Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ШКОЛЬНИКИ / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асеева Татьяна Анатольевна

В статье предпринята попытка оценки некоторых аспектов системы патриотического воспитания молодежи двух регионов Сибирского федерального округа (СФО) - Красноярского края (КК) и Иркутской области (ИО). Целью работы является сопоставление количественных результатов патриотической работы регионов с представлениями школьников старших классов об организации данной деятельности. В связи с этим анализируется характер патриотических организаций и институтов, осуществляющих патриотическое воспитание молодежи. Выявляются ключевые мероприятия патриотической направленности. Сопоставляются финансовые ресурсы, обеспечивающие реализацию патриотических программ и проектов. Осуществляется сравнительный анализ численности участников патриотических организаций, их вовлеченность в интернет-коммуникации посредством социальных сетей. Результаты анализа показывают, что система патриотического воспитания изучаемых регионов находится в неравнозначных финансовых условиях. Вместе с этим количество мероприятий патриотической направленности достаточно велико и соответствует задачам федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Однако, несмотря на усилия, прилагаемые субъектами патриотического воспитания, школьники показывают слабую информированность и включенность в реализацию патриотических проектов. Отдавая предпочтения классическим агентам патриотического воспитания, школьники все же считают, что патриотизм должен формироваться без лишнего давления со стороны институционализированных субъектов. В качестве желаемого способа воздействия предпочитают просмотр игрового кино и чтение патриотической литературы, хотя больше всего имеют опыт посещения музеев разного уровня. Для повышения эффективности системы патриотического воспитания и увеличения патриотических настроений среди молодежи следует вносить инновации в патриотическую работу с учетом ценностей и ожиданий молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асеева Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF INSTITUTIONAL EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE REGIONS OF SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

The article attempts to assess some aspects of the system of patriotic education of young people in two regions of the Siberian federal district (SFD) - Krasnoyarsk krai (KK) and Irkutsk oblast (IO). The aim of the paper is to compare the quantitative results of the patriotic education work in the regions with the ideas of high-school children about the way such work should be organized. Thus, the nature of patriotic organizations and institutions engaged in patriotic education of young people is analyzed. The key patriotic activities are identified. The financing of patriotic programs and projects is compared. A comparative analysis of the number of participants of patriotic organizations, their involvement in Internet communications, through social networks is carried out. The results of the analysis show that the systems of patriotic education in the studied regions have different funding. At the same time, the number of patriotic education events is quite large and meet objectives of the “Patriotic education of citizens of the Russian Federation” federal project. However, despite the efforts made by the subjects of patriotic education, schoolchildren show poor awareness and involvement in patriotic events. Giving preference to the classical agents of patriotic education, schoolchildren still believe that patriotism should be developed without pressure from institutionalized subjects. They opt for watching feature films and reading patriotic literature as desired impact, while their experience is mostly limited by visiting museums of different levels. Innovations providing for values and expectations of the younger generation should be introduced to increase the effectiveness of the system of patriotic education and boost patriotic feelings among young people.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

Научная статья УДК 323.21

DOI: 10.20323/2658-428X-2022-2-15-59-75 EDN: WSYEDW

Проблема институциональной эффективности системы патриотического воспитания в регионах Сибирского федерального округа

Татьяна Анатольевна Асеева

Кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8654-3337

Аннотация. В статье предпринята попытка оценки некоторых аспектов системы патриотического воспитания молодежи двух регионов Сибирского федерального округа (СФО) - Красноярского края (КК) и Иркутской области (ИО). Целью работы является сопоставление количественных результатов патриотической работы регионов с представлениями школьников старших классов об организации данной деятельности. В связи с этим анализируется характер патриотических организаций и институтов, осуществляющих патриотическое воспитание молодежи. Выявляются ключевые мероприятия патриотической направленности. Сопоставляются финансовые ресурсы, обеспечивающие реализацию патриотических программ и проектов. Осуществляется сравнительный анализ численности участников патриотических организаций, их вовлеченность в интернет-коммуникации посредством социальных сетей.

Результаты анализа показывают, что система патриотического воспитания изучаемых регионов находится в неравнозначных финансовых условиях. Вместе с этим количество мероприятий патриотической направленности достаточно велико и соответствует задачам федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Однако, несмотря на усилия, прилагаемые субъектами патриотического воспитания, школьники показывают слабую информированность и включенность в реализацию патриотических проектов. Отдавая предпочтения классическим агентам патриотического воспитания, школьники все же считают, что патриотизм должен формироваться без лишнего давления со стороны институционализированных субъектов. В качестве желаемого способа воздействия предпочитают просмотр игрового

© Асеева Т. А., 2022

Проблема институциональной эффективности системы 59

патриотического воспитания в регионах Сибирского федерального округа

кино и чтение патриотической литературы, хотя больше всего имеют опыт посещения музеев разного уровня. Для повышения эффективности системы патриотического воспитания и увеличения патриотических настроений среди молодежи следует вносить инновации в патриотическую работу с учетом ценностей и ожиданий молодого поколения.

Ключевые слова: молодежь; школьники; патриот; патриотизм; патриотическое воспитание; региональный политический процесс; Сибирский федеральный округ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-011-00346

Для цитирования: Асеева Т. А. Проблема институциональной эффективности системы патриотического воспитания в регионах Сибирского федерального округа // Социально-политические исследования. 2022. № 2 (15). С. 59-75. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-59-75. https://elibrary.ru/wsyedw.

Original article

The issue of institutional effectiveness of the system of patriotic education in the regions of Siberian federal district

Tatiyana A. Aseeva

Candidate of political sciences, associate professor, department of philosophy and political science, Altai state university, Barnaul [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8654-3337

Abstract. The article attempts to assess some aspects of the system of patriotic education of young people in two regions of the Siberian federal district (SFD) - Krasnoyarsk krai (KK) and Irkutsk oblast (IO). The aim of the paper is to compare the quantitative results of the patriotic education work in the regions with the ideas of high-school children about the way such work should be organized. Thus, the nature of patriotic organizations and institutions engaged in patriotic education of young people is analyzed. The key patriotic activities are identified. The financing of patriotic programs and projects is compared. A comparative analysis of the number of participants of patriotic organizations, their involvement in Internet communications, through social networks is carried out.

The results of the analysis show that the systems of patriotic education in the studied regions have different funding. At the same time, the number of patriotic education events is quite large and meet objectives of the "Patriotic education of citizens of the Russian Federation" federal project. However, despite the efforts made by the subjects of patriotic education, schoolchildren show poor awareness and involvement in patriotic events. Giving preference to the classical agents of patriotic education, schoolchildren still believe that

60

Т. А. Асеева

patriotism should be developed without pressure from institutionalized subjects. They opt for watching feature films and reading patriotic literature as desired impact, while their experience is mostly limited by visiting museums of different levels. Innovations providing for values and expectations of the younger generation should be introduced to increase the effectiveness of the system of patriotic education and boost patriotic feelings among young people.

Keywords: the youth; school students; patriot; patriotism; patriotic education; regional political process, Siberian Federal District

The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project 20-011-00346

For citation: Aseeva T. A. The issue of institutional effectiveness of the system of patriotic education in the regions of Siberian federal district. Social and political researches. 2022;2(15):59-75. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-59-75. https://elibrary.ru/wsyedw.

Введение

С начала 2006 года в нашей стране реализованы три государственные программы патриотического воспитания, что должно было способствовать формированию целостной системы, повышающей уровень патриотических настроений граждан. Был взят курс на совершенствование методов работы и увеличение включенности, особенно детей и молодежи, в деятельность патриотических организаций [Государственная программа ... , 2015; Федеральный проект ... , 2021].

На протяжении всего времени реализации программ и проектов патриотической направленности перед исследователями, в основном политологами, социологами и педагогами встает вопрос анализа эффективности методов патриотического воспитания.

В процессе оценки эффективности реализации программ патриотического воспитания, наряду с количественными (количество проводимых мероприятий, процент участия граждан, масштаб мероприятий, объем финансирования и т. д.) и качественными (уровень организационно-методического обеспечения, отношение участников мероприятия к результатам работы и т. д.) показателями, важное значение имеет анализ настроений, отношений и представлений участников проектов, выявить которые возможно только с использованием опросного метода [Лутовинов, 2006; Литвинов, 2018].

Исследователи подчеркивают, что при увеличивающемся количестве форм работы с молодежью, актуализируется потребность в модельном аппарате входной и итоговой диагностики настроений и ожиданий молодежи, участвующей

Проблема институциональной эффективности системы 61

патриотического воспитания в регионах Сибирского федерального округа

в патриотических мероприятиях [Ефанова, 2018]. С одной стороны, стоит согласиться с вышеуказанными авторами, которые подчеркивают необходимость оперативной обратной связи с участниками, а с другой стороны, следует отметить важность повторных исследований по истечению времени, так как респонденты, уже не находясь под влиянием эмоций, могут дать более объективные ответы.

Государственные программы патриотического воспитания предполагают некоторую систему оценок и показателей, по которым оценивается реализация проектов. В современной научной литературе также предпринимаются попытки анализа как эффективности реализации отдельных аспектов патриотического воспитания, так и представлений о патриотизме молодежи отдельных регионов РФ [Патриотическое воспитание молодежи ... , 2019].

Исследователи констатируют более низкий уровень патриотических настроений среди молодежи в отличие от старшего поколения, говорят о кризисе патриотического воспитания и ведущей роли молодежи в преодолении данного кризиса [Фло-ря, 2018], о психологических аспектах патриотичности у старших школьников [Шурухина, 2015].

В зарубежной литературе вопрос анализа современного состояния и перспектив патриотического воспитания также не обходится без внимания исследователей. Авторы говорят о новых потребностях, возникающих

в системе патриотического воспитания, обусловленных развитием современного общества [Curren, 2018; Zhang, 2021; Gu, 2021]. Зарубежные авторы активно изучают деятельность субъектов патриотического воспитания [Laruelle, 2015] и динамику патриотизма в связи с трансформацией территориальных границ в России [Goode, 2018].

Анализ патриотических настроений молодежи, региональных особенностей реализации системы патриотического воспитания, а также указание на то, что молодежь в настоящее время должна стать равноправным субъектом формирования патриотических установок социума представлен в работах С. Г. Ивченков, Е. В. Сайганова [Ивченков, 2019].

Группы российских исследователей проводят сравнительный анализ патриотической самоидентификации сибирской молодежи и показывают специфику молодого поколения, а также и важную роль образовательных учреждений в сохранении системы идентичностей [Иванова, 2017; Иванова, 2019; Фонталова, 2019; Карнышева, 2020]. Исследователи дают характеристику деятельности различных институтов патриотического воспитания [Вальянова, 2019] и анализируют эффективность реализации проектов патриотических организаций СФО [Асеев, 2021].

Принимая во внимание актуализированные исследователями проблемы анализа реализации патрио-

62

Т. А. Асеева

тического воспитания в регионах Российской Федерации, следует проанализировать деятельность ключевых институтов, участвующих в реализации целей и задач патриотического воспитания в Красноярском крае и Иркутской области, а также соотнести результаты их деятельности с данными массового опроса школьников старших классов, как одних - потребителей услуг, оказываемых патриотическими организациями. Данный анализ позволит выявить проблемы эффективности системы патриотического воспитания.

В статье анализируется эмпирический материал массового опроса молодежи, проведенного исследовательским коллективом Алтайского государственного университета в регионах Сибирского федерального округа, в том числе Красноярском крае и Иркутской области. Объем выборки составил 2 050 учащихся 8-11 классов; выборка квотная с контролем признаков пола, возраста, типа населенного пункта и региона проживания. Обработка данных проводилась в статистическом пакете SPSS.

Характеристика функционирования системы патриотического воспитания в Красноярском крае и Иркутской области В связи с тем, что государство обозначает патриотическое воспитание граждан одной из приоритетных задач, в регионах предприни-

маются меры по обеспечению данного направления деятельности и закреплению системного подхода в работе по патриотическому воспитанию молодежи.

Так, в принятом в 2021 г. законе Красноярского края «О патриотическом воспитании» (статья 19) содержится перечень тематических мероприятий среди детей и молодежи в сфере патриотического воспитания, проводимых на территории области, которые можно объединить в следующие блоки:

- международные фестивали игрового, документального и анимационного кино;

- краевые фестивали: исполнителей народной песни; фольклорных ансамблей; команд семейных талантов; умельцев в области народных художественных ремесел, декоративно-прикладного и любительского изобразительного искусства; школьных музеев и клубов патриотической направленности;

- краевые олимпиады среди творческих коллективов и отдельных исполнителей любительского народного творчества;

- краевые конкурсы социальных инициатив, исследовательских краеведческих работ;

- региональные этапы всероссийских военно-спортивных игр и др. [Закон Красноярского края ... , 2021].

В Иркутской области региональный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» является подпрограммой государственной програм-

Проблема институциональной эффективности системы 63

патриотического воспитания в регионах Сибирского федерального округа

мы Иркутской области «Молодежная политика» на 2019-2024 годы. В проекте более детально были описаны планируемые мероприятия на 2021 год, но их также можно сгруппировать в следующие направления:

- оборонно-массовая и военно-патриотическая работа;

- оказание содействия региональному отделению Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», поисковым отрядам, региональной системе патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;

- оказание содействия молодежи для участия в межрегиональных и всероссийских соревнованиях, форумах, семинарах, конференциях и иных мероприятиях патриотической направленности;

- проведение областных военно-спортивных игр;

- проведение областного слета организаций, занимающихся военно-патриотическим и гражданско-патриотическим воспитанием молодежи;

- проведение митингов, посвященных дням воинской славы и т. д. [Региональные проект, 2021].

Следует отметить, что регионы находятся в различной экономической ситуации и объем финансирования системы патриотического воспитания значительно отличается. Так, в Иркутской области для реализации программы патриотического воспитания в 2021-2024 г. заложено финансирование в объеме 80 107,90 тыс. руб., в то время как

реализованная программа «Патриотическое воспитание граждан в Красноярском крае на 2017-2020 годы» уже имела бюджет в 29 7313,6 тыс. рублей, что существенно превосходит показатели в сопоставимых по численности населения регионах СФО [Региональная программа ... , 2016].

Координация деятельности в области патриотического воспитания в муниципальных образованиях региона возложена на «Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края». Весь спектр мероприятий и их участников представлен на региональном информационном портале Красноярского края «Мы гордимся», на котором освещаются мероприятия и проекты патриотической направленности, деятельность патриотических объединений и меры поддержки деятельности в сфере патриотического воспитания. Свою роль в повышении эффективности их работы вносит и созданная в крае «Ассоциация военно-патриотических клубов». В реестр субъектов патриотического воспитания включены 115 патриотических объединений, большинство из которых составляют местные отделения и отряды «Юнармии», дополняемые военно-патриотическими и военно-спортивными клубами на базе образовательных организаций или функционирующих в автономном режиме.

В Иркутской области координацию системы патриотического воспитания осуществляет областное

64

Т. А. Асеева

Министерство по молодежной политике. Информационная координация обеспечивается на региональном портале информационно-методической и образовательной поддержки патриотического воспитания в Иркутской области «Патриотическое воспитание Иркутской области». На страницах данного ресурса содержится актуальная информация об организациях и проводимых мероприятиях, а также методическая и нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию системы.

Немаловажную роль в привлечении молодежи играет и наличие у патриотических объединений современной материально-технической базы. В 2020 году Губернатором Красноярского края принято решение о создании на территории региона круглогодичного учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард», на базе которого будут проходить подготовку по основам военной службы с летними военно-патриотическими сменами «Юнармии» и патриотических клубов. Значимую деятельность в крае по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке к службе в Вооруженных Силах РФ ведет молодежная оборонно-спортивная техническая региональная общественная организация «Патриот» (с 1996 по 2003 гг. назывался «Военно-спортивный технический клуб «Патриот»).

По данным на начало сентября 2021 года в «Юнармии» Красноярского края состоят 16 949 юношей и девушек, сформированы 594 юнар-мейских отрядов, создано 61 местное отделение. В Иркутской же области по данным на 20 августа 2021 года 13 416 юношей и девушек являются членами всероссийского детско-юношеского военно-

патриотического общественного движения «Юнармия», которое насчитывает 42 местных отделения в регионе. Однако обращают на себя внимание страницы региональных отделений «Юнармия» в социальной сети «ВКонтакте». При незначительном разрыве членства в юноармей-ском движении в этих двух регионах на страницу в Красноярском крае подписаны 3 619 человек, а в Иркутской области всего 366 человек.

В рассматриваемых регионах среди военно-патриотических клубов и центров успешно работают организации, получающие поддержку ветеранов силовых ведомств, в том числе ВПЦ «Вымпел»: ВПЦ «Вымпел-Байкал» (г. Иркутск), ВПК «Вымпел» им. А. П. Гриболева» (г. Красноярск), ВПК «Вымпел-Северный» (г. Красноярск), ВПЦ «Вымпел» (Красноярский край Богучанский район, с. Богучаны).

В структуру патриотических организаций Иркутской области входят и НКО, связанные с казачеством, которое исторически значимо в данном регионе. Можно выделить казачий подростковый Центр традици-

Проблема институциональной эффективности системы 65

патриотического воспитания в регионах Сибирского федерального округа

онного военно-патриотического воспитания «Дружина Ермака», центр традиционного военно-патриотического воспитания

«Илимское воеводство» и ВПК «Острог», Иркутская региональная детско-юношеская патриотическая общественная организация «Древо» и ее центр «Ладья» (г. Братск).

О роли финансирования патриотических объединений говорит и тот факт, что несмотря на существование зарегистрированных некоммерческих фондов, ориентированных на поддержку патриотических инициатив («Фонд духовно-нравственного и патриотического воспитания имени В. Г. Распутина», «Патриот Прибайкалья», «Держава», «Фонд поддержки духовно-патриотических сил Отечества»), их активность носит ограниченный характер и не отмечается в информационной среде регионов.

В рамках военно-патриотического направления в каждом регионе ведется активная деятельность: проводятся военно-патриотические акции, фестивали и конкурсы; выставки, онлайн-квизы, онлайн-тестирования; вахты памяти; молодежь принимает участие во всероссийских военно-спортивных играх и форумах и т. д. В условиях ковидных ограничений большее количество мероприятий проводились преимущественно в онлайн-формате.

Согласно государственным направлениям развития патриотического воспитания волонтерство является одним из ключевых звень-

ев, способствующих формированию межпоколенческих связей и ответственного отношения к обществу и государству. Данное направление также активно развивается в субъектах СФО и их деятельность отражается на Интернет-страницах - Красволонтер РФ, Добро.ру. Страницы волонтерского движения Красноярского края имеет 6 742 подписчика, в Иркутской области - 6 843 подписчика, что говорит о результативности деятельности данного проекта.

Восприятие системы патриотического воспитания школьниками

Красноярского края

и Иркутской области Система патриотического воспитания двух субъектов СФО организована в соответствии с федеральными программами и проектами, имеет разветвленную структуру организаций, обеспечивающих реализацию целей и задач патриотического воспитания. Но, кроме количественных показателей, которые составляют систему оценки эффективности данной деятельности, как мы уже говорили выше, - следует методом опроса в изучаемых регионах оценить отношение старших школьников к патриотическому воспитанию. Так, 63,3 % респондентов Красноярского края и 45,3 % - Иркутской области отметили, что патриотизм - это глубоко личное чувство, и его нельзя навязывать людям - человек сам определяет, что патриотично, а что нет. 14,7 % респондентов Краснояр-

66

Т. А. Асеева

ского края и 33,2 % - Иркутской области посчитали, что патриотизм надо воспитывать с детства: в семье, в школе; его необходимо пропагандировать на телевидении, в кино, в литературе. 21,1 % и 19,4 % соответственно - затруднились определить основных субъектов формирования патриотизма.

При этом, рассуждая о способах формирования патриотизма у молодежи, респонденты Иркутской области продемонстрировали приверженность системе патриотического воспитания. Респонденты же Красноярского края акцентировали внимание на необходимости создания условий для саморазвития (см. табл. 1).

Таблица 1.

Способы формирования патриотических ценностей среди молодежи по мнению школьников*, % по столбцу

Что, на Ваш взгляд, необходимо делать для формирования патриотических ценностей среди молодежи? Красноярский край Иркутская область

Улучшение условий жизни населения, создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья 50,2 48,3

Патриотическое воспитание в школе, институте, в семье 46,2 67,7

Поднятие престижа страны в мире 34,7 28,0

Создание патриотических кружков, организаций, клубов, проведение зарниц, военно-патриотических игр 18,7 38,4

Больше патриотических фильмов, художественной литературы, песен 19,1 31,5

Повысить авторитет армии 16,7 25,9

Организация досуга молодежи 14,7 19,0

Патриотические и историко-культурные центры и музеи 9,6 14,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Больше тем патриотической направленности в СМИ 7,6 17,2

Финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них 8,8 9,1

Другое 0,8 0,4

Патриотизм не нуждается в целенаправленном формировании 15,5 3,9

Затрудняюсь ответить 11,6 9,9

*В таблице представлены результаты ответов на закрытый вопрос с множественным выбором, то есть респондентам была представлена возможность указывать несколько вариантов ответов. В связи с этим сумма значений по столбцу превышает 100 %

В некотором противоречии с ви- дится их представление о его субъ-дением школьниками механизмов ектах. Однако, если сопоставить его патриотического воспитания нахо- со списком референтных для моло-

Проблема институциональной эффективности системы 67

патриотического воспитания в регионах Сибирского федерального округа

дежи лидеров мнений, то данные ответы можно интерпретировать как констатирующие сложившуюся ситуацию, то есть большинство школьников называли тех агентов, которые сейчас осуществляют патриотическое воспитание, а не тех,

кого они желали бы видеть в качестве таковых. Их список включает традиционных агентов социализации: семью, учреждения образования, государство, патриотические организации, армию и СМИ (см. табл. 2).

Таблица 2.

Субъекты патриотического воспитания по мнению школьников*, % по столбцу

Кто, на Ваш взгляд, должен заниматься Красноярский Иркутская

патриотическим воспитанием? край область

Семья 51,8 56,9

Школа, вуз 39,0 46,1

Государство 35,5 52,6

Патриотические организации 23,5 37,1

Армия 16,3 49,1

СМИ 16,3 14,2

Партии, общественные организации 10,4 16,4

Церковь, религиозные организации 5,2 10,3

Другое 0,0 0,0

Никто 14,3 3,9

Нет ответа 2,4 2,6

*В таблице представлены результаты ответов на закрытый вопрос с множественным выбором, то есть респондентам была представлена возможность указывать несколько вариантов ответов. В связи с этим сумма значений по столбцу превышает 100 %

В качестве наиболее эффективного направления патриотического воспитания школьники двух регионов назвали создание фильмов и литературы патриотической

направленности. При этом в целом уровень одобрения всех остальных методов также превысил 50 % (см. табл. 3).

68

Т. А. Асеева

Таблица 3.

Распределение ответов на вопрос: «Оцените степень эффективности следующих направлений формирования патриотизма?», % по столбцу

Красноярский край Иркутская область

Деятельность историко-культурных, патриотических клубов и центров

Эффективно 61,4 66,8

Не эффективно 25,9 19,8

Выставки патриотической направленности

Эффективно 57,8 67,7

Не эффективно 29,5 21,6

Военно-патриотические вахты и игры

Эффективно 56,6 70,2

Не эффективно 28,7 17,7

Литература, фильмы патриотической направленности

Эффективно 70,6 77,6

Не эффективно 19,2 11,2

Фестивали, конкурсы патриотической направленности

Эффективно 62,5 71,9

Не эффективно 25,5 17,7

Представляет интерес тот факт, что меньше половины школьников Красноярского края (37,1 %) и чуть более половины школьников Иркутской области (56,9 %) имеет хоть какое-то представление о программах патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Так, 6,8 % (КК) и 21,1 % (ИО) ответили, что хорошо знают о программах патриотического воспитания. 30,3 % (КК) и 35 % (ИО) - что-то об этом слышали. 42,2 % (КК) и

23,3 % (ИО) ответили, что впервые слышат об этом. А 20,7 % (КК), 19,8 % (ИО) вообще затруднились ответить на вопрос «Слышали (знаете) ли Вы что-либо о программах патриотического воспитания граждан РФ?»

В связи с низкой информированностью школьников следует также уточнить наличие опыта участия респондентов в мероприятиях патриотической направленности (см. табл. 4).

Проблема институциональной эффективности системы 69

патриотического воспитания в регионах Сибирского федерального округа

Таблица 4.

Распределение ответов на вопрос «В каких мероприятиях патриотической направленности Вы принимали участие за последние два года»*, % по столбцу

В каких мероприятиях патриотической направленности Вы принимали участие за последние два года? Красноярский край Иркутская область

Посещал историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий и учреждений 42,6 49,1

Принимал участие в военно-спортивных играх 13,9 34,5

Посещал выставки патриотической направленности 11,2 24,6

Участвовал в фестивалях и конкурсах по патриотической тематике 10,8 17,2

Участвовал в деятельности патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодежных 8,8 14,2

Приобретал в течение года книги патриотической направленности 8,0 11,2

Участвовал в проведении научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания 2,4 4,7

Ни в каких подобных мероприятиях не участвовал 46,6 36,6

*В таблице представлены результаты ответов на закрытый вопрос с множественным выбором, то есть респондентам была представлена возможность указывать несколько вариантов ответов. В связи с этим сумма значений по столбцу превышает 100 %

На фоне выявленной опросом низкой степени вовлеченности школьников в систему патриотического воспитания, закономерным выступает их отрицательное отношение к введению обязательного патриотического воспитания в школах и вузах - положительно или скорее положительно эту идею оценили 24,3 % (КК) и 54,8 % (ИО) респондентов, отрицательно или скорее отрицательно - 48,2 % (КК) и 19,8 % (ИО). 27,5 % (КК) и 25,4 % (ИО) ответили, что им это безразлично.

70

Выводы

Несмотря на разные ресурсные возможности институтов и субъектов патриотического воспитания, регионы СФО показывают высокий уровень интенсивности мероприятий патриотической направленности. В региональной отчетности присутствуют все блоки и направления патриотического воспитания, предусмотренные на федеральном уровне. Но все же следует констатировать, что при оценке эффективности реализации проектов патриотического воспитания показательным является и оценка мероприятий данного направления моТ. А. Асеева

лодежью (в нашем случае старших школьников). В результате анализа массового опроса выяснилось, что на фоне слабой информированности, молодежь демонстрирует низкую заинтересованность и слабую включенность в реализацию патриотических проектов, высказывается против принудительного участия в патриотических мероприятиях. Это

может свидетельствовать о недостаточном соответствии методов и форм патриотической работы представлениям молодежи об этом. Следовательно, для повышения качества данной работы следует изучать настроения и интересы молодежи, а также их приоритетные формы коммуникации.

Библиографический список

1. Асеев С. Ю. Оценка эффективности программ патриотического воспитания старшими школьниками регионов Сибирского федерального округа / С. Ю. Асеев, Д. А. Качусов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. № 1. С. 97-106.

2. Вальянова О. С. Деятельность школьных музеев Красноярска и их участие в формировании исторической памяти / О. С. Вальянова, А. П. Дворецкая // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2019. № 3(37). С. 82-88.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», принятая Правительством РФ постановлением № 1493 от 30 декабря 2015 г. иКЬ: http://static.government.ru/media/iiles/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf. (Дата обращения: 01.11.2021).

4. Ефанова О. А. Подходы к оценке мероприятий в сфере патриотического воспитания / О. А. Ефанова, А. М. Базаркулова // Интерактивная наука. 2018. № 4 (28). С. 57-60.

5. Закон Красноярского края «О патриотическом воспитании» № 11-5188 от 17.06.2021 г. иКЬ: http://www.krskstate.rU/docs/0/doc/77077. (Дата обращения: 16.10.2021).

6. Иванова Е. А. К вопросу о личностных характеристиках современной молодежи Сибири с гражданско-патриотической позицией // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 19. С. 19-29.

7. Иванова Е. А. Отношение к феномену патриотизма и его уровень представленности в современной молодежи Сибири / Е. А. Иванова, О. А. Карнышева // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6. иКЬ: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN619.pdf. (Дата обращения: 20.11.2021).

8. Ивченков С. Г. Патриотизм как компонент общественного сознания: поколенческий ракурс измерения / С. Г. Ивченков, Е. В. Сайганова // Вестник института социологии. 2019. Т.10, № 1. С. 104-119.

9. Карнышева А. Д. Байкал и психологические ресурсы подталкивания к экологическому патриотизму / А. Д. Карнышева., Е. А. Иванова, О. А. Карнышева // Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. С. 196-214.

Проблема институциональной эффективности системы 71

патриотического воспитания в регионах Сибирского федерального округа

10. Литвинов В. А. Об оценке эффективности патриотического и нравственного воспитания // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 51-58.

11. Лутовинов В. И. Критерии и основы методов оценки работы по патриотическому воспитанию. Москва : ООО «Армпресс», 2006. 69 с.

12. Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине / отв. ред. З. З. Мухина, С. В. Канныкин. Старый Оскол : СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. 289 с.

13. Региональная программа «Патриотическое воспитание граждан в Красноярском крае на 2017-2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства Красноярского края № 1163-р от 23 декабря 2016 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/444958332. (Дата обращения: 27.11.2021).

14. Региональный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2021-2024 гг.). URL: https://irkobl.ru/region/priority/education/page.php. (Дата обращения: 21.10.2021).

15. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на 2021-2024 гг. URL: //http://cpvrb.ru/programmy/federalnyj_proekt_patrioticheskoe_vospitanie_grazhdan_ro ssij skoj_federacii_nacionalnogo_proekta_obrazovanie_na_20212024_gg/. (Дата обращения: 20.11.2021).

16. Флоря В. М. Патриотическое воспитание студенческой молодежи как объект социологического анализа / В. М. Флоря, Д. Н. Безгодов, О. А. Волкова // Вопросы управления. 2018. № 3 (52). С. 105-109.

17. Фонталова Н. С. Особенности патриотического самосознания современной молодежи / Н. С. Фонталова, Г. Э. Турганова, О. Е. Ермоченко // Baikal Research Journal : электронный научный журнал. 2019. Т. 10. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/nosobennosti-patrioticheskogo-samosoznaniya-sovremennoy-molodezhi/viewer. (Дата обращения 27.11.2021).

18. Шурухина Г. А. Психологический анализ проявления патриотичности у старших школьников / Г. А. Шурухина, Л. А. Жданова // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 45-50.

19. Curren R., Dorn Ch. Patriotic education in a global age. University of Chicago Press. 2018. URL: https://www.bibliovault.org/BV.landing.epl?ISBN=9780226552422. (Дата обращения: 01.11.2021). DOI: 10.7208/chicago/9780226552422.001.0001.

20. Goode J. P. Everyday patriotism and ethnicity in today's Russia. Russia before and after Crimea: Nationalism and identity, 2010-2017. Ed. by B. Kosto and Helge Blakkisrud. Edinburgh: Edinburgh University Press. 2018. P. 258-281.

21. Gu C. The connotation and requirements of patriotism // Learning & Education. 2021. Vol. 9. Issue 4. Pp. 121-123.

22. Laruelle M. Patriotic youth clubs in Russia. Professional niches, cultural capital and narratives of social engagement // Europe-Asia Studies. 2015. Vol. 67. №1. P. 8-27.

72

Т. А. Асеева

23. Zhang L., Lv P. Research on the path of patriotic education for college students in the new era // Asian Education Studies 2021. №. 6 (2). Pp. 20-23. DOI: 10.20849/aes.v6i2.974.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reference list

1. Aseev S. Ju. Ocenka jeffektivnosti programm patrioticheskogo vospitanija starshimi shkol'nikami regionov Sibirskogo federal'nogo okruga = Assessment of the effectiveness of patriotic education programs by senior schoolchildren of the regions in the Siberian federal district / S. Ju. Aseev, D. A. Kachusov // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija. 2021. № 1. S. 97-106.

2. Val'janova O. S. Dejatel'nost' shkol'nyh muzeev Krasnojarska i ih uchastie v formirovanii istoricheskoj pamjati = The activities of school museums in Krasnoyarsk and their participation in the formation of historical memory / O. S. Val'janova, A. P. Dvoreckaja // Problemy social'no-jekonomicheskogo razvitija Sibiri. 2019. № 3(37). S. 82-88.

3. Gosudarstvennaja programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody», prinjataja Pravitel'stvom RF postanovleniem № 1493 ot 30 dekabrja 2015 g. = State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020", adopted by the Government of the Russian Federation by Resolution No. 1493 December 30, 2015. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf. (Data obrashhenija: 01.11.2021).

4. Efanova O. A. Podhody k ocenke meroprijatij v sfere patrioticheskogo vospitani-ja = Approaches to assessing measures in the field of patriotic education / O. A. Efanova, A. M. Bazarkulova // Interaktivnaja nauka. 2018. № 4 (28). S. 57-60.

5. Zakon Krasnojarskogo kraja «O patrioticheskom vospitanii» № 11-5188 ot 17.06.2021 g. = Law of the Krasnoyarsk Territory "On patriotic education" No. 11-5188 of 17.06.2021. URL: http://www.krskstate.ru/docs/0/doc/77077. (Data obrashhenija: 16.10.2021).

6. Ivanova E. A. K voprosu o lichnostnyh harakteristikah sovremennoj molodezhi Sibiri s grazhdansko-patrioticheskoj poziciej = On the issue of personal characteristics of modern youth of Siberia with a civil-patriotic position // Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Psihologija. 2017. T. 19. S. 19-29.

7. Ivanova E. A. Otnoshenie k fenomenu patriotizma i ego uroven' predstavlennosti v sovremennoj molodezhi Sibiri = Attitude to the phenomenon of patriotism and its level of representation in modern youth of Siberia / E. A. Ivanova, O. A. Karnysheva // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2019. №6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN619.pdf. (Data obrashhenija: 20.11.2021).

8. Ivchenkov S. G. Patriotizm kak komponent obshhestvennogo soznanija: pokolencheskij rakurs izmerenija = Patriotism as a component of public consciousness: a generational dimension view / S. G. Ivchenkov, E. V Sajganova // Vestnik instituta sociologii. 2019. T.10, № 1. S. 104-119.

9. Karnysheva A. D. Bajkal i psihologicheskie resursy podtalkivanija k jekologicheskomu patriotizmu = Baikal and psychological resources of pushing for environmental patriotism / A. D. Karnysheva., E. A. Ivanova, O. A. Karnysheva // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2020. № 77. S. 196-214.

Проблема институциональной эффективности системы 73

патриотического воспитания в регионах Сибирского федерального округа

10. Litvinov V A. Ob ocenke jeifektivnosti patrioticheskogo i nravstvennogo vospitanija = On assessing the effectiveness of patriotic and moral education // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2018. № 4. S. 51-58.

11. Lutovinov V. I. Kriterii i osnovy metodov ocenki raboty po patrioticheskomu vospitaniju = Criteria and fundamentals of methods for evaluating work on patriotic education. Moskva : OOO «Armpress», 2006. 69 s.

12. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennoj Rossii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennoj 50-letiju organizacii poiskovogo dvizhenija na Belgorodchine = Patriotic education of young people in modern Russia: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated to the 50th anniversary of the organization of the search movement in the Belgorod region / otv. red. Z. Z. Muhina, S. V. Kannykin. Staryj Oskol : STI NITU «MISiS», 2019. 289 s.

13. Regional'naja programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan v Krasnojarskom krae na 2017-2020 gody», utverzhdennaja rasporjazheniem Pravitel'stva Krasnojarskogo kraja № 1163-r ot 23 dekabrja 2016 goda = Regional program "Patriotic education of citizens in the Krasnoyarsk Territory for 2017 - 2020", approved by order of the Government of the Krasnoyarsk Territory No. 1163-r of December 23, 2016. URL: https://docs.cntd.ru/document/444958332. (Data obrashhenija: 27.11.2021).

14. Regional'nyj proekt «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii» (2021-2024 gg.) = Regional project "Patriotic education of citizens of the Russian Federation" (2021-2024). URL: https://irkobl.ru/region/priority/education/page.php. (Data obrashhenija: 21.10.2021).

15. Federal'nyj proekt «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii» nacional'nogo proekta «Obrazovanie» na 2021-2024 gg. = Federal project "Patriotic education of citizens of the Russian Federation" of the national project "Education" for 2021-2024. URL: //http://cpvrb.ru/programmy/federalnyj_proekt_patrioticheskoe_ vospitanie_grazhdan_rossijskoj_federacii_nacionalnogo_proekta_obrazovanie_na_2021 2024_gg/. (Data obrashhenija: 20.11.2021).

16. Floija V M. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi kak ob#ekt sociologicheskogo analiza = Patriotic education of student youth as an object of sociological analysis /V M. Florja, D. N. Bezgodov, O. A. Volkova // Voprosy upravlenija. 2018. № 3 (52). S. 105-109.

17. Fontalova N. S. Osobennosti patrioticheskogo samosoznanija sovremennoj molodezhi = Features of the patriotic self-awareness of modern youth / N. S. Fontalova, G. Je. Turganova, O. E. Ermochenko // Baikal Research Journal : jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2019. T. 10. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-patrioticheskogo-samosoznaniya-sovremennoy-molodezhi/viewer. (Data obrashhenija 27.11.2021).

18. Shuruhina G. A. Psihologicheskij analiz projavlenija patriotichnosti u starshih shkol'nikov = Psychological analysis of the manifestation of patriotism in high school students / G. A. Shuruhina, L. A. Zhdanova // Vestnik RUDN, serija Pedagogika i psihologija. 2015. № 3. S. 45-50.

74

Т А. Асееeа

19. Curren R., Dorn Ch. Patriotic education in a global age. University of Chicago Press. 2018. URL: https://www.bibliovault.org/BVlanding.epl?ISBN=9780226552422. (Data obrashhenija: 01.11.2021). DOI: 10.7208/chicago/9780226552422.001.0001.

20. Goode J. P. Everyday patriotism and ethnicity in today's Russia. Russia before and after Crimea: Nationalism and identity, 2010-2017. Ed. by B. Kosto and Helge Blakkisrud. Edinburgh: Edinburgh University Press. 2018. P. 258-281.

21. Gu C. The connotation and requirements of patriotism // Learning & Education. 2021. Vol. 9. Issue 4. Pp. 121-123.

22. Laruelle M. Patriotic youth clubs in Russia. Professional niches, cultural capital and narratives of social engagement // Europe-Asia Studies. 2015. Vol.67. №1. P. 8-27.

23. Zhang L. Lv P. Research on the path of patriotic education for college students in the new era // Asian Education Studies 2021. №. 6 (2). Pp. 20-23. D0I:10.20849/aes.v6i2.974.

Статья поступила в редакцию 20.03.2022; одобрена после рецензирования 05.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted on 20.03.2022; approved after reviewing 05.04.2022; accepted for publication on 12.05.2022

Проблема институциональной эффективности системы 75

патриотического воспитания в регионах Сибирского федерального округа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.