педагогического взаимодействия социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи, базирующуюся на следующих традиционных для педагогики подходах: аксиологическом, рассматривающем человека как высшую ценность общества; системно-деятелъностном, направленном на активное функционирование социальных институтов и субъектов патриотического воспитания, проявляющееся в реализации конкретных воспитательных мероприятий; средовом подходе, формирующем «нишу» - среду патриотического воспитания. Среда выступает здесь как опора для развития патриотической культуры, формируя возможности реализации разнообразных видов социальной активности и воссоздавая примеры успешных социальных практик, а педагогическое взаимодействие социальных институтов обеспечивает гарантии стабильности данной среды.

Практическая реализация названной методологии обеспечивается принципами педагогического взаимодействия социальных институтов, выделенных в [6]: культуросооб-разность, регионализация, интегративность и сотрудничество, преемственность, информационная открытость и диагностичность.

3. Содержательный блок модели рассматривается через проектирование процесса формирования патриотической культуры учащейся молодежи с целью определения роли каждого социального института и детализации его функций.

С авторских позиций, заявленных нами ранее, «патриотизм» рассматривается как агрегатор ценностей, а патриотическая культура - интегративное качество личности и социума, базирующееся на ценности Отечества, исторической памяти, сохранении и приумножении его духовного, культурного и материального наследия, готовности действовать на благо Родины и каждого человека, реализующееся через социально полезную деятельность» [6]. Структура патриотической культуры включает в себя четыре основных компонента: когнитивный (как личностное восприятие, критическое осмысление системы патриотических знаний); аксиологический (включение патриотических категорий в собственную систему понятий, ценностей, смыслов и убеждений), социальный (взаимовлияние ценностей человека и общества (общероссийские и локальные ценности конкретной социокультурной среды)); деятельностный (проявляемый в деятельности человека на благо общества через патриотическое поведение как реализацию знаний, убеждений, личностных ценностей).

Педагогическое взаимодействие социальных институтов должно быть направлено на системное формирование выделенных компонентов через особые формы организации учебной и внеучебной социально ориентированной деятельности учащейся молодежи. Соответственно, можно выделить следующие типы педагогического взаимодействия социальных институтов: проектирование, консультирование, координация, экспертирование, сопровождение, обеспечение, мониторинг, принятие решений и др. и их производные.

4. Организационно-технологический блок модели раскрывает механизмы взаимодействия социальных институтов с проекцией на результативность. Эффективность формирования патриотической культуры учащейся молодежи поддерживается выполнением ряда организационно педагогических условий: наличием централизованной системы управления педагогическим взаимодействием социальных институтов с выделением лидера; педагогическим сопровождением кадрового состава, задействованного в системе патриотического воспитания учащейся молодежи; разработкой базового комплекса учебно-методического обеспечения региональных программ патриотического воспитания учащейся молодежи; созданием открытой информационной среды патриотического воспитания с использованием цифровых коммуникаций и сетевых сообществ.

Разработанная автором матрица педагогического взаимодействия социальных институтов включает типологию педагогического взаимодействия, идентификацию участников процесса взаимодействия, организационные формы взаимодействия, результативность и отчетность взаимодействия, субъекты воспитательной деятельности, механизмы формирования патриотической культуры, оценку результативности.

Фрагмент матрицы, раскрывающий характеристики одного педагогического взаимодействия социальных институтов, приведен в табл. 1.

5. Диагностическо-результативный блок модели содержит критерии оценки прогнозируемого результата педагогического взаимодействия социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи:

1) критерии оценки педагогического взаимодействия (организационная оценка и самооценка субъектов воспитания по насыщенности, частоте, охвату и включенности участников, уровням и разнообразию социально полезной деятельности, полноте документирования

и отчетности). Эффективность педагогического взаимодействия социальных институтов оценивается по следующим уровням: сильный, достаточный, слабый;

2) критерии оценки уровня сформированное™ патриотической культуры учащейся молодежи предполагают педагогическую оценку компонентов: когнитивного (уровни личностного знания), аксиологического (ценностные ориентиры), социального и деятель-ностного (степень вовлеченности и участия в мероприятиях патриотической направленности). Сформированность патриотической культуры учащейся молодежи оценивается по уровням: высокий, средний, низкий.

Таблица 1

Фрагмент матрицы педагогического взаимодействия социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи

Структура педагогического взаимодействия политический институт

1 1 1

. „ институт гражданский институт <-> ^ образования

Т = 1

... институт институт СМИ У семьи и брака

Участники процесса педагогического взаимодействия НКО, сотрудники системы образования, СМИ

Тип деятельности по формированию патриотической культуры Социосетевой проект «Герои среди нас»

Уровни Федеральный, региональный, городской

Организационные формы педагогического взаимодействия Координация, консультирование, проектирование, экспертирование, сопровождение, мониторинг

Результативность взаимодействия Количество информационных сообщений

Внедрение Внеучебный процесс

Субъекты воспитательной деятельности Образовательные организации, семья, обучающиеся

Форма привлечения учащейся молодежи Информирование, проектировочная деятельность, модерация

Формирование патриотической культуры Когнитивный, аксиологический, социальный, деятельностный компоненты

Отчетность Посещаемость проекта

Разработанная педагогическая модель, обладая свойствами целенаправленности, ограниченности, адекватности, информативности, полноты, технологичности и управляемости [8], обусловливает наличие динамической организационно-педагогической схемы построения эффективного педагогического взаимодействия социальных институтов для формирования патриотической культуры учащейся молодежи.

Выводы.

1. Педагогическое взаимодействие обеспечивает создание особой среды патриотического воспитания с использованием многообразных ресурсов социальных институтов, предполагает усиление функций управления, координации мониторинга деятельности по формированию патриотической культуры учащейся молодежи.

2. Педагогическое взаимодействие обладает свойствами интегративности, динамичности и инновационности. Данное взаимодействие отражено в предложенной структурно-функциональной модели, осуществляется на основе концептуальных позиций современного воспитания, научно-методическом базисе педагогического взаимодействия

социальных институтов, практико-ориентированных разработках, отражая организационно-педагогические характеристики воспитательного процесса: управление процессом взаимодействия, создание воспитательной среды, объединение кадровых и методических ресурсов для формирования патриотической культуры учащейся молодежи.

3. Прогнозируемым результатом внедрения данной модели является повышение эффективности взаимодействия социальных институтов в патриотическом воспитании учащейся молодежи и, как следствие, снижение риска деструктивного поведения, формирование социально значимой позиции и повышение уровня патриотической культуры учащейся молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие / под ред. Е. В. Бондаревской. - М. ; Ростов н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999.-560 с.

2. Волкова О. В. Взаимодействие школы и семьи как основа организации патриотического воспитания младших школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Глазов, 2012. -241 с.

3. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М. : МИРОС, 2002. -296 с.

4. Зотов В. В. Коммуникативная сущность социальных институтов // Коммуникология. - 2014. - Т. 3, №1.-С. 29-38.

5. Кузьмина И. В. Взаимодействие учреждений культуры и туризма в патриотическом воспитании молодежи: компетентностныйподход : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. -Химки, 2016. - 196 с.

6. Левина Е. Ю., Тимофеев А. А. Теоретические основания педагогического взаимодействия социальных институтов в патриотическом воспитании молодежи // Казанский педагогический журнал. - 2019. -№6(137).-С. 108-112.

7. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. - М. : Нижний Новгород : Ун-т Рос. акад. образования, 2002. - 126 с.

8. Михеев В. И. Моделирование и методы измерений в педагогике. - М. : Высшая школа, 1987. - 198 с.

9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 20.11.2018) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://base.garant.ru/71296398/.

10. Рогозянский М. Э. Функциональный подход к взаимодействию телевидения и учреждений культуры по патриотическому воспитанию молодежи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. - Орел, 2010. - 178 с.

11. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

12. Тимофеев А. А. Особенности педагогического взаимодействия социальных институтов в воспитании и развитии учащейся молодежи // Современное научное знание: теория, методология, практика : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2019. - С. 47^9.

Статья поступила в редакцию 22.02.2021

REFERENCES

1. BondarevskayaE. V., Kul'nevich S. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitani-ya : uchebnoe posobie / pod red. E. V. Bondarevskoj. - M. ; Rostov n/D : Tvorcheskij centr «Uchitel1», 1999. - 560 s.

2. Volkova О. V Vzaimodejstvie shkoly i sem'i kak osnova organizacii patrioticheskogo vospitaniya mladshih Shkolnikov : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Glazov, 2012.-241 s.

3. Gazman O. S. Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody. - M. : MIROS, 2002.-296 s.

4. Zotov V. V Kommunikativnaya sushchnost' social'nyh institutov II Kommunikologiya. - 2014. - T. 3, № 1. -S. 29-38.

5. Kuz'mina I. V. Vzaimodejstvie uchrezhdenij kul'tury i turizma v patrioticheskom vospitanii molodezhi: kompetentnostnyj podhod : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.05. -Himki, 2016. - 196 s.

6. Levina E. Yu., Timofeev A. A. Teoreticheskie osnovaniya pedagogicheskogo vzaimodejstviya social'nyh institutov v patrioticheskom vospitanii molodezhi II Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2019. - № 6(137). - S. 108-112.

7. Manujlov Yu. S. Sredovoj podhod v vospitanii. - M. : Nizhnij Novgorod : Un-t Ros. akad. obrazovaniya, 2002. - 126 s.

8. Miheev V. I. Modelirovanie i metody izmerenij v pedagogike. - M. : Vysshaya shkola, 1987. - 198 s.

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 (red. ot 20.11.2018) «О gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody» [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/71296398/.

10. RogozyanskijM. E. Funkcional'nyj podhod к vzaimodejstviyu televideniya i uchrezhdenij kul'tury po pat-rioticheskomu vospitaniyu molodezhi: dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.05. - Orel, 2010. - 178 s.

11. Rozhkov M I., Bajborodova L. V. Organizaciya vospitatel'nogo processa v shkole : uchebnoe posobie dlya stud, vyssh. ucheb. zavedenij. -M. : Gumanit. izd. centr VLADOS, 2001. -256 s.

12. Timofeev A. A. Osobennosti pedagogicheskogo vzaimodejstviya social'nyh institutov v vospitanii i razvitii uchashchejsya molodezhi // Sovremennoe nauchnoe znanie: teoriya, metodologiya, praktika : sbornik statej VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Smolensk, 2019. - S. 47^9.

The article was contributed on 22 February, 2021 Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тимофеев Андрей Александрович - аспирант Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия; e-mail: aa-timofeev@mail.ru

Author information

Timofeev, Audrey Aleksandrovich - Post-graduate Student, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia; e-mail: aa-timofeev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.