Научная статья на тему 'Теоретические основания педагогического взаимодействия социальных институтов в патриотическом воспитании молодежи'

Теоретические основания педагогического взаимодействия социальных институтов в патриотическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / МЕТОДОЛОГИЯ / PATRIOTIC EDUCATION / STUDYING YOUTH / PEDAGOGICAL INTERACTION / SOCIAL INSTITUTIONS / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Е.Ю., Тимофеев А.А.

Патриотическое воспитание молодежи актуальная задача, поставленная государством и требующая новых подходов и масштабных преобразований в современных условиях развития нашей страны. В статье рассмотрен вопрос консолидации социума через педагогическое взаимодействие социальных институтов в патриотическом воспитании молодежи. Авторами проанализировано данное понятие; раскрыты его потенциал и особенности, показана его роль в формировании патриотической культуры молодежи как результата патриотического воспитания. Представлены значимые категории педагогического взаимодействия, обусловливающие структуру патриотического воспитания молодежи. Сформулированы признаки социальных институтов; показано их место в педагогическом взаимодействии в целях организации региональных систем патриотического воспитания молодежи. Обоснована методология педагогического взаимодействия социальных институтов, способствующая формированию инновационных продуктивных механизмов патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGICAL INTERACTION OF SOCIAL INSTITUTIONS IN PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Patriotic education of studying youth is an actual and up-to-date task set by the state and requires new approaches and large-scale changes in modern conditions of development of our country. The article treats the problem of society consolidation through pedagogical interaction of social institutions in patriotic education of studying youth. The authors analyzed this concept, revealed its potential and peculiarities, showed its role in the formation of patriotic culture of youth as a result of patriotic education and upbringing. Significant categories of pedagogical interaction are presented, which determine the structure of patriotic education of studying youth. Characteristics of social institutions have been formulated, their role in pedagogical cooperation for the organization of regional systems of patriotic education of studying youth has been shown. The methodology of pedagogical interaction of social institutions, which contributes to the formation of innovative productive mechanisms of patriotic education, has been justified.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания педагогического взаимодействия социальных институтов в патриотическом воспитании молодежи»

УДК 37.01

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Е.Ю. Левина, А.А. Тимофеев

Аннотация. Патриотическое воспитание молодежи - актуальная задача, поставленная государством и требующая новых подходов и масштабных преобразований в современных условиях развития нашей страны. В статье рассмотрен вопрос консолидации социума через педагогическое взаимодействие социальных институтов в патриотическом воспитании молодежи. Авторами проанализировано данное понятие; раскрыты его потенциал и особенности, показана его роль в формировании патриотической культуры молодежи как результата патриотического воспитания. Представлены значимые категории педагогического взаимодействия, обусловливающие структуру патриотического воспитания молодежи. Сформулированы признаки социальных институтов; показано их место в педагогическом взаимодействии в целях организации региональных систем патриотического воспитания молодежи. Обоснована методология педагогического взаимодействия социальных институтов, способствующая формированию инновационных продуктивных механизмов патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, молодежь, педагогическое взаимодействие, социальные институты, методология.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGICAL

INTERACTION OF SOCIAL INSTITUTIONS

IN PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

E. Levina, A. Timofeev

Abstract. Patriotic education of studying youth is an actual and up-to-date task set by the state and requires new approaches and large-scale changes in modern conditions of development of our country. The article treats the problem of society consolidation through pedagogical interaction of social institutions in patriotic education of studying youth. The authors analyzed this concept, revealed its potential and peculiarities, showed its role in the formation of patriotic culture of youth as a result of patriotic education and upbringing. Significant categories of pedagogical interaction are presented, which determine the structure of patriotic education of studying youth. Characteristics of social institutions have been formulated, their role in pedagogical cooperation for the organization of regional systems of patriotic education of studying youth has been shown. The methodology of pedagogical interaction of social institutions, which contributes to the formation of innovative productive mechanisms of patriotic education, has been justified.

Keywords: patriotic education, studying youth, pedagogical interaction, social institutions, methodology.

Вопрос патриотического воспитания современной молодежи находится под пристальным вниманием государства и социума. Разрушение советской идеологии не позволило сразу в полной мере осознать потерю историко-культурных ценностей, резко отвергнув мировоззренческие трактовки патриотизма как «советское наследие». Это привело к необратимым изменениям ценностного и нравственного контуров, оказавших влияние на социум, и создало «почву» для проникновения любых, вплоть до деструктивных, идеологий и норм. Противостоять сложившейся ситуации призван патриотизм, имеющий созидательный характер и направленный на сохранение норм, ценностей и традиций человека, общества и государства.

Президент страны В.В. Путин позиционирует патриотизм в качестве объединяющей граждан России идеи, подчеркивая отсутствие его идеологичности и партийной принадлежности. Современное патриотическое воспитание нормативно базируется на Государственной программе, определяясь как систематическая деятельность «государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [2]. В этом же документе обозначены основные исполнители поставленных задач - профильные министерства и ведомства, общественные объединения и некоммерческие организации,

работающие во всех субъектах страны и реализующие систему патриотического воспитания «на местах». Таким образом, к задачам патриотического воспитания молодежи привлечено множество субъектов, деятельность которых сосредоточена в рамках региональных программ и мероприятий по реализации разнообразных направлений - военно-патриотическое, спортивно-патриотическое, гражданско-патриотическое, культурно-

патриотическое и др. [3].

Сложность взаимодействия этих субъектов в процессе патриотического воспитания молодежи, идентификация и учет форматов их действий, степень участия и методы воспитания являются часто обсуждаемыми и дискуссионными вопросами педагогики. Эффективные социально-педагогические практики патриотического воспитания молодежи, работающие в одних условиях, вполне могут быть не эффективными в других регионах, базируясь, как правило, на культурной и религиозной идентичности, а также на личностных характеристиках организаторов и исполнителей программ, зависящие от их энтузиазма и ответственности. Между тем, организованное педагогическое взаимодействие разнообразных социальных институтов, по мнению авторов, может выступать глобальным ресурсом патриотического воспитания молодежи и значительно повысить его продуктивность. Явно возникает потребность в формировании теоретико-методологических оснований данной деятельности, определяющих ее теоретические (цели, «нормы», теоретические основания, методологические подходы, принципы, условия) и базирующиеся на них практические (алгоритмы, методы, приемы, критерии, контроль) компоненты.

Авторами статьи определены следующие теоретические позиции.

Цель патриотического

воспитания - формирование патриотической культуры учащейся молодежи как способа самовыражения и поведения молодого человека, развивающихся в процессе его жизнедеятельности. Принципиально важным является широкий охват патриотической культуры, не ограничивающейся военно-патриотической направленностью, а

проявляющейся в созидании, бережном отношении, передаче социального опыта и традиций от поколения к поколению.

Нормой патриотического воспитания является созидательная социальная активность молодежи, базирующаяся на ценности Отечества, исторической памяти, сохранении и

приумножении его духовного, культурного и материального наследия, готовности действовать на благо Родины и каждого человека, реализующаяся через социально полезную деятельность.

Социальная призма патриотического воспитания, направленного на формирование индивидуальных качеств, ценностей и смыслов, интегрирует многообразие участвующих в нем субъектов в педагогическом взаимодействии разного уровня. Рассматривая понятие социальных институтов, авторы базируются на определении Г.В. Осипова, представляющего социальный институт как «совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающей определенную общественную потребность посредством функционирования системы

взаимосогласованных, целесообразно

ориентированных стандартов поведения» [4]. Данное определение, очевидно, предполагает градацию уровней социальных институтов от «макро» до «нано», обусловливая разнообразные форматы отношений. Анализируя разнообразные представления социальных институтов, подробно рассмотренные О.В. Козыревой [5] и М.М. Юсуфовым [6], важно отметить два их полярных свойства - историческую устойчивость в воспроизводстве отношений и некоторую изменчивость, вызванную текущими нормами и потребностями (например, при трансформации государственного строя) [7]. Этот контекст подчеркивает адаптацию общественных отношений в их эволюционном развитии, формируя адекватные потребностям социальные практики. В целом, социальные институты представляют собой некую системную общность с единой функцией, внутри которой выстраивается ряд вертикальных и горизонтальных взаимодействий с единым целевым ориентиром. Достаточно точным представляется современное видение социальных институтов в контексте исследования как системы социальных коммуникаций,

представленного в работе В.В. Зотова [8] - он базируется на процессуальном рассмотрении социальных практик, то есть организованном взаимодействии с отрегулированными отношениями между социальными субъектами. И это дает основание утверждать, что в патриотическом воспитании молодежи участвуют следующие социальные институты:

- государство, определяющее «генеральную» линию и задающее ориентиры работы по воспитанию гражданина, любящего свою Родину

и семью, имеющего активную жизненную позицию;

- семья как источник ценностных ориентаций, образов и образцов поведения нескольких поколений граждан страны, транслятора социального опыта для растущего человека;

- образование как путь и результат личностного и профессионального становления человека, развивающие его ценностно-смысловой и интеллектуальный потенциал;

- общество, действующее через акторов, -общественные объединения и организации, включенные в процесс патриотического воспитания молодежи и являющиеся связующим звеном и механизмом, интегрирующим общественные интересы и государственные задачи.

Перечисленные социальные институты, несмотря на сложные интеграционные и дифференциальные соотношения, формируют (или должны формировать) систему патриотического воспитания молодежи, сопровождая процесс формирования

патриотической культуры молодого человека на всех этапах его становления. Воспитание во все времена было прерогативой семьи, а впоследствии, и ставшей массовой системы образования. Включенность воспитания в процесс образования (обучение, воспитание, развитие) обеспечивает личностную

направленность образования, способствует социализации молодого человека в текущих социально-экономических условиях

жизнедеятельности и сообразует личностные потребности с потребностями общества, государства и рынка труда. В этом контексте социальные институты представляют собой формальные структуры (семейные,

государственные, образовательные), образующие в комплексе образовательно-воспитательное пространство, и обусловливающие системное педагогическое взаимодействие, координацию воспитательных задач и деятельности, сопровождение молодежи в определении смыслообразующих ориентаций, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям.

Видится необходимость организации педагогического взаимодействия социальных институтов в целях создания системы воспитательных мер, планомерно направленных на развитие социального потенциала учащейся молодежи, воспитание личностных качеств и гражданской позиции. Организация такого взаимодействия и его системная реализация предполагает продуктивные коммуникации,

имеющие общую целевую установку, а также интеграцию ресурсов взаимодействующих субъектов, создающих новую среду для решения задач патриотического воспитания в разнообразных направлениях

(векторах) - духовно-нравственном, историко-патриотическом, правовом, психологическом, профессиональном, военно-патриотическом, спортивном, культурном и др. [9].

Являясь универсальной педагогической характеристикой, «взаимодействие» предполагает взаимную обусловленность, взаимное влияние, совместную деятельность, обмен ресурсами, связи и достижение совместной результативности. Базовые воспитательные взаимодействия «личность - семья», «личность-учитель» и «личность - образовательная среда» представляют собой многокомпонентный процесс, направленный на развитие личности в ходе патриотического воспитания. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, определяющее его социальное, дидактическое и мотивационное влияние на личность. Важным контекстом педагогического взаимодействия выступает его

«обратимость» - взаимные изменения поведения, деятельности, отношений, установок его субъектов [1;3]. Взаимодействие и взаимозависимость социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи призваны создать новый педагогический «продукт» - продуктивную систему воспитания, обладающую целевой направленностью и высоким потенциалом и формирующую стратегические жизненные установки и ценностные ориентации. Важно отметить и «уровневость» педагогического взаимодействия социальных институтов в рамках реализации задач патриотического воспитания -от формирования стратегии развития до реализации индивидуальных воспитательных задач.

Мы считаем, что методологию педагогического взаимодействия социальных институтов определяют следующие подходы:

- аксиологический, рассматривающий человека как высшую ценность общества, а его патриотизм как безусловную личностную ценность, основание для постановки цели (формирование патриотической культуры) и результативности (патриотическое поведение);

- системно-деятельностный подход, направленный на непрерывное динамическое формирование уникальной структуры патриотического воспитания при консолидации возможностей социальных институтов как

субъектов педагогического взаимодействия. Многообразие возможностей, однако, обладает иерархией, взаимосообразностью, жесткой координацией задач, функций и ресурсов в сфере патриотического воспитания молодежи и обусловливает ее активность и приобщение к социально-значимой деятельности;

- средовый подход, формирующий «нишу», среду, пространство патриотического воспитания, в некотором роде «осредняющий» личность не нивелируя ее, а формируя единые патриотические качества. Среда выступает здесь как источник развития патриотической культуры, а педагогическое взаимодействие названных социальных институтов - гарантией стабильности данной среды.

Потенциал педагогического взаимодействия социальных институтов в патриотическом воспитании молодежи раскрывается через ряд следующих принципов:

- принцип культуросообразности, заключающийся в обеспечении связи системы патриотического воспитания с культурными ценностями региона, народа, нации, общества, страны, не противоречащих общечеловеческим ценностям (триада «личность-общество-культура» [4]) и детерминирующих формат педагогического взаимодействия социальных институтов «на местах»;

- принцип интегративности, конкретизирующийся в возникновении новых действенных механизмов при активизации педагогического взаимодействия социальных институтов и выражающийся в его многосложной структуре, обладающей целостностью и универсальностью при явной дискретности самих социальных институтов и разнообразии их качеств;

- принцип преемственности, определяющийся через устранение дисбаланса границ влияния социальных институтов, изолированности образовательных систем, открытости форм и методов деятельности других субъектов педагогического взаимодействия при сохранении их основных функций в рамках патриотического воспитания молодежи;

- принцип информационной открытости, обусловливающийся режимом деятельности всех участников педагогического взаимодействия социальных институтов и обеспечивающий прозрачность его состояний через каналы многосторонней связи на всех уровнях взаимодействия (административном, организационно-деятельностном, психолого-педагогическом, контрольно-диагностическом) с

целью определения обратной реакции и повышения его продуктивности [10];

- принцип ресурсного обеспечения, обусловливающей организационно-управленческие характеристики педагогического взаимодействия социальных институтов. За счет консолидации и трансформации ресурсов разного типа (историко-культурных, информационных, кадровых, материальных и др.) в средства воспитательного процесса расширяются возможности образовательного пространства патриотического воспитания и виды педагогического взаимодействия, форматы социально полезной деятельности молодежи;

- принцип диагностичности, выражающийся в оптимизации и совершенствовании педагогического взаимодействия социальных институтов, а, следовательно, необходимости выявления проблемных данной деятельности на всех уровнях взаимодействия, анализа процесса достижения цели - формирования патриотической культуры молодежи, анализ педагогических характеристик образовательного пространства, созданного для патриотического воспитания молодежи и других объективных характеристик.

Полагаем, что описанные теоретические основания должны составлять основу отбора и адаптации механизмов социальных практик патриотического воспитания молодежи, учитывая уровни педагогического взаимодействия (силу), функции и обязанности сторон, степень их участия. Данное взаимодействие будет осуществляться на основе научных, методических и профессионально-ориентированных позиций, отражая воспитательные процессы в образовательных организациях, воспитательные и образовательные функции педагогов, расширение образовательного пространства,

организационную, управленческую и

контрольную деятельность, педагогические средства, формы, методы, технологии, коммуникации между субъектами

патриотического воспитания. Педагогическое взаимодействие определяется взаимной поддержкой в решении одной и той же проблемы, использованием эффективных методов и форм работы, что требует расширения функций социальных институтов, активизацию их деятельности. Трудности этого процесса связаны с многомерностью самого явления взаимодействия и его социальным характером. Это требует разработки новых универсальных механизмов в единстве социальных, психологических и педагогических связей.

Литература:

1. Тимофеев А.А. Педагогическое взаимодействие социальных институтов как основа современного воспитания учащейся молодежи / А.А. Тимофеев // Профессиональное обучение: теория и практика / Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам профессионального и технологического образования в современных условиях, 31 мая 2019 года. - В 2-х т. - Том 1 - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2019. - С. 343-348.

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы".

3. Тимофеев А.А. Особенности педагогического взаимодействия социальных институтов в воспитании и развитии учащейся молодежи: сборник научных трудов / А.А. Тимофеев // Современное научное знание: теория, методология, практика / Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Смоленск: МНИЦ «Наукосфера», 2019. - С. 47-50.

4. Осипов Г.В. Введение в социологическую науку / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев (ред.). - М.: Наука; Вече, 2010.

5. Козырева О.В. Феномен социального института и его теоретическое определение / О.В. Козырева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. -№ 6. -С. 214-223.

6. Юсуфов М.М. Концептуализация понятия «Социальный институт» в современной социологии / М.М. Юсупов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 4. - С. 162-166.

7. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России / С.Г. Кирдина. - СПб.: НесторИстория, 2014.

8. Зотов В.В. Коммуникативная сущность социальных институтов / В.В. Зотов // Коммуникология. - 2014. - Т. 3. - № 1. - С. 29-38.

9. Ореховский А.В. Роль героико-патриотического воспитания молодежи в формировании неприятия радикальных идеологий /А.В. Ореховский // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5. - С. 78-83.

10. Левина Е.Ю. Информационная открытость как фактор развития государственно-общественного управления образовательных систем / Е.Ю. Левина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 3. - С. 431.-436.

Сведения об авторах:

Левина Елена Юрьевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: frau.levina2010@yandex.ru

Тимофеев Андрей Александрович (г. Москва, Россия), аспирант, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: aa_timofeeff @list.ru

Data about the authors:

E. Levina (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", e-mail: frau.levina2010@yandex.ru

A. Timofeev (Moscow, Russia), PhD student, Institute of pedagogy, psychology and social problems, email: aa_timofeeff @list.ru

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI: 10.34772/KPJ.2019.137.6.005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.