Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ КОЛЬСКОГО РЕГИОНА'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ КОЛЬСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЁЖЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ВОЛОНТЁР / ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ / АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданов Иван Викторович

В статье актуализируются некоторые аспекты патриотического воспитания в условиях современной России на примере работы с молодежью Арктического региона Кольского Заполярья; анализируются понятие « патриотизм» и некоторые исходные понятия, составляющие основу феномена патриотизма, такие как «духовное пространство патриотизма», «историческая память». Выявлены различные аспекты рассмотрения феномена «патриотизм»: философский, психологический, социологический. Рассматриваются сущность и содержание патриотического воспитания и волонтерского движения. Поанализирована система патриотического воспитания, сложившаяся в Мурманской области: деятельность молодёжных организаций области, а также опыт деятельности образовательных, военных, волонтерских и других организаций городов Арктического региона Кольского Заполярья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH: EXPERIENCE OF KOLSKY REGION

The article actualizes some aspects of patriotic education in the conditions of modern Russia on the example of working with young people in the Arctic region of the Arctic Kolsky region; analyzes the concept of «patriotism» and some of the initial concepts that form the basis of the phenomenon of patriotism, such as «spiritual space of patriotism», «historical memory». Various aspects of the consideration of the phenomenon of «patriotism» are revealed: philosophical, psychological, sociological. The essence and content of patriotic education and volunteer movement are considered. The system of patriotic education that has developed in the Murmansk region is analyzed: the activities of youth organizations in the region, as well as the experience of educational, military, volunteer and other organizations in the cities of the Arctic Kolsky region

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ КОЛЬСКОГО РЕГИОНА»

УДК 796.011.3

И. В. Богданов

(г. Мурманск)

современные аспекты патриотического воспитания молодежи: опыт кольского региона

modern aspects of patriotic education of the youth: experience of kolsky region

В статье актуализируются некоторые аспекты патриотического воспитания в условиях современной России на примере работы с молодежью Арктического региона Кольского Заполярья; анализируются понятие « патриотизм» и некоторые исходные понятия, составляющие основу феномена патриотизма, такие как «духовное пространство патриотизма», «историческая память». Выявлены различные аспекты рассмотрения феномена «патриотизм»: философский, психологический, социологический. Рассматриваются сущность и содержание патриотического воспитания и волонтерского движения. Поанализирована система патриотического воспитания, сложившаяся в Мурманской области: деятельность молодёжных организаций области, а также опыт деятельности образовательных, военных, волонтерских и других организаций городов Арктического региона Кольского Заполярья.

Ключевые слова: патриотизм, молодёжь, патриотическое воспитание, пандемия, волонтёр, период самоизоляции, Арктический регион Кольского Заполярья.

The article actualizes some aspects of patriotic education in the conditions of modern Russia on the example of working with young people in the Arctic region of the Arctic Kolsky region; analyzes the concept of «patriotism» and some of the initial concepts that form the basis of the phenomenon of patriotism, such as «spiritual space of patriotism», «historical memory». Various aspects of the consideration of the phenomenon of «patriotism» are revealed: philosophical, psychological, sociological. The essence and content of patriotic education and volunteer movement are considered. The system of patriotic education that has developed in the Murmansk region is analyzed: the activities of youth organizations in the region, as well as the experience of educational, military, volunteer and other organizations in the cities of the Arctic Kolsky region.

Key words: patriotism, youth, patriotic education, pandemic, volunteer, period of self-isolation, Arctic Kolsky region.

Историческая традиция воспитательной работы в России связана с формированием чувства патриотизма у молодежи, которое не только играет особую роль в духовно-нравственной жизни человека, но и влияет на различные процессы становления и развития государства. В современных условиях международной нестабильности, нарастания социальных проблем и противоречий, пандемии обращение к теме патриотизма становится чрезвычайно актуальным, так как именно чувство патриотизма

способствует сплочению и единению нации, сохраняет ее самобытность, обеспечивает национальную безопасность, расширяет возможности для реализации социально значимых, гуманистически ориентированных проектов.

Цель статьи - рассмотреть особенности формирования чувства патриотизма в современных условиях, проанализировать новые формы его проявления на примере Арктического региона Кольского Заполярья.

Понятие «патриотизм» имеет достаточно широкую трактовку. В переводе с греческого языка «Patriotes» означает земляк, соотечественник, а «Patris» -Родина. Патриотизм - это понятие, которое в каждую эпоху имело различное социальное и ценностное содержание, но в то же время оно всегда было неотделимо от понятий «Отчизна», «Любовь к Родине» [1].

Исследование феномена патриотизма связано с именами теоретиков отечественной гуманистической мысли - Н.Г.Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Г.П. Федотова, И.А. Ильина, Д.С. Лихачева и др. Русский историк Н.М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял три элемента его составляющих. Первый - физическая любовь к Родине, то есть к месту, где человек родился и вырос. Второй - любовь гражданская, под которой понимается социальная связь человека с обществом, комплексом прав, свобод и обязанностей. Третьем элементом является любовь политическая, то есть человек поддерживает и осуществляет в своей деятельности политические идеалы Родины [5].

Рассмотрим исходное понятие, духовные основы или духовное пространство патриотизма. «Под духовным пространством патриотизма понимаются сферы существования и проявления феномена патриотизма в его бытийном, сакральном и потенциальном существовании» [4, с.12]. По сути, духовное пространство патриотизма - это существующие в общественном сознании стереотипы, ценностные ориентации, идеалы и символы, в соответствии с которыми формируются образ отечества, образцы патриотического поведения, осуществляется социально и патриотически ориентированная деятельность.

Одной из составляющих осмысления и освоения духовного пространства патриотизма является историческая память. Историческая и социальная память концентрируют важнейшие патриотические ценности и смыслы, которые передаются из поколения в поколение, выполняют роль нравственных и гражданственных ориентиров для подрастающего поколения, обеспечивают трансляцию и преемственность

культурно-исторического патриотического опыта. Интегральной составляющей патриотизма является гражданственность, гражданская позиция личности. Гражданственность часто рассматривается как синоним патриотизма. Однако если «патриотизм» имеет глубокое символическое значение, гражданственность имеет социально-практическую обусловленность и включает в себя нравственную, правовую культуру, проявление патриотических чувств и действий.

Как следует из анализа понятий, возможно выделить различные аспекты рассмотрения феномена «патриотизм». Философский аспект рассмотрения составляют философские категории, концепции, идеи; в психологическом аспекте рассмотрения патриотизма заметную роль играет понимание патриотических ценностных ориен-таций как сферы самоопределения и самореализации личности; в социологическом аспекте акцентируется внимание на проявлении патриотизма в социально ориентированном поведении граждан.

Важным компонентом формирования сложного и многогранного феномена патриотизма является патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чув -ства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В узком смысле патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность отдельных субъектов патриотического воспитания» [7, с. 33].

Постановлением Правительства РФ была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [9]. Цели и задачи программы предполагают развитие научного и методического сопровождения системы патриотического

воспитания граждан; совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию; развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, создание условий для развития волонтерского движения, как важного элемента гражданско-патриотического воспитания [9].

Современное патриотическое воспитание тесно связано с патриотической деятельностью субъектов. Патриотическая деятельность - «это способ воплощения патриотического сознания и реализации всех видов воздействий субъекта на объект патриотизма, совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей» [7, с.29].

Следует отметить, что современный патриотизм - это не только теория и идеология, но патриотическая деятельность и гуманистически ориентированная социальная практика, которая получила широкое распространение особенно в последнее время. В системе современного патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами, при активном участии средств массовой информации, военных, спортивных, ветеранских, волонтерских, молодежных и других общественных организаций [9]. С опорой на данное положение была проанализирована система патриотического воспитания, сложившаяся в Мурманской области: деятельность молодёжных организаций, а также опыт образовательных, военных, волонтерских и других организаций городов Арктического региона Кольского Заполярья.

Система взаимодействия гражданских и военных организаций Мурманской области направлена на формирование у молодёжи чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к историческим традициям области, проявляющегося в помощи и поддержке старшему поколению, положительном отношении к Вооружённым Силам РФ и предсто-

ящему несению воинской службы в армии. Формы работы с молодёжью Арктического региона Кольского Заполярья представлены следующими направлениями:

- военно-спортивным: выполнение нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» [13]; военно-тактические игры «Орлёнок», «Зарница»; проверка физической подготовленности лиц призывного возраста;

- военно-историческим: военно-историческая игра «Город на скалах - сам как скала»; городской конкурс знатоков объектов культурного наследия «Мужество, одетое в гранит»; посещение музеев боевой славы Заполярья; восстановление и уход за мемориальными памятниками, местами боевой славы, несение вахты памяти; поисковая работа и др.

Отдельно следует отметить сложившуюся систему волонтерского движения в условиях Арктического региона Кольского Заполярья, которая получила активное развитие в условиях пандемии. Общественная и гражданская значимость волонтерства и добровольчества подчеркивалась в важнейших нормативных документах: программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [8, 9].

Важно отметить, что деятельность волонтерских организаций и волонтеров Мурманской области осуществлялась в сложных географических и климатических условиях - отдаленных районах тундры, за полярным кругом и т.д. В условиях пандемии для многих молодых людей волонтерство стало важной частью жизни. Волонтеры области активно участвовали в социально значимых проектах: помощь старшему поколению по доставке продуктов питания, медикаментов, средств личной гигиены, - оказывали помощь штатному медицинскому персоналу в медицинских учреждениях и др.

Особым достижением является организация на территории Мурманской области на базе Сектора молодежной политики и спорта администрации г.Североморск единого фронта по борьбе с последствиями

изоляции людей, связанной с пандемией, «Волонтерский Центр», который включает в себя ряд эффективно работающих организаций:

- дополнительного образования: школа волонтёров «Ни дня без скуки», военно-патриотический клуб Архангела Михаила, г. Мурманск;

- общественные организации: Мурманская региональная общественная организация поддержки семьи «Северянка», Центры гуманитарной помощи «Стезя милосердия», «Мята» г.Мурманск;

- волонтёрские организации: «Городская волонтёрская группа» г. Североморск, волонтёрский отряд «Доброволец» МБОУ «Североморская школа полного дня», волонтёрские отряды «ДИВА», «Защитники здоровья» и «РИТМ» г.Североморск, волонтёрская группа медиков ГОБУЗ «ЦРБ г.Североморск», волонтерское движение «Словом и Делом»;

- ряд организаций малого и среднего бизнеса, объединившихся на добровольных началах в условиях пандемии с целью поддержки населения, находящегося в изоляции: коллективы кафе «Ваенга», ООО «Каштан», «Таверна Луна и Яичница», Диско Кружка Североморск ООО «АСТИ», Такси «Maxim» и др.

Патриотическое воспитание является важным элементом процесса социализации молодого поколения. Именно в процессе патриотического воспитания происходит

усвоение значимых социальных ценностей и норм российского общества. Развитое чув -ство патриотизма у молодежи позволяет успешно формировать и другие социально значимые качества, такие как гражданственность, духовность, ответственность, социальная активность. Ученые и специалисты в области воспитания отмечают, что недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства, негативно отражается на качестве социализации подрастающего поколения [4, 7, 9].

Опыт работы гражданских и военных организаций в сфере патриотического воспитания молодёжи Арктического региона Кольского заполярья показывает, что в регионе сложилась эффективно работающая система патриотического воспитания, представленная различными направлениями патриотической, социально ориентированной деятельности (военно-спортивным, военно-историческим, волонтерским и др.). Таким образом, система патриотического воспитания региона обладает значительным потенциалом для успешной социализации молодежи, реализации молодежной политики, формирования социального взаимодействия различных социальных институтов и общественных организаций.

Литература

1. Антонова А.Д., Е.С. Сафронова, Лучникова М.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы// Молодой ученый. - 2017. - № 48 (182). - С. 296-299. - URL: https:// moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 20.02.2021).

2. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.

3. Богданов И.В. Инновационный подход к подготовке допризывной молодежи Арктического региона Кольского Заполярья // Мат.-лы Международной научно-практич. конференции. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2020.

- С. 32-38.

4. Гражданско-патриотическое воспитание: учебное пособие. - Ставрополь, 2017.- 36 с.

5. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: в 2-х т. - М.-Л.: Художественная литература, 1964.

- Т. 2. - 592 с.

6. Кожокин Е.М. Диктатура и демократия // Новое время. - М.- 1990. - №28. - С. 38-39.

7. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. -Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. -156 с.

8. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) ФЗ №15 ФЗ от 5.02.2018 г. (с изменениями на 8 декабря 2020 года). URL: https://docs.cntd.ru/ document/9012847(дата обращения: 20.02.2021).

9. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» № 1493 от 30 декабря 2015 г. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_192149/ (дата обращения: 24.02.2021).

10. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. [К 150-летию со дня смерти. 1802—1952] / под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипа-нова. - М.: Госполитиздат. - М.: Новое время. - 1952. - 676 с.

11. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е.С. Рапатович. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.

12. Чаадаев П.Я. Философические письма. www.vehi.net. (дата обращения: 14.03.2021).

13. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 172 от 24 марта 2014 года. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160703/(дата обращения: 24.02.2021).

14. Эрик Хоффер. Человек убежденный: Личность, власть и массовые движения = ERIC HOFFER «The True Believer: Thoughts on the Nature of Mass Movements». - М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. -200 p.

15. Егоров М.А., Томилин А.Н. Вопросы формирования профессионально обусловленных патриотических качеств военнослужащих//Человек и образование.- 2020.- №1.- С. 152-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.